—67— 1863 г. Но ночью под Великий пяток простуда моя до того усилилась, что я послал доложить его преосвященству, что я не только ехать в собор к какому бы то ни было Богослужению, но и в свою монастырскую церковь выйти не могу… Омовение мощей, из-за которого у нас происходило пререкание, совершалось таким образом: В Великий пяток утром, архиерей, пришед в Успенский собор, облачается во время благовеста, в алтаре, во все священные одежды. За тем, приняв кадило и, окадив части святых мощей, расположенные на престоле, раздает их властям, а сам берет на главу крест царя Константина и вышедши из алтаря, полагает крест, а также и мощи на уготованном среди церкви столе. Потом архиерей и прочие власти идут с крестами при колокольном звоне, Благовещенский собор, где на столе положены в серебряных ковчегах мощи разных святых, принесенные в древние времена благочестивым русским Царям с востока греческими иерархами в благословение. Окадив окрест стола св. мощи, архиерей раздает их властям и священникам и идут с ними в Успенский собор и полагают их на уготованные там стол вместе с упомянутой выше святыней. – Затем начинаются часы Великого пятка, и по окончании их, совершается малое освящение воды. После отпуска, архиерей омывает губою, напоенною св. водою все части мощей, лежащие на столе, и потом мощи святителей Московских, почивающие в раках. – По окончании всего, части мощей, принесенные из Благовещенского собора, возвращаются назад с такою же процессией, с какой принесены были в Успенский собор. 29-го ч. писал мне ректор М. академии прот. А.В. Горский: «Прошу милостивого дозволения воспользоваться приглашением вашим на праздник, в Петровский монастырь. Полагаю выехать отсюда в светлый день после вечерни, чтобы таким образом поздравить вас еще в первый день праздника, а на утро представиться с поздравлением к великому святителю. К тому не многоглаголю, но только прошу вашего святительского благословения». —68— 1863 г. 31-е число – день Светлого Христова воскресения. Простудная болезнь едва не лишила меня утешения быть в столь торжественный день в храме Божием. Но благодаря энергическим мерам, принятым против этой болезни искусным врачом В.И. Рахмнановым, я мог, хотя и не без труда, доехать до Саввиинского подворья и там в теплой домовой церкви совершить утреню и литургию. При этом имел утешение поздравить доброго хозяина Саввинского подворья преосвящ. Леонида не только с светлым праздником, но и с монаршею наградою (он получил орден св. Анны 1-й степени). Поздравить же лично с праздником высокопр. митрополита не имел возможности, – ограничился письменным приветствием его высокопреосвященства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

 «Тогда остави Его» (Мф. 3; 15). Иоанн увидел причину общую и удовлетворился: для праведника больше причины и не нужно. Здесь уместно вспомнить пререкание апостола Петра при умовении ног. Волей Божией здесь допущен был спор смирения со смирением. «И крестився Иисус взыде абие от воды: и се, отверзошася Ему небеса, и виде Духа Божия сходяща яко голубя и грядуща на Него» (Мф. 3; 16). «Крестився..». Каким образом? Живописцы различно изображают сие происшествие. Представляют иногда Спасителя стоящего и Иоанна, возливающего на Него воду; но по всей вероятности, оно совершено было погружением в воду, а в возлиянии не было нужды. Но при сем предположении как бы мог Иоанн называться Крестителем Господа? Участие Иоанна в Крещении Иисуса Христа могло выразиться некоторым образом в приготовлении сего Крещения, хотя самое погружение в воду могло быть мгновенное.  «Бысть же егда крестишася вси людие, и Иисусу крещшуся и молящуся, отверзеся небо» (Лк. 3; 21). О чем молился Иисус и как? О Своем служении. Ему открыто было, что Он должен креститься от Иоанна, и что сие Крещение должно быть посвящением и обнародованием пред всеми назначения Его. Потому молитва Его не была ли молитвой смирения, подобно молитве в саду Гефсиманском, как думал один отец Церкви? В таком случае, эта молитва была бы выражением безмерного смирения, и ум человеческий не в состоянии обнять всю глубину самоотвержения Сына Божия, в сем случае простершего Свое смирение до того, что молил Отца Небесного, да мимо идет от Него слава, имеющая возвестить о Его Божественном Сыновстве. Может быть и так. Древность измыслила некоторые обряды, бывшие будто бы при Крещении Иисуса Христа, но едва ли справедливо. Крещение совершилось; затем - чрезвычайные видения.  «Отверзошася Ему небеса» (Мф. 3; 16). Следовательно, не Он ли один и видел это? Но Духа Святаго видел и Иоанн; а Дух сходил с небес, потому Иоанн видел и разверзшиеся небеса. Посему понимать это надобно так: не Ему «отверзошася... небеса», а для Него, так что и другие могли это видеть.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=124...

