Эта распря – как «воня благоухания» перед лицом Божиим. Лишь такие ссоры Богу угодны – Эта ссора, эта распря – как «воня благоухания» перед лицом Божиим, словно ладан она поднимается к Богу. Лишь такие ссоры Богу угодны. Вот такая ссора – ссора из-за любви! Ты ссоришься, потому что любишь. Представь! Один говорит: «Нет, тебе надо было бы остаться, отдохнуть». – «Ну что такое ты говоришь!» И всякое этому подобное. Ты когда-нибудь ссорился из-за любви? Ты когда-нибудь ссорился со своей женой, потому что она хочет посмотреть по телевизору эту передачу, тогда как ты хочешь смотреть другую? – Ну что такое ты говоришь, любимая! Давай посмотрим ту, которую хочешь ты. Прости, что я так долго смотрел свои передачи и совсем забыл, что уже началась программа, которая нравится тебе. Давай смотреть ее! Ты когда-нибудь так поступал? Или каждый у вас смотрит свое? И говорит: «Ну, сколько там времени? Давай переключай, началась та, которую я хочу посмотреть!» Та, которую хочешь посмотреть ты. А почему не та, которую хочу посмотреть я? И потом получается, что выход один: купить второй телевизор. У меня будет свой телевизор, у тебя будет свой, и мы будем каждый смотреть то, что нам нравится. То есть у нас дома каждый будет жить своей жизнью. Ты – своей, я – своей. И никаких самопожертвований! А представь себе такое: супруги ссорятся и говорят: – Куда мы поедем в отпуск? И муж жене говорит: – Куда ты хочешь, любимая! Поедем в твою деревню. А то мы всё ездим ко мне. Давай навестим и твоих родных. А жена отвечает: – Ну что ты такое говоришь?! Как мы можем не навестить твою мать? Едем, едем к твоим! И вот так они ссорятся. Ну что сказать! Словно ладан восходит ваша ссора к Богу. Словно жертва. Словно «воня благоухания духовного». Вы где-нибудь видели такие ссоры? По-моему, это страшно. Как-то я приехал в одну церковь. Там был старенький батюшка, который по правилам церковным должен был возглавлять Божественную Литургию, по канонам. Но тут, поскольку меня пригласили служить и выступить перед прихожанами, он мне говорит:

http://pravoslavie.ru/70820.html

В те дни великой скорби будут избранные, и, что особенно важно, переживут это время: избранных ради и сократятся те дни ( Мф. 24, 22 ). Избранные будут не в одном каком-либо месте, но во всех странах, ибо говорится, что когда придет Сын человеческий, то ангелы соберут избранные Его от четырех ветр ( Мф. 24, 30–31 ; сн. Марк. 13, 27 ), что тогда будут христиане, которые удостоятся быть восхищенными на облаках в сретение Господне на воздусе ( 1Сол. 4, 17 ). Пагубные действия антихриста простираться будут собственно на погибающих (ν τος πολλυμνοις). Вечная погибель их будет следствием того, что они, как говорить апостол, любве истины не прияша, во еже спатися им. И сего ради послет им Бог действо льсти, во еже веровати им лжи, да суд приимут вси (να κριϑσι πντες) не веровавшии истине, но благоволившии в неправде ( 2Сол. 2, 10–12 ). Погибающие эти погибнуть, конечно, не по определению Божию, а потому, что они одного духа с антихристом, т. е. суть отпадшие от Бога и Господа Иисуса. Как сам он сын погибели, так и привлечь к себе успеет только погибающих, – таких, которым «юродство антихриста будет казаться мудростью, а его пагубное зловоние – благоуханием». Нечто подобное было и при проповеди апостолов, когда слово крестное представлялось для погибающих юродством, а для спасаемых силою Божией ( 1Кор. 1, 18 ), для одних было воня смертная в смерть, для других воня животная в жизнь ( 2Кор. 2, 15 ). Поэтому-то Бог послет – попустить действо льсти, во еже веровати им лжи, и они усвоят ложь своим умом и сердцем и затем обнаружат ее в воле, пристанут видимо к антихристу. В этом случае лишь выйдет наружу то, что скрывалось у них внутри, – их злое религиозно-нравственное настроение. Все эти (πντες ο μ πιστεσαντες τ ληϑες) праведно подвергнутся осуждению, потому что поверили очевидной пагубе и лжи и не поверили очевидной и спасительной истин. В том заключается и причина попущения Богом пришествия антихриста, чтобы его явление обнаружило сокровенные расположения и настроение людей последнего времени, сделало ясным и для них самих – враги ли они Христа, истины и добра, или ищут и желают спасения во Христе, любят истину и добро, и вместе показало им всесовершеннейщую правду суда Божия, имеющего совершиться с пришествием Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

