Шебна и князья не унывали, напротив вели себя необыкновенно заносчиво и предавались дикому веселью. Решено было в ожидании помощи от Египта запереться в крепостях и главным образом в Иерусалиме. По распоряжению Шебны воины и народ деятельно принялись за укрепление столицы. Слабые части городской стены были исправлены, вся стена сделана гораздо выше и прилегавшие к ней дома срыты. 10 Кругом древней линии укреплений была выстроена новая внешняя стена, и на ней поставлены башни. 11 Верхний водоем, находившийся в западной части окрестностей и снабжавший всю столицу водою, также был огражден стенами, и вода из него подземным каналом проведена в самый город. 12 Соломонов водопровод, начинавшийся у пригородного источника Етама и спускавшийся далеко на юг, был засыпан, чтобы в случае осады лишить неприятеля воды, и таким образом продолжительную осаду сделать невозможной. 13 Наконец дом ливанского леса (тоже, что наш арсенал) был снабжен военными машинами и всякого рода оружием. 14 Шебна и князья не сомневались, что Иерусалим в состоянии выдержать осаду до того времени, когда по их расчетам должна прийти помощь из Египта. Считая себя вне опасности и не беспокоясь о бедствиях страны, они проводили время в шумных увеселениях. На кровлях своих дворцов, откуда особенно в северном направлении открывался вид на очень отдаленные местности, они устраивали пиршества, и, как будто старая нетерпением скорее увидеть могучего неприятеля, высматривали его на далеком горизонте. 15 Заносчивости Шебны не было границ. Он приказал даже приготовить себе гробницу на восточном склоне Сиона, где обыкновенно хоронили одних царей. 16 Но крайнее безумие и самовластие князей привели наконец за собою их падение. Однажды, когда в городе совершались пиршества, а Шебна осматривал работы для своей гробницы, явился здесь пророк Исаия со словом обличения и суда. «Что с тобою – начал он – что ты весь взошел на кровли, шума исполненный, город волнующийся, крепость ликующая?... Ныне день смятения, замешательства и попрания в долине Сионской... Адонай Иегова Саваоф призывает в этот день плакать и сетовать, остричь волоса и препоясаться вретищем. А у вас веселье и радость! Убивают волов и режут овец, едят мясо и пьют вино!... Не будет прощено вам это безумие, доколе не умрете!» Затем обратившись к Шебне, Исаия продолжал: «Что у тебя здесь, и кто у тебя здесь, что ты здесь высекаешь себе гробницу? Он высекает себе гробницу на возвышенности (Сионской), вырубает себе жилище в скале (царской)!.. Вот Иегова свергает тебя с места твоего и низлагает тебя со степени твоей... И призовет раба Своего Елиакима, сына Хелкиина, и оденет его в одежду твою, и опояшет его поясом твоим, и передаст в руки его власть твою; он будет отцом для жителей Иерусалима и для дома Иудина» ( Ис. 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pohozh-...

Это было почти чудовищное пространство и потому никак нельзя допустить преувеличения в словах пророка Ионы, что нужно было употребить три дня, чтобы обойти город (3:3). Это не значит, чтобы все это пространство было занято улицами, как в наших современных городах или как в древнем Вавилоне; были там и сям, особенно в первых трех вышеописанных местностях, центры населения, связанные между собою большими путями сообщения, по сторонам которых шли жилища и между которыми тянулись поля и луга. Эти дороги и составляли, вероятно, те „городские улицы», на которые указывает библейский Реховоф-Ир. Несмотря на то, все это пространство, хотя и никогда не было окружено общею стеною или оградою, но все-таки составляло одно целое и потому вполне могло признаваться за один город. II раздел Ниневия со времени существования своего была, по словам пророка Наума, „как пруд, полный водою» ( Наум.2:8 ), была более населена, чем всякий другой город на земле. Рассчитывают, что она должна была заключать в себе, по крайней мере, двести тысяч жителей, – цифра, к которой действительно приводит исчисление книги пророка Ионы, где сказано (гл. 4, ст. 11), что в Ниневии было „более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой», т. е. детей, что по принятому статистикой расчету трех детей на двух родителей, дает именно двести тысяч человек. Цифра громадная и даже единственная в древности, когда скопление людей в столицах было гораздо слабее, нежели в наше время. Но, как возвестил пророк, пруд был исчерпан и водоем разбит мидянами и вавилонянами, и до такой степени, что задолго до Рождества Христова от него оставались только безобразные развалины. Мало этого: как ни мало вероятным могло представляться современникам другое слово пророка Наума, но и оно оправдалось вполне. „Князья твои, как саранча, говорит пророк, и военачальники твои, как рои мошек, которые во время холода гнездятся в щелях стен, и когда взойдет солнце, то разлетаются, и „не узнаешь места, где они были» ( Наум.3:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/bibl...

