П. Ты хорошо сказал.     К. Но и еще точнее различая эти недуги, закон говорит: и если будет подозрение и предположение, что проказа появилась или в заструпевшей ране, или в части тела некогда обожженной, то пусть опять прилагает жрец то же тщание и наблюдение. И если кажущееся расцветшим белое не изменилось в проказу, то да будет чист, сказано. Если же будет ясным изменение белого в проказу, то будет нечист и осквернен (Лев. 13:18-28). Закон и чрез это указует нам, что душевные недуги, а они бесчисленны, — извлеченные честною жизнью и по времени доведенные как бы до заструпления, если бы по нашему небрежению были снова как бы разбережены, то Христос, великий наш Первосвященник, осмотрит их и произнесет весьма правый суд. Ибо если болезнь дошла до одних только помыслов, то и в таком случае больной отнюдь не безукоризнен: отлучен, сказано, будет (Лев. 13:26), однако не отвержен совершенно и не совсем умер. Если же болезнь перешла пределы помыслов и даже желания, если вновь заболевший ею уже как бы потерпел полную перемену к худшему, то положить на него наказание за осквернение. Итак, должно особенно остерегаться, чтобы успокоившиеся страсти пробуждать снова, не возобновлять духовных ран и не возвращаться опять к прежним порокам. Иначе и мы услышим святого, воскликнувшего: «Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Пет. 2:22).     П. Мне кажется, что ты говоришь это правильно и весьма кстати.     К. Итак, о проказе, о струпьях и ранах закон преподал нам это; но к сему присовокупляет и говорит: «Если у мужчины или у женщины будет язва на голове или на бороде» голову, и если, говорит, будет некоторая впалость на ней от того, что кожа разрушается и оседает, и если будет изменение волоса в белый, то таковый, без сомнения будет прокаженный и нечистый. Если же ничего такого не будет, то да «острижет», сказано, голову или бороду подвергшийся белой сыпи. Остригши же таким образом волосы, пусть придет к жрецу и затем подвергнется испытанию; ибо если пятно или белая сыпь не распространяется в ширину, но остается как бы на месте или приходит к уменьшению, то пусть будет чист опять; потому что эта болезнь — не проказа, но только подозревается и кажется такою (Лев. 13:29 и далее).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

   В Иерусалиме волхвы стали спрашивать: «где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему».    Царь Ирод, услышав это, встревожился: он был человек весьма жестокий и очень подозрительный. По одному подозрению он предавал казни своих собственных детей. А теперь он особенно испугался, боясь, как бы у него не отняли власть и не передали царский престол новорожденному Царю. И все жители Иерусалима заволновались, узнав о такой вести.    Ирод собрал к себе всех священников и книжников, то есть людей изучавших книги священного писания, и спросил их; «где должно родиться Христу?»    Они ответили: «в Вифлееме иудейском, потому что так написано у пророка Михея».    Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов, выведал у них время появления звезды, послал их в Вифлеем и сказал: «пойдите и там хорошенько все узнайте о Младенце, и когда найдете Его, придите и скажите мне, чтобы и я мог пойти поклониться Ему». На самом же деле Ирод задумал убить родившегося Царя.    Волхвы, выслушав царя Ирода, пошли в Вифлеем. И снова та самая звезда, которую они видели прежде на востоке, появилась на небе и, двигаясь по небу, шла пред ними, указывая им путь. В Вифлееме звезда остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус.    В это время святой старец Иосиф и Пресвятая Дева Мария с Младенцем жили в городе, в доме, куда они перешли из пещеры, так как народ после переписи стал расходиться.    Волхвы вошли в дом и увидели Младенца Иисуса с Матерью Его. Они поклонились Ему до земли и поднесли Ему дары (подарки) свои: золото, ливан (ладан) и смирну (драгоценное, благовонное масло).    Своими дарами волхвы показали, что родившийся Младенец Иисус есть и Царь, и Бог, и человек. Золото они принесли Ему, как Царю (в виде дани, или подати), ладан, как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), а смирну, как человеку, который должен умереть (потому что умерших помазывали и натирали тогда благовонными маслами).    После этого волхвы хотели возвратиться в Иерусалим к Ироду, но получили от Бога во сне повеление не возвращаться к Ироду. Тогда они пошли по другой дороге, прямо в свою землю.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

