Братья и сестры, приветствую вас. Сегодня я бы хотел обратиться к слову великого человека, преподобного Антония Великого – Мегалос Антониос. И вот что он пишет: «Настанет некогда время, и человеки вознедугуют. Увидев не подверженного общей болезни, восстанут на него, говоря: ты по преимуществу находишься в недуге, потому что ты не подобен нам». Речь идет о неких временах, когда грех примется за норму, безгрешие – за извращение и опасную болезнь. И когда люди будут активно вовлекать в грех всеми способами и средствами остальных людей, малое число не желающих грешить. На том основании, что они здоровые, а вы больные. Вы больные, потому что вы не похожи на нас, нас - большинство. Давайте мы с большинством разберемся. Мы живем в государствах с победившей демократической процедурой. То есть, на выборах побеждает большинство. Перевес в один голос, в один процент. Все равно большинство, даже ничтожное большинство отголосовавших, считают, что они, собственно, имеют мандат на истину. А все остальные не похожи на них, должны покориться победившему большинству, даже с ничтожным перевесом. Таковы процедуры мира, в котором мы живем и мы не поменяем этого. Но правда ли это? Может ли один человек быть прав, а большинство неправы? Может. Пример – Ной. Строил несуразный деревянный ящик огромного размера, вдалеке от морей и океанов, в горах. И говорил, что будет потоп, и люди будут гибнут. Если хочешь – помогай, если хочешь – зайди со мной в этот Ковчег. Он был предметом пререканий и насмешек. То есть, над ним просто, извиняюсь, ржали. Странный парень строит с сыновьями, втроем, вчетвером какой-то страшный ящик. Без паруса, без руля, без киля, без ветрил. Без ничего. Какой-то потоп будет. Долго ли они занимались этим занятием? 120 лет он строил Ковчег. Люди жили долго 500—600 лет или более. И они имели постоянную насмешку перед глазами. Странный Ной занимается ерундой. Потом, когда уже потемнело небо, ударил гром, полились воды, как из ведра, на грешную землю, и когда Ковчег закрылся, туда вошли все, кто должен был войти, смех закончился. Но уже было поздно.

http://pravoslavie.ru/109711.html

Результаты реставрации и восстановления храма были отмечены Государственной премией. На восточной стене изображено Преображение Господне. Южная стена центральной части храма посвящена Богоявлению. Здесь показаны и другие евангельские события: Рождество Христово, Крещение Господне, Брак в Кане Галицейской, Преполовение Пятидесятницы, Исцеление расслабленного у Овчей купели и чуть ниже - Благовещение. В качестве изобразительного символа Святого Духа используется образ воды. Образ оленя, пьющего из источника,  символизирует человеческую душу согласно словам Псалтири: " Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! " . Центральным мотивом всей образной системы стали слова Спасителя - " Жаждай грядет ко Мне, и да пиет " (Тропарь праздника Преполовения Пятидесятницы). Северная стена посвящена Страстному циклу и Воскресению. Здесь изображены Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Распятие Господа Иисуса Христа, Положение Его во Гроб и Воскресение. К Страстному циклу отнесён и образ Сретения Господня, так как после рождения Спасителя для Божией Матери прозвучало пророческое - " се, лежит Сей на падение и восстание многих в Израиле и в предмет пререканий - и Тебе Самой оружие пройдет душу - да откроются помышления многих сердец " . Западная стена посвящена, согласно церковной традиции, изображению Страшного Суда: Господь-Судия с предстоящими Богородицей и Предтечей, Апостолы на 12-ти Престолах, цикл Лоно Авраамово и Шествие праведников в Рай, возглавляемое Ангелом, апостолом Петром и Марией Египетской. Мозайка " Лоно Авраамово " точно воспроизводит образ из грузинской Церкви XII Тимотесубани (под городом Боржоми); а двенадцать апостолов, судящих мир, - фреску Дмитровского собора г. Владимира (XII в.). В основании купольного свода размещены образы святых пророков, как бы держащих на себе Небо. Это Мелхиседек и Ной, Царь Давид и Исайя, Аввакум и Даниил, Захария и Изекииль. На своде храма изображён развёрнутый на всё небо Крест - знамение Славы Божией, - то, для чего и расписывается храм. В качестве изографического извода была использована фреска XIV века грузинской Церкви в Никоцминде в горах Рачского хребта (разрушенная землетрясением). Завершил отделку интерьера мозаичист А. И. Царёв. Ему, совместно с И. Д. Шаховским, принадлежат композиции в алтаре - " Евхаристия " и " Спас на Убрусе " . Торжественной мозайке соответствует огромный хорос с иконописными вставками. А алебастровые откосы окон с золочёными прорисями и мозаичным орнаментом дополняют общий ансамбль.

