Из беспоповской тетради 2.Тайна миропомазания. Тайне сей причаствуем христиане за миро, излиянное на нас, имени и учения Исус Христова. В завещании апостольском, седьмой главы 23, пишет: «аще ниже елей будет, ниже миро, довольствует вода едина и к помазанию, и к печати, и ко исповеди умирающего». Святой Златоуст: «Аще хощеши миро, суть ароматы, имиже можеши помазати душу: сие миро купи, егоже воня вселенную наполнити может. Сим дышаху Апостолы. Сия ароматы не земля издает, но добродетель рождает, не увядают, но цветут; сие честных имущих е творит. Сим помазуемся, егда крещаемся, тогда доброй воней дышим; а еже и прочее сим дыхати, от нашего есть тщания». Замечания Вот какие свидетельства привел беспоповский писатель, желая внушить своим читателям мысль, что якобы и без видимого помазания миром, действуемого чрез священников, беспоповцы причаствуют второй тайне церковной. Но, во-первых, свидетельству апостольских завещаний, Климентом писанных, что акибы мощно при крещении и без мира водой печатствовать, сами беспоповцы не дают значения. Ибо, если бы сему завещанию они придавали силу, то бы и печатствовали крещаемых вместо мира водою, с приглашением: печать дара Святого Духа. Но они этого не делают, очевидно, признавая такое действие неправильным и недозволительным. Если же так, то зачем и приводят в оправдание себе Климентовы книги, повелевающие водой печатствовать! Беспоповцам надлежало бы знать, что книги сии не во всем достойны приятия, и что шестой вселенский собор, во-втором своем правиле, повелевает отврещи оные, понеже в них некая ложная от иноверных приложена на вред церкви (зри в Корм. л. 24 и 176). В Катехизисе Великом, в статье о миропомазании, приемлется от Климентовых книг свидетельство, но согласное церковным учителям и сообразное действам церковным, – именно, что без тайны миропомазания никтоже совершен христианин быти может (л. 377). А еже водой вместо мира печатствовать крещаемых, сего от церковных учителей никто не подтверждает, и завещание сие, согласно 2-му правилу шестого вселенского собора, отврещи подобает, яко от еретиков прившедшее, ихже части приобщает себя и беспоповский писатель, на прельщение неопытных приведший сие завещание во свидетельство себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Но из любомудрия сей книги дознаем мимоходом и другое некоторое учение, а именно, что есть в нас двоякое некое чувство, одно телесное, другое Божественное, как где-то в притчах говорит Слово: найдешь Божественное чувство, – потому что есть некая соразмерность душевных движений и действий с чувствилищами тела, и сие дознаем из настоящих словес Духа. Вино и молоко различаются вкусом, но когда они духовны, тогда духовна, без сомнения, и восприемлющая их душевная сила. А лобзание совершается чувством осязания; потому что при лобзании уста между собою прикасаются. Но есть некое осязание души, которым осязается слово, и которое совершается каким-то не телесным, но духовным соприкосновением, как сказал изрекший: «руки наша осязаша, о Словеси животнем» ( 1Иоан. 1, 1 ). А также и воня Божественного мира есть воня обоняемая не ноздрями, но какою-то духовною и невещественною силою, с привлечением духа, привлекающею и благоухание Христово. Ибо желание девы, выраженное в начале Песни, читается в связи так: «блага сосца Твоя паче вина, и воня мира Твоего паче всех аромат» ( Песн. 1, 1–2 ). А сим, как предположили мы, выражается какая-либо мысль немаловажная и достойная пренебрежения. Ибо при этом сравнительном предпочтении млека из Божественных сосцев тому веселию, какое бывает у нас от вина, научаемся, может быть, сказанным, что вся человеческая мудрость, и все знание существующего, и всякая созерцательная сила, и всякое мысленное представление не могут устоять в сравнении с простейшею пищею Божественных уроков; потому что млеко