В одном из монастырей, построенных Венедиктом около своего по всем направлениям, был некоторый монах, который не мог стоять на молитве; но как только братия начинали молитвенное упражнение, он выходил вон и с рассеянным умом занимался чем-нибудь земным и пустым. Часто увещевал его настоятель и, не видя успеха, привел, наконец, к человеку Божию, который также сильно укорял его за глупость. Но, возвратившись в монастырь, монах два только дня послушен был увещанию человека Божия, а на третий день опять обратился к прежнему обыкновению: начал блуждать во время молитвы. Когда настоятелем монастыря донесено было об этом рабу Божию, он сказал: «Я приду и сам исправлю его». Венедикт пришел в тот монастырь и в назначенный час, по пропетии псалма, братия предались молитве. Св. человек тотчас увидел, что монаха, который не мог стоять на молитве, какой-то черный мальчик тащил вон за край одежды. Тогда он тайно сказал настоятелю монастыря, по имени Помпеяну, и служителю Божию Мавру: «Неужели не видите, кто этого монаха тащит вон?» – «Нет», – отвечали они. «Помолимся же, – сказал он, – чтобы и вы видели, за кем следует этот монах». После двухдневной молитвы монах Мавр увидел, а настоятель монастыря Помпеян не мог видеть. В следующий день, по окончании молитвы, человек Божий нашел того монаха, стоящего вне собрания, и ударил его розгою за слепоту его сердца. С того дня монах никакого искушения со стороны черного мальчика не испытывал, но стоял неподвижно в молитвенном упражнении. Таким образом, древний враг не смел владычествовать над его помыслами и как бы сам поражен был розгою. Глава пятая. О воде, изведенной молитвою Венедикта из скалы на вершине горы. Из монастырей, построенных им в том месте, три находились на горных вершинах, и братии очень трудно было всякий раз сходить на озеро, чтобы почерпнуть себе воды, а особенно страшно и опасно было сходить с нависшей скалы. Поэтому все братия тех трех монастырей, пришедши к рабе Божию Венедикту, говорили: «Нам трудно каждый день сходить на озеро за водою; надобно перенести монастыри с этого места». Он отпустил их с утешением, и в ту же ночь, с мальчиком по имени Плацидом, о котором я выше упоминал, взошел на вершину горы и долго молился там. По совершении молитвы, он означил то место тремя камнями, положенными на нем, и возвратился в свой монастырь никем не замеченный. Когда же на другой день упомянутые братия снова пришли к нему говорить о воде, он сказал: «Идите и немного продолбите ту скалу, на которой найдете три камня, положенные один на другой: силен всемогущий Бог и из этой вершины горы извести воду, чтобы избавить вас от таких затруднительных путешествий». Они, пришедши на скалу горы, указанную Венедиктом, увидели, что она уже источала воду. Когда выдолбили в ней водоем, то он тотчас наполнился водою, которая вытекала в таком изобилии, что даже и ныне изливается в большом количестве и течет вниз с вершины горы. Глава шестая. О железе, из глубины водной возвращенном на рукоять.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

33 Источник (или водоем) силоамский находился на юго-восточной стороне Иерусалима. Он соединяется посредством канала с другим, лежащим несколько выше его источником Пресвятой Девы, который называется так потому, что по преданию Св. Дева ходила сюда за водою, и вместе с этим последним наполняется водою, вытекающею из под горы Сиона, возлюбленной Богом ( Пс. 77:68 ), на которой обитал Сам Бог ( Пс. 8:18 ) и где стоял дворец Давида, возлюбленного и избранного Богом царя ( Пс. 77:70–72 ). Название этого источника силоамом значит послан ( Ин. 9:7 ), подраз. – из земли Богом жителям Иерусалима, которые утоляли из него жажду. Источник этот, как немноговодный, имел течение тихое, спокойное. По этим чертам воды силоамского источника в переносном смысле служили для иудеев образом или символом домашней силы или помощи против врагов, получаемой на Сионе, т. е от Бога чрез поставленных Им царей из дома Давидова, которым обещана была вечная милость и непоколебимое царство ( 2Цар. 7:16 ). Отсюда становится ясным, почему не восхотевшие воды силоамли тикущия тисе заслуживали такого наказания каким угрожает им пророк от имени Божия. 