Кабанское село расположено полукругом около безымянного озера, которое в течение последних 15-ти лет с каждым годом всё более и более мелеет; за негодностью воды в озере и в колодцах для питья, жители пользуются водой из р. Багаряк, находящейся в 3-х верстах от селения. Первым основателем села Кабанского был некто рыболов Вахрушев. 200 лет тому назад, он вышел из деревни Давыдовой, Огневского прихода. Около Вахрушева поселились и другие рыболовы. Название же это селение получило от кабанов, которые во множестве будто бы водились в то отдалённое время в камыше и тальнике около озера. До 1883 года с. Кабанское было деревней, приписанной сначала к Багарякскому, потом Полдневскому и, наконец, Зотинскому приходам. С 1883 года, с устройством церкви во имя Сошествия Св. Духа на Апостолов и Крестителя Господня Иоанна Предтечи, из деревни образовался самостоятельный приход под названием села Кабанья. Прихожане все православные. Главным средством пропитания поселян служит хлебопашество; в свободное же от земледельческих работ время они работают на железных рудниках, находящихся от села в 5 верстах на башкирской земле, которая, впрочем, за неимением ясных границ, отделяющих её от земли поселян, является предметом постоянных пререканий между русскими и башкирами. Карабольское село расположено на Челябинском тракте, между почтовыми станциями Куяш и Тюбук, по течению реки Караболки, от которой и получило своё название. Расстояние его от Екатеринбурга 112 вёр. Основателями его являются крестьяне – переселенцы из деревень Фоминой и Брусянки (Екатеринбургского уезда). Главное занятие жителей – земледелие, так как долина р. Караболки, отличаясь умеренным климатом, изобилует в тоже время и чернозёмом. До 1869 года Карабольское село было приписным к Тюбукскому приходу, лежащему севернее его на 14 вёрст. Существующий в нём храм во имя Святой Троицы – деревянный, и переделан из часовни, выстроенной в 1852 году первыми поселенцами в числе 20-ти домохозяев. В настоящее время население его увеличилось до 1 048 душ обоего пола, все православные. При церкви есть школа грамоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кажется, нет человека на земле, который бы не желал очистить своего сердца, который бы не хотел возвысить души и духа своего. Но кто очищается? Тот ли, который просит от Господа очищения, не надеясь на свои силы, или тот, который, зная свое искусство, сам собою мечтает очиститься, хотя и помрачен сквернами греховными? Тот ли истинно возвышается между людьми, кого возвышает Господь Своею десницею, или тот, который, пресмыкаясь по земле, собирает множество праха и на нем поставляет сам себя? Но если «беззаконие увидишь, Господи, кто постоит» (Пс.129:3)? Если обратишь лицо Твое на грехи наши, кто стерпит взор Твой, как огонь поедающий? Кто устоит против Тебя, чьи очи во множество раз светлее солнца? Поэтому умножаются только беззакония наши, увеличиваются только грехи, когда мы думаем очиститься от них без Духа, все очищающего. «Дунет Дух Его» ,— повествует Писание,— «и потекут воды» (Пс.147:7). Когда Сей Дух дохнет на человека и на сердце его, тогда потекут слезы раскаяния. Сей Дух Святой непрестанно воздыхает о нас воздыханиями неизреченными. Он желающих молитвы научает молиться и Сам молится о нас; ищущим Ходатая, дарует силу веры в Ходатая и Сам о нас ходатайствует: «Пошлешь, Господи, Дух Твой; устроятся» (Пс.103:30) сердца наши, « и обновишь их» , как обновляется лицо земли. Мы знаем, слушатели, что земля, нами обитаемая, требует обновления, не только ежегодного, но и ежедневного — обновления росою, дождем, теплотою и благорастворением воздуха. Знаем и желаем обновления обществ наших, в которых беззаконие непрестанно делается, везде слышатся пререкания и частые вопли, злоба непрестанно алчет и неправда возвышается над правдою. Мы желаем сего обновления, но особенно должны желать обновления сердец наших. Они, будучи исполнены неправд, мертвы для правды Божией, будучи стесняемыми суетою и сжигаемыми страстями, иссохли и ожесточились. Их собрание, если уподоблять видению пророка, есть поле костей мертвых, сухих, не имеющих ни плоти, ни духа. С каким пламенем веры, с какою силою любви, с каким рвением мы ныне должны молить Господа, да пошлет Духа Своего во обновление земли, домов и обществ, а особенно — сердец наших.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3229...

