И некая словеса изрече им, и тайны страшныя. яже в сердци своем слагающи соблюдаше. При третием же часе дне оного, гром бысть велий с небесе, яко воня благоуханиа. И се Господь прииде на облацех со множеством ангел. и целова Мариам же и апостолы. Она же радости исполнившися рече к нему. благодарю тя Господи Иисусе Христе. зане яже обещал ми еси исполни. и абие предасть душу свою Господеви. Господь же прием пренепорочную и святую ея душу взыде на небеса. Богоприатное же тело ея, ангельскими и апостольскими песнми пренесено и положено бысть во гробе в Гефсимании. На месте же том за три дни ангельское и апостольское пение пребысть непрестанно. По третием же дни ангельскому пению преставшу. всем сущим апостолом. единому же недоспевшу 513 , и по третьем дни пришедшу. и богоприатному телу хотя поклонитися. Отверзоша гроб, и тело ея пречистое и препетое необретшися. Едина же ея погребалная обретше. От нихже неизреченнаго благоуханиа наполнившеся. Те же паки взяти быша, и когождо на своем месте поставиша, иде же проповедаша. И считаютжся лета ея сице. Седмию лету принесена бысть родителми Господеви. И сотвори в церкви лет 6 и в дому Иосифове другыя месяц, 6 рекше на тринадесятое лето восходящии. В четыренадесятное лето восходящи. благовестися ей всемирная радость. и в пятонадесятое лето роди Господа нашего Иисуса Христа. И с сыном ея Богом нашим 30 лет и 3 и по еже на небеса вознесении его, пребысть с Богословом в святом Сионе, лет 24. якоже купно всех лет 72. Еяже молитвами Христе Боже спаси душа наша. 496 Миня Curs. Patrol, tom. CXX, 185–216. Четь–Минеи митр. Макария. Издание Археогр. Коммиссии. Сентябрь 8. 501 В Четь–Минеи митр. Макария: якоже рече Великий Василие, но и чудный Кирилл, епископ Александрьский, се убо сице сотвориша. 504 Πονοσα κα σχολζουσα περ τς θας γραφς τ τε ργασα το ρου κα το λινο κα τς μετξης κα βσσου θαυμαστθη. 510 Следующее далее изображение Спасителя значительно разнится от изображения в Четь–Минеи Макария. 511 В некоторых славянских списках, как указано выше, после этих слов вставляется сказание Иосифа Евреянина об иерействе Иисуса Христа, но в греческом тексте слова этой вставки нет. 512 Следующий далее рассказ об успении Богоматери и взятии Ее на небо отличается от рассказа в Четь–Минеи Макария; он взят из Слова Иоанна Солунского. Читать далее Источник: Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях : По рукописям Соловецкой б-ки/[Соч.] И.Я. Порфирьева. - Санкт-Петербург : тип. Акад. наук, 1890. - 471 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Исполнять в своей жизни волю Бога, открытую Им в заповедях. Необходимо жить в познании Бога (см.: Ин.17:3 ), которое происходит посредством евхаристического общения с Ним (см.: Ин.6:53 ). И тогда мы сможем сказать вместе с преподобным Ефремом Сириным : «Огонь угрожает, Господи, членам моим, но во мне, Избавитель мой, сокрыта примиряющая Кровь Твоя, геенна ожидает меня на мучение; но тесно соединено со мной Животворящее Тело Твоё. Я облечён в ризу Духа Святаго и не опалюсь. Когда восшумит река огненная, угрожая отмщением, тогда угаснет во мне огнь, как скоро приразится к нему воня (благоухание,– Д.Е.) Плоти и Крови Твоей» 243 . Основные черты мученического подвига Лобочков А.Е., преподаватель СПДС Аминь, аминь глаголю вам: веруяй в мя, дла, яже азъ творю, и той сотворит, и болша сих сотворит... Ин.14:12 . «Иже во всём мире мученик Твоих, яко багряницею и виссом, кровьми Церковь Твоя украсившися, теми вопиет Ти, Христе Боже: людем Твоим щедроты Твоя низпосли, мир жительству Твоему даруй, и душам нашим велию милость» 244 . Багряный хитон на теле Церкви является самым драгоценным из всех её одеяний. Сотканный из кровавых ран святых мучеников, этот хитон являет высшую степень церковной славы и полноту духовного торжества, доступного на земле. Наверное, именно по этой причине феномен мученичества одновременно близок и недосягаем для нас. Ведь на первый взгляд память