Иез.48:28 .  А подле границы Гада на южной стороне идет южный предел от Тамары к водам пререкания при Кадисе, вдоль потока до великого моря. Подобно северной границе (ст. 1), описывается и южная в евр. дословно по Иез.47.19 ; см. объяснение там. После «Гада» LXX: † «от восток». – «Южный предел», евр. темана, – Феман, см. объяснение там же. – «От Тамары», греч. απο Θαιμαν, слав. «от юга» (в XLVII гл. – «от Фемана»), – нередкое употребление этого слова, но не подходящее здесь. – «К водам пререкания при Кадисе» – греч. και υδατος βαρυμως Καδης, слав. «воды Варимоф-Кадиса», неточная транскрипция евр. мериват, в XLVII гл. правильно Маримоф, но там неточно «Кадим». – «Потока», евр. нахала означает и наследство, посему LXX: «наследия» (в XLVIÏ «продолжающееся»). Иез.48:29 .  Вот земля, которую вы по жребию разделите коленам Израилевым, и вот участки их, говорит Господь Бог. «По жребию», см. объяснение Иез.45.1 и Иез.47.22 . Как велики были уделы колен в представлении пророка? Если так точный в числовых данных пророк не указывает размера их, то должно быть потому, что их легко исчислить по даваемым им границам св. земли и величине священного участка. Протяжение св. земли от указанной пророком сев. границы до южной составит 3 1 3 геогр. градуса, ­­ 50 геогр. миль (350 верст ­­ 371 километр). Ширина священного участка, если единицею меры его является «трость» Иез.40.5 , составит 10–11 геогр. миль. На долю 12 колен остается таким образом ок. 40 геогр. миль, – каждому колену 3 13 мили. Длина участка с з. на в., равная ширине Ханаана от Иордана до Средиземного моря, около 11 миль (Следовательно, для князя по бокам священного участка остаются узкие полосы земли не более, чем в 1 2 мили шириной, при длине в 10 миль, ­­ ширине священного участка). Иез.48:30 .  И вот выходы города: с северной стороны меры четыре тысячи пятьсот; «Выходы» – тоц " от – трудно определить, чем отличается это понятие от «ворот», которым посвящен этот отдел: должно быть большею общностью: включает и стены, длина которых повторяется здесь (ст. 16; ср. Притч 4.23 ; см. объяснение Иез.42.11 ). Это как бы общее надписание отдела.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Стан тридцать третий И отправившись из Асиан-Гавера, поставили стан в пустыне Син: это – Кадес ( Числ. 33:36 ). Спрашивается, каким образом восьмой стан теперь является тридцать третьим? Но нужно заметить, что тот пишется чрез букву «самех» и значит «куст», или «ненависть», а этот через «цаде» и в переводе значит «повеление». Другое же слово: Кадес значит не «святая», как многие думают, а «измененная», или «перенесенная». В книге Бытия, в том месте, где говорится, что Иуда, считая Фамарь блудницею, послал ей дары ( Быт. 38:21 ), – в еврейском подлиннике читаем, что посланный с дарами спрашивает: где cadesa, т.е. «блудница», платье которой было отменно от прочих женщин. И во многих местах встречаем то же самое. А если же переводится «святая», то это нужно понимать κατ ντφρασιν 97 , – подобно тому, как Парки называются так потому, что совершенно беспощадны, война – потому что нисколько не прекрасна и роща, потому что нисколько не светит 98 . На этом стане умирает и погребается Мария, из-за вод пререкания ( Числ. 20:13 ). Моисей и Аарон прогневляют Господа и им воспрещается переход чрез Иордан, через послов просят у Едома позволения пройти через него и не получают. После столь великих успехов кто мог бы опасаться ропота народа, падения учителей и отказа в переходе чрез землю Едомскую? Мне кажется, что в Марии умерло пророчество, что в кончине Моисея и Аарона положен конец закону и священству иудейскому; кажется, что и сами они не могли перейти в землю обетования, и верующий народ не могли вывести из пустыни мира сего. И заметь, что после смерти пророчества являются и воды пререкания, и евреи не могут перейти чрез плотской и земной Едом, не получают позволения на это даже после многих просьб и усилий, но против них выступает Едом со множеством народа и рукою сильною. И значение имени соответствует смерти и оскорблению и отказу в переходе. Ибо где повеление, там грех; где грех, там оскорбление; где оскорбление, там смерть. Об этом-то стане Псалмопевец воспевает: «потрясет Господь пустыню Кадес» ( Пс. 28:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Непонимание и