Когда взору, смотрящему на вселенную из христианского благочестия, представятся гордые великолепные палаты, воздвигнутые человечеством для изобильного земного увеселения, для торжества и наслаждения своим падением, для того, чтоб развивать, печатлеть, упрочивать, соделывать неотъемлемым достоянием это падение, тогда сердце исполняется неизъяснимой горести и страха. Напротив того, оно исполняется тихого утешения, когда взору представится смиренное жилище иноков, их убогие келлии, более похожие на шатры, нежели на здания, убогие келлии, свидетельствующие, что это — стан духовного Израиля, странствующего по пустыне земной жизни, стремящегося в землю обетованную — на Небо. Коль добри доми твои, Иакове, и кущи твоя, Исраилю: яко дубравы осеняющия, и яко садие при реках, и яко кущи, яже водрузи Господь, и яко кедри при водах. Благословящии тя благословени [ 1169 ]. Блаженны жители этих кущей, блаженны обитатели этого стана! яко не идоша [иже не иде] на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе: но в законе Господни вся воля его, и в законе Его поучится день и нощь [ 1170 ] . Благослови душе моя Господа [ 1171 ] . Хвали душе моя Господа [ 1172 ] . Благословен Господь, яко удиви милость Свою во граде ограждения! Яко удиви милость Свою: это значит — Господь совершил величайшую милость, даровав Обитель, огражденную от соблазнов мира и местом, и стенами, и обычаями, и самою одеждою, — обитель для дщерей Своих, пожелавших удалиться и отчуждиться от мира для постоянного Богослужения. Скрывши их, Боже, в тайне лица Твоего от мятежа человеческа, покрывши их в крове от пререкания язык [ 1173 ]. Принесем отсюда, из отдаленной Пустыни, из отдаленного Кавказа, сердечный голос глубокой благодарности Благочестивейшему Государю нашему, Императору Александру Николаевичу, даровавшему на обширном пространстве благословенной, Православной России новый приют для дев и вдовиц, принесших себя в живую жертву Христу. То благословение Божие, которое обетовано напоившему чашею студеной воды ученика Христова, да почиет над Помазанником Божиим за удовлетворение духовной, благочестивой жажды многих душ. Принесем благоговейную благодарность Святейшему Синоду, благословившему иноческое общежитие в странах Кавказа, где давно забыты местными жителями не только иночество, но и христианство, куда, вслед за победоносным русским оружием, вступило сперва христианство, а ныне вступает и монашество. Воздадим должную признательность Основателю сей Обители, первому Святителю кавказскому; молитвы и благословение Основателя Обители да помогут ей преуспеть и усовершиться и в нравственном и в вещественном отношениях. Призовем благословение Божие на всех, споспешествовавших учреждению и устроению Обители во имя Господне: да уготовятся им сторичные небесные воздаяния от всещедрого Бога нашего, пред Которым не забыто никакое самомалейшее подаяние и пособие. Благослови душе моя Господа, и вся внутренняя моя Имя Святое Его [ 1174 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Красота первородного тельца — красота его, рога единорога — рога его; ими он поразит все народы даже до края земли (Втор. 33:13–17). И Левию сказал, и тому, кто подражал ему, дайте Левию явленныя его и истину его мужу святому, которого искусили Искушением, порицали его у воды Пререкания. Он был тем, кто сказал отцу и матери: " Я не видел тебя и братьев своих не знал; сохранил слова Твои и завет Твой соблюл. Возвестил оправдания Твои Иакову и закон Твой Израилю. Буду всегда возлагать фимиам по праздникам на жертвенник Твой " . Благослови, Господи, крепость его и дела рук его прими; порази чело врагов восставших на него, и ненавидящие его да не восстанут (Втор. 33:8–11). Я же, сплетя с этими и свои слова, сказал бы: Любящие его, Иисусе Христе, да не постыдятся, [ибо твоя есть сила во веки. Аминь] " . Епископ. Подвиг твоей совести, пребывание на страже