Основа ее, во всяком случае, должна была остаться неприкосновенной хотя бы для заявления и подтверждения солидарности с этим периодом, от которого она была унаследована. Изменения с указанной тенденцией должны были коснуться лишь некоторых частностей. Так действительно и было. В течение этого времени видоизменены были некоторые частные пункты в литургии применительно к положению, занятому Армянской церковью между Православием и монофизитством. Таким видоизменениям подверглись: а) Трисвятая песнь, заимствованная в армянскую литургию из константинопольской при свт. Прокле или вскоре после его кончины, – к ней прибавлены были слова: распныйся за ны, впервые введенные в состав этой песни в 471 г. Петром Кнафеем, монофизитским патриархом Антиохии, с вариациями их смотря по празднику, придуманными, вероятно, с целью смягчить резкий, специфический характер этих слов 499 , – прибавлены были, по мнению Галана 500 , на одном из Девинских соборов при католикосе Нерсесе II (525–531); б) Евхаристические элементы, и именно: а) квасный хлеб был заменен опресноками, по мнению одних 501 , в IVb., по мнению других 502 – в VII в., по мнению третьих 503 – в VIII в.; б) к вину было прекращено вливание воды одновременно с заменой квасного хлеба опресноками и проч. Не все, конечно, изменения, сделанные в тексте армянской литургии в это время, были сделаны в интересе осужденного Халкидонским собором монофизитства и с целью заявления протеста против этого осуждения; другие, каковы молитвы, принадлежащие отцам и учителям Армянской церкви и частью введенные в армянскую литургию взамен других молитв, специально греческих, частью просто для пополнения ее текста, в большинстве своем не имеют этого характера 504 и, с точки зрения существующего между Православием и монофизитством пререкания, должны считаться безразличными; но и эти изменения в конце концов сделаны под влиянием той же сепаратистской тенденции, если не в церковном, то в национальном смысле. Мы не имеем возможности определить со всей точностью, какие, кем, когда и по каким мотивам сделаны были в это время изменения в литургии Армянской церкви сравнительно с литургиями Православной Церкви вообще и в особенности с литургией Константинопольской церкви, с которой она со времен свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Специально для Рогожского кладбища Картушин издал ещё и другое предписание, в котором приказывал наблюдать за тем, чтобы во время венчания шафера не были во фраках, а надевали бы, как то требуется и от женихов, длиннополые кафтаны, да и вообще рекомендовалось «удалять из Рогожских храмов «новомодных стрекулистов» (т. е. носящих модные костюмы немецкого покроя), а дамам и барышням предписывалось носить, «когда идут в храм, платочки, а не шляпки и шапочки»...» Большинство раскольничьих попов, получив такие предписания ох своего лже-архиерея, только руками развели, находя их слишком глупыми и неудобоисполнимыми. Только лже-поп Тимофей с Рогожского кладбища весьма одобрил эти «эпистолии», так как поход против брадобрения понравился ему ещё, когда его поднял Арсений. Брадобреев он до того не любит, что однажды отказался дать «причастие» солдатикам, пришедшим к нему причащаться и исповеданных попом Елисеем. Солдатики пробовали было протестовать, ссылаясь на то, что они не были подвергнуты запрещению со стороны их духовного отца Елисея. – «Мне нет дела до Елисея, – кричал Тимофей, – а я не могу бритому дать причастия, как не могу дать его «псу или коту»... Тут выручили попа дьячки. – «Ты, батюшка, им хоть «большой (т. е. крещенской) воды» дай, – кричали они с клироса, когда их настоятель завёл пререкания с нижними чинами. На том и порешили... Другие же попы, как мы сказали выше, остались весьма недовольны новым предписанием своего лже-владыки. По горькому опыту знали они, что путного ничего из таких строгостей не выйдет ни с брадобреями, ни с франтихами-раскольницами. Раскольничий поп Михайла воздвиг было гонение против франтих и не стал допускать к кресту старообрядок, носивших модную причёску. Одну не допустил, другую, ну, и не стали совсем к нему в моленную франтихи в шляпках ходить. Но вот, как-то внучка владелицы моленной пошла. Поп не решился отказать ей в целовании креста, а когда об этом случае узнали прихожанки модницы, то потребовали, чтобы и их допускали к кресту; тем и кончился поход попа против модных причёсок и шляпок.