недоумение женщины нисколько не тревожат Христа. Он все-таки видит в ней полную способность к духовному просвещению. Он снисходительно разъясняет ей, в чем заключается преимущество Его воды, утоляющей духовную жажду, текущей в жизнь вечную, пред чувственной водой Иакова, после которой жажда опять возобновляется. Из преимуществ этой неизвестной воды пред водою Иакова само собой вытекал ответ на вопрос: кто же из них больше? Самарянка верует словам Христа и изъявляет готовность отказаться от своего заветного, священного источника для живой воды, какую ей обещают. Но она не может еще отвлечься мыслью от воды чувственной и жажды телесной и потому говорит: Дай мне этой воды, чтобы больше мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать ( Ин. 4:15 ). Для дальнейшего разъяснения дела нужно было, с одной стороны, поставить женщину на более близкий и доступный для нее путь размышления – путь собственной ее жизни, не совсем беспрепятственной к принятию живой воды; с другой, полезно было обнаружить пред женщиной пророческую силу, дабы чрез то привести ее к мысли, что пророку прилично говорить о духовных дарах, а не о чувственных нуждах. Обличение в порочной жизни, сделанное жене (после того как, на предложение Спасителя пригласить мужа, она отрицала свое замужество), не отталкивает ее от Христа, напротив, возбуждает благоговение к Нему как пророку. Подобно этому и другие последователи Христа исполнялись веры в Него иногда после того, как Он показывал Свое прозрение, – например, Нафанаил ( Ин. 1:48–49 ). Итак, цель наполовину уже достигнута: женщина убеждается в необыкновенной и сверхъестественной силе своего собеседника. Теперь она уже не будет говорить о чувственном, житейском, не будет и слова пророка понимать в обыкновенном смысле. Теперь она сама обращается к Пророку за разрешением заветного вопроса, который был предметом сильных пререканий между иудеями и самарянами: где должно поклоняться Богу, – в Иерусалиме, или на горе Гаризим? Тем естественнее со стороны женщины был этот вопрос, что она видела в своем собеседнике все-таки иудейского пророка, следовательно, как бы опасалась вполне довериться Ему, чтобы не погрешить против отцов: итак, как же Он разрешит вопрос о поклонении Богу,– согласно ли с завещанием отцов? Тут Спаситель вводит свою собеседницу в круг понятий еще более возвышенных.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

И разрушится, как сокрушается глиняный сосуд при весьма сильном разбивании: и в обломках его не найдется черепка, чтобы взять им огня с очага или зачерпнуть немного воды из водоема. Так как выше, говорит, вы сказали: да удалится от лица нашего Святый Израилев или, как перевели Семьдесят: отнимите от нас слово Израилево ; то так говорит Господь Святой Израилев и является вопреки их желанию, чтобы они познали Его, как наказывающего, которого презрели, когда Он увещевал их. Вы полагались на неправду и ложь египтян и опирались на волнение их или на пререкание и гордость, как перевели Симмах и Феодотион; поэтому будет вменено вам это беззаконие или грех, так что вы будете подобны внезапно падающей стене весьма сильного и завоеванного города, разрушение которого настанет внезапно, ибо так перевели LXX. По еврейскому же смысл такой: как трудно может быть исправлена трещина в весьма высокой стене, сопровождавшаяся большим разрушением, и получить прежнюю красоту; так настанет для вас неожиданное разорение. И, пользуясь другим подобием: как глиняный сосуд, если он разбивается с весьма большою силою, так раздробляется на куски, что от обломков едва остается небольшой черепок, чтобы взять огня или почерпнуть немного воды из углубления и водоема: так когда вы отправитесь в Египет, при преследовании вас Навуходоносором, то погибнете и будете истреблены. Также еретики и всякое учение, противное истине, надеются на неправду и ложь и ропщут, по Семидесяти, против Творца своего. Поэтому будет разрушен город нечестия их, построенный Каином, и настанет для него внезапная погибель, когда он будет взят мужами церковными и так будет разрушен и разорен, что в нем не останется ничего, чем можно было бы опять зажечь погасший огонь и подать хоть немного грязной воды жаждущим народам. Ст. 15 и след. Ибо так говорит Господь Бог Святый Израилев: если обратитесь и будете в покое, то спасетесь: в