Все богомольцы зажгли также свечи. Пение смолкло, водворилась таинственная тишина. Взоры всех устремлены ко гробу. Все в немом ожидании чего-то необычайного. Вот сходит с амвона Митрополит, приближается ко гробу. Игумен выносит из алтаря на золотом блюде ключ. Митрополит со всем духовенством делает три земных поклона, затем принимает ключ, отпирает замок гроба и гроб открывает, два архимандрита снимают крышку, другие два относят ее в алтарь. Святые мощи теперь открыты. Все преклоняют колена; священнослужащие поют: «Ублажаем тя, преподобне отче Серафиме...» Была минута, всех поражавшая до глубины души. Все присутствовавшие в храме были охвачены одним настроением. Сердца всех устремлены были к преподобному Серафиму, который как бы восстал теперь из гроба и был так близок, близок к каждому. Чувствовалось благоухание святыни, чувствовалась близость нового, неведомого дотоле мира, чувствовалось, что слава небесная наполнила весь храм и что все теперь приступили к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства ( Евр. 12, 22 ). И так хотелось молиться, так хотелось возноситься умом и сердцем в новую открывшуюся область, где празднующих глас непрестанный, воня благоухания духовного, пища славы Божией нетленная, потоцы сладости неисповедимые! И так было невыразимо радостно под сводами этого храма, который был теперь пространнее самого неба, ибо вмещал в стенах своих всё небо со всею его славою, ибо вмещал в себе всю Церковь – земную и небесную. И там, где высшая иерархия церковная, высшие представители церкви земной, там, где высшие представители земной власти, где сам Венценосный Вождь народа, там, где собрались представители всех сословий и народностей со всех местечек, закоулков и даже дальних окраин всей необъятно-обширной страны православной, там, где это множественное собрание едиными устами и единым сердцем возносит теперь моление к небу, – как не мыслить там присутствия самого неба, Самого Царя Небесного со всем Его воинством? И хотелось думать, что в это время раздвинулись своды храма сего, чтобы обнять собою весь свод неба небес, со всею его славою, и на столько раздались самые стены храма, чтобы вместить в себе все миллионы православно-верующих по всей Руси святой.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

княгини же его не можаше ся втолити (утешиться), но пришедши сепископом Евсегением и с всем крилосом, открывши гроб, и видиша тело цело и бело, и благоухание от гроба бысть и воня подобна арамат многоценных; и тако чюдо виде, видевше же прославиша Бога, и замазата гроб его месяца Априля в 6 день, в среду страстное недели». – Тело Галичского князя Дмитрия Юрьевича Красного, скончавшегося в Галиче 22-го Сентября 1441-го года, быв привезено в Москву для погребения его в Архангельском соборе, по рассечении засмоленной колоды, в которой оно было везено, найдено было на 23-й день от преставления князя, вопреки ожидания- найти одни кости, совершенно невредимым: однако не было оставлено на вскрытии, но предано было земле, – Никон. лет. V, 153, Воскресенская лет. в Собр. лет. VIII, 111, Царств. летоп. стр. 233. Голтвинские мощи открыты были в 1709-м году, а Сорочинске мощи – вскоре после Шведской баталии, т. е. Полтавской битвы, имевшей место 27-го Июня 1709-го года, см. хранящееся в архиве св. Синода дело 1744-го года о мощах несвидетельствованных, лл. 235 и 420. – В 1700-м году в Гадячской протопопии, в местечке Лютенке (Полтавской губернии, Гадячского уезда; при копании рвов для фундамента церкви найдены были нетленные мощи неизвестного человека, который в сонном видении одному жителю местечка назвал себя Автономом. По приказанию митрополита Киевского Варлаама Ясинского мощи опять погребены были в земле, – хранящееся в архиве св. Синода дело 1744-го года о несвидетельствованных мощах святых, л. 236. – В 1850-м году в Черниговской губернии, в селе Тулиголове Глуховского уезда при копании рвов для фундамента церкви найдено было целым тело священника села Максима Фомина, умершего в 1801-м или в 1810-м году. После десятидневного стояния на открытом воздухе, при чем с телом не последовало никакой перемены, гроб закладен был в стене новой церкви. См. архиеп. Филарета Историко-статистическое описание Черниговской епархии, кн. 7-й стр. 329. 