«Историческое сказание» св. Григория было, кажется, очень распространено в монастырях; оно найдено в рукописи кардинала Виссариона (хранящейся в библиотеке св. Марка в Риме) и напечатано на Греческом и Латинском языках в 1642 году в Риме Исидором – см. Migne, Patrologiae Cursus completes, Series Graeca, tom. C. coll. 1199 – 1212. Сравн. Golland. Vet. Partum Bibl. t. XIII, p. XIII; в издании Балландистов (Astra Sanctorum) – Апрель, том II, стр. 583 сл.; Menologium Sirleti под 20 Ноября. Сказание достопримечательно как по общему содержанию своему, так особенно по некоторым частным указаниям, драгоценным в литургико – археологическом отношении. Деление на параграфы заимствуем из издания Миня. С. Муретов. 1894 г. Февраля 27 – го. Вифания. Григория Декаполита историческое сказание, весьма полезное и во многих отношениях сладостное, о видении, которое увидев однажды, некий Сарацин уверовал, соделавшись мучеником, ради Господа нашего Иисуса Христа. Благослови Отче! I. Военачальник Николай, по прозванию Иулас рассказал мне, что в его городе, который Сарацины на своем языке называют Виноградом, 7 послал Амерумнес 8 Сирийский своего родственника, для исполнения каких – то служб в названном лагере. II. Там есть великий храм, древний и дивный, святого и всеславного Георгия. Когда Сарацин увидал храм из дали, он приказал своим рабам внести свои вещи в храм, а потом и верблюдов ввести числом двенадцать, чтобы сверху наблюдать за их кормлением. III. Тогда иереи этого благоговейно чтимого храма стали упрашивать его (сарацинского начальника), говоря: «Господин! не делай этого ибо этот храм Божий; не оказывай пренебрежения к нему и не дозволяй помещать верблюдов в священном жертвеннике Бога». Но непреклонный и безрассудный Сарацин не хотел внять предупреждениям пресвитеров и на арабском языке сказал рабам своим: «что же вы не делаете приказанного вам?» И тотчас рабы его исполнили то, что повелел он. И вот, по устроению Божию, вошедшие верблюды все падают в храме и издыхают. Увидав это поразительное чудо, Сарацин пришел в изумление и приказал своим слугам выносить и бросать вдаль от храма умерщвленных верблюдов. Слуги так и сделали.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

Если мы обратимся к судьбам ветхозаветных праведников, то увидим, что чрез Божественный глас был призван к спасению вечному праведный Авраам. Сказано в Свящ. Писании, что был глагол Божий к Аврааму, чтобы он оставил землю свою, род свой и отца своего. И послушал Авраам этого Божественного гласа и, оставив отечество свое и род, удалился в ту страну, куда повелел ему идти Божий глагол. Такое же непосредственное призвание совершилось и со святыми апостолами Христовыми. Таким же способом были призваны и многие другие святые подвижники. Преп. Антоний, войдя однажды в храм Божий, услышал чтение Св. Евангелия, в котором Господь возгласил: «Если кто хочет по Мне идти, да возьмет крест свой и оставит родителей или мужа или жену и последует за Мною». Этот глагол воспринял преп. Антоний всем своим сердцем и твердыми стопами вступил на спасительный путь подвижничества. Иных людей Господь призывал особыми внешними обстоятельствами. Через невзгоды, через бедствия Спаситель обращал грешников на путь покаяния. Здоровые становились больными, приходили в расслабление телесное, счастливых и благополучных вдруг постигало горе, разочарование, или разрыв дружбы, или иное несчастье. Так или иначе, но беда заставляла людей искать спасения, и они приходили ко Господу. Имеет ли какое значение в деле нашего спасения тот или иной способ призвания нас на служение Богу? Ответим сразу: и имеет, и не имеет. Точнее сказать, не внешний способ призвания имеет значение в деле нашего спасения. Конечно, это прекрасно, когда сердце слышит непосредственно Божественный голос и мы идем на этот зов и вступаем на путь спасения. Но все-таки сам способ не имеет большого значения, тем более, что мы знаем печальные примеры, когда люди были призваны непосредственно Самим Господом и все-таки не оправдали своего призвания. Разве мы не видим среди святых апостолов человека по имени Иуда? Кто как не он должен был бы внять Божественному гласу и оправдать свое призвание? Но оказалось, что Иуда не только не оправдал, но и предал Господа и Учителя своего.

