Безмерно удаленные от Бога и святых Божиих, грешники будут видеть вокруг подобных себе грешников, осужденных на одинаковую с ними участь, и злобных демонов. «К совершившему в жизни много худых дел, – говорит святитель Василий Великий , – приставляются страшные и угрюмые ангелы, у которых и взор огненный, и дыхание огненное, по жестокости их воли, и лица подобные ночи, по унылости и человеконенавидению». Находясь в аду, грешники увидят райское блаженство праведных, тех, которых они некогда притесняли и мучили, и их адская мука от этого будет еще тяжелее. Увидев праведных, они, как говорит премудрый Соломон, раскаиваясь и воздыхая от стеснения духа, будут говорить сами в себе: это тот самый, который был у нас некогда в посмеянии и притчею поругания. Безумные, мы почитали жизнь его сумасшествием и кончину его бесчестною! Как же он причислен к сынам Божиим, и жребий его – со святыми? ( Прем.5:3–5 ). «Грешники, находясь в муках, говорит святитель Димитрий Ростовский , увидят тех, которых в этой жизни ненавидели, гнали, опечаливали, озлобляли, уязвляли, мучили и убивали. Увидит Каин Авеля, которого неповинно убил, увидит Ирод святого Иоанна Предтечу, которого неправедно умертвил. Нерон, Диоклетиан, Максимилиан и прочие мучители увидят великое множество исповедников имени Христова, которых язычники мучили. Увидят господа своих рабов, бояре своих крестьян, которых озлобляли без милосердия. Неправедные судьи увидят тех, которых осудили без всякой вины и предали на смерть. Увидят мучители тех, которых истязали без милосердия. Увидят тех, которых умертвили, прославляемых во славе Христовой и как мучеников увенчиваемых... Всякий праведник скажет своему притеснителю: зачем ты меня озлоблял, обижал, зачем гнал меня, мучил и убил без милосердия? Что же им скажут в ответ их притеснители? Ничего. Они не найдут ничего, что ответить им». Спаситель сказал о грешниках, что они извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов ( Мф.8:12 ). Плакать будет грешник как от нестерпимых своих мук, так и от вечной погибели своей души. Скрежетать зубами будет грешник от досады, что погубил себя, что не может уже никуда скрыться. «Когда отойдем туда, – рассуждает святитель Иоанн Златоуст , – то если покажем и самое сильное раскаяние, никакой уже не получим от этого пользы, но сколько ни будем скрежетать зубами, сколько ни будем рыдать и молить тысячекратно, никто с конца перста не капнет на нас, объятых огнем... Будем скрежетать зубами от нестерпимых страданий и мук, но никто не поможет. Будем крепко стенать, когда пламень сильнее станет охватывать вас, но не увидим никого, кроме мучимых вместе с нами и кроме великой пустоты». От ужаса постигшей муки грешники будут иметь сильнейшее желание умереть, чтобы никогда больше не возвращаться к жизни. Апостол сказал: в те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них ( Откр.9:6 ). Так сильна будет адская мука!

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

«Берегись, не возвращай сына моего туда», говорил Авраам Элиезеру, когда он намекнул ему о возвращении Исаака в Месопотамию, откуда пришел Авраам. «Иегова, Бог небес, Который взял меня из дома отца моего, и из земли рождения моего, Который обещал мне и Который клялся мне, говоря: потомству твоему дам сию землю, Он пошлет Ангела Своего пред лицом твоим, и ты возьмешь жену сыну моему оттуда. Если не захочет женщина идти с тобою, ты будешь свободен от клятвы моей сей. Только сына моего не возвращай туда» 46 , умолял Авраам своего слугу с какой-то особенной настойчивостью. Элиезер отправился с караваном. С ним было десять навьюченных верблюдов и несколько слуг. Он достиг Месопотамского города, где жил брат Авраама, Нахор. Было под вечер. Элиезер остановил верблюдов близ источника, находившегося вне города. Это был час, когда девицы выходили запасать воду в отеческие дома. Может быть, суженая Исаака находилась в их молодой толпе? По какому признаку мог бы узнать ее Элиезер? Не по иному, как по тому, которые всего приятнее видеть в женщине, по человеколюбию! Между тем как девицы подходили к источнику, Элиезер молился. Он молил Господа, Бога Авраамова, оказать милость рабу Своему, патриарху. Он молил Его, чтобы девица, которая, по его просьбе, наклонит к его устам кувшин с водою, почерпнутою из источника, была именно предназначена Провидением для его молодого господина. В этом он просил от Господа признака, который убеждал его, что Рука, поддерживавшая Авраама, не оставила его. Еще не перестал он произносить в уме своем слова молитвы, как из одного дома вышла прекрасная девица. На плече ее был кувшин 47 , она шла к источнику. Когда она стала возвращаться назад, старик подбежал к ней, остановил ее, попросил ее наклонить ему кувшин, который она теперь несла полный воды. «Пей, господин мой!» 48 С этими словами девица спустила с плеча свой кувшин и наклонила его к устам Элиезера. Когда он утолил свою жажду, она обратила внимание на его верблюдов, которым пришлось пройти дальний пусть по знойной стране. Вылив из кувшина оставшуюся воду в пойло, она побежала, живая и легкая, к источнику и стала черпать воду и поить верблюдов.