Мысль его непрестанно при Христе, Который поучением действует как священным благоуханием: " овем как воня смертная в смерть: овем как воня животная в живот» ( 2Кор. 2:16 ). Поучение умерщвляет в человеке сочувствие к миру и страстям, оживляет в нем сочувствие к Богу, ко всему духовному и святому, к блаженной вечности. «Что бо ми есть на небеси?» – вопиет упоенный поучением. Ничто. – «И от Тебе что восхотех на земли?» Только того, чтобы мне непрестанно прилепляться к Тебе молитвой безмолвной. Иным вожделенно богатство, иным слава, но мне вожделенно «прилеплятися Богови моему и полагати на Него упование бесстрастия моего» ( Пс. 72:25, 28 ) 157 . Слова поучения первоначально должно произносить языком, весьма тихим голосом, неспешно, со всевозможным вниманием, заключая, по вышеприведенному совету святого Иоанна Лествичника , ум в слова поучения. Мало помалу молитва устная перейдет в умственную, а потом и в сердечную. Но на переход этот нужны многие годы. Не должно искать его преждевременно; пусть он совершится сам собой, или правильнее, да дарует его Бог в известное Ему время, смотря по духовному возрасту и обстоятельствам подвижника. Смиренный подвижник довольствуется тем, что сподобляется памятовать Бога. И это уже считает он великим благодеянием Создателя для бедной и немощной твари – человека. Он признает себя недостойным благодати, не ищет раскрыть в себе действий ее, познавая из учения Святых Отцов, что такое искание имеет началом своим тщеславие, от которого – прелесть и падение, что это искание само собой уже есть обольщение, потому что при всеусильном искании получение благодати зависит единственно от Бога 158 . Он жаждет открыть в себе свою греховность, и стяжать способность плача о ней. Он предоставляет себя воле всеблагого и премилосердого Бога, ведающего, кому полезно даровать благодать, и для кого полезно удержать пришествие ее. Многие, получив благодать, пришли в небрежение, высокоумие и самонадеянность; данная им благодать послужила, по причине их неразумия, только к большему осуждению их. Блажен залог сердца в иноке, по которому он, упражняясь в каком бы то ни было подвиге, упражняется вполне бескорыстно, алчет и жаждет единственно исполнить волю Божию, а себя предает со всей верой и простотой, с отвержением своих разумений, власти, воли, управлению милосердого Господа Бога нашего, желающего всем человекам спастись и в разум истины придти. Ему слава во веки веков. Аминь. 135 Требник или особая книга, содержащая чин пострижения в малую схиму. Настоятель, вручая новопостриженному четки, завещает ему непрестанную молитву Иисусову. Принятием четок новопостриженный дает обет исполнять завещание настоятеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

44:4-5), ибо в этом Его красота, и богатство и сила. И Исаия взывает: «Кто Сей пришедый от Едома, червлены ризы Его от Восора? Сей красен во утвари Его, зело с крепостию» (Ис. 63:1). Ибо божественной красоты не сокрыла и человеческая одежда, но и ею облеченный издает блистания красоты, чтобы взирающих побудить и привлечь к любви. Это говорит и святая невеста, беседуя с ним в Песни Песней: «Миро излиянно имя Твое. Сего ради отроковицы возлюбиша Тя: привлекоша Тя: в след Тебе в воню мира Твоего потекли» (Песн. 1:2 - 3). Ибо юные души, причащаясь Твоего благоухания, поспешают, вожделевая постигнуть Тебя, и этим благоуханием, как некою цепью привязываемые, не соглашаются расторгать эти узы. Они сладостны и добро вольно возложены ими на себя. Согласны с этим и слова божественного Павла: «Христово благоухание есмы в спасаемых и погибающих: овем убо воня смертная в смерть: овем же воня животная в живот» (2 Кор. 2:15-16). Поэтому научаемые о Христе Божественным Писанием, что Он прекрасен, что у Него несказанное богатство, что Он, источник премудрости, может все что Ему угодно, водится безмерным человеколюбием, источает реки кротости, желает всем людям благодетельство вать