http://azbyka.ru/propovedi/golos-vechnos...

1893 Поучение в день преподобного Макария, Жабынского чудотворца (22 января) 87 Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы ( Мф.11:28 ) Так, братья, Сам Господь наш Иисус Христос всех нас зовет к Себе. Часто, и даже очень часто, слышим мы этот евангельский глас Спасителя нашего: всякий раз, когда празднуется память какого-либо преподобного отца, как, например, сегодня, читается это призывание Господа в святом Евангелии, а в нашем святом храме даже каждый воскресный день читается оно на молебне преподобному Макарию. Всех нас Господь зовет к Себе: Он зовет всех трудящихся над совершением дела своего спасения, стремящихся к выполнению заповедей Господних и ведущих борьбу со своею плотью, прелестями мира и искушениями диавола; зовет и всех находящихся в трудных и скорбных обстоятельствах жизни; зовет и всех обремененных грехами многими и лютыми и всех обещает упокоить. Всем приходящим к Нему Господь обещает дать в этой жизни спокойствие совести, утоление скорбей и печалей и избавление от бед и напастей, а в будущей – веселие вечное, нескончаемую радость о Боге и совершении дела своего спасения и вечный покой в Царствии Его Небесном. Казалось бы, как не последовать нам этому призыву? Как не внять слову своего Спасителя? Так трудно ныне жить в мире и соделывать здесь свое спасение, столько препятствий мы встречаем здесь на пути к исполнению заповедей Господних, столько и соблазнов у нас здесь перед очами нашими, отвращающих нас от исполнения повелений Господних и заповедей, уставов и священных обрядов нашей Святой Православной Церкви, столько у нас и всякого рода бед и напастей, нужд и скорбей в жизни, так часто и так много мы грешим и тем прогневляем Господа Бога, что поистине вся наша надежда должна бы нами возлагаться на одного только Господа Бога и все наши мысли постоянно должны бы были устремляться к своему Спасителю, Промыслителю и Судии. А мы, грешные и недостойные, много ли думаем о Боге и благоугождении Ему? Ах, все-то мы, братья, заботимся лишь о своих обычных мирских делах, все-то заняты мирскими суетами! Едва настанет день, едва восстанем мы ото сна, как о мирском уже начинаем думать, за мирские дела беремся и о них весь день заботимся иногда даже до забвения о Боге и своих к Нему обязанностях.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Означает ли это, что все, чем жил, все, что созидал патриарх Афинагор, в конце концов потерпело крах? На это можно ответить прежде всего словами Апостола, которые и поныне, остаются неколебимым основанием для всякого «домостроительства» христианского единства: «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор 12.3). Имя Господа Иисуса — тот камень, на котором строилось дело покойного патриарха, оно — вечное начало того единения или братства в Духе Святом, которое не может быть абстракцией, словом без соли и смысла. Все усилия Афинагора были направлены к тому, чтобы вернуть Дух этому единению, внять «ходатайствам» Духа о примирении с Богом и братьями в тайне Христовой. Все, к чему когда–либо прикасался Дух Божий, не исчезнет из памяти Церкви. Память ее может всегда обновиться как потускневшая икона. Такой потускневшей иконой представляется мне сегодня духовное наследие патриарха Афинагора. Начав работать над переводом этой книги (работа эта по разным обстоятельствам затянулась надолго), я прежде всего заметил, сколь неисправимой дальнозоркостью отличается наш взор, простирающийся из российской культурной ойкумены. Все–то у нас только «Россия и Европа», «мы и Запад», то ли с контекстом, что «два Рима пали, а четвертому не бывать», то ли, напротив, с текстом, что пишется в пику тому 682 контексту. Между тем рядом с нами живет, движется мир, который и для Запада как бы еще не Европа, и для нас как бы еще не Запад, и потому ему суждено оставаться всегда на краю наших горизонтов. Это