того или иного мученика – самое обыденное явление в жизни Церкви. Именами мучеников испещрены наши святцы, и мы носим их святые имена, их мужественными ликами украшен каждый храм, их подвиг запечатлён на сотнях страниц житийной литературы. И всё же нет ничего более неприступного ни для ума, ни для подражания, чем тайна мученического подвига. Феномен мученичества сравним с устремлённой к небу вершиной огромной горы, величественно парящей над землёй и доступной лишь для избранных. Однако в церковном Предании образ горы – это не только символ надмирности, но и классический образ духовного восхождения, а это значит, что покорение духовных вершин, пусть и в свою меру, может стать уделом каждого христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кондак 7 Хотящу народу православному исповедати милости Преблагословенныя Царицы неба и земли и по силе благодарственная при­нести о избавлении его от нашествия иноплеменных, дивному храму, созданному в честь пречудныя иконы, победная в дар принесе, да вси, памятующе милость Богоматере, спасшия град сей и страну, выну воспевают Богу благо­дарными усты; Аллилуиа. Икос 7 Стольному граду России святая икона Твоя, Богомати, воистинну явися благая Одигитрия, якоже древле Цареграду; к Тебе бо при­бегают людие, помощи Твоея на начало пути и дел своих просяще и благодарственная приносяще моления пред пречистою иконою Твоею за избавление от скорбей и напастей, Тебе помощницу и заступницу крепкую ведают. Темже благодарственно вопием Ти; Радуйся, Российския страны покрове; радуйся, Право­славия в ней ограждение и утверждение. Радуйся, несокрушимый щите воинов наших; радуйся, броне их неуязвимая. Радуйся, козни врагов обличающая; радуйся, яко паучину их растерзающая. Радуйся, нечестия обличение; радуйся, крамолы разрушение. Радуйся, юных от заблуждений исправление; радуйся, стар­цев утешение. Радуйся, душевредных учений низложение; радуйся, душеполезных знаний дарование. Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго. Кондак 8 Странно и сумнительно неверующим слышати, како от иконы Твоея токи благо­дати истекают, воня животная благоухает: мы же, верующе слову, реченному Тобою, Владычице, к первонаписанней иконе: «С Тобою Моя благодать и сила», уповаем, яко и с сею иконою благодать Твоя выну; темже, благоговейно предстояще, лобызаем го, поклоняемся ей, яко Тебе Самей сущей, честь бо иконы на первооб­разное восходит, и Твоя благодать сею иконою знамения и чудеса содевает всем с верою при­текающим к Тебе и вопиющим Богу: Аллилуиа. Икос 8 Вся бывши горе, к небесным взята и земных не оставляеши, Богомати, священным Твоим предстательством; имаши бо матернее дерзновение ко Христу Богу нашему. Темже утверди в мире глубоце православных житие и вся полезная всегда даруй рабом Твоим, да величающе воспеваем Ти: Радуйся, Невместимаго вместилище; радуйся, осененная силою Вышняго. Радуйся, прозябшая Клас небесный; радуйся, мир весь душепагубнаго глада избавльшая. Радуйся, выну ходатайствующая за род наш; радуйся, яко много может молитва Твоя пред Сыном Твоим и Богом. Радуйся, всех нас при Кресте Сына Твоего усыновившая; радуйся, всегда Матернюю любовь к нам являющая. Радуйся, ходатаице вечных благ; радуйся, и во временней жизни полезная нам подающая. Радуйся, известное прибежище наше во всех скорбных обстояниих; радуйся, несумненное утешение в печалех. Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Песн.1:1. Да лобжет мя от лобзаний уст Своих: яко блага сосца Твоя паче вина, Песн.1:2. и воня мира паче всех аромат. Миро излияное имя Твое. Сего ради отроковицы возлюбиша Тя. Песн.1:3. Привлекоша тя: в след Тебе в воню мира Твоего течем. Введе мя Царь в ложницу Свою: возрадуемся и возвеселимся о тебе, возлюбим сосца твоя паче вина: правость возлюби тя.    