Недля о самаряныни (5-я по Пасхе). В пятую неделю воспоминается беседа Иисуса Христа с женой самарянской (см. о ней 20 мар.). Это событие, совершившееся во время еврейской Пятидесятницы, воспоминается в настоящую неделю потому, что оно является очевидным свидетельством Божественной славы воскресшего Спасителя, ибо после беседы с Господом самарянка и сограждане ее, самаряне, убедились, что беседовавший есть воистину Спас мира – Христос ( Ин.4:41, 42 ). Черты указанной беседы, служащей предметом Евангельского чтения, воспоминаются в тропарях канона и стихирах утрени настоящей недели, а потому неделя эта и называется неделей о самаряныни. В лице жены самаряныни св. Церковь представляет пример восстания из глубины греховной грешников, ищущих спасения и готовых внять призывному гласу Божьему, повсюду непрестанно взывающему к ним о восстании духовном. Жена самаряныня, «терпящи зной премногих страстей», все-таки не заглушила в своем сердце добрые чувства, восприимчивость к истине и желание благоугождать Богу, за что и сподобилась обрести Спасителя, «седяща на кдадязи». «Хотя привлещи воистянну уловляему от сопостата врага и напоити ю водою живою», Спаситель удостоил жену самаряныню беседы с Ним, и во время этой беседы, напоминанием этой женщине о ее греховной жизни возбудив в ней искреннее раскаяние во грехах, Он соделал ее способной понять Его возвышенное учение о «спасительной воде» и возжег в ее сердце пламенное желание «прияти воду жизни, из Него изливаемую», «юже пивши», самаряныня «всем проповеда» Христа, «пришедша плотию, за еже спасти человека». Всем этим и внушается нам, что Господь Сам всегда идет навстречу ищущим св. истины и благодати и способным к раскаянию, милостиво дает им дары Свои и устрояет их спасение, а чрез ни и спасение других. Кроме того, благовествуя нам в настоящую неделю в Евангельском чтении изложенное Спасителем в беседе с самарянкой Его учение о поклонении Богу духом и истиной ( Ин.4:23–24 ), св. Церковь научает нас, как мы должны молиться Богу, чтобы наша молитва была угодна Ему и спасительна для нас. 412

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Слава, и ныне: Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя, слава Тебе Боже (трижды) Во время чтения 103 псалма священник читает светильничные молитвы, в которых просит Господа о том, чтобы Он «исполнил уста наша хваления… дабы величать нам святое имя» Господа, «в остальное время нынешнего дня избежать различных козней лукавого», «оставшуюся часть дня провести непорочно пред святою Славою» Господа. Диакон: Миром Господу помолимся. В великой ектении перечисляются разнообразные наши нужды и прошения ко Господу, а священник в алтаре тайно молится, чтобы Господь призрел на этот храм и молящихся в нем и исполнил их нужды. В словах великой ектении «Миром Господу помолимся…» верующие призываются вознести общецерковную молитву Богу в мире, в мирном состоянии духа, примирившись друг с другом, простить взаимные обиды . «О свышнем мире» переводится с греческого как «О ниспослании мира свыше…». «О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех…». Под «всеми» в греческом оригинале имеются в виду не церкви, а христиане: верующих приглашают помолиться о соединении всех православных христиан, которые, каждые в своем городе, принадлежат Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. «Сами себе» – «самих себя». «Весь живот наш» – «всю жизнь нашу». «Живот» – одно из 3х значений слова «жизнь» ( жизнь – вечная, духовная; житие – социальная деятельность; живот – жизнь телесная). Во время ектении священник читает молитву, где просит Господа «услышать нашу молитву и внять гласу моления нашего». Господи, помилуй. Диакон: О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся. Господи, помилуй. Диакон: О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех Господу помолимся. Господи, помилуй. Диакон: О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь Господу помолимся. Господи, помилуй. Диакон: О Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе (имя) , о Господине нашем Преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе) (имя) , честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех Господу помолимся.

http://azbyka.ru/bozhestvennaja-liturgij...

