Надевай теперь мантию, читай свою записку. Кого же ты осуждала! Мы – иезуиты, стало быть и ты иезуитка, ведь и ты в монастырь пошла. Ты послушай: здесь есть один иеромонах о. Игнатий, – знаешь ты его или нет? высокий, худощавый такой? Он про себя рассказывал: когда еще был в мире, терпеть не мог монахов, никогда не принимал и очень бранил всех вообще монахов. А один раз случилось, что отказавши одному монаху-сборщику, он выжидал его в воротах и, долго не видя его, смекнул, что монах на заднее крыльцо пробрался к матери его, которая всегда принимала монахов. Он бросился на заднее крыльцо выгнать монаха, который, строго на него посмотревши, погрозил пальцем и сказал: «Сам в монастыре будешь». 0[тец] Иг[натий] рассказывает: «Точно он словами этими вложил в меня желание пойти в монастырь»... Читай дальше. Зачем же ты затаила этот помысл? почему не открыла? Ступай. Да, будешь ходить к нему. Сними мантию, посиди около Божией Матери. [Исповедь] 11 сентября 1879 года Если бы тебя потребовали к Царю и ты вместо того, чтобы внимать Ему, стала бы представлять в себе разные образы – не осталась ли бы виновною перед Ним? Бог есть Дух вечный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, необъятный, непостижимый... Изобразить Его мы не можем. Мы оскорбляем величие Его, если в каком бы то ни было виде представляем себе Бога. Поклоняться Ему мы должны в духе и истине. Мы должны знать, что почитаем не иконы, но святых, на иконах изображенных. Человек состоит из тела и души, и потому, когда мы призываем Бога или святых, должны внимать словам молитвы, если же представляем себе в воображении св[ятые] иконы, мы погрешаем. Иконы служат только для чувственных глаз наших, чтобы удобнее было удалить рассеянность, ум и сердце устремить на призывание Бога или святых, на иконе изображенных, в душе же внимать словам молитвы. Мы не знаем, когда и как бывают приняты наши молитвы. Я взял книгу почитать, и так хорошо открылось, что оставил до тебя. Читай! «Кто ближе всех предстоят пред Господом? Апостолы и девственники. Грешники, восчувствовав и раскаявшись в своих прегрешениях, такую милость получают от Господа, что равняются девственникам и сподобляются вместе с апостолами и девственниками занять первое место у Христа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

35). В Евангелии этих слов Господа нет. Отсюда можно сделать вывод, что первые ученики Спасителя, святые апостолы, знали и проповедовали своим пасомым много такого, что в Священных Евангелиях записано не было. «Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился» (ст. 36). Так святой апостол Павел простился со своими учениками. Не со всеми, потому что с ним были только епископы. Он не захотел заходить в Ефес сам, зная, что любовь учеников, христиан, удержит его там, и вызвал к себе епископов, преподав им краткое наставление, чтобы те назидали паству. Слова, сказанные апостолом Павлом ефесским епископам, звучат и поныне, не только в том смысле, что мы их сегодня слышим или читаем, — они звучат, так сказать, своим значением. Все архипастыри и пастыри Православной Церкви должны им следовать, помнить о том, что они должны внимать себе и всему стаду. Скажем, мне, грешному, необходимо внимать прежде всего себе и тому стаду, которое мне как духовнику вверено, то есть сестрам Ново-Тихвинской обители. Епископы внимают себе и всему стаду, которое вверено им, то есть пастве своих епархий. Патриарх — себе и всему своему огромному богоспасаемому стаду, всей Русской Православной Церкви. Конечно, чем выше служение, тем больше ответственность, тем больше нужно внимать себе, чтобы потом быть способным внимательно прислушиваться к своему стаду и вглядываться в него. Если мы не будем прежде заниматься очищением своего сердца, хранением своего ума и души от повреждений, догматических или аскетических — не важно, тогда мы не сможем наставить и других. Никто не имеет права надеяться на себя. Те, кто надеялся на себя, на свое православие, на свою твердость в вере, в ней погрешали. Ведь еретики, по большей части, считали себя искренно верующими, ревнителями православия и борцами за него. Таким, например, считал себя подвижник и выдающийся проповедник ересиарх Несторий, патриарх Константинопольский. Арий также был подвижником благочестивой жизни, хотя, как говорят, отличался гордостью.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

