711 Мартирий, ставший после него патриархом, тут же оказался в весьма сложном положении, ибо Геронтий придерживался взглядов, которые после Халкидона были характерны для Феодосия. Нам говорится, что Мартирий отправил диакона Фиду в Константинополь с письмами, которые были излишне откровенными (παρρησναστικτερον), – однако Фида, попав в кораблекрушение и чудесным образом вернувшись в Иерусалим, поведал о своем видении Евфимия и о переданном им Мартирию послании, в котором преподобный советовал ему не обращать внимания на «апосхистов» (от αποσχιστς – схизматик; в данном случае, тот, кто не признает Халкидон – прим. пер.) и заняться так и не исполненным преобразованием лавры в киновию. 712 Мартирий решил внять этому указанию и «через несколько дней» Маркиан собрал своих монахов в Вифлееме и предложил им сделать выбор между Церковью Монахов и Церковью Епископов. Выбор пал на Церковь Епископов, и в Иерусалиме было устроено большое празднество в честь Второго Объединения (под первым объединением понималось примирение Евдокии и Елпидия), во время которого весь Храм Воскресения был залит огнями. Геронтию, не пожелавшему присоединиться к остальным, пришлось покинуть Елеонскую гору, где в течение сорока пяти лет он был епископом. 713 Внизу, в пустыне, двух противников собора изгнали из Башни Евдокии на Джебель Мунтар. 714 В Элеутерополе же и на прибрежной равнине об изгнании речь уже не шла. Чего нам не сообщает Кирилл Скифопольский , так это того, в чем именно состояли условия Второго Объединения. Однако Захария Митиленский приводит соответствующую декларацию Мартирия, 715 предваряющую «Энотикон» («Генотикон») Зенона, в которой не говорится прямо об анафеме Халкидона, но анафематствуются все те, кто принимает какуюлибо доктрину помимо Никейской, откуда бы она ни происходила: из Ариминума, Сард, Халкидона или еще из какоголибо иного места. Тем временем Фиде было поручено заняться преобразованием лавры святого Евфимия в киновию, чем он и занимался в течение трех лет. 716 В этих трудах участвовал и Кириак; вместе с монахом Фомою он был послан купить для киновии απλματα завесу у александрийского патриарха, 717 которым в это время, скорее всего, был халкидонит Тимофей (вероятно, он не дожил до окончания работ), антихалкидонит Петр Монг (Mongus) в это время скрывался.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Так действовал и наставлял православных христиан патриарх Герман! А между тем Латиняне не только изгоняли и оскорбляли епископов к общению с собою, поминовению папы и принятию догматов их. Легат Пелагий, о деятельности которого в Константинополе мы упоминали уже, в 1225 году прибыл из Птолеманды на остров Кипр для новых насилий. Духовенство греческое, воодушевленное пастырскими увещеваниями патриарха, не хотело признать законности латинских притязаний и святости опресноков: за то тринадцать монахов, отказавшихся взять назад свое осуждение опреснокам, были сожжены, как еретики 37 . Обстоятельства заставили греческого патриарха войти в переписку с самим папою и его кардиналами; он желал посредством их облегчить несколько участь порабощенных христиан. Пять францисканцев, возвращавшихся в Европу через Никею, подали ему и случай писать (1232 г.). Содержание письма ясно показывает, что патриарх не ожидал «соединения церквей», считая надмение папского престола неодолимым тому препятствием. В сознании, что «единение» было бы чудом, он начинает письмо молитвенным воззванием: «Господи Иисусе, спаси меня! Тебя полагаю в основание сего дела, которое должно принести исцеление всему миру. Твой пророк Исайя научает меня, что никто, доверяющийся сему краеугольному камню, не постыдится. ( Ис.28:16 ). Это истинно, и только сын лжи мог бы противоречить сему. Но, как краеугольный камень, Ты долженствуешь соединять единством веры все народы земные, которые Ты, распростерши руки на кресте, призвал!» Затем обращается к папе: «После того, как возводили мы очи свои к небесным горам с мольбою о помощи, обращаемся к тебе, святейший отец, который занимаешь первый апостольский престол, с просьбою: удостой спуститься несколько с высоты славы и внять словам моим, словам человека бедного, и по жизни, и по речи» «Сии отцы (францисканцы) пришли к нам, думаю, по особенному устроению Божественного Промысла. Мы говорили с ними о давно уже продолжающемся раздрании нешвенного хитона, которым руки апостолов облекли кафолическую церковь , который разорвали не грубые солдаты, а превозношение духовных, от чего и произошло столь великое и долговременное разделение, между тем как нет человека, который сжалился бы над невестою Христовою».