—67— 1863 г. Но ночью под Великий пяток простуда моя до того усилилась, что я послал доложить его преосвященству, что я не только ехать в собор к какому бы то ни было Богослужению, но и в свою монастырскую церковь выйти не могу… Омовение мощей, из-за которого у нас происходило пререкание, совершалось таким образом: В Великий пяток утром, архиерей, пришед в Успенский собор, облачается во время благовеста, в алтаре, во все священные одежды. За тем, приняв кадило и, окадив части святых мощей, расположенные на престоле, раздает их властям, а сам берет на главу крест царя Константина и вышедши из алтаря, полагает крест, а также и мощи на уготованном среди церкви столе. Потом архиерей и прочие власти идут с крестами при колокольном звоне, Благовещенский собор, где на столе положены в серебряных ковчегах мощи разных святых, принесенные в древние времена благочестивым русским Царям с востока греческими иерархами в благословение. Окадив окрест стола св. мощи, архиерей раздает их властям и священникам и идут с ними в Успенский собор и полагают их на уготованные там стол вместе с упомянутой выше святыней. – Затем начинаются часы Великого пятка, и по окончании их, совершается малое освящение воды. После отпуска, архиерей омывает губою, напоенною св. водою все части мощей, лежащие на столе, и потом мощи святителей Московских, почивающие в раках. – По окончании всего, части мощей, принесенные из Благовещенского собора, возвращаются назад с такою же процессией, с какой принесены были в Успенский собор. 29-го ч. писал мне ректор М. академии прот. А.В. Горский: «Прошу милостивого дозволения воспользоваться приглашением вашим на праздник, в Петровский монастырь. Полагаю выехать отсюда в светлый день после вечерни, чтобы таким образом поздравить вас еще в первый день праздника, а на утро представиться с поздравлением к великому святителю. К тому не многоглаголю, но только прошу вашего святительского благословения». —68— 1863 г. 31-е число – день Светлого Христова воскресения. Простудная болезнь едва не лишила меня утешения быть в столь торжественный день в храме Божием. Но благодаря энергическим мерам, принятым против этой болезни искусным врачом В.И. Рахмнановым, я мог, хотя и не без труда, доехать до Саввиинского подворья и там в теплой домовой церкви совершить утреню и литургию. При этом имел утешение поздравить доброго хозяина Саввинского подворья преосвящ. Леонида не только с светлым праздником, но и с монаршею наградою (он получил орден св. Анны 1-й степени). Поздравить же лично с праздником высокопр. митрополита не имел возможности, – ограничился письменным приветствием его высокопреосвященства. |
«Тогда остави Его» (Мф. 3; 15). Иоанн увидел причину общую и удовлетворился: для праведника больше причины и не нужно. Здесь уместно вспомнить пререкание апостола Петра при умовении ног. Волей Божией здесь допущен был спор смирения со смирением. «И крестився Иисус взыде абие от воды: и се, отверзошася Ему небеса, и виде Духа Божия сходяща яко голубя и грядуща на Него» (Мф. 3; 16). «Крестився..». Каким образом? Живописцы различно изображают сие происшествие. Представляют иногда Спасителя стоящего и Иоанна, возливающего на Него воду; но по всей вероятности, оно совершено было погружением в воду, а в возлиянии не было нужды. Но при сем предположении как бы мог Иоанн называться Крестителем Господа? Участие Иоанна в Крещении Иисуса Христа могло выразиться некоторым образом в приготовлении сего Крещения, хотя самое погружение в воду могло быть мгновенное. «Бысть же егда крестишася вси людие, и Иисусу крещшуся и молящуся, отверзеся небо» (Лк. 3; 21). О чем молился Иисус и как? О Своем служении. Ему открыто было, что Он должен креститься от Иоанна, и что сие Крещение должно быть посвящением и обнародованием пред всеми назначения Его. Потому молитва Его не была ли молитвой смирения, подобно молитве в саду Гефсиманском, как думал один отец Церкви? В таком случае, эта молитва была бы выражением безмерного смирения, и ум человеческий не в состоянии обнять всю глубину самоотвержения Сына Божия, в сем случае простершего Свое смирение до того, что молил Отца Небесного, да мимо идет от Него слава, имеющая возвестить о Его Божественном Сыновстве. Может быть и так. Древность измыслила некоторые обряды, бывшие будто бы при Крещении Иисуса Христа, но едва ли справедливо. Крещение совершилось; затем - чрезвычайные видения. «Отверзошася Ему небеса» (Мф. 3; 16). Следовательно, не Он ли один и видел это? Но Духа Святаго видел и Иоанн; а Дух сходил с небес, потому Иоанн видел и разверзшиеся небеса. Посему понимать это надобно так: не Ему «отверзошася... небеса», а для Него, так что и другие могли это видеть. |