(См. кн. «Нагор. проповедь. О еван. блаж.» соч. прот. Т. Буткевича , стр. 145–146). 110 Соревнование добродетели принимается Богом, как воня благоухания. (Рассказ). Один отшельник, жалея своего брата, спасавшегося в пустыне, понес ему половину хлеба, за 10 миль. Он дорогою повредил себе палец ноги, потекла кровь из раны, и от боли он заплакал. Ему явился Ангел Господень и спросил его: “Что ты плачешь, старец?!” Отшельник ответил ему: “Палец ноги ранил и чувствую боль”. Ангел Господень сказал ему: “Из-за этого ли ты плачешь! Не плачь! Ибо шаги, которые ты делаешь, ради славы Господа, исчисляются и за великую цену считаются пред лицом Господа; а чтобы ты знал, вот перед тобою беру крови твоей и возношу Богу”. Тогда, благодаря Бога, он совершил путь, рассказал брату о человеколюбии Божием и возвратился в свою келью. Через день он взял и другую половину хлеба и понес ее другому уже монаху. Один же из братии возревновал с ним, сделал так же и пошел, и сошлись с этим монахом на пути. Первый говорит другому: “Я имел сокровище, и ты захотел похитить его!” Второй говорит первому: “А где написано, что тесные врата для тебя одного отворены? Допусти и меня вместе с тобою войти!..” Когда они говорили между собою, вдруг явился Ангел Господень и говорит им: “Спор ваш, как воня благоухания, вошел ко Господу” (Древн. патер., прил. к авгус. кн. «Душ. чт.» 1873 г., стр. 386). 111 Что сообразнее с природою: порок или добродетель? «Порока, или страсти, естественным образом нет в природе; потому что Бог не Творец страстей. Добродетели же многие даны нам Богом по самой природе, из числа таковых очевидно суть следующие: милосердие, потому что и язычники сострадательны; любовь, потому что и бессловесные животные часто плачут, лишаясь друг друга; вера, потому что все мы рождаем ее из себя самих; надежда, потому что, давая взаем, и плавая, и сея, надеемся обогатиться. Итак, если, по доказанному, любовь в нас от природы и она есть добродетель, союз и «исполнение закона» ( Рим.13:10 ), то следует, что добродетели не далеки от природы; и пусть устыдятся те, которые от исполнения оных отговариваются бессилием» («Лествица» св. Иоанна, игумена горы Синайской, сл. 26, п. 67).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Делатель правды человеческой исполнен самомнения, высокоумия, самообольщения; он проповедует, трубит о себе, о делах своих, не обращая никакого внимания на воспрещение Господа ( Мф. 6, 1–18 ); ненавистью и мщением платит тем, которые осмелились бы отворить уста для самого основательного и благонамеренного противоречия его правде; признает себя достойным и предостойным наград земных и небесных. Напротив того, делатель Евангельских Заповедей всегда погружен в смирение: сличая с возвышенностью и чистотой всесвятых заповедей свое исполнение их, он постоянно признает это исполнение крайне недостаточным, недостойным Бога; он видит себя заслужившим временной и вечной казни за согрешения свои, за нерасторгнутое общение с сатаною, за падение, общее всем человекам, за свое собственное пребывание в падении, наконец, за самое недостаточное и часто превратное исполнение заповедей. Пред каждой скорбью, посылаемой Промыслом Божиим, он с покорностью преклоняет главу, ведая, что Бог обучает и образует скорбями служителей своих во время их земного странствия. Он милосердствует о врагах своих и молится о них, как о братиях, увлекаемых демонами, как о членах единого тела, пораженных болезнью в духе своем, как о благодетелях своих, как об орудиях Промысла Божия. 5. 