15Балак послал других князей, почитаемых более прежних, и числом их было больше. 16Те пришли к Валааму и снова стали уговаривать его: «Балак, сын Циппора, очень просил тебя прийти к нему. 17«Великие почести, – обещал он, – окажу я тебе; и всё, о чем ни попросишь меня, сделаю для тебя. Приди же проклясть этот народ“». 18Но Валаам так отвечал посланцам Балака: «Даже если бы Балак давал мне дворец свой, набитый серебром и золотом, я не смогу поступить наперекор повелению Господа, Бога моего, ни в малом деле, ни в великом. 19Впрочем, останьтесь и вы на ночь, а я узнаю, что еще скажет мне Господь». 20И Бог вновь явился Валааму ночью и сказал ему: «Раз уж пришли к тебе эти люди и зовут тебя, встань и пойди с ними, но делай там только то, что Я повелю тебе». 21 Поутру Валаам встал, оседлал ослицу и отправился с князьями Моава. Валаамова ослица 22 И когда Валаам продолжал свой путь, разгневался на него Бог, и Ангел Господень преградил ему дорогу (а Валаам ехал верхом на ослице в сопровождении двух своих слуг). 23Увидав Ангела Господня с обнаженным мечом в руке, ослица свернула с дороги и пошла полем. Валаам стал бить ослицу, чтобы та вернулась на дорогу. 24 Тогда Ангел Господень встал перед ними на тропе между виноградниками, обнесенными каменными оградами. 25Увидев Ангела Господнего, ослица, прижимаясь к стене, придавила к ней ногу Валаама. Он снова стал бить ее. 26Ангел Господень встал у них на пути в другом месте, столь узком, что нельзя было свернуть ни вправо, ни влево. 27Увидев опять Ангела Господнего, ослица легла на тропинке. Рассвирепел тогда Валаам и нещадно стал бить ослицу палкой. 28А Господь наделил ослицу даром речи, и возопила она к Валааму: «Что сделала я тебе, почему в третий уже раз бьешь меня?» 29Валаам ответил ей: «Да ведь ты издеваешься надо мной! Будь в руке моей меч, тут же убил бы тебя!» 30Но возразила ослица: «Разве я не та ослица, на которой ты ездил всю свою жизнь? Поступала ли я когда с тобою так, как сегодня?» Валаам ответил: «Нет». 31 И открыл тогда Господь Валааму глаза, и он увидел Ангела Господнего, стоявшего на дороге с обнаженным мечом в руке. Низко склонился Валаам перед Ангелом и пал ниц. 32Обличил его Ангел Господень: «За что бил ты ослицу свою эти три раза? Ведь это Я пришел остановить тебя – зло ты делаешь предо Мною. 33Ослица увидела Меня и трижды уклонилась. Если бы не отпрянула она, Я бы убил тебя, а ее пощадил». 34«Согрешил я, – ответил Валаам Ангелу Господню, – но я ведь и не знал, что Ты стоишь на дороге. Но если Ты против, я вернусь». 35Однако Ангел Господень не стал возвращать его: « Продолжай путь, иди с этими людьми. Только говори лишь те слова, что Я скажу тебе». И пошел Валаам далее за князьями Балака.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

16 . И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут. Очевидно, что главными виновниками развращения Израиля суть высшие, руководящие классы. Так было и при Иезавели, как мы о том говорили подробно в IV т. Св. Летописи. Среди народа еще были люди, чтившие Бога завета; но мало по малу пример высших классов и притом насильные их действия совращали народ, и он при Осии Израильском, как мы говорили, 582 – начинает возвращаться к культу Ваала, который был совершенно уничтожен Ииуем и не появлялся в царстве при его потомках. Тогда долготерпение Божие истощилось, ибо у народа не могло быть будущего, а оставшиеся верные должны были внести в глубь Азии истинные понятия о Боге едином Творце мира. Израиль как народ не милуется, хотя богобоязненные как Товит и в стране плена милуются Господом Богом милосердым. 17 . Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они – лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта. Очевидно, что пророчество это, т. е. ст. 8–17 произносится за несколько лет до падения Самарии, и что книга пророка Исаии составляет сборник, в который пророк или ученики его вносили пророчества, по мере того, как они произносились. Пророк видит, как высшие классы ведут в Израиле народ от заблуждения к заблуждению, от самомнения к гордости, презирая помощь Единого, который мог спасти народ (ст. 13). Падение народа так велико, что Господь не милует даже сирот и вдов 583 этого „народа лицемеров и злодеев“, „уста которого говорят нечестиво“. И они подвергаются общей участи народа, раздавленного Ассириянами. „Бог уже не мог более покрывать грехи этой земли Своим долготерпением от взоров Своего правосудия“, как выразился Митрополит Филарет об наказании потопом 584 . Исаия еще далее рисует пламя нечестия, охватившее эту несчастную землю. 18 . Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось, пожирает терновник и колючий кустарник и пылает в чащах леса, и поднимаются столбы дыма.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

16). Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят. «Тут нет ничего излишнего и преувеличенного, ибо мы, – по образу Создавшего нас. Образ сей испорчен в падении. Надо его восстановить. Как? – Так же, как художники восстанавливают испорченные картины. Они угадывают формы частей, подыскивают краски, как было в оригиналах и восстанавливают, таким образом, часть за частью, всю картину, как она была вначале. Страсти пришли вместо добрых расположений и обезобразили нас. Надо восстановить добрые расположения, противоположные страстям. Итак погасим гнев и воспримем кротость, подавим самость и восстановим любовь, отгоним зависть и укрепимся в сорадовании, перестанем осуждать, а будем хвалить, перестанем присваивать, а будем давать и прочее. Так, страсть за страстью искореняя и добродетель за добродетелью укореняя, мы будем возвращаться к прежней чистоте» (свт. Феофан Затворник ). 17–18). И если вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, «Писание различает двоякий страх, один, – первоначальный, другой, – совершенный. Страх первоначальный, он же и основной, состоит в том, когда кто-нибудь обращается к честной жизни из боязни ответственности за свои дела, а совершенный, – в том, когда кто ради совершенства любви к другу, ради ревности любимому, боится, чтобы не остаться пред ним в долгу ничем, что требуется сильной любовью. В таком совершенном страхе жить убеждает апостол Петр… Ибо кто называет Бога Отцом тот, чтобы удержать за собой право усыновления, необходимо должен творить достойное Этого Отца» (блж. Феофилакт). 19–20). Но драгоценной Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, «Следовательно, ты должен ту цену за которую куплен. Даже если Он не всегда взимает, ты всегда должен» (свт. Амвросий Медиоланский . Об Иосифе, 7:42). «Таинство Христа есть неизреченное и непостижимое ипостасное соединение Божества и человечества, приводящее человечество к тождеству с Божеством. Это есть Божественная цель, задуманная (Богом) еще до начала сущих, она есть заранее продуманный (Богом) конец, ради которого существуют все (тварные вещи), но который сам существует не ради какой-нибудь одной из них… еще прежде создания мира было предуведано Воплощение Его ради человека. И слово Писания назвало Христа чистым и непорочным, поскольку Он по природе Своей совершенно чужд душой и телом тления, (возникшего) вследствие греха» (прп. Максим Исповедник . Вопросоответы, 60).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

16Всякий раз, когда возникают у них какие–то споры, они идут ко мне, чтобы рассудил я их и тут же познакомил с Божьими установлениями и указаниями Его». 17«Ты не вполне правильно действуешь, – сказал ему тесть. – 18Так ты только измучишь и себя, и народ, что подолгу стоит здесь перед тобою, ибо дело это слишком тяжело: один ты с ним не справишься. 19Послушай, я дам тебе совет, и пусть Бог пребудет с тобой, чтобы ты принял предложенное мною! Твой долг представлять всех людей этих перед Богом и говорить с Ним о делах их. 20Тебе надлежит объяснять народу установления и указания Божьи и учить их тому, как им следует вести себя и чем заниматься. 21Но при этом выбери из всего народа людей способных и богобоязненных, людей правдивых и неподкупных. Назначь их начальниками на каждую тысячу человек, на сотню, на полусотню и на десяток. 22Вот они–то и смогут быть в любое время судьями для народа. О каждом особенно важном случае пусть сообщают тебе, а все малые дела разбирают сами. Так облегчат они твое бремя, разделят его с тобой. 