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Согласно Уставу, в состав Архиерейского Собора входят епархиальные архиереи и епископы, возглавляющие синодальные учреждения и духовные школы. В период между Поместными Соборами Архиерейский Собор обладает полнотой высшей церковной власти. В Уставе определена периодичность созывов Архиерейского Собора: не реже одного раза в два года. Соборы созываются также по мере необходимости. Предстоятель Русской Православной Церкви имеет первенство чести среди епископов и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам. Имя патриарха возносится за богослужением во всех храмах Русской Православной Церкви. Новый Устав изменил порядок назначения местоблюстителя. По Уставу, местоблюститель должен избираться Священным Синодом на заседании под председательством митрополита Киевского из числа постоянных членов Синода. Между тем, согласно Положению об управлении Русской Православной Церкви 1945 г., местоблюститель не избирался, им становился старейший по хиротонии постоянный член Синода. Святейший патриарх управляет Церковью вместе со Священным Синодом. Новый Устав предусматривает также расширение состава Священного Синода: число его временных членов было увеличено до пяти. Возвращаясь к основным принципам определений Собора 1917–1918 гг. о епархиальном управлении, Поместный Собор в Уставе восстановил такой институт, как епархиальные собрания. Важнейшие изменения, в сравнении с действовавшим ранее «Положением об управлении Русской Православной Церкви», касаются приходов. По Уставу, клирики включаются в состав приходского собрания, а председательство в приходском собрании Устав предоставил настоятелю прихода. На вечернем заседании Собора 8 июня был принят ряд других документов: «Обращение к чадам, не имеющим канонического общения с Матерью-Церковью», «Обращение ко всем, держащимся старых обрядов и не имеющим молитвенного общения с Московским Патриархатом», «Послание боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви». В «Обращении к чадам, не имеющим канонического общения с Матерью-Церковью», составленном в духе христианской любви, говорится: «Мы с вами знаем, что в основе существующих разделений лежат не вопросы веры, но внешние исторические обстоятельства, в обстановке которых между нами выросла стена отчужденности. Но мы должны верить, что общими благими усилиями эта стена может быть разрушена… Некоторые наши братья, находящиеся в разделении, имеют желание вступить с нами в диалог. Мы приветствуем это и надеемся, что такой диалог, милостью Божией, мог бы привести нас к столь желаемому восстановлению церковного общения, помог бы разрушить разъединяющие ныне нас преграды… Поместный Собор призывает вас, дорогие братья и сестры, внять голосу этой любви, обращенному к вам в дни празднования 1000-летия Крещения Руси».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

- Как Вы относитесь к планам Папы Иоанна Павла II посетить Украину? - Насколько мне известно, данный визит носит прежде всего межгосударственный характер, так как Папа собирается посетить Украину по приглашению ее светских властей. Однако религиозный, церковный характер поездок главы государства Ватикан, являющегося главой Римско-Католической Церкви, естественен и неизбежен. В этом смысле представляется весьма разумной существующая практика, когда еще на стадии подготовки визита Папы в ту или иную страну Ватикан входит в контакт с руководством господствующей в данной стране конфессии или религиозного течения, чтобы получить согласие на