Мы с вами знаем, что в основе существующих разделений лежат не вопросы веры, но внешние исторические обстоятельства, в обстановке которых между нами выросла стена отчужденности. Но мы должны верить, что общими благими усилиями эта стена может быть разрушена... Некоторые наши братья, находящиеся в разделении, имеют желание вступить с нами в диалог. Мы приветствуем это и надеемся, что такой диалог, милостью Божией, мог бы привести нас к столь желаемому восстановлению церковного общения, помог бы разрушить разъединяющие ныне нас преграды. Заверяем вас, что никоим образом мы не хотим ни стеснить вашу свободу, ни получить господство над наследием Божиим (1 Пет. 5,3), но всем сердцем стремимся к тому, чтобы прекратился соблазн разделения между единокровными и единоверными братьями и сестрами, чтобы мы все могли в единомыслии единым сердцем возблагодарить Бога у единой Трапезы господней... Поместный Собор призывает вас, дорогие братья и сестры, внять голосу этой любви, обращенному к вам в дни празднования тысячелетия Крещения Руси. Мы не перестаем надеяться на то, что средостение недоверия будет упразднено благоразумием, и восторжествует между нами мир Божий...» (Кол. 3, 15) 9 июня члены Собора обсудили и приняли ряд новых документов: «Определения Поместного Собора», «Обращение ко всем христианам мира», «Заявление по насущным проблемам современности». В своих «Определениях» Поместный Собор, среди прочего, постановил: «Одобрить деятельность Священного Синода во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом... в период Поместного Собора 1971 года и до сего дня...». Поместный Собор провозгласил чрезвычайную важность попечения о нравственной чистоте клира, монашествующих и всех чад церковных. Необходимо отбирать в клир лучших кандидатов, воспитанных в христианском духе доброделания и высокой гражданственности, дабы они, восприняв благодать священства, в жизни своей показывали зримый пример (Мф. 5, 16)... На протяжении своего 1000-летнего исторического пути Русская Православная Церковь была неразрывно связана со своим народом.