23 Если решишься на это, – а я верю, что Бог повелит тебе это сделать, – ты сможешь и сам всё перенести, и народ этот с миром будет возвращаться в дома свои ». 24 Моисей послушался тестя своего и сделал всё так, как тот говорил. 25Выбрал он из всего народа израильского способных людей и поставил их во главе народа начальниками на каждую тысячу человек, на сотню, на полусотню и на десяток. 26Они и были судьями для народа во всякое время. О самых трудных делах они сообщали Моисею, а все малые, простые разбирали сами. 27Настал день, и Моисей расстался с тестем, когда тот решил отправиться домой, в свою страну. У горы Синай 19 1–2 Покинув свою стоянку в Рефидиме, израильтяне достигли Синайской пустыни и там расположились станом у горы; произошло это к третьему месяцу после их ухода из Египта… в этот день вошли они в Синайскую пустыню. 3 И как только Моисей стал восходить на гору, чтобы встретиться с Богом, Господь воззвал к нему с горы: «Вот что от имени Моего ты должен сказать дому Иакова, возвестить сынам Израилевым: 4«Вы видели, что Я сделал с египтянами и как Я поднимал и подхватывал вас, словно орел птенцов на крыльях, и как привел к Себе, словно жених невесту.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

17. Так говорит Господь, Искупитель твой, Святый Израилев: Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти. (Тако глаголет Господь, избавивый тя Святый Израилев: Аз есмь Господь Бог твой, научих тя, еже обрести тебе путь, по немуже пойдеши). Народ Израильский, лишившись своего отечества и свободы, попал в пещь убожества (горнило страдания) (ст.10) и не мог придумать никакого средства избавиться из неё: но, по любви к беспомощному народу, Святой Израилев – Бог, верный своим обетованиям, научает его, как он будет избавлен (ст.14–15), дает ему возможность найти путь, по которому он должен идти – возвращаться в свое отечество (ст.20–21). 18–19. О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя – как волны морские. И семя твое было бы как песок, и происходящие из чресл твоих – как песчинки: не изгладилось бы, не истребилось бы имя его предо Мною. (И аще бы еси послушал заповедей Моих, то был бы убо аки река мир твой, и правда твоя яко волна морская, и было бы яко песок семя твое, и изчадия чрева твоего яко перст земли: ниже ныне потребишася, ниже погибнет имя твое предо Мною). Израиль попал в безвыходное положение по своей вине: он не соблюл заповедей Господних, даже главнейших, – первой и второй – о признании и почитаний единого Бога. А если бы он слушал заповеди Его – знал и исполнял, то не встретил бы бедствий от нашествия врагов, а наслаждался бы миром, и не был бы обвинен и осужден на страдание и гибель, а пребывал бы в правде – оправдании и благословении: и мир его был бы непрестанным, как течение реки, правда его была бы сильна, неотразима, победоносна, как волны моря: он мог бы излить свое оправдание в глубоких, сильных, одушевленных речах, которые были бы неотразимы, как морские волны, поднятые бурным ветром (ср.гл.54:13–15). Если бы народ послушал заповедей Господних, то и семя его – потомство было бы как песок и исчадия древа его – ближайшее поколение (дети, внуки) было бы как пылинки земли, иначе – потомство его было бы неисчислимо многочисленным. А за преслушание своих заповедей Господь подверг нечестивых умалению потомства: они и дети их гибли при осаде Иерусалима от меча, голода и язвы, а в плену от изнурительной непосильной работы. Но Господь, по милости Своей, указал путь жизни Своему народу (ст.17), и он теперь уже не истребится, и не погибнет его священное имя; напротив, размножится несравненно более, нежели прежде (гл.49:17–22; гл.54:1–3).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