Балканы, Греция, Турция, для русского православия — «Ближнее зарубежье». Но этот «ближний» греческий мир, по сути, оставался для нас дальше классического. Наша первая благодарность Оливье Клеману — за краткое знакомство с этим миром, веками сохранявшим свое «тепло» (язык, обычаи, веру) «под снегом» оттоманского владычества. Во времена детства будущего патриарха христиане и мусульмане жили еще в добром согласии, словно ощущая себя детьми одного отца, Авраама. Затем наступает XX век, взрыв национализма, современная история с ее бесконечными кровопролитиями, этническими чистками и дележами территорий, и все это с особой плотностью сгущается (и все никак не может разрядиться) именно на этом уголке земли. Но рядом с историей — жизнь самой земли, великие ритмы расцвета и увядания, всегдашнее соседство моря, что ночью сливается со звездами («восклицающими от радости», вспоминает Клеман Книгу Иова), красноватый цвет почвы и сосен на острове Халки, птичьи гнезда на Фанаре, ликование и томление твари повсюду — все это повинуется какому–то промыслительному разуму и «движется любовью», которая проходит и через сердце Афинагора.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=753...

Ты гордись, что стал достоин Защищать я мать отчизну. Коль придется, справишь тризну, Но пред ней должна склониться Да за братьев помолиться, Чтоб врага к земле пригнули И спаслись от вражьей пули». Из сборника «Отзвуки войны» (1915). В церкви в день Успенья Догорают маленькие свечи Перед Девой на иконостасе, А Она, полна забот о Спасе, Ножки обняла Ему и плечи. Грустный взор лица Его благого Смотрит вниз сквозь фимиам душистый. Но спокоен Он, Малютка-Слово, На коленях Матери Пречистой. Пред Тобой, Владычица, колени С сердцем умиленным я склоняю И Тебе под звуки песнопений Похвалы убогие слагаю: «Девство сохранившая, рождая, Мир Ты не забыла в день Успенья, В день восстанья к жизни безконечной, Матерь Жизни, Дева Преблагая, По Твоей молитве Сын Предвечный Наши души сохранит от тленья». 1919 В день Покрова Под защиту Твою прибегаем, Богоматерь, спасенье людям, Огради нас от бед и страстей И укрой нас спасительным краем Ризы чистой и светлой Твоей! Труд и горе сложив за порогом, Мы, чья вера в покров Твой жива, В сельском храме старинном и строгом Собрались перед Господом Богом Во всерадостный день Покрова. О Владычица, в тайной тревоге На Тебя я надежду простер, На Тебя уповаю по Боге, Будь на жизненной трудной дороге Мне защитой Твой благостный взор! О Пречистая Дева, Тобою Слово Божие к нам рождено. Пусть молитвой Твоей преблагою В нашем сердце, объятом тоскою, Светом радостным вспыхнет Оно! 26.IX.1919 Вертоград небесный Вертограда небесного лилия, Райский цвет на безплодной земле! Распростертый средь праха и пыли я, Образ Твой призываю во мгле. Нимб Твой – звезд серебристых сияние, Поступь – облачка легкого след; Днем и ночью Твое одеяние Дарит солнца немеркнущий свет. Очи – помыслы гонят нечистые. Лик Твой – отблеск зари на снегу, Волоса Твои – рожь золотистая, А улыбки сравнить – не могу! Мне ли, с силами столь невеликими, Слить мой стих в славословящий хор С херувимами пламенноликими, Сонмов ангельских внять приговор?! О Звезда Незакатная Божия, О Светильник надмирных высот,

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

1842 Община «Беловодье».//Челябинский рабочий. 4/5 апреля 1994. 1843 Тоотс Н. А. Встречая год 1995-й.//Дельфис. Независимый рериховский журнал. 1995, (3), с. 5. 1844 Тоотс Н. А. Пять кризисов души.//Дельфис. Независимый рериховский журнал. 1994, 2, с. 73. 1845 Один протестант рассказывал мне, как у него в общине несколько человек возмутились решением Архиерейского Собора о Рерихах. Пришлось протестанту встать на защиту Православной Церкви и пояснить, почему именно «живая этика» несовместима с Евангелием. 