А. Тучкова, как обнаружилось впоследствии со всею очевидностью, был вполне удачным, т. к. оказался в достаточной степени чреватым тягчайшими последствиями для Церкви. Итак, как отмечалось выше, по требованию последнего и по его указке, архиепископ Григорий, никем, конечно, не уполномоченный, должен был явиться «от лица Церкви» к митрополиту Петру совместно со своими единомышлен- никами-архиереями и потребовать от него того, что никак не удавалось Тучкову: официальной широковещательной реабилитации и верноподданнических заверений от имени всей Церкви перед лицом советской государственности и общественности, с проклятиями в адрес церковной эмиграции. Предполагалось напугать Местоблюстителя, что он слывет за монархиста и черносотенца и, тем самым, «бросает тень» на всю Церковь в целом. В результате подобного демарша Тучковым и К° ожидалось, что митрополит Петр должен будет внять этому «голосу Церкви» и немедленно выступить с покаянной, реабилитирующей декларацией, либо, пренебрегши требованиями посетителей и оставшись на своей старой позиции, подтвердить, тем самым, всю справедливость инкриминируемых ему политических «грехов». В этом последнем случае его участь становилась, разумеется, предрешенной, и потому всеконечно предполагалось, что Патриаршему Местоблюстителю, который как и всякий смертный, не враг сам себе, не останется ничего другого, как ухватиться за первый вариант; в этом случае Тучкову оставалось бы лишь вить из него веревки, какие он только захочет. Но случилось неожиданное. Архиереи-инициаторы «ВВЦС» во главе с архиепископом Григорием направляются в резиденцию Патриаршего Местоблюстителя и так же, как в свое время обновленцы, выступают перед ним со своими требованиями, облеченными, для приличия, в рамки достаточной почтительности и приправленными туманными рассуждениями о «благе Церкви». Они докладывают Первосвятителю о безвыходном – будто бы – положении, в котором оказалась Церковь в результате его недостаточно лояльной позиции по отношению к гражданской власти; новые церковные «лидеры» со всей серьезностью предвещают Местоблюстителю близкий «крах» Церкви в том случае, если он немедленно же не исправит создавшуюся ситуацию, изменив в корне занятую им непримиримую позицию по отношению к «соответствующим инстанциям».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Притом печать учрежденного Собора только им и может бить употребляема. Употребление ее иеромонахом духовником не в законном порядке. Разве устроить особую печать Лаврской больничной церкви или, как прежде называли, больничного монастыря, и вверить ее духовнику? – Подумайте о сем, и напишите мне 57 . Декабря 23-го 1853. 963 Благодарю, отец наместник, за поздравление с праздником, писанное вами 21 дня и полученное мною 27. Я поздравлял уже вас. Призываю вам и братии благословение Божие на новое лето, да будет оно летом Господним, по нашей Господу преданности, и по милости к нам Господа. Денег не жаль: только бы дал Бог употребить их на полезное. Думаю о сем, но еще представляется вопрос, настало ли уже время. Благодарю за наставления о. Назария. Мне хотелось прежде напечатания прочитать еще раз, и посмотреть, не испортил ли я дела, переиначивая некоторые слова. Как о. Иларий еще не так давно на пути уединения: то, мне кажется, неизлишне было бы ему еще удержать себя в искусе к принятию схимы. Но если вы и духовник находите, что желание утвердилось: Бог да благословит исполнение. Для о. Агапита, по-моему мнению, хорошо настоящее его положение, в котором он и безмолвием питаться может, и, как член братства, в общее служение свою долю вносит, и тем очевиднее приобретает право на общую о себе молитву. Я просил бы его побыть еще в настоящем положении. Есть служение Богу и в том, чтобы не сильно настоять на исполнение своего, впрочем, доброго желания, и благодушно внять тому, что предлагается с добрым намерением и любовью. В молитве о помощи Божией во брани, слово: спутишествуя, есть опечатка. Надобно читать: споспешествуя им во всем. Исправьте сие во всех книгах, употребляемых по ведомству. Печать для духовника чтобы сделать, надобно прежде определить ее форму. Напишите мне о сем. Придворный протоиерей Великой Княгини Марии Николаевны пишет ко мне 58 , что у нее утратился образ с. Марии Магдалины (на финифти), данный мною, и она желает иметь новый. Я думал, что у меня есть: но не