Вы, которые, по совету Павла, как нечистого какого одеяния, совлеклись «ветхого человека с деянми» и похотями «его» (Кол. 3:9) и чистотою жизни возложили на себя светлые одежды Господа, какие показал Он на горе преображения, лучше же сказать, облечены в Самого Господа нашего Иисуса Христа, в Его ризу — любовь, и сообразуетесь Ему в бесстрастии и во всем Божественном, выслушайте тайну Песни песней, войдите во внутренность чистого брачного чертога, убеленные чистыми и нескверными мыслями, чтобы кому-либо, привлекши за собою страстный и плотский помысл, и не имея на себе одеяния совести, приличного Божественному браку, не быть связанным собственными своими помыслами, и чистые гласы Жениха и невесты низведя до скотских и неразумных страстей, а чрез них, покрыв себя срамными представлениями, не быть изверженным из сонма веселящихся на браке, радость брачного чертога обменяв на скрежет зубов и на плач. О сем свидетельствую, намереваясь коснуться таинственного торжества, изображенного в Песни песней. Ибо описанными здесь действиями душа некоторым образом уготовляется в невесты для бесплотного, духовного и невещественного сочетания с Богом. «Иже всем хощет спастися и в разум истины приити» (1 Тим. 2:4), указует здесь самый совершенный и блаженный способ спасения, именно посредством любви. Ибо иным бывает спасение и посредством страха, когда удаляемся от зла, взирая на угрозы наказанием в геенне, а иные преспевают в добродетели по упованию награды, предоставленному жившим благочестиво, приобретая доброе, не по любви, но по ожиданию воздаяния. Но кто стремится душею к совершенству, тот гонит от себя страх, потому что такое расположение — не по любви оставаться при господине, но не бежать от него по страху бичей — свойственно рабу; сей же презирает и самые награды, чтобы не показалось, будто бы награде отдает предпочтение пред Самим Дарующим пользу, напротив того, от всего сердца, от всей души и силы любит не другое что из подаваемого Им, а Его Самого, то есть, самый источник благ.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3088...

12:3). Аще же кто Духа Христова не имать, сей несть Христов (Рим. 8:9). Вне христианства нет добродетели, достойной Неба! «Благое, — сказал преподобный Марк Подвижник, — не может быть ни веруемо, ни действуемо, как только о Христе Иисусе и Святом Духе» . Недостойны Бога естественные добрые дела человеческие, истекающие из падшего нашего естества, в котором добро смешано со злом, в котором добро по большей части едва приметно во множестве зла. Падшее естество способно исключительно ко злу, как засвидетельствовал Сам Бог: Прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его (Быт. 8:21). Вы, зли суще, умеете даяния благая даяти чадом вашим (Мф.7:11; Лк. 11:13). Такова цена пред Евангелием и Богом естественной доброты человеческой и действий, из нее истекающих. Тщетно прославляет падшее естество свои громкие и великие добрые дела! Такое самохвальство есть свидетельство ужасной слепоты! Такое самохвальство есть невольное обличение качества громких дел человеческих, возбуждаемых и питаемых тщеславием. Воня гордыни, которую издают из себя эти гробы повапленные, мерзостна Богу: благоприятен Ему фимиам смирения. По этой причине Господь заповедал отречение от естества падшему и слепотствующему человечеству, не сознающему своего горестного падения, напротив того, видящему в нем какое-то великолепное торжество, ищущему развить это торжество. Для спасения необходимо отречение от греха! Но грех столько усвоился нам, что обратился в естество, в самую душу нашу. Для отречения от греха сделалось существенно нужным отречение от падшего естества, отречение от души , отречение не только от явных злых дел, но и от многоуважаемых и прославляемых миром добрых дел ветхого человека; существенно нужно заменить свой образ мыслей разумом Христовым, а деятельность по влечению чувств и по указанию плотского мудрования заменить тщательным исполнением заповедей Христовых. Аще вы пребудете в словеси Моем, — сказал Господь, — воистину ученицы Мои будете и уразумеете истину, и истина свободит вы (Ин.