45–47 Добром соблазн Не одно «Добротолюбие» употреблено во зло! Употреблены во зло Писания святого апостола Павла, как засвидетельствовал сам верховный Петр. Употреблено еретичествующими во зло все Священное Писание. Самое Божественное Евангелие употребили и доселе употребляют во зло, для погибели своей, многие миллионы протестантов, толкуя его неправильно и неблагочестно, по поводу будто бы его удаляясь от единения со Вселенской Церковью, составляя отдельное душепагубное еретическое сонмище, которое они дерзают называть Церковью Евангельской. Апостол Павел свидетельствует, что они – апостолы, Христово благоухание Богови в спасаемых и погибающих: овем убе воня смертная в смерть: овем же воня животная в живот. Даже о Господе Иисусе Христе сказал Святой Богоприимец Симеон: Се, лежит Сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Все это напоминает нам о разных духовных предметах и состояниях. Образность много влияет на душу человеческую, на творительную или деятельную ее способность. Так, говорят, если мать во время чревоношения часто смотрит на лицо или образ любимого мужа, то младенец рождается очень похожим на отца, или если смотрит на портрет прекрасного дитя, то у ней рождается прекрасный младенец; так если христианин часто, с любовью и благоговением взирает на образ Господа Иисуса Христа или Пречистой Его Матери и святых Его, то и его душа приемлет духовные черты любезнозримого лица (кротости, смирения, милосердия, воздержания). О, если бы мы чаще взирали на лики и особенно на жизнь Господа и святых Его, как бы мы изменялись, восходили от силы в силу! Так обоняние благоухания кадила в церкви или дома по аналогии напоминает нам о благоухании добродетели, а по противоположности — о зловонии грехов и учит внимательного к внутреннему чувству — избегать смрада страстей, невоздержания, блуда, злобы, зависти, гордости, отчаяния и других страстей и украшать себя всякими христианскими добродетелями; кадило напоминает нам слова Апостола: благоухание есмы Богови в спасаемых и в погибающих, овем убо воня смертная в смерть, овем же воня животная в живот 2, 15, 16], подобным образом свеча или лампада напоминает нам о свете и огне духовном, напр., о словах Господа: Я — свет, пришедший в мир, да всяк веруяй в Мя во тьме не пребудет [Иоаи. 12, 46], или: огня приидох воврещи на землю, и что хощу аще уже возгореся [Лк. 12, 49], или: да будут чресла вата препоясана, и светилницы горящии, и вы подобии человеком, чающим господа своего, когда возвратится от брака, да пришедшу и толкнувшу, абие отверзут ему [Лк. 12, 35, 36], или; тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех [Мф. 5, 16], — и самою вещью, самым существом своим учат нас соответствующим свету и огню духовным вещам или предметам, напр., чтобы сердца наши всегда горели любовью к Богу и ближнему, чтобы мы не допускали в себе возгораться страстям или геенскому огню, чтобы примером добродетельной жизни мы светили другим, как свеча светит нам в делах житейских.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

«Без добродетели никто не может достигнуть спасения». «Человек не может служить Богу, не очистив душу добродетелями». Насыщая свое существо святыми добродетелями, человек приходит и к правильному богопознанию, и к правильному познанию человека. Гносеологическое значение святых добродетелей безмерно. Святой Максим благовествует: «Упражнением в добродетелях приобретается разумение Божественных догматов». «С помощью добродетелей приобретается уподобление Богу и истинное знание, и причем – боготворящей благодатью (τς θεοποιου χριτος)». «Все святые при содействии святых добродетелей светло и славно украсили себя благолепием Божественной благости». «Мы сотворены, чтобы стать общниками Божеского естества и причастниками Божией вечности и чтобы так, через обожение по благодати, явить себя подобными Богу (κατ τν εκ χριτος θωσιν)». «Цель всех скорбей по стяжанию добродетели – это навсегда и вечно быть с Богом». «Имеющий добродетель имеет всё; зло же и себя не имеет». «Вера есть матерь, и венец, и совершенство