истекает из сосцев, и есть пища младенцев; а вино по силе и горячительному свойству делается наслаждением совершеннолетних, однако же совершенное во внешней мудрости ниже младенческого учения в Божественном Слове. Посему-то Божественные сосцы лучше человеческого вина, и воня Божественного мира превосходнее всякого благоухания ароматов. А в этом, по моему мнению, открывается такой смысл. Под ароматами разумеем добродетели, как-то: мудрость, целомудрие, справедливость, мужество, благоразумие и подобное сему, украшаясь которыми, каждый из нас по мере сил и по своему произволению, один так, другой иначе, приходим в благоухание, и кто из целомудрия, или мудрости, кто из справедливости, или мужества, или другого чего, признаваемого за добродетель, а иной и из всех таковых ароматов имеет в себе срастворенное благоухание. Однако же все это не может идти в сравнение с тою всесовершенною добродетелию, которая наполняет собою небеса, как свидетельствует пророк Аввакум, сказав: «покры небеса добродетель Его» ( Авв. 3, 3 ), то есть с источною премудростию, источною правдою, источною истиною, и так далее. Воня небесного мира, сказано, имеет благодать несравнимую с теми ароматами, какие известны нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

3 . Но если кто, разумея выше, хочет рассмотреть дела того и другого чрез тайны аллегории, тот тотчас от истории возвышается в таинственность. Ибо что значит, что Исаак желает кушать от ловли старшего своего сына, если не то, что всемогущей Бог желал питаться добрыми делами Иудейского народа? Но когда тот замедлил, Реввека подставила младшего; потому что, когда Иудейский народ искал добрых дел вне, тогда матерь благодать научила языческий народ, чтоб он представил всемогущему отцу пищу доброго делания, и получил благословение старшего брата. Он эту самую пищу представил из домашних животных; потому что языческий народ, не желая благоугождать Богу внешними жертвоприношениями, словами Пророка говорит: во мне Боже молитвы, яже воздам хвалы Твоея ( Пс.55:13 ). Что значит, что тот же Иаков прикрыл руки, и плеча и шею козлиными кожами, если не то, что козел обыкновенно приносим был в жертву за грех ? И языческий народ, хотя и заклал в себе грехи плоти, однако же не краснея признавался, что он покрыт плотскими грехами. Что значит, что он надевает одежды старшего брата, если не то, что он в доброй деятельности оделся в заповеди Св. Писания, которые были даны старшему народу? И меньший дома пользуется тем, что старший, выходя вон, оставил внутри; потому что языческий народ содержит в сердце те заповеди, которых Иудейский народ не мог содержать, когда обратил внимание на одну только букву в них. И что значит, что Исаак не знает того сына, которого благословляет, если не то, что о языческом народе Господь сказал чрез Псалмопевца: людие, ихже не ведех, работаша ми; в слух уха послушаша мя ( Пс.17:44–45 )? Что значит, что он предстоящего не видит, и однако же видит то, что случится с ним в будущем, если не то, что всемогущий Бог, когда чрез Пророков своих предсказывал язычеству желаемую благодать, в то время не видел его по благодати, потому что оставил его в заблуждении, и несмотря на то, предвидел благодатью благословения, что он некогда соберет его к себе? Поэтому тому же Иакову, представляющему образ языческого народа, в благословении говорится: се, воня сына моего, яко воня нивы исполнены, юже благослови Господь ( Быт.27:27 ). Ибо как Истина в Евангелии говорит: село есть мир ( Мф.13:38 ), и как языческий народ, обращенный к вере, чрез избранных своих благоухает добродетелями в сем мире; то воня сына есть воня нивы исполнены.