После же молитвы шестой священник берет шестой стручец и, омочив его в святом елее, помазывает болящего, произнося молитву: «Отче святой, врач душ и телес:» (см. выше). Диакон: Будем внимать. Священник седьмой: Мир всем. Хор: И духу твоему. Диакон: Премудрость! Прокимен, глас 7 Господи, не обличи меня в ярости Твоей/и не накажи меня гневом Твоим. Стих: Помилуй меня, Господи, ибо немощен я. Пс 6:2, 3а Диакон: Премудрость. Чтец: К Фессалоникийцам послания святого Апостола Павла чтение. Диакон: Будем внимать. Первое послание к Фессалоникийцам, зачало 273 Братья, призываем вас: вразумляйте бесчинных, ободряйте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздал злом за зло, но всегда стремитесь к добру друг для друга и для всех. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. Всегда благодарите: ибо это есть воля Божия во Христе Иисусе о вас. Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Но все испытывайте; доброго держитесь. От всякого рода зла воздерживайтесь. Сам же Бог мира да освятит вас всецело; и все ваше естество — дух, и душа, и тело да будет безупречно соблюдено в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. 1 Фес 5:14–23 Священник седьмой: Мир тебе. Чтец: И духу твоему. Диакон: Премудрость! Аллилуия, глас 7 Стих: Да услышит тебя Господь в день печали, да защитит тебя имя Бога Иакова. Пс 19:2 Диакон: Премудрость! Станем благоговейно. Услышим святое Евангелие. Священник: Мир всем. Хор: И духу твоему. Священник третий: От Матфея святого Евангелия чтение. Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Диакон: Будем внимать. Евангелие седьмое, от Матфея, зачало 30 В то время, проходя, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И было: когда Он возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и с учениками Его. И увидев, фарисеи говорили ученикам Его: почему Учитель ваш ест с мытарями и грешниками? Услышав же это, Он сказал им: не здоровым нужен врач, а болящим. Пойдите, научитесь, что значит: «Милости хочу, а не жертвы». Я пришел призвать не праведных, но грешных к покаянию. Мф 9:9–13

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

С подобным приглашением обращался к небу и земле Моисей в начале своей обличительной речи к избранному народу: вонми небо и возглаголю, и да слышит земля глаголы уст моих ( Bmop. XXXII, 1 ). В обоих случаях приглашением неба и земли внимать глаголам, которые относятся собственно к людям, дается людям понять великую важность этих глаголов, так что если бы люди пренебрегли ими, их устыдили бы бездушные твари, пред лицом которых глаголет Господь. Когда враги Господа Иисуса, во время Его торжественного входа в Иерусалим, требовали от Него запретить ученикам славословить Его, Он отвечал: «если они умолкнут, то камни возопиют» ( Лyk. XIX, 40 ), т. е. надобно быть бездушнее камня, чтобы молчать в эти минуты. Подобно сему, если бездушные небо и земля представляются способными внимать глаголам Господним, это значит, что люди – существа разумные – были бы бесчувственнее неодушевленных созданий, если бы не стали слушать обращенных к ним речей. Но можно также, вместе с Василием Великим , под небом и землею разуметь здесь не части вселенной, но обитающих на них – небожителей Ангелов, и земнородных – людей. В таком случае воззвание не к одной земле, или людям, но и к небожителям, имеет то значение, что в судьбе людей принимают живейшее участие небожители, что послушание первых Господу радует последних, непослушание огорчает. Какое сильное побуждение для людей благоговейно внимать Господу, глаголющему к ним чрез пророка! Невниманием они оскорбили бы не только Его, но и ближайших слуг Его, которые, как сами послушны Господу, благоговейно внимая гласу словес Его, так ревнуют о том, чтобы им подражали в сем отношении люди. – Господь, требующий от людей внимания к Своим речам, начинает их упреками людям в неблагодарности: сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене. Господь Бог о всех людях, о всех народах отечески печется; но народ Израильский искони был предметом Его особенного отеческого попечения, как народ избранный. Он один из всех народов удостоился чести вступить в теснейший завет с Богом и быть хранителем истинного Богопочтения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Диакон: Премудрость. Будем внимать. Чтец: Прокимен, глас 4 Ибо я к ударам готов,/и страдание моё всегда предо мною. Стих: Господи, не обличи меня в ярости Твоей и не накажи меня гневом Твоим. Пс 37:18, 2 Диакон: Премудрость. Чтец: Пророчества Исаии чтение. Диакон: Будем внимать. Чтец: Господь дает Мне язык научения, чтобы знать, когда следует сказать слово. Он поставил Меня рано утром, дал Мне ухо, чтобы слышать. И наставление Господне открывает Мои уши, Я же не противлюсь и не противоречу. Спину Мою Я отдал на раны, а щеки Мои – на удары; лица же Моего не отвратил от стыда оплеваний. И Господь, Господь помощником Моим сделался: потому Я не был посрамлен, но поставил лицо Моё, как твердую скалу, и познал, что не постыжусь, ибо приближается Оправдавший Меня. Кто – вступающий в тяжбу со Мною? Пусть противостанет со Мною вместе. И кто – вступающий в тяжбу со Мною? Пусть приблизится ко Мне. Вот, Господь, Господь поможет Мне: кто причинит Мне зло? Вот, все вы, как одежда, обветшаете и как бы моль съест вас. Кто среди вас – боящийся Господа? Пусть послушается гласа Отрока Его. Те, кто ходит во мраке и нет у них света! Положитесь на имя Господне и утвердитесь в Боге. Вот, все вы, как огонь разжигаете, и усиливаете пламя, – ходите при свете огня вашего и пламени, которое зажгли! За Меня сделалось это с вами: в скорби уснете! Ис 50:4–11 Диакон: Премудрость. Чтец: К римлянам послания святого Апостола Павла чтение. Диакон: Будем внимать. Послание к римлянам, зачало 88б Чтец: Братья, Христос, когда мы были еще немощны, в установленное время умер за нечестивых. Ведь едва ли кто умрёт за праведного. Может быть за кого–нибудь доброго кто–то и дерзает умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда еще мы были грешниками. Поэтому, оправданные теперь кровью Его, мы тем более будем чрез Него спасены от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы были примирены с Богом чрез смерть Сына Его, – тем более, примиренные, будем мы спасены в жизни Его. Рим 5:6–11 Священник: Мир тебе.