добродетелей». «Бог не есть виновник адских зол; таковы – мы сами. Ибо начало и корень греха – от нас: наша свободная воля». «Без добродетели и богопознания никто никогда и никоим образом не может получить спасение». «Когда в душе добрые намерения, – говорит ученик святого Максима, преподобный авва Фалассий , – тогда она возделывает благие помыслы». «Добродетели суть причина благих помышлений». «Как душа оживляет тело, так и добродетель животворит душу». Богочеловеческие, евангельские добродетели преисполнены воскрешающей Богочеловеческой силы: они воскрешают нас из всех смертей, спасают от всех грехов и возносят в райскую радость и умиление, в небесные ангельские благоуханные высоты. Жительствуя в них, человек еще на земле делается святым собратом Ангелов и всех святых. И его радости нет конца ни на земле, ни на небе. Ибо в Богочеловеческом, Христовом теле всё присущее Богочеловеку становится нашим, нашим на всю вечность. Весь пребывая в добродетелях, преподобный Феодор Студит Исповедник благовествует: «Воистину благоухание Христово есть тот, кто усваивает себе добродетель, как свидетельствует Апостол, говоря: яко Христово благоухание есмы Богови в спасаемых и в погибающих; овем убо воня смертная в смерть, овем же воня животная в живот ( 2Кор.2:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Песнь Песней, каковая – Соломону Глава 1 Песнь: ДА ЛОБЖЕТ МЯ ОТ ЛОБЗАНИЙ УСТ СВОИХ. ЯКО БЛАГИ ПЕРСИ ТВОИ ПАЧЕ ВИНА. Комментарий: На еврейском языке слово «Соломон» означает «мирный». Посему Сын Давила, исполненный Духа Святого, предвозвестил о Мирном Христе и наименовал Его СОЛОМОНОМ, говоря: ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ, КОТОРАЯ ЕСТЬ СОЛОМОНУ 255 ; т. е. – самый изрядный из наших гимнов, самый превосходный, должен быть посвящен Мирному Христу. Потому что Песнь Песней по своему превосходству является гимном, посвященным Богу. Поскольку же ему предлежало слово о божественных предметах, то поэтому он и призвал силу Единородного Слова Божиего, говоря: ДА ЛОБЖЕТ МЯ ОТ ЛОБЗАНИЙ УСТ СВОИХ. Потому что Пророкам свойственно символически предвозвещать то, что имеет случиться в будущем. Итак, желая возвестить Божие Слово, он по-человечески подставил свои уста, представляя немощь нашего немощного чувственного естества, и взыскал от Него силу мудрости и силу производить действия. Потому что и лобзание является действием и силою уст. После же того как он принял ее, он предвозвестил о Церкви, говоря: ЯКО БЛАГИ ПЕРСИ ТВОИ ПАЧЕ ВИНА. Упоминая «перси» и «молоко», он обозначил этим новорожденных в Благочестии, оном Новом Сионе, чад Божиих, которых и представил лучшими, чем древняя Церковь Евреев. ПАЧЕ ВИНА – добавляя, он явил плод, сущий из винограда. «Виноградом» же называется еврейская синагога 256 . Песнь: И ВОНЯ МИРА ТВОЕГО ПАЧЕ ВСЕХ АРОМАТ. Комментарий: Помянув о благоухании мира, он обозначил этим и Помазанника. Потому что все законные (ветхозаветные) цари и первосвященники были удостоены помазания елеем. Царь же славы, Христос, ради наших грехов ставший Архиереем и Самого Себя за нас предавший на смерть, не из сосуда принял помазание елеем; но, исполняя все ради нашего спасения, крещаемый, был помазан Всесвятым Духом, Который явился в виде голубини, прияв Его от Бога и Отца, при свидетельстве Голоса Свыше 257 ; как и в книге Псалмов было написано: «Сего ради помаза Тя Боже, Бог Твой, елеем радости паче причастник Твоих» 258 . А после него Исаия вопиет, говоря: «Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя» 259 . И это «благоухание» является силою более чистой и более духовной, чем всякое миро. Итак, говоря, что ВОНЯ МИРА ТВОЕГО ПАЧЕ ВСЕХ АРОМАТ, он явил, что сила Всесвятого Духа – лучше всех сил. Потому что не как на прочих первосвященников, так и на нашего Первосвященника, Сущего по чину Мелхиседекову, и вместе с тем великую Жертву, на Христа, было возлито миро, но Дух Святый, снисшед к Нему с неба, был Ему вместо всякого помазания.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/t...