нахожу. Постарайтесь доставить мне не медля, по освящении при мощах Преподобного Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В состав приходского совета должны входить председатель, его помощник и казначей, избираемые на трехлетний срок. Председателем приходского совета может быть и мирянин и клирик, в том числе и настоятель прихода. На вечернем заседании Собора 8 июня был принят ряд других документов: «Обращение к чадам, не имеющим канонического общения с Матерью Церковью», «Обращение ко всем, держащимся старых обрядов и не имеющим молитвенного общения с Московским Патриархатом», «Послание боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви». При обсуждении проекта «Обращения к чадам, не имеющим канонического общения с Матерью Церковью» ряд поправок, направленных на то, чтобы наполнить документ духом христианской братской любви, был предложен митрополитом Сурожским Антонием . Эти поправки были одобрены Собором. В окончательном виде обращение гласит: «На соборных заседаниях... мы стремились объективно осветить и те события в церковной жизни, которые произошли в текущем столетии, в том числе разделения, не преодоленные, к нашей скорби, и до сего дня. Мы с вами знаем, что в основе существующих разделений лежат не вопросы веры, но внешние исторические обстоятельства, в обстановке которых между нами выросла стена отчужденности. Но мы должны верить, что общими благими усилиями эта стена может быть разрушена... Некоторые наши братья, находящиеся в разделении, имеют желание вступить с нами в диалог. Мы приветствуем это и надеемся, что такой диалог, милостью Божией, мог бы привести нас к столь желаемому восстановлению церковного общения, помог бы разрушить разъединяющие ныне нас преграды. Заверяем вам, что никоим образом мы не хотим ни стеснить вашу свободу, ни получить господство над наследием Божиим ( 1Пет. 5. 3 ), но всем сердцем стремимся к тому, чтобы прекратился соблазн разделения между единокровными и единоверными братьями и сестрами, чтобы мы все могли в единомыслии единым сердцем возблагодарить Бога у единой Трапезы Господней... Поместный Собор призывает вас, дорогие братья и сестры, внять голосу этой любви, обращенному к вам в дни празднования 1000-летия Крещения Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Когда же все сословия собрались там и единодушно решили просить на царство правителя, старейшие и главнейшие из монахов и попов, князей и бояр, торговых и служилых людей, стрельцы и ремесленники пошли просить его принять их, но он велел передать им, чтобы они понапрасну не старались, ибо все равно ничего не добьются, он, мол, достаточно долго служил миру, выполняя трудное дело управления государством, и теперь хочет уйти на покой. Тогда народ начал громко кричать так, что доносилось до небес: «Пожалей нас, бедных, разбредшихся людей, не имеющих пастыря, и не отказывайся стать нашим царем». Крики эти продолжались до тех пор, пока он не вышел; он поблагодарил собравшихся за предложенную ему честь, но посоветовал им обратиться к знатным вельможам и князьям, которые выше его званием и родом, к тому же и старше летами, да и опытнее его. Но они и слышать не хотели ни о ком другом, упорствовали и настаивали на своем, падали ниц и, время от времени выпрямляясь, кричали и просили: «Пожалей, государь, пожалей и будь нашим царем!» и т. п. Но он снова скрылся в монастыре, не хотел еще смилостивиться. Тогда собравшиеся вывели вперед кучку малых отроков и юношей, которые очень жалобно запели у монастыря, чтобы растрогать правителя: «Сжалься, государь, Борис Федорович. Уж если ты не хочешь смилостивиться над нашими родителями, то смилостивись над нами и будь нашим царем. Если, может быть, наши родители причинили тебе зло и поэтому ты не хочешь внять их мольбам, то мы ведь неповинны. Будь же ради нас царем и государем этих бедных людей. Земля наша полна разбредшихся овец, у которых нет пастыря, будь нашим пастырем, Бога ради. Он за это воздаст тебе». В ответ на мольбы этих отроков он снова вышел со своей сестрой, вдовой царя, но и им отказал. Тогда отроки стали взывать к царице и просить ее, чтобы она сжалилась над разбредшимися овцами и уговорила своего господина брата не отказываться больше от царства. Царица так и сделала, стала уговаривать своего брата и усердно просить его, чтобы он смягчился и дал бедному народу благожелательный ответ.