34 Вместо слов пророка и прочии при море живущии у ев. Матфея сказано кратко путь моря. В том и другом случае море разумеется Галилейское, иначе называемое озеро Генисаретское или Тивериадское Не вполне ясное выражение евангелиста путь моря, нужно, по объяснению святого Ефрема Сирина , понимать так «путь моря – это не берег морской, но те земли израильтян, чрез которые лежит путь к морю из мест, лежащих внутри земли Обетованной». 39 Что здесь речь о правителях именно вавилонских, это видно как из того, что главный предмет настоящего пророчества есть Вавилон (см. 1 ст.), так и из дальнейшего. 41 «Для смертных по величию страха помрачится все и самое солнце, и луна, и блистающие звезды покажутся потерявшими свет свой» (бл. Иероним). 42 Злато нежженое (τ πυρον) – это то же, что золото, которое не подвергалось расплавлению с целью очищения от сторонних примесей, как чистое и потому не нуждающееся в очищении, «но с первого взгляда удостоверяющее о себе, что оно доброкачественно» (св. Василий Вел.), след. лучшего достоинства. Камень иже от суфира – это драгоценный камень, привозимый из Офира. «Суфиром же (или Софиром – 3Цар. 9:28 , или Офиром – 3Цар. 22:48 ), говорит святой Василий Великий , наименована некоторая страна у индийского народа, в которой родятся драгоценные камни».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

В нижнем интересном отделении паровой водокачки; рядом в соседней комнате находится акварий для искусственного разведения рыб. Обе комнаты темны, так что едва можно было что разобрать. В акварий нам показывали разные приборы искусственного разведения рыб. К сожалению, мы были как раз в то время, когда ни акварий, ни водокачка не действовали, а говорят, из этого аквария каждой весной выпускают в монастырские проливы до 40 тысяч рыбок. Мы перешли в коровник. Коров не было. В коровнике замечательно чисто. Пол устроен окатом для лучшей очистки. Среди самого двора во всю громадную длину тянутся рельсы для перевозки теплой воды. Очень интересно устройство яслей. Они устроены над полом, как раз в том месте, откуда прямо в ясли сверху ссыпается сено или солома. Объедки, из яслей механически скатываются вниз под ноги корове. Тут же в яслях устроен маленький водоем для питья. Мы перешли на верхний этаж, где хранится корм. Немного его лежало только в углу, так что весь громадный светлый зал, отполированный соломой, просто блестел своей чистотой. Рядом с коровником находится громадный не то погреб, не то подвал. Внутренность его глубоко выложена плитняком. На дне видна была грязная вода и слышало запах испортившейся старой капусты. Когда мы справлялись о назначении этого помещение, то оказалось, что в нем прессуют корм скотине. Корм состоит главным образом из капусты, посыпанной солью, рубленой соломы и других продуктов Валаамской Флоры. Обратно приехали в монастырь часов в 5½. Чтобы не тратить время даром, решили сходить на летний молочный двор. Туда шли пешком версты 3–4 по прекрасно устроенной дороге. Прогулка сосновым лесом в ясный июньский вечер была истинным наслаждением. Дышалось всем легко, все чувствовали себя хорошо. Пришли. Молочный двор построен на самом берегу озера. Дома стоят на граните, который, постепенно понижаясь, уходит легким скатом в озеро. Здесь нас хорошо угостили монастырским молоком и маслом с хлебом. Такого прекрасного масла редко кто из нас пробовал. Все питались с увлечением, свойственным путникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Они сидели подле стен и в дверях домов, не желая вникать в мысль пророка, но взаимно убеждают себя и говорят: приходите и послушаем, какое слово исходит от Господа, и так приходят, как если бы собирался народ в церковь Божию, и садится пред тобою народ Мой, называющий себя Моим, но не желающий исполнять того, что слышали. Таковые кажутся мне подобными тем, кои восторгаются театральным пением и слушают или трагиков или комиков и в этом находят наслаждение, так