570 В подтверждение верования, что святые по преставлении своем чудодействуют чрез некоторые земные посредства Пространный катехизис ссылается на то, что по свидетельству 4-й книги Царств (XIII, 21) от прикосновения к кистям пророка Елисея воскрес мертвый.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

108. Что (означают) многосвечники, двенадцатисвечники, и трисвечники, и прочие (светильники), возжигаемые в церкви? …В храме, как в мире видимом, вешаются светильники, как звезды. Круг светильников 23 изображает твердь и круги планет. Кроме того, и другие вешаются сосуды со свечами: одни во образ древнего огненного столпа – в виде столпа и прямые, другие во образ купины, иные во образ колесницы, восхитившей Илию, – колесообразные; одни трисвечные в честь Троицы, каковы трикирии, другие семисвечные по числу даров (Св. Духа), иные двенадцатисвечные в честь апостольского лика, посреди коих ставится одна высшая свеча во образ великого света – Иисуса. Бывают еще дикирии, знаменующие два естества Его, и светильники односвечные, знаменующие единство Троицы, или указующие на одного какого-либо Святого, пред которым они повешены. Ибо и каждый из Святых есть свет по причастию (света Христова) и душа его есть как бы живая сияющая свеча. Твердость же и благолепие храма, и чистота помоста означают красоту, чистоту и благолепие Святых, также красоту рая, потому что божественный храм, как мы сказали, изображает и рай, или лучше сказать, представляет райские небесные дары, заключая в себя не простое древо жизни, но самую Жизнь, священнодействуемую и раздаваемую. 109. Для чего в храме священные одежды и завесы, и разнообразные украшения, и различные благоухания? Драгоценные завесы во храме (употребляются) потому, что Бог в лепоту облечеся ( Пс.92:1 ), – во образ величия и славы Божьей. Разнообразные украшения – потому, что Ему принадлежит слава, у Него велелепие и красота, и великое богатство дарований. Благовония и мира бывает исполнено место сие соответственно слову Писания: воня мира твоего паче всех аромат, и смирна и стакти и касиа от риз твоих ( Пс.44:9 ). Одеяния же (ризы) Христовы суть живущие по духу Его. Посему вместе с благовонными и драгоценными вещами надобно приносить Ему души и тела чистые и благоухающие, т. к. в высшем смысле храм Божий – мы сами, – тело и члены Христовы, как говорит Павел ( 1Кор.6:32 ), и ради нас сии вещи чувственные, которые изображают нас. Ибо мы существа духовные и вместе чувственные, что и изображают принадлежности алтаря и внешние украшения его, (указывая) также и на спасителя нашего, соделавшегося ради нас двойственным, Бога сущего и истинного, сделавшегося человеком истинным и действительным, не преставая однако же быть и Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

