«Потоки вод изливает око мое о гибели дщери народа моего». «Око мое изливается и не перестает, ибо нет облегчения». «Воззри, Господи, и посмотри, кому ты сделал так, чтобы женщины ели плод свой, младенцев, вскормленных ими? чтобы убиваемы были в святилищах священники и пророки». «Дети и старцы лежат на земле по улицам; девы мои и юноши мои пали от меча, Ты убивал их в день гнева Твоего, закалал без пощады». «Ты созвал отовсюду, как на праздник, ужасы мои, и в день гнева Господня никто не спасся, никто не уцелел »... Никак не высвободишься из царства гробов, не отряхнешь могильных воспоминаний! Опять приходится опускаться в подземный мир. Это последние и самые замечательные могилы Иерусалимской истории, – так называемые гробницы царей. О них написана целая литература, и все-таки никто не решил, чьи именно эти могилы. Гробницы царей находятся с версту расстояния от северной стены Иерусалима, среди поля, на половине дороги от Дамасских ворот к русским постройкам. Скалистый овраг неожиданно расступается под вашими ногами, и вы сходите вниз по широкой лестнице, по многочисленным мраморным ступеням которой льется сплошною скатертью прозрачная, как слеза, вода. Вы едва омочите в этой воде подошвы своих сапог, а потому смело можете спускаться в мраморный водоем, собирающей на дне этого высеченного в скалах убежища ключевую воду. Водоем прячется под темным навесом скалы, а открытая лестница вся залита солнцем. Из этого оригинального колодца, в глубине его, идет налево проход в другой обширный провал, образующий собою что-то в роде двора с искусственно обделанными высокими стенами скал. Стена к стороне Иерусалима застроена обширным каменным притвором старинной архитектуры, с уцелевшими скульптурными изображениями на карнизе. Несколько арабских и еврейских семейств отдыхали на ковриках в тени притвора, и хорошенькие, черноглазые девушки с любопытством смотрели на нас из-за широких спин и тюрбанов своих бородатых родителей. Мы побеседовали с помощью драгомана с этими восточными богомольцами, и один из них взялся нас свести в усыпальницы царей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Скрытые кладовые» – это подземные погреба на полях, куда прятались запасы хлеба. Они могли быть невдалеке от Массифы. Иер.41:9 .  Ров же, куда бросил Исмаил все трупы людей, которых он убил из-за Годолии, был тот самый, который сделал царь Аса, боясь Ваасы, царя Израиль­ского; его наполнил Исмаил, сын Нафании, убитыми. Гнусность поступка Измаила заключается в том, что он сделал упомянутый водоем нечистым, завалив его трупами. – «Из-за Годолии» – LXX здесь читали правильнее: вместо Godoliah – gadol – великий. Перевести нужно так: «Ров же, куда Измаил бросил убитых, был великий ров, который» и т. д. Иер.41:11–18 . Когда Иоанан, один из военачальников, собрал около себя достаточное количество иудеев, чтобы сразиться с злодеем Измаилом, этот последний убежал к Аммонитскому царю. Оставшиеся иудеи, из боязни пред халдеями, решили все уйти в Египет, где надеялись остаться в безопасности. Иер.41:12 .  взяли всех людей и по­шли сраз­иться с Исмаилом, сыном Нафании, и настигли его у больших вод, в Гаваоне. «В Гаваоне» (нынешний Эль-Джиб) и теперь еще имеется большой водоем, который в прежнее время получал воду из ближайшего источника (большие воды). Сюда повернул Измаил, направляясь за Иордан. Иер.41:17 .  и по­шли, и остановились в селе­нии Химам, близ Вифлеема, чтобы уйти в Египет «Химам» – место неизвестное. Имя Кимгам (по евр. тексту) встречается, впрочем, во 2Цар 19.38 и сл.. Тут назван так сын верного Давиду Верзеллия, который и мог быть награжден особым участком около Вифлеема. Здесь иудеи остановились, чтобы собрать запасы для путешествия в Египет. Иер.41:18 .  от Халдеев, ибо они боялись их, по­тому что Исмаил, сын Нафании, убил Годолию, сына Ахикама, которого царь Вавилонский по­ставил начальником над страною. Оставшиеся после Годолии начальники особенно боялись халдеев, потому что убийца Годолии – Измаил принадлежал к их обществу и его преступление халдеи могли признать совершенным по тайному уговору всех начальников иудейских. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с./Книга пророка Иеремии. 426-612 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Созерцание Да созерцаю Вознесение Господа Иисуса, а именно: 1) как поклонились Ему ученики; 2) как возвращаются они в Иерусалим с великой радостью. Проповедь об источнике живой воды и о сухом колодце Подивитесь сему, небеса... говорит Господь. Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды . Иер.2:12. 13 Сказано ли это только о том [времени] или и о сегодняшнем? Конечно, и о сегодняшнем. Относится ли это только к народу еврейскому или же и к нашему народу? Разумеется, и к нашему народу. Как не убий, не укради, не лжесвидетельствуй заповедано не только для того времени, но и на все времена, и не только для еврейского народа, но и для всех народов, так и это. И это действует и сегодня, и всегда для всякого народа и для каждого человека, который поворачивается спиной к источнику живой воды во дворе своем и копает [иной] водоем, чтобы пить из него дождевую воду. Источник живой воды – это Сам Господь; Источник неиссякаемый, обильный и сладкий. Колодец же – любое человеческое дело, творимое вопреки Богу и Божиему закону; дело, от которого люди чают прогресса, и счастья, и утоления своего голода и жажды. Такие водоемы суть и безбожие, и сребролюбие, и чревоугодие, и разврат, и властолюбие, и тщеславие, и идолопоклонство, и ворожба, и всё прочее, где диавол – советчик, грех – землекоп, а ложная надежда – водонос. Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь [в серб. букв.: ...и разрушьтесь. – Пер.], говорит Господь ( Иер. 2:12 )! До какой степени обезумел человек, что начал покидать воду живую и копать водоем в горящих угольях, которые еще больше распаляют его жажду! О братья, и наш народ сделал два зла: забыл он Господа как Источник всякого блага и пошел искать себе добра во зле и через зло. Можно ли найти воду в огне? И пшеницу в песке? Нельзя, братья, никак нельзя. И еще меньше можно отыскать мира, и счастья, и удовольствия, и радости, и жизни, и какого бы то ни было другого блага в кладезях греха и безбожия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

10 . И что разрушили дома Иерусалима на укрепление городской стены. 11 . И вы заготовили себе воду между двумя стенами, – внутренний водоем из старого пруда, а не обратили взоры на Того, Кто создал его сначала и не посмотрели на Устроившего его. 12 . И призвал Господь, Господь Саваоф, в тот день плакать и рыдать, и остричь волоса и препоясаться вретищем. 13 . А они устроили радость и веселие: убивают тельцов и режут овец, чтобы есть мясо и пить вино, говоря: будем есть и пить, ибо завтра умрем 337 . 14 . И известно сие Господу Саваофу, так что не отпустится вам этот грех , пока не умрете. 15 . Так говорит Господь Саваоф: пойди в кущу к Сомнану, домоправителю 338 , и скажи ему: 16 . Что ты здесь, и что у тебя здесь? Что ты вытесал себе здесь гробницу и приготовил себе на возвышенности могилу, и на камне вытесал 339 себе жилище? 17 . Вот теперь Господь Саваоф извергнет и сотрет мужа, и отнимет украшение твое и венец твой славный. 18 . И бросит тебя в страну неизмеримо великую, и там умрешь: и сделает пышную колесницу твою позорною, а дом князя твоего презренным. 19 . И будешь свергнут с места твоего и с положения твоего. 20 . И будет в тот день: призову раба Моего Елиакима, сына Хелкиина. 21 . И одену его в наряд твой, и венец твой дам ему, и власть (твою) 340 и твое управление домом дам в руки его; и будет он отцом для жителей Иерусалима и для живущих в Иудее. 22 . И дам ему славу Давидову, и будет он владычествовать, и никто не будет противоречить ему; и ключ дома Давидова возложу на рамена его: отворит он, и никто не затворит, запрет, и никто не отворит. 23 . И поставлю его князем на верном месте, и будет он седалищем 341 славы для дома отца своего. 24 . И будут надеяться на него все славные в дому отца его, от малого до большого, и будут уповать 342 на него. 25 . В тот день, так говорит Господь Саваоф, подвигнется человек, стоящий твердо на месте верном, и будет снят, падет и погибнет слава, которою он пользовался, потому что Господь сказал 343 . Читать далее Источник: Книги Ветхого Завета в переводе П.А. Юнгерова. Большие пророки. – Москва : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. - 725 с./Книга пророка Исаии. 13-213 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

