777 ...и приснопамятный Дамиан многа озлобления от бесов претерпе... – Дамиан (в схиме – Диодор) Юрьегорский (f 27 ноября 1633 г.) – севернорусский подвижник, создатель пустыни на Юрьевой горе неподалеку от Водлозера в Заонежье. Повесть о Дамиане Юрьегорском входит в состав цикла Повестей о соловецких пустынножителях. О Житии подвижника см.: Панченко О. В. Житие Диодора Юрьегорского в рукописной традиции Русского Севера/ТОДРЛ. СПб., 2016. Т. 64. 778 Святое озероозеро в юго-западной части Большого Соловецкого острова, на берегу которого (между ним и Бухтой Благополучия) располагается Соловецкий монастырь. Святое озеро представляет собой искусственный водоем, созданный при игумене Филиппе (Колычеве) за счет расширения естественного озера. Оно входит в единую гидротехническую систему Большого Соловецкого острова, состоящую из 84 озер, снабжающих его питьевой водой. 779 ...иже живя в Анзерском острове. – Анзер – второй по величине остров Соловецкого архипелага (площадь – 47 км 2 ). Расположен в пяти километрах к северо-востоку от Большого Соловецкого острова; от других островов архипелага отделен проливом Анзерская салма. Место основания первых скитов Соловецкого монастыря; излюбленное место соловецких пустынножителей, удалявшихся сюда для уединения и безмолвия. 782 ...избра себе место под горою близ Ягоднаго озера... – Большое Ягодное озероозеро в северо-восточной части Соловецкого острова, недалеко от Чудотворной губы. 783 ...овогда же в виде штатных служителей... – Штатные служители – входившие в штат монастыря служащие из мирян (часто – из бывших монастырских крестьян, проживавших в ближайших к обители вотчинах), состоявшие на содержании государства; выполняли в монастыре различные хозяйственные работы – от заготовки дров до поездок на материк по закупным делам. Институт штатных служителей появился в России в 1764 г., после издания Екатериной II манифеста о секуляризации церковных имуществ, лишившего Церковь вотчинных земель и крестьян; просуществовал чуть менее 100 лет (упразднен в 1861 г. вместе с отменой крепостного права).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  1. Какой пророк проповедовал на берегу реки Иордан? А) Иона Б) Даниил В) Иоанн Г) Иеремия На берегу Иордана проповедовал пророк по имени Иоанн. Бог послал его научить народ Израиля праведной жизни. Тысячи людей стекались к нему со всех концов страны, чтобы получить наставление и омыться от своих грехов в водах Иордана. Такое омовение называлось крещением. Поэтому Иоанна в народе называли — Креститель. Продолжить > > 2. В какое море впадает река Иордан? А) В Каспийское Б) В Черное В) В Красное Г) В Мертвое Река Иордан, в водах которой Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа, течет по самой глубокой впадине на поверхности земли — Иорданской долине — и впадает в закрытый водоем — Мертвое море, берега которого являются самым низким участком суши на Земле (420 метров ниже уровня моря). Продолжить > > 3. Как еще называют Галилейское море? А) Чермное море Б) Генисаретское озеро В) Озеро Асфар Г) Река Евфрат Галилейское море, которое на самом деле является большим озером, называют также Генисаретским озером и Тивериадским морем. Оно расположено на севере Израиля в провинции Галилея. Это озеро — самый крупный пресный водоем на израильской земле. Продолжить > > 4. Где произошло чудо хождения Иисуса Христа по воде? А) На водах Галилейского моря Б) На реке Иордан В) На реке Гихон Г) На реке Кедрон Иисус Христос вырос в городе Назарет, расположенном неподалеку от Галилейского моря. Первые чудеса связаны с окрестными местами. Одно из них – чудо хождения по водам, в котором поначалу усомнился Его ученик Петр – произошло именно на водах Галилейского моря. Продолжить > > 5. С каким известным событием связана река Кедрон? А) Сотворение мира Б) Изгнание из рая В) Страшный суд Г) Убийство Авеля Каином Согласно одному из библейских пророчеств, именно в долине реки Кедрон в конце времен после всеобщего воскресения Бог будет судить всех людей, когда-либо живших на земле. Здесь будет проходить Страшный суд над делами каждого человека. В Евангелии Кедрон упоминается как поток, через который переходил Христос со Своими учениками.