http://sobory.ru/article/?object=03260

«Благословен Господь, яко удиви милость свою во граде ограждения!» ( Пс. 30:22 ). «Яко удиви милость свою»: это значит – Господь совершил величайшую милость, даровав Обитель, огражденную от соблазнов мира и местом, и стенами, и обычаями, и самою одеждою, – обитель для дщерей Своих, пожелавших удалиться и отчуждиться от мира для постоянного богослужения. «Скрыеши их, Боже, в тайне лица Твоего от мятежа человеческаго, покрыеши их в крове от пререкания язык» ( Пс. 30:21 ). Принесем отсюда, из отдаленной пустыни, из отдаленного Кавказа сердечный голос глубокой благодарности благочестивейшему Государю нашему, императору Александру Николаевичу, даровавшему на обширном пространстве благословенной, православной России новый приют для дев и вдовиц, принесших себя в живую жертву Христу. То благословение Божие, которое обетовано напоившему чашею студеной воды ученика Христова, да почиет над помазанником Божиим за удовлетворение духовной, благочестивой жажды многих душ. Принесем благоговейную благодарность Святейшему Синоду, благословившему иноческое общежитие в странах Кавказа, где давно забыты местными жителями не только иночество, но и христианство, куда вслед за победоносным русским оружием вступило сперва христианство, а ныне вступает и монашество. Воздадим должную признательность основателю сей обители, первому святителю кавказскому; молитвы и благословение основателя обители да помогут ей преуспеть и усовершиться и в нравственном, и в вещественном отношениях. Призовем благословение Божие на всех, споспешествовавших учреждению и устроению обители во имя Господне: да уготовятся им сторичные небесные воздаяния от всещедрого Бога нашего, пред Которым не забыто никакое самомалейшее подаяние и пособие. «Благослови душе моя Господа, и вся внутренняя моя Имя Святое Его» ( Пс. 102:1 ). Благословенны и вы, девы и вдовицы, собравшиеся в пустыню для усвоения себя Богу! Благую часть вы избрали, если до конца земной жизни вашей будете иметь целью непрестанное богоугождение. Соделайтесь достойными призвания Божия! Вы призваны Отцем Небесным в дщери Ему; употребите все усилие, чтоб сделаться дщерями Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Пасха вторая, совершенная по исшествии в пустыне, изображает веселье совершенное, и радость полную по скончании сей временной жизни. В ином смысле пасха первая, совершенная во время рабства, изображает состояние подзаконное, а пасха вторая, совершенная по избавлении от рабства, указывает на пасху новую, в Церкви Христовой; пасха же третья, какую совершили сыны Израилевы по возвращении в землю обетования и по разделении наследия их, знаменует воскресение мертвых и общую пасху всех разумных существ - человеков и Ангелов, также вселение каждого в его обители. Три чина приходивших на пасху законную изображают три чина тех, которые придут на праздник небесных и земных; первые будут выше суда, другие судимые, третьи неприходящие на суд. Выше суда те, которых дела совершенны; судимые те, которых дела искушаются здесь огнем покаяния, и которые улучат жизнь; неприходящие на суд те, которые не сделали ничего доброго, и сии идут в муку вечную, по сказанному: не воскреснут нечестивии на суд (Пс.1:5). Глава 11 (1) Огнь потреби часть от полка за то, что у Египтян научились хулам, и у пришельцев, бывших среди них, похотению. (33) Мяса бяху им еще в зубех их, и не были еще съедены, и Господь разгневася зело на люди; потому что они не удержались от похотений, и, как говорит Давид, с лукавством говорили: понеже порази камень, и потекоша воды: еда и хлеб может дати (Пс.77:20)? Искусиша Мя се десятое (Числ.14:22): как говорит Давид, во-первых, преогорчиша восходяще в чермное море (Пс.105:7); во-вторых, искусиша Бога в безводней (14); в-третьих, прогневаша Моисеа в стану (16); в-четвертых, сотвориша тельца в Хориве, и поклонишася истуканному (19); в-пятых, уничижиша землю желанную (24); в-шестых, причастишася Веелфегору (28); в-седьмых, прогневаша Бога на воде пререкания (32); в-восьмых, смесишася во языцех, и бысть им в соблазн (35.36); в-девятых, пожроша сыны своя и дщери бесовом (37); в-десятых, раздражиша Бога в начинаниих своих (29). Пришельцы, бывшие среди Евреев, похотением похотев, пришли и с плачем говорили сынам израильским: (5) помянухом рыбы, яже ядохом в Египте.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1082...

