Одно только «слава Богу», произнесенное в несчастье, более значит, нежели тысяча благодарений, приносимых в счастии. Бог не увеселяется никакою другою добродетелью столько, сколько терпеливым перенесением скорби с благодарением. Этим путем прошли все святые. Для скорбей и болезней один рецепт – терпение, весь секрет в том только, чтоб терпеть, что Бог посылает. И не увидишь, как в рай попадешь. Цена скорбей: Скорби рождают терпение. Чрез скорби приобретается духовное рассуждение. В скорбях мы научаемся, что без Бога сами ничего не можем сделать. И это сознание беспомощности, ничтожества своего воспитывает в нас смирение пред Богом, отчего появляется смиренная молитва, которая и дает душевный покой. В сердце тогда входит сила Божия, «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая». В скорби мы узнаем, как Господь близок к нам: «Близ Господь сокрушенным сердцем», – слышим мы в псалмах Давида. Истинно, Господь близок к нам и в наше время творит чудеса! Какое Божественное ополчение окружает нас, членов Церкви Православной – собор святых, если только мы действительно члены, ибо мы одно тело духовное, одно воинство Божественное. Какой вам помощи искать, как не небесной? К кому прибегать в напастях, болезнях, скорбях, как не к святым – членам Церкви Божией, особенно к Самому Господу, Богоматери, Предтече и прочим святым?! «В скорби распространил мя еси». А скорбь, говорят психологи, сжимает сердце. Да, скорбь сжимает чувственность, сжимает самолюбие; дух же и совесть распространяет, освобождает, изводит на беспредельность. В счастье, кажется, человек велик – горд, надменен, а на самом деле мал, ибо ограничен собою, удален от всего истинно великого. В несчастье человек по-видимому мал, но если он растворяет несчастье верою, то, среди этой внешней малости, внутри себя он велик. Не в скорби ли человек устремляется мыслью к Богу, к концу своей жизни и всего мира? А это – великое пространство! В скорби он холоден ко всему миру и отделяется от него, и становится вне времени и пространства. В скорби человек способен решиться на самые трудные подвиги, лишения, пожертвования. А что это, как не следствие распространения? Вообще, в скорби и несчастье с духом нашим бывает то, что с веществами, когда их кладут на огонь: они ширеют, мягчают, расплавляются и испаряются. Если душа добрая, то с нею бывает то же, что с благовонным веществом: воня смирения, преданности несется далеко. А если душа нечистая, злая, то от нее несется ропот, хула, ожесточение и гнев. Краткий список духовных лекарств на разные случаи жизни

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Вслед за благовестом начинается в храме часть бдения, которую можно назвать безмолвною. Она состоит в каждении всего храма. То, что каждение это, требующее немало времени, полагается производить все до начала самой службы и в присутствии всех собравшихся к ней, которые пред ним приглашаются встать, равно как обстоятельность, с какою описывается это каждение в Типиконе, — все это делает из каждения как бы особую службу, предшествующую всенощному бдению и подготовляющую к нему, подобно тому как подготовляет к нему и благовест. Подготовление там и здесь различного рода, но от этого оно тем всестороннее. Благовест подготовляет верующих к службе звуками — музыкой. Каждение приготовляет нас к службе «вонею благоухания». Духовному, «умному» богослужению предшествует это телесное, внешнее. Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с нашими молитвами. Во все века и у всех народов сожжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу, и из всех видов вещественной жертвы, принятых в естественных религиях, христианская Церковь удержала только эту и еще немногие (елей, вино, хлеб). И внешним видом ничто так не напоминает благодатного дыхания Духа Святого, как дым фимиама. Исполненное такого высокого символизма, каждение много способствует молитвенному настроению верующих и своим чисто телесным воздействием на человека. Благовония действуют повышающе, возбудительно на наше настроение. С этой целью устав, например, пред пасхальным бдением предписывает уже не просто каждение, а чрезвычайное наполнение храма запахом из поставленных сосудов с курениями. В св. Софии Константинопольской, по крайней мере пред богослужением, на котором присутствовал царь, производилось наполнение храма благовониями из особых отверстий в полу. В «Книге Паломник» архиеп. Новгородского Антония (XII b.), рассказывается об этом так: «Церковь мощена красным мрамором, а под нею доплеко (второй пол), и