http://foma.ru/vodnyiy-mir-evangeliya.ht...

Тревожные слухи о голоде, давке. Ещё в поезде Московской Казанской железной дороги мы встретили П., одного из трёх устроителей дворянского павильона, где должен был быть предложен чай Государю, и он в самых мрачных красках описывал голод и всяческие неустройства, которые ему пришлось пережить в Сарове: жара, постоянные лесные пожары; особенно опасался он верхового пожара, в самом благоприятном случае нас задушит, а уж живыми вряд ли кто выберется из Сарова. Впрочем, нечто подобное думали и предсказывали в Петербурге — общее мнение было, что торжества не могут пройти без какой-нибудь страшной катастрофы. Уже в Тамбове около собора были богомольцы, идущие в Саров и предварительно зашедшие поклониться Питириму. Между богомольцами были воронежские, пензенские, но больше тамбовские. При нас в Тамбов приехал Петербургский митрополит Антоний, едущий тоже в Саров. Но мы ехали на станцию Торбеево Московской Казанской железной дороги, а митрополит предварительно заезжал на свою родину в Спасский, кажется, уезд и ехал на лошадях. Все предстоящие пересадки были ночные, но благодаря отдельному вагону всё шло как по маслу, без особой усталости. В Рязани мы ждали часов пять следующего поезда. Со станции Торбеево до Темникова сто пять вёрст. До Темникова деревни почти все мордовские, от Темникова до Сарова — мордовские и татарские. Темников, Шацк — города самые старые в Тамбовском крае населены мещерой. Под Темниковым — монастырь, напротив которого громадный водоем не водоем, озеро не озеро, очень глубокое и в ещё более глубокой впадине. Ямщик объяснил нам, что на месте этого провала был когда-то монастырь. Почва песчаная, общее впечатление полей унылое; верстах в трёх от Темникова начинается лес, вначале чисто хвойный и довольно мелкий: ели, сосны да песок, невесёлая дорога! Но чем дальше, тем лес принимает всё более и более грандиозные размеры, перелески, чудные просеки, чернолесье сменяется сосновым бором, сосны, как грандиозные свечи, подымаются к небу. Всего десятин тут около 40 000, вначале тянется казённый, с кордонами и своими объездчиками, а потом монастырский — кордоны сменяются пустыньками.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-s...

Белое озеро [Большое Белое озеро], крупнейшее озеро Соловецкого архипелага площадью в 258 га и глубиной до 30 м. Водоем расположен в северной части Большого Соловецкого острова и входит в озерно-канальную систему. В 1920-х гг. озеро было переименовано в Большое Красное. Библиотекн лагерные, их было две, монастырская, она же библиотека при музее СОКа, содержавшая около 2000 книг и рукописей из местного книгохранилища и архива, и общелагерная, каталог которой к 1927 г. включал в себя 30 тыс. томов и несколько тысяч журналов по всем отраслям знаний. Основной книжный фонд общелагерной библиотеки был выделен Бутырской тюрьмой и постоянно пополнялся за счет личных книг соловецких заключенных. При ней функционировал читальный зал, в котором организовывалось чтение всевозможных докладов. Известны также общественные библиотеки, действующие на территории политскитов. Часть лагерной библиотеки СЛОН сохранилась в поселке Ерцево (бывший центр Каргопольлага). Био-сад, одно из подразделений СОКа, был организован 13 мая 1925 г. Сад располагался в Филипповой пустыни на Большом Соловецком острове и специализировался на содержании и одомашнивании диких животных. В 1934–1936 гг. здесь находилась лаборатория Иодпрома. Больница им. Ф.