Скверно я сделал, что вчера наелся мяс птичьих: сердце мое загрубело, и я сделался жестокосерд и раздражителен относительно бедных, будучи сам беден душевно. Скверно и то, что напился крепкого на перекипевшей воде чаю перестоявшего у Мацигина, – он лишил меня хорошего сна. Отталкивать от себя беспомощного нищего, обнаженного в мороз, бесчеловечно, хотя бы этот нищий и пропил свою одежду или потерял, а ты это бесчеловечие сделал и виновен пред Богом и человеками. 4 января Благодарю Тебя, Господи, за щедроты Твои, которые Ты удивил на нищих Твоих и коими обличаешь праведно скупость и жестокосердие мое к ним, ибо я жестокосерд к ним часто бываю, укоряю и браню их, а иногда и за волосы тирански таскаю. А Ты, неисчерпаемая бездна благости и даров различных, сегодня опять послал им чрез рабу Твою С-ду десять рублей, а чрез рабу Твою Евлампию возвратил данные ей пять рублей, ибо не хотела их брать, оставаясь при торговле, хотя и вся в долгу. Двенадцать часов дня. Благодарю Господа, избавившего меня великою милостию Своею за покаяние мое от тяжких последствий гнева на нищих. Ярость и рвение прочь от меня отныне и на все время жизни моей. Буди! В два часа пополудни навестил меня отец настоятель Павел Васильевич Трачевский. Говорил, между прочим, о выборе кандидата на Московскую митрополию: Платона, Димитрия и Макария. Пять с половиной часов вечера. Благодарю Господа, избавившего меня и еще от последствий гнева моего на нищих за их множество и на неотступность просьб и даровавшего мне пространство и мир за покаяние и веру мою. Благодарю Господа, избавившего меня от возбешения блудного плоти моей при разговоре с virginem (девицей): я стал на колени в покаянии, перекрестил несколько раз моего Исаака и ножом веры заклал его, и Господь свыше благословил меня миром. Благодарю Господа, еще и еще избавившего меня от смерти духовной, от тоски и тесноты сердца, обременивших меня за неподачу милостыни двум нищим (за то, что по нескольку раз подходят брать ее). Завтра буду святить я воду великим освящением. Да не уничижу Господа каким-либо сомнением, малодушием или другим каким грехом. Да памятую о Моисее у воды пререкания и да боюсь языка сомнения, да приму язык дерзновения, каковый да даст мне Господь мой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Богородичен: Богородице всех Царице, православных похвало, еретичествующих шатания разори, мир же подаждь чтущим, Пречистая, честный Твой образ. Песнь 6 Ирмос: Во глубине греховней содержим есмь, Спасе, и в пучине житейстей обуреваемь, но якоже Иону от зверя, и мене от страстей возведи, и спаси мя. Не прикасайтеся к помазанным Моим, глаголет Господь, обаче забыша сия людие Твои, Господи, кровь Царя на нас и на детях наших. Приими убо, Владыко, молитвы Державных страстотерпец, грехов ради наших закланных. Пощади, Боже, люди Твоя, лютое убиение Царя мученика не возбранивших, Тебе же Самаго беззаконьми нашими распинающих, и отыми меч, землю нашу карающий, Царственных мученик мольбами. Немы да будут уста льстивыя, глаголющия яко не за Христа пострада святый Царь: сами бо скверноубийцы на стене дома Ипатиева тайными знаки о том написаша, мняще удерживающаго зло от Святыя Руси отъяти, обаче Сама Владычица Небесная совет тех разори. Богородичен: Нощь и мрак, и воды пререкания люте истязают землю Твою, се убо прещение Божие и гнев Того есть, но молим Тя, Пречистая, и глаголем: аще хотящи можеши, и вемы, яко умолит Отроковица за Державу Свою. Кондак, глас 6 Надежда Царя мученика с Царицею и чады, и слуги укрепи, и к Твоей любви окрыли, будущий им покой провозвестивши, тех молитвами, Господи, помилуй нас. Икос Зря веру Христову благочестивым Царем во стране Российстей укрепляему, и не терпя сего, врази Божии погубити христолюбиваго Царя мученика Николая умыслиша, и предаша его неповинней смерти со благочестивою Царицею, и чады, и слуги, и со всем Царственным родом, но прельстишася, яко путь нечестивых погибнет, праведницы же во веки живи будут, и вместо пагубы и вреда сотвориша их славныя мученики и заступники пред Богом. Кровию их и новомученик всех страна Российская, богоборцы угнетаемая, спасена будет, понеже кровь сия семя новой жизни во Христе есть, тех молитвами, Господи, помилуй нас. Песнь 7 Ирмос: Образу златому на поле Деире служиму, трие Твои отроцы небрегоша безбожнаго веления, посреде же огня ввержени, орошаеми пояху: благословен еси, Боже отец наших.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjat...

5 . С Евр.: «Ибо это закон для Израиля, устав от Бога Иаковлева». 6 . Свидение во Иосифе положи е, внегда изыти ему от земли Египетския. С Евр.: «Он установил это во свидетельство для Иосифа, когда он вышел из земли Египетской, где услышал звуки языка, которого не знал». По бл. Феодориту, свидение здесь означает законоположение (то же, что повеление, определение) праздновать в новомесячие, а слово: во Иосифе – в народе Еврейском. Т.е. это повеление, чтобы праздновать в новомесячие, Бог дал Еврейскому народу, когда он вышел из земли Египетской, для того повелел, чтобы помнили Божии благодеяния в Египте и пустыне, помнили и благодарили Господа. Языка, егоже не ведяше, услыша. «Народ, – говорит св. Афан., – пришедши из Египта, услышал язык, которого прежде не знал. Какой же это язык? Не глас ли Божий к народу на горе?» Этот же глас Божий разумеет здесь и бл. Феод. под языком, которого Евреи прежде не знали. Приводится причина, почему должно праздновать или благодарить и славословить Господа, – потому, что повелел Сам Бог, даровав Евреям свободу и закон и оказав другие благодеяния. 7 . Отъят от бремене хребет его, руце его в коши поработасте. С Евр.: «Я снял с рамен его тяжести, и руки его освободились от корзин». В коши 488 – т.е. в корзине. Корзины употреблялись Египтянами и Евреями в Египте для делания в них кирпичей и для ношения их и других тяжестей – глины, соломы и т.п. Кошницы, полные тяжестей, носили на хребтах. Это была самая тяжелая работа, от которой жизнь Евреев в Египте была «горькою» ( Исх. 1:14 ). Псалмопевец напоминает, от какой тяжелой работы и жизни освободил Бог древле Евреев. «Разумеет, – говорит св. Афан., – что Бог освободил их от тяжестей, какия носили, строя города Фараону. Руце его в коши поработасте. Сказано это потому, что в корзинах носили брение и плевы для делания плинф». «Пророк выразил, – говорит бл. Феод., – труды в Египте, тяжкую работу и плинфоделание». 8 . Услышах тя в тайне бурне 489 , т.