Суббота. (Гал. 3, 8–12; Лк. 9, 57–62). “Никто возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.” То есть кто думает спасаться, а между тем оглядывается и на то, что должно бросить для спасения, тот не спасается, не идет, не направляется в Царствие Божие. Надобно уже окончательно порешить со всем тем, что несовместно с делом спасения. Задумавшие спасаться и сами это видят, но расставанье с некоторыми привязанностями отлагают все до завтра. Вдруг порвать все — представляется слишком большой жертвой. Хотят отрешаться исподволь, чтоб и другим не бросалось в глаза, — и всегда почти проигрывают. Заводят порядки спасительные, а сердечные расположения оставляют прежними. На первых порах несообразность очень резка: но “завтра” и обещаемое изменение их заграждает уста совести. Таким образом, все завтра да завтра, — совесть устает толковать все одно и то же и, наконец, замолкает. А тут начинают приходить мысли, что и так можно оставить. Мысли эти крепнут, а затем и навсегда устанавливаются. Образуется лицо внешне исправное, но с внутреннею неисправностию. Это раскрашенный гроб пред очами Божиими. Главное то беда, что обращение таковых бывает также трудно, как и тех, которые ожестели в грехах открытых, если еще не труднее… А думается, что все ничего.   Неделя двадцать шестая по Пятидесятиице   (Еф. 5, 9–19; Лк. 12, 16–21). Сказав притчу о разбогатевшем, который собирался только есть, пить и веселиться, и за то поражен был смертию, не дожив до предположенных утех, Господь заключил: “ Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет”. “Так”, то есть, таковы бывают, или такая участь постигает и тех и других. Богатеющие с богозабвением только и думают о плотских утехах. Желающие избежать этой горькой участи пусть“собирают не себе, а богатеют только в Бога”. А так как богатство от Бога, то, когда оно течет, и посвящай его Богу, и выйдет святое богатство. Все избытки разделяй с нуждающимся: это будет то же, что данное Богом возвращать Богу. Кто бедному дает, Богу дает. Истощая как будто богатство, таковой истинно богатеет, богатясь добрыми делами, — богатеет ради Бога, в видах угождения Ему, богатеет Богом, привлекая Его благоволение, богатеет от Бога, Который верного вмале поставляет над многими; богатеет в Бога, а не себе, ибо не считает себя хозяином, а только приставником и расходчиком, вся забота которого состоит в том, чтобы удовлетворить всех приходящих к нему с нуждою, а что-либо особенно истратить на себя боится, считая это неправым употреблением вверенного ему достояния.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

А время шло. В 16:20 телефон позвонил снова. На другом конце мать Деспины из Америки: — Отец, происходит что-то невероятное. Похоже, проблема решается при помощи простого удаления зубов! Врачи сказали, что там просто большой корень, который растет, как шипы. Что это, отец? Я думаю, что они говорят правду. Если бы вы попытались связаться с отцом Порфирием, потому что мы не можем дозвониться. Он должен знать правду… Я слегка улыбнулся, но внутренне я оставался в сомнении и поэтому повесил трубку. Я подумал, что это совершенно невозможно. Нельзя даже было о таком подумать! После этого я позвонил своему греческому другу-стоматологу и рассказал ему все новости. Мы поговорили несколько минут, проанализировали все наши мысли и подозрения, и он сказал мне как специалист: диагноз рака костей в нижней челюсти был явным, после он был подтвержден американскими специалистами. Разница же с шипами в корневой системе зубов очень большая и очевидная. Скорее всего, во время операции врачи обнаружили, что ситуация весьма плоха, и поэтому они решили радикально не вмешиваться в ситуацию. Возможно, они не сказали этого матери, поскольку она была бы не в состоянии принять истину. Я подумал, что к этому времени отец Порфирий уже смог пообщаться с отцом Деспины и имеет более объективную картину ситуацию. Я позвонил ему, отец Порфирий поднял телефонную трубку и сказал: — «Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу» (Пс. 65:12). На самом деле не было ничего серьезного. Вытащили лишь маленький зуб и все. Теперь мы должны возблагодарить Бога и больше ничего! — Отец, вы говорили о случившемся с отцом Деспины? — Нет, я еще никому этого не говорил. Я молился. Деспине сейчас хорошо. Вы можете поговорить с ее родителями и сказать, чтобы они не торопились возвращаться. Они полагают, что осталось около недели пребывать в Америке. Врачи обнаружили ткани не от рака, а небольшой кисты. Вместо устранения нижнечелюстной кости был удален только зуб. Вместо того чтобы встретиться с лицом смерти, мы все вмести прожили настоящее чудо, чудо обетования Божия. Кто знает, что было бы, если бы не было отца Порфирия.