18 ст. Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас. Но все это их старание, вся эта их ревность даже в деянии добра, имеет только показную сторону, делается для видимости и в моем только присутствии. Ужели вы, Галаты, этого не видите? Да и сами-то вы, бывшие такими ревностными в стремлении к истине, к добру, ужели были такими только пока я был с вами? Но похвально ревновать в добром всегда, т. е. всегда быть такими, в этом и смысл христианской жизни, а не быть такими только в моем присутствии. 19 ст. Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! Смягчая свой тон, апостол обращается к Галатам с ласкательным именем. Дети мои, говорит апостол, своим уклонением в сторону лжеучителей и тем, что мне опять приходится возвращать вас на путь истины, вновь возрождать вас, вы меня заставляете переживать душевные муки. Мне это так больно, так прискорбно, что я переживаю муки подобно жене родильнице. И я не успокоюсь, не перестану страдать за вас душой, пока не увижу вас, что вы снова твердо и непоколебимо стоите в истинной вере во Христа, на спасительном пути. 20 ст. Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас. Как бы я хотел быть лично среди вас и своими, так сказать, глазами видеть то, что у вас совершилось, придти к вам и, сообразно найденному, заговорить с вами тем или другим голосом, а теперь я в недоумении, т. е. заочно даже не знаю, в каком тоне мне говорить с вами. 21 ст. Скажите мне, вы, желающие быть под законом, разве вы не слушаете закона? Т. е. вы желающие исполнять и придерживаться обрядовых предписаний и постановлений закона, разве остального из закона не слушаете, не признаете? Разве вы не вникаете в смысл его? 22 ст. Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной ( Быт. 16, 15; 21, 3 ). А ведь там написано, что у Авраама было два сына, один от рабы, а другой от свободной. 23 ст. Но который от рабы, тот рожден по плоти, а который от свободной, тот был по обетованию. Измаил родился, когда еще Аврааму было 86 лет и когда он и Агарь еще были способны к деторождению. Исаак же родился, когда Саре было 90 л., а Аврааму 99 лет и когда, по-видимому, они уже оба были лишены естественной способности деторождения, ибо тело их уже омертвело ( Римл. 4, 19 ). Поэтому-то апостол и выражается про Измаила, что он рожден по плоти, а про Исаака – рожден по обетованию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

19. О Причащении Святых Таин «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей», — говорит апостол (1Кор.11,28). Вопрос. Как может человек испытывать себя? Ответ. Пусть, приступая к исповеди, имеет в мысли следующее. Исповедует ли он грехи свои совершенно, ничего не утаивая? Сожалеет ли он о своих грехах, плачет ли, кается ли? Имеет ли он твердое намерение и непреложное желание не возвращаться более ко греху, но бодрствовать и охранять себя от всякого грехопадения? Не имеет ли на кого-либо вражды? Приготовил ли себя достаточно постом и молитвами? Вот как пусть искушает себя человек и так «ест от Хлеба сего и пьет из Чаши». Апостол еще говорит следующее: «Кто ест и пьет недостойно, тот осуждение себе ест и пьет, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор. 11, 29). Вопрос. Как нужно «рассуждать о Теле Господнем»? Ответ. Не рассуждает тот, кто приступает, не искусив себя так, как об этом сказано выше. Не рассуждает тот, кто не приготовил себя постом и молитвами, не примирился с братом своим. Не рассуждает тот, кто приступает как будто к простому хлебу и вину, а не как к Богу. Таковой «осуждение себе ест и пьет, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор. 11, 29). Не рассуждает и тот, кто приступает без страха, без умиления, без смирения, без веры и без надежды на спасение, и без любви. Итак, достойно причащайся, держа в уме такое обращение к Богу: недостоин я, Господи, не только причаститься Святых Твоих Тайн, но даже взглянуть на предивную и преестественную Твою Трапезу. Однако я приступаю не с тем, чтобы прогневать Тебя, но дерзаю, уповая на неизреченную Твою милость, ибо я знаю, что Ты пришел не ради праведных, но ради грешников. Дерзаю причаститься, чтобы не лишиться Причастия Твоего и не быть съеденным мысленным волком. Дерзаю приступить ко Причащению еще потому, что надеюсь на премилостивые слова Твои, Господи, которые Ты изрек пречистыми Твоими устами, говоря: «Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я Хлеб живый, сшедший с небес; ядущий Хлеб сей будет жить вовек» (Ин. 6, 50—51). И еще: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 5354).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1946...