Что держится на сердце, о том обычно и поется; а что поется, то лучше запечатлевается в чувствах. Не следует нам поверхностно пробегать то, что читаем, дабы не во время только чтения содержать то в мысли, но и когда нет книги в руках. Оправдания Божий да будут для нас гимном, песнию, псалмом; воспоем духом, воспоем и умом (1Кор.14,15), чтобы, если забудем о том во время нужное, не сказано было каждому из нас: «отергл еси словеса Моя вспять» (пс.49,17). Чтобы прогнать забвение от святого дома, мудрый Соломон велел петь певцам, и они возвещали о дивных делах Божиих (2Пар.5,12). В собрании молящихся Богу всегда должны быть поющие, чтобы пением их отгоняем был дух нечистый, подобно тому, как пением святого Давида отгоняем был дух, мучивший Саула (1Цар.16,23). Случалось, что и пророки, пред тем как пророчествовать, приказывали искусным певцам петь, чтобы приятным сладкозвучием предрасположиться к наитию благодати Духа (4Цар.3.15). Сладко пение не то, которое нежит слух, но которое возвышает дух и сердце; и Новый Завет назван песнию, ибо Сам Господь благоволил изречь: «пискахом вам, и не плясасте» (Лк.7,32). Воспел Он нам в Евангелии отпущение грехов. Должны были внять сему иудеи — не вняли, и заслужили укор». «Но оправдания Божий не могут быть певаемы тем, кто не отрешился от всех забот земных. Посему пророк и прибавил: «на месте пришелъствия моего». Здесь — мы пришельцы, а у Бога — свои. Потому–то апостол говорит, что в доме Божием по призвании к вере мы уже не страннии и пришельцы, но сограждане святых и домашние Божии (Еф.2,19); а кто домашний Божий, тот уже выходит из мира; кто вращается в небесных вещах, тот странник на земле; кто поет, у того отложены все тяготящие заботы или расчеты, сжимающие сердце. Не как опечаленный заботою о недоступных, но как свободный от всех телесных нужд и страстей пел тот же пророк: «воспою Тебе, Боже,в гуслех. Возрадуетеся устне мои, егда воспою Тебе, и душа моя, юже еси избавил» (Пс.70,22–23). Так пел он в радости, потому что был насыщаем лучшими благами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

Сообщая о вышеизложенном, почитаю своим долгом донести Архиерейскому Синоду, что покинувший свою Оренбургскую паству Митрополит Мефодий все время ведет разрушительную работу среди вверенной мне паствы, презирая Закон Господень, нарушая церковные каноны и всячески подрывая мой авторитет. Производимая Митрополитом Мефодием подрывная работа в корне разрушает семью, роняет авторитет Церкви и создает благоприятную почву для возникновения антицерковных большевицких течений. Посему смиреннейше прошу Архиерейский Синод внять моим мольбам – оградить вверенную мне паству от разлагающей работы Харбинского Епархиального начальства и назначить ревизию Харбинской епархии. 472 В связи с этим Синод потребовал объяснение митрополита Мефодия и подтвердил для исполнения указ Архиерейского Синода от 17/30 ноября 1925 г., о разграничении юрисдикций Пекинского и Харбинского Епархиальных Начальств по бракоразводным делам. 473 Во второй половине 1920-х гг. Архиерейский Собор продолжал осуществлять руководство деятельностью православных епархий РПЦЗ по всему миру. В его компетенцию входил широкий круг разнообразных вопросов. В их числе следующие: утверждение должностей членов Епархиальных Советов, рассмотрение спорных вопросов, координация отношений между Главами Православных Церквей и представителями РПЦЗ, связь и информирование всего мира о событиях в России, подготовка и проведение Соборов, изыскание средств для церковной жизни (функционирования храмов, благотворительности, образовательной и издательской деятельности), рассмотрение бракоразводных дел, награждений, юрисдикционных и богословских вопросов. На примере взаимодействия с представителями православной русской диаспоры и церковными иерархами в Китае можно утверждать, что «бразды правления» в это время находились в руках Архиерейского Синода в Сремских Карловцах. В 1927 году в связи с рекомендацией архиепископа Харбинского и Маньчжурского Мефодия Синод утвердил в должности члена Харбинского Епархиального Совета избранного на Епархиальном Собрании протоиерея Михаила Филологова, вместо умершего протоиерея Александра Онипкина. 474