3 апреля. Из воспоминаний епископа Никодима (Казанцева): «3 апреля в Четверток по Пасхе я был у Митрополита Фидарета. Владыка дал мне поручение: описать жизнь покойнаго Преосвященнаго Кирилла “для газеты”. 7-го числа я принес мою рукопись. “Довольно велика”, – сказал Владыка. Она не напечатана. Было много речей о Преосвященном Кирилле, между прочим Владыка мне сказал: “Ну вот, никакая же воня смертная обретеся от покойнаго Преосвященнаго Кирилла”. И точно. Не слышно было никакого смертнаго запаха ни в доме, ни в церкви, даже навевало каким-то легким благоуханием и свежестию За несколько времени пред сим я навязался Владыке Филарету вот с какою речию: “От мертваго дурно пахнет потому, что он грешник, а не потому, что гниет тело. Есть тучные покойники, и от них вовсе не пахнет смертностию; напротив, есть сухие покойники, и от них идет нестерпимое зловоние”. В доказательство того и другого я приводил несколько примеров из моего личнаго наблюдения. Владыка слушал острожно, не отрицал решительно, но и не давал прямого согласия, улыбаясь ему свойственною улыбкою, которая иногда красноречивее самых глубоких разсуждений. Последствием сего-то разговора было восклицание Владыки о незловонии от тела покойнаго Преосвященнаго Кирилла. Филарет произнес это восклицание с Ангельским сорадованием. О проповеди о. Николая на погребение Пр. Кирилла Владыка сказал: “Сшита из клочков. Сперва доказал, что смерть воскресением Христовым побеждена. А после стал доказывать несомненность нашего воскресения. Это то же, что после скобели топором. Да еще: у него в языке мало елейности; так сухо, жестко, рубит и пилит, будто терпугом”. Тут Владыка жаловался (нежно, безупречно), что Митрополит Серафим не дозволяет говорить проповедей здесь, в Петербурге, заезжим Архиереям. (Вероятно, Московскому Митрополиту самому хотелось произнести надгробное слово в память покойнаго Кирилла.) Разсказал случай, с котораго перестали здесь говорить проповеди чужие Архиереи: “Преосвященный Феофилакт (скончался в Грузии) говорил проповеди на Псковском подворье. В проповедях были личности. Однажды он сказал: “Вот у нас молодой водит старого” (т. е. Филарет, тогдашний ректор Академии, Митрополита Амвросия), Митрополит Амвросий огорчился. Указал в Синоде Преосвященному Феофилакту 20-е правило Трулльскаго собора (Приисканное, конечно, молодым Ректором Академии): Преосвященному Феофилакту надобно было замолчать. А с того времени молчат уже и все Архиереи”. Митрополит Филарет в это время был особенно благодушен и весел, один вид его радовал» (Казанцев. С. 86–87).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Как же мы избежим огня вечного, тьмы кромешной, скрежета зубов, червя неусыпающего и всех прочих объявленных мучений, иждивая дни свои в покое и роскоши, в лености, в расслаблении, в нерадении и соизволяя на неуместные, суетные, нечистые и гнусные помыслы? Как избежим вечного плача, проводя все время жизни своей во всегдашнем смехе и равнодушии? (прп. Ефрем Сирин , 32, 264). Огонь угрожает, Господи, членам моим, но во мне, Избавитель мой, сокрыта примиряющая Кровь Твоя, геенна ожидает меня на мучение; но тесно соединено со мной Животворящее Тело Твое. Я облечен в ризу Духа Святаго и не опалюсь. Когда восшумит река огненная, угрожая отмщением, тогда угаснет во мне огнь, как скоро приразится к нему воня Плоти и Крови Твоей (прп. Ефрем Сирин , 33, 236). Здешний огонь, как ни силен, вместе с пламенем издает и свет, а тамошний огонь поядает и вместе он – страшная тьма и ночь (прп. Ефрем Сирин , 34, 63). Ад – есть тьма неведения, покрывающая разумную тварь после потери ею созерцания Бога (авва Евагрий, 85, 600). ...Сошедши во ад, где никто не может исповедаться ( Пс. 6, 6 ) и откуда уже никто не освободит нас... уже будет необходимо в стеснении и глубоком мраке и при полном отсутствии утешителей терпеть бесконечное наказание и быть несожигаемою пищею для всепожирающего пламени (свт. Иоанн Златоуст , 45, 164). Источник. Самая угроза геенною, не менее обетования Царства Небесного, показывает Божие человеколюбие. Если бы Он не угрожал геенною, то не скоро можно было бы достигнуть небесных благ. Одно обетование благ не достаточно для побуждения к добродетели, если не имеющих усердия к ней не поощряет и страх наказания (свт. Иоанн Златоуст , 45, 171). Источник. ...Геенны мы должны бояться и страшиться не ради того неугасимого огня, страшных наказаний и нескончаемых мучений, но потому, что оскорбляем столь благого Господа и становимся недостойными Его благоволения, как и в Царство спешить надобно нам из любви к Нему, дабы наслаждаться Его благодатию (свт. Иоанн Златоуст , 48, 223).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