П. Газа, начала действовать в 1918 г., как холерная больница для заключенных в помещении городского арестантского дома, построенного в Санкт- Петербурге в 1881 г. В 1919 г. больнице было присвоено имя доктора Ф.П. Гааза, врача и филантропа XIX века, директора попечительского тюремного комитета. Больница Соловецкого кремля располагалась в Иконописной и Портной палатах на территории северного дворика монастыря. В Иконописной палате с 1905 г. действовали больница для братии и находящийся при ней храм во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Самыми распространенными заболеваниями среди осужденных в 1920-х гг. были туберкулез, цинга и тиф. Многие уголовники страдали венерическими заболеваниями. Бутырская тюрьма [Бутырка], центральная пересыльная тюрьма в дореволюционной России, служила также местом заключения для подследственных и осужденных по политическим и уголовным делам. До 1917 г. при ней действовали переплетная, сапожная, портняжная, столярные мастерские, было организовано производство венских стульев и выжигание по дереву. Здесь же был организован Сергиево-Елисаветинский приют для жен и детей, добровольно следовавших за ссыльными в Сибирь. После октябрьского переворота Бутырская тюрьма стала принудительным пристанищем для многих неугодных Советской власти людей, в т.ч. видных государственных деятелей и священнослужителей, впоследствии прославленных в лике святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таинство Крещения совершалось по образу того, как крестились 1025 лет назад киевляне в водах Днепра. 20 июня. ПРАВМИР. 19 июня 2013 Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт совершил Таинство Крещения над людьми, прошедшими оглашение на приходах Пятигорской и Черкесской епархии. Оглашенных (самому старшему из них исполнилось семьдесят шесть лет) было 107 человек. Поскольку некоторые люди крестились целыми семьями, Таинство Крещения было совершено и над тринадцатью младенцами. В итоге, на благословенном Кавказе стало на 120 христиан больше, сообщается на сайте Пятигорской епархии . Таинство Крещения совершалось в водах Новопятигорского озера, расположенного в черте города Пятигорска, по образу того, как крестились 1025 лет назад киевляне в водах Днепра. Нательные кресты для новопросвещенных освятили на мощах святого равноапостольного великого князя Владимира, пребывающих в эти дни в пятигорском кафедральном соборе во Имя Христа Спасителя, исцеляющего расслабленного у Овчей купели. Принесение Святыни в столицу Северо-Кавказского федерального округа состоялось 18 июня, в рамках международного крестного хода, приуроченного к юбилею Крещения Руси. Мощи святого крестителя Руси покидают Пятигорск 20 июня и направляются в вагоне-храме в Санкт-Петербург. Для совершения Таинства в епархиальной мастерской были пошиты крещальные рубахи, которые стали подарком приходских общин своим новым полноправным членам. Молитвенно поддержать крещаемых пришли родные и близкие. По окончании Таинства, была устроена братская трапеза. Новопятигорское озеро — искусственное озеро в Пятигорске питаемое рекой Подкумок, главный водоем города. Заполнение озера началось в 1961. Половина озера облицована плитами и примыкает к парку, другая сторона примыкает к реке. С пляжей озера открывается вид на Машук и Бештау. Ежегодно перед купальным сезоном озеро приводят в порядок: спускают воду и вновь набирают из реки. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/120-chelovek-krestilis...