Это озеро — самый крупный пресный водоем на израильской земле. В нем водится много рыбы. Неудивительно, что с древних времен люди, живущие на его берегах, добывали себе пропитание рыбной ловлей. На лодках они выходили в море и забрасывали сети, а потом продавали пойманную рыбу на рынке. Такими рыбаками были первые ученики Иисуса Христа — родные братья Андрей и Петр. Да и сам Иисус вырос в маленьком городке Назарет, расположенном всего в 25 километрах от Галилейского моря. Поэтому неудивительно, что проповедовать Евангелие Он начал именно в Галилее. И первые чудеса тоже сотворил здесь. Иисус ходил по окрестным городам и учил людей добру, объяснял, как правильно понимать древний Закон, по которому жили все иудеи. И люди слушали Его затаив дыхание. Однажды Он говорил на берегу Галилейского моря. Послушать Его слово собралось столько народу, что места для всех не хватало и люди теснили друг друга. Иисус Христос увидел у берега две лодки, возле которых рыболовы разбирали свои сети. Войдя в одну из лодок, которая принадлежала Петру, Он попросил его немного отплыть от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Петру: — Теперь отплыви на глубину и закинь сети свои для лова. Петр ответил: — Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову твоему закину сеть. Сделав это, Петр и его друзья сразу же поймали такое великое множество рыбы, что даже сеть у них стала рваться. Обрадованные рыбаки дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы те подплыли на помощь. Но когда они наполнили обе лодки, рыбы оказалось столько, что лодки начали тонуть. Увидев это, Петр припал к коленям Иисуса и сказал: — Выйди от меня, Господи! Я всего лишь грешный человек. Ужас объял его и всех, бывших с ним, от такого чудесного улова. Рыбаки увидали, что перед ними действительно сошедший с небес Сын Божий, и им стало страшно. Но Иисус сказал: — Не бойтесь. Идите за мной, и я сделаю вас ловцами человеков. Рыбаки послушно вытащили обе лодки на берег, оставили свои сети и горы пойманной рыбы и последовали за Ним. Тогда они еще не понимали слов Иисуса Христа и не знали, что им предстоит уловить великое множество людей спасительными сетями слова Божия.

http://foma.ru/vodnyiy-mir-evangeliya.ht...

Ярость Бога, обрушившаяся на место беззакония, образовала гигантский разлом длиной в восемь тысяч километров, без следа уничтожив это, прежде райское, место. Теперь на месте этой некогда плодородной равнины расстилается свинцовая гладь соленого озера – Мертвого моря, в котором невозможна никакая жизнь. Поистине могильная тишина окружает этот страшный водоем, с берегами, покрытыми солью и кусками серы, с коварными битумными колодцами. Вот какой пейзаж встречает подъезжающих к останкам Содома, от которого остались лишь груды пепла – как памятник гнева Божия на творящих грех содомии. А жена Лота, пожалев о Содоме, обернулась и тотчас стала соляным столпом. Господь, напоминая нам о ее судьбе ( Лк. 17, 32 ), повелевает не жалеть о прошлой греховной жизни, от которой Он спас нас. Иначе и на нас упадет проклятие жены Лотовой. И до сих пор в южной части Мертвого моря возвышается похожая на женщину статуя из соли, которую все называют женой Лота. Лот поселился в пещере рядом с останками своей жены, где он, напившись вина, согрешил со своими дочерями. Так Бог показывает, что человек не должен никогда надеяться на свою праведность, но бодрствовать и беречься, особенно от пьянства. Рождение Исаака (Быт. 20–21) Страшная катастрофа гибели проклятых городов заставила Авраама переселиться ближе к Средиземному морю. Там Сарра опять едва не была похищена царем Герара, но явившийся Бог повелел ему возвратить ее своему мужу. И сказал Господь Герару: «Он пророк, и если он помолится, то Я прощу тебя». Так и произошло, и после молитвы Авраама наказание отошло от царя Герарского. Это пример для нас – в трудных ситуациях прибегать к молитвам святых и через них получать Божественную помощь. Через год после явления Бога Троицы у Мамврийского дуба Сарра действительно родила сына, когда ей было 90 лет, мужу ее – 100. На восьмой день младенец был обрезан, и дали ему имя Исаак, потому что сказала Сарра: «Смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется… кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? ибо в