Церкви. – Скиния, имея назначение быть обиталищем Иеговы и местом церковно-общественного богослужения, прообразовала во-первых «храм тела Христова» ( Ин.2:19 и 21) и служение Иисуса Христа во плоти, а во-вторых Церковь новозаветную ( Ам.9:11 и Евр.9:9 ). а) Как в скинии благоволил Господь обитать, видимо показуя Себя среди Израиля в облаке; так Бог – Слово «плоть бысть и вселися в ны» ( Ин.1:14 ) и «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол.2:9 ). Богослужение во дворе скинии на алтаре всесожжений прообразовало страдания Христа, Его служение, как жертвы ( Евр.13:10–12 ); богослужение священников во святилище скинии: на трапезе, при светильнике и на алтаре кадильном прообразовало служение Христа, как устроителя богослужения новозаветного, который сам есть хлеб животный, свет миру и воня благоухания духовного ( Ин.6:51; 8:12 и Еф.5:2 ); священнодействие первосвященника во святом-святых, которое знаменовало небо, прообразовало перво-священническое ходатайство Господа нашего, Иисуса Христа пред Богом – Отцом по вознесении с прославленным телом на небо ( Евр.9:11, 12 и 24). б) Вместе с этим скиния прообразовала Церковь Христову, которая есть «дом Божий» ( 1Тим.3:15 ) и в которой Господь обещал пребывать вечно ( Мф.28:20 и 2Кор.6:16 ). Эта Церковь , гонимая и страдающая за Христа и со Христом, предизображаласт, двором скинии, куда ветхозаветные верующие являлись с жертвами, приводя их к алтарю всесожжений; святилище с трапезою, светильником и алтарем кадильным предизображало Церковь , освящаемую таинствами, просвещаемую учением Христовым и спасаемую в борьбе с врагами молитвенным ходатайством Христа и святых Его; святое же святых прообразовало Церковь , торжествующую на небесах со Христом. Соответственно трем частям скинии и свящннослужащие при ней Левиты разделялись на три степени (левиты, священники и первосвященник), но преобразовательное значение сосредоточивается в служении и лице первосвященника (см. Зах.3:8 и 6:12, 13; Евр.2:17; 3:1 и 4:14–9). Как ветхозаветный первосвященник по закону всегда должен быть один, потомок и наследственный преемник Аарона, призванного самим Богом и освященного особым помазанием; так и Первосвященник новозаветный, Иисус Христос, есть «един ходатай Бога и человеков» ( 1Тим.2:5 ) и «не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником», но получил от Бога – Отца ( Евр.5:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Радуйся, исповедниче Христов, Никоне богомудре. Кондак 10 Яко Божественною утварью, исповеданием твоим Церковь Русская украсися, и чин иноческий светоносным просветися благочестием твоим. Сего ради яко свещник тя зрим, отче Никоне, богоразумием на тверди церковней сияяй, и от души прославльшему тя Христу поем: Аллилуиа. Икос 10 Пастырскою свирелию исповедания твоего заградил еси уста безбожия и овцы разсеянныя стада Христова на пажити благочестия воспитал еси. Темже в кров твоего пастырскаго прибегающе заступления, от души умильно тебе вопием: Радуйся, раскола церковнаго верный устранителю; радуйся, единства духовнаго богомудрый подателю. Радуйся, яко пастырь сый добрый, за овцы сло­весныя душу положивый; радуйся, яко агнец сый непорочный, мечем девства сласть любодейства заклавый. Радуйся, яко старческим окормлением люди оз­лобленныя утешил еси; радуйся, яко богомудрыми советы свет во тьме духовней возвестил еси. Радуйся, башне крепкая православных догматов; радуйся, трубо благозвучная благочестивых нравов. Радуйся, исповедниче Христов, Никоне богомудре. Кондак 11 Благоухание Христово бысть житие твое, отче Никоне, в стране Российстей, испущающее ароматы богомудрых речений твоих, и воня в смерть твое исповедание познася, имже прозябения безбожнаго неверия увядил еси. Сего ради неумолкаемую песнь стяжал еси к Богу, поя Ему: Аллилуиа. Икос 11 Сердце яко скрижаль богописану стяжал еси, отче Никоне, ум якоже небо ясное, резцем послушания красоту монашества изобразив и Славу Божию твоим исповеданием возвестив. Сего ради Оптиной пустыни явился еси похвала и утверждение, в нейже услыши приносимыя тебе песнопения: Радуйся, исповедников Российских звездо светозарная; радуйся, монашествующих кроткий утешителю. Радуйся, сыне старческих благословений; радуйся, наставниче богомудрых речений. Радуйся, некрадомое сокровище оптинских преданий; радуйся, скрижале, писанная богомудрыми отцами. Радуйся, яко отраду подаеши во узилищех сущим; радуйся, яко сшественник бываеши гонимым ради Господа Иисуса.