   И в самом Таинстве Покаяния происходит великое благодатное чудо: Господь, в неизмеримой милости Своей и любви к созданию Своему, преобразует ветхое — в новое, прежде нечистое — в чистое ныне, грешное — в безгрешное! И всё, что для этого нужно, — наша воля, наше желание приступить к Таинству, наше стремление освободиться от греха и наша твердая решимость впредь не возвращаться на старый путь грехолюбия.    Тебя никто не принуждает к праведности, душа моя.    Тебе дано знание о том, что «от дней Иоанна Крестителя доныне Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12).    Тебе дано знание о том, что Господь — Просвещение твое и Спаситель твой, как и о том, что «Ангелы являются зрителями твоей жизни», и «если увидят, что ты побеждаешь, — радуются твоему успеху; если увидят твою неудачу — отступают опечаленные, зато демоны смеются над тобой».    Ты знаешь также, что «грехи оставляются на земле. Ибо пока мы находимся на земле, мы можем загладить наши грехи, а после того, как переселимся с земли, мы уже не можем сами загладить наших грехов исповедью, ибо дверь заперта».    А теперь — выбирай сама.    Хочешь войти в неизреченный свет Богообщения — иди.    Не хочешь? — Оставайся. Но помни Христовы слова: «Кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф.12:30; Лк.11:23).    С кем ты, душа моя окаянная?     Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    Мене ради Бог сый, вообразился еси в мя, показал еси чудеса, исцелив прокаженныя Мк.1:39—45: «И Он проповедовал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов. Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся ею и сказал ему: хочу, очистись. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист. И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Обращая речь свою к христианам из язычников, апостол Петр говорит им: «не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но по примеру призвавшаго вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках, ибо написано: будьте святы потому, что и Я свят» (1 Петр. 1:14-16). Христиане, по смыслу сих слов, до своего обращения к вере во Христа предавались похотениям, т.е. увлекались греховными чувственными желаниями и благо жизни поставляли в удовлетворение их. Таковую жизнь они вели «в неведении», т.е. потому, что не были просвещены светом истины и в самих богах своих находили пример грубой чувственности. Для обращенных ко Христу верующих время этого неведения прошло. Вступив в Христову Церковь, они уже не должны сообразоваться с прежними похотями, бывшими в неведении, не должны возвращаться к прежнему образу жизни. Им не только дана заповедь быть святыми, но и указан пример для подражания в лице призвавшего их Святого Господа.    Церковь Христова есть царство не от мира сего. Посему и принадлежащие к сему царству, хотя живут в мире, должны заботиться о том, чтобы не оскверняться мирскою нечистотою, вести себя так, чтобы видно было, что у них ничего нет общего между светом и тьмою, «Христом и велиаром» (2 Кор. 6:15), правдою и беззаконием. Все, что есть в мире, есть, по слову апостола Иоанна, «похоть плоти», т.е. сластолюбие, пристрастие к чувственным удовольствиям, распутство, пьянство и т. п., «похоть очес», т.е. корыстолюбие, не пасыщаемое зрелищем земных сокровищ и стремящееся к умножению их, — и «гордость житейская» (Ин.2:16), т.е. властолюбие и славолюбие, соединенное с презрением и уничижением ближних. Говоря сие, апостол Иоанн имеет в виду мир языческий, в котором преобладание чувственности подавляло духовную жизнь, пристрастие к земному убивало стремление к небесному.    К прискорбию, и в мире христианском встречаются те же самые языческие похоти, встречается даже равнодушие и неуважение к истине христианского учения и к Православной Церкви, глумление над нею и дерзкое, ничем не стесняющееся вольномыслие.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Христианину, по Крещении падшему и в след похотей ходившему, одна надежда спасения осталась — покаяние, а покаяние истинное, как видно из Святого Писания и Святых Отцов, толкователей Святого Писания, состоит в следующих пунктах:    1. От прежних грехов отстать и ими так, как мерзостью, гнушаться.    2. О них жалеть, и Бога умилостивлять, и духовнику исповедываться.    3. От других грехов всячески беречься.    4. Оставлять ближнему согрешения, дабы самому Бог оставил. «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших», — говорит Христос (Мф 6:14—15).    5. Любовь и милость всякому являть, чтобы сам помилован был. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф 5:7).    6. Смирить себя. «Смиряющий себя возвысится» (Лк 18:14).    7. Никого не осуждать, ни на кого не клеветать. Читай притчу о мытаре и фарисее (Лк 18:10—15).    8. Богу молиться всегда, чтобы в напасть вражию не впасть. «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение», — говорит Христос ученикам (Мф 26:41), потому что сатана всячески ищет, как человека уловить в погибель. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш, диавол, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр 5:8).      Неистинное покаяние — к тем же грехам возвращаться, и потому бесполезное. О том свидетельствует Сирах: «Когда кто омывается от осквернения мертвым и снова прикасается к нему, какая польза ему от омовения? Так человек, который постится за грехи свои, и опять идет и делает то же самое: кто услышит молитву его? и какую пользу он получит оттого, что смирялся?» (Сир 34:25—26).      Бог милостивый кающегося грешника приемлет любезно. См. §III и IV.      «Не медли обратиться ко Господу и не откладывай со дня на день», — так как откладывание бедственно (Сир 5:8), потому что:    1. Внезапная смерть бывает, как всякому видно: «Внезапно изыдет гнев Его, и во время мести погибнешь» (Сир. 5:9).    2. Бог хочет твоего обращения, и прощение обещает тебе (см. §III и §IV), но следующего утра или того, что будет далее, не обещает. Подумай об этом, грешник! Прежде же всего всегда велит быть готовым к исходу: «Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, придет Сын Человеческий» (Лк 12:40).  