старости его я родила сына» ( Быт. 21, 6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   82. В сие время устроен большой водоем под башнею св. отца нашего Саввы в пещере, в которой находится скрытная дорога, ведущая вверх от созданной Богом церкви к упомянутой башне. А в скале, которая лежит над пещерою и довольно высока, отцы устроили другое вместилище воды, в котором бы вода, очищаясь, стекала в нижний водоем. Работу водоема и того места, в котором вода очищается, производил некоторый художник Мама, родом из Вифлеема. Когда он занимался украшением последнего водоема с некоторым учеником своим, отроком, по имени Авксентием, то некогда, по случаю наступившей бури, вода во множестве начала собираться в водоем, и он от множества воды разрушился. Мама, как человек мужественный, легко успел избежать опасности. Напротив, отрок, будучи постигнут падением камней и сильным стремлением воды, увлечен ею с утеса вниз в то место, которое находится среди двух церквей, где ныне лежат честные мощи св. отца нашего Саввы. Высота сего утеса почти равняется десяти оргиям. Когда дождь перестал идти, то отрок найден совершенно невредимым под упадшими камнями перед созданною Богом церковью. Я сам был очевидцем сего чуда. В те дни я пришел из Новой Лавры в Великую с тем намерением, чтобы получить в ней место и построить себе келью. Вот немногие из многих сведений о божественном старце! Теперь время побуждает меня описать отчасти и то, что случилось с преемниками и учениками Саввы.    83. Авва Мелит, принявши правление Лавры после божественного старца, по беспечности или по склонности к бездействию, отдал архиепископу Петру ту тысячу монет, которая по императорскому повелению выдана Суммом для построения крепости, и построение крепости было оставлено. Патриарх, принявши от Мелита сию тысячу монет, разделил ее различным монастырям. Во время сего аввы Мелита божественному стаду, которое Мелит принял под свое смотрение в цветущем его состоянии, волки угрожали опустошением, но посещением Пастыреначальника Христа Бога нашего сие стадо спасено. Каким образом это случилось, я скажу в коротких словах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3544...

Рядом был водоем с водой, край которого был так высок, что Динократ – брат Перпетуи – не мог достать воду, чтобы утолить сильнейшую жажду. Познав, что брат ее в муках, святая, в то время, как сама находилась в темнице, гонимая за веру во Христа, стала все дни и ночи молиться с воплем и рыданиями за своего брата. По мере таких подвигов за брата, Перпетуе открывались видения, в которых она узнавала об облегчении участи Динократа и, наконец, увидела его «чистого лицом в прекрасной одежде, наслаждающегося прохладой, водоем был уже низок и Динократ пил из него воду». Тогда, повествует житие, Перпетуя «уразумела, что он освобожден от наказания» 350 . Э. Челидзе как только ни иронизирует над нами, говоря, что мы все эти «радости», такие, как «светлость лица», «прекрасную одежду», «прохладу» и «полный водоем» пытаемся представить в аду. Но ведь эти все образы в самом аду невозможны: «высокие водоемы», «раны на лице», «бледность», «мучимость жаждой». Сама Перпетуя только и сделала вывод, что брат ее «освобожден от наказания». Но, как мы знаем, в аду есть места самые разные; среди них – и крайне маломучительные, однако удаленные от Бога неким мраком. Да и то еще не знаем – был ли Динократ некрещеным и неверующим, или только не вполне добрым христианином и нуждался в прощении лишь отдельных грехов. То же самое – и в житии св. мученика Уара, где говорится, что он, по своей мученической кончине, был погребен некоей благочестивой вдовой по имени Клеопатра в ее родовой гробнице рядом с ее предками, умершими некрещеными. Затем она устроила над гробницей храм и всегда усердно молилась св. мученику. В одном из видений св. Уар, явившись вдове, сообщил ей: что «как только она положила его с некрещеными сродниками своими, он начал молиться о них Господу, и Он простил их». Ради этого эпизода из жития св. мученика Уара его почитают как молитвенника и ходатая за некрещенно-умерших, составляют ему каноны с такими прошениями. Но опять: это «простил» – имеем ли право толковать как оставление первородного греха и с ним всех личных грехов тем, кто так счастливо оказался лежащими в гробу рядом с мощами св.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