8:35, 38-39). Господь же: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14:21). Итак, смотри: любовь к Богу дарует явление Его и встречу с Ним доставляет. Искренне любящий Бога ощущает себя странником и пришельцем в здешней жизни; и таковой изменяется прекрасным изменением; и все те, кто во святом Христовом имени в глубине сердца своего поучаются непрестанно, таковые некогда оказываются способны узреть и Свет Его. Ибо в тесном поучении удерживаемое в мыслях [имя Христово] всякую душевную грязь весьма ощутимо попаляет, потому что, говорится, Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12:29). Поэтому Господь призывает душу ко многой любви Своей славы. Ничто же так не возгревает и не подвигает сердца к любви к Богу, как богословие. Потому что оно порождает все, что происходит от Его благодати. Первыми из всех даров душе того, кто любит Бога, даруются слезы, которые Он сеет в его сердце, словно услаждающий мед. Потому что он в душе своей вместе во владычественном начале непрестанно созерцает Его через любовь. Душа же, ликующая в любви Божией, во время исхода из тела не убоится начальника воздуха сего (ср. Еф. 2:2), ни властей тьмы (ср. Кол. 1:13), но, от любви к Богу радуясь, парит вместе с мирными Ангелами, словно [возвращаясь] с чужбины к себе домой. Потому что душа, имеющая любовь — исполнение закона (Рим. 13:10), в пришествие Господа будет восхищена на облаках в сретение Ему (1 Фес. 4:17). Впрочем, мы чуть было не упустили любовь в Песнях [Песней] — невесты-Церкви к Жениху-Христу. Какое упущение! Да лобзает он меня лобзанием уст своих! [Col. 1837] Ибо благие сосцы твои лучше вина. И воня мира твоего паче всех ароматов. Имя твое — как разлитое миро; поэтому девицы любят тебя. Влеки меня, мы побежим за тобою… будем восхищаться и радоваться тобою, правость возлюби тя… Скажи мне, ты, которого любит душа моя: где пасешь ты? где отдыхаешь в полдень?.. О, ты прекрасен… и любезен (Песн. 1:1-3, 6, 15); В тени твоей люблю я сидеть, и плоды твои сладки для гортани моей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

И должно принять во внимание то, что сердце новое и дух новый дается чрез излияние воды и окропление ею. Когда же будут даны сердце новое и дух новый, тогда в сердце иудейском уничтожится вся жесткость, сравниваемая с камнем, чтобы вместо каменного было сердце плотяное, мягкое и нежное, могущее принять в себя Духа Божия и быть записанным спасительными письменами. Тогда они будут ходить в заповедях Господа, и соблюдать суды Его и жить в земле исповедания, которую Он дал отцам их, Аврааму, Исааку и Иакову, и всем святым и пророкам, и будут они народом Божиим и Господь будет их Богом, что подтверждается чрез настоящее время. И когда они спасутся, тогда Господь призовет пшеницу и умножит ее. Ибо аще зерно пшеничное пад на земли не умрет, то едино пребывает ( Ин. 12:24 ). И они не будут испытывать голода, не глад хлеба, ни жажду воды, но глад слышания слова Господня ( Ам. 8:11 ), который испытал тот, кто, ушедши от отца, расточил все полученное имение и, вынужденный великим голодом, ел рожки вместе с свиньями ( Лк. 15:16 ). Тогда умножится плод дерева, то есть мудрости, о котором написано: древо живота есть всем ищущим ее ( Притч. 