Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Этот праздник иконы Божией Матери «Владимирской», одного из самых чтимых образов в Православной Церкви, совпадает с памятью святых мучеников Адриана и Наталии. Соединение этих двух праздников напоминает нам, что наше личное благочестие неотделимо от судьбы Церкви и нашего Отечества. Есть некоторая особенность в чуде, которое было явлено заступничеством Божией Матери через этот Ее образ. Мы знаем, что Россия славилась многими военными победами: Куликовское поле, Полтава, Бородино. Были кровопролитнейшие сражения за нашу независимость. Русское православное воинство молилось Господу и Божией Матери о помощи, и помощь была явлена. Все знают об этих победах. Но есть победы, не поддающиеся рациональному анализу, а только знанию веры. Церковь торжественно празднует эти победы, которые светские историки не в состоянии объяснить. Как они описывают это событие? Пришел в 1395 году в Российские пределы Железный хромец, Тамерлан, вступил на Рязанскую землю, занял город Елец. И казалось, что разгром Москвы, к которой он неумолимо приближался, неминуем. Но внезапно он остановился (так сообщают исторические хроники), повернул назад и скрылся в степях. Только Церковь знает о том, как молился русский православный народ Божией Матери, знает о шествии с Ее чудотворной иконой, главной нашей святыней, из города Владимира до Москвы в течение Успенского поста, и далее. Как по обеим сторонам дороги стоял народ на коленях, простирая руки к образу Божией Матери, и со слезами взывал: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» И когда икона прибыла на место сретения (где теперь Сретенский монастырь), в это самое время Тамерлану — бичу народов, который все сметал на своем пути, сжигая и истребляя, — было видение во сне. Высокая гора, с которой сходит некая лучезарная Жена в окружении молниевидных воинов и обращается Своим грозным ликом к Тамерлану, требуя от него отступить. Древние люди были более чуткими к таинственной стороне жизни. Какие бы ни были у них заблуждения, в большинстве своем они знали, что существует другой мир, и этот мир оказывает громадное влияние на все наши земные события. В страхе проснувшись, Тамерлан обратился к своим советникам, требуя объяснить ему, что значит это видение. Ему сказали, что светоносная Жена — Мать Христа Бога, Покровительница русского воинства, и, конечно же, ему следует внять этому предупреждению. Так он и сделал.

http://moral.ru/vladimirskaya/

Из сих Апостольских слов мы познаем во-первых, что Бог на всех ниспосылает благодать Свою, то есть, не токмо на тех, которые силою ее плодотворят добрые дела, но и на тех, которые не приносят никакого плода добродетели, так как и «солнце свое сияет Он на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя» ( Мф.5:45 ): во-вторых, что и самая благодать Божия бывает тщетною, то есть бесполезною в тех, которые не творят добрых дел. Сие самое объясняет Господь в притче о талантах ( Мф.25:15 ). Всем дал он таланты: но не все умножили их, и потому не получили от них пользу. А в-третьих, познаем, каким образом подобает нам учить братию, а именно, не одним токмо увещанием, но благим примером, молением к Богу и братским попечением: не обличениями и поношениями, но прошением и молением. Далее приводит Апостол и причину, для чего он споспешествуя молил их, да не явится благодать Божия в них бездейственною. 2Кор.6:2 . Глаголет бо: во время приятно послушах тебе, и в день спасения помогох ти: се ныне время благоприятно, се ныне день спасения. «Глаголет бо». Но кто глаголет? Пророк Исаия. Он, предсказывая о том времени, в которое Сын и Слово Божие воплотившись, имел отверсти дверь к вечному спасению, произнес сии слова: «во время приятно послушах тебе, и в день спасения помогох ти» ( Ис.49:8 ). Сими словами он объяснил, что время благоприятное, в которое Бог имеет внять молитвам молящихся о спасении своем, есть время пришествия в мир Сына его: а день, в который Он имеет помощи и спасти верующих в Него, начинается со дня страданий, смерти и воскресения Его. С сего времени приемлется прошение всякого верующего, как утверждает сам Спаситель? «да, егоже», говорит, «аще просите от Отца во имя мое, даст вам» ( Ин.15:16 ). Призывание имени Иисусова спасает призывающих оное, как утверждает Пророк Иоиль, говоря Пророчески: «и будет, всяк, иже призовет имя Господне, спасется» ( Иоил.2:32 ). Употребляет убо здесь Павел Пророческие слова Исаии для того, да покажет, что благоприятное время и день спасения, им предсказанные уже, пришли.