По просьбе моей, он оставил поить жадную скотинку и, прошедши нисколько шагов, показал на склоне приземный колодец, которого отверстое завалено было так, что нельзя было ни открыть его, ни бросить туда камешка для знания глубины его и содержимости воды. «Вот отсюда проходить вода вниз», сказал араб. Я не удовлетворился его показанием, и, судя по величине пруда и его надобности, предположил, что под каменистым возвышением, на котором построен Вефиль, был открыт в древности родник живой воды и посредством канала и бассейнов имел сообщение с большим прудом, в котором накоплялась вода для пойла стад и на случай нужды. В Хевроне два пруда, три Соломоновы пруда, ед-Бирские два пруда наполнялись и наполняются текучею источною водою; стало быть, и Вефильский пруд наполнялся такою же водою. По опустошении города канал засорился, и потому вода всасывается скалою, и лишь самая малая часть ее промеж сору пробирается в яму, из которой ныне пастухи достают ее мехами, опуская их на веревке. А может быть, она и вовсе не доходит туда (и очень вероятно), что нынешний водоем содержит в себе воду дождевую, и сам есть не что иное, как боковая частица засоренного пруда. Полно! Не была ли посреди пруда огромная цистерна, в которую вода доходила между прочим и из других цистерн, как я видел средипрудную цистерну у подошвы Геродиона? И нынешний водопой, равно как и тот колодец, который указывал мне араб выше пруда, не суть ли запасные водоемы, из коих вода сообщалась в водоем средопрудный? Последнее мнение едва ли не вернее первого, потому что если бы тут был родник воды текучей, то арабы как-нибудь уберегли бы его для своей надобности. Много в Палестине опустело цистерн, но родники все-таки поддерживаются хоть полу заваленные... Поднявшись из пруда на возвышение и проехав мимо развалин церкви, от которой уцелела одна часть алтаря, который, в соответствие величине развалин, без сомнения, был триипостасен. я вздохнул и не дерзал мучить себя тайною воли Бога Неисповедимого, Который попустил здесь владычествовать Корану, а не Евангелию.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Блаженны павшие, ибо они вернулись В тот самый ил, откуда Бог их призывал, И вновь уснули в этой аллилуйе, Забытой ими, если кто ее и знал. Блаженны павшие, ибо они вернулись В античный двор и в старый добрый дом. Вновь низошли в ту первую долину, Где Бог их голыми и нищими создал. Блаженны павшие, ибо они вернулись В ту глину тучную, из коей Бог их вылеплял, В тот водоем, откуда Он их призывал, Блаженны побежденные, цари развенчанные. Блаженны павшие, ибо они вернулись В ту почву первозданную, откуда Бог их взял, В тот водоем, откуда Он их звал, Блаженны побежденные, цари всего лишившиеся. Блаженны павшие, ибо они вернулись В ту землю жирную, из коей Бог их вылеплял, И вновь легли в торжественной осанне, Которую никто из них и отроду не знал. Блаженны павшие, ибо они вернулись В первичный перегной, их плотью унавоженный, В тот первый склеп, и первый торф и уголь, Блаженны побежденные, цари разочарованные. Блаженны победители. Мир всем воинам. Пусть упокоят их в последней тишине, Пусть Бог подбросит на весы неложные Немного брения, и грязи, и земли. И да положит Бог на чашу праведных весов Ту горсточку земли, что так они любили, Лозы немного и немного взгорья, Оврагу дикого и одинокого. О Мать, вот сыновья твои так долго бившиеся, Ты видишь их лежащими среди племен, Пусть Бог побережет разбитых воинов, И их сердца, печали и сомнений полные. Затравленная дичь в облавах и погонях, Орлы поверженные, зайцы потревоженные. Пусть Бог побережет сердца надломленные, Груди разъятые и выи перекошенные. Пусть Бог побережет так долго бившихся, И благостью своей и милостью, Пусть взглянет на мешок, на виселицу, На руки связанные и на спины ноющие, О Мать, вот сыновья твои, так долго бившиеся, Пусть Бог не взвешивает их как ангелов своих, Но да подбавит им ту горсточку земли, Чем были изначально, во что возвращены. О Мать, вот сыновья твои, так долго бившиеся, Пусть Бог не судит их как духов преисподней, Но да подбавит Он им тины той немного, Чем были изначально, во что возвращены.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=883...