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Исаак, слыша глас не Исавов, начал подозревать, и рече сыну своему: что сие, почему так скоро обрел еси лов, о чадо? Иаков же ответствуя сказал: тако даде Господь Бог твой предо мною. Но Исаак, не уверяясь еще в том, чтобы это был Исав, рече Иакову, приближися ко мне, и осяжу тя чадо, аще ты еси сын мой Исав, или ни. Иаков приближися ко Исааку отцу своему, который осяза его, и рече: глас убо, глас Иаковль, руце же, руце Исавове. И настоящим образом не позна его, хотя и сомневался в нем, не позна его: бесте бо руце его, яко руце Исава брата его, космате ( Быт.27:18–23 ); и в сем находясь неведении благослови его, благослови не просто, так, как родители благословляют всех детей своих, желая им благополучия, но благослови особенно пред прочими, благослови духом Пророческим, соделав его наследником наружных вещей и соучастником духовных благ, всем праотцам от Бога обещанных. Тако благослови Исаак в виде Исава Иакова. Благословив же, паки вопроси Иакова: ты ли еси сын мой Исав? Иаков подтверждая сказал: аз. Исаак рече ему: принеси ми, и ям от лова твоего чадо, да благословит тя душа моя: и принесе ему Иаков, и он яде, и принесе ему вино, и пи. Будучи же доволен Исаак, отец его услугою его, рече ему: приближися ко мне, облобызай мя чадо. И Иаков приближився лобыза его, лобыза, яко сын отца своего. Исаак обоня воню риз его, нюхал запах от одежд его исходящий, нюхал, дабы посему узнать, Исав ли он, или Иаков. Ибо одежды Исавовы, яко человека полевого, за ловитвою ходящего, издавали запах благоприятный, от чистого воздуха и от благовония цветов происходящий; одежды же Иаковли, яко человека за скотом ходящего и скотские стойла очищающего, имели запах отвратительный. Но как на Иакове были одежды Исавовы чистые, приятный запах издающие: то Исаак нюхая почувствовал благоухание их и более утвердился, что это сын его Исав. Потому паки благослови его, и рече: се воня сына моего, яко воня нивы исполнены, яко воня поля, чистым воздухом растворяемого и благоуханием цветов наполняемого, яко воня нивы, юже благослови Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Но есть некое осязание души, которым осязается слово, и которое совершается каким–то не телесным, но духовным соприкосновением, как сказал изрекший: руки наша осязаша, о Словеси животнем (1 Иоан. 1, 1). А также и воня Божественнаго мира есть воня обоняемая не ноздрями, но какою–то духовною н невещественною силою, с привлечением духа, привлекающею и благоухание Христово. Ибо желание девы, выраженное в начале Песни, читается в связи так: блага сосца Твоя паче вина, и воня мира Твоего паче всех аромат (Песн. 1, 1–2). А сим, как предположили мы, выражается какая–либо мысль немаловажная и достойная пренебрежения. Ибо при этом сравнительном предпочтении млека из Божественных сосцев тому веселию, какое бывает у нас от вина, научаемся, может быть, сказанным, что вся человеческая мудрость, и все знание существующаго, и всякая созерцательная сила, и всякое мысленное представление не могут устоять в сравнении с простейшею пищею Божественных уроков; потому что млеко истекает из сосцев, и есть пища младенцев; а вино по силе и горячительному свойству делается наслаждением совершеннолетних, однако же совершенное во внешней мудрости ниже младенческаго учения в Божественном Слове. Посему–то Божественные сосцы лучше человеческаго вина, и воня Божественнаго мира превосходнее всякаго благоухания ароматов. А в этом, по моему мнению, открывается такой смысл. Под ароматами разумеем добродетели, как–то: мудрость, целомудрие, справедливость, мужество, благоразумие и подобное сему, украшаясь которыми, каждый из нас по мере сил и по своему произволению, один так, другой иначе, приходим в благоухание, и кто из целомудрия, или мудрости, кто из справедливости, или мужества, или другаго чего, признаваемаго за добродетель, а иный и из всех таковых ароматов имееть в себе срастворенное благоухание. Однако же все это не может идти в сравнение с тою всесовершенною добродетелию, которая наполняет собою небеса, как свидетельствует пророк Аввакум, сказав: покры небеса добродетель Его (Авв. 3, 3), то есть с источною премудростию, источною правдою, источною истиною, и так далее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

