Двенадцать ворот города были устроены из 12 цельных жемчужин. " Двенадцать ворот, — говорит св. Андрей, — очевидно, суть 12 учеников Христовых, через которых мы узнали дверь и путь жизни " . Они же и 12 бисеров, как получившие просвещение и блеск от единственного многоценного бисера — Христа. Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло. Все эти подробности выражают одну и ту же мысль, что в небесной Церкви Божией все свято, чисто, прекрасно и устойчиво, все величественно, духовно и драгоценно (ст. 21). Дальше описывается внутренний быт обитателей этого чудесного небесного города. Во-первых, в нем нет никакого видимого храма, ибо " Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец " — Господу Богу будет воздаваемо там непосредственное поклонение, а потому не будет нужды ни в материальном храме, ни в каких-либо обрядах и священнодействиях; во-вторых, этот небесный город не будет нуждаться ни в каком освещении, " ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец " — где мысленное Солнце правды, там нет нужды в чувственном " (св. Андрей); в-третьих, население этого небесного града будет самое разнообразное и смешанное, ибо " все, увенчавшиеся победой над страстями, принесут в него славу и честь добрых деяний " (св. Андрей); в-четвертых, ворота небесного града не будут запираться днем, а ночи там не будет (ср. Ис. 60:11) — это значит, что Церкви небесной не будет угрожать никакая опасность от нападения каких-либо врагов. Общий внутренний признак, отличающий эту небесную Церковь от земной, тот, что в то время как в земной Церкви добро уживается со злом и плевелы растут вместе с пшеницей, в небесной Церкви соберется из всех народов земли одно только доброе, чистое и святое. Все же злое, скверное и нечистое, накопившееся за все время мировой истории, отсюда будет выделено и слито как бы в один смрадный водоем, нечистота которого никак не коснется этого дивного обиталища одних лишь блаженных существ (ст. 22-27). Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»

http://sedmitza.ru/lib/text/430724/

И несколько после (гл. XXI): Кто поразит человека с желанием убить, тот смертию да умрет. А кто не устраивал засады, но Бог предал того в руки этого, то Я установлю тебе место, в которое он должен убежать. Но кто нарочно умертвит ближнего своего, устроив засаду, того оторви [и] от жертвенника Моего, чтобы он был умерщвлен. Кто поразит отца своего и матерь, тот пусть смертию умрет. Кто украдет человека и продаст его, то уличенный в преступлении да умрет смертию. Кто будет злословить отцу своему, или матери, тот да умрет смертию. Если мужи поссорятся, и один поразит ближнего своего камнем или кулаком, и тот не умрет, но сляжет в постель; то, если он встанет и начнет выходить за двери, опираясь на посох, в таком случае нанесший удар будет [считаться] невиновным; но при этом пусть он вознаградит за [остановку] работы его и за издержки на врачей. Кто поразит раба или служанку палкою [virga=розга], и он будет мертвым под руками его, тот будет ответствен за преступление; но если они переживут в течение одного дня или двух, то он не будет подлежать наказанию, ибо это его деньги. Если будут ссориться люди, и который нибудь поразит беременную женщину, и она выкинет преждевременно, а сама останется в живых, то [виновный] будет подлежать наказанию, какого пожелает муж женщины [той], и какое присудят судьи; если же последует смерть ее, то [виновный] пусть отдаст душу за душу, око за око, зуб за зуб, ногу за ногу, обжог за обжог, рану за рану, синяк за синяк. Если кто-либо поразить раба своего или служанку в глаз и сделает их кривыми, тот пусть свободными отпустит их за глаз, который он вырвал. Также и зуб если кто-либо выбьет рабу своему или служанке, тот подобным же образом да отпустит их свободными. Если вол ударит рогом мужчину или женщину, и они умрут, то да будет побит камнями, и да не вкушают мяса его, а хозяин вола будет не виновен. Но если вол был бодлив и вчера, и третьего дня, и заявляли об этом хозяину его, и он не запер его, а последний умертвит мужчину, или женщину; то и вол да будет побит камнями, и хозяина его пусть предадут смерти; если же на него будет наложен выкуп (praetium), то пусть даст за душу свою, чего бы от него ни потребовали. Также если он поразит рогом сына или дочь, то будет подлежать тому же решению. Если же он нападет на раба, или на служанку, то [хозяин] заплатит господину [их] тридцать сиклей серебра; а вол пусть будет побит камнями. Если кто-либо откроет или выкопает водоем, и не покроет его, и если вол упадет в него, или осел, то владелец водоема пусть заплатит цену животных, а павшее [животное] будет его. Если чужой вол поранит вола другого хозяина, и этот падет мертвым, то пусть [хозяева] продадут оставшегося в живых и разделят между собою вырученные деньги, и труп павшего разделят между собою. А если хозяин этого вола знал, что он бодлив был и вчера, и третьего дня, и не охранял его; то он должен отдать вола за вола, а труп целиком взять себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

