Всяк сад, т. е. добродетели, его же не насади Отец небесный, искоренится; потому что в этих, вне благоухания Христова, добродетелях есть воня смертная в смерть, – это примесь Фарисейства, самоуслаждения и гордости житейской; – и сатана преобразуется иногда в ангела светла, к самообольщению людей. Все, и ум, и честность и благородство христианина – во Христе. Опытное доказательство на это в житии св. великомученицы Екатерины, которую Господь до ее обращения сколько нашел безобразною помраченною, нищею и худородною, при всех кажущихся ее совершенствах, составлявших предмет удивления для современников, столько, по обращении к Нему, обрел ее и премудрою и " прекрасною, и богатою и славною. Думаешь ли ты с своими грехами утаиться от вездесущего и всеведущего Бога? Но не также ли поступил и преступный праотец наш, хотевший под ветвями райского дерева скрыться от Бога, ходящего в раю по полудни? Покушение твое избегнуть суда Божия неподобно ли бегству пророка Ионы от лица Господня, вместо града Ниневии, – в Фарсис? Не поглотят ли и тебя, неосторожного беглеца, волны житейского моря и не сделают ли добычею душетленного, мысленного зверя? Все твои подобные предприятия не также ли ничтожны пред всемогуществом Божиим, как сновидения спящего? Все это не есть ли горький плод глубокого усыпления, совести, от которого пора, давно пора, пробудиться? Восстани убо спяй! Ужели доселе не слышишь, так сильно будящего тебя, матернего гласа Церкви? Восстани! что спити? конец приближается!.. Но беспечный в деле спасения грешник, если в совести своей и пробудится, то снова засыпает сном глубоким и опасным, – душа его, как земля безводная; – и он уподобляется низринувшемуся в ров. Что же делает матерь – св. Церковь ? Вот она паки напрягает все свои силы и, для возбуждения спящего столь глубоким греховным сном, призывает на помощь, молит святых, и славных Апостолов, Пророков, Иерархов, Мучеников, Преподобных, и всех праведников, – молит св. Ангелов и Архангелов. Она, в умиленной молитве, обращается к святых святейшей Матери Божией, и, в уповании на всесильную Ее небесную помощь, с дерзновением, от лица заблудших чад своих, видя их, потопляемых грехами, вопиет к Богу: Господи! воздвигни силу Твою, яви чудо милосердия Твоего, и прииди, во еже спасти нас! «Господи сил с нами буди, иного бо разве Тебе помощника в скорбех не имамы; Господи сил, помилуй нас».

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

...Из деятельной жизни произрастает честное бесстрастие... (свт. Феодор Эдесский , 87, 351). Дивно будет, если кто, насыщаясь всегда вдоволь яствами, возможет стяжать бесстрастие (свт. Феодор Едесский, 87, 362). Возжелав боготворного бесстрастия, прежде послушанием и смирением взыщи сего желаемого, чтобы, пошедши к нему другою дорогою, не причинить себе напрасных трудов. Бесстрастие же стяжавшим должно почитать не того, кто иногда осаждаем бывает страстями, а иногда мирен и покоен бывает от них, но того, кто непрестанно наслаждается бесстрастием, и когда присущи причины страстей, недвижимым от них пребывает, и когда помышления о них приходят, ничего от того не претерпевает (прп. Феогност, 87, 383). Бесстрастия не желай прежде времени, чтобы не пострадать того же, что пострадал первозданный, незрелого вкусивший древа познания; но трудясь с терпением во всестороннем воздержании и непрестанной молитве и храня с самопрезрением и крайним смирением деятельные навыки и порядки, примешь после сего во время благоприятное и благодать бесстрастия, сие пристанище упокоения после бурь и тревог. Ибо не обидлив Бог, чтоб для правошествующих отворить, когда должно, дверь бесстрастия (прп. Феогност, 87, 385). Исправляя, как должно, деятельную сторону добродетельной жизни, чрез это одно не можешь ты достигнуть пристани бесстрастия, так чтобы чисто и непарительно мог молиться, если в то же время ума твоего не будут обымать духовные созерцания просветительного ведения и познания Сущего, коими окрыляясь и просвещаясь, стремительно возвышался бы он горе, в истинной, всецело любовью дышащей молитве, к родственным ему светам вышних невещественных чинов, а от них, сколько доступно, к великому возносился бы Свету, к Трисолнечной Богоначальной Троице (прп. Феогност, 87, 389). Из уст бесстрастия, как соты меда, каплют словеса вечной жизни. Кто убо сподобится к устам оного прикоснуться своими устами, и посреди сосцев его водвориться, и сладкою вонею одежд его облагоухается? – т. е. насладиться плодами добродетелей, коих воня паче всех ароматов (Песнь Песн. 4, 10–11 ), известных нам чрез чувства... (прп. Илия Екдик, 87, 429).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