http://pravmir.ru/kogda-nauka-bessilna-b...

– Авраам рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался! ( Ин. 8, 56 ). Увидел именно тогда, когда снял с жертвенника живым своего сына, поняв, что Бог приготовил иную Жертву. Так Творец вознаградил веру Авраама, которыц знал, что Бог силен и из мертвых воскресить. Это повествование читается в Церкви накануне Пасхи. Глава одиннадцатая. Женитьба Исаака Вскоре после этого испытания веры Авраама умерла его жена Сарра. Ей было тогда уже 127 лет. Авраам жил тогда около Хеврона. Он обратился к жителям города, чтобы они продали ему пещеру для погребения Сарры. Те предложили ему занять выбранную им пещеру Махпела бесплатно, потому что видели духовное величие праведника. Но он сказал, что возьмет поле с пещерой только за серебро, чтобы никто не сомневался в правах Авраама на это место. Тогда владелец поля продал пещеру вместе с полем за 400 шекелей серебра (3,6 кг). Так патриарх впервые получил некую собственность на Святой Земле. Там он похоронил свою супругу, там был похоронен и сам он. До сих пор тела патриархов покоятся в мире в Хевроне, ожидая дня воскресения, чтобы войти в истинную Землю Обетованную. После этого Авраам решил женить своего наследника, Исаака, которому было уже сорок лет. Он не желал, чтобы его сын вступил в брак с жителями этой земли, потому что боялся развращения языческими верованиями и обычаями, которые легко передаются через супругу. Чтобы исполнить свое желание Авраам призвал своего ближайшего слугу Элиэзера. Он сказал ему: – Клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что не возьмешь сыну моему жены из дочерей хананейских, но только из земли моего родства. Тот поклялся, а праведник сказал, что если женщина откажется, то слуга его будет свободен от клятвы своей, но и тогда не должен возвращать Исаака на родину. Авраам сказал, что Бог пошлет Своего Ангела, который поможет ему. Элиэззер взял десять верблюдов со всякими сокровищами и отправился в Месопотамию. Когда он подъехал к городу уже под вечер, то в уме своем обратился к Богу: – Пошли мне сегодня навстречу мне ту, которая станет женой Исааку. Пусть будет мне знаком, что она даст напиться и мне, и верблюдам моим.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Аза подняла лицо свое и плакала, а христианин глядел на нее, колени его незаметно согнулись, он поклонился ей в ноги и тихо промолвил: — Живая! живая!   Утешенье совершились — пришла новая жизнь в смущенную душу Азы. Христианин раскрыл ей в коротких словах ученье Христово и снова закончил похвалой ее сердцу, но Аза непременно хотела знать: есть ли люди, живущие по этому учению, во взаимной любви, при которой нет ни осуждения, ни зла, ни нищеты. — Они были, — отвечал христианин. — Отчего же не все таковы и теперь? — Это трудно, сестра. — В чем же тут трудность? — Слушай, как они жили. Христианин прочел ей на память места из Деяний: «У множества уверовавших в спасительность его учения было одно сердце и одна душа, — никто из имения своего ничего не называл своим, но все у них было общее, и все, что у них было, они разделяли по нужде каждого и каждый день собирались вместе и вместе принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян. IV, 32). — Как это прекрасно! — воскликнула Аза. — Но как это трудно. «Так Иоссия, прозванный от апостолов Варнавою, что значит «сын утешения» — левит , родом из Кипра, у которого было свое поместье, — продал его и принес деньги к ногам апостолов» (37). После многих сумрачных дней лицо Азы осветилось отрадной улыбкой: Варнава отдал поместье, и назвали его: «сын утешения»… Аза выше подняла лицо и сказала: — Это нетрудно. — Так иди же отсюда, куда я тебя научу, и расскажи тем людям, к которым придешь, все, что ты мне рассказала. Чужеземец назвал ей место, где сходятся христиане Александрии, и кто их епископ. Аза, ни минуты не медля, встала и пошла по его указанию. — Мне знакомо лицо твое: ты очень похожа на блудницу, которая часто ходила на берегу Нила? — Я сама и есть та блудница, — отвечала Аза, — но я не хочу возвращаться туда, где ты мог меня видеть, — я хочу быть христианкой. — Это прекрасно, но ты должна прежде очистить себя постом и раскаянием. — Я все готова исполнить, что нужно. Ей сказали, как надо поститься, она пошла и долго постилась, питаясь тем, что ей давали из сострадания. Наконец она изнемогла и пришла снова с просьбой крестить ее и принять со всеми в общенье. Клирики сказали ей: ты должна принести при всех покаяние.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Аминь.  . БЕСЕДА 76 1. Сказав о бедствиях, имеющих постигнуть город, об искушениях апостолов и о том, что они будут непобедимы, и пройдут всю вселенную, Спаситель опять говорит о бедствиях иудеев, показывает, что когда апостолы, научив всю вселенную, прославятся, тогда иудеи подвергнутся бедствиям. Но смотри, как Он говорит о войне, представляя жестокость ее в словах, по-видимому, маловажных. " Тогда " , говорит Он, " находящиеся в Иудее да бегут в горы " . " Тогда " : когда же? " Когда случится все это, когда увидите мерзость запустения на святом месте " . Из этого я заключаю, что Он говорит о войсках. Тогда бегите, говорит: вам не будет уже никакой надежды на спасение. А так как часто случалось, что иудеи, во время жестоких войн, опять укреплялись, как, например, при Сеннахириме и Антиохе (когда, хотя войска напали на город и храм был взят, но Маккавеи, устремившись против врагов, дали обратное направление делам), то, чтобы и теперь не ожидали какой-либо подобной перемены, Он отнимает у них всякую надежду. Хорошо, говорит, если кто спасется хотя бы нагим. Поэтому и находящимся на кровле не позволяет войти в дом, чтобы взять одежды, — показывая неизбежность зла и чрезмерно великое несчастье, и то, что впадший в него необходимо должен погибнуть. По этой же причине прибавляет, что и находящийся на поле да не возвратится взять риз своих. Если и находящиеся в доме бегут из него, то тем более не должно возвращаться тем, которые вне его. " Горе же беременным и питающим сосцами " (Матф. 24:19), — первым потому, что они, будучи отягощаемы беременностью, по причине слабости, не смогут удобно бежать; а последним потому, что они, будучи связаны узами сострадания к детям, не смогут спасти с собой питающихся грудью. Деньги легко и пренебречь, и сохранить, равно как и одежду; но того, с чем связывает человека природа, как может кто-либо избежать? Как может быть легкой беременная женщина? Как может кормящая грудью презреть дитя свое? Далее, опять показывая величину бедствия, говорит: " молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимой или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет " (Матф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

Апостол Павел одобряет и заповедует веру, действующую любовью (Гал. 5: 6), которая, в свою очередь, не может быть без надежды. Следовательно, нет любви без надежды, нет надежды без любви, нет и обеих без веры. (10, с. 8.) Исаак, рожденный по обетованию, справедливо обозначает сынов благодати, граждан свободного града, союзников вечного мира, где не будет стремления к личному и в некотором роде частному произволу, но будет любовь, радующаяся об общем, и потому неизменяемом благе, делающая из многих сердец – одно, т. е. будет вполне единодушное повиновение, основанное на любви. (4, с. 70.) С должной хвалой Творцу следует сознаться, что не в применении к одним только святым людям, но и о святых Ангелах можно сказать, что любовь Божия разлита в них Духом Святым, данным им (Рим. 5: 5), и что не только для людей, но первоначально и по преимуществу для Ангелов было благом то, о чем написано: А мне благо приближаться к Богу (Пс. 72: 28). Для кого это благо является общим, те имеют святое сообщество и с Тем, к Кому прилепляются, и между собой, и составляют один град Бога, служащий и живой Ему жертвой, и живым Ему храмом. (3, с. 250.) Любовь к красоте телесной, которая хотя и есть благо, сотворенное Богом, но благо временное, плотское и низшее, – злая любовь, коль скоро она ставит ниже ее Бога, вечное, внутреннее и всегдашнее Благо; так же точно, как любовь к золоту скупцов, забывших справедливость не по какой-либо вине золота, а по вине человеческой. Так бывает это и в отношении ко всякой твари. Будучи доброй, она может быть любима и хорошо, и дурно: хорошо, когда соблюдается порядок; дурно, если он нарушен. (4, с. 120-121.) Душа, почтенная Божиим образом, украшенная Божиим подобием, имеет в себе самой от Бога то, чем бывает убеждаема всегда или присутствовать с Ним, или к Нему возвращаться, если, будучи отвлечена страстями, удалится от Него. И не только она имеет то, что делает ее благонадежною в получении прощения и милосердия, но и то, что производит в ней дерзновение войти с Богом в дружественный союз, с Царем Ангелов соединиться сладкою любовию. (11, с. 164.