только, научаемые и богоносными мужами, что благодеяний Его — тысячи видов и превышают они ум, и эти подвижники уязвились услаждающими стрелами любви и, будучи членами Невесты, с нею взывают: «Уязвлены любовию» и мы (Песн. 5:8). Ибо великий Иоанн взывает: Се «Агнец Божий вземляй грехи мира» (Ин. 1:29). Да и пророк Исаия предвозвещал будущее как уже совершившееся, говоря: «Той язвен бысть за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша, наказание мира нашего на Нем. Язвою Его мы исцелехом» (Ис. 53:5), и что еще сказано пророком о спасительных страданиях. Проповедует и Павел, взывая: «Иже убо и Своего Сына не пощаде, но за нас всех предал есть Его: како убо не и с Ним вся нам дарствует?» (Рим. 8:32) И еще: «По Христе посолствуем, яко Богу молящу нами: молим по Христе, примиритеся с Богом. Неведевшаго бо греха по нас грех сотвори, да мы будем правда Божия о Нем» (2 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Что же касается печатаемого в настоящем году Послания Архиереев Русской Православной Церкви заграницей чадам Православной Церкви в Америке, то к нему иначе нельзя подойти, как к тому посланию, о котором мы читаем в Деяниях Апостольских. Оно подобно тому «посланию», каким были снабжены Ап. Павел и Варнава от старейших Апостолов в Иерусалиме. Если времена и обстоятельства дали тому Апостольскому и нынешнему Архиерейскому посланиям другое содержание и иную форму, то цель – утишить споры и прекратить раздоры – и там и здесь одинакова. Мы, поэтому, нисколько не сомневаемся в великом добром результате нынешнего послания Архиереев к православным людям в Америке. Это бальзам для душ, ищущих правды, как, с другой стороны, обоюдоострый меч для противящихся единению. «Овем убо воня смертная в смерть, овем же воня животная в живот и сим кто доволен» ( 2Кор.2:16 )» Так продолжается и дальше: нет детройтских постановлений! По представлению митр. Платона происходит 6/VI 1926 г. в Белграде поставление архим. Арсения (Чаговца) во епископа Виннипегского. Известная нам книга прот. Лебедева воспроизводит из «Церковных Ведомостей» за 1926 г. (ном. 14 и 20) красноречивые свидетельства лояльности к Зарубежной Церкви нового архипастыря: «Приведенный в 3-й раз и поставленный во главу орлеца прочел пространное исповедание веры и Архиерейскую клятву, в которой именем Божиим обещается по священным канонам и по совести исполнять свой архипастырский долг, повиноваться В. Церковной Власти, Собору Архиереев и Архиерейскому Синоду.» Далее, после хиротонии, уже Епископ Арсений, благодарил Архипастырей, возложивших на него высший сан священства и просил: «помолитесь о мне и в трудные минуты предстоящих мне испытаний подайте спасающую руку помощи«… «Лобызаю десницу Вашу, Высокопреосвященный Владыко Митрополит Антоний, всегда помня о Вас, как о спасителе, изъявшем меня из когтей лютого зверя и спасшем от физической смерти. И, вы, Архипастыри, благословите»… Скоро после этого, в начале своего служения в Канаде, он обратился к своей Американской Канадской пастве с посланием, в котором выразился:… «Любовь Архипастыря главы Церкви Православной в Америке и Канаде В. Митрополита Платона через Высшую Власть нашей Церкви заграницей, Архиерейский Синод, призвала меня к служению Архиерейскому на ниве Канадской Прав. Церкви». Отрыв митр. Платона от назначившей его в Сев.Америку Русской Зарубежной Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Все это напоминает нам о разных духовных предметах и состояниях. Образность много влияет на душу человеческую, на творительную или деятельную ее способность. Так, говорят, если мать во время чревоношения часто смотрит на лицо или образ любимого мужа, то младенец рождается очень похожим на отца, или если смотрит на портрет прекрасного дитя, то у ней рождается прекрасный младенец; так если христианин часто, с любовью и благоговением взирает на образ Господа Иисуса Христа или Пречистой Его Матери и святых Его, то