     Быт.27:26—27. И рече ему Исаак отец его: приближися ко мне и облобызай мя, чадо. И приближився лобыза его, и обоня [п][Исаак] воню риз его, и благослови его и рече: се, воня сына моего, яко воня нивы исполнены, юже благослови Господь.   Исаак пред началом благословения дал себя «облобы­зать» Иакову в знак отеческой любви. «И обоня воню риз его». Одежды Исава, которые были на Иакове, благоухали аро­матами цветов и трав тех полей, по которым он ходил для ловитвы: они пропитаны были этим благоуханием. Обоняяего, Исаак сказал: «се воня [благовоние от] сына моего, яко воня нивы исполнены, юже благослови Господь» Если нива исполнена, т. е. обильна произрастениями, это значит, что на ней открылось благословение Божие, благорастворени­ем воздуха, своевременными дождями, росою и солнечной теплотой. Услаждаясь полевым запахом, Исаак вероятно подумал: это не то, что запах двора и стойла, вокруг кото­рых обращался Иаков, занимавшийся домашним хозяйст­вом (Быт 25:27).      Быт.27:28. И да даст тебе Бог от росы небесныя и от тука земли, и множество пшеницы и вина.     «Да даст тебе от росы небесныя и вина», т. е. да дарует тебе Господь в обладание землю, обильно орошаемую росою и с тучною почвой; да благословит эту землю обиль­ными урожаями хлеба и винограда. Благословляющий пат­риарх говорит о росе, а не о дожде, потому что в жарких странах дожди бывают редко, — в Палестине два раза в году — Дождь ранний в сентябре при сеянии, и дождь поздний в апреле при начале созревания плодов, — и земля напояется каплями росы, накопляющейся ночью чрез ох­лаждение испарений. Изрекаемое Исааком благословение относится не лично к Иакову и не к его ближайшим потом­кам, ибо все они, до водворения в земле обетованной, были странниками (Деян 7:6), а  к народу израильскому, который действительно наследовал землю, обильную хлебом и вином, текущую медом и, при успешном скотоводстве, млеком.      Быт.27:29. И да поработают тебе языцы, и да поклонятся тебе князи, и буди господин брату твоему, и поклонятся тебе сынове отца твоего. Проклинали тя проклят, благословляяй же тя благословен.     «И да поработают тебе языцы и да поклонятся тебе князи». Идет  речь о народах иноплеменных с  их князьями, — каковы те хананейские племена, которые не были истреб­лены израильтянами и платили им дань, — филистимляне, покоренные Маккавеями, — аммонитяне и моавитяне, по­коренные Давидом. — «И буди господин брату твоему, и поклонятся тебе сынове отца твоего». Разумеются едино­кровные с Иаковом потомки Исава — идумеи.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

яко блага сосца твоя паче вина, Песн. 1:2 и воня мира твоего паче всех аромат. Знаю я, говорит она, благовония, составленные Моисеем – елей помазаний и сложение фимиама, но всех оных ароматов миро твое благовоннее. Миром же называет здесь духовную благодать, коею Жених ее, будучи преисполнен, от исполнения Своего даровал и нам всем ( Ин. 1:16 ). «И воня мира твоего паче всех ароматов». Почему воня не мира твоего, но миров твоих? 