А буде кто станет на этом основании думать, что души по разлучении с телами содержатся в телесно видимом месте, хотя и находятся без тела, тот пусть отстаивает свое мнение; найдутся и такие, которые к этому мнению отнесутся с одобрением, утверждая, что оный жаждущий богач ( Лк. 16:24 ) находился несомненно в телесном месте, и даже не усомнятся провозгласить и саму душу совершенно телесной в виду запекшегося языка богача и капли воды, которой он желал с пальца Лазаря: о таком важном вопросе я не хочу вступать с ними в необдуманное пререкание. Лучше сомневаться в сокровенном, нежели спорить о неизвестном. Я не сомневаюсь, что богач должен представляться в мучительном, а бедняк – в прохладном и радостном месте. Но как надобно представлять себе это адское пламя и это лоно Авраамово, этот язык богатого и этот палец бедняка, эту палящую жажду и эту прохладительную каплю, – все это едва ли может быть открыто и путем спокойного исследования, путем же запальчивого спора – никогда. Чтобы не останавливаться на этом глубоком и требующем продолжительной речи вопросе, скажем пока так: если души по разлучении с телом находятся в телесном месте, то оный разбойник мог быть помещен в раю, в котором находилось тело первого человека; при разборе надлежащего места Писания, если того потребует какая-нибудь надобность, мы так или иначе покажем, что должны мы знать или думать относительно этого предмета. В настоящее же время я не сомневаюсь, да и не думаю, чтобы кто-нибудь стал сомневаться, что премудрость – не тело, а потому и не дерево; а что в телесном раю премудрость могла быть обозначена через дерево, т. е. телесную тварь, как некоторое таинство, – это пусть считает невероятным тот, кто или не видит в Писании столь многих телесных таинств духовных предметов, или утверждает, что первый человек не должен был жить с некоторым подобного рода таинством, хотя апостол слова Писания о жене (которая, как мы верим, была создана из ребра мужа): «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» поясняет так: «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Еф. 5:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Итак, Моисей, по повелению Божию, взял жезл Аарона, хранившийся в скинии, собрал народ перед камнем и сказал ему: «Послушайте, народ мятежный и маловерный, можем ли мы извести вам воду из сего камня, после того, как вы сделались столь недостойны такого чуда»? Потом Моисей воздвиг руку свою и ударил камень два раза жезлом (вместо того, чтобы, как повелел Господь, только сказать ему слово) – и из него истекла вода в таком изобилии, что достаточно было для утоления жажды народа и всех стад его. Господь прогневался на Моисея и Аарона и сказал им: «За то, что вы не уверовали в Меня и не прославили Меня перед сынами Израилевыми, не сочли достаточным одного слова для изведения воды из камня, за это вы не введете этот народ в землю, которую Я дам ему». Место, где сыны Израилевы роптали на Господа, и где Господь чудесным изведением воды из камня явил им славу Свою, а Моисею и Аарону объявил Свой гнев и наказание, названо водой пререкания. Назидательные размышления Вот для нас превосходный пример осторожности в наших суждениях! Не судите, – говорит нам Иисус Христос, – да не судимы будете: вот истина, достойная внимательного размышления! Один кажется нам виновен и между тем, на самом деле, совершенно невинен, или, по крайней мере, согрешение его весьма извинительно; другой кажется нам непорочным, но он не таков в глазах Того, перед Которым единым открыты сокровеннейшие тайны совести. Читая повествование о чудесном изведении воды из камня ударом жезла Моисея, мы не замечаем в этом случае ничего такого, чем бы Моисей и Аарон могли прогневать Бога: но мы не можем не поверить существованию со стороны их какой-нибудь вины в этом случае, когда Сам Бог упрекал вождей народа Своего в маловерии и строго наказал их за оное. Пример Моисея, впадшего в согрешение, для нас весьма поучителен; этот случай нам представляет новый опыт немощи человеческой и побуждение бдеть неусыпно над собой, не полагаясь на свою мудрость и добродетель, и молить Господа, да сохранит нас от падения. Подобный поучительный пример немощи человеческой представляет ладение Давида – одного из знаменитейших предков Мессии, Петра – первоверховного Апостола, который изъявлял даже готовность пожертвовать жизнью. «Тем же», -по совету Ап. Павла, – мняйся стояти, да блюдется, да не падет» ( 1Кор. 10, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Камень, из которого истекло такое множество воды, представлял Иисуса Христа, как изъясняет Ап. Павел (1 Kop. 10, 4). Изобилие истекшей из камня воды изображает благодать, изливаемую от Мессии Христа, на что указывают слова Пророка Исаии: «почерпите воду с веселием от источник спасения» ( Ис. 12, 3 ); жезл, которым Моисей ударяет камень, представляет Крест Господень; поведение современных Моисею иудеев, которые «прогневаша Бога на воде пререкания... и прегорчиша дух Его» ( Пс. 105, 32–33 ), изображает неверие и упорство, которые иудеи последующих времен противопоставляли проповеди Иисуса Христа и апостолов; суд Божий над евреями, прогневавшими Бога своим неверием и ропотом и за сие не удостоенными вступить в землю обетованную, есть образ суда Божия над теми, которые неверием в Евангелие Иисуса Христа сами преграждают себе путь к истинной земле обетованной – к небу, вечному спасению и блаженству. Указывая на сие, говорит Ап. Павел: «Блюдите братие, да не когда будет в некоем от вас сердце лукаво, исполнено неверия, во еже отступити от Бога жива. Да убоимся убо, да не когда оставлену обетованию внити в покой Его, явится кто от вас лишився. Ибо нам благовествовано есть, якоже и онем: но не полъзова онех слово слуха, не растворенное верой слышавших. Входим бо в покой веровавши» ( Евр.3:12, 4:1–3 ). Скрижали Закона В сороковой день по выходе из Египта, израильтяне пришли в пустыню Синайскую. Моисей взошел на гору, и Бог воззвал к нему с высоты ее, говоря: «Скажи сынам Израилевым: вы видели, что сделал Я с египтянами и как Я перенес вас, подобно тому, как орел переносит на крыльях птенцов своих, и привел вас к Себе; итак, если будете повиноваться гласу Моему и будете верны закону Моему, вы будете преимущественно Моим народом, избранным из всех народов; ибо Моя вся земля, а вы будете царским священством и народом святым». Моисей возвратился к народу и, собрав старейшин, возвестил им, что повелел ему Господь: весь народ отвечал единогласно: «Мы исполним все, что повелел Господь». Моисей представил Господу ответ народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Но и этот суд Божий не вразумил непокорный народ израильский. Еще не раз во время странствования по пустыне восставал он против Бога и Моисея. Так, один раз подняли бунт против Моисея и Аарона некто Корей с Дафаном и Авироном и в заговор свой вовлекли 250 других знаменитых израильтян. Они начали укорять Моисея и Аарона во властолюбии и требовали, чтобы весь сонм израильский мог равно участвовать в правлении и священстве. Но Моисей отвечал им на это: «Приходите завтра перед Господом с вашим фимиамом, и тогда откроется, кого изберет Господь». Корей, собрав соумышленников своих, действительно явился перед скиниею свидения. Тогда открылась Слава Господня, и из облачного столба Господь сказал Моисею и Аарону: «Отступите от среды народа сего, Я сейчас истреблю всех их!» Но Моисей и Аарон возопили к Господу, говоря: «Боже духов и всякия плоти! Неужели ради греха одного на весь сонм гнев Твой?» Тогда Господь сказал: «Скажи же народу, чтобы отступили они от сонмища Кореева и от сонмища Дафанова и Авиронова». И лишь только народ отступил от них, как земля разверзлась и поглотила преступников со всеми семействами, с палатками и имением их, а на остальных 250 бунтовщиков упал огонь с небеси и пожрал их. Но жестокосердый народ не вразумился и этим; поднялся новый ропот на Моисея и Аарона за то, будто они одни были причиною погибели сих людей. Тогда Господь послал на них моровую язву, и жертвою ее были 14700 человек. В Кадисе народу не достало воды и снова поднялся ропот на Моисея. Но Господь сказал ему: «Возьми жезл твой и, вместе с братом твоим Аароном, созови весь сонм Израилев и в их присутствии скажи камню, чтобы он дал воды». Моисей и Аарон собрали народ и воззвали к нему: «Послушайте вы, непокорные, разве нам из этого камня известь вам воду?» Но Моисей не сказал камню, как повелел ему Бог, а с гневом поднял руку свою и ударил дважды жезлом в камень. Вода действительно полилась из камня, и в таком количестве, что весь народ и весь скот их могли напиться, но Моисею и Аарону сказано было Господом: «Поскольку вы не исполнили верно слова Моего и не прославили Меня перед сынами Израилевыми, за то не вы введете народ сей в землю, которую Я дам им». В память этого гнева Божия источник тот назван был водою пререкания.