http://pravoslavie.ru/35058.html

Святой Иоанн Златоуст говорит: «Сила общежительного монаха – в послушании, сила императора – во многом войске, а сила пустынника – во многой молитве. Падение общежительному – непослушание, и падение безмолвнику – умаление молитвы». Святой Никодим Святогорец говорит: «В той мере, в какой ты молищшься за того, кто причиняет тебе зло, в той мере ты оставляещшь его в руке Божией». Святые отцы учат нас, говоря: «Как вода гасит огонь, так забывчивость угашает молитву». Послушай, что говорит святой Максим Исповедник : «Насколько ты молищься от души, за того, кто оскорбляет тебя, настолько Бог открывает истину тем, кто этим соблазняется». Также говорит и святой Исаак Сирин : «Неправые уста молитвой заграждаются». Говорит святой Максим Исповедник : «Немалая борьба требуется, чтобы избавиться человеку от тщеславия. И он избавляется от него через совершение втайне добрых дел и через частую молитву. А признак избавления от него – это когда не помнишь больше зла, причиненного тебе тем, кто тебя опорочил или порочит». Святой Иоанн Лествичник говорит: «Не оставляй количество, ибо количество приводит тебя к качеству». А далее говорит: «Оставь, человек, количество, когда приходит к тебе дар Божий!» Моление человека, говорит святой Никодим Святогорец , есть подобие церкви в церкви. Ум – это священник; сердце – алтарь; жертва, приносимая на этом алтаре, – это выбор и добрая воля, ибо я по доброй воле выбираю молиться Богу; а воня благоухания, ладан, возносящийся с алтаря сердца, – это молитва: Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, – с алтаря сердца. Вот что говорит святой Ефрем Сирин : «Храмы были у них на языках и алтари в сердцах». Святой Григорий Синаит говорит: «У кого есть молитва ума, у того есть и Литургия, и все правило церковное во все время». Кладбище – это школа школ и университет университетов, ибо послушай, что говорит святой Иоанн Златоуст : «Пойди на кладбище, о брат, ибо там – высшее училище душ, говорящее нам о Боге». В книге Иисуса, сына Сирахова, говорится: Сын, вспоминай о последних твоих, и вовек не согрешишь (ср.: Сир. 7:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/da...