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Апостол Павел ясно показывает эту страшную связь, этот дьявольско-человеческий симбиоз, в котором пребывают все некрещеные: «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по [воле] князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие» ( Еф.2:1-3 ). Понятно, что человек сам не может вырваться из этой тьмы. Но беда еще и в том, что вырываться он и не желает. Ведь ему важнее свое удовольствие, душевное равновесие, национальная традиция, хорошие отношения в семье. – Все это «приличные оболочки» для эгоистичного комфорта. Все, что есть на свете важнее истины и Бога. И поэтому гнев Божий низвергается на его голову. И поэтому участь такого человека в вечном общении с сатаной, которого он возлюбил, и которого ни на какого Бога менять он не желает. Ведь дьявол дает человеку жить так, как ему хочется, а не так, как желает того Бог. Правда при этом дьявол пожирает отдавшую себя душу, но тут вступает в силу самообман и, по точному замечанию преп. Исаака Сирина , грешник подобен псу, который лижет пилу, и, пьянея от вкуса собственной крови, начинает лизать еще сильнее. И пиявка перед тем, как начать пить кровь, взбрызгивает в кровь обезболивающее, чтобы жертва не заметила потери крови. Так и все многообразие ложных религий и философий – это дьявольское обезболивающее, которое мешает обольщенному придти в себя и найти единственный Путь ко спасению. Именно поэтому нехристиане так яростно требуют отказа от православной миссии и добиваются выражения уважения к их «традиционным религиям». Ведь если узнать волю Бога, то придется принципиально меняться. А этот так не хочется. Вместо уютного наркотического сна придется возвращаться в реальную жизнь. А она после этого «дьявольского лечения» такая, что мало не покажется. Душа разрушена, представления о мире придется менять кардинально, сил духа осталось мало (ведь сатана уже хорошо подкрепился несчастным). Остается полагаться только на непредсказуемую волю Бога, придется броситься в неизвестность, а это так страшно. Именно поэтому живая вера и является главной добродетелью христианина. Ведь без нее объективный взгляд и на себя, и на мир приведет к бесконечному отчаянию. Без доверия к любящему Отцу остается только гибель. Именно из этого печального самоанализа, не подкрепленного доверием Творцу, и рождаются пессимистические религии Востока, такие как буддизм и даосизм. Но и тут за этой мнимой объективностью стоит наглая усмешка Врага, которой говорит, «нечо хлопцы дергаться – погружайтеся ко дну».

http://azbyka.ru/mogut-li-spastis-nekres...

Апостол поставляет здесь крещение в теснейшую связь с величайшим событием нашей веры – с Воскресением Христа из мёртвых. Принятием крещения мы приобщаемся Христовой смерти и – главное – тому, что было после Его смерти: воскресению из мёртвых 19 . Таинство это совершается через троекратное погружение крещаемого в воду. Надо сказать, что крещение, как омовение в воде, погружение в воду, не было чем-то принципиально новым: нам известно Иоанново крещение (Деян. 19, 3) – когда св. Иоанн Креститель крестил в покаяние (Мф. 3, 11). Это было некое действие, когда погружение человека в воду символизировало очищение его от грехов, в которых он каялся и к которым обещал не возвращаться. В Ветхом Завете мы видим частые омовения как очищение от разной нечистоты. Но в христианстве прежде существовавшая форма символического действия приобрела реальное онтологическое содержание Таинства: повелением Божиим с водою сочетается Дух Святой (Ин. 3, 3-7), Который и усвояет Христа принимающему Таинство человеку, так что Апостол пишет: все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3, 27). Как и любое Таинство, Крещение служит не только личному, индивидуальному оправданию и освящению каждого человека, но и объединяет приобщившихся Христу людей в единый организм – Церковь, Тело Христово; через наше крещение созидается Церковь. Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить её, очистив банею водною (то есть погружением, омытием водой) посредством слова (Еф. 5, 25), пишет Апостол Павел. Так же, как теснейшую связь Таинства Крещения с Воскресением Христовым, Апостол подчеркивает и связь Крещения с нашим спасением как даром от Бога, проявлением любви Божией к падшему человеку. Бог спас нас не по делам праведности, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом (Тит. 3, 5). Вы омылись, освятились, оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор. 6, 11). Наконец, чтобы завершить ряд цитат из Писания, приведём отрывок из 1-го Послания св. Апостола Петра, подытоживающий сказанное выше. Нас , пишет он, крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасет воскресением Иисуса Христа (1 Петр. 3, 21). То есть: крещение не есть нечто символическое, омытие лишь плотской