планируемую поездку. Случай же с готовящейся в настоящее время поездкой Папы в Украину представляется исключением из этого правила. Как сообщалось в средствах массовой информации, церковной стороной, приглашающей Папу, является епископат Украинской Греко-Католической Церкви. Между тем, большинство верующих Украины являются православными и принадлежат к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, единственной канонической православной юрисдикции на территории этой страны. Странным образом, глава этой Церкви Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) никак официально не был извещен Ватиканом о планирующейся поездке Папы Иоанна Павла II. Более того, на просьбу к Папе отложить визит в Украину, содержащуюся в письме, текст которого был одобрен епископатом Украинской Православной Церкви 22 января сего года, Ватикан ответил подтверждением своих первоначальных планов. С самого начала подготовки данного визита руководством Римско-Католической Церкви было заявлено, что он рассматривается в качестве одного из этапов в процессе улучшения отношений с Русской Православной Церковью. Если подобная цель действительно ставится Ватиканом, то, как мне представляется, лучшим путем к ее достижению будет прислушаться к просьбе Митрополита Киевского и всея Украины Владимира и внять аргументам, приведенным в его письме. - Недавно Вы говорили о некотором " политическом давлении " на Русскую Православную Церковь с целью сделать ее более благосклонной к визиту Папы Иоанна Павла II в Россию. Чего хотят добиться с помощью этого давления?

http://zavet.ru/news/news-p010411.htm

«Спешат как на комиции во времена Республики, – подумал Амвросий. – И дождь им не помеха, и драки не боятся, А может это потому, что, выбирая епископа, они имеют единственную возможность высказать свое личное мнение, как в былые времена, когда римляне выбирали всех должностных лиц и принимали законы». Чем ближе подходил Амвросий к церкви и чем плотнее становилось скопление людей, многие из которых пришли из простого любопытства и жажды скандального зрелища, тем больше усиливалась его тревога. Он уже начал жалеть, что пошел на это сборище один, без обычного для его ранга сопровождения, поддавшись благородному импульсу любой ценой спасти город от беды. Наэлектризованная соперничеством толпа счала впутать ему серьезные опасения, которые усиливались еще и из-за того, что его никто не приветствовал. Не обращая внимания на моросивший дождь, Амвросий решительным движением сбросил с головы капюшон, и теперь окружавшие церковь люди стали узнавать наместника, освобождая ему путь к главному входу. Из церкви были слышны голоса, возбужденно выкрикивавшие незнакомые имена. Крики становились всё более яростными и ожесточенными, а когда Амвросий, наконец, протиснулся в церковь , превратились в сплошной, беспорядочный шум. Один из церковных авторитетов, стоявший неподалеку от входа, узнал Амвросия и зычным голосом объявил о приходе наместника. Амвросий был приятно удивлен, когда при звуке его имени шум стал стихать. От его недавней тревоги не осталось и следа. Он снова обрел свою привычную уверенность и твердость, которые ему обеспечивал его несомненный авторитет среди жителей Медиолана. Когда шум окончательно стих, Амвросий, взобравшись на услужливо освобожденную для него скамью, обратился к собравшимся: – Славные жители древнего Медиолана! Ваш город стоит уже несколько веков, но всегда он оборонялся только от внешних врагов. Теперь же ему угрожает внутренний – распря между гражданами, между братьями и сестрами, родителями и детьми, соседями и друзьями. Опомнитесь, говорю я вам, я – тот, кто не является поклонником вашего Христа, но кто всегда питал добрые чувства к христианам и с уважением относился к вашей вере. Как наместник, назначенный сюда самим императором, я призываю вас повиноваться законам Римской империи и внять голосу разума. Если вы не можете спокойно договориться о том, кто будет руководить этой церковью и ее верующими, разве это является поводом для взаимных оскорблений, разве можно доводить этот спор до кровопролития, что противоречит, насколько я знаю, тому, чему учил ваш Христос. Что может быть безрассуднее вражды между людьми одной веры?