И рече Илия: дадите ми два юнца, да изберете себе единаго, и растешите и на уды, и возложите и на дрова, да не приложите огня. И аз растешу юнца другаго, и возложу на дрова, и огня не возгнещу. Егда призовете имена богов ваших, и аз призову Имя Господа Бога моего. И будет Бог, Иже аще послушает огнем, Той есть Бог . Народ отвечал на это: добр глагол Илиин, иже глагола, да будет тако 29 .  Потом Илья обратился с речью к жрецам: и так возьмите которого ни будь вола, и сделайте то, что я сказал, прежде меня: потому что вас очень много; призовите имена богов ваших, а огня не кладите. Невозможно было служителям Ваала отказаться от такого предложения. Оно уже принято было общим голосом народа. И так жрецы должны были сделать так, как повелел Пророк. Заклав вола на устроенном ими жертвеннике, они с утра до полудня взывали к Ваалу: Послушай нас, Ваале, послушай нас. И не было ни гласа, ни послушания. Ибо идоли язык–серебро и злато, дело рук человеческих: уста имуть и не возглаголют; очи имуть и не узрят; уши имуть и не услышат 30 . В полдень, посмеиваясь безуспешности усердной мольбы их к мнимому богу, Илья сказал: Зовите гласом великим, яко бог есть, яко не праздность ему есть, и негли что ино строить, или спит сам, и восстанет. Так живый ла небесех посмеется нечестивым, и Господь поругается им 31 . Не смотря на это, служители Ваала с тем же усердием продолжали свои молитвы, которые по своему обычаю сопровождали различными обрядами; с громким воплем бегали вокруг жертвенника, скакали через дрова и жертву, секли себя ножами и мечами, так что обливались кровью. Так они безумствовали до вечернего жертвоприношения. Но не было ни голоса, ни послушания. По наступлении времени вечернего жертвоприношения, Илья сказал жрецам Вааловым: Отступите ныне, да и азь сотворю жертву мою. Жрецы в замешательстве отступили. Тогда Илья сказал народу: подойдите ко мне. Весь народ приблизился к нему. Илья стал строить жертвенник. Взял двенадцать камней, по числу колон Израилевых, как повелел ему Господь 32 , он воссоздал раскопанный алтарь, провел вокруг его ров, образовав из него водоем, подложил под жертвенник дрова, рассек вола, приготовленного для всесожжения и положил его на алтарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойдя посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» ( Быт. 18, 20 ). Ярость Бога, обрушившаяся на место беззакония, образовала гигантский разлом длиной в 8000 километров, уничтожив это, прежде райское, место. Теперь на месте этой плодородной равнины расстилается свинцовая гладь соленого озера – Мертвого Моря, – в котором невозможна никакая жизнь. Поистине могильная тишина окружает этот страшный водоем, берега, покрытые солью и кусками серы, коварные битумные колодцы и коварные ядовитые деревья греха. Вот какой пейзаж встречает того, кто подъезжает к Содому, от которого остались лишь груды пепла. Это памятник гнева Бога, излившегося на творящих грех содомии. Мы видим, что гомосексуализм и угнетение странников, подобно пролитой человеческой крови, кричит к Небу, и этот вопль, как Иерихонские трубы, разрушает города. Для Бога, конечно, нет нужды в специальном схождении, как будто Он не всеведущ, но Своим явлением Он выявляет то, что таилось в сердцах грешников и тем самым показывает всю справедливость надвигающейся кары. «И обратившись мужи оттуда и пришли в Содом; (мы видим, что для ангелов расстояние между дубравой Мамре и Содомом практически не существует. Как только они отошли от Авраама, тотчас они оказались в проклятом городе) Авраам же еще стоял пред лицем Господа. И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым]? может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведников, [если они находятся] в нем? не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли, не сотворишь ли суда?» Авраам знал, вероятно, по откровению, данному еще Адаму, о том, что Господь будет судить Вселенную. И здесь он просит от Создателя