3:18 ), и произведения поля подобно Иакову, которого запах был яко воня нивы исполнены, юже благослови Господь ( Быт. 27:27 ). И не будут они более терпеть поношения среди народов из-за голода, которое и доселе испытывают неверующие иудеи, но, достигши блаженства, будут подражать апостолу, который говорит: несмь достоин нарещися апостол, яко гоних Церковь Божию ( 1Кор. 15:9 ). И вспомнят они о злых путях своих и недобрых делах, которыми они прогневляли Бога, и возгнушаются беззаконий своих и злодеяний своих, в которых они прежде блуждали. Все же это дает Господь не ради тех, кои погибли вследствие собственного заблуждения, но ради святого имени Своего. Посему Господь призывает дом Израилев стыдиться и краснеть за грехи свои и уразуметь, что Он Творец их. Когда же Он очистит верующий народ из иудеев от беззаконий их, и населит города Церкви и восстановит развалины, распавшиеся в синагогах, и когда земля исповедания будет возделана чрез божественные священодействия, которая некогда казалась опустелой для всех святых, удаляющихся от дел земной жизни; тогда все скажут: каким образом земля иудейская, бывшая некогда невозделанной, теперь стала подобною раю Божию, и города иудейские, бывшие опустелыми и оставленными и разрушенными чрез свое неверие, теперь воздвигнуты и укреплены чрез исповедание и имя Господа Спасителя? так что всякое творение и множество ангелов, окружающих землю Израилеву, узнают, что Господь построил разрушенные города, и засадил невозделанные страны и исполнил на деле то, что обещал чрез пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Верю, что если мы не смалодушничаем, не отступимся, не предадим Спасителя нашего в угоду тлетворному «духу времени», над Отечеством нашим непременно сбудется знаменитое пророчество преп. Серафима Саровского о том, что « Бог помилует Россию, и приведёт её путём страданий к великой славе». Надо только помнить слова преп. Исаака Сирина: « Не отвращайся скорбей, ими входишь в познание истины. В скорбях временных сокрыты жизнь вечная и слава победы. Паче всякой молитвы и жертвы драгоценны пред Господом скорби за Него и ради Него, и паче всех благоуханий – воня пота их. Умудриться в духовных бранях, познать Промыслителя, ощутить Бога своего и утвердиться в вере невозможно иначе, как по силе выдержанных искушений. Насколько душа неспособна к терпению искушений, настолько же недостойна она приятия дарований…». P . S . Прочёл комментарий некоего г-на Юрганова к моей заметке «Так кто же раскольник?». Он пишет: « Хотелось бы начать с начала, и напомнить, кто стоял за расколом, который пытался учинить в нашей церкви расстрига Диомид. Назаров и Душенов. Именно с их гнусной подачи он анафематствовал иерархов нашей церкви, поставленных Господом окормлять православных нашей страны. И снова Душенов берется за своё. Хлебом не корми, а дай ему грязью измазать церковь. Я очень недоволен закрытием храмов. Но воспринимаю это как испытание, ниспосланное нам Господом по нашему неверию. Душенов же не может, как Люцифер, не восставать против духовного авторитета Господа. Доколе этот персонаж будит чадить и отравлять нас своими миазмами? ». Нельзя быть таким легковерным, г-н Юрганов! Дурацкую байку, которую вы так добросовестно пересказали, про связь еп. Диомида и Душенова, выдумал «с нуля» покойный протоиерей Всеволод Чаплин. В те времена он ещё был большим церковным начальником и завзятым либералом-экуменистом. Вот и выслуживался, как мог. Договорился аж до того, что «Душенов через Диомида хочет захватить власть в Церкви». К действительности весь этот бред не имеет ни малейшего отношения! Я никогда в жизни – ни лично, ни письменно, ни прямо, ни через посредников – не общался с епископом Диомидом. Хотя вполне согласен с тем, что он написал в своём первом письме, из-за которого и разгорелся весь сыр-бор. Ведь его главный тезис был прост: еретики-экуменисты разрушают Церковь, их деятельность надо пресечь.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/27/ch...

