Святитель Симеон был пастырь с прекрасным даром слова и с ясным разумением истин веры. В октябре 1418 года был он в Пскове. Псковичи приняли его худо, они не допустили его совершать служение с обрядом православия в Псковском соборе. Блаженный пастырь не хотел спорить с людьми упорными. Пересмотрев судные дела, он при прощании предложил им на бумаге превосходное поучение: «Благородные и почтенные мужи! писал святитель. Вы знаете, что, какая честь воздается святителю, она воздается Самому Христу, от Которого все мы ожидаем сторичной награды в вечности. Итак, воздавайте, дети, честь своему святителю и вашим духовным отдам, наставляющим вас в опасении; воздавайте с покорностию и любовью, не докучая им пытливостиио, не делая пререканий наставнику, своему отцу. Смотрите за самими собою и за своим спасением, укоряйте и судите самих себя, плачьте о грехах своих. Не похищайте чужого. Не радуйтесь бедам братии своей. Не мудрствуйте сами по себе, не превозноситесь, но со смирением повинуйтесь духовным отцам своим. Живите, как следует жить православным христианам, состоящим под законом Божиим. – Не обижайте Церкви Божией: Церковь Божия не переносит обид ни от кого. Не вступайтесь, дети, ни в какие дела церковные, которые изначала принадлежат епископии, дому Божию св. Софии, как было при прежних архиепископах, не вступайтесь в земли, воды, суды, печать и другие церковные пошлины. Если же кто вмешается во что-либо церковное, вы сами, «дети, поставьте его на место и снимите грех с души своей по указанию церковных правил, не ожидая на себя суда, по правилу св. отцов» 152 . Вот и еще пастырское наставление блаженного пастыря, – наставление Снетогорскому монастырю: «Приказываю игумену и всем старцам, писал он, крепко хранить монашеское житие, чернецам быть в послушании у игумена и старцев, каждому иметь духовного отца; кто не будет слушаться, таких удалять из обители, причем вклада не возвращать им. Если чернец умрет, то все оставшееся после него имущество составляет собственность обители и братии, а мирские люди не должны прикасаться к тому. Если чернец, вышедший из обители, станет поджигать мирских людей или судей на игумена и на старцев, такой будет под тяжестию церковного суда, равно и те миряне, которые вступаются в монашеские дела. Если же произойдет ссора между братиями, то разбирает их дело игумен со старцами и старостами Святой Богородицы, а миряне не вступаются» 153 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Святитель Симеон был пастырь с прекрасным даром слова и с ясным разумением истин веры. В октябре 1418 года был он в Пскове. Псковичи приняли его худо, они не допустили его совершать служение с обрядом православия в псковском соборе. Блаженный пастырь не хотел спорить с людьми упорными. Пересмотрев судные дела, он при прощании, предложил им на бумаге превосходное поучение: «Благородные и почтенные мужи! писал святитель. Вы знаете, что какая честь создается святителю, она воздается самому Христу, от Которого все мы ожидаем сторичной награды в вечности. Итак, воздавайте, дети, честь своему святителю и нашим духовным отцам, наставляющим вас в спасении; воздавайте с покорностью и любовью, не докучая им пытливостью, не делая пререканий наставнику, своему отцу. Смотрите за самими собою и за своим спасением, укоряйте и судите самих себя, плачьте о грехах своих. Не похищайте чужого. Не радуйтесь бедам братии своей. Не мудрствуйте сами по себе, не превозноситесь, по со смирением повинуйтесь духовным отцам своим. Живите, как следует жить православным христианам, состоящим под законом Божьим. – Не обижайте церкви Божьей: церковь Божья не переносит обид ни от кого. Не вступайтесь, дети, ни в какие дела церковные, которые изначала принадлежат епископии, и дому Божьему св. Софии, как было при прежних архиепископах, но вступайтесь в земли, воды, суды, печать и другие церковные пошлины. Если же кто вмешается во что-либо церковное, вы сами, дети, поставьте его на место и снимите грех с души своей по указанию церковных правил, не ожидая на себя суда, по правилу св. отцов. 346 Вот и еще пастырское наставление блаженного пастыря, – наставление Снетогорскому монастырю: «Приказываю игумену и всем старцам, писал он, крепко хранить монашеское житие, чернецам быть в послушании у игумена и старцев, каждому иметь духовного отца, кто не будет слушаться, таких удалять из обители, причем вклада не возвращать им. Если чернец умрет, то все оставшееся после него имущество составляет собственность обители и братии, a мирские люди не должны прикасаться к тому. Если чернец, вышедший из обители, станет поджигать мирских людей или судей на игумена и на старцев: такой будет под тяжестью церковного суда, равно и те миряне, которые вступаются в монашеские дела. Если же произойдет ссора между братиями: то разбирает их дело игумен со старцами и старостами св. Богородицы, а миряне не вступаются. 347