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Чаша переполнилась; Моисей, равно как и Аарон, впали в малодушие, и вот – этот великий муж, так часто служивший орудием чудес Божественного всемогущества, теперь усомнился и не хотел верить, чтоб ещё раз, по его удару, скала источила им воду. То был недостаток веры и упования, стоивший Моисею и Аарону великого счастья – вступления в землю обетования ( Чис. 20:12, 24 , Пс. 106, 33 ). Второй раз он должен был ударить теперь скалу прежде, чем показалась из неё вода, и в «источник правды» потекла отныне «вода пререкания», как назван был также и источник близ Рафидима; поскольку вызванный Моисеем ручей воды течет к «Аин-Кудес» даже до сего дня. Получив своё начало в низенькой стене скалы, он стремительно несётся на несколько сот шагов к ближайшему дождевому потоку – прежнему Аин-Мишпат – и вместе с ним теряется далее в сухой почве 25 . На израильтян, равнодушно встречавших уже так много чудес, это событие не произвело особенного впечатления. Так как их нужды были теперь удовлетворены, то их мысли обратились исключительно на страну, в скором занятии которой они уже не сомневались более. Вопрос был только в том, каким путём вернее проникнуть в Хаваан. От прямого движения из Кадиса на Хеврон, как прежде предполагалось, удерживала их попытка, сделанная их отцами в вади Мурраг; тем более, что и теперь носился слух, что один из хаваанских царей, именно царь Арадский, приготовился дать им с этой стороны отпор с оружием в руках. А так как они по опыту знали, что из Кадиса идёт очень удобная долина, которая пересекает горные твердыни по направлению к востоку и прямо ведёт в длинную узкую равнину Арабаг, то лучшим путём с места, ими занимаемого, был бы именно этот путь; держась его, они обогнули бы Мёртвое море, и по линии Иордана вступили бы в Ханаан с востока. Можно было ожидать, что и столп облачный укажет этот именно путь. Но по ту сторону равнины Арабаг лежал кряж Сеирских гор, тянувшийся по восточной стороне этой равнины от Мёртвого до Чермного моря; этот кряж нужно было потом переходить.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Чтобы привлечь к своим словам общее внимание, Он обратился к хозяину: «Симон, Я имею нечто сказать тебе». – «Скажи, Учитель, – отвечал тот с некоторою натянутостью». – «У одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят. Но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбил его?» Симон по-видимому не имел ни малейшей мысли о том, чтобы вопрос имел какое-нибудь отношение к нему самому, все равно как это было никогда с Давидом, когда он произносил откровенный суд по поводу притчи пророка Нафана. «Думаю, сказал он, тот, которому более простил». – «Правильно ты рассудил», ответил ему Христос, и затем сделал нравоучительное приложение этого маленького иносказания, суровое по самой своей мягкости и снис­ходительности, облеченное в ту поэтическо-возвышенную фор­му, которую Спаситель часто употреблял при своем учении и которая для слышавших Его звучала поэзией пророков. Симон кажется не видел, к чему вел этот рассказ, но кающаяся грешница, с более чуткою восприимчивостью сокрушенного сердца, наверно видела это. Но какое волнение должно было охватить ее, когда Христос, как бы не замечавший ее дотоле, теперь вдруг совсем повернулся к ней и, обращая внимание всех присутствующих на нее, робко сидевшую на полу и закрывавшую обеими руками и распущенными воло­сами свое смущенное лицо, громко сказал удивленному фари­сею: «Симон, видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал; а она слезами облила Мне ноги, и волосами головы своей отерла. Ты целования Мне не дал; а она с тех пор, как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги. Ты головы моей маслом не помазал; а она миром помазала Мне ноги. А потому ска­зываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлю­била много, а кому мало прощается, тот мало любит». И затем, обращаясь уже не к Симону, а к бедной грешнице, Спаситель со властью Помазанника Божия прибавил слова милосердия: «прощаются тебе грехи». Все это произвело такое сильное впечатление, что фарисеи не осмелились высказать ка­кого либо протеста против подобного притязания на право про­щать грехи и только шепотом переговаривались между собою, выражая взаимное изумление: «кто это, что и грехи прощает»? Но Спаситель проник и в их тайные мысли, и чтобы не дать им повода к дальнейшим пререканиям, еще раз обращаясь к грешнице, сказал ей: «вера твоя спасла тебя: иди с миром».