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Пс.105:33.   Яко преогорчиша дух его, и разнствова устнами своима. Моисей, объятый скорбью и гневом по причине необузданности своего народа, исполнял божественное повеление без обычного спокойствия: выразив некоторое сомнение в словах, он ударил по скале и извел воду, это и значит сказанное: «разнствова» (раздвоился) «устнама своима» , т.е. сказал, чего не следовало говорить. За это и вознегодовал на него Бог и не допустил его ввести народ в землю обетованную. Если великий угодник Божий Моисей не за что-либо другое, как только за то, что при воде пререкания сказал роптавшему на недостаток воды народу: «еда из камене сего изведу вам воду?» (Числ. 20:10), и после этого ударил жезлом своим дважды в камень, и потекло много воды, вместо того, чтобы только сказать скале, и она дала бы воду без ударения. Итак, поскольку не сказал камню, как повелел ему Бог, во славу Божию, но говорил народу с негодованием и небрежно: за одно это только получил угрозу, что он не войдет в землю Обетованную. — Когда вижу, что он просит и не получает прощения: то по истине заключаю о строгости Божией вместе с апостолом; по истине убеждаюсь в верности сказанного: «аще праведник едва спасается, нечестивый и грешный где явится?» (1 Петр. 4:18) (Феодорит, Василий В.). Пс.105:34.   Не потребиша языки, яже рече Господь им. Пс.105:35.   И смесишася во языцех, и навыкоша делом их. Пс.105:36.   И поработаша истуканным их, и бысть им в соблазн. Пс.105:37.   И пожроша сыны своя и дщери своя бесовом. Пс.105:38.   И пролияша кровь неповинную, кровь сынов своих и дщерей, яже пожроша истуканным ханаанским: и убиена бысть земля их кровьми. Пс.105:39.   И осквернися в делех их, и соблудиша в начинаниих своих. Пс.105:40.   И разгневася яростию Господь на люди Своя, и омерзи достояние Свое. Пс.105:41.   И предаде я в руки врагов, и обладаша ими ненавидящии их. Отступление от Бога называется блудодейством. Ибо Бог оказывал о них попечение такое, какое муж о жене своей; а они отступили и предались идолам (Златоуст, Исихий).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Составился своеобразный треугольник – Рождество – Крещение – Преполовение; центральным мотивом этой образной системы стало – «Жаждай грядет ко Мне, и да пиет». У подножия образа Преполовения бьет источник Воды, соединенный с Водами Крещения, и разливается по всей стене к Кане Галилейской, к Овчей Купели и к нам – себя мы изобразили в виде псаломского оленя – «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс.41:2) Олень, пьющий воду – это очень часто встречающийся образ в древнегрузинской и византийской изографии. Так образы южной стены Храма научают нас правильному пониманию событий Троического Богоявления и возносят нас в непосредственные свидетели и участники тех, вроде бы давнишних спасительных деяний Божиих, но в литургическом действии, упраздняющем время, для нас реально совершаемых. Теперь почти каждое Таинство Брака, совершаемое в главном помещении Храма, напутствуемо Образом Брака в Кане Галилейской; всякий водосвятный молебен украшен лицезрением образа исцеления расслабленного. И наконец, Образ Благовещения, размещенный на двух отстоящих друг от друга столбах, как в Киевском Софийском Соборе, побуждает молящихся при выходе из Храма произносить «архангельское» – «Богородице Дево, радуйся!..» Конкретные изобразительные изводы тех или композиций были заимствованы из древних мозаик и фресок Византии, Сербии и Грузии. Северная стена традиционно посвящается Страстному циклу и Воскресению. Здесь непременно должны быть изображены Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Распятие Господа Иисуса Христа, Положение во Гроб и Воскресение. Архитектура стены подскажет то, как расположить эти изображения. Следует только заметить, что Образ Воскресения лучше всего применять таким, чтобы он соответствовал чтению из Воскресных Евангелий – наиболее часто это беседа Жен-мироносиц и Ангела, сидящего на Гробном Камне; но ни в коем случае нельзя изображать католический извод – взлетающего над Гробом Спасителя. К северному (страстному циклу) следует отнести и Образ Сретения Господня – после Светлого Рождества для Божией Матери прозвучало пророческое – «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий – и Тебе Самой оружие пройдет душу – да откроются помышления многих сердец» ( Лк.2:34,35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