не отменять наказания, а провести судебное расследование, на котором Авраам выступает в роли защитника. Святой патриарх прекрасно знал, что Суд – это знак величейшего блага для Вселенной, распадающейся от неистового греха. Даже сама кара Господня является благом. Она ставит предел неудержимому разлитию зла и таким образом сохраняет от самоуничтожения самих злодеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И только одно христианство признает в человеке тьмочисленное множество страстей и говорит, что мы всецело поражены грехом. Пророк Исайя говорит, что все тело наше изъязвлено ранами и нет ни пластыря, ни елея, ни «обязания», чтобы исцелить его (см. Ис.1:6 ). Так аллегорически изображается наше душевное состояние. Признавая человека погруженным в грех, как бы насквозь пропитанным грехом, израненным в нравственном отношении с головы до пят, христианство в то же самое время предъявляет к нему самые высокие требования. Они полностью соответствуют естественному голосу совести в человеке и подчас призывают даже к тому, к чему не смеет призвать и сама совесть, может быть, из-за того, что она в нас несколько угасла, ослепла и потому не способна видеть все тонкости нашего нравственного состояния. Итак, Евангелие многого от нас требует, ко многому нас призывает и считает, что для человека исполнение этих необыкновенно строгих и возвышенных заповедей не просто желательно, но и необходимо. Читая Евангелие, мы иногда приходим в уныние от того, что нам так много нужно исполнить, что требования к нашей нравственной и духовной жизни столь строгие. Тем не менее Спаситель говорит о возможности исполнения этих требований и дает человеку силы восстать из его нравственного падения. Сегодняшнее евангельское чтение, повествуя о событии действительно произошедшем телесном исцелении Господом расслабленного человека, который многие годы находился в плачевном, отчаянном состоянии, — показывает нам, что Господь Иисус Христос может исцелить, конечно же, и нашу душу. Чудеса исцелений, сотворенные Спасителем, хотя и касаются земного, телесного благополучия человека, но по большей части являются проповедью о том, что человек нуждается прежде всего в спасении души. Избавление же от телесных болезней — это лишь мера, необходимая для того, чтобы мы поверили в возможность нашего душевного восстановления. «Был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» (ст. 1–4). То есть каким бы ни был этот недуг, пусть, с точки зрения медицины того времени, даже неисцелимым, тем не менее человек, погружаясь в воду, исцелялся. Но с некоторым условием: исцелялся тот, кто входил в водоем первым. Только на него действовала благодать воды, возмущаемой Ангелом. Остальные же, не успевшие в нее погрузиться, оставались в прежнем состоянии.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Ис. 21 :15. И ради множества блуждающих, и ради множества мечей, и ради множества натянутых луков и ради множества павших в битве. Ис. 21 :16. Ибо так сказал мне Господь: еще (один) 304 год, равный году наемничьему, и слава сынов Кидарских 305 исчезнет. Ис. 21 :17. И остаток луков у сильных сынов Кидарских будет мал. — Так сказал Господь Бог Израилев. Глава 22 Ис. 22 :1. Видение о долине Сионской. Что с тобою сделалось, что вы теперь все взошли на запустевшие 306 дома? Ис. 22 :2. Город наполнился громко плачущими, но раненные твои ранены не мечем, и мертвые твои убиты не на войне. Ис. 22 :3. Все вожди твои убежали и пленные крепко связаны, а сильные твои далеко убежали. Ис. 22 :4. Посему я сказал: оставьте меня, я буду горько плакать; не усиливайтесь утешать меня в погибели дочери народа моего, Ис. 22 :5. Ибо день мятежа и пагубы, и попрания, и смятение — от Господа Саваофа: в долине Сионской скитаются, от малого до великого блуждают по горам. Ис. 22 :6. А Еламитяне взяли колчаны, и всадники на конях: собрано полчище. Ис. 22 :7. И лучшия долины твои наполнятся колесницами, и всадники заградят ворота твои. Ис. 22 :8. И откроют ворота Иудины, и осмотрят в тот день лучшие дома города. Ис. 22 :9. И откроют тайники домов крепости Давида, и увидят, что их много и что воду старого пруда отвели в город, Ис. 22 :10. И что разрушили дома Иерусалима на укрепление городской стены. Ис. 22 :11. И вы зоготовили себе воду между двумя стенами, — внутренний водоем из старого пруда, а не обратили взоры на Того, Кто создал его сначала и не посмотрели на Устроившого его. Ис. 22 :12. И призвал Господь, Господь Саваоф, в тот день плакать и рыдать, и остричь волоса и препоясаться вретищем. Ис. 22 :13. А они устроили радость и веселие: убивают тельцов и режут овец, чтобы есть мясо и пить вино, говоря: будем есть и пить, ибо завтра умрем 307 . Ис. 22 :14. И известно сие Господу Саваофу, так что не отпустится вам этот грех, пока не умрете. Ис. 22 :15. Так говорит Господь Саваоф: пойди в кущу к Сомнану, домоправителю 308 , и скажи ему:

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Кедронская (Иосафатова) долина опоясывает Иерусалим с севера и востока, отделяя от Старого города Елеонскую гору. Пророк Иоиль (3, 2) указывает на нее как на место последнего Страшного Суда Божия над миром. Кондак, глас 4 Душевными очима ослеплен,/к Тебе, Христе, прихожду,/якоже слепый от рождения,/покаянием зову Ти:/Ты сущих во тьме Свет пресветлый. Водоем с купальней Силоам лежит глубоко внизу, как бы в ущелье. Теперь над ним высится мечеть, устроенная на развалинах христианского храма. Село крови – Акелдама. Монастырь преподобного Онуфрия Великого Евангелие от Матфея 27, 3–10 (Деян 1, 15–19) Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; посему и называется земля та «землею крови» до сего дня. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь. Тропарь преподобному Онуфрию, глас 1 Желанием духовным пустыни достигл еси, богомудре Онуфрие,/и яко безплотен в ней многолетне подвизался еси трудолюбне,/соревнуя пророком Илии и Крестителю:/и от руку ангельску Таин Божественных насладився,/ныне во свете Святыя Троицы купно с ними веселишися.//Моли спастися нам, твою память почитающим. Кондак, глас 3 Сиянием Духа Пресвятаго, богомудре, просвещься,/оставил еси яже в житии молвы,/пустыню же достигл еси, преподобне отче,/возвеселил еси иже над всеми Бога и Зиждителя,/сего ради прославляет тя Христос, блаженнее,//великий Дародатель. На месте, где ныне греческий монастырь преподобного Онуфрия Великого, и кругом по склону горы располагалось Село Крови – та «земля горшечника», которую купили на предательские тридцать сребреников для погребения странников.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Мало в мире душ, просвещенных духом Христовой мудрости, которые, видя соблазн в священнике, не соблазняются о Христе, не искушаются о Церкви, но еще горячее приникают ко Христу, еще пламеннее любят Его. Церковь и с боль­шей ревностью стараются служить Тому, измену Кому видят пред собою. Большинство «верующих» от малейшего соблазна колеблются в вере, не только в Церковь , но даже в Бога, в Его силу и власть. Эти люди бывают легки на отход от Церкви. Это – «младенцы в вере». Нельзя строго судить их. Надо им помогать, их оберегать. Оттого поистине, «кто соблазнит одного их малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» ( Мф.18,6 ). Священство есть великая сила освящения («водоем благодати», по выражению прот.Иоанна Сергиева), но оно может быть и великой силой соблазна мире. Св. Григорий Богослов в прощальной речи к своей пастве просит прощения у пасомых в том, что «он не величался перед ними, не старался соревноваться с вельможами в роскоши, не высился на колесницах, заставляя разбегаться народ, как перед страшным зверем» 244 . Паства осталась к святителю холодна, потому что «она, – говорит святой Григорий, – не иереев ищет, а риторов, не строителей души, но хранителей имуществ». Правильно начатое пастырство, свободное от хитрости и лукавства, получает себе в помощники Промыслителя. О правильном пути пастырского воздей­ствия апостол говорит: «В учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства, мы из усердия к вам восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши» ( 1Сол.2,3,8 ). Священнику вверена не одна только проповедь веры и благочестия, не одно совершение богослужения и Таинств, ему вверены самые души верующих, за которыми он должен наблюдать и вести ко спасению. «Не учить только, но и руководить, что значит взять за руку и вести ко спасению, – говорит епископ Феофан – По какой-то случайности у нас иереи, главным образом, заботятся об исправлении треб. И это должно исправлять со вниманием, но на первом месте должно ставить руководство ко спасению 245 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Мало в мире душ, просвещенных духом Христовой мудрости, которые, видя соблазн в священнике, не соблазняются о Христе, не искушаются о Церкви, но еще горячее приникают ко Христу, еще пламеннее любят Его Церковь и с большей ревностью стараются служить Тому, измену Кому видят пред собою. Большинство «верующих» от малейшего соблазна колеблются