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Христа человечество могло принять только верою. И первое, что потребовал Христос у людей была вера. И вот мы видим, что задолго еще до пришествия Христова человечество стало учиться вере и оказало изумительные успехи в ней, сделавшие его достойным Божественного Посланника с небес. В самом деле уже в первом человеке, Адаме, сколько веры мы видим! Легко ли было не отступить от Бога человеку, от которого сам Бог явно и сразу, положим хотя бы и по вине его, человека, но именно очень явно и сразу отступил. До этого рокового плода, который Адам вкусил, может быть, и не вполне обдуманно, по совету жены, за этот маленький плод – он перестал видеть Бога, как ранее видел: Бог навсегда скрылся от него как бы за облаками. Он оказался один с маленькой семьей своей на необозримой, пустой земле. Он впервые теперь почувствовал вражду её, земли, к нему в её бурях, громах, холоде, зное, засухах, дождях. Впервые зарычали на него теперь кроткие и послушные доселе звери, зашипели змеи на него. С болью ощутил он теперь на себе гнев своего Творца, гнев, казалось, неумолимый, нестерпимый. Отвратил лице свое Всевышний, казалось, навсегда от него. И не было кому утешить его в этом, не было в чем забыться, чем заменить сладость прежнего богообщения. Но не переставал Адам взором своим стараться пробить омрачившееся над ним небо, не переставал с упованием взирать туда и ждать лучших дней, ждать милости и помилования себе и потомству своему, не переставал надеяться что Бог, ими же весть судьбами, вернет ему и всем людям потерянное, что не позволят Богу так исытанныя им, Адамом ранее милосердие и любовь до конца разгневаться на его род Всю долгую, тысячелетнюю почти, жизнь верил и надеялся наш праотец и умер, «не приняв обетования» ( Евр. 11, 39 ), не увидев ни в чем изменения отношений к нему разгневанного Бога; но и тогда не отказался он от веры и надежды своей, а передал ее, завещал ее детям, внукам и правнукам своим, во множестве уже окружавшим его смертный одр. А те приняли это завещание, это самое дорогое наследство от своего прародителя, и какие прямо чудеса веры творили они. Один – Енох верою препобедил самую смерть, уйдя как-то иначе из этой жизни. Другой – Ной – один с семьей спасся от всеобщей смерти, от потопа, погубившего все живое на земле. Сколько веры нужно было в невидимого Бога, чтобы внять откровению Его о всемирном потопе и в течение долгих 120 лет готовиться к нему и других предупреждать о нем под их же насмешки! А когда всюду бурлила и клокотала вода, грозя ежеминутно опрокинуть ковчег с семьею патриарха, когда то там, то здесь всплывали и бились о ковчег посинелые трупы людей и громадных животных, когда свинцовые тучи, казалось, навсегда закрыли от земли солнце, небо и Бога, тогда сколько веры требовалось, чтобы не усомниться в милосердии Божием, в любви Божией к человеку!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Итак, прельстившись лукавыми посулами змия-диавола, Адам и Ева поработили себя и своих потомков этому жесточайшему хозяину. Диавол взнуздал падших грязными удилами греховных страстей, сковал их души цепями мерзких вожделений, заразил их умы погибельной гордыней – и повлек сквозь фальшивый блеск земных услад и ложного богопочитания в свое жуткое обиталище, на вечные пытки, которыми тешится этот враг рода человеческого. Наши грехи, ведущие в ад, – это своего рода оброк, налог, «барщина», которую мы платим сатане. Крест же Христов освободил людей от рабствования лукавому, от «работы вражией». Дух злобы, повелевающий грешниками, не имел никакой власти над Единым Безгрешным – Господом нашим Иисусом Христом. Однако в безмерной жадности диавол как бы разинул пасть и на Спасителя. Диаволу очень хотелось иметь в своих руках эту особенную человеческую душу, творившую множество небывалых чудес. Ибо все души людские после грехопадения Адама и до Искупления Христова попадали в той