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Сим показывает, что многие между Израильтянами в пустыне были такие, которые Господа своим неверствием огорчили; однакожь не все те, кои вышли с Моисеем из Египта, были таковы, но были между ими и люди добродетельные и верные, наипаче же Иисус Навин, Халев и другие некоторые, по чему сих представляет в пример подражания, а оных неверствия удаляться повелевает. 17 . Коихъ же негодова четыредесять лтъ? Не согршившихъ ли, ихже кости падоша въ пустыни. Чрез сие вопрошение делает различие между людьми благочестивыми и нечестивыми. А тем самым увещевает Евреев, дабы они лучше подражали благочестию немногого числа верных, нежели нечестию многих неверных. Причем толкует им слова Псаломниковы, изъясняя, что Бог вознегодовал или прогневался в пустыне не на всех без различия, но только на тех, которые согрешили, возроптавши противу Моисея и Аарона, и на тех, которые искушали Господа. За что немедленно постигло их Божие мщение, так, что все они бедственно пали в пустыне, будучи истреблены смертельными поражениями. Далее продолжая сие, также чрез вопрошение говорит: 18 . Которымъ же клял­ся не внити въ покоище его, яв, яко противльшымся? 19 . И видимъ, яко не возмогоша внити за hebpcmbie. Аки бы сказал: кто суть те, коим с клятвою грозил Господь, что они не внидут в покой, обещанный им от Него, и не наследят земли Ханаанской? Они суть те, которые не послушали гласа Господня, и которым собственное их неверствие воспрепятствовало получить участие в обетовании Его. Хотя же и Моисей не взошел в землю обетованную, однако сие сделалось не для того, аки бы и он принадлежал к числу нечестивых и неверных, но от части для того, что он при водах пререкания несколько усумнился о успехе чудесного изведения воды из камня (который грех после покаянием исправил); от части ж для того, что Бог чрез Моисея, яко чрез некий образ хотел означить, что закон, коего посредник был Моисей, не может нас ввести в жизнь вечную, которая прообразованием была земля обетованная, но что сие предоставлено было единому Иисусу Христу, которого прообразовал Иисус Навин, вождь и судия народа Израильского.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Таковы были события в истории Церкви, которые вызвали потерю единства среди ее членов. Сначала в течение 5 и 6 века раскололись Восточные христиане, а затем в XI-oм веке ссора между папским представителем и Константинопольским Патриархом привела к прекращению братского общения между двумя половинами Вселенской Церкви. Эти пререкания вызвали братоубийственную войну в ХШ-ом веке, которая окончательно разделила Православный Восток и Католический Запад. Но эти тяжелые явления в жизни Церкви, свидетельствовавшие о проникновении в ее среду национальных и политических страстей, были все же бессильны закрыть источник воды живой. Он не прекращал пробиваться через труды мусора и грязи, набрасываемых на него недостойными членами христианской общины, и продолжал утолять духовную жажду людей, искавших истину. Благодатные плоды христианского благовестия Восточное Православие, несмотря на борьбу внешнюю и внутреннюю в описываемый период своей истории, как и раньше светило миру, возвещая ему радостную весть о Боговоплощении, укрепляя и возрождая жизнь человечества Святыми Таинствами. Оно учило его милосердию, помощи обездоленным и беззащитным, развивало его духовно и умственно. Приходы, монастыри и отдельные христиане отдавали свои силы и средства на дела благотворительности. При церквах строились госпиталя, убежища для престарелых и сирот. Многие иерархи, как, например Патриарх Александрийский Иоанн Милостивый (609–620), никогда не отказывали в помощи никому из просящих. Их примеру следовали и многие миряне. Особенно прославились подвигами своего милосердия женщины христианки. Имена матерей и жен великих святых, как, например, Диакониссы св. Нонны († 374), матери св. Григория Богослова и жены Еп. Григория Назианского († 374), св. Макрины († 379), сестры Василия Великого и св. Григория Нисского , св. Олимпиады (t 410), верной помощницы Иоанна Златоуста , а также св. Ксении († 457), св. Нины, просветительницы Грузии († 335), св. Публии Сирской († 369) и св. Мелании († 439), сияют яркими светочами в истории человечества. Эти богатые и знатные женщины добровольно сложили с себя все свои земные преимущества и отдали себя всецело на служение ближнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Тяжба эта, как и предидушие, может продлиться продлится опять несколько лет в явный ущерб для обеих сторон. В применении самого способа лова рыбы кругом острова Городомли, город и монастырь также