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Поставляя перед образом Христа горящую свечу, мы сим действием как бы говорим Ему: Ты еси невеществен­ный свет мира приими от нас наименее вещественное при­ношение, свет и огонь, и воздаждь нам внутренний благодат­ный свет уму и огонь сердцу. Филарет митр. Моск. 18-го июля Признак человека, приносящего твердое покаяние – образ жизни собранный и суровый, отложение кичливости, самомнения, а также очи и ум, всегда устремленные к вожделенному Иисусу Христу, с желанием по благодати Христовой стать новым человеком, как волна делается багряницею или тканью голубого гиацинтового цвета. Преп. Ефрем Сирин Сладко пение не то, которое нежит слух, но которое возвышает дух и сердце; и Новый Завет назван песнью, ибо Сам Господь благоволил изречь: пискахом вам и не плясасте ( Лк.7:32 ). Воспел Он нам в Евангелии от­пущение грехов: должны были внять сему Иудеи, – не вняли и заслужили укор. Еп. Феофан Неведение худо. Преступление в ведении еще хуже. Доб­родетель неудобосовершаемее страстей. Демоны лукавы. Грех удобен. Смерть близка. Отдание отчета горько. Увы мне! Что мне делать? Петр Дамаскин Мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что по­грешили терпят мучение хуже всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания. Неуместна никому такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Бо­жией... Любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников и веселит собою соблюдших долг свой... Итак, геенское мучение есть раскаяние. Когда сохранишь язык свой, то от Бога дастся тебе благодать сердечного умиления. Если же преодолеет тебя язык твой, то ты никак не возможешь избавиться от омрачения. Если нечисто у тебя сердце, пусть чисты будут хотя уста, как сказал блаженный Иоанн. Исаак Сирин 19-го июля Неразлучно прожила с материю своею Эмилиею препо­добная дева Макрина. Святая Эмилия еще до рождения дочери имела видение, в котором ей благолепный старец пред­сказал, что она родит дочь Феклу.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nastol...

Выше мы вслед за св. Марком Подвижником отмечали, как аскетическая и мистическая жизнь сполна содержится в самом таинстве крещения: как бы далеко на Пути не продвигался человек, все, что он открывает, – не что иное, как откровение, или проявление благодати, полученной при крещении. То же самое можно сказать и о Святом Причастии: вся аскетическая и мистическая жизнь есть углубление и осуществление нашего евхаристического союза с Христом, Спасителем. В православной церкви обряд причастия совершается с новорожденными, начиная с момента крещения. Это значит, что оставшиеся у православного христианина с раннего детства воспоминания о церкви, вероятно, будут связаны с приходом получить тела и крови Христова; поэтому он надеется, что последнее сознательное действие его жизни также будет заключаться в принятии Божественных даров. Поэтому его опыт Святого Причастия выходит за рамки его сознательной жизни. Более того, именно через причастие христианин становится одним со и во Христе, «христится», «обоживается»; также кроме того именно через причастие он получает первые плоды вечности. «Блажен тот, кто принял Хлеб любви, кой есть Иисус», – пишет Исаак Сирин . «Пребывая в этом мире, он дышит воздухом воскресения, в котором праведная воля радуется после того, как они воскрешаются из мертвых». «Все человеческие чаяния находят здесь свою конечную цель», – говорит Николай Кавасила . «Ибо в этом таинстве мы достигаем самого Бога, и Бог сам становится одним с нами в самом совершенном из всех возможных союзов... Это последняя тайна: ее невозможно превзойти и ничего невозможно прибавить к ней». В основе духовного Пути лежит не только церковь и таинства, но и Евангелие. Это третья необходимая исходная предпосылка для православного христианина. На каждом шагу этой стези мы обращаемся к руководящему гласу Божьему, Который говорит с нами посредством Библии. В «Сказаниях Отцов-пустынников» сказано: «Старик говорил: «Бог ничего не требует от христиан, кроме как внять Святому Писанию и привнести в жизнь сказанное в Нем " ». (Но также в другом месте «Сказания» утверждают необходимость в руководстве духовного отца, помогающего нам верно применять Писание.) Когда св. Антония Египетского спросили: «Каких правил мне следует придерживаться, чтобы умилостивить Бога?», он ответил: «Куда бы ни шел ты, пусть Бог будет у тебя перед глазами; и что бы ни делал и ни говорил ты, пусть будет с тобой пример из Святого Писания; и каким бы ни было жилище твое, не спеши менять его на другое. Придерживайся этих трех вещей и будешь жив ты». «Единственный чистый и преобильный источник вероучений, – пишет митрополит московский Филарет. – есть явленное Слово Божье, содержащееся в Святом Писании».