Блаженный пастырь не хотел спорить с людьми упорными. Пересмотрев судные дела, он при прощании предложил им на бума­ге превосходное поучение: «Благородные и почтенные мужи! – писал святитель. – Вы знаете, что какая честь воздается святителю, она воз­дается Самому Христу, от Которого все мы ожидаем сторичной награды в вечности. Итак, воздавайте, дети, честь своему святителю и вашим духовным отцам, наставляющим вас в спасении; воздавайте с покорно­стью и любовью, не докучая им пытливостью, не делая пререканий на­ставнику, своему отцу. Смотрите за самими собою и за своим спасением, укоряйте и судите самих себя, плачьте о грехах своих. Не похищайте чужого. Не радуйтесь бедам братии своей. Не мудрствуйте сами по себе, не превозноситесь, но со смирением повинуйтесь духовным отцам сво­им. Живите, как следует жить православным христианам, состоящим под законом Божиим. Не обижайте Церкви Божией: Церковь Божия не переносит обид ни от кого. Не вступайтесь, дети, ни в какие дела церковные, которые изначала принадлежат епископии, дому Божиему Святой Софии, как было при прежних архиепископах, не вступайтесь в земли, воды, суды, печать и другие церковные пошлины. Если же кто вмешается во что-либо церковное, вы сами, дети, поставьте его на место и снимите грех с души своей по указанию церковных правил, не ожидая на себя суда, по правилу святых отцов» 285 . Вот и еще пастырское настав­ление блаженного пастыря, – наставление Снетогорскому монастырю: «Приказываю игумену и всем старцам, – писал он, – крепко хранить монашеское житие, чернецам быть в послушании у игумена и старцев, каждому иметь духовного отца; кто не будет слушаться, таких удалять из обители, причем вклада не возвращать им. Если чернец умрет, то все оставшееся после него имущество составляет собственность обители и братии, а мирские люди не должны прикасаться к тому. Если чер­нец, вышедший из обители, станет поджигать мирских людей или судей на игумена и на старцев, такой будет под тяжестью церковного суда, равно и те миряне, которые вступаются в монашеские дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Болгарский вопрос не изучили, иерусалимский ваш вопрос не начинали еще изучать. А депеш пишут и переписывают тьму. Зато отлично изучил греков, турок, болгар и прочих наш Николай Павлович. Не браните его за некоторые ошибки: ведь он тут у нас один работает, и работает неутомимо…хороших советников в русском духе – мало». 7 Купол Свято-гробского храма в 1851 году начал осыпаться: старые свинцовые листы купола, отрываемые ветрами, пропускали дождь, который проникал в деревянные балки купола, и образовывалась сырость и гниль, грозившая опасностью падения этого купола. Целые ручьи дождевой воды текли по стенам храма, осыпая штукатурку и туша даже горяще лампады, и приходилось, в защиту благолепия храма, протянуть под куполом навощенное полотно Нередко падающая со стен штукатурка ранила паломников. По почину русского Государя Николая Павловича, защитника православия, с согласия императора французов, покровителя католицизма, приступлено было к починке, причем участие в этом деле принял и турецкий султан. 5 сентября 1862 г. подписан протокол между великим визирем Али-пашою к посланникам русским и французским и назначены архитектора русский и французский. Возникли однако же пререкания между архитекторами, и в дело вмешались католики, желавшие помешать русским участвовать в этом святом деле. В 1865 году благодаря настояниям графа Игнатьева, состоялось окончательное соглашение между спорящими сторонами, и купол был благополучно окончен в 1869 г. 14 Мы склонны здесь усматривать причину, почему арх. Фотий попал в русофобы и потом передал по преемству этот титул и своему соименнику Фотию малому, нынешнему александрийскому патриарху 24 Патриарх Кирилл несколько раньше получил пенсию в 5 000 пиастров от турецкого султана. При таком материальном неожиданном благополучии, вполне естественно, ему уже «не хотелось возвращаться» в Иерусалим, – как писал арх. Антонину граф Н. П. Игнатьев, – но хотелось еще потягаться со своими противниками» (письмо от 1 июля 1873 г.) 38 Дело синайское имеет свою длинную историю, изображенную весьма обстоятельно проф.