1846 Вот каноническая форма такого доноса: «Ваше Святейшество! Вы ведете непрестанную подвижническую работу, чтобы Православная Церковь являлась и воспринималась как образец веротерпимости и пастырской мудрости. Но, к сожалению, авторитету Церкви наносится непоправимый ущерб, когда от имени Церкви выступают недостаточно зрелые люди… Особую опасность представляют оскорбительные высказывания диакона Андрея Кураева» (Письмо Председателя Совета Ассоциации Святого Духа Н. Дикина Исх. от 18.10.1995). Самое умилительное в этом плаче мунистов – что донос по поводу телепрограммы «Тема», посвященной сектам, был направлен ими за неделю до выхода программы в эфир (24.10.1995). Более интеллигентно «стучит» антропософ К. Свасьян: «Руководители обоих ведомств, консультируемых незадачливым „современным богословом“ не откажут себе в необходимости внять дружеской консультации: эксперт и диакон Кураев своей „критикой“ антропософии позорит как Государственную думу, так и Православную Церковь» (Свасьян К. «Современный богослов» с большевистскими манерами. Заметки читателя по поводу брошюры диакона А. Кураева «Миссионеры на школьном пороге»//Литературная газета. 10.1.96). 1847 Шапошникова Л. Клевета поощряемая.//Подмосковье. 25 февраля 1995. 1848 Тоотс Н. А. Встречая год 1995-й.//Дельфис. Независимый рериховский журнал. 1995. (3) сс. 2 и 4. 1849 Дардыкина Н. Мертвые сраму не имут.//Московский комсомолец. 14.1.95. 1850 Защищаю Православие.//Знамя мира. (33) 1995. 1851 «О войне Черных и Белых сил Рерихами написаны целые тома. Из-за этого церковь предает анафеме труды этих авторов. Черная Ложа в своей агонии делает все, чтобы опорочить деятельность братства Шамбалы и Сил Света» (Колесников И. Заклеймленное будущее.//Знамя мира. (33) 1995).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Господи Боже и Создателю мой, сколько Человек ратует против Твоей судьбы своим стремлением, отсель грешный раб Твой на себе опытом дознал. Но уже опоздал искать, да будет Воля Твоя. В таковом-то моем положении я паче надежды нахожусь. Мало времени имею покойного, кроме горьких дум и слез кровавых до изнеможения и повреждения и остального здравия душевного и телесного. Многие здесь лица Духовные и Светские жалеют о моей таковой участи. Еще же я рассмотрел здешней Епархии горькие участи здешних монастырей, равно и правосудие Епархиального начальства. Содрогаюсь сердцем, как мне, бедному горюну, будет продолжать время и окормлять свое житие, изнеженному и без приборов душевных, по такому хаосу и юдоли. В сем-то, Люб Батюшка, положении нахожусь, к присутствию Духа только и питаюсь надеждою милости Божией и Вашего Высокопреподобия внять на мою горькую участь исходатайствовать мне у Преосвященного Владыки своим письмом прежнюю свободу, билета, если соблаговолите, в вашу Епархию и обитель прибыть вместе с братом Петром Д., который также по приезде сюда находится в недоумении, куда себя девать по краткости времени до ревизии и его участь по расположению к Вашему Высокопреподобию остается нерешима. А если у Вас, батюшка, места заняты, то благословите нам определиться в другой Епархии, я надеюсь, что Вас Преосвященный уважит, а меня уж и на глаза к нему не пущают. У Петра Д. гостил я довольное время и крайне их страннолюбием остался доволен, да и только здесь и благодетелей Странный обрел, а особенно при теперешнем моем положении. Петр Д. любезный друг и брат по Духу и телу, и если бы не он, то Господь знает, что со мной случилось. Сообщение обо мне пришло из Калуги скоро за мною. Старцы оптинские, батюшка, все живы и здоровы, кроме о. Серапиона, который определяется и находится в Сергиевой М Лавре. Ему там спокойно будет. А прочие все вам кланяются и просят Ваших святых молитв. Батюшка, я здесь много просил видимых благодетелей сотворить со мною милость, но тщетно, то хотя вы окажите свою Отеческую Христианскую любовь и милость исходатайствовать мне от Владыки свободу к выпуску отсель из Епархии, чего прошу и молю Господа ради и челом бью. Еще меня, грешного, обрадуйте, равно и собрата моего Петра, своим писанием по получении сего нашего писания на имя отца его г. Мясникова. Чего будем ожидать с нетерпением. Поверьте, Отец мой, едва рука водила при чертании сих строк от туги сердечныя, подайте бедствующему крепкую свою руку помощи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