http://sedmitza.ru/lib/text/439078/

В то же время старец Евгений подал грамоту от Деспотицы Сербской, инокини Ангелины, такого содержания: «Смиренная монахиня Ангелина, челом бьет твоей милости до лица земли, и молит Господа и Пречистую его Матерь и святаго Деспота Иована, сына моего (вероятно чествуемого в Белграде, хотя и весьма странно такое выражение), да даруется тебе многолетное здравие и спасение и победа на враги, на радость Христианам и на утешение премногое, а по многолетном жительстве, вечное истинное со Христом царство, где радость неизреченная и свет присносущный. Милость твоя, конечно, слышала о моем сыне, Деспоте Иоване, как он прешел к Богу: по преставлении же его все имение, какое мы имели, взяли Венгры; теперь мы ничего не имеем, как разве надежду на Бога и на твою милость; посему послали мы к тебе старца своего, священноинока Евгения, с некоторыми речами, и ты благоволи внять ему и веровать; с ним послала я твоей милости броню сына моего Деспота Иована. И еще скажу тебе, Господине, откупила я сама место за сто златых, и хочу соорудить церковь во имя Святаго Иоанна Златоустаг о, и посему бью тебе челом до лица земнаго, пожалуй нам твою милостыню, чтобы соорудить ту церковь , да будет она твоею ктиториею в вечное поминовение. В той церкви хочу положить мужа моего, святаго Деспота Стефана и святаго Деспота Иована сына моего, а всеблагий Бог дарует много лет царствию твоему. Аминь.» Лист сей писан месяца Марта в 25-й день на Благовещение Пресвятой Богородицы, а года нет. Не умилительна ли такая смиренная просьба осиротевшей матери и вдовы, старицы инокини, бывшей Деспотицы, о погребении мужа и сына, коих память чтит уже как бы Святых, прибегая к присным их молитвам! В другой грамоте та же Деспотица Ангелина просила Великого Князя за монастырь на Святой горе, Великомученика Пантелеимона, который называет его отчиной: «ибо иные монастыри имеют своих ктиторов, некоторые Иверскаго Царя, а другие Волошскаго Воеводу, монастырь же Св. Пантелеймона другаго ктитора не имеет, который бы его жаловал, кроме твоего царствия.»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Получив отказ в Формозе, Борис хотел иметь своим архиепископом не иначе как кого-нибудь из лучших лиц римского клира, и требовал с этим новым посольством, чтобы поставлен был в архиепископы или лично и хорошо известный ему диакон Марин (Борис узнал Марина, когда этот, быв в числе легатов, посланных в 866 г. в Константинополь вместе с легатами, посланными тогда к самому Борису, шел через Болгарию), или кто-нибудь из достойных занять кафедру архиепископскую римских кардиналов. Но и на этот раз, по странному, или лучше сказать счастливому для православия, упрямству папы, дело не могло кончиться чем-нибудь. Отказав в Марине, потому что он послан был легатом в Константинополь (т. е. это в другой раз, – вместе с епископами Донатом остиенским и Стефаном непезинским он послан был в июне или июле 869 г.), папа избрал в архиепископы и послал в Болгарию какого-то иподиакона Сильвестра. Немедленно воротив этого Сильвестра, Борис снова настоятельно просил, чтобы дан был или Марин или Формоз. Ничего не отвечая о двух сейчас названных и не посылая от себя никакого другого кандидата, папа отвечал государю, что охотно поставит в архиепископы всякого, кого бы сам он ему ни указал 57 . Но последний уже не хотел более терпеть подобных проволочек... Нет сомнения, что болгары скоро или не скоро, но все-таки возвратились бы от папы к грекам и от латинства к православию: крайне странное поведение папы сделало то, что они возвратились весьма скоро. Греки, желавшие через церковь как можно более подчинить себе болгар в отношении политическом, первоначально не хотели дать им епископов; но когда, вместо ожидаемого, возможно большего, подчинения, следствием этого оказалось совершенное отпадение от них болгар, они увидели себя в необходимости уступить: теперь они начали употреблять всевозможные усилия, чтобы, отвлекши Бориса от папы, заставить его принять архиепископа от них 58 . Несмотря на все свои старания, может быть они успели бы в этом не вдруг; но, быв раздосадован папой, Борис решился внять их настоятельным приглашениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Второй в качестве необходимого условия, лишь при выполнении которого он соглашался вступить на константинопольскую кафедру, поставлял созвание вселенского собора 388 . Что инициатива созвания вселенских соборов не исключительно принадлежала папам, для этого достаточно указать на следующий факт. Когда ересь Евтихия возмутила Церковь