что, ушедши от тебя, они твердят и повторяют то, [что слышали], и прельщаются приятными звуками. И будут слушать, говорит, слова твои, но не будут исполнять их. До сего времени в церквах есть много таких, которые говорят: приходите, послушаем того или другого, который говорит с необычайным красноречием, и они аплодируют, и кричат, и хлопают руками, и когда они узнают об исполнении того, к чему они не оказали внимания на деле (ибо необходимо должно исполниться то, что предвещает пророк словами Бога), тогда они начнут подтверждать это и узнают, что все, слышанное ими, было речью не человека, а Господа, который говорил чрез пророка и церковного мужа.    В латинском языке слово arbor (дерево) женского рода.     Georg. I, 468.    Слово locus означает яму или ров, служащий для скопления воды, всякое вместилище воды, водоем (цистерну) и озеро.    Ученики Руфина. Книга одиннадцатая    Одиннадцатая книга толкований на Иезекииля в последней части своей будет заключать пророчество на Гога и Магога и будет простираться до начала речи о городе, расположенном на горе, и о храме, находящемся на ней. Если Господь поможет и откроет Свои тайны и если вследствие этого я буду в состоянии довести ее до конца, то мне долго и много придется колебаться: должен ли я наложить руки на духовный храм, или прямо сознаться в незнании, тем более что относительно истолкования его и у иудеев и у нас хранится великое молчание, так как одни полагают, что он будет построен в будущем времени, а другие хотя благонамеренно, но неумело утверждают, что все излагаемое имеет духовный смысл, но как следует истолковывать эти духовные предметы, этого они не знают.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Владимира Ештокина Обязательно ли окунаться в прорубь на Крещение? 2 мин., 14.01.2019 Окунаться в прорубь на Крещение совершенно необязательно. Крещенские купания – это всего лишь традиция, некое радостное дополнение, создающее особую атмосферу. Главное на Праздник – это молитва и встреча с Господом через Причастие, и только в соединении с Церковными Таинствами купание в проруби может иметь смысл. 19 января верующие вспоминают одно из важнейших событий Евангельской истории – Крещение Господа нашего Иисуса Христа пророком Иоанном Предтечей. И любой водоем – море, речка, озеро, ручей, источник – в этот день символизирует реку Иордан, в воды которой вошел Спаситель почти две тысячи лет назад и над водами которой произошло Богоявление: Дух Святой показался в виде голубя, а Бог-Отец громогласно сообщил с небес всем свидетелям, что перед ними Его Сын. Окунаясь в воду, христианин, как и в день своего собственного крещения, как бы вновь говорит: «я с Тобой, Господи! верую!» – и просит у Бога благословения. Но неверно считать, что крещенская вода способна «смыть» все грехи. Избавление от грехов возможно лишь через труд покаяния, работу над собой и молитву. Для большинства жителей России купание на Крещение – довольно экстремальное действие, так как окунаться приходится в ледяную воду. Необходимо реально оценивать свое состояние здоровья и физические возможности. Многие из тех, для кого Крещенские купания уже стали многолетней традицией, говорят о неповторимых ощущениях и радости. Но нужно понимать, что нет никакой «качественной» или «количественной» разницы у благодати, которую люди могут почувствовать искупавшись в проруби, просто умывшись на источнике или попив святой воды, которую, кстати, в дни Крещенского Сочельника и самого Праздника – 18 и 19 января – можно пить не только натощак, как принято в другое время года, а без всяких ограничений. Решая же для себя вопрос, окунаться ли на Крещение, стоит помнить, что важен не обряд, а глубина веры и желание приблизиться ко Христу.   Читайте также: Купание в проруби полезно только в соединении с молитвой и богослужением, – епископ Якутский Роман На Крещение гораздо важнее прийти в храм, чем окунуться в прорубь, – митрополит Иларион   На заставке: фото Владимира Ештокина   Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/obyazatelno-li-okunatsya-...