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Я беднее, говорит, лисиц и птиц небесных, потому что не имею даже такого пристанища, чтобы приклонить только голову, и желаю, чтобы и последователи мои были такими же. Поэтому напрасно ты предполагаешь и тщетна надежда твоя. Таким образом Христос оказал книжнику двойную пользу: с одной стороны, показав, что знает тайны души его, с другой, не изобличив его явно, но предоставив ему самому изобличить, чтобы он избежал стыда и, если желал, исправился. Сказав это, Христос не запретил следовать за Собою, но показал, что следующий за Ним не найдет той прибыли, какой ищет. Книжник, поняв, что он разгадан, и обманувшись в цели, замолчал. Некоторые говорят, что Христос, прежде зная его, как раба не только сребролюбия, но и других страстей, отвечал иносказательно, назвав лисицами и птицами демонов по причине их хитрости и коварных умыслов против семян и плодов добродетели. Он как бы так говорит: демоны имеют в тебе норы и гнезда, а Я не нахожу и самого краткого пребывания в душе твоей. Норы и гнезда демонов суть страсти, в которых они скрываются и находят покой. Называет Себя Сыном Человеческим, утверждая этим, что Он действительно воплотился, а не призрачно, как предполагали некоторые. Человеком здесь называет Свою Матерь, потому что человеком называется не только муж, но и жена. Мф.8:21. Другий же от ученик Его рече Ему: Господи, повели ми прежде ити и погребсти отца моего Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.    Кто именно был этот ученик, Евангелист не обозначил; но кто бы он ни был, все-таки был весьма благоразумным. Смотри, что и в деле, по видимомусо всей очевидностью справедливом и необходимом, он ищет позволения, не желая отлучиться по собственной воле. Сказал прежде, показывая, что потом он последует везде. Мф.8:22. Иисус же рече ему: гряди по Мне и остави мертвых погребсти своя мертвецы Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.    Христос удержал его, не запрещая почитать родителей, но научая, что не должно стремящемуся к небесному возвращаться к земному и, оставив животворное, стремиться к мертвенному, или родителей предпочитать Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

“ Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон ” (Рим. 13:8). О повиновении начальствующим “ Будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся ” (ст.16). Апостол заповедует коринфским христианам повиноваться Стефану и домашним его, поскольку они — первые в Ахаии по вере и добродетели и посвятили себя на служение святым. Но, сказав в общем смысле, повинуйтесь таковым, апостол обязывает тем христиан оказывать послушание не одному только Стефану и домашним его, но вообще всем подобным им, “ ко всякому содействующему и трудящемуся ” в делах добродетели. Не обязывает ли и нас эта апостольская заповедь к послушанию тем, которые поставлены выше нас? 1. Мы должны всегда слушаться приказаний начальствующих. На каких основаниях по преимуществу? а) Послушание лучше жертвы . Сначала должно быть приказание, потом уже готовность. Многие делают это беспрекословно. Многие подают милостыню и не исполняют своих обязанностей послушания. б) Послушание — главная часть любви . Мы должны любить всех людей, но особенно поставленных над нами. Если только я люблю кого-нибудь, то с радостью исполняю его волю. Следовательно, мы должны слушаться. Дитя, ты тогда только любишь родителей, когда повинуешься им! Кто истинно любит царя? в) Послушание доставляет выгоду . Пользуются любовью начальствующих. При радостном послушании каждое дело легко. Охраняют себя от наказания, от греха и его последствий. Сравнение различного положения послушных детей, учеников, слуг, граждан и т. д. 2. Мы должны редко дожидаться приказаний начальствующих. Т. е. должны всегда исполнять свой долг, не нуждаясь в приказаниях за исключением редких случаев, где требуются особенные приказания. “ И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков ” (Колос. 3:23). Примеры лучше объяснят это: а) Если детям нужно всегда приказывать и только тогда они слушаются, то они — не добрые дети. Они должны делать свое дело, не дожидаясь повелений и понуждений отца и матери. Работать, посещать школу или церковь, возвращаться домой и т. д.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

“Берегись, не возвращай сына моего туда”, — говорил Авраам Елиезеру, когда тот намекнул ему о возвращении Исаака в Месопотамию, откуда пришел Авраам. “Господь, Бог неба и Бог земли, Который взял меня из дома отца моего и из земли рождения моего, Который говорил мне и Который клялся мне, говоря: тебе и потомству твоему дам сию землю, — Он пошлет Ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему Исааку оттуда; если же не захочет женщина идти с тобою в землю сию, ты будешь свободен от сей клятвы моей; только сына моего не возвращай туда” ( Быт.24:6–8 ); — так, с какою-то особенною настойчивостью, Авраам умолял своего слугу. Елиезер отправился с караваном. С ним было десять вьючных верблюдов и несколько слуг. Он достиг месопотамского города, где жил брат Авраама, Нахор. Под вечер Елиезер остановил верблюдов близ источника, находившегося вне города. Это был час, когда девицы выходили запасать воду в отеческие дома. Может быть, суженая Исаака находилась в их молодой толпе? По какому признаку мог бы узнать ее Елиезер? По тому, который всего приятнее видеть в женщине, — по человеколюбию! Между тем как девицы подходили к источнику, Елиезер молился. Он молил Господа, Бога Авраамова, оказать милость патриарху. Он молил Его, чтобы девица, которая по его просьбе наклонит к его устам кувшин с водою, почерпнутою из источника, была именно предназначена Провидением для его молодого господина. В этом он просил от Господа признака, который убеждал его, что Рука, поддерживавшая Авраама, не оставила его. Еще не перестал он произносить в уме слова молитвы, как из одного дома вышла прекрасная девица. На плече ее был кувшин, она шла к источнику. Когда она стала возвращаться назад, старик побежал к ней, остановил ее, попросил ее наклонить ему кувшин, который она теперь несла полный воды. “Пей, господин мой” ( Быт.24:18 )! С этими словами девица спустила с плеча свой кувшин и наклонила его к устам Елиезера. Когда он утолил жажду, она обратила внимание на его верблюдов, которым пришлось пройти дальний путь по знойной стране. Вылив из кувшина оставшуюся воду в поилку, она побежала, живая и легкая, к источнику и стала черпать воду и поить верблюдов. Тронутый Елиезер в молчании созерцал при последних отблесках заходящего солнца молодую девицу, которой красота и целомудренный вид выражали девственную душу. Старик удивлялся ей. Не это ли та благородная и чистая женщина, которая под гостеприимным шатром будет помогать сыну патриарха угощать в лице странника гостя Божия, лить освежающую воду на его ноги, загрязненные в дорожной пыли, утолять его голод и жестокую жажду, приготовлять ему постель? Да, в этой прекрасной девице, предупредительная заботливость которой простерлась даже на животных, мысль Елиезера приветствовала истинную царицу патриаршего шатра!

http://azbyka.ru/zhenshhina-v-vethom-zav...