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/pr...

„Исправление жизни и обращение к Богу – вот лучшая мне похвала от вас“. (Обращение Златоуста к своей пастве). Что привлекло нас, возлюбленные братья, в это святое место? Ради чего собрались мы под сень сего храма, оставив свои обычные занятия, отложив, хотя на короткое время, свои житейские попечения? Желание молитвенно почтить память великого светильника Церкви Христовой, вселенского учителя веры и жизни, доблестного и ревностнейшего поборника заветов Христовых, св. угодника Божия Иоанна, вот что привлекло нас под своды этого храма, посвященного имени сего Святителя. Вчера и сегодня „в пениях и песнях духовных“ восхваляли мы величие веры Иоанновой, равноангельскую чистоту жития его, 1 светлость благодати, возсиявшей от поистине златых уст его. Но мы не исчерпали бы всех возможных для нас средств к достодолжному прославлению памяти великого учителя вселенной, если бы, хотя при конце сего светлого торжества, не почерпнули для себя назидания из благодатной сокровищницы вдохновенных писаний Златоуста и не направили бы его живых словес к нашей пользе душевной. Если мы к песням духовным, воспетым нами в честь и хвалу св. Иоанна присоединим еще и нашу готовность внять его божественному учению для исправления нашей жизни и обращения к Богу, – то все это будет лучшей похвалой от нас великому архипастырю, столь ревностно трудившемуся ради спасения своих пасомых. „Исправление жизни и обращение к Богу – вот лучшая мне похвала от вас”, так говорил св. Иоанн своим слушателям, когда некоторые из них, восхищенные его красноречием, выражали свой восторг посредством обычного мирского приема – через рукоплескание. Принесем же и мы, возлюбленные братья, эту лучшую похвалу от нас величайшему учителю и пастырю, почерпнув из жизни и учений его уроки к исправлению жизни нашей во славу Божию. Что может вернее и успешнее поставить нас на путь усовершенствования жизни нашей, как не следование первейшей и главнейшей заповеди Христовой о любви к Богу и ближнему? Об этой-то первейшей заповеди мы и побеседуем ныне, внимая тем урокам, какие преподал нам и своей жизнью и своим учением св. Иоанн Златоуст .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Я вот зиму тут прожил, когда и дня не бывает – потемки круглые сутки. Выйдешь на крыльцо – кругом лес, тишина, мрак. Словно конца им нет, словно пусто везде и глухо... Но «чем ночь темней; тем ярче звезды...». Хорошие эти строки. А как там дальше – вы должны помнить. Мне, монаху, впору писание знать». Илариону оставалось сидеть около года. Да более двух он провел в тюрьме. И сомневаясь, что будет освобожден до окончания срока, он (все же – С. Г.) готовился к предстоящей деятельности на воле... Преосвященный был глубоко озабочен: что внушать пастве в такие грозные времена? Епископ православной Церкви должен призывать к стойкости и подвигу. Человека же в нем устрашало предвидение страдания и гонений, ожидающих тех, кто не убоится внять его наставлениям. Тогда же укрепилась «живая» церковь – красная, как ее прозвали, непостижимо примирявшая Христа с властью Антихриста. Соблазны живоцерковников таили величайшую опасность для веры. Именно ее судьба тревожила владыку. О себе он не думал и был готов испить любую чашу. Мы не засиживались, зная, как осаждают посетители нашего хозяина. Друзья старались ограничить их наплыв. Популярность Преосвященного настораживала начальство, и можно было опасаться расправы. Через Георгия Иларион —130— поддерживал связь с волей, и тот приходил к нему с известиями и за поручениями. И короткая беседа с Иларионом ободряла. Так бывает, когда общаешься с человеком убежденным, умным и мужественным. Да еще с таким стойким... В октябре 1929 года на Соловках прошли массовые расстрелы заключенных, так что когда осенью 1931 года О.