Состоялась премьера фильма " Сестрорецкому Иордану - 15 лет " января 2019 О возрождении в новой России массовых крещенских купаний напоминает фильм " Сестрорецкому Иордану -15 лет " , премьера которого состоялась 19 января на телеканале " Союз " . Именно в Сестрорецке в 2004 году был впервые освящен самый большой крещенский водоем Санкт-Петербурга - озеро Разлив. А жители города увидели на центральных улицах не всем тогда еще понятные указатели " На Иордан! " Появление Богоявленской общины изменило лицо Сестрорецка, повлияло на его общественный климат. Статус праздника Крещения Господня из приходского повысился до городского, а сестрорецкий Иордан стал местной достопримечательностью. Многих привлекало народное гуляние с концертом и армейской кашей. Но организаторы не упускали и миссионерский аспект: далеким от Церкви людям разъясняли духовный смысл события. Небывалый интерес к нему проявили СМИ. Идея освятить Разлив, что называется, витала в воздухе. " В этом озере истории больше, чем воды, - образно говорит автор фильма архимандрит Гавриил (Коневиченко) . - Здесь брала начало река ненависти, разлившаяся кровавым мутным потоком по всей России " . В советское время берега озера превратились в " мемориальную зону " . Летом 1917 года здесь прятался от царской полиции Ленин. У шалаша зрела революционная идея, здесь решалась судьба царской семьи и был подписан смертный приговор миллионам русских людей. В годы коммунистического безбожия на сестрорецкое " капище " возили сотни тысяч экскурсантов. Это было второе после Мавзолея место поклонения " вождю пролетариата " . Поистине историческим стал день 19 января 2004 года, когда из храма великомученика Пантелеимона в Тарховке был совершен первый крестный ход на сестрорецкий Иордан. В то время это был первый возродившийся храм вблизи озера: все святыни стали жертвами " зачистки " под ленинский мемориал. Божиим промыслом у озера на месте, к которому направлялось молитвенное шествие, через шесть лет всенародной очистительной молитвы вырос храм святых апостолов Петра и Павла .

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

В сан иерея его рукополагал митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен, будущий Патриарх Московский и всея Руси. Было это 22 октября 1967 года за Божественной литургией в Богоявленском патриаршем соборе Москвы. Назначен он был в Ильинскую церковь села Мамоново, где прослужил 18 лет. С матушкой они прожили, по его словам, «куда иголка, туда и нитка». Оба впоследствии приняли монашеский постриг. — На одном званом обеде матушку хотели посадить с краю, а я говорю: «Моя матушка — моя правая рука». Мир в семье по большей части зависит от жены. Что посеете, то и пожнете. Вначале похвали мужа, а потом уже скажи: а вот это неверно, — учил иеросхимонах Зосима. Крепкая вера батюшки дала добрые плоды и в семье. Его сын Владимир принял монашество, служил как иеромонах на московском подворье Троице-Сергиевой лавры, был настоятелем собора Рождества Христова в Хабаровске. Ныне он епископ Николаевский Аристарх, викарий Хабаровской епархии. «Так вот я этим бульдозером и оказался» Однажды батюшке, тогда еще Петру Яцурину (будущему иеросхимонаху Зосиме), приснился сон: храм, а рядом водоем, загон для скота, грязь, и бедные коровы ходят все в грязи. И он подумал: вот, надо бульдозер нанимать, чтобы всё вычистить. Через неделю его вызывает епископ и назначает в другой храм. — Приехал я туда и вижу всё точь-в-точь, как во сне, — и храм, и озеро. И когда я стал исповедовать, то через каждые три женщины были такие, которые делали аборт. Вначале я подолгу исповедовал их по отдельности. Настает время Причастия, а у меня полсотни исповедников. И я, чтобы не затягивать службы, просил тех, кто делал аборты, отойти в сторонку. Собираю их и разговариваю с ними. Так вот я этим «бульдозером» и оказался. — Часто вас благодарили — за службу, за помощь? Батюшка ответил, как всегда, лаконично: — Я жду от Бога благодарности. «Не сталкивать с лестницы, а помогать друг другу взойти на нее» — Есть ли рецепты, как стать добрым? — Молиться и просить Божию Матерь и Спасителя. Он говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Мы должны помогать друг другу: не сталкивать с лестницы, а помогать друг другу взойти на нее.

