Не одно Добротолюбие употреблено во зло! Употреблены во зло Писания святаго Апостола Павла, как засвидетельствовал сам верховный Петр. Употреблено еретичествующими во зло все Священное Писание. Самое Божественное Евангелие употребили и доселе употребляют во зло, для погибели своей, многие миллионы протестантов, толкуя его неправильно и неблагочестно, по поводу будто бы его, удаляясь от единения со вселенскою Церковию, составляя отдельное душепагубное еретическое сонмище, которое они дерзают называть Церковию Евангельскою. Апостол Павел свидетельствует, что они — Апостолы — Христово благоухание Богови в спасаемых и погибающих: овем убо воня смертная в смерть, овем же воня животная в живот. Даже о Господе Иисусе Христе сказал Святый Богоприимец Симеон: « Се лежит Сей на падение и на востание многих во Исраили, и в знамение пререкаемо». — Святый Исаак Сирский в 54-м Слове говорит: «Слово крестное погибающим юродство есть. Что из сего следует? — Поелику оное слово крестное казалось юродством тем, которые не ощущали силы сего слова, то долженствовало ли Павлу умолкнуть и престать от проповеди? Но и до сего дня крест служит поводом к претыканию и соблазну Иудеям и Еллинам. — Итак, должно ли умолчать, чтоб сии не соблазнялись? — Павел не только не умолчал, но так взывал: Мне да не будет хвалитися, токмо о Кресте Господа нашего Иисуса Христа. Поведано здесь святым Апостолом хваление о Кресте не с тем, чтоб соблазнить других, но чтоб возвестить о великой силе Креста». Божественное добро не должно быть отвергаемо, если некоторые или и многие употребили его во зло. Это надо отнести и ко Иисусовой молитве. Сам Иисус был камнем преткновения для многих; проповедь о Нем была камнем преткновения; Крест Его был камнем преткновения; как же Святейшему Имени Его не участвовать в тех же обстоятельствах? Из того, что могу я заключать по двадцатилетним наблюдениям современного монашества Православной Отечественной Церкви, находясь это время сам в недре его, даю следующий отзыв. Если находятся еще в наши времена, времена нищеты, глада и мрака в духовном отношении, иноки, имеющие отчасти истинное духовное рассуждение; то это те весьма немногие, которые, будучи просвещены умною Иисусовою молитвою, познали подробно свои страсти, действия лукавых духов и наконец действие Духа Божия, начинающегося с излияния в душу священного мира о Христе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Ответ Иоанна. Брат! Да подаст тебе Бог слышать, разуметь и на деле исполнить то, что тебе говорится. В том, о чем ты мне писал, заключается и самооправдание и осуждение: самооправдание потому, что ты почитаешь себя достойным слышать повествования оные; осуждение же потому, что ты говоришь: «Зачем он (авва) оное рассказывает?» И не вспоминаешь, что Дух, идеже хощет, дышет (Ин. 3, 8). Можешь ли ты сказать мне, почему Господь, исцеляя некоторых, запрещал им говорить о сем кому-либо, а некоторому сказал: шед покажися иереови и принеси дар за очищение твое, и еще: во свидетелство им (Мф. 8, 4), и: возвести, елика ти Господь сотвори (Мк. 5, 19). То, что говорит авва, служит к пользе слушающих со страхом Божиим и к осуждению тех, которые не принимают (слов его) с верою; но ты еще не можешь рассуждать о сем, потому что сердце твое подвержено изменению. Апостол говорит: Христово благоухание есмы Богови в спасаемых и в погибающих: овем убо воня смертная в смерть: овем же воня животная в живот. И к сим кто доволен? Несмы бо, якоже мнози, нечисто проповедающии слово Божие (2 Кор. 2, 15–17). Если же ты сомневаешься о Старце, что он тебе запретил говорить (о нем), а авве не запретил, то ты должен предполагать, что есть какая-либо особенная причина сему, но смиряться сердцем, говоря: «Мне Старец запретил по недостоинству моему, ему же (авве), как достойному, позволил говорить для пользы слышащих». Рассмотрим же, как Старец всячески приводит нас к смирению, чтобы укорять нам себя и считать себя недостойными, а мы не хотим преклонить своей