или иной мере в ад – место обитания диавола. Однако диавол не мог постичь всей глубины Божиего Домостроительства. Ибо под видом действительно страдающей и слабой человеческой плоти Спасителя скрывалось могущественное Божество Его как Сына Божия. Ибо Он – Сын Божий, ставший Сыном Человеческим, не перестав быть Сыном Божиим. Поэтому диавол руками своих прислужников довел Его до позорной казни, а затем с адским хохотом упивался смертными мучениями Богочеловека. Но князь тьмы словно «подавился» Крестом Христовым. Царство мрака и мерзости было прожжено насквозь и разрушено Пречистым Божественным Светом, Который оно по ошибке покусилось вобрать в себя. Хищные лапы диавола разжались, выпуская и теряя нестерпимую для него Крестную Жертву – человеческую душу Христа, соединенную с Его Божеством, а вместе с тем и власть над искупленным Жертвенной Любовью Спасителя человечеством. Так Христос Искупитель выкупил нас Своею Кровью из-под владычества вселенской злобы. Диавол утратил право повелевать людьми, с тех пор он может только обманывать, соблазнять и совращать их. Человек стал свободен: своею волею он может внять нашептываниям диавольского коварства и снова впасть в погибельное рабство – или добровольно склониться под «легкое бремя и благое иго» Человеколюбца Христа, ведущего Своих последователей к вечному счастью в Небесном Царствии.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Но как же можно не слушать в себе того, что считаешь выше себя, перед чем преклоняешься, чему молишься? Ведь предание, хотя и находится вне нас, является выражающим совокупное церковное сознание, его носителем и хранителем. И поэтому оно свободно подчиняет себе всякого, кто также причастен этому сознанию. Самым пленительным, самым потрясающим свойством Церкви является именно эта свобода, которая необходимо должна быть соединена с церковной дисциплиной и послушанием. Отрицая ее, мы отрицаем самую идею Церкви, заменяя ее мертвым юридическим механизмом организованного послушания и подчинения, ставя на место Новозаветной благодати ветхий закон, выпадая из Православия в юридизм. Но жизнь в Церкви есть единый целостный акт, и поэтому она всегда отличается творческим характером, не в смысле создания чего-то нового из ничего, но как жизненное, живое и, следовательно, свободное воплощение данных церковного сознания. Поэтому в Православии послушание всегда связано с свободой сынов Божиих, с дерзновением друзей Божиих, с неугашением Духа, неуничижением пророчества. Церковь никогда не может быть мертвой охранительницей предания; она всегда требует дерзновения любви. Поэтому и свобода является неотъемлемым определением Православия; она часто ощущается как страшная ответственность, как тяжесть, от бремени которой гнутся плечи слабых и робких и которую так легко и заманчиво переложить на плечи другого; но сделать это – значит поддаться соблазну книжничества и фарисейства, вступить на путь мертвого понимания церковности, внять великому инквизитору Достоевского, предлагающему человеку освободиться от этого тяжелого дара свободы. Но он-то и составляет самую сущность духовной личности, ради которой Бог создал мир и для спасения которой воплотился и страдал сын Божий... Однако велик соблазн отречься от свободы ради слепого повиновения и узреть пребывающий лик Церкви на ее поверхности, поверить, что ее внутренний нерв выходит наружу и становится внешним выражением ее существа. Такова конструкция папизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