подходят человецы и учинено сквозе мрамор проходи. И егда внидет царь в церковь ту, тогда понесут под испод много ксилолоя (алоэ) темьяна (фимиама) и кладут на углие и исходит воня проходы теми во церковь на воздух» [ 150 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Так ясно и живо предначертан был в сознании ветхозаветных пророков, а с тем вместе и в сознании всей ветхозаветной церкви Христос Спаситель мира. Прямым следствием этого было то, что ветхозаветная иудейская церковь с нетерпением ожидала обетованного Мессию, горела желанием как можно скорее видеть и встретить Его. Это пламенное желание скорейшего пришествия Спасителя, по мнению Оригена , выражено ею в книге Песнь Песней – в описанном здесь нетерпеливом искании невестою жениха своего; почему, в своих беседах и толкованиях на эту книгу, он постоянно следит аналогию и проводит параллель между невестою и церковью. Так в 1-й своей беседе он между прочим говорит: «вот слышатся горячие мольбы невесты: да лобжет мя от лобзаний уст своих ( Песн. 1, 1 ), говорит она. Смысл этих слов такой: доколе жених мой будет посылать мне лобзания чрез Моисея, доколе будет лобызать чрез пророков? Я пламенно желаю прильнуть к устам Его самого, пусть сам Он придёт, пусть сам снидет ко Мне. Итак, невеста умоляет Отца жениха своего: да лобжет мя от лобзаний уст своих. И поскольку невеста эта такова, что на ней надлежит исполниться пророчеству, которое говорит: еще же ти глаголющу, реку: Аз есмь; то Отец жениха, во исполнение желания невесты, посылает своего Сына. Увидев Того, о Кемь молила, она прекращает мольбы свои, и, обращаясь к желанному своему, говорит: яко блага сосца твоя паче вина, и воня мира твоего паче всех аромат: миро излиянное имя твое, сего ради отроковицы возлюбиша тя (ст. 2. 3). Итак, жених Христос, посланный Отцом, идет помазанный к невесте, и говорит к нему невеста: возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие, сего ради помаза тя Боже Бог твой елеем радости паче причастник твоих ( Пс. 44, 8 ) 579 ». 2. Иисус Христос и совершенное Им спасение мира. Лице Иисуса Христа. – Божественная природа Его; доказательства божества Иисуса Христа. Человеческая природа Иисуса Христа: Его душа и Его тело. Образ соединения в Иисусе Христе двух естеств. – Совершенное Иисусом Христом спасение: просвещение, возрождение и примирение с Богом, или искупление падшего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/dogmati...

Кирилла Александрийского , на значение всего ветхозаветного закона, что он приводил только «к началам таинства Христа и как бы к первым входам в точное познание Его, но никоим образом не вводил во святое святых, т. е. во внутреннейшую скиннию, в которой Христос сушествует как воня благоуханий Богу и Отцу» 105 . На такое подготовительное значение ветхозаветного закона указывал и материал жертвенника. «В том, что алтарь служения по закону был совершенно лишен золота, говорит св. Кирилл Александрийский , Бог гадательно, но весьма ясно указал, что закон менее всего мог сообщить Св. Духа, и что сила прообразовательного служения не была почтена такой благодатью» 106 . Замечательно и то, что на этот алтарь были употреблены медные кадильницы возмутившихся с Кореем против избранного Богом первосвященника Аарона (Исх. XXXVIII по славян, Чucл. XVI, 86–40 ), тогда как алтарь кадильный во святилище, кивот завета и принадлежности святилища и святого святых были сделаны из добровольно принесенных народом материалов. И этим указывалось на несовершенство ветхозаветного служения Богу, средоточием которого был алтарь двора. Оно было не только не угодно и не совершенно перед Богом, но некогда имело еще быть поводом к восстанию иудеев против великого Первсвященника Христа, Помазанника Божия, и на это-то восстание, предвозвещенное пророком ( Ncaл. II ), по мнению св. Кирилла, прообразовательно указывали также и медные кадильницы противников Аарона, употребленными на алтарь. Аарон был прообразом Христа, у него оспаривали священство Корей и его сообщники, «равным образом оспаривали же славу Христа и иудеи, и причиной спора их служил алтарь законный» 107 . Умывальница была поставлена за жертвенным алтарем при входе во святилище. В ней должны были омываться священники всякий раз, когда им нужно было входить во святилище и совершать священнодействия. Это омытие, указывавшее священникам на необходимость для них нравственной чистоты, прообразовательно означало воду крещения, очищающего от нечистоты греховной.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mnenie-...