Ладожская нерпа. Фото: rivertourist.ru Ладожское озеро, омывающее острова архипелага, – одно из 253 великих озер мира, крупнейший пресноводный водоем Европы. Его площадь – 18 тыс. кв. км – сравнима с площадью Израиля. Один ученый, говоря о Ладоге, приводил интересный образ: если всё человечество разом опустится в озеро, уровень воды поднимется всего-то лишь на 3 см. Именно Ладожское озеро влияет на климат, сглаживая сезонные проявления. Огромные массы воды медленно нагреваются и медленно остывают, что приводит к задержке времен года примерно на 14-15 дней. Зимой на архипелаге не холодно (средняя температура самого холодного месяца – февраля – 8 градусов мороза), а летом – не жарко (средняя температура – всего 17-18 градусов). Как добраться Навигация на Валаам длится с мая по сентябрь. Маршруты и программы путешествий по острову можно выбрать на любой вкус. Туристы обычно приплывают на теплоходах на полдня либо на один день, посещают одну-две продолжительные экскурсии. Паломнические поездки чаще всего длятся от трех дней. Есть свои программы для тех, кто хочет бесплатно потрудиться на благо обители – для трудников и волонтеров. Поле деятельности в монастыре обширно: сады, огороды, помощь в гостиницах. До революции братия насчитывала 1000 человек, сейчас – более чем в 4 раза меньше, поэтому своими силами монашествующим сейчас трудно справиться. Паломники и волонтеры добираются в основном на малом флоте («метеорах» – теплоходах на подводных крыльях или теплоходах типа «ОМ»). При желании на остров можно приплыть не с паломнической группой, а своим ходом из Приозерска или Сортавалы. Выбранная программа пребывания и вид транспорта влияет на стоимость поездки. Фото: flickr.com/mpda Призывающий остров В дореволюционное время на остров любили приезжать представители творческой интеллигенции: художники (И.Шишкин, Джогин, Гинэ, Васильев, А.Куинджи, П. Балашов, Н.Рерих), писатели (Н.Лесков, А.Дюма, И.Шмелев, Б.Зайцев), поэты (Ф.Тютчев, Н.Апухтин), композиторы (А.Глазунов, П.Чайковский), Д.Менделеев, философ В.Соловьев, В.Немирович-Данченко (популярный публицист, родной брат основателя МХАТа) и многие другие. Также известно, что Валаам посещали некоторые церковные деятели (свт. Игнатий Брянчанинов, Патриарх Алексий II), цари и представители династии Романовых (Александр I, Александр II с семьей, Великий князь Дмитрий Константинович – внук императора Николая I, Александр III и другие). И для многих путешественников валаамское паломничество становилось событием, перевернувшим жизнь, хотя его смысл открывался порой не сразу.

http://pravmir.ru/valaam-ostrov-preobraz...

Св. Филипп не был поклонником неумеренной аскезы. Он улучшил и трапезу и одежду монашескую, требуя за то от всех неустанного труда. Тунеядцев он не терпел и принимал в монастырь только тех, кто, подобно ему, готов был есть хлеб в поте лица, по слову апостола: " кто не работает, тот да не ест " . Конечно, скудные соловецкие огороды, на которых он сам трудился послушником, не могли прокормить братии. Филипп завел, или, вернее, расширил молочное хозяйство. Препятствием было завещание св. Зосимы, который запретил разводить вблизи обители плодящихся животных (согласно студийскому уставу). Филипп не остановился перед частичным изменением устава св. Зосимы, с разрешения Новгородского владыки. На одном из островов, Муксальмском, он устроил большой скотный двор, а в леса соловецкие пустил стада северных оленей. Скотный двор давал удобрение для огорода, но сам требовал сена; леса расчищались под " пожни " , сенокосные луга. Лес рубился и в других целях: на дрова для кирпичного завода, изготовлявшего материал для построек. Чтобы спасти лес от нерасчетливого истребления, Филипп следил за правильной порубкой. В лесах легли длинные просеки, сеть дорог изрезала остров во всех направлениях. Одновременно шла осушка болот каналами и плотинами. Гидротехнические работы Филиппа более всего вызывают наше изумление. На Соловецком острове, по счету игумена Досифея (в 1836 г.) 97 озер, имеющих особые названия, не считая мелких, безымянных (при величине о-ва 25 х 16 верст). Под самым монастырем находится обширное Святое озеро (700 х 200 сажень). В старину никто из богомольцев не входил в монастырь, не искупавшись или не омывшись в его священных водах. Дважды в год в нем совершались водосвятия, больные получали исцеления. Это озеро представляет искусственный водоем, выкопанный при игумене Филиппе посредством целой сети каналов, он собрал в нем воду из пятидесяти двух озер, а для стока прорыл к морю два других канала, один из которых проходит под самым монастырем. Конечно, неизвестно, в таком ли виде существовала эта водная система при св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2441...

4. О монахе с рассеянным умом, возвращенном на путь спасения В одном из монастырей, построенных Венедиктом около своего по всем направлениям, был некоторый монах, который не мог стоять на молитве; но как только братия начинали молитвенное упражнение, он выходил вон и с рассеянным умом занимался чем-нибудь земным и пустым. Часто увещевал его настоятель и, не видя успеха, привел, наконец, к человеку Божию, который также сильно укорял его за глупость. Но, возвратившись в монастырь, монах два только дня послушен был увещанию человека Божия, а на третий день опять обратился к прежнему обыкновению: начал блуждать во время молитвы. Когда настоятелем монастыря донесено было об этом рабу Божию, он сказал: «Я приду и сам исправлю его». Венедикт пришел в тот монастырь и в назначенный час, по пропетии псалма, братия предались молитве. Св. человек тотчас увидел, что монаха, который не мог стоять на молитве, какой-то черный мальчик тащил вон за край одежды. Тогда он тайно сказал настоятелю монастыря, по имени Помпеяну, и служителю Божию Мавру: «Неужели не видите, кто этого монаха тащит вон?» — «Нет», — отвечали они. «Помолимся же, — сказал он, — чтобы и вы видели, за кем еле дует этот монах». После двухдневной молитвы монах Мавр увидел, а настоятель монастыря Помпеян не мог видеть. В следующий день, по окончании молитвы, человек Божий нашел того монаха, стоящего вне собрания, и ударил его розгою за слепоту его сердца. С того дня монах никакого искушения со стороны черного мальчика не испытывал, но стоял неподвижно в молитвенном упражнении. Таким образом, древний враг не смел владычествовать над его помыслами и как бы сам поражен был розгою. 5. О воде, изведенной молитвою Венедикта из скалы на вершине горы Из монастырей, построенных им в том месте, три находились на горных вершинах, и братии очень трудно было всякий раз сходить на озеро, чтобы почерпнуть себе воды, а особенно страшно и опасно было сходить с нависшей скалы. Поэтому все братия тех трех монастырей, пришедши к рабе Божию Венедикту, говорили: «Нам трудно каждый день сходить на озеро за водою; надобно перенести монастыри с этого места». Он отпустил их с утешением, и в ту же ночь, с мальчиком по имени Плацидом, о котором я выше упоминал, взошел на вершину горы и долго молился там. По совершении молитвы, он означил то место тремя камнями, положенными на нем, и возвратился в свой монастырь никем не замеченный. Когда же на другой день упомянутые братия снова пришли к нему говорить о воде, он сказал: «Идите и немного продолбите ту скалу, на которой найдете три камня, положенные один на другой: силен всемогущий Бог и из этой вершины горы извести воду, чтобы избавить вас от таких затруднительных путешествий». Они, пришедши на скалу горы, указанную Венедиктом, увидели, что она уже источала воду. Когда выдолбили в ней водоем, то он тотчас наполнился водою, которая вытекала. В таком изобилии, что даже и ныне изливается в большом количестве и течет вниз с вершины горы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

19-й крестный ход совершен к Разливу января 2022 Радость праздника с прихожанами разделили члены Богоявленской общины, казачьей общины " Невская сечь " , молодежной общины " Есаул " при Духовно-просветительском центре Сестрорецка. Казачья община с маленькими прихожанами, казачатами, выстроилась в колонну и с пением крещенского тропаря двинулась к озеру. Среди крестоходцев были гости: атаман Юга России Дмитрий Стригунов, атаман станицы Луганской Леонид Султанов, старший урядник Сочинского отдела Конвоя святого царя Николая II Александр Сехин, атаман " Столичной сотни " Ставропольского казачьего войска Владимир Подъячев и терский казак