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Литургия и отпевание были в церкви Святого Духа. Обедня началась в 10 часов, погребение кончилось в 3 часа по полудни. (Митрополит Серафим странничал как дитя, кряхтел, чесал голову, кричал). Проповедь говорил Ректор Академии, Архимандрит Николай, длинную. Похоронили Владыку Кирилла в церкви Иоанна Златоустог о, на правой руке, во второй арке от алтаря, против окна. LV. 3-го апреля, в Четверток на Пасхе, я был у Митрополита Филарета. Владыка дал мне поручение: описать жизнь покойного Преосвященного Кирилла, «для газеты». 7-го числа я принес мою рукопись: «Довольно велика», сказал Владыка. Она не напечатана. Было много речей о Преосвященном Кирилле, между прочим, Владыка мне сказал: Ну, вот, никла же воня смертная обретеся от покойного Преосвященного Кирилла». И точно. Не слышно было никакого смертного запаха ни в доме, ни в церкви, даже навевало каким-то легким благоуханном и свежестью. (Преосвященный Кирилл скончался от рака в проходе.) За несколько времени пред сим я навязался Владыке Филарету вот с какою речью: «От мертвого дурно пахнет по тому, что он грешник, а не по тому, что гниет тело. Есть тучные покойники, и от них иногда вовсе не пахнет смертностью; напротив, есть сухие покойники, и от них идет нестерпимое зловоние. В доказательство того и другого я приводил несколько примеров моего личного наблюдения. Владыка слушал осторожно, не отрицал решительно, но и не давал прямого согласия, улыбаясь ему свойственною улыбкой, которая иногда красноречивее самых глубоких рассуждений Последствием сего-то разговора было восклицание Владыки о незловонии от тела покойного Преосвященного Кирилла. Филарет произнес это восклицание с Ангельским сорадованием. О проповеди о. Николая на погребение Пр. Кирилла Владыка сказал: «Сшита из клочков. Сперва доказал, что смерть воскресением Христовым побеждена. А после стал доказывать несомненность нашего воскресения. Это тоже, что после скобели топором. Да еще: у него в языке мало елейности; так сухо, жестко, рубит и пилит, будто терпугом».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Блажен, кого покроет тогда благость Твоя, Господи. Тебя, Сыне Божий, приял я себе в напутие, и когда алкал, то насыщался Тобою, Спасителю мира. Да бежит огнь от членов моих; да отженет его воня плоти и крови Твоей; крещение да будет для меня неутопающею ладиею. Тебя, Господи наш, да увижу там в день воскресения. 146. К КОМУ ПРИБЕГНУ?.. ИМЕНИ РАДИ СВОЕГО СПАСИ (4, 154). Увы мне, обремененному безпримерными грехами! Число прегрешений моих паче числа песка морскаго, и я изнемогаю от них, как от многих уз железных, потому что нет у меня дерзновения воззреть на высоту небесную. К кому же прибегну, кроме Тебя, Человеколюбче? Помилуй меня, Боже по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. К Тебе прибегаю, по великой благости Твоей и по благоутробию Твоему. Тебя прогневал я, к Тебе и прибегаю, по великому непамятозлобию Твоему. Тебя оскорбил я, к Тебе и прибегаю, по великому человеколюбию Твоему, и, умоляя, вопию: Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови в утробе моей. Ничего нет у меня, что бы мог я принести Тебе, ни дела добраго, ни сердца чистаго, но, уповая на щедроты Твои, повергаю себя самого, чтобы привел Ты меня в сокрушение и постоянное делание заповедей Твоих, и я не падал снова в грехи с такою легкостию, но отныне служил Тебе в преподобии и правде все дни жизни моей. 147. К БОГОРОДИЦЕ — О ЗАСТУПЛЕНИИ В ЖИЗНИ, СМЕРТИ И ПО СМЕРТИ (4, 97). Дево Владычица, Матерь человеколюбиваго Бога! Приведи в сокрушение сердце мое и смири его, наполни очи мои спасительными слезами и просвети их светом молитв Твоих, да не усну в смерть. Окропи и очисти меня иссопом милосердия Твоего, омой меня слезами моими, да паче снега убелюся. Ей, Матерь Господа моего Иисуса Христа, приими сие уничиженное мое исповедание и мольбу мою, плени ум мой и остаток жизни моей соблюди в покаянии без соблазна. Во время исхода смиренной души моей из тела, когда, — увы мне! — при вратах будет у меня слово со врагами, тогда, Владычица, воззри на меня милостивым оком Твоим, освободи меня от немилосердых истязателей и страшных приставников князя века сего, будь моею защитницею и уничтожь тогда все рукописания грехов моих. Непостыжденным и спасенным приведи меня к престолу Сына Твоего и безначальнаго Отца Его и Всесвятаго Духа — единой светоначальной и единосущной Троицы. 148. САМИ СВЯТЫЕ УДИВЯТСЯ СЛАВЕ СВОЕЙ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

О. Павел при слове «милота» умильно подпирает щёку рукой, как бабушка на завалинке. Вот послание, которое считывают слушающие подростки: да, о. Павел не святой, зато не высокомерный, и нам не надо комплексовать – неважно, что мы поём, во что играем – что от нас в таком возрасте ждать! В беседе с молодежью, рассказывая о помощи Божией в борьбе с грехами, о. Павел неожиданно представляет грех как нечто интересное: «Я очень слабый человек… У меня нету сил вести духовную жизнь. И я удивляюсь, как Бог из того, что есть, что-то делает… Я люблю грешить. Я вообще знаете, как грехи люблю! Еще посоревноваться могу с вами. Там, иногда ребята приходят на исповедь и такие: тын, тын, тын… слышь, у попугая жизнь интереснее! Чё ты мне это рассказываешь: маму не слушался, папу не слушался… Чё ты врешь там, да? Ты что, в интернете там только благочестивые фанфики читаешь, что ли?» . В другой аудитории, говоря о том, что подросткам не до Бога и неинтересно с Ним, о. Павел вновь говорит: «К подросткам всегда было в этом вопросе снисхождение. Еще в IV в. Иоанн Златоуст говорил, что наступает буйство плоти. Ну, когда вот тебе… ну какое Царство Божие, когда у тебя гормоны? Когда у тебя, там, весна? Когда там Алёна Швец новую песню выпустила? Ну, какое Царство Божие? Я всё понимаю» . О. Павел ссылается на святителя Иоанна, приписывая ему снисхождение к тому, что подросткам «не до Бога». Но святитель многократно говорит о необходимой духовной узде, а не о том, что «он всё понимает»: «Что конь необузданный, что зверь неукротимый, то же самое и юность. Поэтому, если в начале с первого возраста поставим для нее надлежащие пределы, то впоследствии не будем иметь нужду в великих усилиях; напротив, потом привычка обратится для них в закон. Не позволим же им делать того, что приятно и вместе с тем вредно, не будем угождать им, потому что они дети; но преимущественно будем их сохранять в целомудрии, – тут более всего возможен вред для юности» . «Ничто у юношей не требует такого старания и забот, как целомудрие и чистота, потому что эта страсть особенно обуревает этот возраст… Будем удалять детей не только от зрелищ, но и от слушания соблазнительных и развратных песен, чтобы ими не прельстилась душа их» . Тут и вспоминаются песни Швец, фильмы и игры, которые предлагает о. Павел, и видится абсолютное несоответствие действий миссионера словам святителя. Преп. Максим Грек пишет: «Да не прельщает тебя душепагубный змий, уверяя, что не будет испытания дел человеческих, и что Господь нерадит о блудных падениях юности, и что невозможно от всех без исключения требовать безгрешия» . И св. Иоанн Кронштадтский утверждает: «Воня греховная, воспринятая по неразумению, неосторожности и навыку в юности, остается в душе и в плотских удах до зрелых лет, а иногда и до старости, и вообще во всю жизнь. Помни и берегись!»

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/10/...

