Внутренность храма отвечает её наружному строгому стилю. Две боковые стены прорезаны окнами, забранными в цветные мягко-светлые стекла, сверху подвешено паникадило, и по стенам утверждены бра для свечей, одинакового рисунка. Мраморный белоснежный престол является центральной, украшающей внутренность церкви святыней, по левую руку его утверждается бронзовый жертвенник, имеющий быть и хранилищем для сосудов и иной утвари во внебогослужебное время. Передняя запрестольная стена украшена образами Воскресения Христова, Богородицы и Св. Василия Великого артистического письма, присланными, как и большинство остальной прекрасной и изящной церковной утвари, из сердца России, Москвы, от родных г-жи Нефтель (храмоздательница – ближайший отпрыск грузинского царского рода). За маловместительностью нового храма нет возможности поставить полный иконостас; его заменяют медные перила, разделенные в соответствии с обычным распределением Царских, северных и южных дверей промежутками. Освящение храма совершено было Высокопреосвященнейшим Архиепископом Тихоном, в сослужении местного русского причта, в присутствии создательницы храма, которая говела в этот знаменательный в её жизни день, и некоторых возглавленных Российским Генеральным Консулом Н.Н. Лодыженским прихожан. Исключительная обстановка торжества, окрестные могилы, памятники, стройное пение части архиерейского хора, – все это располагало к молитве и умилению. Торжественный чин освящения храма с торжественной же, вслед за тем, архиерейскою литургией заключен был панихидным пением над могилою почивающего под сенью храма раба Божия Василия, по имени коего, во славу его Ангела, св. Василия Великого , и освящен наш новый кладбищенский храм» 917 . Вечером Тихон совершил всенощное бдение в боковом приделе Нью-Йоркского собора. 8/21 сентября 1906 г. Праздничную литургию в день Рождества Богородицы Его Высокопреосвященство служил в приделе кафедрального собора, соименном празднику 918 . 13/26 сентября 1906 г. «Накануне 14 Сентября, за всенощной, Владыкою был совершен чин воздвижения Животворящего креста Господня. Этот редкий и умилительный чин еще впервые совершался в Нью-Йоркском соборе с такой торжественностью, при подобающем благолепном пении «Господи помилуй», при сослужении местного причта и прибывших из Свято-Тихоновской обители священноиноков. Ибо на другой день, в самый праздник, назначено было посвящение во иеродиакона инока Антония, первого постриженника обители Американской, и с о. Антонием прибыл его духовный старец о. наместник Тихон, который и участвовал в вечерней службе. Еще ранее произведено было испытание о. Антония Владыкою и членами Правления для суждения о степени подготовленности его к тому высшему сану, какой предлежало ему на себя восприять, и испытание дало вполне удовлетворительные результаты» 919 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Тогда же стали известны его «чудотворения», выражавшиеся в произвольном и часто недопустимом изменении Богослужебного чина, введении гражданского языка и т.д. Это стало вызывать нарекания, и Патриарх с Синодом вынуждены были в 1921 году наложить на него запрещение, впредь до раскаяния. Проповедь его также отличалась некоторой экстравагантностью. Так, ещё в 1918 году он утверждал, что Христианство «как носитель лучших культурных достижений человечества, должно идти впереди народно-революционного движения». 371 Поэтому когда в Мае 1922 года перед Введенским, Красницким, Калиновским и К о – встала проблема архиерейского возглавления их мероприятия для придания ему «авторитетности», то более подходящего кандидата на эту роль, чем Антонин им найти было трудно. Последний сразу же принял их приглашение, в чём немалую роль сыграло его озлобление на существующее церковное руководство. Свои чувства он год спустя излил в статье «Человеческие документы», помещённой в газете «Известия» 372 . Епископ Антонин становится председателем Обновленческого ВЦУ, а в Августе 1922 года «Живая Церковь » провозглашает его «митрополитом всея России». Однако, ему не захотелось ограничиваться ролью «генерала» на брачном пире живоцерковников. Всё яснее для него было видно, что он лишь номинальный монарх в государстве, фактическими правителями которого оказались Красницкий с Введенским. Особенно его задевали монахофобские устремления живоцерковников. И Антонин восстал. Какие-либо «канонические» меры против зарвавшихся «живцов» ему предпринять было практически невозможно, поэтому он, не найдя никакого решения, ограничивался личными конфликтами. «Между нами нет Христа», – сказал он Красницкому во время совместного служения литургии, когда ему, как предстоятелю, следовало говорить: «Христос посреди нас». А вручая жезл новохиротонисанному «белому епископу» он провозгласил во всеуслышание: «Попы лезут в архиереи, чтобы пить и курить», доведя этим новоявленного «владыку» до обморока. 