Волков вторично 467 был туда доставлен, он никого не встретил из прежних своих друзей. «Силе, исходившей от всегда спокойного, молчаливого владыки Илариона, не могли противостоять и сами тюремщики, – писал другой соловчанин 468 , – в разговоре с ним они не позволяли себе непристойных шуток, столь распространенных на Соловках, где не только чекисты-охранники, но большинство уголовников считали какой-то необходимостью поиздеваться над «опиумом». Нередко охранники, как бы невзначай, называли его владыкой. Обычно же – официальным термином: «заключенный»... Владыка всегда избирался в делегации к начальнику острова Эйхмансу, когда нужно было добиться чего-либо трудного, и всегда достигал цели. Именно ему удалось добиться, чтобы духовенство сконцентрировали в 6-й роте, получить для него некоторое послабление режима, перевести духовных всех чинов на хозяйственные работы, где они показали свою высокую честность; он же отстоял волосы и бороды духовных лиц при поголовной стрижке во время сыпнотифозной эпидемии. В этой стрижке не было нужды: духовенство жило чисто. Устраивая других на более легкие работы, владыка не только не искал должности себе, но не раз отказывался от предложений со стороны Эйхманса, видевшего и ценившего его большие организаторские способности. Он предпочитал быть простым рыбаком. Думается, что море было близко и родственно стихийности, непомерности натуры этого иерарха...».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Бог будет помощником вам во всем, если вы будете заботиться о благочестивых его догматах и не позволите расторгать тело церкви. А оно расторгнется, если утвердится мнение, привнесенное в веру Кириллом и утверждаемое еретиками. Об этом мы часто свидетельствовали пред Богом и в Ефесе и здесь и убеждали ваше благочестие, отдавая пред вами отчет в этом, как пред самим Богом. Ибо он требует этого от нас, как учат божественные Писания, пророческие и апостольские. И блаженный Павел восклицает: завещаю ти пред Богом, оживляющим всяческая, и Христом Иисусом, свидетельствовавшим при понтийском Пилате доброе иповедание ( 1Тим. 6, 13 ). Иезекиилю также Бог повелел возвестить народу и присовокупил угрозу говоря: и не возвестиши ему, крови его от руки твоея взыщу (Иезек. 3, 18). Итак, страшась этого суда, мы нашли необходимым снова донести вашему величеству, что те, когорым позволено иметь церкви, учат в церквах тому же, чему учили Арий, Аполлинарий и Евномий, незаконно, вопреки правилам, священствуют и погубляют души приходящих и слушающих их. Но по благодати Божией, пекущейся о всех людях и желающей спасти всех, самая большая часть народа остается еще невредима и заботится об истинном учении. Но за нее то мы особенно и скорбим. И опасаясь, чтобы возникшая зараза мало по малу не заразила многих, и зло не сделалось бы всеобщим, мы, уведомляя об этом вас, просим ваше величество внять нашим мольбам и не позволять никаких прибавлений к вере святых отцов никейских. Но, если и после этой просьбы, произнесенной пред вами, как пред самим Богом, ваше благочестие не предпримет никакой меры, то мы отрясем прах от ног и воскликнем с блаженным Павлом: чисты есмы от крови вашея ( Деян. 18. 