«Таким образом, сейчас уже нет никаких оснований сомневаться в том, что автокефалия Польской Православной Церкви возникла в 1924 г. под явным давлением правительства Пилсудского, а это давление могло диктоваться лишь целями полонизации русского православного населения Польши и порабощения Православной Церкви Ватикану через унию. Ясно теперь и то, что Константинопольский патриарх Мелетий IV, в каких-то политических или иных целях, пошел навстречу этим намерениям польского правительства, утвердив автокефалию Польской Православной Церкви помимо Матери-Церкви Русской, которой лишь и принадлежало по канонам это право», – писал об этой ситуации доцент Московской духовной академии Анатолий Ведерников. Константинопольский томос для Польской Церкви В 1924 году Польская Церковь получает томос об автокефалии от Константинопольской Церкви. Обоснования для этого в томосе приводятся следующие: «С любовью рассмотрев эту просьбу, принимая в соображение предписания святых канонов, устанавливающих то, что устроение церковных дел должно следовать политическим и общественным формам (Правила 17, 28 IV Вселенского Собора), а также апофегму Фотия: " Принято, что права, относящиеся к церковным делам, а в особенности к делам приходов, должны сообразоваться с политическими и административными изменениями " , с другой стороны, повинуясь настоятельному голосу канонического долга, налагающего на Наш Святейший Вселенский Престол заботы о Православных Церквах, находящихся в нужде; рассматривая равно и факт, с чем соглашается и история (ибо написано, что первое отделение от Нашего Престола Киевской Митрополии и Православных Митрополий Литвы и Польши, зависящих от нее, а также присоединение их к Святой Московской Церкви, произошло отнюдь не по предписаниям канонических правил, а также не было соблюдено всего того, что было условлено относительно полной церковной автономии Киевского митрополита, носящего титул Экзарха Вселенского Престола), наша Мерность и святейшие митрополиты, наши во Святом Духе возлюбленные братья и сослужители сочли долгом внять просьбе, с которой обратилась к Нам Святая Православная Церковь в Польше, и дать Наше благословение и утверждение на ее автокефальное и независимое устройство».

http://pravoslavie.ru/135607.html

Затем, на странице 292 эта идея развивается еще дальше: 36 Никто из нас не захочет быть подобным этим нерешительным, колеблющимся людям! Лучше сейчас, чем когда уже будет слишком поздно, узнать, что среди нас есть настоящий пророческий класс христиан , принять библейскую весть «не как слово человеческое, но как то, чем оно является на самом деле, – как слово Божье», и поступать в согласии с этой вестью (1 Фессалоникийцам 2:13). О вести, которую верно доносит класс Иезекииля, Иегова ясно говорит: «Сбудется». Он торжественно обещает, что те, кто в нерешительности выжидает того времени, когда она начнет «сбываться», также будут вынуждены узнать, «что среди них был пророк » (Иезекииль 33:33). Однако это запоздалое знание не принесет им спасения, ведь на тот момент их сердца и пути не будут изменены. 37 Что мы получим, если колеблемся и сомневаемся в том, что в наше поколение Иегова мог взрастить и взрастил настоящего «пророка» ? Несомненно, это не принесет никому Божьего одобрения и защиты, необходимых во время стремительно приближающейся «великой скорби» для «христианского мира» и остальной части «Вавилона великого». Таким образом, «верный и благоразумный раб» назван «классом Иезекииля» (а также «классом Иеремии», «классом Илии», если речь идет о времени до смерти Судьи Рутерфорда в 1942 году, и «классом Елисея», если речь идет о времени после этого момента) 524 . В книге утверждается, что «в наше поколение» Иегова «взрастил настоящего „пророка“». Какой Божий служитель не почувствует обязанности внять словам такого «настоящего пророка» Бога? По сути в процитированном материале содержится предупреждение, что всех тех, кто колеблется и сомневается, и, как следствие, не принимает сказанного «пророком», ждет страшная участь. Часто приводятся следующие слова из книги Амос 3:7 (ПАМ ): Но Господь Иегова ничего не делает, не открыв тайны Своей рабам Своим пророкам. То, что говорится здесь о пророках, своевольно переносится на наше время. Свидетелям сообщают, что «пророческое значение [Писания] становится для нас известным через „верного и благоразумного раба“, группу помазанных христиан, которой пользуется сейчас Господин, Иисус», и что «Иегова заранее предоставляет своим верным служителям знания о конце этой системы» 525 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-poiska...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010