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Но и выдержать и вытерпеть всякое искушение,    Находящее в печалях и скорбях, и несчастьях,    Пока не восхочет и не посетит нас Бог.    Ибо «терпя, — говорится, — потерпех Господа, и внят ми» (Пс.39:2).    12.    Своих родителей в чем-либо предпочитающие Божией заповеди,    Веру не стяжали ко Христу,    Ибо всецело своей судимы совестью,    Если и совесть живую имеют от неверности своей.    Ибо верных то есть, чтобы ни в чем и никак,    Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа,    Не преступать заповедь.    13.    Вера в Бога пожелание доброго родила и страх мучений.    Лучших пожелание и страх мучений,    Соблюдение заповедей точным соделали.    Точное же заповедей соблюдение,    Собственную людей показывает немощь.    Постижение же истинной немощи нашей смерти память породило.    Сожительницей ее стяжавший,    Сам уведать болезненно возревнует,    Чем станет ему исход и из жития этого удаление.    И о грядущем внять тщащийся,    Прежде всяческого себя лишить настоящего должен.    Ибо в этом и до умеренного пристрастием держимый,    К тому внимания совершенного не может стяжать.    Если и вкусит его по домостроительству некоему Божиему,    И скоро не оставит ими же и в них держится по пристрастию,    Весь и такового станет внимания,    И всякого другого вне разумения, — вольно принимая,    И то, которое мнит иметь, возьмется от него.    14.    Отречение от мира и всесовершенное удаление,    Изгнание принявшие из всех, что в житии, материй и нравов,    И расположений, и лиц, и отвержение от тела и хотения, -    Великих польз ходатаем бывают,    Так горячо отрекшегося в короткий срок.    15.    Бегущий из мира,    Да и на час не дашь ты свою душу в утешение,    В нем, поначалу, жительство творящий,    Если и все тебя это делать родственники и друзья понуждают.    Ибо так их демоны подъущают,    Да горячность угасят сердца твоего.    Ибо, если и не совершенно связать твое изволение смогут,    Хоть вялым его, всеми способами, и немощным,    Но соделают.    16.    Когда на всякую жития приятность,

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

По временам о. Антоний ездил и в Москву, как сказано, для сбора пожертвований на окончание монастырских построек, и по другим монастырским делам. Здесь он в 1850 и 1851 годах имел свидание с родными братьями, Василием и о. Исаием Саровским игуменом, из которых; с, первым не виделся 21 год, а со вторым 33 года. В Москве о. Антоний всегда удостаивался архипастырского благословения и внимания Московского первосвятителя. Старец-митрополит понял духовное устроение смиренного подвижника- страдальца, полюбил его, часто приглашал его к сослужению с собою, и оказывал ему другие знаки отеческой милости; богомудрыми своими беседами утешал и подкреплял к прохождению его служения, и, наконец, сострадательно войдя в его положение, ходатайствовал у Калужского Архипастыря об увольнении о. Антония от должности. Вследствие этого ходатайства преосвященный Николай в 1851 году, согласился внять долголетнему прошению страждущего настоятеля, но неожиданная кончина Преосвященного опять остановила это дело, и уже теперешний Калужский Архипастырь, во уважение к ходатайству Московского владыки, и к болезненному положению о. Антония, уволил его от настоятельской должности, дозволив ему жить на покое в Оптиной пустыни. В памятной книжке о. игумена Антония записано: «9 Февраля 1853 года, аз недостойный игумен Антоний сдал начальство свое в Малоярославецком Николаевском черноостровском монастыре новому настоятелю отцу игумену Никодиму, и принеся во св. храме благодарственное молебствие ко Господу Богу о всех благодеяниях Его на мне бывших, и о благополучном 18-летнем пребывании своем в оном, и испрося у всей, братии прощение, выехал из обители в час по полудни; а 12-го числа прибыл я в богоспасаемую Оптину пустынь, где отечески был принят. Господи, благослови сие вхождение мое во святую обитель сию, и даруй мне во оной конец благий, за молитвы святого отца моего!» Глава V. Пребывание на покое, в Оптиной пустыни. 1858–1885. «По благости Божией, и за святые молитвы молящихся о мне, – писал о. игумен Антоний по прибытии своем в Оптину пустынь одному из духовных своих детей, – Калугу проехал я безбедственно, и с одним только гривенником прибыл на хлебы в Оптину пустынь 12 февраля, и батюшкой отцом игуменом Моисеем принят отечески, в истинном смысле сего слова, т. е. с любовью и радушием, и по случаю моего возвращения был сделан им праздник, яко обретеся погибшая драхма. Батюшка пожаловал мне близ себя келийку тепленькую, из которой кроме неба некуда более и смотреть, куда и взираю и из глубины души взываю: «К Тебе возведох очи мои, живущему на небеси; се яко очи раб в руку господий своих, тако очи мои к Тебе, Господу Богу моему, дóндеже ущедриши мя. За столь великую милость Божию ко мне и слов достойных не обретаю к возблагодарению; ибо истинно не по грехам моим воздает мне Господь Бог , но по велицей милости и по множеству щедрот Своих».

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Zederg...