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Бывший священник и свидетель погрома сказался в этом суровом проповеднике, снова вернувшемся к представлениям о «дне господнем», как дне торжества Израиля. Иегова казнит народы и возрождает Израиля для славы своей, для того, чтобы все уразумели, «что он есть Иегова»; он совершает невозможное для человека-реформатора дело, воскрещая целый народ, превратившийся в поле, «полное костей человеческих» (гл. 37), повелев своему служителю-пророку изречь на них пророческое слово. Этого мало: «В последние годы» (38, 8) уже на возвращенный и помилованный Израиль бог наведет полчища новых врагов, которых Иезекииль, при отсутствии тогда ассириян и халдеев, приурочил к северу и сопоставил с известными в его время арийскими, частью хеттскими племенами, под начальством «Гога». Они все найдут себе позорную гибель «на горах Израилевых» (39, 4) – «и увидят народы суд мой... и будет знать дом Израилев, что я бог их» (39, 21–22). Это было новым представлением о язычниках, нападающих в последние времена на мессианское царство; оно находится в связи с представлением об антихристе и последнем суде. Что касается самого мессианского царства, то Иезекииль посвятил его подробному описанию последние девять глав своей книги (40–48). Здесь он уже не пророк, а скорее политик и социолог, и эту часть его книги, по справедливости, можно назвать одной из первых в истории политических утопий. Представляя себя перенесенным в землю Израилеву, он видит ангела, отмеривающего тростью участки для храма и его частей, города и возвращенных; «слава господня» снова наполняет святилище, пророк получает откровение о законах, которым будет следовать возвращенный народ в церковной и гражданской жизни. Здесь прежде всего замечается полное игнорирование географических и исторических условий и господство теории. Для торжества и удобства последней пророк отказывается от Заиорданья с его этнографическими и культурными особенностями и математически делит Ханаанскую землю, от Эмафа до «воды Пререкания» и Египетского потока, не считаясь с прошлым, на центральную область для храма, столицы (имя ей «Иегова там»), владения «князя» (не царя) и духовенства, на участки 12 колен: 5 к югу от центра и 7–к северу.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

«Вы, благороднии и честноявленнии мужи, писал святитель, знаете, что кто воздает честь своему святителю, воздает ее самому Христу, от Которого вы чаете получить мзду сторицею и наследовать жизнь вечную. Посему, чада, воздавайте честь своему святителю и отцам вашим духовным, наставникам вашего спасения, со всякою покорностию и любовию. Не докучайте им пытливостию ни в чем и не делайте пререканий наставнику, своему отцу; но смотрите за самими собою и за своим спасением: укоряйте и судите самих себя, плачьте о своих грехах; не похищайте чужого, не радуйтесь бедам братии своей; не мудрствуйте о себе, не превозноситесь, но со смирением повинуйтесь отцам вашим духовным и живите, как следует православным христианам, живущим под законом Божиим. Церкви Божией не обижайте, за не-же церковь Божия не обидима бывает ни от кого и ни чем. Не вступайтесь, дети, ни во что церковное, что изначала, при прежних епископах, потягло (принадлежало) епископии, дому Божию, св. Софии, ни в земли, ни в воды, ни в суды, ни в печать, ни во все церковные пошлины. А если кто вмешается в церковное, вы, дети, поставьте его на место и снимите вину с души своей, по указанию церковных правил, не ожидая на себя суда по правилам св. отцев» 602 . Вот и еще пастырское наставление блаженного пастыря! Узнав, что в Псковском Снетогорском монастыре некоторые иноки живут не по чернечески, не держатся духовника, не повинуются игумену и старцам, а, вышедши из монастыря, вооружают против игумена и старцев мирских людей, которые и судят тех мирским обычаем, послал в Псков следующую грамоту: «приказываю игумену и всем старцам, писал он, крепко хранить монашеское житие, чернецам быть в послушании у игумена и старцев, каждому иметь духовного отца; кто не будет слушаться, таких удалять из обители, причем вклада не возвращать им. Коли чернец умрет, то все, оставшееся после него, имущество составляет собственность обители и братии, а мирские люди не должны прикасаться к нему. Если чернец, вышедший из обители, станет поджигать мирских людей или судей на игумена, и на старцев: таковой будет под тяжестию церковного суда, равно, и те миряне, которые вступаются