тишине и в уповании сила вата; но вы не захотели и сказали: нет, но мы убежим на конях, – за то и побежите, – и сядем на быстрых, – за то и преследующие вас будут быстры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Моисей с гневною речью и как бы с колебанием веры ударил в скалу жезлом два раза. Вода по милости Божией потекла из камня обильно; но Господь осудил Моисея и Аарона за маловерие, определив умереть им вне пределов земли обетованной. Чудесно истекшие воды названы водами Меривы, т. е. пререкания; потому что здесь «сыны Израилевы вошли в распрю с Господом». Отсюда Моисей посылал послов к царю Едомскому. чтобы он пропустил Евреев чрез свои владения в Ханаан; но царь Едомский не согласился на, это и выступил против Евреев с сильным войском. Не вступая в войну с Идумеянами. Евреи двинулись на юг, чтобы обойти горы Сеира и Мертвое море и подойти к Ханаану с востока, и остановились у горы Ор. Здесь умер Аарон 123 лет в первый день пятого месяца, сорокового года странствования (см.33:38 и 39), и первосвященство передано было Елеазару. сыну его. Здесь Евреи стояли станом тридцать дней, оплакивая смерть первосвященника; отсюда же Израильтяне сделали поход против Ханаанского царя города Арада, который сделал нападение на Евреев и некоторых из них пленил; Евреи разрушили города этого царька и предали их заклятию (гл.20 и 21:1–3). Двигаясь от горы Ор чермноморским путем, Израильтяне вступили в маловодную и бесплодную пустыню, и опять люди старого поколения подняли ропот против Бога и Моисея. Господь наказал ропотников, послав ядовитых змеев, и множество народа умерло здесь. Но вследствие расскаяния большинства и по молитве Моисея, Господь указал чудесное средство исцеления; воззрение на повешенного медного змея с верою в того, кто сотрет главу змия-диавола ( Быт.3:15 ). исцеляло от яда змеиного. Отсюда Евреи быстро двигались, обходя землю Моава, по восточным границам ее: в долине Заред умерли последние из осужденных умереть в пустыне (см. Вт.2:14 и 15); в одном месте пустыни, где не было воды, Моисей и вожди народа по указанию Божию выкопали колодезь своими жезлами. Это место названо было: Беер – колодезь, и чудесное добытие воды воспето в особой песне. Наконец Евреи остановились в северо-восточных пределах земли Моавитской около горы Фасги.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

668. Манаим ( Μαναεμ), колена Гадова, отлученный Левитам в Галаадитиде. 668. Маанаим (Maanaim), в колене Гадове, отлученный Левитам, в области Галаадитиде. 669. Манасси ( Μανασσ), страна Индии, в которой обитали сыны Иектановы, сына Евера. 669. Мессе (Messe), страна Индии, в которой обитали сыны Иектана, сына Ебера. 670. Манон ( Μανν), колена Иудина; ныне пустыня на В. Даромы. 670. Маон (Maon), в колене Иудине, к В. от Даромы. 671. Марала ( Μαραλ), колена Манассиина. 671. Марала (Marala) подъем Завулонов. 672. Море Соленое (Mare Salinarum), называемое Мертвым иди морем Асфальта, т.е. смолы, между Иерихоном и 3оарой. 673. Мариса ( Μαρηλσ), колена Иудина; ныне пустыня, приблизительно в 2 милиариях от Елевферополя. 673. Мареса (Maresa), в колене Иудине; ныне, от него сохранились лишь развалины на втором милиарии от Елевферополя. 674. Маримоф ( Μαριμθ) – до воды Маримоф, Иезекииль. Аквила: суда, пререкания. 674. Мариботь (Marioth), о котором упоминает Иезекииль, говоря: до воды Марибот, что Аквила переводит: споры, Симмах: брань или противоречия. 675. Мароф ( Μαρθ), колена Иудина. 675. Марот (Maroth), в колене Иудине. 676. Маром ( Μαρμ), и его взял Иисус, умертвив его царя. 676. Маром (Marom), и его взял Иисус, умертвив его царя; помещен и выше, под словом Маррус (Marrus). 677. Маса ( Μασ), город, выстроенный Соломоном. 677. Магау (Magau), город выстроенный Соломоном. 678. Масад ( Μασν), жребия Асирова; прилегает к Кармилу, у моря, город, отлученный Левитам. 678. Масан (Masan), в колене Асирове, возле Кармила у моря, город отлученный Левитам. 679. Масарис ( Μσαρις), и ныне, есть большое селение Мавсара ( Μαβσαρ), в Гавалине, подчиненное Петре. 679. Мабсар (Mabsar), доныне Мабсара (Mabsara) зовется большое селение в области Гебалене, принадлежащее городу Петре. 680. Масвак ( Μασβκ), город иноплеменный царя Адраазара. 680. Масбах (Masbach), враждебный город царя Адраазара. 