169 Под ветхой одеждой и далее под ветхими мехами разумеется Ветхозаветное учение. Новая же одежда и мехи новые изображают собою учение Иисуса Христа и новую жизнь в основанном Им Царстве. 170 То есть Пасха, с которой начинался второй год благовествования Иисуса Христа о Царствии Божием 171 Овечьими воротами назывались те ворота в стенах Иерусалима, чрез которые в храм прогоняли овец и других животных для приношения в жертву Богу. От Овечьих ворот и купальня называлась Овечьей. Называлась она еще Вифездою, то есть домом милосердия, так как, при возмущении воды ангелом, сходившие в нее больные получали исцеление. Овечья купальня представляла из себя небольшой водоем, имевший, вероятно, источники. 172 Больной, исцеленный Иисусом Христом, был, несомненно, расслабленный, так как он не мог ходить и спуститься в купальню без посторонней помощи. 173 Фарисеи, делавшие все на показ, искажали заповедь Господню о субботе. В субботу они запрещали не только заниматься неотложными житейскими делами, но и творить дела милосердия. Поэтому они преследовали Иисуса Христа за то, что Он творит чудеса в субботу. 179 и проч. – по-русски: «Наступает время, в которое все находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения». 180 и проч. – по-русски: «Дела, которые Отец дал Мне совершить самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня». 181 Здесь разумеется суббота, которая следовала после Пасхи и праздника опресноков, продолжавшегося семь дней. 182 Фарисеи обвиняли учеников Иисуса Христа не в том, что они срывали колосья, а в том, что они это делали в субботу. 184 Здесь Господь говорит, что суббота установлена для отдохновения от обычных трудов и для служения человека Богу. 185 Как понимали это фарисеи, требуя от людей, чтобы они отказывались в субботу от всякой деятельности и даже от дел милосердия. 186 Значит, Иисус Христос, как Господь, может изменять несовершенное учение закона Моисеева о субботе и тем более не признавать учения о субботе фарисеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svyashe...

377 Глубокую любовь свою к закону Божию Давид выразил в псалме 118: «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем». Псалом 100-й изображает правила суда и милости, которыми Давид руководствовался в отношении к своим подданным: «Милость и суд буду петь. Дело преступное я ненавижу. Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню. Кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне. С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев» 378 Давид имел постоянное войско, состоявшее из 12 «дивизий», из которых в каждой было по 24000 человек, и каждая состояла на службе один месяц в году (1 Парал. 27) 379 Поразив моавитян, Давид положил их в ряд на землю и смерил веревкой, и отмерил две веревки на умерщвление, а одну веревку на оставление в живых, то есть две трети их предал смерти, а одну треть оставил в живых и сделал своими рабами, платящими дань. Такая казнь постигла моавитян за их нечестие и развращение 381 Евреи считали бороду лучшим украшением мужчины и умащали ее благовонными мазями. Касаться чужой бороды считалось оскорблением. Брались за чужую бороду только целуясь. Обрить ее другому было признаком рабства или посмеяния. Брить себе бороду было запрещено, потому что это было одним из видов языческого богослужения. Рвать себе бороду считалось выражением великой горести 382 Дворцы и дома богатых людей обыкновенно строились четырехугольником, в средине которого был внутренний двор, представлявший гостиную и приемную, окруженную галереями, обсаженную деревьями, вымощенный мрамором, имевший посредине фонтан или водоем для охлаждения воздуха и омовений. Двор был открыт сверху, но в случае ненастья его закрывали кожами, полотном, досками. На дворе устраивались праздники и семейные беседы. С улицы во двор вела дверь или ворота, а со двора уже были двери в комнаты. Задние комнаты предназначались для женщин и детей. Комнаты снабжены были столами, стульями, софами, диванами, коврами, подушками. Постельные места украшались иногда слоновой костью. Крыша домов устраивалась плоская, устилалась черепицей или камнем и огораживалась перилами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