в монашеския дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Дело продолжил Навуходоносор. Он исполнился гнева и приказал разжечь печь. Все материалы пошли в огонь. Заиграли все музыкальные инструменты. Все народы преклонили колена. С точки зрения истории, не было никакого сомнения в том, что происходило. С точки зрения Трех Отроков не было никакого сомнения в вечности. Они померились друг с другом силами. И вот, из печи раздалось пение славословия, которое воздымалось все выше и выше над пламенем. Три Отрока славословили Бога и пели: «Благословен еси, Господи Боже Отец наших, и хвально, и прославлено имя Твое во веки...». Ангел Господень сошел с неба и стал рядом с Азарией. Трое стали четырьмя. Скованные цепями, они ходили посреди огня, прославляя Бога. И загорелся хорос. И осветилось все естество. И они продолжали петь: »Благословите, вся дела Господня, Господа». «Благословите, ангели Господни, небеса... воды... солнце, луна, звезды, роса, дождь, зной, хлад...». И все стало охвачено огнем. Все стало светом, славословием. В то время, как слуги царя не переставали разжигать печь нефтью, смолой, паклей и хворостом, вся их ярость и весь огонь печи стали для тех троих шумящим влажным ветром. И огонь нисколько не прикоснулся к ним, не повредил им и не смутил их. И пламень вырывался и сожигал тех, кто стоял около печи. А они услаждались огнем, как прохладой. Из этого испытания воссиял вечный гимн славословия; они возвысились над пламенем огня и увлекли все творение к пению, возносящемуся до небес. И это славословие было богословием – не человеческим изобретением. Это было непроизвольным рождением, спонтанным излиянием благодарности и признательности (произошедшим в пламени последнего осуждения) – благодарности Тому, Кто «во огне оросил есть отроки богословившия " 177 . Внутри этого стремительного потока, Бог познается как свободная жизнь: как нечто высшее всех возможных пререканий. Деятельность всех людей и всех вещей направлена к тому, чтобы пришел и явился Единый, Истинный, Тот, Кто грядет всегда. Здесь все содействуют друг другу:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Gondik...

Если же кто скажет, что сии имена образуются как угодно людям, сообразно их привычкам, тот нисколько не погрешит относительно понятия Промысла, ибо мы говорим, что имена, а не естество существующих предметов происходит от нас. Иначе именует небо еврей и иначе — хананей, но тот и другой понимают одно и то же, от различия звуков нисколько не ошибаясь в разумении предмета. А через меру предусмотрительное мнимое благочестие этих мудрецов, которое утверждает, что если допустить мысль о происхождении названий предметов от людей, то люди будут выше Бога, обличается как суетное и несостоятельное и самим упомянутым нами примером (наречения) Моисея (Исх. 2:10). Не дочь ли фараона наименовала его от случайного обстоятельства? Ибо «Моисей» на египетском языке значит «вода». Итак, поелику по приказанию тирана родители, положив младенца в ковчежец, предали реке (ибо так рассказывают об этом некоторые историки), а ковчежец по воле Божией носимый круговоротом волн был прибит к берегу и сделался находкой царевны, омывавшей тело в этой реке, то, как говорит Писание (Исх. 2:10), в память того случая, что дитя было приобретено ею из воды, дано дитяти это имя. И Сам Бог не пренебрег употреблением этого имени для (именования) своего слуги и не почел недостойным попустить, чтобы было собственным именем пророка название, данное чужестранкой. Так и прежде него Иаков, державшийся за пяту брата, назван запинателем (Исх. 25:26; 27:36) от положения как родился, ибо это значит слово «Иаков» в переводе на еллинский язык, как учат те, кои разумеют это. И Фареса опять наименовала так бабка от случившегося при рождении (Быт. 28:29); и никто, следуя Евномию, не возревновал, будто она превысила властью Бога. И патриархам дают имена матери — Рувиму, Симеону, Левию, равно и всем, за ними следующим (Быт. 29:32–35; 30:1–25), и никого в тогдашние времена не явилось подобного нынешнему писателю охранителя Божественного Промысла, чтобы воспретить женщинам через возложение имен быть высшими Бога. А что, если из (священной) истории укажет кто в частности «воду пререкания» (Чис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