После чтения Деяний, говорит народ: Вышний от вышних, Святый святых, Тебе приносится воня благоухания от бодрствующих Апостол. Восхвалиша Тя освященнии по закону Твоему. [Дьякон]: Востаните. [Иерей]: Мир всем! [Дьякон перед Евангелием]: В нощех воздежите... [ Ин.5:1–15 . Говорит народ]: Сподоби нас внити в субботу суббот со всеми святыми Твоими, да будем звании на вечерю Твою, да управит нас Крест Твой, да ходим, Евангелие Твое носяще. И также говори: Яко вознесеся... Благоволение и слава наша и рог спасения нашего есть Иисус Христос , вождение мира нашего, на Него же уповаем, стену спасения нашего. На Нем же утверждаемся, камени жизни, главе угла, иже есть Иисус Христос. Злато сугубо и сокровище, еже не постигают напасти мнози, и талант умножаяйся есть Иисус Христос. Одеяние нетканно и хитон нешвенен и квас, все смешение квасящий, и соль, пресноту услаждающая, есть Иисус Христос. Иго благое и бремя легкое есть Иисус Христос. Путь ко Отцу Своему и дверь к Своему Родителю есть Иисус Христос. Корабль, егоже не постигает волнение, сокровище наше, к нему же не приближается тать и еже не тлит тля и моль, есть Иисус Христос . Семя чистое, еже прозябе в телесех святых, есть Иисус Христос. Первосвященник, предстоял святым в скинии свидения, юже Господь водрузи. Звезда света утренняя, солнце правды небесное, жених чистый, есть Иисус Христос. Иже во Отце и Сыне и Дусе, иже во утробе Девы, иже во пророцех пророк и в Апостолех Апостол, иже в мученицах венец, вождь, глава собора, есть Иисус Христос. И нас, на Него уповающих и Его яко Бога чтущих, мир и милость от Отца Его да обрящет. И говори: Михаиле Архангеле, молися о нас, и святый Гаврииле исправи молитву нашу. Четыре животная духовная славящии и поющии, молитеся о нас. Двадесять четыре старцы небеснии помилуйте нас. Пророцы и Апостоли, праведнии и мученицы, молитеся о нас, да улучим с вами часть и наследие. Собор праведных и мученик молися о нас. Ангели небеснии милосердуйте о нас. Марие, Владычице наша, Богородице молися о нас, яко обрела еси благодать у Бога. Улучила еси благоволение Святаго Духа и силу; молися о нас, помилуй нас, Марие. Сын Твой да сотворит ны причастники милости Своея. Идеже отверзен рай и идеже простерт покой, да сподобит нас части и да будем во входех святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

3 Наличность поучения Владимира Мономаха в Лаврентьевской списке Повести временных лет (под 6604/1096-м годом) и отсутствие этой вставки в других летописях, сохранивших запись игумена Сильвестра в конце свода, показывают, что состав Повести мог подвергаться изменениям в период от 1116 (или 1118) г. до появления в свет утраченного протографа древнейших списков ее. 4 Начало этих списков носит признаки переработки летописных известий. Здесь «Русь» нападает на Царьград при царе Михаиле и матери его Ирине (sic, а не Феодоре; сравн.Лавр. 3 , под 866-м годом) еще до прибытия в Киев варягов Аскольда и Дира. Кий, Щек и Хорив «изгибают» («изгибоша») уже после нападения «Руси» на Царьград при Фотии в 866–860 году), а поляне уже вслед за этим нападением подпадают под власть хозар и т. п. 5 Так, редакция рассказа о Владимире, какую А. А. Шахматов включил в свой «Древнейший свод», не согласна с наиболее ранними ее версиями. Владимир, по Шахматову, принимает греческую веру в Киеве после испытания вер и после убеждений Кирилла Философа , тогда как Нестор, пользовавшийся, по словам самого А. А. Шахматова, тем же сводом, рассказывает о внезапном обращении русского князя без всякого испытания им вер и без чьих-либо наставлений. Точно также и Иларион, который, по Шахматову (Разыскания, стр. 417), пользовался тою же Летописью, составляя свое похвальное слово между 1037 и 1050 гг., утверждал, что никто из проповедников не подготовлял Владимира к перемене убеждений, но что он, руководясь своим «смыслом», принял это решение тогда, когда на него «припахну воня Св. Духа». 