За этим светом последовала воня дивного благоухания. Три дня еще не умирала после того Ромула, и благоухание оставалось в келлии в продолжение всех трех дней. В сам час смерти, на улице пред дверями келлии Ромулы, явилось два хора ангелов, и, как уверяли Редимита и её ученица, тут бывшие, они различали полы по голосам; мужчины начинали пение псалмов, а женщины им вторили. Когда пред дверьми келлии совершалось это небесное погребение, тогда та святая душа разрешилась от тела. Когда она была возносима на небо, тогда чем выше возвышались хоры поющих, тем тише становилось слышным пение, доколе на высоте не окончились и звуки этого песнопения и приятность благоухания 324 . Характер повествования не изменяется, если проповедник представляет какого-либо подвижника несущим на себе работу дня и еще отдаленным на неопределенное время от часа смертного, что впрочем случается довольно редко. И здесь в похвалу добродетели и возбуждение к ней употребляются также необычайные свидетельства, возносящие мысль к высшим силам и высшему порядку вещей. Чудесность явления и необычайная разительность – необходимые свойства всех примеров, приводимых в беседах св. Григория. Там представляется монах Мартирий, человек строгой жизни. Шедши из своего монастыря в другой монастырь, в котором он был духовником, он встретил на пути прокаженного, не имеющего сил дойти до своего пристанища, и сжалившись над ним, тотчас сбросил с себя мантию, разослал её, и на неё положив прокаженного, и завернув его со всех сторон своею мантией, поднял на плечи и повес на себе. Когда он приближался к воротам монастыря, духовный отец этого монастыря начал громко кричать: «бегите, отворяйте скорее ворота монастырские; потому что идет брат Мартирий, неся Господа на себе». Но как только Мартирий пришел ко входу в монастырь, Тот, Кто казался прокаженным, выходя из мантии, и являясь в том виде, в каком обыкновенно узнается от людей Искупитель рода человеческого Христос Иисус, вознесся на небо в виду Мартирия, и возносясь сказал ему: «Мартирий, ты не постыдился Меня на земле; Я не постыжусь тебя на небе» 325 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

И. был погребен в дубовом гробу в выстроенной по его повелению ц. св. Иоанна Предтечи в Отенской пуст. Незадолго до смерти, по сообщению Жития, святитель составил «завет... о монастыри своем, яко не насиловати ему, снабдети же братии своей» (БЛДР. Т. 7. С. 252). Поскольку тело святителя «не издасть воня», гроб, покрыв досками, 40 дней не засыпали землей и совершали панихиды. Почитание По свидетельству Жития И., и на 2-й год после кончины тело святителя оставалось нетленным. Почитание святителя было связано в первую очередь с Отенским мон-рем. В ц. св. Иоанна Предтечи «присно людем поющим ту и у гроба его стоящим... и многа исцелениа бываху от телеси святаго отца» (Там же). В Похвальном слове И., написанном Зиновием Отенским, содержится рассказ о чудесах, совершившихся по молитвам к И. до 1571 г. При митр. Московском и всея Руси Кирилле (1568-1572) храм в Отенской пуст. сгорел, но мощи И. чудесным образом были сохранены. О случившемся игумен обители сообщил Новгородскому архиеп. свт. Пимену (Чёрному ; † 1571), который приказал возобновить пострадавшую от пожара церковь. Мощи И. были положены в том месте, к-рое определил святитель при жизни. Когда архиеп. Пимен, прибывший в Отенский мон-рь для освящения возобновленного храма, открыл св. мощи, все ощутили благоухание. В 1600 г. монастырь вновь сгорел, мощи И. не пострадали. В 1800 г. большинство построек Отенской обители было разобрано, и на месте Трехсвятительского и Иоанно-Предтеченского храмов был возведен грандиозный одноглавый собор с 3 престолами, из к-рых северный был посвящен И. (престолы собора освящены в 1808-1809). В 1803 г. в соборе, в арке между Трехсвятительской и Ионинской церквами, над захоронением И. была устроена бронзовая позолоченная рака с сенью. В сер. XIX в. за версту от Отенского мон-ря стояла часовня с неглубоким колодцем внутри, по преданию выкопанным И. В монастыре память святителя праздновалась 5 нояб. и в пятницу перед днем памяти прор. Илии (Ильинская пятница). В Ильинскую пятницу к Отенскому мон-рю шли крестные ходы из Новгорода и из ближайших деревень, из мон-ря шествие направлялось в часовню, где совершался водосвятный молебен. В обители хранился почитаемый образ И.- покров с его раки, украденный шведами при разорении Отенского мон-ря в 1614 г., впосл. выкупленный ладожским купцом Шаровым и доставленный в мон-рь.