  «Господи! Хорошо нам здесь быть», — воскликнул Петр, сердце его забилось радостно, он вдруг увидел Христа в неописуемой красоте, в каком-то неземном свете. «Если хочешь, Господи, волнуясь воскликнул Петр, — сделаем здесь три кущи (то есть три шалаша из древесных ветвей): Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». И пока он это произносил, светлое облако осенило всех, и они услышали голос: «Сей есть сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Ученики в ужасе пали на землю, пытаясь закрыться руками, как будто защититься от некой невидимой Силы.   Вдруг все стихло, Иисус медленно произнес: «Встаньте и не бойтесь, -. открыв глаза, они увидели только своего Равви, такого же, как и прежде, — никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых». Ученики молча переглянулись и опустили головы. Было время возвращаться назад и путники двинулись по тропе.         Христос готовит учеников к своей смерти. Ученики должны увидеть Его в славе, чтобы не поколебаться в час испытаний. Но полное понимание того, что видели они на горе Фавор не кого иного, но Бога в славе Его, придет к ним значительно позже, после Воскресения, когда в день Пятидесятницы Дух Святой научит их полноте божественной истины. Пока для апостолов Дух Святой – это светящееся облако, которое покрыло их и, вместе с тем, позволило созерцать Божию Славу и слышать его голос.   Своим Преображением Спаситель позволил людям воочию лицезреть Преображение, которое ожидает человека в Царствии Божием. Этот свет преображенного человеческого естества изображается на иконах святых не иначе как нимбами. Слова апостола Иоанна о том, что «Бог есть свет», вовсе не удачная метафора, а знание, опытно приобретенное на горе Фавор.   «Бывают в духовной жизни мгновения, которые так прекрасны, так дивны, говорит митрополит Антоний Сурожский, — что хотелось бы, чтобы время, жизнь, вечность на них остановились и никогда ничего другого не случалось бы… Но мы должны помнить, что это переживание нам дано для того, чтобы принести в темный, скорбный, холодный мир мир сияние Преображения».

http://pravmir.ru/preobrazhenie-gospoda-...

 - Мы слушаем вас. Вы в эфире.  -Раба божия Валентина. Батюшка, вы сейчас сказали, что мы должны страдать, и тем самым мы очищаемся. Ну что же мы, садисты, что ли? Вот, такая мысль ко мне пришла. Простите.  -Да. Это вы делаете неправильные выводы из того, что я сказал, потому что вы не поняли, о чем я говорю. Я сказал, что когда мы испытываем боль, то хотим от этого освободиться. То- есть, для нас это реальные переживания. А когда мы не испытываем боли, то- есть, грех нам доставляет боль не потому что мы садисты, а потому, что мы не хотим этого греха, но он доставляет нам боль и неудобство. Ведь посмотрите, как святые это переживали. Казалось бы человек светится уже, есть такие, которые светились, излучали свет, а говорили: я еще не начинал своего подвига. Почему он так говорил, причем совершенно искренне? Потому что тот свет, который он стяжал, эта святость, она обнажала его греховность. А это очень больно. Понимаете? Ведь когда человек живет в грехе, то в этой тьме это не доставляет ему страданий. Потому что нет света, кругом одна тьма. Все ровно. А когда страдания возникают, возникает боль, то от нее хочется избавиться. И тогда человек начинает этот путь восхождения. У него появляется жажда другой жизни. Потому что он увидел эту жизнь, реально увидел это световое состояние человека. И он не хочет возвращаться в эту тьму.  А когда человек не приобщился, не понюхал того, о чем мы говорил, то для него все ровно. Он может писать об этих грехах, говорить об этих грехах, он может жить по Закону, но и очень легко может обойти этот Закон, сказав: это жертва Богу. Человеческий разум так устроен, что он может обойти Закон, но благодать обойти невозможно, потому что свет, когда он приходит в человека, то устраивает землетрясение в человеке, трясение этой греховной бездны.  - Мы слушаем вас. Вы в эфире.  -Добрый вечер, батюшка. С праздником.  -Добрый вечер.  -Раба божия Ирина. У меня вопрос по Евангелию. Вот такие слова: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно». Что имеется в виду? Когда я читаю это, то возникают какие-то ассоциации, и не могу понять, о чем конкретно идет речь.

http://radonezh.ru/text/ne-mogli-by-vy-s...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010