е. в таинственной буре, бывшей на Синае ( Исх. 19:16 ) или в Египте ( Исх. 9:23 ), Я, говорит Господь, услышал Тебя. По бл. Феодориту, «Господь означает сим следующее: не явив Себя, но имея невидимое естество, соделал Я спасение видимым для всех человеков, как бы громом каким – Египетскими казнями дав всем разуметь, какое имею о тебе промышление». По св. Афан., «Я избавил тебя от великой и чрезмерной скорби». Искусих тя на воде пререкания. С Евр.: «При водах Меривы испытал тебя». Т.е. испытал веру твою, когда ввел в Рефидим ( Исх. 17:1–2 ; Числ. 20:12 ). Здесь, как известно, Евреи возмутились против Моисея, не видя и не имея воды. По изведении воды из скалы, место это названо: Масса и Мерива, т.е. «искушение и укорение». С Евр.: «В бедствии Ты призвал Меня, и Я избавил тебя; из среды грома Я услышал тебя; при водах Меривы испытал тебя».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

24 октября вышло разрешение освятить храм и освящение было поручено местному благочинному протоиерею Алексию Буримовичу. Совершали освящение храма отец благочинный в сослужении трех священников и двух диаконов. Вечерню и утреню пел хор местной школы грамоты, а на литургии помогал хор местной городской школы. И как велика была радость прихожан, когда детские голоса свободно и стройно раздавались в храме. Отрадно было слушать твердое и смелое пение детей в храме с прекрасным резонансом после неудобного в акустическом отношении прежнего храма. Перед освящением храма было совершено освящение воды. На литургии, после заамвонной молитвы благочинный сказал искреннее и прочувствованное слово о значении христианского храма для христиан, храма, как единственного места, неоскверняемого никакими земными делами и освящающего каждого христианина святыми таинствами, совершаемыми в нем. Затем отец Николай, настоятель возобновленного храма, предложил прихожанам пожертвовать на украшение храма. По окончании литургии была предложена трапеза, для народа в ограде, а для духовенства и членов комитета в доме священника. Во время обеда благочинный возгласил благожелание здравия Государю Императору и всему Царствующему Дому, а затем и всем потрудившимся в постройке храма. Так скоро и успешно совершилось дело постройки храма, как только может совершиться дело Божие. Этим прихожане доказали свою любовь к храму Божию и заградили уста штундистов, которые издевались над православными за их небольшие пререкания при начале постройки храма. Новый храм имел следующие характеристики: высота без купола – 4 м, высота с куполом – 14 м; здание церкви каменное, крыто железом; дверей входных больших 3, малых – 1, внутри дверей больших – 1, малых – 4; окон – 24, в куполе – 8. Занимаемая площадь со зданием церкви – 505 кв.м. Здание сторожки каменное, крыто железом. Занимаемая площадь 87,8 кв.м. Высота – 2,3 м, дверей – 4, окон – 5. С 1917 года село Музыкины хутора уже называют Музыковка. Царские Врата В январе 1918 г. в селе была установлена Советская власть. Годы Советской власти принесли немало испытаний для храма и верующих с. Музыковки. Местная власть сняла колокола с храма и проводила антирелигиозную пропаганду. Тяжело приходилось священнику, тем более, что власти уже собрались закрыть храм и расправиться с неугодным служителем.

http://azbyka.ru/palomnik/Покровский_муж...