Напротив того, на Востоке Церковь, оставшаяся верною всему учению апостолов, внутренним общением объединяющая верующих настоящего времени и избранных минувших веков, распространяющая благостыню своих молитв на грядущие поколения, которые, в свою очередь, будут молиться за своих предшественников, - Церковь зовет в свои объятия все народы и в полноте несомненного упования ожидает пришествия своего Спасителя. Спокойным оком зрит она, как век за веком, волна за волною, гроза исторических треволнений, потоки страстей и мыслей человеческих клубятся и мечутся вокруг камня, на котором она утверждается, ибо знает его несокрушимость. Камень этот - Христос. В Европе был еще мир, когда я в первый раз взялся за перо с целью указать моим западным братьям различие в началах между Церковью и всеми исповеданиями, порожденными римским расколом. Война между моим отечеством и тремя великими державами Европы еще свирепствовала во всей ярости, когда я снова обратился к читателям с продолжением начатого изложения. Теперь, когда я кончаю мой труд, в Европе опять царствует мир, со всеми его видимыми благословениями и всеми его затаенными раздорами. Исторические треволнения притихли, по крайней мере, на время; борьба, в которой столько пролито крови, кончилась; неутомимая труженица, мысль человеческая, продолжает свое мирное шествие, которого ничто не в силах остановить. При наступившем минутном усыплении утомленных политических страстей окажутся ли люди более способными внять голосу истины и заняться интересами, превосходящими по важности все другие интересы, едиными действительными интересами, какие только есть у людей на земле? Труд, который я предпринял и на который смотрю как на исполнение долга перед Богом и перед вами, читатели и братья, был для меня довольно тягостен. Смущало меня не употребление иностранного языка и не трудность показать превосходство начал Церкви перед началами раскола; я не думал удивлять красноречием и хорошо знал, что достаточно было простого изложения церковной доктрины, чтобы убедить добросовестных читателей в ее строгой последовательности и величавой гармонии. Но мне была тягостна необходимость говорить о Спасителе и о Его неизглаголанном совершенстве, о вере и ее тайнах как о темах научного спора. Бог мне свидетель, что не так бы желал я говорить с вами об этих предметах; но это было неизбежно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/339/...

486 Примерно о том же говорили и Кассиану, когда он находился в Скитской пустыни, 487 причем сказанное в точности соответствует ответу Пимена, старчество которого приходилось на последние десятилетия четвертого столетия. Однако Пимен, покинувший Скит со своими братьями после его первого разорения мазиками в 4078 гг., пережил Арсения; 488 о нем рассказывает авва Иоанн, изгнанный Маркианом после Халкидона. 489 Возможно ли, чтобы и здесь речь шла о том же самом человеке? Впрочем, ответить на этот вопрос несложно. Если это был тот же Пимен, который задавал вопросы Макарию 490 и Исидору, 491 стало быть, он находился в Скиту еще до 390 года: однако атрибуция этих собраний не очень надежна, а Палладий вообще не упоминает о Пимене. Основные контакты Пимена относятся к периоду 60лее близкому к разорению Скита; это Иоанн Колов, 492 Агафон 493 и, прежде всего, Моисей, 494 написавший для него «Семь руководственных слов к аскетическому жительству» (Seven Headings of Ascetic Conduct). 495 По меньшей мере, двое из его братьев, старший Ануб и младший Паисий, жили вместе с ним в Скиту. 496 Паисий был еще слишком молод, и тяготившиеся им старшие братья решили оставить его. Не сразу хватившийся их Паисий заметил братьев едва ли не на горизонте. Крича, он бросился вослед за ними. Тогда они остановились и стали дожидаться Паисия, который, нагнав братьев, стал спрашивать, куда они направляются. Они сказали, что решили оставить его, ибо он мешает им. Однако он отказался внять этим словам. «Куда бы вы не шли, я пойду вместе с вами». Увидев его простодушие, братья повернули назад, поняв, что вовсе не молодой Паисий, но дьявол был им помехой. После того, как они покинули Скит, Паисий набрел однажды на золотой клад. 497 Он тут же решил оставить Пимена и уговорил Ануба пойти вместе с ним, после чего они стали переправляться на лодке через Нил. На середине реки Ануб, завернувший клад в свою рясу, выбросил все золото в реку. Паисию не оставалось ничего иного, как только вернуться к Пимену. В другой раз 498 Паисий стал браниться с одним из своих братьев так, что дело дошло до драки.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Глава 3. О религиозной автономии Иван Ильин. Аксиомы религиозного опыта 1 Религия связует человека с Богом Это есть связь духа с Духом; и потому это есть духовная связь. От Бога исходит духовное откровение, которое должно быть свободно и цельно принято человеком. От человека же исходит живое, невынужденное и искреннее приятие (созерцание, любовь и вера!), которое восходит к Богу в виде молитвы и согласных с ней дел. В богословской литературе первых христианских веков это излучение Благодати свыше и восприятие ее человеком переживается и изображается как событие двустороннее, в котором свободно даруемому откровению Божию соответствует верный и свободный процесс в душе человека Именно в этом состоит смысл богословского термина «синэргия» (συνεργια), что означает «со-действие», «со-участие». Откровение не только даруется, но и приемлется Это приятие человеческим духом и сердцем является отнюдь не вынужденным, а добровольным; в его основании лежит живая потребность человеческого духа, его искание, напряжение, очищение, вдохновение и постижение. Богу нужно человеческое «сердце» во всей его свободе и искренности это оно должно «искать», чтобы «обрести» и «просить», чтобы ему было «дано» (Мф.7:7-8) Оно само, и притом свободно, должно узнать истинное откровение по его божественному совершенству и вменить его себе в закон Религиозная «синэргия» предполагает в человеке духовную «автономию»; конечно, не в том смысле, чтобы он сам выдумывал себе «закон» помимо Бога и откровения, но в смысле способности, духовного права и духовного призвания - из глубины внять гласу Божию, узнать Его в Его божественности и свободно вменить Его себе в идеал и в закон: обратиться к Богу горением своего сердца. В применении и укреплении этой способности, в осуществлении этого права и в исполнении этой обязанности - люди должны оставаться духовными существами, т.е. принимать свое ответственное предстояние, искать Совершенства, домогаться священного, очищать свою душу и доводить себя до религиозной очевидности (см. гл.2). Они не должны мешать в этом друг другу, напротив, они призваны ко взаимной помощи. Среди них есть зрячие - и «незрячие»; видящие много - и к созерцанию мало способные, религиозно опытные - и неопытные; духовно сильные - и слабые. Естественно, что зрячие, опытные и сильные должны помогать слабейшим. И более того: среди людей есть такие, которым откровение давалось подлинно и непосредственно и которые стали его живыми хранителями и провозвестниками. Все зрелые религии блюдут свои «священные» книги и свое религиозное предание. Все главнейшие христианские исповедания имеют счастие церковного бытия, причем церковь, как общество верующих, является непрерывно-преемственной хранительницей Откровения, живым источником религиозного научения, союзом верующих, связанных единством догмата, священства, таинств и молитвы.