и его душа приемлет духовные черты любезнозримого лица (кротости, смирения, милосердия, воздержания). О, если бы мы чаще взирали на лики и особенно на жизнь Господа и святых Его, как бы мы изменялись, восходили от силы в силу! Так обоняние благоухания кадила в церкви или дома по аналогии напоминает нам о благоухании добродетели, а по противоположности – о зловонии грехов и учит внимательного к внутреннему чувству – избегать смрада страстей, невоздержания, блуда, злобы, зависти, гордости, отчаяния и других страстей и украшать себя всякими христианскими добродетелями; кадило напоминает нам слова апостола: благоухание есмы Богови в спасаемых и в погибающих, овем убо воня смертная в смерть, овем же воня животная в живот (2 Кор. 2, 15, 16), подобным образом свеча или лампада напоминает нам о свете и огне духовном, например, о словах Господа: Я – свет, пришедший в мир, да всяк веруяй в Мя во тьме не пребудет (Ин. 12, 46), или: огня приидох воврещи на землю, и что хощу аще уже возгореся (Лк. 12, 49), или: да будут чресла ваша препоясана, и светилницы горящи, и вы подобни человеком, чающим господа своего, когда возвратится от брака, да пришедшу и толкнувшу, абие отверзут ему (Лк. 12, 35–36), или: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф. 5, 16), – и самою вещью, самым существом своим учат нас соответствующим свету и огню духовным вещам или предметам, например, чтобы сердца наши всегда горели любовью к Богу и ближнему, чтобы мы не допускали в себе возгораться страстям или гееннскому огню, чтобы примером добродетельной жизни мы светили другим, как свеча светит нам в делах житейских.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Св. Григорий Нисский видит здесь еще указание на таинственную силу Божию («сосцы» он усвояет Жениху, к Которому обращает эти слова Невеста). «Почему говорит она (Невеста): блага сосца твоя паче вина, сосцами по местному положению означая сердце. Конечно же не погрешит, кто под сердцем будет разуметь сокровенную и неизреченную силу Божества; да и под сосцами справедливо может иный подразумевать благия за нас действования божественной силы, какими Бог поддерживает жизнь каждаго, снабжая приличною каждому из приемлющих пищею». Творящие Иисусову молитву знают о сердечном месте (выше левого сосца), где бывает некая боль и скорбь любви Божией. Сия боль духовно сладостна и лучше всякого вина сладости и крепости мира сего, включая творческое вдохновение ученых и поэтов, хотя и оно бывает не без Божией благодати. Блаженный Иероним усвояет слова: блага сосца твоя паче вина Жениху, сказанные Им Невесте. Этим он несколько нарушает строй речи, присущей тексту, но делается более естественным усвоение сосцов невесте, нежели жениху. Подобно св. Григорию Нисскому , бл. Иероним усматривает здесь указание на Слово Божие (словесное молоко), но, кроме того, в двух сосцах невесты видит указание на два Завета. Толкуя текст Ис. 60:10–11 , бл. Иероним пишет: «Ибо не может быть, чтобы родившая Сына и бывшая родительницею, не имела избытка молока для воспитания ее народа и детей, вместе родившихся, чтобы дать им, не ослабевшие и опавшие, как прежде в Египте, но беспорочные и стоящие с девственною красотою, – два сосца, – Ветхого и Нового завета для доставления словесного молока. О них жених говорит ей: блага сосца твоя паче вина». 1:2 И воня мира твоего паче всех аромат. Миро излиянное имя твое: Сего ради отроковицы возлюбиша тя. 1:2 От благовония мастей твоих имя твое – как разлитое миро; поэтому девицы любят тебя. Явился Жених Невесты и она восторженно и радостно восклицает: Яко блага сосца твоя паче вина, и воня мира твоего паче всех аромат. И еще: Миро излиянное имя твое! «Жених приходит помазанный не одною, а всеми благовонными мастями», – пишет Ориген .