не пришли к миролюбивому соглашению. Монастырь начал в суде дело, и оно находится и ныне на рассмотрении Правительствующого Сената. Городское общество земли, как прочее города, не имеет; других доходов, кроме аренды с озер, которыми, в свою очередь, только и существует бедное городское население, занимаясь рыболовством, также нет. В видах сего город хотя и против желания, всеми мерами обязан охранять свои интересы. Не смотря на все это свою посильную лепту монастырю город приносить тем, что издавна добровольно отдает половину улова рыбы в монастырь в принадлежащей городу заказной луке Дударне лучшей по улову крупной рыбы из городских озер. Прискорбно и тяжело гражданам города Осташкова судиться с святою обителью Преподобного Нила, нашего общего молитвенника и покровителя, чтимого в городе всеми от мала до велика, а потому мы нижеподписавшиеся от имени всего городского общества покорнейше просим Ваше Высокопреосвященство, как непогрешимого нашего Архипастыря, не войти в осуждение граждан города за долговременные тяжбы с монастырем; от городского общества они не зависят и происходят единственно от недоразумений относительно своих прав со стороны монастыря. При Вашем Архипастырском благословении мы с радостью приветствовали бы желание Настоятеля монастыря братиею пересмотреть миролюбиво, не тратясь на суды, сущность наших пререканий и прав на спорные воды, прекратить тяжбы и владеть каждому своим в взаимном согласии мире». Затем следуют подписи Градского Головы Г. Савина и 20-ти гласных городской Думы. Так как спор между городом и братиею Ниловой пустыни ведется в продолжении многих лет судебным порядком 555 , то я отклонил от себя всякое посредничество в этом тяжебном деле, чем однакож навлек на себя, как оказалось впоследствии, негодование со стороны граждан. Отпустивши незванных посетителей, я в 7 часов слушал у себя в покоях утреню, готовясь на следующий день к служению опять в Собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Черногорцы чрезвычайно любят религиозные процессии, в которых принимают участие как мужчины, так и женщины. Процессии эти (крестные ходы) устраиваются или для поклонения мощам, или для освящения жатвы и воды, или по обету. Мужчины при этом несут образа святых и усердно, хотя и не особенно стройно, поют разные молитвы 123 . Нынешний владыка-митрополит Митрофан неустанно заботится о духовном просвещении своего народа, как и об упорядочении вообще его церковно-религиозного состояния. Одной из мудрых церковных мер его было установление определённого жалованья духовенству (с 1900 года), чем положен был конец печальным пререканиям между пастырями и паствой по поводу добровольной платы за требы. Одна эта мера свидетельствует о высоком административном таланте владыки, всей душей преданного духовному благу своего народа. Хорошо зная русский язык, владыка в то же время немало занимается литературой и особенно переводами русских богословских сочинений на сербско-черногорский язык. Деятельным сотрудником его является почтенный придворный протодиакон Филипп Радичевич – весьма даровитый писатель-поэт: сочинения его высоко ценятся в Черногории, вся история и жизнь в которой служит неисчерпаемой темой для всякого рода поэтических произведений. Известно, что и доблестный князь её не только – мудрый правитель и храбрый воин, но и славный поэт, творения которого пользуются большей известностью во всем славянском мире. До последней русско-турецкой войны единственной религией Черногории было православие, – в полном смысле – едино стадо и един пастырь. Но после этой войны ей досталась часть турецкой территории, населённой сербами-католиками. Хотя всё число этих инославных сербов, совращённых Римом, не превосходило 6.000 душ, которым притом был естественный исход из-затруднения – возвратиться в лоно своей древней матери православной церкви, однако иезуитско-австрийская дипломатия не преминула воспользоваться этим обстоятельством для того, чтобы вбить клин иезуитской политики в тело искони православного народа. Рим, поддерживаемый Австрией, добился заключения с Черногорией конкордата (1886 г.), по которому в Антивари была учреждена римско-католическая епископия, с правом верховного надзора над всеми черногорскими римско-католиками в религиозном отношении. Истинные друзья Черногории предостерегали её от этого шага, зная из истории, что значат эти конкордаты. И опасения оправдались. Водворившись в недоступном дотоле для чёрных воронов «орлином гнезде», иезуиты повели усиленную пропаганду своих церковно-политических идей и – косвенным результатом этого было опечалившее весь православно-славянский мир событие – переход в римскую церковь княжны Елены, которая пожертвовала своей православной верой, чтобы сделаться королевой итальянской...