Блаженный пастырь не хотел спорить с людьми упорными. Пересмотрев судные дела, он при прощании предложил им на бумаге превосходное поучение: «Благородные и почтенные мужи! – писал святитель. – Вы знаете, что какая честь воздается святителю, она воздается Самому Христу, от Которого все мы ожидаем сторичной награды в вечности. Итак, воздавайте, дети, честь своему святителю и вашим духовным отцам, наставляющим вас в спасении; воздавайте с покорностью и любовью, не докучая им пытливостью, не делая пререканий наставнику, своему отцу. Смотрите за самими собою и за своим спасением, укоряйте и судите самих себя, плачьте о грехах своих. Не похищайте чужого. Не радуйтесь бедам братии своей. Не мудрствуйте сами по себе, не превозноситесь, но со смирением повинуйтесь духовным отцам своим. Живите, как следует жить православным христианам, состоящим под законом Божиим. Не обижайте Церкви Божией: Церковь Божия не переносит обид ни от кого. Не вступайтесь, дети, ни в какие дела церковные, которые изначала принадлежат епископии, дому Божиему Святой Софии, как было при прежних архиепископах, не вступайтесь в земли, воды, суды, печать и другие церковные пошлины. Если же кто вмешается во что-либо церковное, вы сами, дети, поставьте его на место и снимите грех с души своей по указанию церковных правил, не ожидая на себя суда, по правилу святых отцов» 285 . Вот и еще пастырское наставление блаженного пастыря, – наставление Снетогорскому монастырю: «Приказываю игумену и всем старцам, – писал он, – крепко хранить монашеское житие, чернецам быть в послушании у игумена и старцев, каждому иметь духовного отца; кто не будет слушаться, таких удалять из обители, причем вклада не возвращать им. Если чернец умрет, то все оставшееся после него имущество составляет собственность обители и братии, а мирские люди не должны прикасаться к тому. Если чернец, вышедший из обители, станет поджигать мирских людей или судей на игумена и на старцев, такой будет под тяжестью церковного суда, равно и те миряне, которые вступаются в монашеские дела. |
Болгарский вопрос не изучили, иерусалимский ваш вопрос не начинали еще изучать. А депеш пишут и переписывают тьму. Зато отлично изучил греков, турок, болгар и прочих наш Николай Павлович. Не браните его за некоторые ошибки: ведь он тут у нас один работает, и работает неутомимо…хороших советников в русском духе – мало». 7 Купол Свято-гробского храма в 1851 году начал осыпаться: старые свинцовые листы купола, отрываемые ветрами, пропускали дождь, который проникал в деревянные балки купола, и образовывалась сырость и гниль, грозившая опасностью падения этого купола. Целые ручьи дождевой воды текли по стенам храма, осыпая штукатурку и туша даже горяще лампады, и приходилось, в защиту благолепия храма, протянуть под куполом навощенное полотно Нередко падающая со стен штукатурка ранила паломников. По почину русского Государя Николая Павловича, защитника православия, с согласия императора французов, покровителя католицизма, приступлено было к починке, причем участие в этом деле принял и турецкий султан. 5 сентября 1862 г. подписан протокол между великим визирем Али-пашою к посланникам русским и французским и назначены архитектора русский и французский. Возникли однако же пререкания между архитекторами, и в дело вмешались католики, желавшие помешать русским участвовать в этом святом деле. В 1865 году благодаря настояниям графа Игнатьева, состоялось окончательное соглашение между спорящими сторонами, и купол был благополучно окончен в 1869 г. 14 Мы склонны здесь усматривать причину, почему арх. Фотий попал в русофобы и потом передал по преемству этот титул и своему соименнику Фотию малому, нынешнему александрийскому патриарху 24 Патриарх Кирилл несколько раньше получил пенсию в 5 000 пиастров от турецкого султана. При таком материальном неожиданном благополучии, вполне естественно, ему уже «не хотелось возвращаться» в Иерусалим, – как писал арх. Антонину граф Н. П. Игнатьев, – но хотелось еще потягаться со своими противниками» (письмо от 1 июля 1873 г.) 38 Дело синайское имеет свою длинную историю, изображенную весьма обстоятельно проф. |