Итак, возлюбленные, вы должны твердо верить, что Бог Отец по Своей бесконечной благости не пощадил Единородного Сына Своего, но за нас всех предал есть Его ( Рим 8:32 ), чтобы Он избавил нас от грехов наших. И Он смирился для нас, исцелил нас Своими ранами, словом силы Своей собрал нас к Себе от всех концов земли, соединил нас в Себе, воскресил и спас нас от грехов наших и показал нам, что мы должны быть таинственными членами Его, чтобы быть наследниками благ, которые Он уготовал нам. Посему, возлюбленные братия, прошу вас именем Господа нашего Иисуса Христа, размышляйте о сем великом благодеянии Божием к нам, то есть что Бог Слово во всем уподобился нам, кроме греха ( Евр. 4:15 ); как существа разумные, – удаляйтесь зла и любите добро, чтобы в день последнего пришествия Сына Божия быть вам свободными от греха и осуждения. Кто старается быть истинно свободным от греха и благовременно пользуется дарованным ему благодеянием Божиим, тот есть истинный слуга Божий. Имя христианина не оправдывает человека пред Богом, но оправдывает его святая жизнь, которая удостаивает его Божественного усыновления. Посему-то Господь наш Иисус Христос , зная, что ученики Его достойны усыновления Божия и просвещения от Духа Святого, сказал им: не ктому вас глаголю рабы, яко раб не весть,что творит господь его: вас же рекох други, яко вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам ( Ин. 15:15 ). Подобным образом и люди, которые очистили душу свою от яда греховного и получили благодать Святого Духа, говорят о себе: не приясте духа работы паки в боязнь, но приясте Духа сыноположения, о Нем же вопием: «Авва Отче!» Самый Дух спослушествует духови нашему, яко есмы чада Божия ( Рим. 8:15–16 ). Если же мы сделались чадами Божиими, то и наследниками Иисуса Христа. Итак, вы должны быть уверены, что человеку, который не старается всеми силами изъявлять любовь и благодарность свою к Богу за Его благодеяния к нам, последнее пришествие Сына Божия будет не для спасения и оправдания, но для погибели его: овем убо воня смертная в смерть, овем же воня животная в живот ( 2Кор. 2:16 ) и Иисус Христос, как сказал праведный Симеон, лежит на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо ( Лк. 2:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

«Приуготовляйся, — сказал святой Иоанн Лествичник, — непрестанною молитвою, совершаемой в тайне души твоей, к молитвенному предстоянию, и вскоре преуспеешь» [ 525 ]. В свое время поучение обымет все существование твое, ты сделаешься от него как бы упоенным, как бы принадлежащим этому миру и вместе не принадлежащим, чуждым ему: принадлежащим по телу, не принадлежащим по уму и сердцу. Упоенный чувственным вином не помнит себя, забывает горе, забывает свой сан, свое благородство и достояние: и упоенный Божественным поучением делается хладным, бесчувственным к земным похотениям, к земной славе, ко всем земным выгодам и преимуществам. Мысль его непрестанно при Христе, Который поучением действует как священным благоуханием: овем как воня смертная в смерть, овем как воня животная в живот [ 526 ]. Поучение умерщвляет в человеке сочувствие к миру и страстям, оживляет в нем сочувствие к Богу, ко всему духовному и святому, к блаженной вечности. «Что бо ми есть на небеса? — вопиет упоенный поучением. Ничто. И от Тебе что восхотех на земли? Только того, чтоб мне