http://sedmitza.ru/lib/text/432200/

Преданный послушник иеромонах Нестор. 8 32 Протоиерею Александру Дернову и членам Санкт-Петербургского отдела Православного Камчатского братства (телеграмма) 13 мая 1912 г. г. Петропавловск-Камчатский Благополучно вместе [с] владыкой прибыли [в] Петропавловск счастлив приветствовать братчиков Петербургского отдела Бог помочь в делах благодарный Иеромонах Нестор. 9 33 Протоиерею Александру Дернову 23 августа 1912 г. Камчатская обл., селение Тиличики Слава Богу, я уже в бухте барона Корфа в селении Тиличиках. Ставлю церковь и школу в нашем Петербургском стане. Здесь в день моего прибытия 19-го августа выпал первый снег. Сегодня уходит пароход, и я буду отрезан на год от культурной жизни. Коряки рады моему приезду и устройству церкви и школы. Все земным поклоном благодарят Петербургское братство за заботы об них. Я шлю свой привет дорогому братству и умоляю не забывать нас. Буду рад Вашим посланиям, а зимой напишу всем о моих поездках по Камчатке. Еще раз сердечно благодарю всех братчиков. Мы согреваемся Вашей любовью и заботами. Покорный ваш слуга Иеромонах Нестор. 10 34 Архиепископу Бвсевию (Никольскому) (телеграмма) 21 января 1913 г. г. Петропавловск-Камчатский Высокопреосвященнейший Владыка принимая [во] внимание расстояние время почтительно прошу принять Вашим отеческим сердцем настоящий доклад телеграфом благоволите внести [в] Синод Камчатской Миссии необходимо открыть четыре новых стана селениях Наяхан Кичигах Тиличиках церкви уже там есть остается утвердить станы и штаты священников псаломщиков пономарей каждом стане окладами примеру существующих станов [в] четвертом стане устье Анадырь Мариинске церкви нет умоляю исходатайствовать милости Синода восемь тысяч рублей для постройки имени Марии Магдалины церкви школы постройку заложу границе этого стана Америке [так в тексте] без этих станов и миссионеров дело Миссии умирает точка основанные освященные церкви и школа святителя Иоасафа наглядно обнаружили успех в делах Миссии окрестил до сотни коряк оставили сожигать умерших отпеваю корякском языке помощью Божией литургию перевел служу проповедую корякском языке занялся настойчиво все это заставляет сыновне умолять Святейший Синод внять мольбам из далекой Камчатки для славы церкви православной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010