заповедано не просто для того, чтобы это было только совершаемо само по себе Как дерево вырубают, когда оно имеет листья и ветви, а плодов не приносит, так и жертвоприношения иудеев, когда они приносились бесполезно, Бог отвергает у пророка Исаии " (Златоуст. На Исаию Беседа 1, 5). 12. " Четвертая книга Моисея называется книгою Числ, потому что в ней показывается число всего народа по исчислению его. Исчислен же был народ от двадцатилетнего возраста и выше, всякий муж способный к войне, кроме колена Левина, и найдено число исчисленных 603550. Колено Левино исчислено отдельно от прочих колен, и было число их 22000. Исчислил Моисей и первенцев мужеского пола всех прочих колен и нашел число 22273, и, вместо сих первородных, Богу посвящены были левиты, ибо столько же было и левитов. Повелевается левитам очиститься, и они отделяются совершать дела Господни вместо народа, служить Аарону и сыновьям его. Еще повествуется в сей книге об обновлении жертвенника и о том, как помазана и освящена была скиния, о жертвоприношениях при обновлении жертвенника и указывается предел времени служения левитов (с 20 до 50 лет). Еще говорится о клятвенной воде обличения и излагается закон о назореях, повествуется о ниспослании роптавшему народу крастелей, об источении воды из камня, названной водою пререкания. Моисей послал соглядатаев, по одному из каждого колена, в том числе Иисуса Навина и Халева. Здесь восстал на Моисея сонм Кореев, поглощенный землею, Мариам, сестра Аарона, была поражена проказою и жезл Аронов произрастил плод. После сих обстоятельств Аарон умирает на горе Ор, и его место заступает Елиазар, сын его. Здесь же повествуется о Валааме и его ослице, проговорившей человеческим голосом, и о том, как постыжен был Валак, царь Моавитский. Когда же народ, по внушению Валаама, осквернился, Финеес пронзил мадианитянку и израильтянина Замврия за блуд и сим укротил гнев Божий. Когда народ, злословивший Моисея, был угрызаем змеями, то Бог, вняв прошению его, повелел сделать медного змея м вознесть его, дабы уязвленные, взирая на него, оставались живы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1119...

И великий Василий, удивляясь сему говорит: я когда вижу, что великий угодник Божий Моисей не за что либо другое, как только за то, что при воде пререкания сказал роптавшему на недостаток воды народу: разве из сего камня изведу вам воду? за одно только сие тотчас получил угрозу, что он не войдет в землю обетованную, которая была тогда главнейшим из обетований, данных тогда иудеям,—когда вижу, что он просит и не получает прощения: то по истине заключаю о строгости Божией вместе с Апостолом; по истине убеждаюсь в верности сказанного: если праведник едва спасается, что же будет с нечестивцем и грешником? Итак, хотя по-видимому (сказал Феодорит) Промыслитель всего мира положил Моисею кончину вне святой земли в наказание; но чрез сие действие он устроил на пользу нечто другое, и во 1-х, зная безрассудность иудеев, он не позволил, чтобы все обещание было исполнено чрез него, чтобы не сочли его за Бога. По сей-то причине Бог сделал и то, чтобы гроб его был неизвестен. Сверх того Он сим поступком с законодателем хотел показать и временность законодательства. Слова божес. Кирилла: В другом смысле мы под Моисеем разумеем закон, под Аароном священство, а под Мариамью представляем лице, служащее божественному закону. Итак, ни закон, ни подзаконное священство, ни образное богослужение не может ввести нас в достояние святых и в истиннейшую землю обетования. Ибо мы не можем угодить Богу посредством кровей. Напротив того мы войдем в вышний град и наследуем жребий отцов под руководством Христа, как иудеи под руководством Иисуса Навина. 34. Не потребиша языки, яже рече Господь им. 35. И смесишася во языцех и навыкоша делом их. Евреи, говорит, не истребили всех народов, бывших в земле обетованной, как повелел им Бог, чтоб они не научились злым делам их, и не стали поклоняться идолам, как повествует о них книга Судей. Напротив того, смешавшись с народами, они научились злым и нечестивым делам их. Смотри в 77-м псалме стих следующий: и обратились и отверглись, как и отцы Не только, говорит Златоуст, не истребили, но и смешались с ними и самовольно пали в нечестие; и не только их не сделали лучшими, но и сами чрез них сделались хуже.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010