681. Масереф ( Μασερθ), пустыня, где сел Давид. Аквила: в укреплениях, Симмах: в убежищах, Феодотион: в пещерах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Но между тем, как оставленная на день субботы та же самая манна не воссмердеся, ниже червь бысть в ней, и притом Моисей с усилием подтвердил народу касательно сего самого дня, чтоб не выходили собирать манну в сей день: ядите днесь, есть бо суббота покой Господу: днесь не обрящете на поле. Что же Израильтяне? Бысть же в седьмой день изыдоша нецыи от людей собирати и не обретоша... С продолжением времени искушение от недостатка воды повторилось, и народ повторил и даже до крайности усилил свое нетерпение, как будто доселе ничего особенного не видали и не принимали от Господа. И хуляху людие Моисея, глаголюще: даждь нам воду, да пием, и на успокоительное увещание Моисея народ отвечал почти бешенством: вскую сие? извел еси нас из Египта уморити нас и чада наши и скоты наша жаждею... И при сем случае крайней нетерпеливости и необузданности народа, даже сам Моисей, видя, что еще мало, и побиют его камением, – как он это выразил пред Богом, – допустил коснуться своего сердца тому же духу нетерпения и жестоковыйного пререкания. Получив уже повеление от Бога об изведении воды из камени и с чудодейственным жезлом в руке, созва Моисей и Аарон сонм пред камень, и рече к ним... еда из камени сего изведем вам воду? И воздвиг Моисей руку свою, удари в камень жезлом дважды, и тогда же последовало сие слово Господне к Моисею и Аарону: понеже не вероваша освятити мя пред сынами Израильтескими, сего ради не введете вы сонма сего в землю, юже дах им ( Чис.20 ). Не упустим из виду, что человеку, чувственному и в самых духовных воззрениях, свойственно посему было и увлекаться страстями особенно плотскими. Так, некогда и самая небесная манна до того прискучила прихотливому народу, что вслед за тем, как беша людие ропщуще злая пред Господом и за то наказаны были огнем от Господа, потребившим часть некую от полка, – вслед за тем седше плакахуся сынове Израилевы, и рекоша: кто ны напитает мясы? Помянухом рыбы, яже ядохом в земли египетской тун, и огурцы, и дыни, лук, и червленый (репчатый) лук, и чеснок.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

11-е Тим. Браки должны быть венчаемы не тайно, но в присутствии многих, дабы священники, имеющие благословить брак, с точностью могли узнать законен ли он, или нет. Кто осмелится венчаться тайно, наказывается, равно как и священник, благословивший брак. Кроме того – священник, обвенчавший кого-либо без письменного дозволения архиерея, также должен быть наказан. 14-е 4-го. Брак, по определению его гражданскими законами (у Фотия), есть соединение всей жизни мужа и жены, общение в правах божеских и человеческих, почему вступающие в брак должны быть одной веры. По гражданским законам, если существует пререкание между родителями, в том т. е. случае, когда из одноверных супругов один обратился в православие, или, когда каким-нибудь образом они вступили в брак не в единоверии; то получает перевес та сторона, которая желает воспитывать детей в православии. Равно, если один из супругов православный, а другой инославный, дети их должны быть православными. Иудей не должен совокупляться браком с христианкой, ни христианин – с иудеянкой, вступившие в такие браки подвергаются наказанию прелюбодеев. Православному лицу, вступившему в брак с неправославным, не дозволяется причащаться, пока не расторгнет брака и не вынесет надлежащей епитимий, по 33 отв. Вальсамона. Тоже говорит и Симеон Фессалоникийский (47 отв.), присовокупляя, что такой только при кончине жизни, после совершения над ним елеосвящения, причащается (если т. е. раскается), но до того времени священник ни частиц не должен вынимать за него, ни принимать от него приношений для литургии, кроме воску и фимиама, и только изредка может давать ему святой воды и антидору, дабы не повергнуть его в отчаяние. 98-е 6-го. Жена не может выйти за другого мужа, если муж на чужой стороне живет с любовницей (παλλακ), она свободна вступить во 2-й брак только по смерти мужа. По новелле Льва, в случае пленения одного из супругов, другой, оставшийся свободным, не может вступить в брак, в противном случае супруг, освободившийся из плена, может расторгнуть этот брак.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/greche...