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Действительно, все еретики погрешают или в отношении к одному, или к двум, или ко всем трем лицам Св. Троицы вместе. Пусть этот толкователь утверждает, что ему заблагоразсудилось, ибо не должно отзываться дурно о понимании другого. А нам кажется, что три пастыря, пораженные в один месяц суть Моисей, Аарон и Мария [Мариам]; из них Мариам умерла в первый месяц, называющийся nisan ( ), в пустыне Син: в том же месте и в тот же месяц вследствие воды пререкания, Моисей и Аарон были осуждены к тому, чтобы не войти в землю обетования ( Числ.20:10–13 ) И было так, что из тех трех вождей одна была поражена действительною смертью , другие два осуждены на смерть приговором божественного суда. И вознегодовала, – говорит, – душа Моя на них, т. е. на трех пастырей, которых Я поставил во главе стада Моего, потому что и их душа изменилась относительно Меня и они не прославили Меня у воды пререкания. Если же мы отнесем последние слова к народу, т. е. что душа народа изменилась в отношении ко Мне, тогда истолковать нужно следующим образом: Я потому вознегодовал на них, что они колеблясь между Мной и идолами, восставали против Меня разными способами. Поэтому в негодовании Своем Я сказал Моисею: Я не буду пасти вас: оставь Меня, и Я рассею вас ( Исх.32:10 ). А когда в гневе Он говорит: Оставь Меня, этим Он призывает к прошению, и показывает, что Он может быть и удержан [от гнева]. То, что умирает, пусть умирает; и что убивается, пусть убивается; пусть тела всех валяются в пустыне, и пусть люди эти в междуусобной борьбе подобно зверям наносят себе взаимно раны, и пусть не один не войдет в землю обетования. Некоторые под этим разумеют двукратное призвание: призвание Иудеев и призвание язычников, первое касается Израиля, а последнее Христиан. Но так как призвание Христиан было отложено [на будущее], а Иудеи были сохраняемы и воспитываемы Богом, то они и не были достаточно внимательны [к Нему]. LXX: И возьму Я розгу Мою прекрасную и отброшу ее, чтобы разорить завет Мой, который Я завещал всем народам, и он будет разорен в день тот, и познают Хананеи – овцы, хранимые для Меня, что это – слово Господне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Иез.47:19 .  А южный край с полуденной стороны от Тамары до вод пререкания при Кадисе, и по течению потока до великого моря; это полуденный край на юге. «Южный», евр. негев. – «С полуденной стороны» евр. тимна, вин. п. направления от Феман, название идумейского города, употребляемое в смысле «юг» только в позднейшем библейском языке. LXX считают собственным именем: «и яже к югу и ливу: ( λιβα – дуплет) от Фемана». – «Тамара», евр. Тамар, упоминаемый только еще Иез.48.28 , но созвучный с Федмор (букв. Тамор) 3Цар 9.18 , должно быть тожественный c Thamaro Птолемея (V, 16, 8) и Θαμαρα Евсевия, по которому (Onomasticon – под Hazazon) находился в 1 дне от Хеврона на пути в Елаф ( Втор 2.8 ; 3Цар 9.26 ) и был во владении римлян. Робинсон (Bibl. Research, t. III, рр. 178, 186 и сл.) указывает на место нынешнего Курнуба, но он слишком на севере. Слово значит «пальма», почему LXX передают Φοινικων (см. 18 ст.), а Таргум – Иерихон, «город пальм» по Втор 34.3 . «До вод пререкания», евр. мей меривот, т. е. Мерива ( Чис 27.14 ; Втор. 32.51 ), – только здесь мн. ч. LXX: «до воды Маримоф-Кадим». Ближайшее определение этой даты: «при Кадисе» (в евр. и греч. без предлога евр. Кадеш, LXX: Кадим), т. е. Кадес – Варни, нын. Аин – Кадис к ю. от Вирсавии в пустыне между Палестиной и Египтом (о ней есть целое исслед. Trumbull H. С. Kadesh Barnea, New York 1884: ср. Guthe в Zeitschr. des Deutsch. Palastina – Vereins VIII, 182). «Потока» – должно быть «река Египетская» 3Цар 8.65 и мн. др., нын. Вади-ел-Арис, последняя восточная река, впадающая в Средиземное море, текущая от Кадеса, на устьи которой лежала « Ρινοκορουρα и которая по св. Епифанию называлась просто Неел ­­ евр. нахал, поток. Генгст. на том основании, что в др. м. эта река не называется одним словом «поток» (без определения «Египетский»), усвоив слову значение «в наследие». LXX: «продолжающееся» (подразумевается должно быть граница, » ορος). – «Это (ет ­­ зот, см. 18 ст.) полуденный край на юге», евр. тамане негева – к югу, к югу: граница все закругляется к югу (ср. в ст. 17 о севере). LXX: «сия страна юга и лива».