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

Беседа 76 «Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои». ( Матф. 24:16–18 ) Тяжесть бедствий иудеев по пророчеству Христа и по свидетельству Иосифа (Флавия). – Причина бедствий. – О каких избранных говорит Христос. – Время и образ второго пришествия. – Для чего явится крест. – Должно добровольно ради Христа делать то, что бывает с нами по необходимости. – Во Христе удовлетворение всех наших желаний и нужд. – Суетность и гибельность житейских попечений. – Необходимость будущего суда и наказаний. 1. Сказав о бедствиях, имеющих постигнуть город, об искушениях апостолов и о том, что они будут непобедимы, и пройдут всю вселенную, Спаситель опять говорит о бедствиях иудеев, показывает, что когда апостолы, научив всю вселенную, прославятся, тогда иудеи подвергнутся бедствиям. Но смотри, как Он говорит о войне, представляя жестокость ее в словах, по-видимому, маловажных. «Тогда», говорит Он, «находящиеся в Иудее да бегут в горы». «Тогда»: когда же? «Когда случится все это, когда увидите мерзость запустения на святом месте». Из этого я заключаю, что Он говорит о войсках. Тогда бегите, говорит: вам не будет уже никакой надежды на спасение. А так как часто случалось, что иудеи, во время жестоких войн, опять укреплялись, как, например, при Сеннахириме и Антиохе (когда, хотя войска напали на город и храм был взят, но Маккавеи, устремившись против врагов, дали обратное направление делам), то, чтобы и теперь не ожидали какой-либо подобной перемены, Он отнимает у них всякую надежду. Хорошо, говорит, если кто спасется хотя бы нагим. Поэтому и находящимся на кровле не позволяет войти в дом, чтобы взять одежды, – показывая неизбежность зла и чрезмерно великое несчастье, и то, что впадший в него необходимо должен погибнуть. По этой же причине прибавляет, что и находящийся на поле да не возвратится взять риз своих. Если и находящиеся в доме бегут из него, то тем более не должно возвращаться тем, которые вне его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Бл. Августин видит здесь урок и для Церкви новозаветной. «Какой имеет смысл, — пишет он, — запрещение со стороны ангелов освобожденным озираться назад, как не тот, что если мы желаем избежать последнего суда, то не следует возвращаться душою к ветхой жизни, которой возрожденный совлекается благодатью?» (О Граде Божием, XVI,30). Сказание Быт 19,30-38 говорит о происхождении аммонитян и моавитян — народов, обитавших впоследствии на востоке от Иордана и Мертвого моря. Поступок дочерей Лота объясняется тем, что они полагали, будто в огне погибли все люди (ст. 31) и им предстоит возродить человеческий род. Однако акт кровосмешения (запрещенного у израильтян — см. Лев 18,7 — и допускаемого у язычников) показывает, что потомки Лота не сохранили этических принципов Авраамовой веры. Тем самым они поставлены вне избранных поколений. г) Последнее и самое тяжкое испытание Авраама описано в Быт 22. Бог, Который обещал патриарху многочисленное потомство, внезапно призывает отдать Ему в жертву Исаака, долгожданное дитя. Следовательно, надежды снова рушатся. Но Авраам остается верным и здесь. И лишь в самый последний миг Ангел Ягве, то есть Сам Господь останавливает руку Авраама. «Верою Авраам, будучи искушаем, — говорит апостол, — принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: «В Исааке наречется тебе семя», ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его (обратно) в предзнаменование» (Евр 11,17-19). Рассказ свидетельствует о непреклонной вере патриарха, готовой на любую жертву. Он также указывает, что каждый первенец принадлежит Богу (ср. Исх 34,19-20), но, в отличие от хананеев, сыны Авраамовы должны приносить в жертву не детей, а животных. Сама жертва и посвящение первенца призваны были напоминать о том, что все принадлежит Творцу. Отдавая Ему