Приложи им благословение на благословение чрез возложение рук Моих». При этом Она, поднявши руки, благословила собравшихся. По произнесении таких слов, Она услышала: «Прииди, благословенная Матерь Моя, в покой Мой. Восстань, прииди, ближняя Моя, добрая в женах: ибо вот настало время собрания плодов. Прекрасна, ближняя Моя, и порока нет в Тебе. Воня мира Твоего паче всех аромат» ( Песн. 2:10,11; 4:7,10 ). Услышав это, Пресвятая предала дух в руки Сына. И что происходит при этом? Одни из ангелов дориносят непорочную душу и восходят с восходящею к небу, другие окружают святое тело и ангелоприличными песнями воспевают Богоматерь. А предстояние пресвятому телу со страхом и любовию радости окружают всеблаженное селение, обнимают и лобызают его, от прикосновения к телу исполняясь освящением и благословением. Тогда отбежали болезни, воздух и небо осветились восхождением духа, а земля – положением тела; не лишилось благословения и естество воды: ибо (тело) омывается водою чистою, не очищающею, но очищаемою. Тогда возвращался слух глухим, восстанавливалось зрение у слепых, расторгались рукописания притекавших с верою грешников. Что потом? Тело обвивается чистыми плащаницами, и Царица снова полагается на одре; ангелы своими языками воссылают приличную им песнь, апостолы с богоносными отцами возглашают гимны боголепные, внушенные Духом Святым. И тогда отходящий от горы Сиона кивот Господень, носимый на досточестных плечах апостолов, чрез посредство гроба переносится в небесный храм. Несут его посреди города, как невесту, украшенную неприступным Сиянием Духа, и так вносят в священнейшее место Гефсимании, причем ангелы текут впереди и сзади и осеняют его своими крылами; сопутствует и весь сонм церковный. Царь Соломон, при перенесении кивота в созданный им храм, собрал на Сион всех старейшин израилевых, дабы перенести кивот завета Господня из Сиона; и подняли священники кивот и скинию свидения, и вознесли ее священники и левиты; а царь и весь народ шли пред ковчегом и приносили бесчисленные жертвы; и, наконец, священники внесли кивот завета на место его во Святое святых, под крыла херувимов ( 3Цар. 8:2–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Важным событием в жизни Новгородской епархии при архиепископе Пимене было открытие нетленных мощей Новгородского епископа Никиты 30 апреля 1558 года 46 . “Храм же бе той до проявления святаго тесен и темен бысть, повелением же сего архиепископа Пимина распространен бысть храм пространен и светел и подписан бысть храм и златом обложы. Мощы же святителя Никиты из старыя каменныя раце в древяную раку преложены быша и поставлены на том же месте, иде же обретены в церкви святых праведных богоотец Иакима и Анны, творя многа чюдеса благодатию Христовою и до сего дни с верою приходящим” 47 . В связи с этим он пишет письмо Митрополиту Макарию, испрашивая благословение о том, как писать образ святого. Вторая редакция Жития святителя Никиты Новгородского была создана по благословению Новгородского архиепископа Пимена игуменом Данилова монастыря Иоасафом после обретения мощей святителя Никиты в 1558 году. Начало: “Иже в Троице прославляемаго” 48 . Автор пишет, как архиепископ «“Пи­­­мен не терпит такое сокровище без написания держати”. Он хочет, чтобы “весть вошла в ушию, иже тогда царствующу, Ивану слышится, так же и Митрополиту всея Русии Макарию” и распространилась по всей Российской земле» 49 . Вскоре архиепископом Пименом был перестроен придел в честь Иоакима и Анны, где были обретены мощи святителя Никиты 50 . Антоновский игумен Маркелл Безбородый написал при нем канон “вельми чуден” святителю Никите, с которым затем направился в Москву к Митрополиту Макарию 51 . Несомненно, архиепископ Пимен знал еще одного макарьевского книжника, богослова-полемиста — отенского инока Зиновия, автора похвальных слов Новгородским святителям Никите, Ионе, службы архиепископу Ионе 52 . После ремонта храма в Отенской обители в нее прибыл Новгородский архиепископ Пимен. При совершении молебна гробница с мощами святителя Новгородского Ионы была поставлена на прежнем месте. “Егда же архиепископ на целование священных мощей откры раку блженнаго Ионы, почюща предстоящии раце иже о архиепископе благия воня исходяща от мощей святителя Ионы” 53 .

http://pravmir.ru/novgorodskiy-arhiepisk...