Как же это, на каком основании, какое у тебя врачевство? «Скажу как, на каком основании и по чьей благодати. Представляю Иезекииля; он благовествует сыну моему: тебе, юноша, сказал Господь: вот, Я пошлю дух в кости твои, и станут на ногах, и живы будут во век (Иез. 37:6, 10). Потом представляю Павла, который удостоверяет и говорит: и я сказываю тебе словом Господним, что Сам Господь снидет с небесе и воскресит тебя в жизнь вечную (1 Фес. 4:15, 16). Потом представляю и самого Господа, Который Божественным гласом Своим говорит: иже погубит душу свою Мене ради, в живот вечный сохранит ю (Мф. 10:39. Ин. 12:25). По этим трем указаниям не разлучен со мной любезнейший сын мой, и потому смотрю на него не как на умершего, но как на живого, и существующего, и пребывающего во веки. Потому и мне должно было сделать известным мучителю, что я — матерь сего мученика. Ибо желанием возжелала душа моя увидеть, как испиет он чашу сию. И вот испил он её доблестно и шествует во славе, имея мзду свою». Велика вера твоя, жена, истинно велика и славна! Велики награды за твою доблесть и вечны воздаяния за твое боголюбие. Свят корень твой, свята отрасль твоя и святыня пребывает во век. Утратила ты наименование, любезное людям, и нашла вечную похвалу у Ангелов. Что воня нивы для земледельца, то и благоухание твое для Ангелов. Что плодоносные дерева при благорастворении воздухов, то молитва твоя пред Спасителем. Благословенна ты, как Сарра, освящена, как Лия, прославилась красотой, как Ревекка и Рахиль, управила путь свой, обратившись ко Господу, как Руфь, возлюблена Христом, как Марфа и Мария, услышана в молитвах, как Анна и Соломия; в Книге жизни имя твое, и в сынах света память дела твоего. Ибо клялся Господь благостию Своей: поелику для Меня сделала ты дело сие, то с сонмом святых прииму тебя в покой Мой. Посему прошу у тебя, святая, верная и блаженная жена, ходатайствуй о мне пред святыми, говоря им: «Помолитесь, победоносные Христовы мученики, о малейшем и бедном Ефреме», — чтобы обрести мне милость у Христа и спастись по благодати Его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

8, стр. 62). Еще: «Воня постника весьма сладостна, и встреча с ним веселить сердца разсудительных. . . Любезно Богу поведение воздержнаго». (тамже стр. 63). 33) Как надлежит питаться в субботу. Также о бдениях, и о том, как подобает принимать пищу во время оных. Во всякую субботу, кроме великой, подобает тебе два раза принимать пищу, как выше положено для вторника и четвертка. Это и по определению священных правил, и потому, что во все всего лета дни Господни должен ты совершать бдения, кроме сырнаго, и еще кроме того случая, когда на неделе случится какой нибудь великий Господский праздник, или праздник какого либо из великих святых. Тогда совершай бдение в эти дни, а в день Господень оставляй его. — Но так или так будет, в субботу все два раза принимай пищу. Впрочем, так как тебе полезно всегда понуждать себя на делание бдения нощнаго, то гораздо лучше тебе, не смотря на совершение бдения на неделе, по случаю означенных выше дней, совершать оное и на Воскресение. Пользу от этого великую сам скоро увидишь; разверзется, скажем словом пророка Исаии, рано свет твой, и исцеления твоя скоро возсияют (Ис. 58, 8). Св. Исаак говорит: «каждому подвигу против греха и похотения труд бдения и пощения есть начало, особенно для того, кто подвизается против сущаго внутрь нас греха. И из этого узревается признак ненависти ко греху и похоти в подвизающихся в сей невидимой брани. И все почти страстные прилоги начинают умаляться от пощения. После же него особенно содействует подвижничеству нощное бдение. Во всю жизнь свою любящий беседовать с сею двоицею, другом бывает целомудрия. Как упокоение чрева и многоспание до разслабления, возжигающее похоть блудную, суть начало всех зол: так суть путь Божий святый и основание всякой добродетели пост, бдение и бодренность в священнослужении Богу». — Еще: «В душе облиставшейся памятию Божиею и неусыпным бдением ночь и день, — вот где устрояет Господь, к утверждению ея и обезопашению, облако, сению своею покрывающее ее во дни, и светом огня освещающее ночью» (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010