6 Во избежание расширения объема настоящего очерка, имеющего в виду только общую постановку вопросов, из него исключена исчерпывающая библиография предшествующих опытов решения каждого из них. По той же причине не полны в нем и ссылки на источники, подкрепляющие отдельные выводы и их детальную мотивировку. 7 Лавр. 3 , 148–149. Ср. отношение к книгам (т. е. Библии ) в Кирилло-Мефодиевской агиографии (см. мои статьи: «К вопросу о сочинениях, приписываемых Кириллу Философу» в ИРЯС, т. I (1928), кн. 2, стр. 429 и след.; и «К вопросу о русских письменах, упоминаемых в Житии Константина Философа» в ИРЯС, т. I (1928), кн 1, стр. 1–37).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Я не собирался писать историю монашества — это невозможно сделать на нескольких страницах — и потому на этом кончаю. Из сего немногого благоразумный может почерпнуть для себя достаточно уроков и убедиться, что монашество есть несомненная воня (ευωδια, благоухание: 2 Кор. 2, 15) и сила. Этого отрицать невозможно. Неверующие и безблагодатные люди могут отрицать только приятность такого благоухания для своего обоняния, могут говорить, что оно для их слабой головы слишком сильно, до обморока доводит. С этим не спорил и апостол (2 Кор. 2, 16). Но в том, что монашество для подобных лиц кажется крайностью, фанатизмом, извращением Христова учения, никто не виноват, кроме них же самих, как не виноват и мед, если он покажется горьким больному. Итак, люди могут говорить, что они не ощущают пользы от плодов монашества и не видят их, могут каяться и сознаваться в своей слепоте, но говорить, что никакой пользы от монашества нет и быть не может, — этого говорить не могут, если не хотят нарушать законов логики и всевать в окружающих подозрение насчет нормальности своего рассудка и суждений. Ибо существует множество людей, и притом глубоко образованных, которые всем сердцем и умом видят и чувствуют все то громадное значение, которое имеет монашество, хотя бы представители его и ничего не давали людям, кроме чистых молитв в тиши своих затворов и келий… О русском монашестве я ничего здесь не сказал по малости места, хотя и есть что (и очень много) сказать, считая довольным для назидания то, что предложено было вниманию читателя в предыдущем параграфе.     Глава 6. Телесный подвиг ради Господа § 1. Значение внешнего поведения христианина для созидания доброго устроения души. Как должно вести себя спасающемуся на людях и наедине с собой   I. Св. Варсонофий Великий сказал однажды по некоторому поводу преп. авве Дорофею, когда тот был еще молодым, недавно поступившим в монастырь послушником: «Оденься прежде листьями, а потом, когда повелит Бог, принесешь и плоды» 1 . Данные слова и каждый спасающийся должен применять к себе, особенно по отношению к распорядку, касающемуся последовательности подвижнических деланий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

Победоносные мученики, добровольно претерпевшие скорби из любви к Богу и Спасителю и имеющие дерзновение пред Самим Владыкою, ходатайствуйте, о святые, за нас расслабленных, и грешных, и исполненных лености, да приидет на нас благодать Христова и просветит сердца всех ленивых, чтобы возлюбить нам Господа. Вы истинно блаженны и славны. И ангелы и человеки ублажают вас. Ибо во время скорби, когда усиливались ваши страдания в мучениях, имели вы рай у себя пред очами, говоря сами в себе: " Пусть увеличиваются здесь телесные мучения, чтобы там в раю увеличились его наслаждения и покой " . И когда среди истязаний восставала в вас треволненная буря, имели вы у себя пред очами Божие ублажение, в твердой уверенности, что нелжив всевышний Бог, изрекший Свои обетования. Поелику же у вас были пред очами сии будущие блага, и сие удостоверяло