http://pravoslavie.ru/100969.html

Ibid. р. 321; стр. 93–94. Местоположение Великой лавры и Кастеллийской киновии указано выше. Новая лавра Св. Саввы, названная так в отличие от Ветхой лавры Харитона Исповедника, первым игуменом которой был Иоанн Грек, лежала к югу от этой последней к Фекойскому потоку (Cotelerii t. Ill, р. 272; Пал. пат. в. 1, стр. 50). Шик, на основании приведенного у Тоблера известия из 12-го в. о монастыре Дионисия, отождествляет этот последний с «новою» лаврою помещением ее в вади ел- " Аррубъ (см. карту Иуд. Пуст., к ст. Die alten Lauren s. 39). Фюррер u проф. Помяловский помещают эту лавру в хирбет-ел-Кусеир при соединении вади Макта ед-Джусс и вади ел-Му аллак (Пал. пат. в. 1, стр. 50, прим. 2, см. карту Палестины изд. Прав. Пал. Общ.; Nachtrag. S. 235). Лавра семиустная, основанная мон. Иаковом, была разрушена по приказанию патр. Илии, и в пяти стадиях от неё, к северу, Св. Савва воздвиг новую, на месте, приобретенном у некоего Зенагона, жителя селения Витавудис (Абу Дис) и назвал ее тоже семиустной. Расстояние её от лавры Саввы определяется (Cotelerii. t III, р. 238–280; Пал. пат. в. 1, стр. 58–60) в 15 стадий, а по Метафрасту в 50 стадий. Рисс, принимая расстояние озера семинустного от пещеры Св. Саввы, какое указывается у Метафраста, считает водоем царицы Евдокии близь хирбет ел-Му-рассас (Абу Себа Абваб, т. е. отец семи устьев) и семиустное озеро за одно и то же и лавру семиустную полагает в нынешней палестинской местности хирбет и бир Зеннаки (земля Зенагона) вблиэи Абу Дйса (Das Enthymins kloster... and die Laura Heptostomos in der wüste Juda. S, 228–231). Пещерная киновия (τ το σπηλαου κοινβιον), первым настоятелем которой был Павел, подвижник великой лавры, находился в 15 стадиях к западу от Кастеллия (Mert) (Cotelerii. р. 276–277; Пал. пат. в. 1, стр. 54–55; De S. Joanne, р. 233: Пал. пат. в. 3, стр. 9, 14), в северном утесе; ей вполне соответствует нынешняя местность Кеттар, в которой Шик несправедливо полагает монастырь Мартирия (Schick-Marti. Die alten Lauren. S. 24; Furrer. Nachtrag... S. 235). Киновия блаж. Занна, устроенная братьями и подвижниками Занном и Вешамином, при помощи Св. Саввы, находилась в 15 стадиях к эападу от великой лавры (Cotelerii. t. Ill, р. 886; Пал. пат. в. 1, стр. 63). Палестинская местность дёр ес-Сенне, в которой указывают киновию Занна Фюррер (Nachtrag... S. 19) и проф. Помяловсвдй (Пал. пат. в. 1, стр. 63 прим.), отстоит слишком далеко от лавры Саввы, чтобы можно отождествить ее с киновеей Занна. Киновия Схолярия (названа так по имени первого её настоятеля – ученика Саввы Освященного Иоанна Византийца из воинского отряда схоляриев основана Св. Саввою на той горе, где некогда устроена была имп. Евдокиею башня, то есть на джебель ел-Мунтар (Cotelerii. t. III р. 279–280, Пал. пат. в. 1, стр. 57–58, cp. Furrer. Nachtrag... S. 235).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Под вечер встретил нас настоятель знаменитого монастыря Тисмана 730 , и мы сошли у реки Тисманы, по обоим берегам которой лежит большой базар, угодье этого монастыря, свободный от податей. Приблизившись к нему, мы увидели монастырь, который расположен среди долины на двух выступах горы и окружен большими горами и лесами. Доступ к нему подобно как к монастырям Козия и Быстрица: нет иной дороги, кроме этой, идущей по средине реки, которую мы несколько раз переехали, вступив в большую теснину и поднимаясь к месту, где лежит монастырь. С этих гор быстро несутся многочисленные ключи, в виде речек, образуя большую реку на дне долины, где идет дорога к монастырю. Прежде чем достигнешь первых ворот монастыря, видишь над ним в горе келью отшельника и подле нее маленькую церковь , во имя св. Антония Великого ; тут