21 (20) Ведь и на Арелатском Соборе постановлено: «О девах, посвятивших себя Богу и стяжавших великий почет благодаря [этому] званию, если по своей воле вступят в земной брак, особенно в возрасте после 25 лет, постановляем проследить за тем, чтобы они вместе с теми, с кем они имели связь, были отлучены от [церковного] общения, однако чтобы приносимое ими покаяние не было отвергнуто, а покаяние состояло в отлучении [от Причастия] на длительный срок» 180 , о чем уже было постановлено в древних Мелевитских канонах: «Решено также, чтобы любой из епископов в случае, если кто-то будет угрожать целомудрию дев, когда опасность исходит либо от влиятельного лица, ищущего брака, либо от некоего насильника, либо если перед лицом смерти ею овладеет опасная тревога умереть непосвященной [не принявшей одеяния], тогда по настоянию родителей или тех, кто о ней заботится [опекунов], пусть посвяТит.деву или покроет даже в возрасте до 25 лет, и да не станет ему препятствием [в этом] Собор, постановивший об этом [необходимом для посвящения девы наименьшем] числе лет» 181 . Мы, однако, хотим, чтобы те, кого закон повелевает карать смертью , если желают внять увещанию, покаялись и жили [дальше]. Ибо они [лишь] в том случае должны быть умерщвлены мечом уст [Господа, см.: Откр2:16 , ср.: 2Фес.2:8 ] и отлучены от церковного общения, если отказываются выполнять переданные [им] постановления отцов и нерадят к поучениям своего пастыря и пожелали отделиться [от общения с верными]. Но все знают, что никогда в канонических книгах не говорится о вдовическом благословении, поскольку им [вдовам] должно быть достаточно лишь [принесения] обещания, как написано в Эпаонских канонах папой Авитом 182 и всеми епископами: «Посвящение вдов, которых называют диакониссами, мы во всем нашем церковном устройстве полностью запрещаем» 183 . А еще более выразительно постановлено на Арелатском Соборе: «Объявившие себя вдовами, если предпочтут сожительство, должны быть осуждены вместе с соблазнителями» 184 . Concilium Matisconense (а. 581/582), can. 12

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Очевидно и для меня, как и для всех наших заграничных церквей и приходов, для обеспечения правильного, свободного и мирного течения их жизни, настало время вступить на путь следования этому же постановлению, то есть, не разрывая своего канонического единения с матерью Русской Церковью и высшею церковного властью, временно во внутреннем управлении этими церквами действовать самостоятельно, без сношения с нею до тех пор, пока эти сношения не станут свободными и беспрепятственными [выделено мною – В.К.]. Таким образом, оставаясь с Вашим Высокопреосвященством в единении веры, любви и молитвы, я, руководствуясь пунктами 2 и 4 означенного постановления, вынужден временно воспринять на себя всю полноту власти, предоставленной епархиальному архиерею церковными канонами впредь до восстановления правильных, нормальных сношений с высшей властью Русской Церкви, на суд которой я представлю тогда всю свою церковную деятельность. К этой же власти, то есть к будущему Патриарху или Поместному Собору, я направлю тогда и свою апелляцию на постановление указа от 10 июня 1930 г., если он не будет отменен...». «По-видимому, – как осторожно и деликатно пишет далее о. Николай, – митрополит Сергий не имел возможности внять голосу Владыки Евлогия. Указом Заместителя Местоблюстителя указ от 10 июня 1930 г. был обращен к исполнению, находящееся в Париже епархиальное управление упразднено, и Преосвященному митрополиту