вас, что нескончаемо будете ими наслаждаться в радости; то не расслабевал, о святые, крепкий ваш помысл. Радость о будущем и восторги ожидания вашего соделывали вас ежечасно мужественными и доблестными, и вы никогда не насыщались своими страданиями. Враг увидел, как отважно и небоязненно вступаете вы в борьбу, вовсе не имея в сердце страха пред угрожающими истязаниями и искушениями, - и изнемогла крепость лукавства его. Поелику же преодолевали вы все истязания его, то предпринял враг, страхом меча привести в боязнь ваше мужество, чтобы отреклись вы от Христа, всегда вожделенного душам боящихся Его. И не знал он жалкий, что меч его из выи святых подвижников изводит обильные источники кровей, и в сих-то потоках и кровях святых сам он погибает. Однако же со стыдом сказал силам своим: " Боюсь и робею этой крови, струящейся из выи закалаемых за имя Иисуса Назарянина, потому что друг друга убеждают они умереть за Него. Омрачила меня дымящаяся кровь их. Не в силах я уже одного часа или даже мгновения противостоять единодушию учеников Христовых. Гораздо было бы для меня лучше не воздвигать на них царей. Ибо вот повсюду преследует меня кровь их. Воня этой крови расслабляет мои силы. Не могу никак и приблизиться к тому месту, где есть кости учеников Иисусовых " . - Вот блистательные заслуги вашего мужества, совершенные подвижники, вот доблести вашей веры, христоносные подвижники! Вот высота вашей победы, мужественные богоносцы и боголюбцы! Вот похвала ваша! Смерть ваша приобрела вам жизнь. Мудрые составили умысел о вашем заклании, и мудрование умов их обратилось в ничто. Приведенные в изумление сказали они друг другу. " По истине велик Бог, Бог христианский, в Которого уверовали все ученики Его " . А нередко и мучители, видя терпение святых мучеников и благие утешения, какие подавали они друг другу во время своего подвига, сами делались истинными поклонниками, боящимися Бога и совершенными в вере.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/838/...

Взимати - отнимать, снимать. Взыграти - возвеселиться, скакать. Взыскати - разыскивать, обыскивать, стараться найти. Вина - причина, предлог, повод. Виссон - драгоценная, тонкая и мягкая льняная ткань. Витальница - горница, комната. Вития - оратор. Вифезда - евр. " дом милосердия " - овчая купель в Иерусалиме. В книзе животней - в книге жизни. Вкупе - вместе, в то же время, зараз. Владыка - господин, хозяин дома, наставник, властелин. Власяница - грубая одежда из конского волоса. Влаятися - волноваться. Вмале - вскоре, едва, в непродолжительное время. Вметати - ввергнуть, бросать. Внегда - когда; в то время, как. Внезапу - вдруг, нечаянно, внезапно. Внимати - слушать прилежно, быть внимательным. Внутренняя - чрево, местопребывание страстей. Воанергес - " сыны Громовы " . Так названы апостолы Иаков и Иоанн в ознаменование их силы, особенной горячности и пламенной ревности в деле апостольского служения. Во веки веков - бесконечно, вечно, в бесконечные века. Во благовремении - своевременно, когда нужно. Водворятися - иметь жительство, пребывать, покоить. Воды - иногда: скорби, печали. Воевода - военачальник, полководец. Во еже - чтобы. Вожделети - возыметь сильное желание, сильно желать. Воз - за, вместо. Возбраняли - препятствовать, не дозволять. Возглядати - взирать, смотреть. Воздаяние - возмездие, то, что заслужено, должное. Воздети - поднять, простереть. Воздвижение - поднятие вверх, возведение, водружение. Вознепщевати - подумать, предположить. Возношение - славословие, величание, прославление, Возопити - закричать громко, с воплем воззвать о помощи. Возрастите - растить, питать, умножать, укреплять. Возриновен - поколеблен, потрясен. Возскорбети - чувствовать скорбь, стенать. Вои - воинства, воины. Во имя - во славу, именем, в честь. Воинствословие - воинский отряд. Волхвы - приготовляющие отравы, чародеи. Воньже - в который; в нюже - в которую; в няже - в которые. Воображати(ся) - приготовлять, устроять внезапно. Воня - запах, курение, аромат. Воплощатися - принимать на себя плоть, тело.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2088...