http://sedmitza.ru/lib/text/440016/

Волею судеб Божиих Церковь Российская разделилась на несколько церковных течений. Если начинать считать их от 1913 года, то на многочисленную имяборческую Сардийскую ( Откр. 3:1 ) и имяславческую, малочисленную Филадельфийскую ( Откр. 3:7 ). А если считать от 1922 года, то на тихоно-имяборческую и на обновленческие разные партии: «Живоцерковская», «Союз церковное возрождение», «Союз древлеапостольских общин» и «Заграничную» Карловацкой ориентации. Все великие бедствия России были предсказаны афонскими старцами: «Россия погибнет, если перестанет почитать Имя Божие». Государь Николай II был также дважды извещён иеросхимонахом Антонием (Булатовичем) предсказанием о грядущих бедствиях на Россию за похуление Святейшим Синодом Имени Божия. Об этом было предсказано афонскими старцами и лично патриарху Тихону ещё до его патриаршества, и во время патриаршества. Афонские исповедники Имени Божия были убеждены, что именно за похуление Имени Божия надвигались на Россию трагические события. Отец Антоний Булатович больше всех переживал о грядущих бедствиях, о которых было открыто и ему лично, и игумену Арсению на Афоне в видении было открыто о страшных бедствиях. Поэтому они и все исповедники афонцы бились, как рыба об лёд, умоляли Святейший Синод и Патриарха Тихона пересмотреть всё афонское дело, тщательно изучив причины афонской трагедии, умоляли отвергнуть учение об Имени Божием в синодальном Послании на Афон, запретить всю литературу и все статьи, где печатно на весь мир обесславлено и похулено Святейшее Имя Божие и сладчайшее Имя Господа нашего Иисуса Христа. Но их призывы, мольбы оставались, как «глас вопиющего в пустыни», никем не услышаны, и чем больше и усерднее они просили внять их просьбам, тем жёстче они получали реакцию на свои призывы. И, таким образом, ни Синод, ни Собор, ни патриарх Тихон не вняли их мольбам и предсказаниям. И сбылось то, что сбылось, что и было предсказано. Чаша гнева Божия излита на Россию не за что иное, как за похуление Ангелом Церкви Российской Синодом и Патриархом Тихоном Имени Господня. Господь долго терпел, но и больно ударил по России и Церкви Российской.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Макарий стал митрополитом в результате их последовательного сведения с кафедры, а потому, вероятно, чувствовал себя не вполне уверенно в каноническом плане. По этой причине Максиму, в виновность которого митрополит Макарий, как и все, конечно же, не верил, он в ответ все же написал: «узы твои целуем, яко единого от святых, а помочь мы тебе ничем не можем, ибо жив связавший тебя». «Связал» Максима митрополит Даниил, хотя Макарий был также в числе тех, кто соборно осудил Максима. Тогда Максим Грек написал Даниилу, прося его снять с него прещение. Но для Даниила это значило бы признать свою и соборную неправоту, а следовательно, дать повод обвинить его самого. Поэтому бывший митрополит Максима невиновным не признал, но посоветовал, тем не менее, слукавить и причащаться без всякого снятия прещения, под предлогом смертельной болезни. Даниил и в этом остался верен себе, давая такой беспринципный совет. Но Максим Грек не мог что-либо делать «исподтишка», а тем более – причащаться, не имея на это благословения. Его совесть заметно отличалась от Данииловой. Тем более, преп. Максим не мог внять совету Даниила, что вопрос о допущении к Причастию увязывался для него с вопросом о признании его невиновности. Только после смерти Даниила участь Максима была облегчена. Отпустить его домой, на Афон, не решились. Возможно, боялись за репутацию Русской Церкви после всего, что с Максимом случилось. Но в 1551 г. игумен Троице-Сергиева монастыря Артемий упросил царя Иоанна Грозного и митрополита Макария перевести Максима к себе в обитель. Инок-страдалец получил разрешение от Макария причащаться Святых Таин и окончил свою жизнь в 1556 г. в Троице-Сергиевом монастыре. Погребли его с почетом, как подвижника, в Свято-Духовской церкви. Канонизирован он был в год 1000-летия Крещения Руси, хотя местно он издревле почитался как один из Радонежских святых. Его иконы известны уже с XVII в. Мощи преп. Максима были обретены в 1996 г. Конечно, история с преп. Максимом Греком не лучшим образом характеризует ту драматическую ситуацию, которая в то время сложилась в Русской Церкви и государстве.

http://sedmitza.ru/lib/text/436287/

23 Самое вступление Христа в мир связано и оплачено мученической кровью, и прежде всего младенцев Вифлеемских, убиенных Иродом. «Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться» ( Иер. 31:15 ; Мф. 2:18 ), но неужели этот плач не досягает слуха и Самого Богомладенца? А о Его земной жизни говорится как о служении страждущему человечеству, подвиге сострадания. Он ходил по всем городами селам, «исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях». Видя толпы народа, «Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны» ( Мф. 9:35–6; 4:23–4 ). Тогда сожалел и сострадал, мог прослезиться у могилы Лазаря и внять скорби Наинской вдовы и Иаира, был целителем и утешителем, врачом душ и телес, а после Вознесения Своего и удаления из мира удалил ли Он от Себя эту жалость и сострадание, стал ли глух к этому воплю земли страждущей? 24 Воцарение Христа есть предмет последней главы «Агнца Божия». К этой книге и отсылаем читателя. 25 Слова Апостола, сказанные им о себе: «Не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал. 2, 20 ) относятся не только к нему, но и ко всему человечеству, к избранным духовно, но всем – динамически, как превозмогающая сила жизни, в известном смысле ее закономерность. Апостол говорит о тайне Христовой ( Кол. 1, 27; 11, 2 ), об «образе создавшего человека, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (3, 10–11), ибо с главы все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» (2, 19). 26 Эту мысль можно выразить и на языке евхаристического богословия как совершившееся преложение крови и воды Св. Грааля в прославленное тело и кровь Христову, с которыми Христос во славе является на земле. В этом Его присутствии в мире уже отожествляются Св. Грааль и Евхаристическая чаша, небо соединяется с землей, «Бог будет обитать» (21, 3) с народом Своим и вся жизнь будет Тайная Вечеря, (нрзб) чаша Св. Грааля остается в мире священным залогом нового, второго, пришествия Христова!