373 Впрочем, ВЦУ, будучи по самой своей природе скандальным учреждением, вынуждено было пока терпеть Антонина.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Заседание 4-е, пятница: 7.30 утра – 9 утра.) Поставлен вопрос о разницах в чинопоследованиях и обрядах. В разных приходах одни и те же чины совершаются разно. Особенно разнятся в совершении утрени, вечерни и при требоисправлениях. Во время литургии не в одно везде время отверзают и закрывают Царские двери и т.п. Между тем, прихожане, переходя к другой церкви из своего прихода, смущаются. А новоприбывшие священники, не знакомые с местной обрядностью и традициями, чувствуют себя неопределенно. По сему вопросу Собор всецело примкнул к мнению Высокопреосвященнейшего Владыки: происхождение разниц естественно; люди пришли из разных краев России, Галиции, Венгрии, Буковины, Сербии и пр. Следует объяснить прихожанам разницу между существенным и несущественным, между догматом и обрядом. Но сколько разницы не вредят существу веры и особенности не граничат с нежелательными привносами, они терпимы. Для того же, чтобы внести все-таки большую определенность в эту сторону миссийной работы, все участники Собора приглашаются при потребных случаях выяснять, откуда эти разницы и почему они терпимы, а в руководство священникам, при переходе их с места на место, имеет быть составлена книга с подробным указанием, какие особенности и в каких приходах наблюдаются в настоящее время. Заседание закончено было речью о. Председателя Собора, в коей оратор подвел итоги соборным рассуждениям, дал славу имени Божию за совершившийся факт единения Церкви на Соборе и пригласил все собрание низким поклоном возблагодарить Архиепископа за его 8-летнее служение Миссии ввиду перевода его на Ярославскую кафедру в России. После сего Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Архиепископ Тихон объявил Собор закрытым и поблагословил всех участников, раздав им на память крестики. Владыке единодушно пропели по-галицийски и по-великорусски: «многая лета, во здравие, во спасение, многая лета!» В память сего первого Собора Северо-Американской Церкви, возглавленного Святителем Тихоном, постановлено соорудить в Майфильдской церкви что-либо к благолепию храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Обстоятельства сложились так, что на Ярославскую кафедру архиепископ Агафангел был направлен при переводе святителя Тихона в Вильну. Перевод этот пришелся на канун великой катастрофы государства Российского. И для обоих архиереев последний период служения стал подвигом. 5 февраля 1914 года, встреченный представителями властей и духовенства, владыка Агафангел призвал благословение Божие на город Ярославль, пожелал ему процветания и сказал: «На нашу Православную Церковь ополчились враги видимые и невидимые, которые вносят раздор в Церковь и семью. Наше дело – сеять слово Божие, и мы должны подавать пример собственною жизнью. Может, спадет роса небесная и принесет добрый плод» . Первый же год возглавления архиепископом Агафангелом Ярославской кафедры печально ознаменовался началом мировой войны. В день объявления о ней в Ярославле при огромном стечении народа архиепископом Агафангелом и епископом Сильвестром (Братановским) был отслужен молебен на соборной площади перед образом Спаса Нерукотворного. В то время когда протодиакон возгласил: «Паки и паки преклонша колена…», вся многочисленная толпа интеллигенции, рабочих, приказчиков, купцов, солдат, женщин и дети всех возрастов опустилась на колени. Владыка Агафангел прочел молитву. С этого дня молитва о помощи страждущей Родине стала неотъемлемой частью служения Ярославского архипастыря. Ища возможности сугубого обращения к Божией Матери о заступничестве за русский народ, архиепископ Агафангел испросил у Святейшего Синода разрешения на проведение особого церковного празднования в честь исполняющегося 8 августа 1914 года 600-летия со времени явления Толгской иконы Божией Матери и основания соименного монастыря. Ярославцами установление праздника было принято с большим энтузиазмом, в нем приняло участие множество народа. Когда после литургии, отслуженной святителем Агафангелом, была вынесена Толгская икона Божией Матери, в молящейся толпе раздались возгласы: «Владычице, помоги нам… Владычице, заступи…» 10 сентября исполнилось 25-летие архиерейской службы святителя Агафангела. Но ввиду скорбного времени в день своего юбилея владыка уехал в Толгский монастырь и от официального чествования уклонился.