Тъгда повелста цесаря злато съ србръмь сыпати людьмъ, обращьшемъ ся на не, възмогуть понести человка Божия. Нъ не обратися никтоже на не, паче любяще тло святаго. Многу же труду бывъшю позд, нколи донесоша въ церьковь Святаго Вонифанта. Благоврьная же цесаря повелста сътворити ковьчегъ златъ и украсити и´ камениемъ драгымь и бисъръмь, и сътворьше, и въложиша въ нь тло чловка Божия Алексия месяца июля въ 17. И праздьньствоваша 7 дьний, отцю и матери и снъс ту прбывающемъ. Божиею благодтию искып ис ковьчега ему миро благыя воня. И сему чюдеси бывъшу, вьси недужьнии събьрашася, и, възимающе, мазахуся, и исцлеваху, славяще и хваляше Отца, и Сына, и Святаго Духа, единого Бога истиньнаго, емуже слава ныня, и присно, и въ вкы. Аминь. 564 ...у Ануриа и Аркадия... – Гонорий и Аркадия – римские императоры братья-соправители, сыновья Феодосия I Великого, известные строгими указами против язычников. После раздела Римской империи в 395 г. Гонорий (395–423) правил западной частью империи, Аркадий (395–408) – восточной. 565 ...въ церкви Святаго Внифантиа. – Церковь в память римского св. мученика Вонифатия (день памяти 19 декабря), который был послан своей госпожой из Рима в Тарс Киликийский за мощами христианских мучеников и, увидев, как мужественно переносят христиане свои истязания, сам стал христианином и принял мученический венец: был посечен мечом 14 мая 290 г. 566 ...лз... – лезь (лизь), лежа (лежей) – сорт шелка-сырца, вывозимый из Персии армянскими купцами. 567 ...из Капетули... – т. е. из Капитолия, кремля и святыни древнего Рима, расположенного на Капитолийском холме. 568 ...доплы града Лаодикия... – Лаодикия – название нескольких городов в древности, один из которых (во Фригии) был главным центром христианства. 569 ...доплы града Лаодикия... – Лаодикия – название нескольких городов в древности, один из которых (во Фригии) был главным центром христианства. 570 ...доиде Едесы сирьскиа, идже лежит образъ иконы Господа нашего... – В древности город Эдесса – столица Осроены (в северо-западной части Месопотамии, Междуречья, на р. Евфрат), римская колония, которая являлась крупным христианским центром и была овеяна сказаниями, связанными с именем Иисуса Христа и его Нерукотворного образа. С 1637 г. принадлежит Турции (г. Урфа).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Велелепный и преславный чертог на небесах ожидает святых, которые творили дела правды и благоуспешно трудились в вертограде Сына. И тебя, отец наш, ожидает венец твой у Господа твоего в стране, исполненной блаженств. Память твоя, отец наш, прославляется в Церкви вместе со святыми, и горе на небесах блаженствуешь ты одесную Христа. Молитва твоя да будет оплотом душам нашим против козней врага. Вот, память твоя прославляется в Церкви и труд твой — на небесах, непорочный и святой иерей, увенчанный за любовь твою! Умоляй избравшего тебя Господа и проси у Него щедрот, да мир Его царствует в Церкви. Сей блаженный был обителью смирения и кротости, непорочности и святости, со славой совершил и окончил подвиг свой. Благословен Христос, облекший его оружием Духа Святаго для борьбы со всякими страданиями! Веселятся сонмы сынов неба, ликовствуют человеки и Ангелы в великий день памяти твоей, непорочный и святой отец наш. Умоли за нас Христа, да поселит мир свой во вселенной по щедротам Своим. Радуются Ангелы на небесах, веселятся человеки на земле и в день памяти твоей воспевают хвалу Господу твоему, Который прославил тебя во брани, соделал источником уврачевания для всех злостраждущих, прибежищем для всех скорбящих.   