выи. Итак, придем в смирение, и Бог откроет нам таинства Свои, чтобы мы могли беседовать, где нужно, а где не нужно, всегда молчать, и чтобы и то, и другое служило к пользе нашей и слушающих нас. Мы не должны осуждать или уничижать говорящих, чтобы вместо назидания не получить нам осуждения. Ибо если спросим помысл наш: знаем ли мы, как говорит говорящий, — по действию ли в нем Духа, (или нет), то найдем, что вовсе не знаем сего. Итак, будем думать доброе, а не злое; ибо злой думает злое, а добрый — доброе, о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки, аминь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

От чего же, спрошу опять, происходит всё сие смешение? От того, что отступили от порядка церковного и забыли древние постановления соборные. А каким образом? Пожертвовав всеми преданиями устными и письменными, которые были засвидетельствованы преемственно от времён апостольских, одному позднейшему преданию, собственно западному, о власти папской, возвысившись над Вселенскими Соборами, папы всё изменили по своему произволу и наполнили Церковь римскую нововведениями всякого рода, которым никто не противоречил на Запад, в тёмную эпоху Средних Веков. Таким образом Церковь сия, похваляющаяся тем, что ставит предания выше св. Писания, сама того не замечает, как, без соборной поверки преданий святым Писанием, она сама державною волею своих первосвященников отклонилась от истинного апостольского предания; она зашла так далеко в смешении власти и обычаев светских с духовными, что даже не знает, как выйти из сего лабиринта: ибо законное первенство кафедры римской обратилось у неё в незаконное господство, а сие господство сделалось основным догматом, которого по совести не может признать восток в противность всем канонам. Господь да судит и развяжет сей горький узел, мы же помолимся о мире святых Божиих Церквей! 7. Письма покойного архимандрита Макария к другу 1) Приветственное пред вступлением его в брак В необозримых сокровищах Матери нашей я нашёл небольшой чванец с немногими каплями живой воды, почерпнутыми в реке, из горнего эдема истекающей (т. е. в Евангелии), дабы напаять сад церковный и разделяющейся на четыре начала, которые блаж. Иероним называет quadriga Domini. Примите от меня сей чванец, в знак братского усердия и искреннего желания вам благословений Божиих в сии торжественные дни жизни вашей. Окропите себя и друга вашего сею святою водою, сим благоуханием. Христовым, которое для одних воня животная в живот, а для других воня смертная в смерть; пусть уйдут с двора лихие, не званные гости, когда ощутят сей запах для них несносный, а на воню мира сего да стекутся к вам желанные други, светлые, добрые, умные сыны брака Агнча, разделить с вами брачную радость.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Грядет Сам Владыка всего света с высочайшего престола Своего, Христос Господь, желая видеть то пожатие; подвигнулось с Ним и все небо. Господь говорит Ей: «прииди, ближняя Моя», а Она падши поклонилась Господу Богу Своему. Со многим благодарением подъемлет любезно Сын Пречистую Матерь Свою, увеселяет любезными словами. О, как радостно в то время Пресвятая Дева повторила древнюю песнь Свою: «величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой» ( Лк. 1:46 )... И затем пречистую и пресвятую Свою душу в руки Сына и Бога Своего со многою сладостию предает. И это уже – конец жатве. Так провождается пшеница Божия, Пречистая Дева, в житницы горние во гласе радования и исповедания шума празднующих и преставляется Тройческому престолу, где Бог Отец говорит слова подобные Исааку: се воня дщери Моея, яко воня нив полних, множество пшенично ( Быт. 27:27–28 ). Богородичный сноп добрых дел ста прост ( Быт. 37:7–8 ): поставлен тот сноп на честном мсте, одесную престола Божия (предста Царица одесную Тебе), на месте высоком («воистинну высши всех еси, Дево чистая»), и царствует, владычествует над всеми: небо и земля повинуются Ей, почитают Ее. Кланяются тому снопу снопы земные, царской