1-го декабря – память праведного Филарета – день тезоименитства московского архипастыря. Так как владыка в этот день никогда никого не принимал, из опасения крайнего утомления от бесчисленного множества посетителей: то мы, не обременяя его личным поздравлением, ограничивались церковною молитвою о нем и учреждали в честь его трапезу у себя. По этому случаю преосвященный Леонид, получив от меня поздравление с великим именинником, пишет мне: «Взаимно вас приветствую с днем тезоименитства общего нашего архипастыря и отца и благодарю за приветствие ваше; ибо этот день для меня не только день торжество, но и сердечных благодарений Богу за всё, что лично мне ниспослано от Бога в великом нашем первосвятителе, который от воды взял меня и спас меня, может быть, от вод многих и сильных. В причине вашего отказа новая для меня причина желать, что бы отказа не было: ибо своим и моим именем убедив вашего гостя, вы и его привлекли бы с собою, что было бы великою радостью, что сделало бы особенно приятным нынешнюю трапезу уже по памяти того, что третий месяц к ряду начинаем мы вместе, общими для всех праздниками. Но, впрочем, видя ваше вчерашнее нерасположение обедать сегодня на Саввинском и не желая свою уху сделать демьяновой ухою, не настаиваю». Гость, воспрепятствовавший мне принять братское приглашение преосвященного, был ректор Московской д. академии, прот. А.В. Горский. 15-го числа получил я от преосвященного Леонида записку следующего содержания: «Владимир Иванович (Рахманов – врач, пользовавший митрополита) приезжал ко мне с настоятельным требованием, чтобы доклада или вовсе не было, или продолжался бы оный полчаса; ни то, ни другое не возможно: но я думаю взять как можно менее бумаг. Болезнь владыки серьезную В. И. приписывает всю сполна вечеру 13-го дня». Вечером 13-го декабря, – это было воскресенье, – происходило на Троицком подворье экстренное заседание тюремного комитета. Около этого времени владыка, по немощи своей, начал отказываться от участия в делах этого комитета, предоставив преосвященному Леониду, как вице-президенту также тюремного комитета, заменить себя. Но в это время возникли в комитете какие-то сильные недоразумения и пререкания со стороны одного из директоров, молодого образованного человека, (фамилии его не помню). Члены комитета, будучи не в состоянии разрешить эти недоразумения, упросили владыку собрать у себя в последний раз комитет и помочь их делу. Владыка не отказал в этой просьбе: собрал комитет. Заседание продолжалось несколько часов. Владыка, своею непобедимою диалектикой, ниспроверг все возражения молодого и задорного директора, и делу дал законное направление. Но эта победа стоила ему не дешево: на другой день потребовалась для него врачебная помощь. Об этом-то обстоятельстве и предварял нас владычный врач Рахманов.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

(26). Посла Моисеа, раба Своего – и проч. Ибо Моисею и Аарону только открыл (27) словеса знамений, как превратить воду в кровь и совершить прочие чудеса. (28). Посла тму и помрачи. Поскольку египтяне, оставив Творца, служили твари, то и наказал их посредством твари, т. е. воздухом, огнем, землею и водою. (29). Преложи воды их в кровь. Не цвет только вод изменил, но и самое свойство вкуса, так что вымерли все породы рыб. 105 Аллилуия СОДЕРЖАНИЕ Вэтом псалме перечисляет грехи народа первого, показывая, за что отвержены израильтяне. Грехи же их суть следующие: во-первых: (7) преогорчиша Бога, восходяще в Чермное море, сказав: за еже не быти гробом во Египта, извел нас здесь погубить (Исх. 14, 11); во-вторых: (14) искусиша Бога в пустыни; в-третьих: (16) прогневаша Моисея в стану; в-четвертых: (19) сотвориша тельца в Хо риве; в-пятых: (24) уничижиша землю желанную; в-шестых: (28) причастишася Веелфегору; в-седьмых: (32) прогневаша Его на воде пререкания; в-восьмых: (34) не потребиша языки, яже рече Господь им, но даже стали покланяться идолам и детей своих приносить в жертву. (1). Исповедайтеся Господеви, яко благ… (3). Блажени хранящии суд – и проч. Ибо те одни достойны глаголать силы Господни, которые исполняют, что определено Богом в Писаниях, поступая во всем с рассуждением и по разуму, имея всегда пред очами суд Божий. Таковые естественным образом суть творцы правды, на самом деле исполняющие, что справедливо. (4). Помяни нас, Господи, в благоволении людей Твоих. Здесь вводится уже лицо иудеев, которые молятся, чтобы им причаститься спасения, дарованного язычникам. (11). Покры вода стужающия им – именно стужающие, ибо кто вышел из моря, вмешавшись в ряды израильтян, тот был уже из числа не стужающих, но уверовавших. (12). И вероваша словеси Его, и воспета хвалу Его. Ибо, когда, по благости Божией, волны в море совокупились, немедленно уверовав, воспели Богу песнь, написанную в Книге Исход, потом все это предали забвению. И воспета хвалу Его, когда вышли ликующие с Мариамою, говоря: поим Господеви, славно бо прославися (Исх. 15, 21).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010