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ибо два раза Бог давал им воду из камня, в разные времена и в различных местах. И то место в Хориве, где дана была вода, названо Искушение и Ропот; ибо иудеи искушали там Бога, испытывая Его силу и не веруя чудесам, которые часто видели; они также роптали там на Моисея, что вывел их из Египта в такую пустыню. Место же в Каддисе, где дана была вода, названо Водою пререкания, потому что иудеи пререкали Богу и роптали. И Бог повелел им сохранять Его только повеления и веровать Ему; а они не верили Ему и не исполняли Его повелений. Этот разрыв моря и камней Бог произвел чрез Моисея. 17. И приложиша еще согрешати Ему. Так как преступления их довольно всем известны из книг Моисея, то и сказал: " и приложили еще " . А как грешили, послушай. Преогорчиша Вышняго в безводней. Т. е. в безводном месте. А как преогорчили, сказано немного выше в словах: " род строптивый и преогорчевающий " (Пс. 77, 8). 18. Искусиша Бога в сердцах своих, воспросити брашна душам своим. В этих словах сего псалма и далее до: и огнь возгореся передается такое, чего не описывает Моисей. Давид же записал это, как и многое другое такого же рода, собравши или из апокрифических, как мы прежде говорили, книг, или из древних преданий, или же это сообщено ему было Св. Духом. Ибо он говорит, что они искушали Бога в мыслях своих, может ли Бог дать им просимое; искушали же, прося пищи душам своим, т. е. самим себе. 19. И клеветаша на Бога. Клеветали вместо роптали, что Он морит их голодом, лишивши их всякой приятной им пищи. И реша: еда возможет Бог уготовати трапезу в пустыни? Слова эти выражают их сомнение. 20. Понеже порази камень, и потекоша воды, и потоцы наводнишася; еда и хлеб может дати? Или уготовати трапезу людем своим? ХОТЯ, говорили, Бог и сделал сказанное, но может ли Он и это сделать? О безумие! Если Он то сделал, то как же не мог бы сделать и этого? Наводнишася нужно понимать в смысле потекли с большою силою. Ибо сказано: " низведе, яко реки воды " . Под трапезою разумеет любимые мяса. Ты же, читатель, смотри, как Давид повествует прежде послания евреям хлеба и мяс о изведении воды из камня, вступая в противоречие с повествованием Моисея в книге Исход.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Моисей и Аарон приходят от народа пред двери скинии свидения и падают ниц: вот над ними является слава Господня. Господь говорит Моисею: возьми жезл свой и созови ты с Аароном, братом своим, народ и скажи пред ними камню, чтобы он дал воды, – и он даст вам воды. Когда изведете воду из камня, то напойте их и скотов их. И взял Моисей жезл из Святилища, как повелел Господь, и созвали Моисей с Аароном народ перед камень (скалу), и сказал народу Моисей: разве из камня извести нам воду? – и с этими словами, подняв руку, ударил в камень жезлом дважды: и потекла в изобилии вода, и напился весь народ и скоты его. Господь с гневом сказал Моисею и Аарону: так как вы не поверили, что Я прославлюсь в чуде пред израильтянами, то не введете вы этого народа в землю, которую Я дал им. Коль славен наш Господь в делах Своих! Кто Бог велий, яко Бог наш! [ Пс. 76,14 ]. Вскоре израильтяне приходят к горе Ор, что у границы земли Едомской. Здесь повелевает Господь Аарону умереть за то, что он с Моисеем прогневал Его неверием у камня, или у воды пререкания. Моисей возвел Аарона с сыном его в виду народу на гору, снял с него одежды первосвященнические и одел в них Елеазара, сына его, и Аарон умер на вершине горы; Моисей и Елеазар сошли с ней. Весь народ был свидетелем, что Аарон умер ста двадцати трех лет, и все израильтяне плакали по нем тридцать дней. Так ничтожен всякий человек пред Богом, Который сделает мановение, чтобы мы не жили больше, – и мы умрем. Жизнь наша со всем, что у нас есть, кроме грехов, есть дар Божий, которым нужно пользоваться с благодарностию и делать из него жертву, благоприятную Богу. Глава 22, 4. И сказали Моавитяне старейшинам Мадиамским: этот народ поедает теперь все вокруг нас, как вол поедает траву полевую. Отличное, сильное сравнение! Каков же был страх этого царя (Валака), который представлял такою ужасною силу израильтян! О Валааме 21 , который не соглашался сначала по велению Божию проклинать евреев, согласился наконец отправиться к Валаку, царю Моавитскому, с послами его, на осле.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Пс.77:13 .  Разверзе море и проведе их Говорит о Чермном море, как записано в книге Исход, и обо всем повествует сжато, говоря не обо всем и не по порядку, но что и как приходило ему на ум. Ибо он не предполагал писать историю, но показать неблагодарность иудеев. Поставил же наперед, что казалось удивительнее прочего. Представи воды яко мех «И вода, сказано, была как стена одесную и ошуюю». Поставил воды, т. е. там и ЗДЕСЬ ВОЗДВИГ водные берега. Яко мех, т. е. волны вздымавшиеся на подобие меха. Пс.77:14 .  