короной одеянные, припадают Марии духовный и мирской чин, богатые и убогие: лицу Твоему помолятся богаты людстии ( Пс. 44:13 ). И мы все воздаем должный поклон Тебе, о, пренебесная пшеница хлеба животного, и, как снопы, на путях пометаем у пречистых и пресвятых ног Твоих простертым телом. Наши снопы склоняются Твоему снопу, а кланяясь мы приносим грешные мольбы, алча приять от полноты Твоей пшеницы крупиц благодати Твоей. Мудрая Дево! Уцеломудри нас. Агница Христова! Научи нас незлобию, кротости, смирению и соделай нас овцами десницы Христовой. Раба Господня! Возбуди и возохоти нас к работе неленостной для Бога. Источник жизни! Оживи нас животными водами благодати Твоей. Апостольский венче! Увенчай нас милостьию и щедротами нас радостно празднующих. О, пренебесная пшеница! Питай нас хлебом и душевным во все дни живота нашего; когда же придет жатва смертная временному житию нашему, в коем весьма много плевел, а мало пшеницы, Ты, Преблагословенная, умолившая Сына претворить воду в вино, теми же молитвами плевелы наши претвори в пшеницу и Сама пожни оную, Сама собери, Сама принеси нас в небесные житницы, дабы там не как ныне – издалеча, но уже вблизи, лицом к лицу мы воздавали поклонение, честь, славу и благодарение Сыну Твоему и Богу нашему, животному Хлебу, а по Бозе Тебе Пречистой Богородице, духовной пшенице, со всеми святыми во веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Вода же есть она, яже изыде от ребр Христовых. И егда есть теплая, являет теплоту Святаго Духа. Что являет вкупе вино и вода? Вино вкупе и вода есть кровь и вода, яже изыдосте от ребр Христовых. Яко же пророк глаголет: хлеб тому дастся ясти, и вода тому питие верное. Сирень, человеку дастся хлеб ясти и вода пити – питие верное. Хлеб и чаша истинно есть по подражанию тайныя оныя вечери, в нейже Христос прият хлеб и вино и рече: «приимите, ядите и пийте от нея вси, ибо сие есть тело Мое, и сия есть кровь Моя», – показуяй, яко сотвори нас сообщители смерти Своея, и воскресения, и славы, и чести Своея. Глава 59. Что являет чашя Паки же чашя есть вместо чаши, о нейже пишет истинно премудрость Соломонова, сирень Премудрость 152 . И Сын Божий нерпа кровь Свою, вместо вина оного, и положи на святей Своей трапезе, глаголя всем: «пийте от нея вси, вместо вина черпанаго, во оставление грехов и жизнь вечную». Чаши толкуются и сосца Богородици, яко же Чаша, Яже есть радость безконечная и Хранилище всего рода человеческаго. Глава 60. Что являет сосудохранителница Сосудохранителница же, в нейже бывает проскомидиа, есть вместо Лобнаго места. Глава 61. Что знаменует антимисий 153 Антимисий знаменует плащаницу, в нейже обвися тело Христово, егда сняше е с креста и положиша е в гробе. Глава 62. Что знаменует покров чаши Покров чаши образует плащаницу, еюже обвишя тело Господне со смирною и алфем, по евангелисту. Глава 63. Что являет покров блюда Покров блюда есть вместо сударя, иже бе на главе и лице Господни, имже покрыта Его в гробе. Глава 64. Что являет завеса, сиречь воздух Завеса, сиречь воздух, есть и глаголется вместо камене, имже затвори гроб Иосиф, и запечатлеша и евреи, храняще и с кустодиею 154 . Се, ныне есть Христос распят, есть погребен, есть гроб затворен и запечатлен. Глава 65. Что являет кадилница Кадилница являет человечество Христово, огнь – божество; и дым вонный фимиама являет воню Святаго Духа, приходящую напредь. Ибо кадилница толкуется радость многая благоуханна. Еще же фимиам есть вместо аромат, яже принесоша в погребение Господне; и смирна и ливан волхвов, и чистая молитва добрых дел, от нихже воня приходит, яко ж говорит апостол: Христово благоухание есмы. Сиречь, Христова воня есмы. Разумейте убо, вси священници, иже приближаетеся к святому жертвенику, и священнодействуете, и служите жертву безкровную, яко страсти, яже носят живот наш, возвещаем и являем. Глава 66. О совершаемых в приношении честных Даров, чесо ради изначала не полагаются честныя Дары в жертвенице

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