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

Всякий христианин: и мирянин, и монашествующий, и священнослужитель, и даже епископ — прежде всего должен внимать себе. Еще древний пророк Моисей сказал: «Внемли себе: да не будет слово тайно в сердцы твоем беззакония» ( Втор.15:9 ). Господь наш Иисус Христос наставлял: «Внемлите себе» (см. Лк.21:34 ), и апостол Павел также повторяет: «Внимайте себе». Но внимать себе нужно не только в отношении нравственном, но и в смысле точного соблюдения веры. Если говорить о вере широко и просто, не пользуясь научным богословским языком, то она включает в себя все: и догматику, и аскетику, и нравственность, и даже историю Церкви — все это есть вера. Чтобы ни в чем не погрешить, мы должны внимать себе во всем этом, без исключения, не пренебрегая догматическим учением Церкви, а то ведь некоторые по своему легкомыслию думают: «Нас, мол, это не касается — слишком возвышенные вещи». В наше время всякий христианин должен хорошо знать церковное Предание, святых отцов. Если мы храним веру неповрежденной, пребывая в постоянном внимании внутри самих себя и следя за тем, чтобы наши мысли не уклонялись от церковного Предания, тогда мы можем помочь и окружающим. Для епископов это является постоянной обязанностью, для нас, обычных христиан, это тоже иногда становится обязанностью. Например, когда бывает необходимо подсказать истины веры кому-либо из наших друзей, братьев, сестер. «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями» (ст. 28). Не люди, через которых совершилось епископское рукоположение, но Святой Дух поставил вас блюстителями (в греческом оригинале как раз стоит слово «епископами»). Первейшей задачей епископа является не административное управление и даже не созидание храмов или монастырей, но хранение своего словесного стада в вере Христовой. Поэтому епископ должен всячески следить за всем, что происходит в народе Божием. Если он видит какое-то уклонение, должен тут же пресекать его, вразумлять народ и направлять свое стадо на спасительный путь. «Поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога» (ст.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Он говорит, что и в будущем ожидают его скорби, которых он, однако, не страшится и не дорожит своей жизнью ради благовестия Христова. Так было велико самоотвержение Апостола! Представив собственный пример, как образец для подражания, Апостол дает наставления пастырям, чтобы они были внимательны к себе и стаду (Деян. 20:28). " Внимайте себе, — т.е. смотрите, — как бы так говорит ап. Павел, — чтобы светильник света Христова (т.е. учения Христова) не погас в ваших руках, ибо если он погаснет у вас, то чем вы станете освещать других? Кто не имеет света, тот не может дать его и другим. И так старайтесь сохранить в себе свет веры, свет учения Христова, и вместе с этим старайтесь сохранить этот свет и в своей пастве, чтобы таким образом вы и все общество верных, просвещенных вами, пребывали в чистом евангельском учении, в святой и богоугодной жизни. Я возлагаю на вас этот долг прежде всего потому, что вы поставлены хранителями и стражами той Церкви, которую Господь наш Иисус Христос приобрел Своею кровию. " Внимание себе и внимание стаду — это две главные обязанности пастыря. Внимать себе — значит строго следить за собой, — за своими поступками, действиями, за чистотою своих мыслей, намерений, желаний, — за всем образом своей жизни. Кроме того, пастырь должен внимать и стаду, изучая его нужды и потребности, предупреждая появление в нем заблуждений и пороков, искореняя существующие пороки; должен возбуждать в пасомых желание оставить греховную жизнь и начать новую жизнь по вере. Внимать себе и следить за паствой необходимо также и потому, что Церкви Христовой, как извне, так и изнутри угрожают враги. Извне нападают на нее " лютые волки " ; из самих же христиан " восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою " (Деян. 20:29-30). В силу этого Павел еще раз призывает их, слушателей пастырей, к бодрствованию, воодушевляя их напоминанием о своей трехлетней у них деятельности, и поручает их Богу (стихи 31-32). Далее ап. Павел напоминает, что свои нужды и нужды своих сотрудников он удовлетворял трудами своих рук.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=182...