На разлучение души с телом Тебя, Сын Божий, приял я себе в напутие, и когда алкал, насыщался Тобой, Спаситель мира. Да бежит огонь от членов моих, да отженет (отгонит) его воня Плоти и Крови Твоей. Крещение да будет для меня неутопающей ладьей. Тебя, Господи наш, да увижу там в день воскресения! Душа говорит: «В гостинице жила я, и прислал за мной Домовладыка. Невозможно мне оставаться в ней долее, понуждает меня посланный: «Выходи из дома своего, оставь это жилище». Итак, оставайся с миром плоть — временное жилище, да увижу тебя с радостью в день воскресения». Поспешно пришли поемлющие меня, а я и не знал, что посланный за мной предстоит уже, а я и не почувствовал. Избави меня, Господи наш, от того осуждения, какому подпал диавол, ненавистник непорочных сынов Твоих, и со святыми Твоими введи меня в Царство, — да воспою хвалу и прославлю Тебя вместе с ними.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

И сократя, пребыть имеем с нашим наичувствительнейшим почтением и обычною преданностию, ваши покорные слуги и недостойные сомолитвенники, многогрешнии Иеросхимонахи Лев, или по форме Леонид, и Антиох заочно униженно кланяемся, прося ваших святых молитв в подкрепление немощей наших душевных и телесных. За уведомление о смерти благодетеля нашего Дмитрия Ивановича Маркелова благодарим; но только жаль, что кратко о нем написали, можно бы вам написать, как скончался и котораго числа… Помяни Господи его душу!.. По замечанию, в нем была воня смирения и простоты, так что и у редкаго монашествующаго едва ли только обрящется!.. Надежно,…не увидится ли там с Батюшкою нашим о. Феодором.! О. Иоанникию, кажется, теперь можно по желанию его побывать к нам, пока еще мы в живых; но проситься, помолясь Богу, дабы возвестил Господь о сем о. Игумену; с вольным духом, а не усиливаться. 17 апреля 1822 г. М. С. О. Н. Г. И. Х. Б. Н. П. Н. Пречестнейший и прелюбезнейший наш о Господе собрат о. И[оанникий], усердно желаем тебе о Едином Пресладчайшем Господе Иисусе радоватися и в находящих благодушествовати! Приятное ваше писание, пущенное от 13–го числа вами, мы получили того ж месяца 17 числа и благодарим за уведомление. Насчет же вопрошения вашего в разсуждении вашего положения мы, ничтожнии, не знаем уже, что и советовать: видно, мы за премногие грехи наши пришли в тупик, что некуда уже и ступить… Хощу я, недостойный, вам посоветовать, чтоб вы по следам о. Г[авриила] просились на 6 месяцев, но едва ли удастся, ибо еще и та болезнь в Настоятеле не в последнем градусе. А при том вникните вы сами в свое здоровье, как больному проситься в дальний путь или перемещаться куда-либо в другой монастырь?.. Ныне вы сами знаете: больных мало любят и не с аппетитом принимают. Но ежели вам посоветовать ехать на Валаам по определению начальства, то вы при слабых ваших силах чем там будете заниматься? Да и с кем будете иметь душевное сношение? Ну, кажется, довольно по человечеству предложений, и видите – во всем неудобство. Но видно по нашим человеческим разсудкам и предположениям, что примирить себя по душе невозможно, а посему, по своему безумию, не нахожу и духу не собираю, чтоб советовать вашей любве проситися куда теперь при таковых слабостях и обстоятельствах!.. Ежели же необходимость потребует, то что ж будем делать – должно отправляться и на Валаам! – Слава Премилосердому Господу Богу, что благомыслящие и добра желающие для своих душ там жили и теперь живут, и нам, если паче чаяния обстоятельства понудят, должно повинутися на время…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010