Ины стихиры, глас тойже: Неправда, яко море, скры землю Твою,/и ныне люте потопляеми есмы,/но Ты простри десницу Твою,/и, яко Всехвальная, постави ны на камене веры,/и спаси ны, Владычице, спаси ны,/и утверди посреде нас державу Твою. Змиенравно днесь показуется стадо Твое,/яко ветром, обуреваеми есмы/и не можем терпети,/но Ты, яко Благая, утиши воды пререкания/и не отвержи раб Своих,/сохраняя нам и присно милость Твою./Аще не Ты, Богородительнице, паче всех превознесенная,/аще не Ты, о Стено нерушимая и мирове Радосте,/кто убо умолит за ны Сына Твоего, Христа Бога нашего,/да помилует сокрушенных сердцем и скорбных людей Своих./Пред Тем же и буди Ходатаица неусыпная и спаси нас. Приидите, вси вернии,/и, купно соборы сотворше,/возопиим Державней Владычице/и тако к Ней возглаголем:/вси неключими есмы,/и того ради припадаем к Ти,/и молим Тя со дерзновением и верою, зовуще:/не презри нас, окаянных,/потщися на умоление и спаси вся православныя. Слава, и ныне, глас тойже: Не надейтеся на князи преходящия:/ничесо бо возмогут и, сыны человечестии суть,/изыдут, яко былие, и никтоже их помянет,/но молитеся, братие, молитеся,/и приимет вы под кров Свой Матерь Бога нашего,/и упокоимся, людие, под ризой Тоя. Вход. Прокимен дне и чтения (зри 14-ое марта) Бытия чтение (глава 28): Изыде Иаков от студенца клятвеннаго/и иде в Харрань./И обрете место, и спа тамо,/зайде бо солнце./И взят от камения места того, и положи возглавие себе,/и спа на месте оном, и сон виде:/и се лествица, утверждена на земли,/еяже глава досязаше до Небес,/и Ангели Божии восхождаху и низхождаху по ней./Господь же утверждашеся на ней и рече:/Аз Бог Авраамов, отца твоего,/и Бог Исааков, не бойся,/земля, идеже ты спиши на ней,/тебе дам ю и семени твоему./И будет семя твое, яко песок земный,/и распространится на море, и ливу, и север, и на востоки./И возблагословятся о тебе вся колена земная и о семени твоем./И се Аз с тобою, сохраняяй тя на всяком пути, аможе аще пойдеши./И возвращу тя в землю сию,/яко не имам тебе оставити,/дондеже сотворити Ми вся, елика глаголах тебе./И воста Иаков от сна своего и рече:/яко есть Господь на месте сем, аз же не ведех./И убояся, и рече:/яко страшно место сие,/несть сие, но дом Божий,/и сия врата Небесная.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мы думаем и решаемся утверждать, что эти взаимные недоразумения и пререкания всегда будут, и всегда будет разлад между семьей, школой и жизнью, если не будет найдено и признано еще какой-либо более высокой среды и более прочной внутренней силы, способной проникнуть всех людей и эти частные союзы, проникнуть их и в себе самих, и друг с другом высшим единством и сгладить этот разлад. Вот почему теперь особенно, когда начинается новый год школьной подготовки, и юное поколение всех возрастов собирается в рассадники науки, хочется знать: будет ли это молодое поколение, наша надежда и опора жизни в будущем, восходить от силы в силу, чтобы в конце концов выйти " в полной силе духовной " на то дело творчества и обновления жизни, которое поставила на очередь современность. Ведь от кого же и ждать этой силы духовной, от кого и надеяться на честную и энергичную работу, как не от поколения молодого, обычно всегда одушевленного благими порывами и идеальными стремлениями. Только бывает, к несчастью, что эти идеальные порывы и эта удивительная иногда энергия тратится и расходуется слишком нецелесообразно, если не сказать больше, слишком неразумно. Тем-то и дорога юность, тем-то она и сильна, что может в порыве искреннего и сознательного увлечения своим личным одушевлением и примером вести за собой многих; и может она сделать многое и доброе, лишь бы только оказался добрый же и прочный запас " силы духовной " . В чаянии этой доброй и могучей силы духовной от поколения молодого естественно, конечно, и самому молодому поколению, и тем, кто с упованием взирает на него, спросить: да где же искать ее, эту силу духовную, откуда же черпать ее, когда кругом все так убого и уныло, когда нет уже как будто и путеводных огоньков к источнику воды живой, да, пожалуй, нет и силы искать этот источник, и не то что нет силы, а как-то она замерла, как-то опустился человек и отвык от принуждения и настойчивости, как будто в параличе он. Можно по совести ответить на этот вопрос, и едва ли это будет напраслина и поклеп на современность: искать эту силу нужно уже, конечно, не в духе времени, черпать ее нужно не из той атмосферы, которая создана деятельностью героев безволия и вялости, нравственной беспринципности и убожества, и не из тех опять настроений общественной жизни нужно черпать ее, которые созданы героями грубой силы и пошлых инстинктов, поклонниками цинизма и эпикурейского чисто взгляда на жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/363/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010