непрестанно прилепляться к Тебе молитвою безмолвною. Иным вожделенно богатство, иным слава, но мне вожделенно прилеплятися Богови моему и полагати на Него упование бесстрастия моего» [ 527 ]. Слова поучения первоначально должно произносить языком, весьма тихим голосом, неспешно, со всевозможным вниманием, заключая, по вышеприведенному совету святого Иоанна Лествичника, ум в слова поучения. Мало-помалу молитва устная перейдет в умственную, а потом и в сердечную. Но на переход этот нужны многие годы. Не должно искать его преждевременно; пусть он совершится сам собою, или правильнее, да дарует его Бог в известное Ему время, смотря по духовному возрасту и обстоятельствам подвижника. Смиренный подвижник довольствуется тем, что сподобляется памятовать Бога. И это уже считает он великим благодеянием Создателя для бедной и немощной твари — человека. Он признает себя недостойным благодати, не ищет раскрыть в себе действий ее, познавая из учения святых Отцов, что такое искание имеет началом своим тщеславие, от которого — прелесть и падение, что это искание само собою уже есть обольщение, потому что при всеусильном искании получение благодати зависит единственно от Бога [ 528 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

- та печать, которая будет гласить: " Отрекаюсь от Творца неба и земли; отрекаюсь от крещения; отрекаюсь от служения моего (Богу) и присоединяюсь к тебе и в тебя верую " (1, С. 412). Наиболее ярко этот вопрос раскрывает святитель Феофан, затворник Вышенский в толковании 2 Сол. 2,9-13: В погибающих. Как ни велики и ни разнообразны булут усилия и приемы антихриста к тому, чтобы прельщать и увлекать в свою ложь, успех он будет иметь однакож только в кругу тех, кои одного с ним духа, т.е. отпали от Бога и Господа, сердцем презирают Его заповеди, и ведая, что путь их ведет в пагубу, не сходят с него, предавшись участи своей в нечаянии. Как сам он - сын погибели, то и привлечь к себе успеет только погибающих. И погибающие эти погибнут не по определению Божию, а потому, что возлюбили пагубный образ жизни и нрав. Бог все употребляет к образумлению и обращению грешников, и когда уже ничем их взять нельзя, и не предвидится, чтоб можно было, тогда предает их в руки произволения своего. И всякий в жизни своей встречает людей, которым что ни говори, они все свое, как остолбенелые и окаменелые. Во время проповеди своей св. Апостолы повсюду встречали таких, и засвидетельствовали устами св. Павла, что слово крестное погибающим юродство есть, а спасаемых нам сила Божия есть (1 Кор. 1,18), и что сами они суть овем (погибающим) воня смертная в смерть; овем же (спасаемым) воня животная в живот (2 ор. 2,15). Во время же антихриста, его юродство будет казаться погибающим мудростию, и его пагубное зловоние - благоуханием. Тут тоже будет, что при холерных поветриях, которые захватывают тех только, у которых есть к ним предрасположение. Зане любве истины не прияша во еже спастися им. Вот почему они суть погибающие! Потому, что не приняли спасительной истины. Бог " что люди гибнут, низпадши в бездну греха и в пагубные узы рабства страстям и сеятелю их, диаволу. Для того послал Сына Своего Единородного, чтоб проложить им путь исходный, и указать его в вере в Него и в благодати, приемлемой по вере.

http://zavet.ru/inn-andron.htm

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010