И ныне, Богородичен: Кто Тебе не ублажит: Вход. Прокимен дне и чтения три, и лития (зри сего месяца в 6-й день) На стиховне стихиры, глас 5. Подобен: Радуйся, постников: Благодать устнам твоим, Луко,/огненным языком излияся, апостоле,/и язык огненный показался еси,/словеса испущая света,/света достойным проповеданием;/стрелы же палящия тьмы желающим,/пиша и уча честное Евангелие,/и воня жизненная Жизни воистинну хотящим явился еси,/якоже Павел рече, егоже имел еси учителя:/воня же смерти паки Жизнь не возлюбившим./Но нам мир, и Жизнь, и свет подаждь, и велию милость. Стих: Небеса поведают славу Божию,/творение же руку Его возвещает твердь. Познахом от словес твоих,/якоже рекл еси, словес утверждение,/яже рекл еси, Божественне таинниче,/понеже писати нам о вещех начал еси,/о нихже извещен был еси,/и якоже тебе предаша, иже исперва самовидцы;/имже и ты равен был еси, служитель Слова воплощения,/Егоже по востании во Еммаусе видел еси/и горящим сердцем с Клеопою хлеб ял еси./Того Божественныя теплоты/и наша чтущих тя души исполни. Стих: Во всю землю изыде вещание их/и в концы вселенныя глаголы их. Радуйся, един, написавый нам, еже радуйся,/радуяся, Чистыя Благовещение/и Сию Господородительницу,/рекша Крестителя из чрева,/егоже написав, и зачатие, и Слова воплощение,/искушения же и чудеса, словеса и Страсти,/Крест и смерть, и Востание,/еже видел еси, и Восход,/Духа же Сошествие,/проповедник же деяния,/и изряднее же Павлова,/егоже показался еси сошественник,/врач же и таинник,/и светильник Церкве, юже соблюдай всегда. Слава, глас 6: Всемудрый ловче, святый учениче,/делателю Спасов и проповедниче Того Страстей,/иже тварь верою претекий/и от прелести языки собрав,/и Богу привед, яко воню добру,/на Небеса постигл еси./Тем, предстоя Судии всех, молися/избавити ны от беззаконий наших/и в день Суда свободитися от муки. И ныне, Богородичен воскресен: Творец и Избавитель: Тропарь, глас 5: Апостольских деяний сказателя/и Евангелия Христова светла списателя,/Луку препетаго, славна суща Христове Церкви,/песньми священными святаго апостола похвалим,/яко врача суща, человеческия немощи,/естества недуги и язи душ исцеляюща/и молящася непрестанно за души наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

К рассказу о жертвоприношении Исаака, присоединяется толкование в святоотеческом духе и с обличением жидовина. Принесение Исаака в жертву было прообразом страдания, смерти и воскресения И. Христа. Автор приводит пророчество Исаии: яко овча на заколение ведеся 132 и т. д. Пророк говорит здесь не об Исааке, а о Христе: род же Его кто исповесть, – слова эти могут быть отнесены только к И. Христу. Жертвоприношение Исаака было прообразовательным, по автору, и в своих частностях. «Так, тридневное шествие Авраама с Исааком до горы – образ „тридневного“ воскресения; Исаак был связан и возложен на дрова, – Христос был связан и вознесён на древо креста» 133 . Далее, о смерти Сарры, о женитьбе Исаака на Ревекке, о женитьбе Авраама на Хеттуре и смерти Авраама рассказывается весьма кратко; апокрифических прибавлений нет. Жизнь Исаака рассказывается по Библии, так же без апокрифических прибавлений (л. 105–106). К библейскому рассказу присоединены толкования. «До рождения сыновей Ревекка обратилась к Богу с молитвою, и спрашивала: что будет ей? Бог открыл, что она родит двух близнецов, из которых старейший поработает меньшему»? Автор спрашивает: когда же Исав поработал Иакову? В ответ, он объясняет смысл слов Иеговы таким образом, что Исав и Иаков служили прообразом ветхого и нового заветов 134 . «Оба брата, – говорит он, – были рождены от одного отца и матери, – и закон ветхий и новый от единого Бога изыдоша». Сходство между обоими заветами замечается и в частностях. В ветхом завете было 70 пророков, в новом – 70 апостолов; в ветхом – 12 великих пророков, в новом – 12 апостолов; в ветхом – даны были скрижали, в новом – Евангелие; в ветхом – призвал Бог двух братьев: Моисея и Аарона, в новом – Петра и Андрея 135 ; в ветхом – обрезание, в новом – крещение. «Итак, разумей, жидовине, – заключает автор, – яко не бе Иаков господин Исаву, но прорече о завете ветсем и новем, – яко первый завет поработает меньшему» (л. 105 об.