помыслов [в том, чтобы] вынести из сокровищницы твоей мысли, по словам Спасителя, и новое и старое (Мф. 13:52). Старое — то, чему научила человеческая мудрость, новое — изречения Святого Духа. Из этой сокровищницы ты, дав приношение обеим частям, от своего разумения сказал то, что было ошибочно, а через благословения Моисея ты соединил с Иоанном причитающийся ему венец. Бесстрастно священнодействуя, он, поистине, не знал отца, матери и родных по крови из-за чрезвычайной праведности, но или любящих Слово, или делателей Его. Епископы же нашего времени, епископы лишь по виду, глиняный род, устремились к богатству, должностям и почестям, преступив закон, в котором говорилось: " Да не отдают священники сыновей своих в начальники и приближенные царя " . Растратив дары Святого Духа на заговоры, преследования, заточения в тюрьмы, изгнания, они испили чистого незнания и из-за этого приняли за обычай обесчещивать добродетели друзей. О них сказал Спаситель: Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что тем служит Богу (Ин. 16:2). И, конечно, Он сказал не о язычниках, поскольку тогда Он сказал бы " богам " , вместо Одного Им были бы указаны многие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=694...

Красота первородного тельца – красота его, рога единорога – рога его; ими он поразит все народы даже до края земли ( Втор. 33:13–17 ). И Левию сказал, и тому, кто подражал ему, дайте Левию явленныя его 776  и истину его мужу святому, которого искусили Искушением, порицали его у воды Пререкания. Он был тем, кто сказал отцу и матери: «Я не видел тебя и братьев своих не знал; сохранил слова Твои и завет Твой соблюл. Возвестил оправдания Твои Иакову и закон Твой Израилю. Буду всегда возлагать фимиам по праздникам на жертвенник Твой». Благослови, Господи, крепость его и дела рук его прими; порази чело врагов восставших на него, и ненавидящие его да не восстанут ( Втор. 33:8  11). Я же, сплетя с этими и свои слова, сказал бы: «Любящие его, Иисусе Христе, да не постыдятся, [ибо твоя есть сила во веки. Аминь]». Епископ. Подвиг твоей совести, пребывание на страже помыслов [в том, чтобы] вынести из сокровищницы твоей мысли, по словам Спасителя, и новое и старое ( Мф. 13:52 ). Старое – то, чему научила человеческая мудрость, новое – изречения Святого Духа 777 . Из этой сокровищницы ты, дав приношение обеим частям, от своего разумения сказал то, что было ошибочно, а через благословения Моисея ты соединил с Иоанном причитающийся ему венец. Бесстрастно священнодействуя, он, поистине, не знал отца, матери и родных по крови из-за чрезвычайной праведности, но или любящих Слово, или делателей Его. Епископы же нашего времени, епископы лишь по виду, глиняный род, устремились к богатству, должностям и почестям 778 , преступив закон, в котором говорилось: «Да не отдают священники сыновей своих в начальники и приближенные царя» 779 . Растратив дары Святого Духа на заговоры 780 , преследования, заточения в тюрьмы, изгнания, они испили чистого незнания 781 и из-за этого приняли за обычай обесчещивать добродетели друзей. О них сказал Спаситель: Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что тем служит Богу ( Ин. 16:2 ). И, конечно, Он сказал не о язычниках, поскольку тогда Он сказал бы «богам», вместо Одного Им были бы указаны многие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