447 Вавилон – этим иносказанием в раннехристианской литературе часто обозначали столицу Римской империи. 451 Эта обличительная речь дает представление о «полемических приемах», использовавшихся христианами в спорах с иудеями. Большинство эпитетов, которыми «награждает» их Ханания, заимствованы из ветхозаветных текстов. «Властители содомские, народ гоморрский» – ср. Ис. 1:10 : «Слушайте слово Господне, князья содомские; внимай закону Бога нашего, народ гоморрский!» «лоза содомская, Гоморры побег» – ср.: Второзаконие 32:32: «Ибо виноград их от виноградной лозы содомской и с полей гоморрских». «чада глупые...добра не познавшие» – ср.: Иер. 4:22 : «неразумные они дети, и нет у них смысла; они умны на зло, но добра делать не умеют». «серебро отверженное» – ср. Иер. 6:30 : «Отверженным серебром назовут их, ибо Господь отверг их». «просо рассыпанное» – ср. Амос 9:9 : «Я повелю и рассыплю дом Израилев по всем народам, как рассыпают зерна в решете». «телица упрямая» – ср.: Осия 4:16: «Ибо как упрямая телица упорен стал Израиль, посему будет ли теперь Господь пасти их, как агнцев на пространном пастбище?» «водоем разбитый» – ср.: Иер. 2:13 : «Меня, источник воды живой, оставили и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды». «псы безгласые» – ср.: Ис. 56:10 : «все они немые псы, не могущие лаять». Среди метафор, в Библии отсутствующих, представляет интерес упоминание о сухой шерсти, отразившее одну из особенностей быта древних обитателей маловодного Ханаана: стремясь восполнить недостаток воды, они расстилали на ночь под открытым небом сухую шерсть и, выжав ее утром, собирали росную влагу. (См.: Книга Судей, 6:36–38). Таммуз – в Библии (Иезек. 8:14) – Фаммуз. Одно из древнейших божеств плодородия народов Передней Азии. В сиро-палестинском регионе его культ существовал с III тысячелетия до н. э. по V в. н. э. и, согласно пророку Иезекиилю, соседствовал у иудеев с почитанием Яхве. Ваал – древнесемитское божество, главный соперник единобожия Яхве, рецидивы его почитания имели место у евреев вплоть до их вавилонского пленения. Пророк Иеремия упоминает о детских жертвоприношениях Ваалу ( Иер. 19:5 ). Царь Израиля Ахав и его жена царица Иезавель, покровительствуя культу Ваала, воздвигали ему храмы и алтари, одновременно разрушая алтари Яхве и преследуя Его пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apokrifiches...

94 . Но Иоанн, который во многом отличается от трех остальных евангелистов, потому что он больше останавливается на речах, произнесенных Господом, чем на чудесно совершенных действиях, после упоминания о том, что Он, оставив Иудею, снова пошел в Галилею (т.е. после предания Иоанна Крестителя), присоединил к своему повествованию многое из того, что Он во время перехода проповедал по случаю встречи у колодца с самарянкой; спустя же два дня, по словам Иоанна, Он пошел оттуда в Галилею, потом пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино и исцелил сына некоего царедворца ( Ин. 4:3–54 ). Но о другом, сделанном или произнесенном Им в Галилее, прочие евангелисты сказали, а Иоанн умолчал; напротив, он точно передал (о чем умолчали другие), что Он в праздничный день пришел в Иерусалим и совершил там чудо над тридцативосьмилетним больным, не имевшим человека, который опустил бы его в водоем, где исцелялись подверженные различным недугам; он упомянул также и о многих речах Господа по этому поводу. А после этого он говорит, что Господь переправился через Тивериадское море и что за Ним последовала большая толпа народа; что потом Он удалился на гору, где и сел со Своими учениками при приближении Пасхи Иудейской, а затем, подняв очи и увидев множество народа, напитал их пятью хлебами и двумя рыбами ( Ин. 5:2–47, 6:1–15 ), т.е. то, о чем говорят и прочие евангелисты; при этом, несомненно, он пропустил то, через что другие перешли к повествованию об этом чуде. Однако, хотя и идя различными путями повествования, все евангелисты сошлись вместе у чуда с пятью хлебами. Глава XLVI 95 . Матфей подводит свое повествование к известному чуду с пятью хлебами так: «Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его», и т.д. до слов: «А евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей» ( Мф. 14:15–21 ). Об этом чуде сообщают все четыре евангелиста ( Мк. 6:34–44 ; Лк. 9:12–17 ) и считается, что их рассказы несколько расходятся. Поэтому необходимо внимательно исследовать их тексты, дабы научиться тому, как действовать и рассуждать в других аналогичных случаях, неизменно следуя при этом истине. И исследование необходимо начинать не с Матфея, а с Иоанна, у которого повествование построено так, что он назвал даже имена учеников, с которыми Господь беседовал по этому предмету. Действительно, он говорит: «Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить?», и проч. до слов: «И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели» ( Ин. 6:5–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   Мало в мире душ, просвещенных духом Христовой мудрости, которые, видя соблазн в священнике, не соблазняются о Христе, не искушаются о Церкви, но еще горячее приникают ко Христу, еще пламеннее любят Его Церковь и с большей ревностью стараются служить Тому, измену Кому видят пред собою. Большинство «верующих» от малейшего соблазна колеблются в вере не только в Церковь, но даже в Бога, в Его силу и власть. Эти люди бывают легки на отход от Церкви. Это — «младенцы в вере». Нельзя строго судить их. Надо им помогать, их оберегать. Оттого поистине, «кто соблазнит одного их малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18:6).    Священство есть великая сила освящения («водоем благодати», по выражению прот. Иоанна Сергиева), но оно может быть и великой силой соблазна в мире. Св. Григорий Богослов в прощальной речи к своей пастве просит прощения у пасомых за то, что «он не величался перед ними, не старался соревноваться с вельможами в роскоши, не высился на колесницах, заставляя разбегаться народ как перед страшным зверем». Паства осталась к святителю холодна, потому что «она, - говорит святой Григорий, - не иереев ищет, а риторов, не строителей души, но хранителей имуществ».    Правильно начатое пастырство, свободное от хитрости и лукавства получает себе в помощники Промыслителя. О правильном пути пастырского воздействия Апостол говорит: «В учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства…мы из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши» (1 Фес. 2:3-8).    Священнику вверена не одна только проповедь веры и благочестия, не одно совершение богослужения и таинств, ему вверены самые души верующих, за которыми он должен наблюдать и вести к спасению. «Не учить только, но и руководить, что значит взять за руку и вести ко опасению, - говорит епископ Феофан. - По какой-то случайности у нас иереи, главным образом, заботятся об исправлении треб. И это должно исправлять со вниманием, но на первом месте должно ставить руководство ко спасению».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3278...

Глава 41 1–10. Умерщвление Годолии и новые убийства. 11–13. Бегство Измаила и намерение иудеев удалиться в Египет. Иер.41:1–10 . Измаил коварно умертвил Годолию, а с ним и некоторых иудейских и халдейских, бывших при Годолии, воинов, а потом умертвил семьдесят человек богомольцев из Самарии. Вместе с тем он захватил в свои руки всех, кто оставался в Массифе. Иер.41:1 .  И было в седьмой месяц, Исмаил, сын Нафании, сына Елисама из племе­ни царского, и вельможи царя и десять человек с ним при­шли к Годолии, сыну Ахикама, в Массифу, и там они ели вместе хлеб в Массифе. «В седьмой месяц» – следовательно, только 8 месяцев спустя после занятия города, два месяца после его разорения и назначения Годолии наместником. Елисам – вероятно, сын Давида ( 2Цар 5.16 ; 1Пар. 3:6, 14:7 ). Измаил называется его сыном в общем смысле «потомка». Иер.41:5 .  пришли из Сихема, Силома и Самарии восемьдесят человек с обритыми бородами и в разо­дран­ных одеждах, и изранив себя, с дарами и ливаном в руках для при­несе­ния их в дом Го­с­по­день. В седьмой месяц справлялся, по закону, праздник Кущей, но евреи из Самарии шли на этот праздник к разрушенному храму не в праздничных одеждах, а в полном трауре (Ср. Иер 16.6 и Иер 36.24 ). – Дары – это хлебные приношения, ливан – благовонные курения, которые возможно бывает сжигать у священного места, тогда как для кровавых жертв уже не было алтаря. Иер.41:6 .  Исмаил, сын Нафании, вышел из Массифы навстречу им, идя и плача, и, встретив­шись с ними, сказал им: идите к Годолии, сыну Ахикама. Измаил своим плачем обманывал богомольцев, как бы выражая сочувствие их покаянному настроению, чтобы приобрести их доверие (у LXX плачущими являются сами богомольцы). Он приглашал их к Годолии, очевидно, обещая им здесь хорошую встречу. Иер.41:7 .  И как только они вошли в средину города, Исмаил, сын Нафании, убил их и бросил в ров, он и быв­шие с ним люди. «Ров» – это был искусственный водоем. Иер.41:8 .  Но нашлись между ними десять человек, которые сказали Исмаилу: не умерщвляй нас, ибо у нас есть в по­ле скрытые кладовые с пше­ницею и ячменем, и маслом и медом. И он удержал­ся и не умертвил их с другими братьями их.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010