1 Она тем показывает, что различны и многочисленны дары Благодати. Ибо, говорит Павел, «овому бо духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о томже Дусе: другому же вера, темже духом:.. другому же действия сил, иному же пророчество, другому же разсуждения духовом, иному же роди языков» ( 1Кор. 12:8–10 ). Показавши, что различны и многочисленны дары благодати, означает Единый их Источник, прибавляя: Миро излияное имя твое: Эти многие и разные ручейки, всю вселенную благовонием наполняющие, имеют одно и то же начало – миро Твое, яко в Том (Женихе) живет всяко исполнение Божества ( Кол. 2:9 ), и Сам Он все купно дары Духа – вместил в Себе по человечеству. Почему и Исаия вопиет: «И изыдет Жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его изыдет: и почиет на нем дух Божий, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия: исполнит его дух страха Божия» ( Ис. 11:1–3 ). Итак, посему говорит – «миро излиянное имя Твое» – и не просто «миро», но «излиянное». Миро сокровенное в сосуде скрывает и благовоние свое, но если разольется, то облагоухает и самый воздух; так Господь Иисус Христос прежде Своего страдания нескольким только был известен, но когда претерпел Крест и смерть, когда как бы разверзся сосуд Тела Его, тотчас блаженные Апостолы ощутили оное благовоние, и обходя землю и море, проповедуя всем Евангелие, тем самым исполнили всю вселенную. Посему-то вещает Невеста – «миро излиянное имя твое». Ибо имя Христово как бы умащает благочестивые души. сего ради отроковицы возлюбиша тя. Песн. 1:3 Привлекоша тя: вслед тебе в воню мира твоего течем.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Стих 3. Аще ли же есть покровено благовествование наше, в гибнущих есть покровено. Изложенные пред сим мысли прямо ведут к вопросу: отчего же не все принимали слово благовестия? — Оттого, что не у всех был в движении дух со страхом Божиим и совестию. У кого он был в движении, те тотчас принимали благовестие; у кого не могло пробудить духа слово благовестия, у тех пробуждался он действием дивного благодатного изменения, совершавшегося в веровавших; у кого же дух был забит столько, что ни эти, ни другие чрезвычайности не пробуждали его, те оставались и коснели в неверии. Слово благовестия для них оставалось прикровенным, ибо не было органа для принятия его. Дух у них, им естественный, был столько забит, что не было к нему прохода возбудительному благовестию. Апостол называет их гибнущими, не потому чтоб они были обречены на гибель, но потому что они образом жизни своей, как она сложилась доселе, поставили себя в такое состояние, что благовестие невместимо для них, покровенно, ничего они в нем не могут понять, никакою стороною оно не льнет к их душе, и душа ничего в нем не находит, что бы могло интересовать ее. Оттого не принимает его и, как спасение возможно только под условием сего приятия, остается вне области спасаемых, в среде гибнущих. Вот кого разумеет Апостол под гибнущими. Но ныне-завтра как-нибудь пробудится и у них дух, вонмет благовестию, и они вступят в общество спасаемых. Святой Златоуст говорит, что в этих словах Апостол выражает ту же мысль, какую прежде выразил в словах: овем убо воня смертная в смерть, овем же воня животная в живот (2, 16). Экумений влагает Апостолу такую речь: «Не наша вина, что для иных покровенно благовестие наше; причина тому их собственная слепота и погибельность». Стих 4. В нихже бог века сего ослепи разумы неверных, во еже не возсияти им свету благовествования славы Христовы, Иже есть образ Бога невидимаго. Бог века здесь то же означает, что в других местах князь мира (Ин. 12, 31; 14, 30), миродержитель тмы века сего (Еф. 6, 12), дух действующий в сынах противления (Еф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Ибо написано: понеже вознесошася, то есть возгордились дщери Иерусалима, и ходиша высокою выею (Исаии 3, 16, 17) и прочее; то вместо пояса будут опоясаны веревками и вместо головного наряда будут обезображены плешью я вместо красивых и мягких одежд будут одеты в грубую власяницу.     И дал запястья (armillas) на руки твои. LXX: И возложил запястья на руки твои.    Давши нам добрые дела, Бог налагает запястья на руки наши. Поэтому Он говорит: и в руках пророческих уподобихся (Осии 12, 10), и часто мы читаем, что было слово рукою Аггея или Иеремии и других (Агг. гл 1). Также и в Иове (гл. 40) губы дракона просверливаются чрез кольцо (armilla) и все его ядовитое шипение, под которым разумеются превратные учения, просверливается кольцом добрых дел.     