6 ). Ибо с того дня, как мы пришли на сей знаменитый собор, мы ни днем ни ночью не перестаем свидетельствовать об этом, пред императором, властями, воинами, священниками, народом, чтобы не оставить преданной нам отцами веры. Послание тех же к своим (единомыслителям) в Ефесе. Пришедши в Халкидон (так как в Константинополь попричине возмущения монахов не позволено было входить ни нам, ни нашим противникам), мы услышали, что за восемь дней до нашего представления благочестивейшему императору Несторий отпущен из Ефеса с позволением идти, куда угодно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Этот процесс особенно характерен для различных послереволюционных направлений, привлекших молодое поколение. Даже крайне левые круги начали рассматривать Церковь , как творческий источник для русского народа, и стремились заручиться поддержкой своих православных собратьев. Одно из таких первых движений получило известность под названием «Смена вех». Его представители советовали эмигрантам признать революцию свершившимся фактом и напоминали интеллигенции, что не желание внять предостережению «Вех» в 1909 г. привело к ее поражению. По мнению сменовеховцев, бескомпромиссно враждебное отношение к новым правителям России отрежет эмигрантов от народа, и они не смогут в дальнейшем участвовать в его истории. 350 Лидеры этого движения – В. Ключников (р. 1886), Н. Устрялов (р. 1890), Потехин, С. Лукьянов, А. Бобрищев-Пушкин, С. Шахотин и К. Потемкин, оказались дальновиднее других, заявив в 1921 г., что новый правящий класс в России останется у власти, и что возвращение к дореволюционным формам жизни невозможно. Они ошибались, однако, полагая, что волна коммунистического террора начала уже спадать, и не предвидели после смерти Ленина возникновения сталинского режима. 351 Их возвращение в Россию оказалось преждевременным, а с их отъездом движение заглохло. Другое, так называемое, евразийское течение, имело более длительную историю. Его первое публичное выступление в 1921 г. в Софии прошло под вызывающим заголовком «Исход к Востоку». Евразийцы предлагали признать в русской культурной и духовной жизни наличие азиатских элементов, и не смотрели на татаро-монгольское нашествие, как на варварскую и враждебную силу, нарушившую развитие исконной русской культуры. Они не считали Западную Европу носительницей единственно возможной прогрессивной культуры, и не видели в подражании Европе единственно возможный для России путь культурного развития. Критики обвиняли евразийцев в желании вырвать Россию из числа христианских наций и вернуть к темным векам монгольского ига. Подобные нападки были необоснованными.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Вып. I. С. 148–149. 380. Печаль оскорбляет Духа Святого. Болящему неуместно поститься 180. Ангел покаяния святому Ерму говорил, что печаль оскорбляет Духа Святого и неприлична рабам Божиим, то есть, печаль неуместная или вышемерная... Как получишь это письмо, садись и ешь селедку, или икру с очищенными солеными огурцами и запивай квасом или пивом; также не мешало бы подбодрить пустой и тощий желудок и виноградным, как советовал святой Апостол Павел слабому желудком Тимофею. Время всякой вещи, – говорит премудрый (см.: Еккл. 3:1 ). Болящему и скорбящему неблаговременно и неуместно поститься. Вып. I. С. 156. 381. Господь силен скорби наши обратить на пользу нашу и во славу Свою, хотя бы казались они непонятны нам 184. Как и чем объяснить то, что возлюбленный наперсник Христов, Иоанн Богослов, обязанный проповедывать Евангелие, вместо того принужден был неподобной женщиной топить городскую баню и нес эту тяготу в продолжение шести лет. Но за такое притеснение Апостола, Господь сотворил такое чудо, что весь город обратился к христианской вере, чего проповедью, может быть, нельзя бы было сделать в 10 лет и более. Зная и памятуя это, и мы да подклоняем или преклоняем выю нашу, когда возлагается на нас тягота скорбных обстоятельств, или поношения, или какого стеснения, имея надежду, что впоследствии выйдет что-либо полезное для тех, о ком поручено нам заботиться в духовном и внешнем отношении. Дивны дела Господни и неизследимы пути Его... Да веруем и да надеемся мы, что за понесенные скорби силен Господь утешить и нас, каждого в свое время и по устроению каждого. Вып. I. С. 160. 