Бывший священник и свидетель погрома сказался в этом суровом проповеднике, снова вернувшемся к представлениям о «дне господнем», как дне торжества Израиля. Иегова казнит народы и возрождает Израиля для славы своей, для того, чтобы все уразумели, «что он есть Иегова»; он совершает невозможное для человека-реформатора дело, воскрещая целый народ, превратившийся в поле, «полное костей человеческих» (гл. 37), повелев своему служителю-пророку изречь на них пророческое слово. Этого мало: «В последние годы» (38, 8) уже на возвращенный и помилованный Израиль бог наведет полчища новых врагов, которых Иезекииль, при отсутствии тогда ассириян и халдеев, приурочил к северу и сопоставил с известными в его время арийскими, частью хеттскими племенами, под начальством «Гога». Они все найдут себе позорную гибель «на горах Израилевых» (39, 4) – «и увидят народы суд мой... и будет знать дом Израилев, что я бог их» (39, 21–22). Это было новым представлением о язычниках, нападающих в последние времена на мессианское царство; оно находится в связи с представлением об антихристе и последнем суде. Что касается самого мессианского царства, то Иезекииль посвятил его подробному описанию последние девять глав своей книги (40–48). Здесь он уже не пророк, а скорее политик и социолог, и эту часть его книги, по справедливости, можно назвать одной из первых в истории политических утопий. Представляя себя перенесенным в землю Израилеву, он видит ангела, отмеривающего тростью участки для храма и его частей, города и возвращенных; «слава господня» снова наполняет святилище, пророк получает откровение о законах, которым будет следовать возвращенный народ в церковной и гражданской жизни. Здесь прежде всего замечается полное игнорирование географических и исторических условий и господство теории. Для торжества и удобства последней пророк отказывается от Заиорданья с его этнографическими и культурными особенностями и математически делит Ханаанскую землю, от Эмафа до «воды Пререкания» и Египетского потока, не считаясь с прошлым, на центральную область для храма, столицы (имя ей «Иегова там»), владения «князя» (не царя) и духовенства, на участки 12 колен: 5 к югу от центра и 7–к северу. |
«Вы, благороднии и честноявленнии мужи, писал святитель, знаете, что кто воздает честь своему святителю, воздает ее самому Христу, от Которого вы чаете получить мзду сторицею и наследовать жизнь вечную. Посему, чада, воздавайте честь своему святителю и отцам вашим духовным, наставникам вашего спасения, со всякою покорностию и любовию. Не докучайте им пытливостию ни в чем и не делайте пререканий наставнику, своему отцу; но смотрите за самими собою и за своим спасением: укоряйте и судите самих себя, плачьте о своих грехах; не похищайте чужого, не радуйтесь бедам братии своей; не мудрствуйте о себе, не превозноситесь, но со смирением повинуйтесь отцам вашим духовным и живите, как следует православным христианам, живущим под законом Божиим. Церкви Божией не обижайте, за не-же церковь Божия не обидима бывает ни от кого и ни чем. Не вступайтесь, дети, ни во что церковное, что изначала, при прежних епископах, потягло (принадлежало) епископии, дому Божию, св. Софии, ни в земли, ни в воды, ни в суды, ни в печать, ни во все церковные пошлины. А если кто вмешается в церковное, вы, дети, поставьте его на место и снимите вину с души своей, по указанию церковных правил, не ожидая на себя суда по правилам св. отцев» 602 . Вот и еще пастырское наставление блаженного пастыря! Узнав, что в Псковском Снетогорском монастыре некоторые иноки живут не по чернечески, не держатся духовника, не повинуются игумену и старцам, а, вышедши из монастыря, вооружают против игумена и старцев мирских людей, которые и судят тех мирским обычаем, послал в Псков следующую грамоту: «приказываю игумену и всем старцам, писал он, крепко хранить монашеское житие, чернецам быть в послушании у игумена и старцев, каждому иметь духовного отца; кто не будет слушаться, таких удалять из обители, причем вклада не возвращать им. Коли чернец умрет, то все, оставшееся после него, имущество составляет собственность обители и братии, а мирские люди не должны прикасаться к нему. Если чернец, вышедший из обители, станет поджигать мирских людей или судей на игумена, и на старцев: таковой будет под тяжестию церковного суда, равно, и те миряне, которые вступаются в монашеския дела. |