Радость же велика и плесканье велико нача быти блоризцемь. И въсхытиша праведника на высоту руками своими, възнака начаша его лобызати, мажюще муромь духовнымъ. Тогда же черни он разидошася вси с великомъ студомь. А красныи онъ уноша вда ему чьстныя внца и лобзавъ его рече: «Иди с добромъ. Отсел уже нашь еси другь и брат. Теци уже добрыи подвигъ, нагъ буди и похабъ мене для и многа добра причастьникъ будеши въ день цьсарства моего». Си слышавъ, блаженыи от великого того сна убудися и нача дивитися о бывшихъ ему, мнози сущи вон въ устхъ его; воняше и лице его яко Божия воня невидимо. Заутра же приде ко мн недостоиному и, дерьзнувъ, исповда ми бывшее видинье свое. Да подивихся, слышавъ, видинью его. Свщахов же ся оба и судихов, да ся пртворить нын вмсто яко бшенъ есть, неистовъ ся деть рекшаго для к нему: «Буди похабъ мене для и многа добра причастника тя сътворю въ день цьсарства моего». Инако бо не можаше улсти плотнаго своего господина, якоже неудобь есть никомуже пустити хлапа своего, да будеть свободенъ, паче же на Божие дло, дьяволу възъбраняющю завистью сему. 689 Въ другую же нощь полунощи въставъ, помолися и кончавъ молитву, вземъ ножь, иде къ кладязю, иже баше близъ ложница господина своего. И съвлекъ со себе ризу, в неиже самъ хожаше, нача ю дробити на платы. И якоже бшенъ ся дя, словеса нкая мутна нача молвити съ гласомъ беставномъ, якоже неистови дють. Убудив же ся господинъ его, дивитися нача бывшему, паче же полунощи. Розмысли же в себе, яко духъ кладяжьныи пришедъ, надохнулъ есть, егоже обртъ прдъ собою, да обрлъ есть сего. Умолча же до заутря. И противу свту иде поваръ почретъ воды и видивъ бывшее Андриови, удивися. Остав же ся водоноса, шедъ, повда господину своему, поющю заутренюю. Се же слышавъ господинъ его, дивляшеся, яко Андри, рече, неистов ся дя, сдить на устьи кладязя, порты своя роздравъ. Сниде же съ женою своею и со всимъ домомь своимь и видивше его несмысляща, плакашася немало и бишася, мняще, яко право демонъ се ему есть створилъ, да несмыслить. Господинъ же его велми печаленъ бывъ о напасти сеи и ничтоже не могъ ему помочи, повел вести его въ церковь святыя мученица Анастасия, 690 юже есть създалъ благоврныи Левъ Мясникъ, 691 и ужи желзны привязати его тамо, пославъ и сребреникъ голмо слуз церковьному на сего потребу и угодие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Слове отенский автор говорит о пожаре в обители, во время которого была вынесена из горящего храма на монастырский двор гробница с мощами Святителя. После ремонта храма в монастырь прибыл архиепископ Новгородский Пимен (1552–1570; †1571) и гробница при молебном пении была поставлена на прежнее место. “Егда же архиепископ на целование священных мощей откры раку блаженнаго Ионы, почюща предстоящии раце иже о архиепископе благия воня исходяща от мощей святителя Ионы” 37 . Заканчивается Слово довольно пространной выпиской из главного труда монаха Зиновия — “Истины показание к вопросившим о новом учении”. Это главный труд выдающегося Отенского писателя, где он тщательно разбирает лжеучение еретиков, одновременно “по­казывая” и положительно раскрывая православное вероучение. Частично труд ученого монаха можно встретить в изданиях XVII в., но полностью он был опубликован только в XIX в. В 1863 г. редакция журнала “Православный собеседник” при Казанской Духовной Академии издала этот основной труд монаха Зиновия. О его величине свидетельствует листаж книги — текст труда занимает 1000 страниц печатного текста. К сожалению, в нем имеется немало опечаток, которые были выявлены Ф. Калугиным, посвятившим свое исследование богословскому наследию инока Зиновия 38 . Можно утверждать, что почти одновременно с Казанским изданием готовился к печати этот же труд известным историком русской литературы Н. С. Тихонравовым. Но готовившееся издание не увидело свет, вероятно, потому, что в этом отпала необходимость в связи с выходом Казанского издания 39 . Поводом для написания иноком Зиновием своего главного богословского труда, где его полемический талант раскрылся, по сравнению с похвальными словами Святителям, несравнимо выше, явилось обращение к нему пришедших из Спасского монастыря в Старой Руссе двух иноков, Герасима и Афанасия, а также одного мирского человека Феодора. Они обратились к ученому иноку с просьбой разъяснить им сущность “нового учения”, а точнее, дать православную оценку возникшей ереси, с которой они, судя по всему, были хорошо знакомы. О времени написания своего труда инок Зиновий говорит: “Се же убо преидоша лет 7000 и 70 и 4” … (1566) 40 . Вопросы прихожан и ответы старца Зиновия составили объемистый труд. Историк митрополит Макарий (Булгаков; †1882) называет пришедших клирошан “последователями Косого”, основываясь, вероятно, на их большой осведомленности в еретическом учении 41 . Весь труд разделен на 10 больших разделов по числу приходов к старцу клирошан и одновременно — на 56 глав. В них говорится об истинности церковного учения и ложности нового еретического мудрствования, о Троичности Господа, о божественном достоинстве Сына Божия, раскрывается православное учение о почитании икон, креста, святых подвижников и их мощей, обсуждается вопрос о монастырском владении и других частных проблемах.