то, что поддерживает их жизнь, древние израильтяне исповедовали свою веру в верховную власть Бога над жизнью и смертью. В лице Иисуса Христа Сам Бог принесет Себя в жертву и этим уподобится жертве ветхозаветной (агнцу). Отсюда наименование «Агнец Божий», которое Библия прилагает к Спасителю (Ин 1,29; Откр 5,12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Благословение Авраамово, т. е. полученное по вере, а не по закону, есть получение обетованного Духа «чтобы нам получить обещанного Духа верою» и богатство тех даров, которые даёт Святой Дух, например: «праведность и мир и радость» ( Рим.14:17 ). Речь идёт о духовных дарах, из которых не следуют однозначно материальные. Галаты уже имели благодать Духа и апостол доказывает им, что нет необходимости возвращаться к закону, от которого они очевидным образом избавлены. Мы избавлены и от проклятия закона и от проклятия Адама. Мы имеем возможность освящения благодатью Святого Духа. Но воспользоваться всеми дарами искупления – такими, как отсутствие болезней и нетленность тела, – праведники смогут только после воскресения из мёртвых в новом преображённом теле. Мк. 10:29–30 «Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» Кеннет Коупленд: «Хочешь получить во сто крат? Отдай, и позволь Богу приумножить для тебя. Ни один банк в мире не гарантирует такой возврат! Хвала Господу!» с. 53]. По его мнению, в этом библейском стихе сокрыт «закон» стократного преумножения капитала. Верующий дарит Богу (через пастора) 100 долларов, получает от Бога 10 ООО долларов, стократно преумноженный капитал. Верующий жертвует пастору самолёт, получает от Бога аэрофлот. «Петр оставил один дом свой, а в последствии имел (как свои) все дома учеников своих». «Апостолы имели многих отцов и матерей, какими были для них все любившие их и сердечно заботившиеся о них», – Феофилакт Болгарский Флп. 4:18 «Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, [как] благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу» Апостол говорит о процветании. Речь идёт о посылке, которую получил Павел от Филиппийцев. По ироничному замечанию одного из критиков «теологии процветания», те, кто использует этот стих для доказательства процветающего состояния христианина, забывают, что Павел писал эти строки, сидя в римской тюрьме, а не в отеле «Хилтон».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/harizmat...

Божия Матерь не предала писанию ни мыслей Своих, ни любви Своей к Богу и Сыну Своему, ни страданий души Своей при распятии. Потому что все равно мы не могли бы постигнуть, ибо любовь Ее к Богу сильнее и горячее, чем любовь Серафимов и Херувимов, и Ей удивляются все небесные силы ангелов и архангелов. И хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует. О, когда бы мы знали, как любит Пресвятая всех, кто хранит заповеди Христовы, и как жалеет и скорбит о тех, которые не исправляются. Я испытал это на себе. Не лгу, говорю пред лицом Бога, Которого знает душа моя: духом я знаю Пречистую Деву. Я Ее не видал, но Дух Святой дал мне познать Ее и Ее любовь к нам. Если бы не Ее милосердие, то я давно бы погиб; но Она восхотела посетить меня и вразумить, чтобы я не грешил. Она мне сказала: “Нехорошо Мне смотреть на тебя, что ты делаешь”. И слова Ее приятные, тихие, кроткие и действуют на душу. Икона преподобного Силуана Афонского Прошло более сорока лет, но душа моя не может забыть этих сладких слов, и не знаю, что воздам я, грешный, за эту любовь ко мне, нечистому, и как буду благодарить благую, милующую Матерь Господню. Воистину Она Заступница наша пред Богом, и одно имя Ее радует душу. Но и все небо и вся земля радуются о любви Ее. Чудное и непостижимое дело. Она живет на небесах и непрестанно видит славу Божию, но не забывает и нас, убогих, и Своим милосердием покрывает всю землю и все народы. И сию Пречистую Матерь Свою Господь даровал нам. Она наша радость и упование. Она наша Матерь по духу и близка нам по природе, как человек, и всякая душа христианская влечется к Ней любовью». «Нам важно, что Она — человек» В этом небольшом фрагменте — несколько важных мыслей. О Богородице мало говорит Писание . Действительно, в Евангелии Дева Мария появляется всего несколько раз. В первой главе Евангелия от Матфея мимоходом упоминается о зачатии Ею Спасителя от Святого Духа, но акцент делается скорее на подвиге праведного Иосифа. Во второй главе продолжается та же тема — Иосиф получает откровение от Ангела уходить из Вифлеема от воинов Ирода, а потом — возвращаться.