Дело продолжил Навуходоносор. Он исполнился гнева и приказал разжечь печь. Все материалы пошли в огонь. Заиграли все музыкальные инструменты. Все народы преклонили колена. С точки зрения истории, не было никакого сомнения в том, что происходило. С точки зрения Трех Отроков не было никакого сомнения в вечности. Они померились друг с другом силами. И вот, из печи раздалось пение славословия, которое воздымалось все выше и выше над пламенем. Три Отрока славословили Бога и пели: «Благословен еси, Господи Боже Отец наших, и хвально, и прославлено имя Твое во веки...». Ангел Господень сошел с неба и стал рядом с Азарией. Трое стали четырьмя. Скованные цепями, они ходили посреди огня, прославляя Бога. И загорелся хорос. И осветилось все естество. И они продолжали петь: »Благословите, вся дела Господня, Господа». «Благословите, ангели Господни, небеса... воды... солнце, луна, звезды, роса, дождь, зной, хлад...». И все стало охвачено огнем. Все стало светом, славословием. В то время, как слуги царя не переставали разжигать печь нефтью, смолой, паклей и хворостом, вся их ярость и весь огонь печи стали для тех троих шумящим влажным ветром. И огонь нисколько не прикоснулся к ним, не повредил им и не смутил их. И пламень вырывался и сожигал тех, кто стоял около печи. А они услаждались огнем, как прохладой. Из этого испытания воссиял вечный гимн славословия; они возвысились над пламенем огня и увлекли все творение к пению, возносящемуся до небес. И это славословие было богословием – не человеческим изобретением. Это было непроизвольным рождением, спонтанным излиянием благодарности и признательности (произошедшим в пламени последнего осуждения) – благодарности Тому, Кто «во огне оросил есть отроки богословившия " 177 . Внутри этого стремительного потока, Бог познается как свободная жизнь: как нечто высшее всех возможных пререканий. Деятельность всех людей и всех вещей направлена к тому, чтобы пришел и явился Единый, Истинный, Тот, Кто грядет всегда. Здесь все содействуют друг другу: |
Если же кто скажет, что сии имена образуются как угодно людям, сообразно их привычкам, тот нисколько не погрешит относительно понятия Промысла, ибо мы говорим, что имена, а не естество существующих предметов происходит от нас. Иначе именует небо еврей и иначе — хананей, но тот и другой понимают одно и то же, от различия звуков нисколько не ошибаясь в разумении предмета. А через меру предусмотрительное мнимое благочестие этих мудрецов, которое утверждает, что если допустить мысль о происхождении названий предметов от людей, то люди будут выше Бога, обличается как суетное и несостоятельное и самим упомянутым нами примером (наречения) Моисея (Исх. 2:10). Не дочь ли фараона наименовала его от случайного обстоятельства? Ибо «Моисей» на египетском языке значит «вода». Итак, поелику по приказанию тирана родители, положив младенца в ковчежец, предали реке (ибо так рассказывают об этом некоторые историки), а ковчежец по воле Божией носимый круговоротом волн был прибит к берегу и сделался находкой царевны, омывавшей тело в этой реке, то, как говорит Писание (Исх. 2:10), в память того случая, что дитя было приобретено ею из воды, дано дитяти это имя. И Сам Бог не пренебрег употреблением этого имени для (именования) своего слуги и не почел недостойным попустить, чтобы было собственным именем пророка название, данное чужестранкой. Так и прежде него Иаков, державшийся за пяту брата, назван запинателем (Исх. 25:26; 27:36) от положения как родился, ибо это значит слово «Иаков» в переводе на еллинский язык, как учат те, кои разумеют это. И Фареса опять наименовала так бабка от случившегося при рождении (Быт. 28:29); и никто, следуя Евномию, не возревновал, будто она превысила властью Бога. И патриархам дают имена матери — Рувиму, Симеону, Левию, равно и всем, за ними следующим (Быт. 29:32–35; 30:1–25), и никого в тогдашние времена не явилось подобного нынешнему писателю охранителя Божественного Промысла, чтобы воспретить женщинам через возложение имен быть высшими Бога. А что, если из (священной) истории укажет кто в частности «воду пререкания» (Чис. |