http://pravmir.ru/inok-zinoviy-otenskiy-...

В 1271 г. в этом храме погребен был князь Василько Романович, а ему наследовал Владимирский стол сын его Владимир, «правдолюбием светяся ко всей своей братьи, и к боярам и к простым людем». Этот добрый и набожный князь много потрудился над украшением соборного храма: «у епископъи, у святыя Богородици образ Спаса великого окова сребром и да святой Богородицы, и апостол списа опрокос, святой Богородици да, в сосуды служебные жьженого золота с камением драгим постави у святыя Богородици в память себе». В том же соборном храме в 1287 году, в первое воскресенье великого поста, последовал обряд отречения князя Владимира в пользу своего двоюродного брата Мстислава, князя Луцкого, и во княжение последнего в присутствии духовенства, бояр и горожан, Мстислав „повел предо всеми чести грамоту братну о даньи земли и всех городов и стольного города Володимиря и слышаша вси от мала до велика“, а затем епископ Владимирский Евсигний «благослови Мстислава крестом воздвизальным на княжение Володимирское» (Ипат. лет.). Спустя два с половиной года в том же кафедральном Владимирском соборном храме погребен был с великою честью и отрекшийся от княжения добрый и правдолюбивый князь Владимир, которого оплакивали не только русские жители города, но и жившие во Владимире „немцы, и сурожцы (генуэзцы), и новгородцы, и жидова плакахуся аки во взятье Иерусалиму». Через год, по желанию вдовой княгини Ольги, неутешно плакавшей по мужу, гроб был вскрыт, «и видета тело его цело и бело, н благоухание от гроба бысть и воня подобна аромат многоценных, н тако чюдо видевше, прославиша Бога и замазаша гроб его, месяца апреля в 6-й день, в среду страстной недели» (Ипат. лет.). Новый князь Мстислав Данилович, много сделавший для украшения и укрепления столицы княжества, набожно заботился и о благолепии кафедральной церкви Успения Пресвятой Богородицы: «всякою красотою украси ю, златом и сребром и каменьем драгим и сосуды честными», и сделал ее столь «дивною и славною всем окружным сторонам, аки же ина не обрящеться во всей полунощной земля, от востока и до запада“ (Ипат. лет.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/v...