http://pravoslavie.ru/6155.html

Как указывается в 1623 параграфе Катехизиса Католической Церкви: « В Латинской Церкви обычно считается, что сами супруги как служители Благодати Христовой взаимно даруют друг другу Таинство Брака, выражая перед Церковью свое согласие ». В том же Катехизисе вполне справедливо свидетельствуется, что « в Восточных литургиях священник или епископ является служителем Таинства, и он, получив обоюдное согласие супругов, венчает последовательно мужа и жену в знак супружеского союза» . Собственно, второе понимание соответствует православному осмыслению Таинства Брака, когда возглавляющий чинопоследование браковенчания пресвитер или – реже – епископ и понимается как его совершитель. Казалось бы, чисто теоретический момент. Однако при возникновении тех или иных коллизий и нестроений, которые могут сопровождать семейную жизнь на практическом уровне, в ретроспективном сознании у людей может возникать вопрос: предположим, если брак между православной и католиком был совершен в католическом храме, то вполне ли были достаточными то чинопоследование, те молитвы, то выраженное согласие для того, чтобы этот союз православная сторона считала вполне благословленным и освященным Богом? Понятно, что сходные затруднения могут возникнуть и у католической стороны. Так, если православная сторона может смущаться тем, что пресвитерско-епископское возглавление не имело столь полного характера, как в традиции Православной Церкви, то католическая сторона может смутиться на сегодня практически отсутствующей активностью жениха и невесты в чинопоследовании православного Венчания. Вопросы, которые задаются вступающим в брак, не носят в православном чинопоследовании характера брачных обетов. Скорее  первое из них касается свободности волеизъявления и восходит к тем векам церковной истории, когда этим вопросом Церковь защищала своих членов, прежде всего невест, от принуждения к нежеланному супружескому союзу. Второй же вопрос («не обещалась ли другому мужу/другой невесте») по сути дела необходим для того, чтобы каноническая сторона брака была чиста и несомненна.

http://bogoslov.ru/article/1339605

Незадача с назначением на Петроградскую кафедру не расстроила дружбы и союза Саблера и Сергия Страгородского . Обер-прокурор стремился всячески продвигать Сергия на церковные посты, дававшие ему возможность и быть на виду, и играть все более заметную роль в общецерковных делах. Так, в 1913 году на архиепископа Сергия были возложены обязанности управления еще двумя синодальными ведомствами: Миссионерским советом и Учебным комитетом. Не обходили его и наградами: во внимание к его усердным трудам Сергий был награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке и орденом Святого Александра Невского. Сведения о характере его епископского служения мы можем почерпнуть из газеты «Церковно-общественный вестник», которая писала: «Высокопреосвященный Сергий ни у кого не заискивал. Что касается отношений его к земным выгодам и преимуществам, то оно является истинно монашеским. Неустанно работая на пользу Церкви, он не пытался сменять бедную Финляндскую кафедру на более обеспеченную. Мало того, знающие жизнь его передают, что финское жалованье он не получает на руки, а все целиком передает на карельскую миссию, довольствуясь тем содержанием, которое получает из Синода, и ведя крайне простой и невзыскательный образ жизни» 33 . На 1913 год было назначено празднование 300-летия Дома Романовых. Сергий Страгородский становится участником всех основных юбилейных церковных торжеств. Главным из них было богослужение в Казанском соборе столицы, назначенное на 21 февраля, в четверг на Масленой неделе, и открывавшее празднование. Накануне в собор специальным крестным ходом была доставлена особо чтимая российская святыня – икона Почаевской Божьей Матери, которая была установлена на солее возле иконы Спасителя. В присутствии императора, его семьи, членов императорского дома и иностранных царствующих домов, многочисленных российских и иностранных гостей, при участии глав и представителей Антиохийской и Сербской церквей совершена была литургия под возглавлением митрополита Санкт-Петербургского Антония (Богоявленского). После окончания богослужения, отбытия царской семьи и высокопоставленных особ в собор был допущен народ, устремившийся к Почаевской иконе, дабы успеть ей поклониться. Некоторое время спустя икона торжественным крестным ходом вернулась в Митрофаньевское синодальное подворье.