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Ученых средств под руками у нас немного, а сведений имеем еще меньше, равно как и опытности». 1471 А. В-ч разумно мотиви- —53— ровал свой отказ и потому не мог внять этой просьбе. Вскоре он, действительно, и был уволен от описания рукописей официальным порядком. Между этими двумя последними событиями – назначением А. В-ча в ректоры и увольнением его от описания рукописей синодальной библиотеки случилось еще одно: митрополит Филарет сделал последнюю попытку склонить его к принятию монашества. – В половине января (1863 г.) он поручил лаврскому наместнику (архим. Антонию) переговорить с А. В-чем о принятии им настоятельства в Моск. Богоявленском монастыре – со вступлением в монашество, оставлением за ним должности ректора Академии и обещанием скорого святительства. Услышав старые речи от наместника А. В-ч заметно пришел в смущение, и вот какие мысли оставил он в одной записке, написанной по этому поводу: «нужно ли изменение звания для настоящего моего служения? Кажется, нет. Или хотят перевести на другое поприще действования? Но разве Академия мало открывает дела усердию? Разве неполезное для церкви служение воспитателя высшего духовного училища? Разве церковь не должна иметь в Академии для себя опору, пользуясь добросовестными трудами ученой опытности её членов? Конечно, я не могу тем похвалиться, чтоб обещать доброго делателя на этом поприще служения. Но может быть что-нибудь и даст Бог совершить, когда поглубже войду в настоящее мое положение, поближе познакомлюсь с областью моей новой науки (разумеет догматическое богословие, которое поручено ему преподавать вместо церковной истории). Разве изменят мне силы? Чувствую уже, что за такие труды надлежало бы приниматься гораздо ранее моих настоящих лет». 1472 7-го февраля случилось ему быть в Москве, и здесь от одного из близко стоявших к митрополиту духовных лиц услышал он повторение того же желания митрополита, которое высказано было ему в Лавре. Первым делом А. В-ча было помолиться в Церкви за литургией, после чего он раскрыл книгу Но-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Три четверти века приходится на период советской социалистической России, бывшей Советским Союзом (1917-1991 гг.) . Советский период стал временем небывалых социальных переломов в жизни народа, трагических испытаний и великих свершений. Священна победа советского народа и не померкнет в веках его подвиг в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Космический прорыв и полет первого космонавта Земли Юрия Алексеевича Гагарина 12 апреля 1961 года по решению ООН стал отныне Международным днем полета человека в космос. СССР достиг военного паритета с США. Страна стала второй державой мира в экономическом отношении. Темпы хозяйственного развития начала ХХ века и ряда последующих десятилетий советского периода не знали себе равных. Общепризнанным стал триумф советской науки, образования и культуры. Мы создали самобытную и богатейшую культуру мирового уровня. Русской литературой зачитывался весь белый свет. А имена Пушкина, Достоевского, Толстого, Шолохова соперничали в популярности с именами Данте, Шекспира, Мольера. Музыка русских гениев, знающая столько истинных шедевров, завоевывала концертные залы всех континентов. Наша живопись всегда жила жизнью народа. Русская наука и техника, наша философская мысль изумляли прозрениями и прорывами в будущее. Россия дала миру несравненные образцы мужества и великих свершений в ратном деле и трудовом созидании, гражданском и государственном строительстве, на интеллектуальном и духовном поприще. Скажем поэтической строфой: Поклон земной тем славным временам! И если внять их звукам, голосам, Трудам, творимым чудесам, Тогда мы были ближе к небесам! Вдохновители и организаторы преступного злодейства по отношению к венценосному Государю и его царственной семье, целясь в сердце императора Николая II , старались поразить сердце самой исторической России – православной по своей сути, монархической по государственным устоям, духовно-нравственной по строю и миропорядку народной жизни. По такой же схеме рушили советский строй в 1991-93 гг., когда метили в коммунизм, а попали в Россию. Сегодня Россия вновь пребывает в состоянии исторического выбора, переживает мучительный этап общественных преобразований, восстановления своего цивилизационного духовно-нравственного пути развития. 1159 государственно оформленных лет нашему Отечеству! Таков масштаб, такова историческая дистанция государственного само стояния России. А с учётом войн и бедствий, нередко ставивших страну на край гибели, согласитесь, это является своеобразным чудом – и сакральным и рукотворным. Осмысливая и постигая ее, мы лучше видим настоящее и собственный, выверенный духовно-нравственный путь к будущему. С такой исторической высоты становится ясным каждому непредубежденному человеку, что в действительности история подспудно движет народом и укрепляет его.