Дмитрий Терский. После великого водосвятия отец Гавриил обратился к верующим, отметив, что членам Богоявленской общины особенно дорог этот праздник: с него она начала свою жизнь и положила начало созиданию храма. С тех пор верующие поддерживают возрожденную в новейшее время традицию освящения Разлива. " Не изменяя этой традиции, мы в 19-й раз совершили омовение в освященных водах Разлива. Это самый большой водоем северной столицы. Впервые озеро, известное на весь мир тем, что на его берегах прятался от царской полиции Ленин, было освящено в 2003 году. Озеро оскверненное памятью о богоборце, сменило свой мемориальный статус - стало нашим Сестрорецким Иорданом " , - сказал настоятель. Особенностью этого года стало то, что отец Гавриил, учитывая ограничительные требования, совершил чин в месте, где обустроена стационарная купель для посетителей бани. После омовения можно было попить горячего чая, принять душ и согреться в бане. ИА " Вода живая " , 19.01.22 Поделиться Упоминания в новостях 25 апреля 2024 31 марта 2024 13 марта 2024 28 февраля 2024 7 февраля 2024 27 сентября 2023 12 сентября 2023 12 сентября 2023 11 сентября 2023 7 сентября 2023 31 марта 2024 19 января 2024 19 декабря 2023 15 декабря 2023 29 октября 2023 27 апреля 2024 26 апреля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024 24 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Наташино находится на северной окраине города Люберцы. В 1901 году купец Е. А. Скальский выкупил эту землю для того, чтобы сдавать участки дачникам. Он назвал поселок в честь любимой дочери. При Скальском был устроен парк и выкопаны пруды, сохранившиеся до сих пор под именем Наташинских. Также владелец пожертвовал десятину земли для постройки Троицкой церкви. Необходимость возведения храма стала очевидной к 1911 году, когда количество дачников возросло до трех тысяч человек. Соседние храмы в Косино и Люберцах имели большие приходы и не вмещали всех молящихся даже в зимний период, когда количество жителей сокращалось в три раза. На сайте Троицкой церкви приводится цитата из письма верующих в Московскую духовную консисторию, которая описывает эту ситуацию: «В прошедшее Рождество Христово большинство наших жителей совсем не были в церкви, а те, которые, имея своих лошадей, поехали в Люберцы, возвратились обмороженными, так как из-за тесноты не смогли пробраться в церковь…» Духовные власти пошли навстречу жителям Наташино и дали разрешение на постройку церкви. Деревянный храм по проекту архитектора М. Бугровского был возведен в 1912-1913-е годы. Чтимой святыней Троицкого храма является список Моденской или Косинской иконы Божией Матери. Местное предание связывает появление этого образа с именем царя Петра I. В детстве будущий монарх гостил в селе Измайлово у своего брата Федора Алексеевича. В ледяном дворе в сарае среди старых вещей Петр нашел разбитый Брантов ботик, принадлежавший еще его деду Никите Ивановичу Романову. Когда пруд в Измайлово стал тесен для упражнений с ботиком, Петр стал искать более вместительный водоем в окрестностях Москвы и вскоре обратил внимание на Белое озеро в Косино. У восточного берега озера были построены пристани, поставлены небольшие суда. Следы петровской потешной верфи, как писал И. И. Померанцев в книге «Косино и его святыни», еще долго сохранялись на озере: крестьяне вплоть до 1860-х годов указывали их место. Вскоре вся флотилия была перенесена из Косино на Плещеевское озеро под Переславль-Залесский, но у молодого царя, видимо, осталась добрая память о месте, где он собирался проводить первые упражнения в испытании судов.

http://sobory.ru/article/?object=06202

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010