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Вручение «томоса»      6 января 2019 г. войдет в историю Православной Церкви как одна из трагических страниц. Патриархом Константинопольским Варфоломеем была нанесена новая рана Церкви Христовой, сделан еще один шаг по углублению раскола бывшей православной Константинопольской Церкви от Тела Вселенского Православия. Сослужив с ложным «митрополитом» Киевским Епифанием, а точнее, светским человеком и раскольником Сергеем Думенко, Варфоломей со всем своим епископатом вступил в то гибридное раскольническое образование, слепленное из двух украинских расколов («УПЦКП» и «УАПЦ»), создание которого он сам же «благословил» через синодальное решение Константинопольского Патриархата и личное участие его представителя митрополита Галльского Эммануила. Центром исключительно политического и русофобского раскола является отныне не резиденция одного из украинских расколовождей Денисенко и Малетича или новоявленного зицпредседателя СЦУ («Святейшей церкви Украины») Думенко. Этим центром теперь является бывший православный храм святого Георгия в стамбульском районе Фанар. Почему бывший? Потому что невозможно более почитать храмом место, оскверненное кощунственной «литургией», совершенной в сослужении не имеющего священного сана схизматика. Осознавать это больно для православного сердца. Но разве не еще больнее нам, чадам Русской Православной Церкви, было осознавать факт осквернения великой общерусской святыни - Киевского Владимирского собора, захваченного в 1992 году филаретовскими раскольниками? Кроме того, официальным документом, указывающим на неразрывную и органическую связь украинского раскола с его новым главой, Варфоломеем Архондонисом, является сам беззаконный «томос» об учреждении якобы автокефальной СЦУ, врученный Епифанию Думенко в тот же день, 6 января 2019 г. Уже много написано о том, что этот «томос» дает украинским раскольникам не автокефальный статус, а ставит их в положение жестко подчиненной стамбульскому епископу митрополии. И это ясно свидетельствует не только о подтасовке и обмане со стороны Варфоломея в рамках изначально нечистой игры, но и о том, что Константинопольский патриарх таким образом задокументировал свою прочную связь с расколом и возглавление его. Не только риторически верным, но и канонически выверенным является заявление главы Патриаршей пресс-службы отца Александра Волкова: Варфоломей «поддерживает и уже даже возглавляет раскол».

http://pravoslavie.ru/118786.html

   Первым мероприятием Митрополита Анастасия была реорганизация нашей Русской Зарубежной Церкви, которая была вся разделена на 4 Митрополичьих округа — Ближне-Восточный, Дальне-Восточный, Западно-Европейский и Северо-Американский. К ним позже, в годы Второй Мировой Войны, был присоединен еще пятый — Средне-Европейский.    В августе 1938 года Митрополит Анастасий осуществил второе важное мроприятие — в Сремских-Карловцах, под его председательством, был созван Второй Всезарубежный Церковный Собор из Епископов, клира и мирян, деяния которого были напечатаны отдельной книгой.    С перемещением Архиерейского синода из Сремских-Карловцев в Белград, сюда переехал и его Председатель Митрополит Анастасий, управлявший одновременно на правах епархиального архиерея русскими приходскими общинами в Югославии. Здесь же он на столь хорошо знакомой русским белградцам Крунской улице 20, неподалеку от русской Св.-Троицкой церкви, являвшейся фактически его кафедральным собором, провел и первые годы Второй Мировой Войны, повлекшей за собой германскую оккупацию Белграда и всей Югославии.    Ежедневно Владыка Митрополит Анастасий, являвший всем пример строго-иноческой жизни, посещал Божественную литургию в Св.-Троицкой церкви и до поздней ночи занимался церковными делами. Во все воскресные и праздничные дни он сам совершал Богослужение и неизменно сам же проповедовал. Проповеди его захватывали слушателей особенно художественностью стиля, тонкой отделкой мысли и разносторонней содержательностью.    Будучи ценителем подлинной науки и научного знания, в особенности, конечно, богословского, Владыка Митрополит Анастасий объединил вокруг себя лучшие умы ученых и общественных деятелей и наиболее просвещенных служителей Церкви, собирая их периодически на совещания в своих покоях на Крунской улице, а при Архиерейском Синоде учредил особый Ученый Комитет, возглавленный бывшим инспектором Киевской Духовной Академии магистром богословия Архиепископом Тихоном (Лященко).    Личным своим примером Владыка Анастасий вдохновлял и многих своих сотрудников, вследствие чего русский Белград жил весьма напряженной духовной жизнью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