–106). По поводу благословения Иакова Исааком, автор замечает: почему отец не узнал сына своего, будучи исполнен Духа Святого? «Кий отец не познает гласа своего чада?! И птицы (ластовицы) знают своих детей, хотя последния и един образ имеют, и един возраст, и едину речь»... «Но облазнився он (Исаак), – и мирови спасение обеща: ибо не Иаковом спасение бысть странам, но Господом нашим И. Христом, Который родился от племени Иаковля». Исаак сказал: «глас Иаковль, руце Исавове, – и жиды сказали: речь Твоя сладка и учения Твоя истина, но человек будя Сын Божий творишися; и так они ослепли умом, как Исаак – очима». В таком же аллегорическом духе автор объясняет слова благословения Исаака: Се воня сына моего, яко воня нивы исполнены. Село означает весь мир «в немже пожив Сын Божий». «И даждь ти Господь от росы небесныя и от влаги земныя».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

Должно сознаться, что мы часто грешим, а не достает у нас уменья, как лучше возбудить в себе чувство покаяния и сокрушения о грехах. Иной, неразумный, обращает даже падение Давида к извинению своих грехов. «Вот, говорит, Давид был и пророк, а от грехов не уберегся; а нам далеко до святых!» Дерзка эта речь неразумного человека; видит он чужой грех , а не хочет знать, как умел смиряться и плакать о грехах и каяться согрешивший; чужой грех видит, а покаяния перенять не хочет. Божие слово изображает тяжкий грех царя и пророка, чтобы нас остеречь от тяжкого падения и научить покаянию; а нечестивец ни мало не обращает внимания на то, как Давид по падении каялся, как плакал о грехах и молил Господа Бога о прощении. Так- то часто омрачается грехом наш духовный взор! То, что должно бы пробуждать нас от тяжкого сна греховного, еще усыпляет нас. Недаром сказано, что тоже слово Божие для одного воня животная в живот, для другого воня смертная в смерть ( 2Кор.2:16 ). Читает слово Божие человек добрый – и читает его в сладость, воспламеняется ревностию о благочестии, убеждается и видит в себе самом много нечистого, греховного, и со слезами молит Господа Бога, чтобы послал Он ему Свою в святую благодать и вразумил и помог ему жить по Божьему закону и спастися. Читает тоже спасительное слово человек грехолюбивый и во многом из того, что написано для нашего назидания, находит для себя соблазн; таким образом, нечестивый человек хулит Божие слово, умножает грехи свои, губит свою душу и готовит ей вечную смерть. О, спаси и помилуй нас, Господи, от такой закоснелости во грехах! В жизни святых людей поучительны самые падения; потому что они показывают, что и люди, долго упражнявшиеся в добродетели, при недостатке бдительности над помыслами, при ослаблении внимания к вторгающимся в сердце худым пожеланиям, легко могут потерять свою чистоту и впасть в самые тяжкие грехи. Вместе с тем сии падения представляют нам пример, что и самые тяжкие грешники не должны отчаиваться в своем спасении, но поспешать, посредством искреннего раскаяния, возникнуть из глубины зла. Посему остановим воспоминание свое на падении Давида, чтобы научиться, если падем, и восстать по примеру его.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Но кто может исчислить все законопреступные действие, входящие в состав сего соблазнительного поступка? Если всякий соблазн, по выражению одного отца церкви, есть непотребный корень мгновенно и против воли нашей разрастающийся в велие древо беззакония, то соблазн неблаговременного вхождение во храм и исхождение из оного есть бесконечная цепь беззакония, опутывающая и ближних, и дальних, и современников и потомков на неопределенное пространство. Быть может, мы сами со временем переменим образ наших действий, но соблазн, нами произведенный, все будет действовать и умножит бремя собственных грехов