...Ведь ты лицемерка... и лицемерие у тебя самое тонкое, так же как и самолюбие. Ведь ты так ловко все узнаешь, так ловко заставляешь других высказываться и разоблачаться перед тобой, тогда как сама о себе ни гу-гу, никак не обличая своего затаенного. Простоты ведь тоже у тебя мало. Оставь других, а займись следить за собой. За другого ведь ты не отвечаешь, а только за себя (1, ч. 2, с. 15). Если хочешь поставить себя на твердой стези спасения, то прежде всего постарайся внимать только себе одной, а всех других предоставь Промыслу Божию и их собственной воле и не заботься никому делать назидание. Не напрасно сказано: «Каждый от своих дел или прославится, или постыдится». Так будет полезнее и спасительнее и, сверх того, покойнее (2, ч. 1, с. 56). ...При решимости облечься в сию одежду должно решиться и на то, чтобы стараться делом исполнять совет святого Иоанна Лествичника , который говорит: послушник не рассуждает ни о благих, ни о мнимых злых. То есть не толкует: так-то нехорошо, а вот так-то было бы лучше. А более всего внимает собственному своему спасению, ради которого решился жить в монастыре, веруя несомненно повторяемым словам Святой Церкви: «Каждый от своих дел или прославится, или постыдится» – начальные от своих дел, а подначальные от своих. Кому что поручено, за то тот и отвечает. Также подвергает себя ответу и тот, кто вмешивается не в свое дело, кроме того оставляя при этом исполнение и собственного дела. Сам Господь глаголет в Евангелии: Употребляйте их в оборот, пока я возвращусь ( Лк. 19, 13 ). А купцы, как сама ты видела, во время ярмарки каждый торгует в своей лавке. А если во время торговли будет ходить купец по чужим лавкам, то повредит своей торговле и получит большой убыток... советую тебе более не внимать благовидным, но душевредным помыслам вражеским, которые внушают смотреть за чужой торговлей, ходя по чужим лавкам. Прочнее и основательнее беречь собственную свою торговлю духовную и ей только внимать (2, ч. 1, с. 58–59). Господь да простит тебе прошедшее и да утвердит в будущем более смотреть свои немощи и свою неисправность и не заботиться о внешнем поведении других. Каждый сам о себе отдаст ответ Богу. Больному, как телом, так равно и душою, нерассудно ревновать о других (2, ч. 3, с. 68).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Всесвятая Богородица Дева,/рук наших дела исправь/и прощение согрешений наших испроси,/когда мы воспеваем ангельскую песнь: Святой Боже,/Святой Крепкий,/Святой Бессмертный,/помилуй нас. (3) Отпевшее же по обычаю, и по Трисвятом диакон глаголет: Будем внимать. Священник: Мир всем. Чтец: И духу твоему. Прокимен, глас 3 Господь — просвещение моё и Спаситель мой:/кого убоюсь? Стих: Господь — защитник жизни моей: от кого устрашусь? Пс 26:1 Диакон: Премудрость. Чтец: К Евреям послания святого апостола Павла чтение. Диакон: Будем внимать. Послание к Евреям, зачало 306 Братья, и Освящающий и освящаемые, все — от Одного: по этой причине Он не стыдится называть их братьями, говоря: «Возвещу имя Твоё братьям Моим; посреди собрания воспою Тебя». И еще: «Я буду уповать на Него». И еще: «Вот Я и дети, которых Мне дал Бог». Поэтому, как дети причастны крови и плоти, так и Он стал общником крови и плоти, чтобы чрез смерть упразднить имеющего власть над смертью, то есть диавола, и освободить всех тех, которые в страхе смерти были всю жизнь подвержены рабству. Ибо, несомненно, Он не природу ангелов принимает, но семя Авраамово принимает. Поэтому Он должен был во всем быть подобным братьям, чтобы стать милостивым и верным Первосвященником в служении пред Богом для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Он пострадал, Сам быв искушён, то может искушаемым помочь. Евр 2:11–18 Священник: Мир тебе. Чтец: И духу твоему. Аллилуия, глас 6 Стих: Излило сердце моё слово благое. Стих: Я изрекаю дела мои Царю. Пс 44:2а Диакон: Дабы удостоиться нам услышать святое Евангелие, Господа Бога молим. Хор: Господи, помилуй. (3) Диакон: Премудрость! Станем благоговейно. Услышим святое Евангелие. Священник: Мир всем. Хор: И духу твоему. Священник: От Иоанна святого Евангелия чтение. Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Диакон: Будем внимать. Евангелие от Иоанна, зачало 14б В то время пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот водоем, называемый по–еврейски Вифезда, с пятью крытыми ходами. В них лежало множество больных: слепых, хромых, сухих, ожидающих движения воды. Ибо Ангел Господень, время от времени, сходил в водоем и возмущал воду, и первый, кто входил по возмущении воды, выздоравливал, каким бы ни был одержим недугом. Ин 5:1–4