и, по сознанию пастырей церковных, для умиротворения её нужно было созвать вселенский собор, папа высказался против этого созвания 389 . Однако собор созывается, и папа отправляет на него своих легатов 390 . Что касается самого созвания вселенских соборов, то это было уже делом императорской власти, которая, как покровительница Церкви, являлась внешней выразительницей её потребностей, рассылала приглашения епископам явиться на собор, назначала место для него и предпринимала необходимые внешние меры для того, чтобы он состоялся и оправдал возлагаемые на него надежды. Достоверно известно, что все соборы были созваны императорами. Так, I собор созывает император Константин Великий 391 , II – Феодосий Великий 392 , III – Федосий Младший 393 , IV – Маркиан 394 , V – Юстиниан 395 , VI – Константин Пагонат 396 и, наконец, VII – императрица Ирина 397 . Но это право не принадлежало папе. Укажем на следующий факт, Папа Лев желал, чтобы IV собор был в Италии 398 , но, по распоряжению императора, собор созывается на Востоке 399 . Право созвания соборов признавалось за императорами и пастырями Церкви. К императорам, а не к кому другому, обращаются епископы и папы с просьбами о созвании того или другого вселенского собора 400 . Но, разумеется, императоры приступают к созванию того или другого вселенского собора уже после того, как со стороны Церкви ясно высказано желание этого. Конечно, императоры могли и не внять просьбам и заявлениям пастырей церковных о созвании вселенского собора. Так, ефесский собор (449), призванный быть вселенским и созванный для умиротворения Церкви, произвёл в ней ещё большие бедствия. По сознанию православных пастырей, нужно было снова созвать вселенский собор, вменив ни во что прежний.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Действительно, вступление в безмолвие не прошло без искушений. «Когда я жил в скиту, – говорил о себе старец, – то у меня были такие скорби, что не знаю, как бы я мог ужиться здесь, если бы со мной родитель не жил; мне думалось, куда я пойду с дряхлым и больным старцем? Поэтому только и остался в скиту 12 . Теперь я благодарю Господа Бога, что этим я удержал себя здесь. Теперь все умирилось, все прошло, и я с любовью рад обнять тех моих душевных благодетелей (т.е. через кого были скорби) 13 и душевно готов благодарить их за их душе моей полезное благодеяние». Тем не менее, собственным желанием о. Агапита было удалиться в совершенное безмолвие. Но последнее все еще не находил благовременным преосв. Филарет. «Для о. Агапита, – писал он о. наместнику Антонию, – по моему мнению, хорошо настоящее его положение, в котором он и безмолвием питаться может, и, как член братства, в общее служение свою долю вносит, и тем очевиднее приобретает право на общую о себе молитву. Я просил бы его побыть еще в настоящем положении. Есть служение Богу и в том, чтобы не сильно настоять на исполнение своего, впрочем, доброго желания и благодушно внять тому, что предлагается с добрым намерением и любовию» (письмо 963 от 28декабря 1853 года). В 1858 году некоторые из старцев скита перешли для большего безмолвия в глубь леса, за пять верст от скита, близ местности, называемой Торбеевкою, в том числе и о. Агапит, как любитель уединения. Там старцы устроили себе часовню и кельи. Через несколько времени нашелся благодетель, некто Королев, московский купец. Он выстроил им церковь во имя Св. Духа Параклита с приделом во имя св. Иоанна Крестителя Господня. На день Введения в храм Пресвятой Богородицы в Гефсиманском скиту в Успенской церкви о. Агапит принял пострижение великого ангельского образа – схиму – и наречен опять Александром. Постригал его и принимал от Евангелия наместник Троицкой лавры архим. Антоний. Через некоторое время о. Александр стал просить о. наместника о том, чтоб он благословил выстроить келью для его келейника.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В начале ХХ столетия Оренбургская духовная семинария ока­залась в тяжелом материальном положении, что подвигло создать Общество вспомоществования ее нуждающимся учащимся, од­ним из деятельнейших его участников и щедрым жертвователем стал священник Иаков Маскаев. «Без помощи Общества, – писа­лось в то время в отчете ревизионной комиссии, – немало бедных воспитанников нашей семинарии не могли бы продолжать своего образования, а другие остались бы без необходимой обуви и одежды». За ревностное пастырское служение отец Иаков был возведен в сан протоиерея и включен в состав епархиального управления. Среди прихожан и духовенства епархии он имел высокий авто­ритет и