http://pravenc.ru/text/578254.html

§ V Смирение подобно бальзаму, ибо свойства оного приличествуют смирению. 1) Как бальзам врачует раны, так смирение лечит раны несогласий и раздоров, и оные усмиряет. Так Авраам укротил ссору между пастухами своими и Лотовыми чрез смирение, которое учинил пред Лотом ( Быт.13 ). 2) Смирение подобно бальзамному деревцу, в рассуждении низкости. Смирение не возносится, не гордится, и вышних себе не ищет, но довольствуется своим состоянием, наблюдает Павлово наставление: не высокая мудрствующе, но смиренными ведущеся: не бывайте мудри о себе ( Рим.12:16 ). Смиряет себя под крепкую руку Божию ( 1Пет.5:6 ). 3) В рассуждении всегдашней зелёности, ибо смирение всегда зеленеет и цветёт пред Богом и человеки, как говорит Сирах: корения языков гордых исторже Господь и насади смиренныя вместо их ( Сир.10:18 ); и Давид поёт: кто яко Господь Бог наш? на высоких живый, и на смиренныя призираяй на небеси и на земли ( Пс.112:5–6 ). 4) В рассуждении проницательного благовония. Смирение проницает человеческие сердца. Чьё сердце будет столь окамененно, чтоб один Христова смирения образ, егда умыл ноги ученикам, не проникнул в самую оного глубину, и не подвигнул бы к подражанию? Смирение проницает и самые небеса; ибо молитва кротких доходит к престолу Владычному, как видно на Есфири и Иудифи, 5) В рассуждении рассечения или разрезывания. Бальзамное дерево когда разрезывается, источает благовонный сок: так смиренный человек рассекает сердце своё сокрушением, когда помышляет, что он есть земля и пепел, и что нет ничего высочае как Бог, и великолепнее славы Его ( Ис.6:1 ) А таковое рассуждение не есть ли пред Богом воня благоприятная? § VI Муж благочестивый должен быть бальзамом. 1) Рождением плодоносным на лозе Христе утверждённом, и плоды покаяния приносящим, да так будет древо в славу по Исаину слову: и людие твои вси праведнии во век наследят землю, храняще сад, дела руку его в славу ( Ис.60:21 ).·2) Должен иметь в себе горесть сокрушения сердечного так, как Пётр: и изшед вон плакася горько ( Мф.26:75 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Поучения сего иерусалимского святителя пользовались большим уважением и авторитетом на Востоке, так что святые отцы не только руководствовались ими в проповеди слова Божия, но и переводили их с греческого на многие другие языки, чтобы как можно большее число христиан и всех людей, ищущих истину, познакомить с этим кладезем христианской мудрости. Поучения святого отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского, и на славянский язык переводились не раз и всегда входили в круг важнейших назидательных духовных чтений как священнослужителей, так и всех православных христиан, являясь верным руководством в изъяснении догматов Православия и благочестивой жизни по евангельским законам. В XIX столетии вышли в свет два русских перевода творений святителя Кирилла Иерусалимского . Первый из них, осуществленный Ярославской духовной семинарией, впервые был издан в Санкт-Петербурге в 1822 году. Второй увидел свет в серии «Творения святых отцев в русском переводе, издаваемые при Московской духовной академии» (Т. 25. Творения иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского. М., 1855) и последний раз был переиздан П. П. Сойкиным в Санкт-Петербурге в 1913 году. Святитель Кирилл Иерусалимский своими поучениями наглядно преподал высоту и красоту православного веро- и нравоучения и другим показал образ преподавания христианских догматов. Предлагаемые ниже огласительные и тайноводственные поучения святителя Кирилла воспроизводятся на основе перевода его творений, сделанного в Ярославской духовной семинарии по изданию Синодальной типографии (М., 1900), они адаптированы для современного православного читателя. Надеемся, что они принесут немалую духовную пользу всем, обращающимся к учению Православной Церкви. Все пожелания и замечания читателей будут с благодарностью приняты Издателем. Поучение предогласительное, или Предисловие к огласительным поучениям святого отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского 1 . Уже воня блаженства на вас, просвещаемые! Уже собираете вы духовные цветы для сплетения венцов небесных; уже благоухание Духа Святого излилось; уже вы в преддверии царских чертогов; о когда бы Сам Царь и внутрь оных ввел вас! На древах теперь цвет; о когда бы и плод на них видеть! Уже перепись имен ваших была. Также и в воинство наречение, и брачные светильники. И желание небесного общежития, и намерение благое, и надежда последующая. Ибо не лжив изрекший: любящим Бога все содействует ко благу ( Рим.8:23 ) 1 . Хотя Бог и щедр в благотворении, однако же ожидает от каждого нелицемерного произволения. Потому-то апостол присовокупляет: призванным по Его изволению. Намерение нелицемерное делает тебя званым. Ибо если ты находишься здесь телом, но не находишься духом, то это бесполезно.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