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Поучение по наружности кажется деланием странным, сухим, скучным; но в сущности есть делание многоплоднейшее, драгоценнейшее церковное предание, установление Божие, сокровище духовное, достояние апостолов и святых отцов, приявших и предавших его нам по велению Святого Духа. Ты не можешь представить себе тех богатств, которых сделаешься наследником в свое время, стяжав навык непрестанно памятовать Бога. На ум и сердце новоначального не взыде, яже уготова Бог любящим Его ( 1Кор. 2, 4 ) не только в будущем веке, но и в сей жизни, в которой они предвкушают блаженство будущего века. «Приуготовляйся, – сказал святой Иоанн Лествичник , – непрестанной молитвой, совершаемой в тайне души твоей, к молитвенному предстоянию, и вскоре преуспеешь». В свое время поучение обымет все существование твое; ты соде лаешься от него как бы упоенным, как бы принадлежащим сему миру и вместе непринадлежащим, чуждым ему: принадлежащим по телу, непринадлежащим по уму и сердцу. Упоенный чувственным вином не помнит себя, забывает горе, забывает свой сан, свое благородство и достояние – и упоенный Божественным поучением соделывается хладным, бесчувственным к земным похотениям, к земной славе, ко всем земным выгодам и преимуществам. Мысль его непрестанно при Христе, Который поучением действует как священным благоуханием: овем как воня смертная в смерть: овем как воня животная в живот ( 2Кор. 2, 15–16 ). Поучение умерщвляет в человеке сочувствие к миру и страстям, оживляет в нем сочувствие к Богу, ко всему духовному и святому, к блаженной вечности. Что бо ми есть на небеси? – вопиет упоенный поучением. Ничто. И от Тебе что восхотех на земли? – Только того, чтобы мне непрестанно прилепляться к Тебе молитвой безмолвной. Иным вожделенно богатство, иным слава, но мне вожделенно прилеплятися Богови моему и полагати на Него упование бесстрастия моего ( Пс. 72, 25, 28 ). Слова поучения первоначально должно произносить языком, весьма тихим голосом, неспешно, со всевозможным вниманием, заключая, по вышеприведенному совету святого Иоанна Лествичника , ум в слова поучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Наряду с зернью и картами считали непозволительным удовольствием табак; но как ни строго преследовали это бесовское зелье, однако в XVII веке он был всенародно распространен на Руси. Русские получали его отчасти от европейских торговцев, отчасти с Востока от греков, армян, персиян, турок, отчасти от малороссиян. Были такие охотники до табаку, что готовы были отдать за него последнюю деньгу и всегда почти платили за него вдвое и втрое против настоящей цены, потому что он был запрещен. Табаком по России торговали удалые головы, готовые рисковать и познакомиться с тюрьмой и с кнутом, лишь бы копейку зашибить. При продаже табак «называли не настоящим именем, а каким-нибудь условным названием, например: свекольный лист, толченый яблочный лист. Табак курился не из чубука, а из коровьего рога, посредине которого вливалась вода и вставлялась трубка с табаком большой величины. Дым проходил через воду. Курильщики затягивались до того, что в два или в три приема оканчивали большую трубку, и нередко ослабевали и падали без чувств. Несколько таких молодцов сходились «попить заповедного зелья табаку» и передавали друг другу трубку. «Ах, какое чудесное зелье табак! Нет ничего лучше в свете табаку; он мозг прочищает!» – говорили они, очнувшись от одурения, сопровождавшего излишнее курение слишком крепкого табака. Люди благочестивые и степенные, напротив, остерегали, что, если «который человек начнет дерзати бесовскую и богоненавистную и святыми отреченными табаку, то в того человека мозг ускрутит и вместо того мозга впадет в главу его тая смердящая воня, изгубит в нем весь мозг его, начнет тако смердящая тая воня пребывати во главе его и неточию во единой главе его, но и во всех костях его тая смердящая вонь вселится вместо мозгов. И аще ли кий человек которым ухищрением начнет творити таковое дело бесовское, таковому бо человеку не подобает в церковь Божию входити, и креста и Евангелья целовати, и причастия отнюдь не давати, свещи или просфоры или ефиману и всякого приношения, и с людьми ему не мытися и не ясти, дóндеже престанет от таковыя дерзости». В одной старинной легенде рассказывается, что бес достал семена табачные из глубины ада и посеял их на могиле блудницы. Воспитанные разложившимся ее телом, адские семена произвели траву, а бес научил употреблению ее людей, которые, сами того не зная, отдаются во власть дьявола.