– Ничего,– возразил пастырь. Что же? Приходит она домой, а ее уже дожидается телеграмма, возвещающая о смерти ее брата. Одна женщина была брошена мужем на произвол судьбы с тремя детьми. Она очутилась в безвыходной бедности и, не имея сил переносить свое тяжкое положение, решилась покончить с собой: с младенцем на руках направилась она к Москве-реке, но невидимая сила удержала ее и не дала ей возможности исполнить ее безумное намерение. Однако же гнетущая крайность заставляла ее многократно возобновлять ее попытку, и она все прохаживалась около реки, ища как бы поудобнее привести в исполнение свой ужасный план. Такое многократное появление около реки женщины возбудило подозрение в местном городовом, который наконец решительно обратился к ней с вопросом, почему она все бродит около воды. Тогда несчастная чистосердечно признается ему в задуманном предприятии, говоря, что она не может больше переносить такого тяжкого бедственного положения, так как должна умереть с детьми с голоду, а потому она и решилась покончить с собой. Городовой, видимо верующий и сердечный человек, стал успокаивать женщину и отклонять от такого ужасного шага. «Что ты,– с жалостью сказал он ей,– да сходи приобщись, и Господь утешит тебя». Несчастная, истомленная душевной мукой женщина с радостью берется за эту мысль и расспрашивает доброжелательного городового, в каком же храме ей можно приобщиться Святых Таин (так как это был мясоед). Тогда он указал ей на церковь «Нечаянной Радости», говоря, что там служит великий пастырь, у которого всегда бывает много причастников. Женщина отправляется туда и становится на исповедь. На исповеди она чистосердечно признается батюшке, что хочет покончить с собой, так как ей совсем нечем жить с тремя детьми. «Что ты! Господь с тобой,– ласково вразумляет ее благой пастырь,– ведь у тебя два крыла, ты еще высоко будешь летать, и мы богатой рукой еще заживем с тобой». Тогда женщина, успокоенная такой благодатной ласковой заботливостью пастыря, немного уже начинает приходить в себя и интересуется узнать у батюшки, про какие это два крыла говорил он ей. Пастырь объясняет ей, что два крыла – это ее двое сыновей. Женщина спешит возвестить батюшке, что у нее не двое, а трое детей, но батюшка настаивает на своем. Неопытная и непонятливая женщина вступает в пререкание с ним и опять утверждает, что ведь у нее три мальчика: два уже порядочные, а третий маленький. А батюшка и не слушает ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Но ночью под Великий пяток простуда моя до того усилилась, что я послал доложить его преосвященству, что я не только ехать в собор к какому бы то ни было Богослужению, но и в свою монастырскую церковь выйти не могу... Омовение мощей, из-за которого у нас происходило пререкание, совершалось таким образом: В Великий пяток утром, архиерей, пришед в Успенский собор, облачается во время благовеста, в алтаре, во все священные одежды. За тем, приняв кадило и, окадив части святых мощей расположенные на престоле, раздает их властям, а сам берет на главу крест царя Константина и вышедши из алтаря, полагает крест, а также и мощи на уготованном среди церкви столе. Потом архиерей и прочие власти идут с крестами при колокольном звоне, Благовещенский собор, где на столе положены в серебряных ковчегах мощи разных святых, принесенные в древние времена благочестивым русским Царям с востока греческими иерархами в благословение. Окадив окрест стола св. мощи, архиерей раздает их властям и священникам и идут с ними в Успенский собор и полагают их на уготованные там стол вместе с упомянутой выше святыней. – За тем начинаются часы Великого пятка, и по окончании их, совершается малое освящение воды. После отпуска, архиерей омывает губою, напоенною св. водою все части мощей, лежащие на столе, и потом мощи святителей Московских, почивающие в раках. – По окончании всего, части мощей, принесенные из Благовещенского собора возвращаются назад с такою-же процессией с какой принесены были в Успенский собор. 29-го ч. писал мне ректор М. академии прот. А. В. Горский: «Прошу милостивого дозволения воспользоваться приглашением вашим на праздник, в Петровский монастырь. Полагаю выехать отсюда в светлый день после вечерни, чтобы таким образом поздравить вас еще в первый день праздника, а на утро представиться с поздравлением к великому святителю. К тому не многоглаголю, но только прошу вашего святительского благословения». 