в вере не только в Церковь , но даже в Бога, в Его силу и власть. Эти люди бывают легки на отход от Церкви. Это – «младенцы в вере». Нельзя строго судить их. Надо им помогать, их оберегать. Оттого поистине, «кто соблазнит одного их малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» ( Мф. 18, 6 ). Священство есть великая сила освящения («водоем благодати», по выражению прот. Иоанна Сергиева), но оно может быть и великой силой соблазна в мире. Св. Григорий Богослов в прощальной речи к своей пастве просит прощения у пасомых за то, что «он не величался перед ними, не старался соревноваться с вельможами в роскоши, не высился на колесницах, заставляя разбегаться народ как перед страшным зверем» 813 . Паства осталась к святителю холодна, потому что «она, – говорит святой Григорий, – не иереев ищет, а риторов, не строителей души, но хранителей имуществ». Правильно начатое пастырство, свободное от хитрости и лукавства получает себе в помощники Промыслителя. О правильном пути пастырского воздействия Апостол говорит: «В учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства…мы из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши» ( 1Фес. 2, 3–8 ). Священнику вверена не одна только проповедь веры и благочестия, не одно совершение богослужения и таинств, ему вверены самые души верующих, за которыми он должен наблюдать и вести к спасению. «Не учить только, но и руководить, что значит взять за руку и вести ко опасению, – говорит епископ Феофан. – По какой-то случайности у нас иереи, главным образом, заботятся об исправлении треб. И это должно исправлять со вниманием, но на первом месте должно ставить руководство ко спасению» 814 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/l...

Наум 1:12 LXX Так говорит Господь, обладающий водами многими: они расступятся, и слух о тебе более не будет слышан. Этот стих принадлежит Септуагинте 992 . Определение κατρχων δτων πολλν водами может относиться и к Господу, и к городу Ниневии, против которого обращено пророчество Наума. Во втором случае определение выступает как обращение: «О, обладающая водами многими! Но (κα) они расступятся...» Здесь Ниневия рисуется как столица, господствующая на водах; параллели этому представляли бы образ блудницы в Апокалипсисе апостола Иоанна и пророчество Иезекииля против города Тира: «За то, что вознеслось сердце твое и ты говоришь: «Я Бог, восседаю на седалище Божием, в сердце морей», и будучи человеком, а не Богом, ставишь ум твой наравне с умом Божиим...» ( Иез 28:2 ). Из последней цитаты видно, что именно ум Бога дает Ему господство на водах. Поэтому достаточно одного повеления от Бога, чтобы вода повела себя не так, как ожидает от нее человек. Что Ниневия будет разрушена наводнением, одинаково утверждается в МТ и LXX ( Наум 1:8 ). Но версия Септуагинты более внимательно рассматривает эту мысль – как в процитированном ст. 1:12, так и в ст. 2:8, который представляет особый интерес для онтологического анализа: «И Ниневия – как водоем воды ее, но они [т.е. сокровища города] побежали и не остановились, и никто не уследил». Сокровища, награбленные Ниневией, ведут себя как вода, для которой характерно движение и непостоянство. Гибель города сравнивается с прорывом плотины. В связи с этим можно отметить, что обладание водами многими (Ниневия, Тир, Вавилон, апокалипсическая блудница) – это характеристика попытки удержать неудержимое, т.е. обогатиться сверх меры, забыв о потенциальной неисчерпаемости материи, лежащей в основе творения. Поэтому гибель обогащающихся описывается как внезапный катаклизм, прорыв и и и сердца ( Наум 2:10 ) 993 . Соответственно, власть Бога над водой описывается не только как способность ее «умиротворения», но и как сила удержания, и не только удержания в каких-то пределах, но и собирания в какие-то емкости; так, в одном месте действие Бога сравнивается с кузнечным мехом: «Он собирает, как мех, воды морские и полагает их в сокровищницах бездны» ( Пс 32:7 ). Бог способен также иссушить море и превратить реки в пустыню, а небеса, наоборот, облечь мраком и покрыть «вретищем» ( Ис 50:2–3 ). В одном из текстов Бог Сам «возмущает глубину морскую» ( Пс 64:8 LXX). Волнение моря (, σαλεω) может описываться как выражение ликования, наряду с рукоплесканием рек, и ставиться в параллель такому же выражению чувств народов земли ( Пс 97:7–8 ). Оно также может символически отображать реалии эсхатологического времени, как в молитве пророка Аввакума.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010