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Употребляющий пищу телесную должен представить: 1) что пища от Бога дана ко оживлению, а не ко истреблению сил телесных. 2) Употреблявший пищу должен представить себе премудрость Божию, которая все создания для пользы человека произвела. 3) Употребляющий различные пищи должен представить, что они суть знаки благости Божией, и за вся благая – благодарить и хвалить Господа по оному Иоиля слову: и снесте ядуще и насытитеся, и похвалите имя Бога вашего ( Иоил.2:26 ). 4) Те недостойны пищи и пития, коим приличны оные Давидские словеса: да будет трапеза их пред ними в сеть и в воздаяние, и в соблазн ( Пс.68:23 ). Так и духовною пищей пользующийся должен ведать: α) яко она подаётся от уст Христовых, как говорит Тайновидец: се, победил есть лев, иже сый от колена Иудова, корень Давидов, разгнути книгу и разрешити седмь печатей ея ( Откр.5:5 ). Сей небесной пищи не могут иметь те, кои не испрашивают её от Бога, и не имут в руках своих гусли, и Фиалы златы полны Фимиама иже суть молитвы святых ( Откр.5:8 ); кои не поют песнь нову Иисусу Христу, глаголюще: достоин еси прияти книгу и отверзти печати ея, яко заклался и искупил еси Богови нас кровию своею от всякаго колена и языка и людей и племен ( Откр.5:9 ). ß) Пищу духовную сколько раз приемлет человек, столько обращать должен в живот вечный. Пища духовная есть благовонная, но воня сия овем смертная в смерть, овем же воня животная в живот ( 2Кор.2:16 ). Посему Кассиан говорит „что пищу духовную, яко смирну благовоннейшую, должно чистым сосудом сердца принимать». γ) при употреблении духовной пищи должен верный благодарить Бога, оживляющего душу его сею манною, утешающего во спасение, умудряющего блаженство чрез вкушение её дающего, освящающего, от смерти избавляющего. Не достоин сей пищи тот, яко не чувствующий при вкусе её сладости духовной, кто не может с Пророком Иезекиилем о себе сказать: и отверзох уста моя, и напита мя свитком сим и снедох его, и бысть во устех моих яко мед сладок ( Иез.3:2–3 ). Не понимает сладости сей всяк тот, кто облечён в ризу ветхого человека; у которого доселе лежит покрывало Моисеево на сердце его; кто ещё не перешёл Иордана, но бедствует в Египте работы плотской; кто ещё не обновился во Христе духом; и кто ещё о победе плоти, мира и диавола не поёт Господеви песни новой.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Как Сам Христос, истинный Бог наш, от начала веры православной и до настоящего времени для неверующих есть «камень претыкания и камень соблазна» (1 Пет. 2:7; Рим. 9:33), а верующим — «спасение душам» (1 Пет. 1:9), еще же и сама спасительная проповедь евангельская «овем убо , — по апостолу, — воня смертная в смерть, овем же — воня животная в живот» (2 Кор. 2:16), та % к и эта священная молитва хотя некоторым не веровавшим и сомневавшимся в ней и была «камнем претыкания и камнем соблазна» (как усматриваем в заново напечатанных, по Промыслу Божию, греческих книгах преподобных отцов наших Симеона Нового Богослова и ученика его Никиты Стифата), однако до времен упомянутого еретика никто не дерзнул открыто, и языком и письменно, хулить мысленное делание этой молитвы и ее делателей. Он же показал себя первым хулителем этой божественной молитвы. Как змей из бездны, выйдя из Калабрии, страны Италийской, пришел он в греческую землю и поселился сначала в Солуни, где, пребывая, услышал (поскольку недалеко находился от Святой Горы Афонской) о