Обозрев древнюю церковь , я поспешил в Вефиль. Мне хотелось иметь понятие о столпе, который, как неподвижный исполин, стоит недалеко от Вефиля и своим фантастическим видом завлекает, манит к себе любопытного путешественника. На этом месте спал Иаков и видел во сне таинственную лестницу, по которой нисходили и восходили ангелы Божии. Как не посетить сего места, как не поклониться там Богу, Который открывает себя людям в сониях и видениях? Недалеко за Вирофом я остановился на короткое время для обозрения древнего водоема, который арабы называют эн-ел-Каса. Этот водоем замечателен по месту и по обделке своей. Налево от большой Набулусской дороги холмится голая серо-беловатая скала. В нижнем боковом отвесе ее вытесан большой водоем в роде большой комнаты, в которой скалистый потолок поддерживается толстым столпом, вытесанным из той же скалы; вход в нее с дороги открыт, и никогда не имел дверей, и не был закладываем камнями. В ней была вода чистая, прозрачная, которая вторила эхо моего голоса меж скалистых стен. Над этим водоемом скала уравнена, как площадка. А в самой окраине скалы выдолблен довольно глубокий жолоб для стока воды, которая в нескольких шагах тут же вытекает из скалы по другому продолбленному глубоковатому канальцу из отверстия, в которое может войти человек согнувшись. Прежде вода из канальца проходила в жолоб и из него в водоем, но ныне она прямо струится из канальца и сочится по скалистой стене на землю, потому что жолоб попортился; да и в самый водоем заходит она уже другим каким-либо путем незаметным; я отведал воды в самом канальце: она отменно хороша и вкусна. Арабский пастушек, который залез в самый родник и мехом черпал воду и подавал ее оттуда для напоения наших лошадей, говорил, что каналец идет недалеко в глубь скалы и что вода близко вытекает из нее. Итак, здесь искусство не много помогло природе. Но кто открыл здесь воду! У кого она выпросилась здесь на белый свет? Может быть, пастухи Авраама и Лота, когда еще не ссорились между собою, обделали этот водоем, который по виду своему кажется весьма древним; ибо здесь вблизи Вирофа и Вефиля Авраам и Лот ставили кущи свои и посылали на пастбища стада свои; здесь же они и разделились дружелюбно; Лот ушел за Иордан, а Авраам остался у Вефиля. Стоя подле устья родника, я, не знаю почему, вспомнил притчу Господню о богатом и Лазаре. 81 Богач из ада просил Авраама смочить язык его. «Ежели здесь мучительна жажда, то как ужасна должна быть она в огне вечном!» подумал я, и возопил тайно: «Отче, Аврааме! помолись о мне Господу, да поможет Он мне презирать богатства и сладости мира сего грешного и прелюбодейного, да не мучусь в аде подобно богачу евангельскому».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

15 Мая. Поучение об источнике живой воды и о высохшем водоеме Подивитесь сему, небеса... говорит Господь. Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды ( Иер.2:12–13 ) Это сказано лишь о былом времени, или и о нынешнем тоже? Несомненно, о нынешнем тоже. Это сказано лишь о народе еврейском, или о нашем народе тоже? Несомненно, о нашем народе тоже. Как и сказанное: не убивай, не кради, не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего относится не только к былому времени, но и ко всем временам, и не только к еврейскому народу, но и ко всем народам, так и это. И оно имеет силу и сегодня, и всегда, для каждого народа и для каждого человека, который отворачивается от источника живой воды во дворе своем и копает водоем, чтобы из него пить дождевую воду. Источник живой воды – Сам Господь, Неиссякаемый, Обильный и Сладкий. Водоем – это работа, которая выполняется человеком вопреки Богу и Божиему закону, и от которой люди ожидают процветания и счастья, утоления голода и жажды. Такой водоем – это безбожие, сребролюбие, обжорство, разврат, властолюбие, честолюбие, идолопоклонство, знахарство и все иное, что делается с участием дьявола как советника, греха как землекопа, а ложной надежды как водоноса. Подивитесь сему, небеса... и содрогнитесь и ужаснитесь! – говорит Господь. – Как обезумел человек, и стал оставлять живую воду и копать водоем в горящих углях, которые еще больше усиливают его жажду! О, братья, и наш народ совершил два зла, забыв о Господе как Источнике всякого добра и пойдя искать себе добра во зле и через зло. Можно ли найти воду в огне? И пшеницу в песке? Невозможно, невозможно, братья. А тем более невозможно найти мир, счастье, радость, жизнь и любое иное добро в водоемах греха и безбожия. О Господи, Бессмертный Источниче добра всякого, какое только сердце людское может пожелать и какое разум людской может представить, смилуйся над нами грешными и недостойными. Отврати нас могучей десницей Твоей от безбожных и тщетных трудов наших и напои нас сладкой и живой водою Твоей. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010