заповедано не просто для того, чтобы это было только совершаемо само по себе Как дерево вырубают, когда оно имеет листья и ветви, а плодов не приносит, так и жертвоприношения иудеев, когда они приносились бесполезно, Бог отвергает у пророка Исаии " (Златоуст. На Исаию Беседа 1, 5). 12. " Четвертая книга Моисея называется книгою Числ, потому что в ней показывается число всего народа по исчислению его. Исчислен же был народ от двадцатилетнего возраста и выше, всякий муж способный к войне, кроме колена Левина, и найдено число исчисленных 603550. Колено Левино исчислено отдельно от прочих колен, и было число их 22000. Исчислил Моисей и первенцев мужеского пола всех прочих колен и нашел число 22273, и, вместо сих первородных, Богу посвящены были левиты, ибо столько же было и левитов. Повелевается левитам очиститься, и они отделяются совершать дела Господни вместо народа, служить Аарону и сыновьям его. Еще повествуется в сей книге об обновлении жертвенника и о том, как помазана и освящена была скиния, о жертвоприношениях при обновлении жертвенника и указывается предел времени служения левитов (с 20 до 50 лет). Еще говорится о клятвенной воде обличения и излагается закон о назореях, повествуется о ниспослании роптавшему народу крастелей, об источении воды из камня, названной водою пререкания. Моисей послал соглядатаев, по одному из каждого колена, в том числе Иисуса Навина и Халева. Здесь восстал на Моисея сонм Кореев, поглощенный землею, Мариам, сестра Аарона, была поражена проказою и жезл Аронов произрастил плод. После сих обстоятельств Аарон умирает на горе Ор, и его место заступает Елиазар, сын его. Здесь же повествуется о Валааме и его ослице, проговорившей человеческим голосом, и о том, как постыжен был Валак, царь Моавитский. Когда же народ, по внушению Валаама, осквернился, Финеес пронзил мадианитянку и израильтянина Замврия за блуд и сим укротил гнев Божий. Когда народ, злословивший Моисея, был угрызаем змеями, то Бог, вняв прошению его, повелел сделать медного змея м вознесть его, дабы уязвленные, взирая на него, оставались живы. |
И великий Василий, удивляясь сему говорит: я когда вижу, что великий угодник Божий Моисей не за что либо другое, как только за то, что при воде пререкания сказал роптавшему на недостаток воды народу: разве из сего камня изведу вам воду? за одно только сие тотчас получил угрозу, что он не войдет в землю обетованную, которая была тогда главнейшим из обетований, данных тогда иудеям,—когда вижу, что он просит и не получает прощения: то по истине заключаю о строгости Божией вместе с Апостолом; по истине убеждаюсь в верности сказанного: если праведник едва спасается, что же будет с нечестивцем и грешником? Итак, хотя по-видимому (сказал Феодорит) Промыслитель всего мира положил Моисею кончину вне святой земли в наказание; но чрез сие действие он устроил на пользу нечто другое, и во 1-х, зная безрассудность иудеев, он не позволил, чтобы все обещание было исполнено чрез него, чтобы не сочли его за Бога. По сей-то причине Бог сделал и то, чтобы гроб его был неизвестен. Сверх того Он сим поступком с законодателем хотел показать и временность законодательства. Слова божес. Кирилла: В другом смысле мы под Моисеем разумеем закон, под Аароном священство, а под Мариамью представляем лице, служащее божественному закону. Итак, ни закон, ни подзаконное священство, ни образное богослужение не может ввести нас в достояние святых и в истиннейшую землю обетования. Ибо мы не можем угодить Богу посредством кровей. Напротив того мы войдем в вышний град и наследуем жребий отцов под руководством Христа, как иудеи под руководством Иисуса Навина. 34. Не потребиша языки, яже рече Господь им. 35. И смесишася во языцех и навыкоша делом их. Евреи, говорит, не истребили всех народов, бывших в земле обетованной, как повелел им Бог, чтоб они не научились злым делам их, и не стали поклоняться идолам, как повествует о них книга Судей. Напротив того, смешавшись с народами, они научились злым и нечестивым делам их. Смотри в 77-м псалме стих следующий: и обратились и отверглись, как и отцы Не только, говорит Златоуст, не истребили, но и смешались с ними и самовольно пали в нечестие; и не только их не сделали лучшими, но и сами чрез них сделались хуже. |
| |