нечистоты; крещение – под условием нашей жизни по Богу (обещание Богу доброй совести) – усвояет нам спасение и приобщает Воскресению Христа Господа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Б) посему, так как от лживых пророков Иерусалимских распространилось нечестие на всю землю, то Господь изрекает на них Свой грозный суд: Он напитает их полынью и напоить желчью. Все же Иудеи предупреждаются, чтобы они не слушали слов этих пророков обманщиков, которые рассказывают мечты своего сердца, а не слышанное от Господа; они успокаивают презрителей Господа и упорных грешников, говоря им от имени Господа: «мир будет у вас»; «не придет на вас беда». А между тем если бы они были в совете Божием (ср. Ис.6:8 ) и слышали бы слово Господа, то они должны бы были, подобно Иеремии, возвращать, что грозная буря идет от Господа на нечестивых и гнев Божий уже неотвратим, как это и откроется для всех в грядущие дни (ст. 15–20). Господь не посылал этих пророков, а сами они выступили на пророческое поприще; Господь не говорил им, а они стали пророчествовать. Если бы они были истинными посланниками Божиими; то они бы старались отводить людей от злого пути и от злых дел и устрашали бы нечестивцев везде присутствием и всеведением Господа (21–24). Вот, Господь слышит, как лживые пророки рассказывают свои сны, как бы видения от Господа, и выражает Свое негодование на них за то, что они этими снами и себя обманывают и народ доводят до забвения Господа, подобно тому, как отцы их забывали Господа ради Ваала. Не нужно смешивать добрую пшеницу с плевелами: кто видел сон, тот пусть и рассказывает его, как простой «свой» сон; а кто имеет слово Божие, тот пусть и говорит его как истинное слово Божие, не переиначивая его, не искажая. Истинное слово Божие в тогдашнее время не возвещало мира; оно было подобно всеистребляющему огню и сокрушающему молоту (ст.25–29). Посему Господь изъявляет Свой гнев и осуждение на всех лживых пророков: и на тех, которые «крадут слова Божии», затемняя их и искажая своими толкованиями: и на тех, которые измышленную речь своих уст выдают за откровенное слово Божие; и на тех, которые свои лживые сновидения рассказывают, как видения от Господа, и тем обольщают народ, не принося ему никакой пользы (ст.30–32).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет, – говорит пророк от имени Господа. – Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет ( Иез. 18:21–22 ). В отличие от Иеремии, пророк Иезекииль усматривает в человеке способность и силу свободно выбирать, будет ли он «беззаконником» или «праведником» 253 , однако призывает к обращению и способствует этому все же Бог ( Иез. 11:19; 18:30–32; 36:26 ). Погибель, которая ожидает нераскаянного грешника, не доставляет Господу радости; наоборот, Бог желает покаяния грешника, что бы предотвратить его наказание. Разве Я хочу смерти беззаконника? – говорит Господь Бог . – Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив? ( Иез. 18:23 ). Иезекииль особо подчеркивает индивидуальную ответственность каждого перед Богом: Сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается ( Иез. 18:20 ). Учение о покаянии в межзаветный период Для точности освещения новозаветного учения необходимо коснуться проблемы трансформации покаянной терминологии, произошедшей в тот период, когда народ Израиля оказался лицом к лицу с эллинистическим миром. В Новом Завете учение о покаянии излагается с использованием таких терминов, как μετανοω и μετνοια 254 . Общее значение этих слов в древнегреческом языке – «перемена ума», в более широком смысле – «перемена образа мыслей» 255 . Однако автоматически использовать эти значения при интерпретации новозаветных текстов было бы неправильно 256 . Необходимо учитывать и то влияние, которое оказал на новозаветную (и позже – на церковную) терминологию греческий язык перевода Семидесяти и греко-еврейских авторов межзаветной эпохи 257 . В греческом переводе Семидесяти для передачи глагола shub, как в общем смысле «обращаться, возвращаться», так и в интересующем нас значении религиозного и морального обращения, всегда использовались греческие глаголы πιστρφω (πιστρφομαι) и ποστρφω (ποστρφομαι), означающие «поворачивать(ся) к чему-либо или от чего-либо», «возвращать(ся)», «обращать(ся)» 258 , но никогда не использовался глагол μετανοω. Этим глаголом и существительным μετνοια в переводе Семидесяти переведен другой древнееврейский термин, относящийся к идее покаяния, – nicham, «сожалеть о чем-либо», «изменить свое решение» 259 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010