наших. О! уне есть, да тысящекратно обесится жернов осельский на выи соблазнителя. В проскомидии освящаются в жертву Богу дары и приношения верных за живых и умерших т. е. из приносимых верными просфор изъемлются частицы за здравие и спасение живых и о упокоении усопших и полагаются на дискосе подле агнца, образующего собою Агнца Божия, вземлющего грехи мира; а потом, по преложении силою и наитием Духа Святого хлеба в тело и вина в кровь Христову, ниспускаются в потир, дабы в нем чрез омовение в очистительной крови Христовой и чрез соприкосновение к пречистому Его телу соделались жертвою благоприятною Богу за грехи тех, коими принесены и за коих принесены они. Потому что нет дара и приношения, нет хвалы и славословия, нет молитвы, нет подвига, нет добродетели, столь высоких и важных, которые бы, не быв окроплены и освящены кровию Христовою, могли, быть благоугодны Богу. Бог Отец, подобно патриарху Иакову, не иначе приемлет приношения, в чем бы они ни состояли, и не иначе преподает свое благословение, как когда от приносящего и приносимого обоняет благоуханную воню возлюбленного Сына Своего, Богочеловека Христа. Что же это за воня? Воня сия есть пречистая кровь Христова, излиянная на крестном жертвеннике и ныне таинственно возображаемая на жертвенниках Христианских за спасение мира. Христос возлюбил есть нас, говорит Апостол, и предаде себе за ны приношение и жертву Богу в воню благоухания ( Еф.5:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Старец Паисий не раскаивался, как разглашали некоторые, не вполне понявшие его слова и не имевшие определительного понятия о умной молитве, в напечатании книги «Добротолюбия», переведенной им с греческого на славянский язык. Он, проникая дух времени, предвидел вред многих легкомысленных и самочинных, имеющих —232— повредиться употреблением великого блага умной молитвы во зло. Движимый духовной любовью и состраданием к человечеству, столько поврежденному грехопадением, что самые средства к своему спасению, оно обращает в средства к большему осуждению, к умножению бедствий, нанесенных грехопадением, – Паисий огорчался и болезновал, подражая этим многомилостивейшему Господу Иисусу, Который проливал Свои всесвятейшие слезы о Иерусалиме, отвергшем Его, а потому не только отвергшем спасение, Им принесенное, но и навлекшем на себя и на чад своих лютейшие казни. – Такова была мысль Паисия! Такова была печаль его при напечатании Добротолюбия, о переводе и напечатании которого он положил столько трудов! Эта мысль и эти чувствования изображены им в письме его к Феодосию, Архимандриту Софрониевой Пустыни. Не одно Добротолюбие употреблено во зло! Употреблены во зло Писания святого Апостола Павла, как засвидетельствовал сам верховный Петр. Употреблено еретичествующими во зло все Священное Писание. Самое Божественное Евангелие употребили и доселе употребляют во зло, для погибели своей, многие миллионы протестантов, толкуя его неправильно и не благочестно, по поводу будто бы его, удаляясь от единения со вселенской Церковью, составляя отдельное душепагубное еретическое сонмище, которое они дерзают называть Церковью Евангельской. Апостол Павел свидетельствует, что они – Апостолы – Христово благоухание Богови в спасаемых и погибающих: овем убо воня смертная в смерть: овем же воня животная в живот. Даже о Господе Иисусе Христе сказал Святой Богоприимец Симеон: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих во Израили, и в знамение пререкаемо». – Святой Исаак Сирский в 54-м слове говорит: «Слово крестное погибающим юродство есть. Что из сего следует? – поскольку оное слово крестное казалось юродством тем, которые не ощущали силы сего слова; то долженствовало ли Павлу умолкнуть и престать от проповеди? Но и до сего дня крест служить поводом к претыканию и соблазну Иудеям и Еллинам. – Итак, должно ли умолчать, чтоб сии не соблазнялись? – Павел не только не умолчал, но так взывал: Мне да не будет хвалитися,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010