http://pravmir.ru/derevenskij-paren-i-bo...

Быт. 30:25 После того, как Рахиль родила Иосифа, Иаков сказал Лавану: отпусти меня, и пойду я в свое место, и в свою землю; Англ. Библия, указывая на фразу «после того, как Рахиль родила Иосифа, Иаков сказал и проч.», говорит: «Из этого делали заключение, что Иосиф родился в конце второго семилетия службы Иакова, хотя скорее следует понимать, что рождение Иосифа произошло после окончания 14-летней службы, и Иаков не хотел оставить семейство Лавана, пока любимая, но своевольная Рахиль не имела сына, который мог утешить её в разлуке с семейством. Есть многие причины, которые могли заставить Иакова оставаться дольше 14 лет службы в Падан-Араме, а именно: невозможность для маленьких детей совершить путешествие, беременность жены, наконец, страх гнева Исава. Конечно, если принять только семь лет со дня супружества Иакова, то Лия могла в семь лет иметь шесть сыновей, хотя (как мы выше сказали, комментарий к Быт. 30:21 ) Дина, вероятно, рождена позже». Быт. 30:26 отдай [мне] жен моих и детей моих, за которых я служил тебе, и я пойду, ибо ты знаешь службу мою, какую я служил тебе. Иаков напоминает Лавану (говорит м. Филарет), что договорное время исполнилось, а, может быть, скромным образом хочет подать ему ту мысль, что заслужил от него некоторое пособие на путь. По преданию (см. кн. Яшар), Ревекка послала Девору, свою кормилицу, с двумя служителями сказать Иакову, что он может возвратиться безопасно, но Иаков вследствие предложения Лавана ( Быт. 30:28 ) о награде не хотел возвращаться с пустыми руками и, отослав служителей к матери, оставил Девору при детях своих. Заметим, что Девора ( Быт. 35:8 ) умерла действительно в шатре Иакова, который, когда шёл в Харран, не имел никого с собою ( Быт. 32:10 ). Книга Яшар преданием дополняет пробелы текста Библии в нескольких местах. Быт. 30:27 И сказал ему Лаван: о, если бы я нашел благоволение пред очами твоими! я примечаю, что за тебя Господь благословил меня. Англ. Комм. Библия говорит, что в еврейском тексте вместо слова «примечаю " стоят слова «я узнал гаданием» (или волхвованием), что за тебя Иегова благословил меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В Библии сказано: " Войдешь в Ковчег ты, сыновья твои, и жены сыновей твоих. Введи также в Ковчег (из всякого скота и из всех гадов) из всех животных и от всякой плоти по паре, чтобы они остались в живых с тобою, мужского пола и женского пола пусть они будут. Из (всех) птиц по роду их и из (всех) скотов по роду их " . " Ты же возьми себе всякой пищи, и будет она для тебя и для них пищей " (Быт. 6, 18-21; Быт. 7, 2-3). Те слова и фразы, которые указаны в цитате Библии в скобках, являются позднейшими вставками. Действительно, слово " всех " совершенно неуместно. В Библии сказано о зверях в скобках, означающих, что эти вставки толкователей и переписчиков, вероятно, были сделаны позднее. Впрочем, кошки, собаки и другие домашние животные тоже могли быть названы словом " звери " . Вот и все, кто был спасен в Ноевом Ковчеге, не более того: на них вполне хватало указанной Моисеем площади трех ярусов Ковчега и провианта на целый год [ 1 ]. Что именно Моисей подразумевал под " источниками великой бездны, из которой пришли воды Потопа на землю " ? Совершенно ясно, что это были воды великой бездны беспредельного океана, хлынувшие (пришедшие) на материк. А что при таких геологических катастрофах начинаются и атмосферные катастрофы, вполне естественно. Поэтому полились ливни, не прекращающиеся сорок дней и сорок ночей. " Вода же усиливалась на земле 150 дней " (Быт. 7, 24). За счет чего же, если дождь шел только сорок дней? Существует распространенное, почерпнутое из детских учебников мнение, что Потоп произошел потому, что дождь шел 40 дней и 40 ночей, как думают весьма многие и не верят в возможность такого явления. Но никому не приходит в голову взять Библию и прочесть, что дождь шел только в течение сорока дней, но что вода усиливалась 150 дней за счет вод океана, который Моисей назвал " великой бездной " , откуда вода Потопа и пришла на землю. Боговидец Моисей описывал величайшую геологическую катастрофу, а из этого сделали детскую сказку те, у кого ум был, как у детей. Потоп продолжался более года до времени, когда " вода постепенно возвращалась с земли и стала убывать " . Куда же вода могла возвращаться с земли, как не обратно в океан? Но это было возможно только в том случае, если поверхность земли вновь стала подниматься, ведь