31-е число – день Светлого Христова воскресения. Простудная болезнь едва не лишила меня утешения быть в столь торжественный день в храме Божием. Но благодаря энергическим мерам, принятым против этой болезни искусным врачем В. И. Рахмнановым, я мог, хотя и не: без труда, доехать до Саввиинского подворья и там в теплой домовой церкви совершить утреню и литургию. При этом имел утешение поздравить доброго хозяина Саввинского подворья преосвящ. Леонида не только с светлым праздником, но и с монаршею наградою (он получил сорден св. Анны 1-й степени) Поздравить-же лично с праздником высокопр. митрополиита не имел возможности, – ограничился письменным приветствием его высокопреосвященства.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Обаяние известности и некоторой величавости ещё сохранилось около его имени, вследствие сильного впечатления, произведённого совершившимися недавно событиями, в которых он принимал такое своеобразное участие. Потаённые аудиенции у покойного Государя, о которых знал, конечно, не один он, придавали этому вид таинственности и возбуждали особый интерес к лицу Фотия. Наконец, необычайно было и то, что знаменитая по своему происхождению и положению в свете особа, обладавшая притом огромным богатством, сделавшись его духовною дочерью, не только предоставила в его распоряжение весьма значительные средства на возобновление обители и учреждение при ней странноприимных домов, но, можно сказать, посвятила свою жизнь на служение своему духовному избраннику и с самоотвержением совершала подвиг исполнения его воли, которую почитала святою. Весьма часто и подолгу и сама она живала в монастырской кельи, устроенной на купленной ею усадьбе подле Юрьевского монастыря. Но Фотий страдал. Внутренний огонь пожирал его. Он искал, так сказать, забыться в усиленной внешней деятельности, устраивал монастырь, работал сам и приучал монахов к работе; завёл в монастыре общежитие. Но, доводя всё до крайности, возбудил против себя сильное неудовольствие в братии. Пошли пререкания, взаимные обиды. Чтобы подействовать на братию, а больше с досады, Фотий написал к ней послание, в котором вовсе отрекался от пищи и питья и приказал прочитать в собрании всей братии. Монахи отвечали ему своим посланием, в котором, искренно или нет, раскаивались в своей вине, и примерами из житий святых подвижников, умоляли его не отказываться от принятия пищи и полезного пития. «И измовения ты, отец наш, не отлагай от себя. Ибо великий Пимен, когда мало возливал воды на ноги своя, вопрошен был Аввою Исааком: како нецыи обыкоша жестоко удручать телеса своя? и глагола ему сей великий старец: мы не научихомся телоубийцы быти» 385 . Митрополит Серафим узнал о его скорби и болезни: но, утешая его в одном горе, повергал его в другое, более тяжёлое.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

После сей молитвы, призвав имя Христово, преподобный десницей своей оградил крестообразно воды и тотчас же уставилось течение их и открылась возможность брать из этого перекопа воду на всякую потребу монастырскую. От сего перекопа, чудесно образовавшегося, остров и сам монастырь на нем состоящий, стал называться Перекопским или Перекомским. Когда, при умножении братии, почувствовалась нужда в новом, более просторном и прочном храме, каменном, а между тем, некоторые из братии пререкали в этом преподобному поставляя на вид скудость места и недостаток средств, то он не смутился от такого пререкания и не усомнился приступить к исполнению задуманного желания. Нашедши, не вдалеке от обители, глиняный слой земли, годный для кирпича, он начал делать и сделал достаточное для построения храма количество оного, приготовил камень и известь, а потом отправил трех иноков – Иону, Иродиона и Леонтия к великому князю Иоанну Васильевичу III просить у него помощи и мастеров для сооружения храма. Державный князь, услышав