Литовскому Елевферию поручено принять подчинившихся указу в свое временное ведение. Но тут случив лось нечто неожиданное. Вопреки... словам самого митрополита Евлогия о своем намерении в случае неотмены его увольнения вступить на путь вынужденного временного самоуправления, предусмотренный постановлением Святителя Тихона от 20 ноября 1920 г., путь, на который вступили, например, митрополит Северо-Американский Платон и митрополит Японский Сергий-младший, митрополит Евлогий выбрал совершенно иной, в принципе никем не предвиденный путь. Тотчас по получении указа о своем окончательном увольнении, а именно, 22 января 1931 г., Владыка митрополит... решил искать защиты и покровительства Вселенского Патриарха». 55

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мне помнится, други мои, что я об этом важном предмете уже говорил с вами, но говорил и доказывал краткими свидетельствами, что в символе веры слова истинного никогда не было помещено в греческих книгах, и что оно было несколько времени в употреблении только в нашей русской православной церкви, и то не повсеместно; но, как видно, вы не усвоили себе этой доказываемой мною вам истины, поэтому; если вам угодно, пожалуй в настоящее свободное и для меня и для вас зимнее время побеседуем подольше о символе веры . Только предварительно прошу вас слушать со вниманием, что я буду доказывать вам из книг вами уважаемых старописьменных и старопечатных об этом действительно важном предмете. „Хорошо, кабы ты нам доказал об этом от святого писания и из наших старых отеческих книг“ проговорил грамотей. Никто не может доказать, чтобы святой символ веры до патриарха Никона был где-нибудь напечатан без прилога истинного; все святые богоносные отцы читали символ так: и в Духа Святого Господа истинного и животворящего, иже от Отца исходящего „Никон отступник, он не велел называть Господа истинным“, проговорил другой старик, весьма угрюмый по наружности. „Ты лучше молчи, коли не с тобой говорят,“ заметил старику средних лет мужчина. „Я правду сказал, пусть, куда хотят, меня за это девают“ возразил старик, тряся головой. „Напрасно ты старик опасаешься; никто тебе ничего не сделает за твое убеждение касательно символа веры ; напротив твою ревность, хотя она и не по разуму, я одобряю, Признаюсь, когда-то я сам не мало сомневался о разном чтении в символе веры , т. е. с прилогом и без прилога слова „истинного“, и до тех пор не мог иметь в душе своей покоя, пока не исследовал и не дознал, как читался 8-й член символа веры в греческой церкви, когда он вышел из рук святых отцов, бывших на втором вселенском соборе, и как в последствии времени передали веру нашему отечеству – России. Исследование же моё о сем было таковое: я перечитал все, вами почитаемые, старописьменные и старопечатные книги, в которых помещен символ веры. С особенным же вниманием я рассматривал книги более древние, в которых помещен символ веры, – в московской патриаршей библиотеке, в Петербурге – в публичной Императорской библиотеке, и в Румянцовском музее в Москве, в казанской духовной академии, а в заключение, сего на святой Афонской горе тщательно пересмотрел древние библиотеки в монастырях славянских: 1 Зографе, Хилендаре, Ксилурге и русском Пантелеимоновом монастыре. И что же? в древних славянских книгах везде видел символ веры без прилога истинного. При сем прошу вас внять и сему, что все просмотренные мною книги были писаны или печатаны за целые столетия ранее патриарха Никона , когда он еще не существовал на свете. А из этого я легко убедился в том, что все ваши предки и вы их потомки, именующиеся старообрядцами, неправильно обвиняете патриарха Никона в том, что будто бы он отменил в символе веры слово истинного, тогда как он исправил согласно с древним греческим символом.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedy-s...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010