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Язычник или иудей, мужской пол или женский, праведник или грешник — все едино во Христе Иисусе. Он всех призвал к покаянию, всем принес Божественную Истину, всех озарил Небесным Светом, всем открыл врата Царствия Небесного, всех призвал, чтобы все восстали и последовали за Ним. Посему и Бог превознес Его дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних (Флп 2:9–10). Для Христа нет никакого различия между людьми, кроме одного: Кто не со Мною, тот против Меня (Мф 12:30). Но Симеон, своим пророческим взором прозревая будущее, говорит: Се, лежит Сей на восстание и падение многих и в предмет пререканий! В этих пророческих словах кратко изложена вся последующая жизнь Иисуса Христа на земле, вся история христианства. Явился в мире Свет — и Свет отторгнут мглою; отторгнут с первых дней рождения Сына Божия. Никого не нашлось, кроме двух человек, встретить Иисуса в храме, но зато легионы воинов устремились на Его убийство. Некому было подать чашу холодной воды изнемогающему на кресте Спасителю мира, но тысячные толпы кричали: “Распни, распни Его!”. Вот Христос выступил с проповедью, и с первых же дней начались пререкания и разногласия. Несмотря на Его Божественное величие, на святость Его жизни, на чудеса и знамения, Им совершаемые, на чистоту Его учения, — одни, исполненные восторга, восклицали: К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни (Ин 6:68). Им Христос был во спасение. Другие, исполненные злобой, твердили: Беса имеет и неистовствует (см. Ин 10:20), пытались сбросить Его в пропасть, обвиняли в богохульстве, предали на бичевание и смерть. Им Христос — на падение. Пророческие слова праведного Симеона относятся ко всей истории христианства. Так было, так есть и так будет! С первых дней Евангельской проповеди до Второго Пришествия Господа будет восстание, будет падение. Все, кто верит в Иисуса Христа как Единородного Сына Божия, кто возлюбил Его всем сердцем и ближнего своего как самого себя, кто исполняет Его заповеди и исповедует веру в Него, — все они находятся в состоянии восстания и “встретят Господа на воздусех”.

http://pravmir.ru/slova-i-propovedi-rozh...

    «Но знает Бог, что в день, — говорит, — в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Многие, и особенно по­следователи нечестивого Порфирия, писавшего сочинения про­тив христиан и отторгшего многих от божественного учения, говорят: зачем Бог запретил познание доброго и лукавого? Пусть бы Он запретил лукавое; зачем Он запретил и доб­рое? Сказав: «а от дерева познания добра и зла не ешь» (Быт.2:17), Бог, говорят, запрещает человеку знать злое; но для чего запрещает знать и доброе? Нечестие всегда попа­дает в собственные свои сети и дает само основания для его опровержения. Не знание доброго запретил Бог, — Адам имел его и прежде, чем съел от дерева. Если он не обладал знанием, то как он узнает жену? Как говорит о ее природе: «кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт.2:23)? Как он пророчествует о будущем: «потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей» (Быт.2:24), и так далее? Столько Он знал, и не знал доброго? Он знал Бога, хранил повеления Божии, имел знание, назвал столько имен; как же он не обладал знанием доброго? Итак, что же значит запрещение Божие? Не знание добра запрещает Бог, а хочет лишь, чтобы вместе с знанием добра не было знания зла. Разрешу нечестивое мудрование от Писания. Павел говорит: «не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую» (1Кор.10:21). Не обе чаши за­претил он; нет, святую он признал святой, а отверг не­чистую и непотребную. Так и Спаситель: «не можете служить Богу и мамоне» (Мф.6:24), — невозможно в одно и тоже время служить и Богу и демону. Так и Бог запретил знать злое, чтобы с добрым не смешивалось и знание злого.    4. Здесь остановим наше внимание. Почему же именно дерево названо было деревом познания добра и зла? Не потому, что оно имело такую природу, а потому, что носило такое зна­чение. Это особенность Писания. Укажу пример: в пустыне один источник воды назван был водою пререкания: «испытал тебя при воде пререкания» (Пс.80:8). Следует ли, что вода обла­дала такой природой, что вызывала народ на препирательство? Почему же Моисей при питье ее не препирался с Богом? Следовательно, эта вода названа была водой пререкания не потому, что имела такую природу, а по случаю происшедшего при ней события; так как народ там пререкался с Богом, то она и названа была водою пререкания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3360...