382. Лечение и смирение 191. По слову святоотеческому, кому леченье помогает, лечиться смиреннее. А совсем не лечиться – никакой добродетели не составляет, только показывает меру веры. Вып. I. С. 165. 383. Гордость козла подобная фарисейской 193. Все знают, что козел, когда не пустят его вперед стада, идет позади стада один, не хотя смириться (а за такое несмирение не бывает от него ни шерсти, ни молока) и идти наравне с другими, оправдывая собой слово Писания: несмь, якоже прочии человецы (см.: Лк. 18:11 ). Не хочет внять словам псалмопевца: се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе (см.: Пс. 132:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Как зрачок глаза является, если можно так выразиться, точкой соприкосновения двух миров, мира внутреннего и мира внешнего, так в человеке должно быть нечто, являющееся таинственным местом, через которое Бог со всеми Своими дарами входит в его жизнь 1482 . Вышеславцев утверждает, что «действительное реальное соприкосновение с Божеством возможно только в глубине человеческого “Я”, в глубине сердца», ибо Господь, как говорит Паскаль, ощущается сердцем. И действительно, «человек «без сердца» есть человек без любви и без религии, безрелигиозность есть в конце концов бессердечность» 1483 . Настоятельный призыв к сердечной молитве Достаточно просмотреть указатель к Добротолюбию 1484 или к Беседам о молитве Иисусовой 1485 , чтобы понять, в какой степени сердечная молитва поощряется и практикуется среди русских монахов. Молитва не может быть совершенной, если она не исходит из глубин сердца 1486 . Молитва в истинном смысле слова – это воздыхание сердца к Богу. Если этот порыв имеет в себе какой-то изъян, то молитвы не происходит 1487 . Получившая известность благодаря Добротолюбию, сердечная молитва своими корнями уходит в эпоху ранних Отцов. Именно в этом смысле они истолковывали 9-й стих 15-й главы Второзакония: «Внемли себе...» 1488 . Но почему для духовной жизни так важно это внемление? Греки искали Бога в космосе, а евреи – в истории 1489 . Но христианские монахи старались отыскивать знаки присутствия Божия в человеке, в его познании себя самого, поскольку именно в человеке запечатлен образ Божий 1490 . «Следует внимать самому себе, чтобы иметь возможность внимать Богу», – говорил уже св. Василий Великий 1491 . Если «я» идентифицировать с сердцем, то вместо того, чтобы внимать себе самому, следует, указывает Феофан Затворник , внимать своему сердцу. «Надобно установиться вниманием в сердце и стоять там неисходно пред Господом» 1492 . Одна корреспондентка пишет Феофану: «Хотелось бы мне дойти до понимания глубины сердца, и внимательно следить за каждым его биением». И Феофан спешить одобрить это намерение: «Доброе и предоброе хотение!» 1493 На языке Отцов, созерцать Бога в образе своей собственной души означает «видеть место Божие» 1494 . А согласно языку Писания, Бог пребывает в сердце, которое есть «престол Духа» 1495 . «Познать самого себя» или «внимать сердцу» на духовном языке означает вполне определенную цель: войти в соприкосновение с Богом. «Благочестие – настроение сердца в отношении к Богу в духе веры» 1496 . В этом смысле можно утверждать, что созерцание себя в конечном счете приводит к забвению себя, ибо при таком созерцании хотят увидеть Бога. И потому Феофан Затворник дает такой совет: «Стойте вниманием в сердце, и созерцайте не свое “я”, а Господа с благоговением и сокрушением. Вот и все» 1497 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010