В том же Апостольском духе святая Церковь , обращая на нас самих действие духовного обновления от страстей и похотей, вот какой путь в знаменательной песни последования обновления преднаписует нам для внутреннего нашего обновления: к себе восходи, человече, вещает она песненно, буди нов вместо ветхого и души празднуй обновления, дóндеже время жития. К себе восходи 27 . Ты входишь в обновленный храм, видишь благолепие святых Икон, зришь горящий пред ними свещи, обоняешь филиам кадильный, возносимый в пренебесный жертвенник в воню благоухания Господу, даже сам восприемлешь на себя каждение, как жертва живая Богу, и как образ Божий, которому в благодатном обновлении подобает кадильная – животная воня, как молитвенный фимиам, каковый должен возноситься от образа к своему Божественному Первообразу. Все это ты видишь, видишь и священное служение, слышишь и душеполезное чтение, и усладительное для духа пение. Во всем этом восходи к себе, возстановляй в себе благолепие святыни, то есть священные лики добродетелей, особенно воздержания, кротости и самоотвержения, которыми Святые Божие востекли в лик угодников и друзей Божиих; возжигай и держи собственный светильник, светильник богоразумия, светильник постояннаго трезвения и внимания себе; воскуряй, внутрь сердца фимиам, фимиам чистоты, и чистой, умиленной молитвы пред Богом; старайся совершать в духе твоем священно-служение, приносить себя в жертву живую святую, благоугодную Господу; углубляй в себе слышимое душеспасительное чтение чтобы быть неслышателем забытливым, но усердным, ревностным исполнителем слова, и пой в духе твоем Богу песнь благодарения не только за благоприятное течение дел твоих, но и при встречающихся противностях и смущениях, производимых от общего противника добра. Так, христианин, восходя к себе, будь нов вместо ветхого; сообразно благодатному восхождению в уме и сердце, старайся преобразовывать себя, оставлять постепенно прежние порочные привычки, пристрастия и склонности ветхой греховной жизни, и души празднуй обновления, дóндеже время жития; пекись, старайся, тщися совершать обновление твоей души, доколе продолжается время живота твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Узнав об этом, она и все апостолы благословили Господа. Введя Петра со всеми апостолами в свою «хранильницу», она показала им «вся погребальная» и принесенную ангелом ветвь. Когда зашло солнце, во второй день по явлении к ней ангела, апостол Петр сказал другим апостолам: у кого есть слово назидания, да глаголет и утешает народ всю нощь. Апостолы отвечали: «отче Петре, кто есть боле тебе, сказая слово утешения, мы бо ради есмы слушати твоего наказания». Петр начал слово и простер его до утра; по случаю успения пресвятой Девы, он обратился сначала к находившимся здесь девам, а потом и вообще ко всем людям, и говорил о девстве, как о самой высокой добродетели и как самом удобном и верном пути к спасению, представив это в притче о двух рабах, сосланных на некоторое время господином в дальнюю страну и потом вызванных к ответу. Один из рабов, находясь в ссылке, обзавелся имением, домами, садами, виноградниками; и все это должен был оставить, когда его потребовал к себе господин. Под ним разумеются вообще люди, связанные семейством и житейскими попечениями. Другой раб ничего не заводил, а на приобретенные трудом деньги приготовил венец из золота, который он легко и удобно мог взять с собой, когда нужно было явиться к господину; под этим рабом разумеются девственники и девственницы, а под золотом – девство. Когда взошло солнце, Богоматерь воздевши руки свои, начала молиться, глаголя: «Владыко, призри на молитву Матере твоея, скончай глаголанная ми Тобою». Потом она возлегла на одр. Петр сидел в возглавии ее, Иоанн у ног ее, а прочие апостолы вокруг одра ее. В третий час дня послышался великий гром и распространилась «воня благоухания», которая была так сильна, что от множества ее напал сон на всех предстоящих, кроме Богоматери. И явился сам Господь на облаке с архистратигом Михаилом и со множеством воинства ангелов, которые парили вокруг храмины. Господь поцеловал всех апостолов и потом Богоматерь, которая при этом сказала: «благословлю тя, Владыко Господи, якоже обещася рабе твоей, не остави мене.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010