14 марта. Донесение Св. Синоду о переводе грамоты патриарха Иерусалимского: «1) Перевод грамоты блаженнейшаго Афанасия, патриарха Иерусалимскаго, о каноническом избрании преосвященнаго Иерофея в преемника ему, о чем блаженнейший патриарх в сей самой грамоте советует преосвященному Иерофею объявить благодетелям и защитникам св. мест. 2) Краткое сведение о благотворительном сборе в пользу св. мест по данной от Св. Синода книге. Посему благопочтеннейше представляю перевод грамоты в списке, засвидетельствованном преосвященным Иерофеем, с приложением другаго списка исправленнаго перевода, а экономическую записку в подлиннике» (ДЧ. 1891. Ч. 1. 2. С. 314). Резолюция на консисторском определении о выговоре местному священнику и диакону за пререкания при счете церковных денег (Резолюции. Т. 4. С. 18–19. 9098). Резолюция на рапорте комиссии о возобновлении [обновлении. – Сост.]церкви кафедрального Чудова монастыря с предложениями по постройке и о суммах для постройки (Резолюции. Т. 4. С. 64–65. 9200). 15 марта. Резолюция на докладе члена консистории о том, что в Консисторию не поступило дело о захоронении священником скоропостижно умершей (Резолюции. Т. 4. С. 19. 9099). Резолюция на рапорте благочинного о диаконе, упавшем во время служения Литургии и окровавившем пол: «Хотя падение крови на помост церковный произошло без всякой вины и преступления, впрочем, для отвращения всякаго сомнения совести, кроме сострогания окровавленнаго места, дочиста, совершить освящение воды, окропить алтарь и храм, и в особенности место, бывшее окровавленным, и прочитать молитву, положенную в 42 главе большого требника, с приличным применением средних слов слеующим образом: “попустивый оскорбленней быти святыне безкровнаго святилища сего прикосновением крове человеческия”. Потом совершить служение» (Резолюции. Т. 4. С. 19–20. 9100). Письмо епископу Виталию (Щепетеву): «Вчера, преосвященнейший, послал я к вам письмо с служителем Петром. Вот продолжение и дополнение Этот человек, служив долго и хорошо, в последнее время стал поступать странно Все признавали в нем повреждение ума; и я, чтобы развлечь его, дав новый оборот его мыслям, решился послать его в Москву. Подлинно в последние дни, как он занят был сею мыслию, он был лучше. Но по отбытии его, полнее собранныя сведения о его поступках показывают, что возвращение его в Петербург может быть для него вредно и для дома безпокойно Эконому одному дать по сему поручение неудобно, потому что Петр, отъезжая, уже обещал выдрать ему бороду. Но вас, думаю, будет он слушаться, как меня, когда будете давать ему приказания, как нужныя, не показывая, что оне нужны по состоянию его ума» (Письма. 1887. С. 36).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

335.  Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? (1 Кор 4. 7). 336.  От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12. 48). 337. Пс. 15. 8. 338.  Господь повелел ему злословить Давида. Что мне и вам, сыны Саруины? оставьте его, пусть он злословит… Оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему; может быть, Господь призрит на уничижение мое (2 Цар. 16. 10, 12). 339.  Искуси меня, Господи, и испытай меня: расплавь внутренности мои и сердце мое (Пс. 25. 2). 340. Преподобный Макарий Великий. Беседа 37, гл. 2 и 4. 341. Этот общежительный монастырь находится в Орловской епархии, между городами Севском и Дмитровском, в 40 верстах от каждого. 342. Лествица. Слово 4, гл. 60. 343. Пс. 141. 2. 344. Пс. 142. 1. 345. Пс. 141. 7. 346. Пс. 141. 8. 347. Пс. 141. 8. 348. Пс. 141. 7. 349.  Уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое (Пс. 142. 4). 350. Пс. 114. 3. 351. Пс. 114. 8. 352. Пс. 15. 5. 353.  Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние (Пс. 141. 8). 354.  …под покровом лица Твоего от мятежей людских… под сенью от пререкания языков (Пс. 30. 21). 355. Пс. 41. 5. 356. Пс. 55. 12. 357. Лк. 16. 29. 358. Лк. 16. 31. 359. Алфавитный патерик, буквы Π и А 360.  Блажен человек, который обрел у Тебя защиту; восхождение к Богу замыслил он в сердце своем, в долине плача , в месте пред назначенном, ибо его благословит Творец закона. Возрастать будут в силе ; явится им Бог богов на Сионе (Пс. 83. 6–8). 361.  Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои (Пс. 125, 5–6). 362. Это мнение читаем в диалогах Севера Сулпиция, помещенных в библиотеке Галланда и в полном курсе Патрологии. 363. Лествица. Слово 7. Преподобный Нил Сорский. Слово 8. 364.  Из глаз моих текут потоки вод оттого, что не хранят Закона Твоего (Пс. 118. 136). 365. Мф. 5. 3–4. 366. Преподобных Варсанофия и Иоанна ответ 282. 367. Слово 30. 368.  Ты дал мне землю полуденную, дай мне и источники воды (Суд 1. 15).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

335. Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? (1 Кор 4. 7). 336. От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12. 48). 337. Пс. 15. 8. 338. Господь повелел ему злословить Давида. Что мне и вам, сыны Саруины? оставьте его, пусть он злословит… Оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему; может быть, Господь призрит на уничижение мое (2 Цар. 16. 10, 12). 339. Искуси меня, Господи, и испытай меня: расплавь внутренности мои и сердце мое (Пс. 25. 2). 340. Преподобный Макарий Великий. Беседа 37, гл. 2 и 4. 341. Этот общежительный монастырь находится в Орловской епархии, между городами Севском и Дмитровском, в 40 верстах от каждого. 342. Лествица. Слово 4, гл. 60. 343. Пс. 141. 2. 344. Пс. 142. 1. 345. Пс. 141. 7. 346. Пс. 141. 8. 347. Пс. 141. 8. 348. Пс. 141. 7. 349. Уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое (Пс. 142. 4). 350. Пс. 114. 3. 351. Пс. 114. 8. 352. Пс. 15. 5. 353. Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние (Пс. 141. 8). 354. …под покровом лица Твоего от мятежей людских… под сенью от пререкания языков (Пс. 30. 21). 355. Пс. 41. 5. 356. Пс. 55. 12. 357. Лк. 16. 29. 358. Лк. 16. 31. 359. Алфавитный патерик, буквы Π и А 360. Блажен человек, который обрел у Тебя защиту; восхождение к Богу замыслил он в сердце своем, в долине плача , в месте пред назначенном, ибо его благословит Творец закона. Возрастать будут в силе ; явится им Бог богов на Сионе (Пс. 83. 6–8). 361. Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои (Пс. 125, 5–6). 362. Это мнение читаем в диалогах Севера Сулпиция, помещенных в библиотеке Галланда и в полном курсе Патрологии. 363. Лествица. Слово 7. Преподобный Нил Сорский. Слово 8. 364. Из глаз моих текут потоки вод оттого, что не хранят Закона Твоего (Пс. 118. 136). 365. Мф. 5. 3–4. 366. Преподобных Варсанофия и Иоанна ответ 282. 367. Слово 30. 368. Ты дал мне землю полуденную, дай мне и источники воды (Суд 1. 15).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

—449— 1881 г. Вот справедливая сущность споров города с монастырём, не разрешённая окончательно судебными тяжбами в продолжении почти 20 лет. В пользу монастыря в 1871 г. решил дело Ржевский Окружный Суд. После сего монастырь предъявил к городу новый иск об убытках на сумму 15000 руб. сер. Считая себя правым и не имея средств платить такой громадной суммы, город вынужден был опять оспаривать притязание монастыря. Тяжба эта, как и предыдущие, может продлиться опять несколько лет в явный ущерб для обеих сторон. В применении самого способа лова рыбы кругом острова Городомли, город и монастырь также не пришли к миролюбивому соглашению. Монастырь начал в суде дело, и оно находится и ныне на рассмотрении Правительствующего Сената. Городское общество земли, как прочие города, не имеет; других доходов, кроме аренды с озёр, которыми, в свою очередь, только и существует бедное городское население, занимаясь рыболовством, также нет. В видах сего город, хотя и против желания, всеми мерами обязан охранять свои интересы. Не смотря на всё это свою посильную лепту монастырю город приносит тем, что издавна добровольно отдаёт половину улова рыбы в монастырь в принадлежащей городу заказной луке Дударне, лучшей по улову крупной рыбы из городских озёр. Прискорбно и тяжело гражданам города Осташкова судиться с святой обителью Преподобного Нила, нашего общего молитвенника и покровителя, чтимого в городе всеми от мала до велика, а потому мы нижеподписавшиеся от имени всего городского общества покорнейше просим Ваше Высокопреосвященство, как непогрешимого нашего Архипастыря, не войти в осуждение граждан города за долговременные тяжбы с монастырём; от городского общества они не зависят и происходят единственно от недоразумений относительно своих прав со стороны монастыря. При Вашем Архипастырском благословении мы с радостью приветствовали бы желание Настоятеля монастыря с братией пересмотреть миролюбиво, не тратясь на суды, сущ- —450— 1881 г. ность наших пререканий и прав на спорные воды, прекратить тяжбы и владеть каждому своим в взаимном согласии и мире“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010