И настаем я облаком во дни, и всю нощь просвещением огня Моисей говорит: «Господь шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном». Одним и тем же столпом днем Он указывал им путь и защищал их от солнечного зноя, а ночью светил им и предохранял от холода и ночной сырости. Пс.77:15 .  Разверзе камень в пустыни, и напои я яко в бездне мнозе Это было в пустыне подле горы Хорива, как повествует о сем книга Исход. Под «бездною» разумеет множество вод. Пс.77:16 .  И изведе воду из камене, и низведе яко реки воды Это другое чудо, бывшее в пустыне Каддис, как повествует книга Исход. Ибо два раза Бог давал им воду из камня, в разные времена и в различных местах. И то место в Хориве, ГДЕ дана была вода, названо «Искушение» и «Ропот»; ибо иудеи искушали там Бога, испытывая Его силу и не веруя чудесам, которые часто ВИДЕЛИ; они также роптали там на Моисея, что вывел их из Египта в такую пустыню. Место же в Каддисе, ГДЕ дана была вода, названо «Водою пререкания», потому что иудеи пререкали Богу и роптали. И Бог повелел им сохранять Его только повеления и веровать Ему; а они не верили Ему и не исполняли Его повелений. Этот разрыв моря и камней Бог произвел чрез Моисея. Пс.77:17 .  И приложиша еще согрешати Ему Так как преступления их довольно всем известны из книг Моисея, то и сказал: «и приложили еще». А как грешили, послушай. «Преогорчиша Вышняго в безводней». Т. е. в безводном месте. А как преогорчили, сказано немного выше в словах: «род строптивый и преогорчевающий» ( Пс. 77:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

32–33. И прогневаша Его на воде пререкания, и озлоблен бысть Моисей их ради: яко преогорчиша дух его и разнствова устнама своима. Иногда непокорность Израильтяне Богу привлекала гнев Его на их вождя, Моисея. – Так, Израильтяне прогневали Бога на воде пререкания, точнее – у вод Меривы, где именно произошла распря народа с Богом и Моисеем. И озлоблен был Моисей их ради, или – Моисеи из-за них подвергся осуждению и наказанию от Бога: ибо Израильтяне преогорчили дух его – Моисея; и разнствова – погрешил он устами своими... Когда пришли сыны Израилевы, все общество, в пустыню Син и остановился народ в Кадесе, и не было воды для общества: то собрались они против Моисея и Аарона; и возроптал народ на Моисея и сказал: о, если бы умерли тогда и мы, когда умерли братьи наши пред Господом! Зачем вы привели общество Господне в эту пустыню, чтоб умереть здесь нам и скоту нашему? и для чего вывели бы нас из Египта?... Тогда сказал Господь Моисею: возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале и она дает из себя воду. И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве; нам из этой скалы известь дли вас воду? И поднял Моисей руку и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его». – Но таким образом Моисей и Аароне показали явное непослушание Богу: Моисей не сказал скале, а ударил в нее и при том еще два раза, как бы не доверяя повелению Божию. «И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою (верность своему слову) пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему». Это и была вода Меривы, у которой вошли в пререкание или в распрю сыны Израилевы с Господом, и Он явил им святость Свою ( Чис.20:113 ). 34–36. Не потребиша языки, яже рече Господь им. И смесишася во языцех, и навыкоша делом их: и поработаша истуканным их, и бысть им в соблазн. Из всякого рода ослушаний, какие Израильтяне оказывали Богу и Моисею, кажется, самые гибельные последствия имело то, что они, вопреки прямому требованию Господа, не истребили туземных жителей Ханаана, когда вошли и поселились в нем. – «Они не истребили народов, о которых сказал им Господь – чтоб истребить их», как самых грубых язычников. – И смесишася во языцех, – поселившись среди этих язычников, Израильтяне смешались с ними. И навыкоша делом их, – привыкали к их образу жизни и мысли: вступали в браки, усвояли обычаи и нравы, наконец, перенимали у них и идолослужение... И поработаша истуканным их, – рабски служили их истуканам. – И были они, эти язычники, таким образом, в соблазне, – соблазняли Израильтян торжественными обрядами идолопоклонства, даже сладострастием в угоду богам, и тем увлекали их души в погибель, как бы сетью птиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010