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

Ибо Ты — надежда отчаявшихся, и упокоение труждающихся и обремененных беззакониями, и Тебе славу воссылаем со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь. После же молитвы пятый священник берет пятый стручец и, омочив его в святом елее, помазывает болящего, произнося молитву: «Отче святой, врач душ и телес:» (см. выше). Диакон: Будем внимать. Священник шестой: Мир всем. Хор: И духу твоему. Диакон: Премудрость! Прокимен, глас 6 Помилуй меня, Боже,/по великой милости Твоей. Стих: Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня. Пс 50:3а, 12 Диакон: Премудрость. Чтец: К Галатам послания святого Апостола Павла чтение. Диакон: Будем внимать. Послание к Галатам, зачало 213 Братья, плод Духа есть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, доброта, верность, кротость, воздержание: против этого нет Закона. Но те, которые принадлежат Христу Иисусу, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем Духом, то по Духу будем и поступать. Не будем тщеславны, поступая друг с другом вызывающе, друг другу завидуя. Братья, если и замечен будет человек в каком–либо согрешении, — вы, духовные, исправляйте его в духе кротости, наблюдая за собой, чтобы и тебе не быть искушенным. Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов. Гал 5:22–26; 6:1–2 Священник шестой: Мир тебе. Чтец: И духу твоему. Диакон: Премудрость! Аллилуия, глас 6 Стих: Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко. Пс 111:1 Диакон: Премудрость! Станем благоговейно. Услышим святое Евангелие. Священник: Мир всем. Хор: И духу твоему. Священник шестой: От Матфея святого Евангелия чтение. Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Диакон: Будем внимать. Евангелие шестое, от Матфея, зачало 62 В то время удалился Иисус в пределы Тирские и Сидонские. И вот, женщина–Хананеянка, из той области, вышла и начала кричать: помилуй меня, Господи, Сын Давидов! Дочь мою жестоко мучит бес. Он же не ответил ей ни слова. И подойдя, ученики Его просили Его: отпусти ее, потому что она кричит нам вслед. Но Он ответил: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. Она же, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи, помоги мне. А Он ответил: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она же сказала: да, Господи, но ведь и псы едят от крошек, падающих со стола господ их. Тогда Иисус ответил ей: о женщина, велика вера твоя. Да будет тебе, как ты хочешь. И была исцелена дочь ее в час тот. Мф 15:21–28

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010