И цепочку вокруг шеи твоей.    Вместо цепочки, как мы перевели по второму изданию Акилы и Симмаху, LXX и Феодотион перевели καθεμα, что написано не только здесь, но и у Исаии (3, 18); „отнимет Господь украшение одежды их, и цепочки и головные украшения (corymbas) и кольца (circulos) и καθεμα. Думаю же, что [словом] καθεμα они называют ожерелье из различных драгоценных камней, спускающееся на грудь женщин и служащее самым красивым нарядом женским.    Ст. 12. И дал серьгу на лицо или на ноздри твои. Еврейское слово nezem, за исключением Симмаха, переведшего πινιον (носовое кольцо), все перевели серьга, не потому, чтобы в ноздри вкладывались серьги, которые, как висящие в ушах (airibus), называются inaures, а потому, что кольцо, сделанное на подобие серег, называется тем же именем, и доселе, в числе других украшений у женщин, обыкновенно висят спереди на лице золотые кольца и достигают носа. Мы в том случае понимаем их в духовном смысле, когда с апостолом можем сказать: Христово благоухание есмы в спасаемых и в погибающих. Овем убо воня смертная в смерть, овем же воня животная в живот (2 Кор. 2:15). Когда мы живем и о нас может быть сказано: не мертвии восхвалят Тя, Господи, но мы, живии (Псал. 113:23-26), тогда Господь обоняет запах благовонной жертвы нашей и мы имеем золотое кольцо чувств и божественных учений в ноздрях.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Если случится тебе обонять миро некое или цвета какого благовоние, перейди мыслию от этого внешнего благоухания к сокровенному уханию Духа Святого и скажи: «Се ухание Цвета оного всеблагоуханного и Мира оного неистощимого, Которое излилось на все творения Божии, как поется в Песнях песней: Аз цвет польный и крин удольный, и еще: Миро излиянное имя Твое (Песн. 2: 1; 1: 2). Се распространение источного Благоухания, Которое пребогато источает Божественные Свои отдыхания на все, от высших чистейших ангелов до последнейших тварей, и все облагоухавает». Так некогда Исаак, обоняв воню сына своего Иакова, сказал:…се воня сына моего, яко воня нивы исполнены, юже благослови Господь… (Быт. 27: 27). Опять, когда ешь или пьешь, помысли, что это Бог дает всему съедобному приятный для нас вкус, и, Им единым услаждаясь, скажи: «Радуйся, душа моя, что тогда как вне Бога нет для тебя никакого удовлетворения, нет никакой сладости и утешения, ты, познав Его и к Нему прилепившись, в Нем едином можешь находить всякое услаждение, как приглашает тебя к сему Давид, говоря: Вкусите и видите, яко благ Господь… (Пс. 33: 9), и как Соломон удостоверяет в истине сего, сказав: …плод его сладок в гортани моем» (Песн. 2: 3). Также, когда простираешь руки свои, чтоб сделать какое дело, приводи на мысль, что Бог, даровавший тебе силу и способность действовать, есть первая причина всякого движения, ты же не что иное, как живое орудие в руке Его, и, вознесшись к Нему помыслом, скажи: «Какую радость испытываю я внутрь себя, Вышний Боже всяческих, помышляя, что я без Тебя не могу сделать никакого дела и что Ты еси первый и начальный Действователь во всяком деле!» А когда в других увидишь доброту или мудрость, или правду, или другие какие добродетели, то и в сем случае, отделяя от сего видимого невидимое, скажи к Богу твоему: «О, пребогатое Сокровище всякой добродетели! Сколь велика для меня радость ведать и видеть, что всякое добро исходит от Тебя единого и что всякое наше добро в сравнении с Твоими Божественными совершенствами – ничто! Благодарю Тебя, Боже мой, за сие и за всякое другое добро, какое творишь ты ближнему моему; но помяни, Благодетелю наш, и о моей собственной нищете, и о великой моей недостаточности во всякой добродетели».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010