отхлынувшая вода не могла громоздиться выше уровня океана. Вот еще одно подтверждение того, что земная поверхность опускалась в начале Потопа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В будние дни Он помогал названному Своему отцу Иосифу в работе и учился у него плотническому ремеслу. Никто не подозревал о тайне необыкновенного Отрока. Жил Он, как говорит евангелист, в любви у Бога и людей. Вероятно, в этот подготовительный период Христос не имел избранных друзей. Единственным близким для Него существом была Его Мать. Евангелисты мало говорят о Ней, но даже если бы они не сказали о Богородице ни единого слова, мы все равно должны были бы признать, что мир не знал женщины выше Той, Которая родила человечеству Спасителя. Двадцать восемь лет прожили они вместе в бедной хижине небольшого тихого городка. Он рос у Нее на глазах, Она давала Ему первые уроки. Божия Матерь была единственной свидетельницей совершавшегося в Нем чуда. Когда Отроку Иисусу исполнилось двенадцать лет, родители взяли Его в Иерусалим на праздник Пасхи. Мальчики этого возраста уже принимали участие в праздничных торжествах. Божественный Отрок впервые оказался в большом городе, наполненном тысячами богомольцев. Когда же надо было возвращаться домой, Он отстал от родителей и остался в храме. Паломники из Назарета уже довольно далеко отошли от Иерусалима, когда Иосиф и Божия Матерь заметили, что Иисуса нет с ними. Сначала они не тревожились, потому что в толпе было много родственников и знакомых. Но вскоре они поняли, что Отрока нет среди толпы паломников. Охваченные смятением, Божия Матерь и Иосиф поспешили вернуться в Иерусалим. Но и в городе сразу не могли найти Его. Три дня прошли в бесплодных поисках. Наконец Иисус был найден в одном из притворов храма, где раввины и книжники проводили время в изучении Закона и богословских спорах. Он находился среди учителей, слушал их речи и задавал им вопросы. Умудренные сединой старцы удивлялись вопросам и ответам галилейского Отрока, не учившегося в их школах. Велико было изумление Святой Девы, когда Она нашла Своего Сына в таком почетном обществе. С чувством радости и нежным упреком Она сказала Ему: «Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя». Он же ответил им: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?»

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

В законах Моисеевых есть немало заповедей о милосердии и об учреждениях, к нему относящихся. Современных нам Евреев упрекают в беззаконном ростовщичестве, – нужды бедных людей, занимающих у них деньги, они обращают в средство для неправедной наживы, назначая непомерные проценты и требуя дорогих закладов за незначительную ссуду. Закон Моисеев, на котором они почивают, не только не благоприятствует, но противодействует этой жадности к корысти. «Если брат твой обеднеет и прийдет в упадок, то поддержи его, пришлец ли он или поселенец. Не бери от него роста или прибыли и бойся Бога твоего. Сребра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли» ( Лев.25:35–37 ). Закон позволяет Еврею-заимодавцу брать под залог некоторые вещи, но в сем случае требует, чтобы заимодавец для получения залога не входил в дом должника с намерением взять, что ему понравится, а постоял бы на улице и дождался, когда сам должник вынесет ему залог ( Втор.24:10–11 ). Закон требует, чтобы заимодавец иных вещей совсем не брал у бедных в залог, а другие благовременно возвращал, как необходимо для них нужные, каковы например одежды. «Никто не должен брать в залог верхнего и нижнего (ручного) жернова, ибо таковый берет в залог душу» ( Втор.24:6 ), т.е. лишает бедного возможности молоть для себя хлебные зерна для приготовления себе и своему семейству необходимой пищи. Одежду взятую в заклад Законодатель Господь требует возвращать до захождения солнца, как вещь необходимую бедному для защищения себя во время сна от ночного холода; «ибо она есть единственный покров у него; она единственное одеяние тела его: в чем он будет спать? Итак, когда он возопиет ко Мне, Я услышу, ибо Я милосерд» ( Исх.22:26–27 ; Втор.24:13 ). В каждый седьмой, субботний год, Закон повелевает прощать долги, хотя бы заем был сделан недавно. Евреям запрещено было отказывать в одолжении бедным по опасению, что долги пропадут в год субботний. Пусть лучше пропадут, иначе, «если бедный, получив отказ в одолжении, возопиет ко Мне, – говорит Господь, – то будет на тебе великий грех» ( Втор.15:7–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010