дважды, в 1918 и в 1923 годах, был избираем делегатом на епархиальные съезды, а когда в Оренбургской епархии было обра­зовано Орское викариатство, он был вызван в Оренбург в качестве кандидата для рукоположения во епископа. В январе 1923 года в Оренбурге состоялось собрание духо­венства и мирян под председательством епископа Оренбург­ского Аристарха (Николаевского). На этом собрании абсо­лютным большинством голосов было решено кандидатом на Орскую кафедру избрать протоиерея Иакова и командировать в Москву для рукоположения в сан епископа. Узнав, что его хо­тят возвести во епископа, отец Иаков стал отказываться, ука­зывая на то, что на его руках остались дети-сироты, трое из ко­торых в несовершенных летах, причем младшей дочери всего пять лет, а между тем от епископа в настоящий исторический момент требуется прежде всего исповедничество, и он должен быть готов к ссылкам и тюрьмам. На все возражения и слез­ные просьбы отца Иакова пронести мимо горькую в то время чашу архипастырского служения и внять сиротству детей ему было сказано, что у Бога нет сирот. Выслушав это, отец Иаков не стал возражать, решив вручить детей попечению Бога и Его Пречистой Матери. Вера его не посрамила: все дети дожили до преклонного возраста, пережив на много лет мученика отца; в пору гонений всем православным жилось нелегко, но они не могли о себе сказать, что им было труднее других. Благодать Божия за молитвы священномученика скрадывала тяготы и претворяла печали в радость.

http://fond.ru/kalendar/558/ioann/

Двор продолжал жить в Москве. Белокаменная пленила юного императора, не смотря на то, что он успел уже утратить здесь родную сестру, царевну Наталью, лучшую из своих привязанностей, «драгоценнейший перл России» 238 . – Оплакав невознаградимую потерю, его величество развлекался охотой, во всех ее родах и видах, которая и поглотила все остальное время пребывания в Москве и, вместе, царствования Петра II – Лесток и сам не покидавший ружья до старости 239 , с удовольствием разделял господствующий вкус, сопровождая цесаревну не только в примосковные отъезжие поля, но даже и в историческую Александрову слободу (нынче уездный город Владимирской губернии), где, на большом, привольном лугу, ее высочество изволила тешиться травлей зайцев и напуском соколов 240 . Наконец, и Долгорукие достигали зенита своих желаний: император обручился с сестрой своего любимца, красавицей-княжной Екатериной Алексеевной. Но, полтора месяца спустя, в самый день назначенного бракосочетания его величества, смерть скосила новую жертву – и гофмейстер Остерман, впоследствии знаменитость, рыдал над бездыханным трупом жениха-императора, своего питомца 241 . Последовала новая «конфузия» и, на этот раз, довольно мудреная: не знали, за кем быть престолу. Если бы хотели в точности исполнить завещание императрицы Екатерины I 242 , хранившееся в одном из шкафов иностранной коллегии, в особой шкатулке, ключ от которой был. у канцлера графа Головкина, то надлежало тотчас же послать в Голштинию, за младенцем сыном тогдашнего герцога, «десцендентом» покойной герцогини Анны Петровны. Но все голштинское не пользовалось тогда на Руси особенной любовью и в самом завещании подозревалась некоторыми работа князя Меньшикова с голштинским министром Бассевичем; а перспектива грудного младенца на троне никого не манила. Далее, по силе того же завещания, право на престол принадлежало цесаревне Елизавете Петровне, «с ее десцендентами». Знал или не знал лейб-хирург ее высочества о существовании такого завещания, но известно, что в это самое время, Лесток красноречиво убеждал цесаревну явиться в залу лефортовского дворца и торжественно предъявить собранному там верховному тайному совету, располагавшему наследством великого Петра, права свои на корону, казавшиеся лейб-хирургу ясными, как день 243 . Известно также, что цесаревна, случившаяся на ту пору загородом, поколебалась внять убеждениям своего приверженца, не решилась показаться собранию государственных чинов, даже вовсе не приехала в столицу, не полагаясь, может быть, на то все общее сочувствие, в котором уверял ее высочество, вероятно, один только Лесток. Еще известнее, наконец, что все недоразумения верховников, нераздельные с мыслью ограничить самодержавие, разрешились приглашением на всероссийский престол родной племянницы Петра I и дочери царя Иоанна Алексеевич а, Анны Иоанновны, давно уже вдовствовавшей герцогини курляндской, которая, охотно подписав предложенные ей «кондиции», не замедлила благополучно прибыть из Митавы в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010