33, 8, 9). Бог всяческих установил для Аарона разноцветный подир 23 . Ношение подира приличествовало и было присвоено только архиерейству на подире, на грудь архиерея привешивались некоторые камни, в числе 12, а в средине этих камней еще два камня, носивших имена явления и истины. Прообразовательно 12 камнями означался сонм святых апостолов, окружавший собой Еммануила, который есть явление и истина; потому что Он явил нам истину, ноложив конец богослужению в тенях и образах. А что единородное Слово Божие, принявши на Себя человечество, было и архиереем, можно ли в этом сомневаться, когда божественный Павел написал так: разумейте посланника и святителя исповедания нашего Иисуса Христа: верна суща сотворшему Его ( Евр. 3, 1, 2 )? Да и достоинство священства, как понятно, не неприлично тому, что является в мере человеческой. Пусть оно ниже естества и славы Бога Слова, но не несоответственно домостроительству Его во плоти. Потому-то Моисей и говорит: дадите Левию, т. е. священнику, явленная и истину. Какому же Левию, или священнику, – это показал он словами: мужу преподобну, потому что Господь наш Иисус Христос не сотворил греха; в следствие того Павел и пишет о Нем: таков нам подобаше архиерей, преподобен, незлобив, безсквернен, отлучен от грешник и вышше небес бывый ( Евр. 7, 26 ). – Его же искусиша искушением, укориша его у воды пререкания (Второз. 33, 8). О, удивительное дело! наименованного мужем Моисей тотчас же называет Богом, которого преогорчил и искусил Израиль в пустыне и у воды пререкания, в чем уверят каждого слова псалмопевца: разверзе камень в пустыни, и напои я яко в бездне мнозе: и изведе воду из камене, и низведе яко реки воды. Что ж дальше? И искусиша Бога в сердцах своих,... и клеветаша на Бога, и реша: еда возможет Бог уготовати трапезу в пустыни? понеже порази камен, и потекоша воды, и потоцы наводнишася: еда и хлеб может дати? или уготовати трапезу людем своим? ( Пс. 77, 15, 16. 18–20 ). Итак видишь, каким образом евреи искушали чудодействовавшего Бога, которого Моисей назвал мужем.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Бог всяческих установил для Аарона разноцветный подир [  ]. Ношение подира приличествовало и было присвоено только архиерейству. На подире на грудь архиерея привешивались некие камни, в числе 12, а в середине этих камней — еще два камня, носивших имена явления и истины. Прообразовательно 12 камнями означался сонм святых апостолов, окружавший собой Еммануила, который есть явление и истина, потому что Он явил нам истину, положив конец богослужению в тенях и образах. А что единородное Слово Божие, предав Себя за человечество, было и архиереем, можно ли в этом сомневаться, когда божественный Павел написал так: Разумейте посланника и святителя исповедания нашего Иисуса Христа: верна суща сотворшему Его (Евр.3:1–2)? Да и достоинство священства, как известно, не неприлично тому, что является в мере человеческой. Пусть оно ниже естества и славы Бога Слова, но не несоответственно домостроительству Его во плоти. Потому–то Моисей и говорит: Дадите Левию, т. е. священнику, явленная и истину. Какому же Левию, или священнику, — это показал он словами мужу преподобну, потому что Господь наш Иисус Христос не сотворил греха; вследствие того Павел и пишет о Нем: Таков нам подобаше архиерей, преподобен, незлобив, бессквернен, отлучен от грешник и выше небес бывый (Евр.7:26). Егоже искусиша искушением, укориша его у воды пререкания (Втор.33:6). О, удивительное дело! Наименованного мужем Моисей тотчас же называет Богом, которого преогорчил и искусил Израиль в пустыне и у воды пререкания, в чем уверяет каждого слова псалмопевца: Разверзе камень в пустыни, и напои я яко в бездне мнозе: и изведе воду из камене, и низведе яко реки воды. Что же дальше? И искусиша Бога в сердцах своих, и клеветаша на Бога, и реша: еда возможет Бог уготовати трапезу в пустыни? Понеже порази камень, и потекоша воды, и потоцы наводнишася: еда и хлеб может дати или уготовати трапезу людем своим? (Пс.77:15–16; 18–20) Итак, видишь, каким образом евреи искушали чудодействовавшего Бога, которого Моисей назвал мужем. В том же смысле и божественный Павел пишет: Пияху бо от духовного последующего камене: камень же бе Христос (1 Кор.10:4).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010