есть хелештеу, озеро для рыбы, в которое также течет с гор источник. Мы поднялись в монастырь лишь с большим трудом, вследствие быстрого течения упомянутой реки и множества деревьев и камней, кои она уносит с вершины горы во время дождей и постоянно выбрасывает их (на берега). Обогнув все монастырское строение, мы поднялись к первым железным воротам по узкой, искусственной тропинке. Здесь протекает по желобу источник воды. Над воротами множество бойниц, так как это огромная башня. Пройдя вторые ворота, также железные, с колокольней над ними, мы вошли в великую церковь , во имя Успения Владычицы. Это – превосходное, крепкое здание с двумя высокими куполами: один над нарфексом, а другой над хоросом, оба восьмиугольные. Церковная ризница помещается снаружи, справа от алтаря. Перед церковью течет по желобу чудесная вода, выходящая из пещеры под горой, где кладовые монастырские, то есть запасы солений. На пути к ним врыт в землю водоем, где держат наловленную рыбу, пока она не понадобится. Затем вода проходит мимо дверей кухни, а часть в бинимча (пивницы) монастырские, служащие для охлаждения сосудов с вином и сохранения всего потребного из овощей. Часть воды отведена в отхожие места, а остальная направляется к удивительной маленькой мельнице, которая постоянно в движении и мелет все потребное монахам (зерно), без всякого труда (с их стороны).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это «тщательное исследование» и все, «по порядку» описываемое как раз и определяют главнейшую особенность Евангелия от Луки – то, что в нем все исторические точно и хронологически последовательно. Именно в этом смысле мы можем утверждать, что при выяснении хронологических проблем в Четвероевангелии обычно предпочтение отдается евангелисту Луке, поскольку он сам определяет для себя эту цель как достаточно важную. В третьем Евангелии мы находим очень четкое и точное употребление географических терминов. Классическим примером этого является, что, помимо трех прочих евангелистов, Лука так же упоминает об огромном водоеме в Галилее. Но если Матфей, Марк и Иоанн называют его все-таки морем – Галилейским или Тивериадским – то Лука точно определяет его как Генисаретского озеро, что более точно с географической или некой практической точки зрения, потому что это водоем с пресной водой. У Луки называется немало мест, поселков, городков, которые впервые употребляются только в этом Евангелии, и нигде больше, ни в книгах Нового, ни Ветхого завета, мы их не найдем. Интересно, что иногда даже возникали текстологические попытки разрешить эти упоминаемые места. Ориген, живший в середине III столетия и прекрасно знавший древнюю Палестину, или блаженный Иероним, который жил уже во второй половине IV столетия и тоже хорошо знал Палестину, читая, например, о таких местах, как Наин и град Иудов, недоумевали, что это за места, так как не знали их и иногда даже провоцировались на то, чтобы заменить их в тексте на более известные, употребительные названия. Интересная особенность, которую надо отметить, – это то, что в третьем Евангелии встречаются медицинские термины, что говорит о том, что автор, по крайней мере, знаком с врачебным искусством. Классический пример – то, как евангелисты описывают исцеление Христом Петровой тещи. Это событие есть и в Евангелии от Матфея, и в Евангелии от Марка. Если Матфей и Марк для болезни, от которой Христос исцеляет тещу, применяют термин, переведенный на славянский и русский языки как «горячка», то Лука употребляет термин, который на русском языке означает тропическую лихорадку. Иными словами, он ставит теще диагноз болезни, от которой Христос ее исцеляет.

http://academy.foma.ru/tag/istoriya-napi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010