святогорских монахах и об этой священной молитве. И, гордясь своей философской премудростью и знанием астрономии, тотчас отверз он скверные свои уста и начал испускать смертоносный яд хулений — сперва на молитву, умом совершаемую, и на монахов, хуля и называя их евхитами, пуподушными и мессалианами, потом же обратил хулу свою и на всю Церковь Божию, и на догматы ее, называя созданием несозданный и присносущный свет Божества Христова, воссиявший на Фаворе от пресвятого лица Его святым Его ученикам и апостолам. К тому же еретик этот, ученик его Акиндин и прочие последователи и преемники их тварью и созданием называли и всё существенное и естественное общее, от одного и того же существа и естества Пресвятой Троицы, как от солнца лучи, свет и сияние, естественно и существенно происходящее, то есть действие, силу, благодать, свет и сияние, дары и дарования и прочее, что неисчислимо. И всех православных христиан, исповедующих, что в Боге нет ничего созданного, но всё несозданно и присносущно, дерзали называть двубожниками и многобожниками, сами будучи безбожниками.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3784...

составитель свящ. Сергий Молотков Содержание Из писем к монашествующим. К некоторому Настоятелю о молитве Иисусовой    Старец Паисий не раскаивался, как разглашали некоторые, не вполне понявшие его слова и не имевшие определительнаго понятия о умной молитве, в напечатании книги «Добротолюбия», переведенной им с греческаго на славянский язык. Он, проникая дух времени, предвидел вред многих легкомысленных и самочинных, имеющих повредиться употреблением великаго блага умной молитвы во зло. Движимый духовною любовию и состраданием к человечеству, столько поврежденному грехопадением, что самыя средства к своему спасению оно обращает в средства к большему осуждению, к умножению бедствий, нанесенных грехопадением, Паисий огорчался и болезновал, подражая этим многомилостивейшему Господу Иисусу, Который проливал Свои всесвятейшия слезы о Иерусалиме, отвергшем Его, а потому не только отвергшем спасение, Им принесенное, но и навлекшем на себя и на чад своих лютейшия казни. — Такова была мысль Паисия! Такова была печаль его при напечатании «Добротолюбия», при переводе и напечатании котораго он положил столько трудов. Эта мысль и эти чувствования изображены им в письме его к Феодосию, Архимандриту Софрониевой Пустыни.    Не одно «Добротолюбие» употреблено во зло! Употреблены во зло Писания святаго Апостола Павла, как засвидетельствовал сам верховный Петр. Употреблено еретичествующими во зло все Священное Писание. Самое Божественное Евангелие употребили и доселе употребляют во зло, для погибели своей, многие миллионы протестантов, толкуя его неправильно и неблагочестно, по поводу будто бы его, удаляясь от единения со Вселенскою Церковию, составляя отдельное душепагубное еретическое сонмище, которое они дерзают называть Церковию Евангельскою. Апостол Павел свидетельствует, что они — Апостолы, Христово благоухание Богови в спасаемых и погибающих: овем убе воня смертная в смерть: овем же воня животная в живот. Даже о Господе Иисусе Христе сказал Святый Богоприимец Симеон: «Се лежит Сей на падение и на восстание многим во Израили, и в знамение пререкаемо»,»Святый Исаак Сирский в 54-м слове говорит: «Слово крестное погибающим юродство есть. Что из сего следует? Поелику оное слово крестное казалось юродством тем, которые не ощущали силы сего слова; то долженствовало ли Павлу умолкнуть и престать от проповеди? Но и до сего дня крест служит поводом к претыканию и соблазну Иудеям и Еллинам. Итак, должно ли умолчать, чтоб сии не соблазнялись? Павел не только не умолчал, но так взывал: Мне да не будет хвалитися, токмо о Кресте Господа нашего Иисуса Христа. Поведано здесь святым Апостолом хваление о Кресте не с тем, чтоб соблазнить других, но чтоб возвестить о великой силе Креста!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010