11–12. Кто научился быть довольным тем состоянием, в котором находится, тот не жалуется на бедность, и умеет жить в скудости и изобилии. 13. С Божией помощью мы все можем переносить – и несчастье, и обиды, и нужды, и притеснения, и гонения ( 2Кор.12:10 ). 14, 18. Благотворение во время скорби есть воня благоухания, жертва приятная, благоугодная Богу. Коль красна милость во время скорби, якоже облацы дождевнии во время бездождия. Сир.35:23 . 20 Из Первого Послания Св. Ап. Павла к Фессалоникийцам Гл. 1. Ст. 3. Дело веры и труд любви: алчущего накормить, жаждущего напоить, странника принять в дом, нагого одеть, больного посетить и тому подобное ( Мф.25:35–36 ). 6. Кто принимает Слово Божие с истинной верой и Божественной радостью, тот не соблазняется (не падает) и тогда, когда настанет скорбь или гонение за Слово ( Мф.7:24–25 ). Страданиями и скорбями мы подражаем Святым и Господу, если среди многих бедствий не ослабеваем в вере, и отказываемся от всего, чтобы приобрести Христа ( Флп.3:8 ). В скорбях и страданиях за И. Христа верующие укрепляются примером других ( Иак.5:10 ). 10. Воскресение Иисуса Христа по смерти есть язва для смерти, и гибель для преисподней ( Ос.13:14 ); кто верует в Него, тот избавлен будет Им от осуждения в будущем веке. Гл. 2. Ст. 3, 5. В нечистых побуждениях – слова ласкательства, а в обольщении и лукавстве – виды корысти. 4, 6. Служитель Слова Божия не может угодить Богу, если будет угождать прихотям человеческим, и льстить только слуху людей с уклонением от истины ( 2Тим.4:3–4 ). 7. Как кормилица нежно обходится с детьми своими: так пастырь должен быть приветлив ко всем, учителен, незлобив ( 2Тим.2:24 ). 13. Слово Божие должно принимать с верою, ибо оно истинно, не как слово человеческое. Слово Божие в том только действует любовью, кто принимает его с верой ( Еф.3:17–18 ). 18. Несчастные обстоятельства, препятствующие нам получить желаемое добро, нередко суть действие сатаны ( 2Кор.12:7 сл.). Гл. 3. Ст. 7–8. Сын премудрый веселит отца, безумный же печаль матери. Притч.10:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Но из любомудрия сей книги дознаем мимоходом и другое некоторое учение, а именно, что есть в нас двоякое некое чувство, одно телесное, другое Божественное, как где-то в притчах говорит Слово: найдешь Божественное чувство, — потому что есть некая соразмерность душевных движений и действий с чувствилищами тела, и сие дознаем из настоящих словес Духа. Вино и молоко различаются вкусом, но когда они духовны, тогда духовна, без сомнения, и восприемлющая их душевная сила. А лобзание совершается чувством осязания; потому что при лобзании уста между собою прикасаются. Но есть некое осязание души, которым осязается слово, и которое совершается каким-то не телесным, но духовным соприкосновением, как сказал изрекший: «руки наша осязаша, о Словеси животнем» (1 Иоан. 1:1). А также и воня Божественного мира есть воня обоняемая не ноздрями, но какою-то духовною и невещественною силою, с привлечением духа, привлекающею и благоухание Христово. Ибо желание девы, выраженное в начале Песни, читается в связи так: «блага сосца Твоя паче вина, и воня мира Твоего паче всех аромат» (Песн. 1:1—2). А сим, как предположили мы, выражается какая-либо мысль немаловажная и достойная пренебрежения. Ибо при этом сравнительном предпочтении млека из Божественных сосцев тому веселию, какое бывает у нас от вина, научаемся, может быть, сказанным, что вся человеческая мудрость, и все знание существующего, и всякая созерцательная сила, и всякое мысленное представление не могут устоять в сравнении с простейшею пищею Божественных уроков; потому что млеко истекает из сосцев, и есть пища младенцев; а вино по силе и горячительному свойству делается наслаждением совершеннолетних, однако же совершенное во внешней мудрости ниже младенческого учения в Божественном Слове. Посему-то Божественные сосцы лучше человеческого вина, и воня Божественного мира превосходнее всякого благоухания ароматов. А в этом, по моему мнению, открывается такой смысл. Под ароматами разумеем добродетели, как-то: мудрость, целомудрие, справедливость, мужество, благоразумие и подобное сему, украшаясь которыми, каждый из нас по мере сил и по своему произволению, один так, другой иначе, приходим в благоухание, и кто из целомудрия, или мудрости, кто из справедливости, или мужества, или другого чего, признаваемого за добродетель, а иной и из всех таковых ароматов имеет в себе срастворенное благоухание. Однако же все это не может идти в сравнение с тою всесовершенною добродетелию, которая наполняет собою небеса, как свидетельствует пророк Аввакум, сказав: «покры небеса добродетель Его» (Авв. 3:3), то есть с источною премудростию, источною правдою, источною истиною, и так далее. Воня небесного мира, сказано, имеет благодать несравнимую с теми ароматами, какие известны нам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3088...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010