от посланных ο преподобном Ефреме, не только благоволил удовлетворить их просьбе, но сверх оной, даровал все ещё потребное к благоустроению не только храма, но и самой обители. При такой помощи княжеской и присланных им мастерах, преподобный Ефрем скоро соорудил каменную церковь и украсив ее благолепно, и снабдив всякой утварью церковной, с благословения Ионы, архиепископа Новгородского, освятил ее во имя святителя и чудотворца Николая в 1466 г. Вместе с церковью, преподобный устроил трапезу, многие кельи для братии и обнес обитель оградой, которая с того времени, более и более, стала процветать, потому особенно, что сам Бог , чрез угодника своего Ефрема, как видно будет далее, охранял ее от врагов не только невидимых, но и видимых. Достигши до глубокой старости и почувствовав близкое свое отшествии к Богу, преподобный Ефрем призвал к себе братию и преподал ей следующее последнее назидание свое: «Вот я отхожу от временного жития сего, говорил он, почему и предаю вас в руки самого Бога, который да сохранит вас и утвердит в любви Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Причиной этого посольства, будто-бы, было следующее обстоятельство. У армян с греками возникли пререкания и споры относительно образа совершения таинства евхаристии, празднования Рождества Христова и Богоявления и некоторых других церковных разностей. Чтобы разрешить спор, армянские епископы и католикос обратились к римской церкви с просьбой сообщить им римскую формулу священнодействия. Чрез свое посольство армяне будто бы «убедились в превосходстве римского обычая и стали еще больше искать подчинения римскому престолу» 201 . Свошевия с греческой церковью начались уже в самом конце патриаршествования Григория III, так что он не видел от них никакого результата. Сношения эти начались, казалось, случайно. Католикос Григорий послал своего брата еп. Нерсеса примирить двух враждовавших между собой армянских вельмож, из которых притесняемый был вассалом императора Мануила. Нерсес, исполнив возложенное на него поручение, возвращался назад и на пути, в городе Маместии, виделся с зятем императора Алексеем, котормй был протостратором и начальником западных областей Армении. При встрече с Нерсесом Алексей выразил свое давнее искреннее желание беседовать с ним об основах веры и узнать от него об истинной причине существующего разделения армян с греками. Из беседы с Нерсесом Алексей убедился, что разница в церковных вопросах у армян и греков не настолько велика, чтобы нельзя было надеяться на соглашение. Поэтому он просил Нерсеса изложить исповедание армянской церкви письменно. Для более обстоятельного рассмотрения предмета, он прислал Нерсесу одно греческое сочиневие, в котором заключались разные обвинения против армян. Главное обвинение в этом сочинении заключалось в том, что армяне неправильно мыслят о воплощении Сына Божия, признают в Иис. Христе единое естество и считают тело Его нетленным и бесстрастным, как у ангелов, явившихся Аврааму, евших и пивших. Кроме того в этом сочинении армянам ставились в вину многие другие отступления от обычаев вселенской церкви, именно, что они в таинстве миропомазания употребляют простое кунжутное масло; в таинстве евхаристии не прибавляют воды к вину; прибавляют к трисвятому «распятый за нас»; не употребляют песнопений в честь Богородицы; празднуют Рождество Христово вместе с Богоявлением 6 января, а Благовещение накануне Богоявления 5 января; в великий пост разрешают по субботам и воскресеньям на сыр и яйца; не чтят икон; освящают ежегодно кресты чрез обливание водой и вином; считают необходимым вбивать в кресты гвозди и пр. Нерсес удовлетворил просьбы Алексея и послал ему письменный ответ, конечно не без ведома своего брата кат. Григория. XXV. Ответ еп. Нерсеса Алексею Комнину на обвинения против армянской церкви 202

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010