1 По прекращении мятежа Павел, послав за учениками и дав им наставления, простился и отправился в Македонию. 2 Пройдя же эту область и наставив их обильным словом, пришел в Елладу 3 и, проведя там три месяца, решил возвращаться через Македонию, потому что Иудеи готовили на него покушение во время предстоявшего ему морского пути в Сирию. 4 Сопровождали его Сосипатр Пирров Вериянин, а из Фессалоникийцев Аристарх и Секунд, и Гаий Дервянин и Тимофей, Асийцы же – Тихик и Трофим. 5 Они пройдя вперед, ожидали нас в Троаде. 6 Мы же отплыли после дней Опресноков из Филипп и в пять дней прибыли к ним в Троаду, где провели семь дней. 7 В первый же день недели, когда мы были собраны для преломления хлеба, Павел беседовал с ними, намереваясь отправиться в путь на следующий день, и продолжил слово до полуночи. 8 Было достаточно светильников в горнице, где мы были собраны. 9 Сидел в окне некий юноша, по имени Евтих, погружаясь в глубокий сон по мере того, как затягивалась беседа Павла. Погруженный в сон, он упал с третьего этажа и был поднят мертвым. 10 Павел, спустившись, лег на него всем телом и сказал: не смущайтесь, ибо душа его в нем. 11 Поднявшись наверх и преломив хлеб и вкусив, и еще немало побеседовав до зари, отправился в путь. 12 Между тем отрока привели живого, и были они утешены безмерно. 13 А мы пошли вперед на корабль и отплыли в Асс с намерением взять оттуда Павла: ибо он так приказал, намереваясь сам идти сухим путем. 14 Когда же он встретился с нами в Ассе, мы, взяв его, прибыли в Митилину; 15 отплыв оттуда, на следующий день поравнялись с Хиосом, а на другой день дошли до Самоса и днем позже пришли в Милет. 16 Ибо Павел рассудил проплыть мимо Ефеса, чтобы не получилось у него потери времени в Асии; ибо он спешил, если бы это было для него возможно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме. 17 Из Милета он послал в Ефес и вызвал к себе пресвитеров церкви. 18 И когда они прибыли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, когда пришел в Асию, все время с вами жил,

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

1Ин.2:1 . Чадца моя, ciя пишу вам, да не согршаете: и аще кто согршит, ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа праведника: Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Не тот еще вполне отец, кто рождает плотских детей, но тот преимущественно, кто возрождает дух в рожденных по плоти. По этому-то Апостол Павел пишет к Коринфянам: я вас, как любезных детей, вразумляю, потому что у вас хотя и тысячи наставников, но не много отцев: ибо я родил вас во Христе Иисусе благовестванием ( 1Кор.4:14–15 ). И так весьма естественно, что Апостол Иоанн в своем послании обращенных к вере называет своими детьми: дети мои, сие пишу вам – и что же пишет любвеобильный отец? Возвестив, предварительно, что проповедуемый Христос есть свет и жизнь, и что для соединения с Ним должно ходить во свете Евангельском, Иоанн со всею искренностию сердца убеждает их не грешить более, не возвращаться к делам тьмы, в которой они были до возрождения: чадца моя, сие пишу вам, да не согрешаете. Впрочем, если бы кто и согрешил (здесь разумеется грех не к смерти), таковый не должен предаваться унынию; ибо мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа Праведника. Мысль у Апостола, знающего немощь сил человеческих и указывающего здесь на всемогущество заслуг Иисуса Христа, есть та, чтоб изгнать отчаяние из сердца грешников, и побудить их, без замедления, обратиться к Ходатаю. Конечно мы, своими грехами, раздражили Отца небеснаго; а потому нас самих, доколе мы грешники, Бог не послушает, хотя бы мы и просили Его. За то имеем Ходатая пред Ним, Иисуса Христа Праведника, Единородного Сына Его, который говорит: елика аще просите от Отца во имя Мое, то сотворю ( Ин.14:13 ). 1Ин.2:2 . и той oчuщehie есть о грсх наших, не о наших же moчiю, но и о всго мíра. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира. Единородный Сын Божий, сшедший с небес на земло, принявший естество человеческое, и смерть вкусивший за грехи всего мира, приносится как очистительная жертва на безкровном олтаре в наше оправдание и спасение. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира. Он, как хлеб небесный, питает нас своим телом, и, как вода живая, очищает, омывает, напояет и освящает нас своею кровию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kratko...

21 . Далее, возможно кто-либо спросит: «Когда Матфей говорит, что Иосиф боялся возвращаться в Иудею из-за того, что там царствовал Архелай, сын Ирода, то почему он позже не испугался идти в Галилею, где, по свидетельству Луки, был четвертовластником другой его сын – Ирод?» Но времена тогда уже были другие: когда Иосиф решился вернуться в Галилею, ни Архелай уже не был реальным властителем, ни Ирод, но Понтий Пилат, бывший не царем иудеев, но наместником Рима; при кесаре Тиверие сыновья старшего Ирода имели не царскую власть, но четвертовластие. Глава IX 22 . Может возникнуть и такой вопрос: «Каким образом Матфей говорит, что с отроком Иисусом родители Его пошли в Галилею потому, что не хотели идти в Иудею из-за боязни Архелая, хотя кажется, что они пошли в Галилею скорее потому, что в Галилее был их город Назарет, о чем не умолчал Лука». Но следует иметь в виду, что когда Ангел во сне сказал Иосифу в Египте: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву» ( Мф. 2:20 ), Иосифом первоначально это было понято так, что ему будто бы ведено отправиться в Иудею – ведь она первоначально могла быть понята им как земля Израилева; но затем, когда он узнал, что там царствует сын Ирода Архелай, он не захотел подвергаться лишней опасности, хотя под землею Израилевою тогда можно было подразумевать и Галилею, потому что и ее населял народ израильский. Впрочем, этот вопрос может быть разрешен и другим способом, а именно: что родителям Христа могло показаться, что с таким Отроком, о Котором они получили такие ангельские указания, необходимо было жить только в Иерусалиме, где был храм Господа, и потому, возвращаясь из Египта, они и хотели бы идти туда и жить там, если бы только не страшились присутствия Архелая. Глава X 23 . Может быть кто-нибудь скажет и следующее: «Как же так, ведь по рассказу Луки родители Его во все годы детства Христа ходили в Иерусалим. Зачем же тогда говорить о страхе перед Архелаем?» Разрешить этот вопрос для меня не представляет труда, хотя ни один из евангелистов и не сказал определенно, как долго царствовал Архелай.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010