6, 13). И св. Исаак: «Ради Бога потерпи жажду, да напоит Он тебя любовью Своею». Если же ты и в эти два дня предпочтешь однажды принимать пищу, очень добре сотворишь; так как пост и воздержание есть первая добродетель, – мать, корень, источник и основание всего доброго. – И из внешних мудрецов некто говорит: «избери наилучшую жизнь, навык же потом сделает ее приятною». И Василий великий : «где произволение с твердою решимостью, там нет препятствий». – И другой некто из богоносных мужей: «Начало плодоносия – цвет; а начало деятельной жизни воздержание» (пр. Нила ч. 1, стр. 201). Это, равно как и последующее за сим, иным покажется, может быть, неудобным, или даже и невозможным. Но кто возьмет во внимание процветающее от сего приплодие и пред очами ума держать станет обыкновенно порождающееся из сего славное состояние; тот признает сие нетрудным, и помощью Господа нашего Иисуса Христа при своем посильном о том рачении, и словами и делами воспроповедует, сколь сие удобоисполнимо, в подтверждение сего, как бы печать какую приложив ими (делами и словами). И св. Исаак говорит: «скудный хлеб на трапезе чистого очищает душу вкушающего от всякой страсти: От трапезы постящихся, пребывающих в бдении, и трудящихся о Господе возьми себе врачество жизни, и возбуди от омертвения душу свою. Ибо среди их возлежит Возлюбленный, освящая снеди их и горечь скудной трапезы их претворяя в неизреченную свою сладость; духовные же небесные служители Его осеняют их, и святые яства их» (Сл. 8, стр. 62). Еще: «Воня постника весьма сладостна, и встреча с ним веселить сердца рассудительных: Любезно Богу поведение воздержного». (там же стр. 63). 33. Как надлежит питаться в субботу. Также о бдениях, и о том, как подобает принимать пищу во время оных. Во всякую субботу, кроме великой, подобает тебе два раза принимать пищу, как выше положено для вторника и четвертка. Это и по определению священных правил, и потому, что во все всего лета дни Господни должен ты совершать бдения, кроме сырного, и еще кроме того случая, когда на неделе случится какой-нибудь великий Господский праздник, или праздник какого-либо из великих святых.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Он видит в этом, что во Христе осуществились все добродетели и совершенства, бывшие ранее во святых и великих. И не только вместил их в Себе Христос, но и во всем несравненно превзошел их. Все в Нем было в совершенстве! Ориген : «Многие имели ароматы. Царица южная поднесла ароматы Соломону, и многие другие обладали ароматами; но какие бы кто не имел ароматы, они не могут сравниться с благовониями Христа, о которых невеста ныне говорит: благовоние мастей твоих лучше всех ароматов. Я думаю, что и Моисей, и Аарон, и каждый из пророков имели ароматы. Но если я вижу Христа, и почувствую приятность и благовоние мастей его, то тотчас выскажу свое мнение словами: благовоние мастей твоих лучше всех ароматов ». Подобно этому толкует и бл. Феодорит: «Известно де мне, – говорит Невеста – суть благовония, Моисеом заповеданныя, и елей помазания, и фимиам сложения: но всех тех воней твое благовоние есть гораздо сладостнее. Благовонием нарицает здесь духовную благодать, коей он исполнен был, и от исполнения своего всем нам дарствовал». Упоминание о все превосходящей воне мира Жениха указывает, что Он есть Христос, Помазанник. Священное миро помазания возливалось в Ветхом Завете на первосвященников, царей и пророков. И вот грядет в благоухании божественного миро Первосвященник вечных благ, Царь неба и земли, Пророк, возветивший возвестивший вечное Евангелие. Воня мира твоего паче всех ароматов, «ибо помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» ( Пс. 44:8 ). Христос получил как Сын Человеческий на Иордане полноту Святого Духа, это божественное Миро, от Него теперь изливается «на всякую плоть» ( Деян. 2:17 ). В таинстве святого миропомазания аромат Святого Духа нисходит и овевает сердца. Благоухание этого Миро – христианские добродетели. Святой Григорий Нисский : «Под ароматами разумеем добродетели, как то: мудрость, целомудрие, справедливость, мужество, благоразумие и подобные сему, украшаясь которыми, каждый из нас по мере сил и по своему произволению, один так, другой иначе приходит в благоухание...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010