3 . Спиридон (Пасиос), митрополит Тримифунтский; 4 . Андрей (Анестис), митрополит Патрский; 5 . Каллист (Макрис), митрополит Коринфский; 6 . Виссарион (Балцакис), митрополит Триккийский и Стагонийский; 7 . Иоанн (Балцакис), митрополит Фивский и Левадийский; 8 . Мелетий (Костакис), митрополит Аттикийский и Мегаридский; 9 . Матфей II (Лигнос), митрополит Вресфенский; 10 . Епифаний (Панаиоту), митрополит Китийский; 11 . Феоклит (Контарис), митрополит Саламинский; 12 . Григорий (Русис), митрополит Мессинийский. Преемником архиепископа Агафангела на Афинской кафедре стал митрополит Патрский Андрей (Анестис), возглавлявший «матфеевский» Синод в 1967–1972 гг. в качестве местоблюстителя 406 , а с 1972 по 2003 гг. в звании архиепископа Афинского. В целом, двадцатилетний период истории, «матфеевского» Синода Церкви ИПХ Греции (1950–1970 гг.) характеризует тихое и малопримечательное существование в безвестности и изоляции от всего православного мира. Объективное число приверженцев «матфеевской» группировки к концу означенного периода в точности определить невозможно. Имеющееся же указание афинской газеты «Ελεθερον Κσμον» («Свободный мир») от 1 марта 1973 г. о том, что данная юрисдикция насчитывает до одного миллиона верующих 407 , представляется весьма спорным и маловероятным.   IV.9. Попытка воссоединения «матфеевского» Синода Церкви ИПХ Греции с РПЦЗ (1971–1976 гг.) В годы возглавления РПЦЗ митрополитом Филаретом (Вознесенским) (1964–1985) отмечены радикализацией умонастроений русских иерархов, что проявилось в ужесточении их антиэкуменических позиций, возведении календарного вопроса до уровня богословской проблемы и всестороннем ригоризме. Данное обстоятельство способствовало привлечению внимания к Русской Зарубежной Церкви со стороны греческих раскольников «матфеевской» юрисдикции. Посвящение же русскими архиереями «флоринитских» епископов, а затем и полное установление литургического общения с этой старостильной группировкой, вызывало у «матфеевцев», считавших себя неповрежденной частью старокалендарного движения, чувство несправедливости и побуждало их искать пути сближения с Архиерейским Синодом РПЦЗ. С целью предварительного знакомства и установления диалога со священноначалием Русской Зарубежной Церкви в 1969 г. «матфеевские» митрополиты Каллист (Макрис) Коринфский и Епифаний (Панаиоту) Китийский предприняли поездку в США. В Синоде РПЦЗ они встретили гостеприимный прием и посетили многие учреждения Русской Зарубежной Церкви, в том числе и Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле, встретившись с архиепископом Аверкием (Таушевым) 408 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По воспоминаниям биографов, еп. Афанасий и в позднейшие годы с почтением относился к митр. Сергию: «Мемуаристы свидетельствуют, что епископ Афанасий всегда с большой любовью говорил о своем правящем архиерее … почитал его как богослова, агиографа, гимнографа, и литургиста. Но всегда добавлял, разводя руками: “Но узурпатор”» 29 . Нельзя исключать, что такую оценку действиям митр. Сергия на рубеже 20-х – 30-х гг. еп. Афанасий давал, имея в виду и то, что в июне 1922 года митр. Сергий признал ВЦУ, против которого активно боролся во Владимире его викарий. Сам еп. Афанасий, характеризуя свое отношение к митр. Сергию, указывает на принципиальное расхождение лишь в одном вопросе: о превышении полномочий. Именно так он формулирует свою позицию на допросе 20 ноября 1943 года: В 1930 году я узнал, что Сергий, превысив свои полномочия, объявил себя митрополитом Московским и Коломенским (епархии, которыми мог управлять только патриарх) и заявил, что он не обязан отчитываться в своих действиях перед митрополитом Петром Крутицким. Вернее, он объявил себя главой православной церкви. Я не признал законной власть митрополита Сергия и, возвратившись из ссылки в 1933 г., я написал Сергию о своем отходе от него и о том, что я под его руководством управлять епархией не буду 30 . Ту же точку зрения еп. Афанасий высказывает на допросе 1957 г.: С 1930 года я лично считал, что возглавлявший Русскую церковь митрополит Сергий Страгородский превысил данные ему патриаршим местоблюстителем митрополитом Петром полномочия. В силу этого я считал, что он, митрополит Сергий, потерял право на возглавление Русской Церкви. По данному поводу я подал протест митрополиту Сергию и отказался от работы под его руководством» 31 . Причины расхождения, для следователя кратко сформулированные как «превышение полномочий», развернуто описаны в письме духовным детям 1955 года 32 , где особо подчеркивается неправда митр. Сергия по отношению к митр. Петру: Когда м[итрополит] Сергий заявлял, что его полномочия вытекают из полномочий м[итрополита] Петра и что он, м[итрополит] Сергий, всецело зависит от м[итрополита] Петра, – мы все признавали мит[рополита] Сергия, как законного руководителя церковной жизни Православной] Русск[ой] Церкви, Первоиерархом которой остается мит[рополит] Петр.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010