http://ruskline.ru/analitika/2021/09/24/...

Илариону оставалось сидеть около года. Да более двух он провел в тюрьме. И, сомневаясь, что будет освобожден по окончании срока, он готовился к предстоящей деятельности на воле. Понимая всю меру своей ответственности за «души человеческие», Преосвященный был глубоко озабочен: что внушать пастве в такие грозные времена? Епископ Православной Церкви должен призывать к стойкости и подвигу. Человека же в нем устрашало предвидение страдания и гонений, ожидающих тех, кто не убоится внять его наставлениям. Тогда уже укрепилась «живая» церковь – красная, как ее прозвали, непостижимо примирявшая Христа с властью антихриста. Соблазны живоцерковников таили величайшую опасность для веры. Именно ее судьбы тревожили владыку. О себе он не думал и был готов испить любую чашу. Мы не засиживались, зная, как осаждают нашего хозяина посетители. Друзья старались ограничить их наплыв. Популярность Преосвященного настораживала начальство, и можно было опасаться расправы. Через Георгия Иларион поддерживал связь с волей, и тот приходил к нему с известиями и за поручениями. И короткая беседа с Иларионом ободряла. Так бывает, когда общаешься с человеком убежденным, умным и мужественным. Да еще таким стойким: власть стала преследовать владыку, лишь только повела наступление на Церковь . Иначе говоря, едва осмотревшись после октябрьского переворота. ...Полстолетия – срок немалый для человеческой памяти. В ней то выпукло и даже назойливо всплывает будничный мусор, то – невосполнимый провал, темнота... Тщетно пытаешься вытащить на свет важное звено пережитого. И кажется порой лишенным смысла кропотливый труд, предпринятый как раз с тем, чтобы дать потомкам правдивое свидетельство очевидца... Я писал, что первый срок на Соловках отбыл легко. Наполненность жизни отгораживала меня от судеб большинства солагерников. Но не подвох ли это памяти? Не результат ли сопоставления с последующими окаянными днями? С годами, неизмеримо более трудными, растоптавшими первоначальную стойкую надежду на счастливые перемены и недолговечность выпавших на мою долю передряг?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Звание псалмопевца Давида соответствует его высокому призванию: царь и пророк. Казалось бы, это вещи трудно совместимые, но Бог их – совместил. И пророк молит Творца: «Господи, прими во внимание моё звание! Я не хвалюсь им, ведь от Тебя получил всё, что имею. И всё-таки, приступая к Тебе, прошу об этом!» Похожими словами обращался к Богу святой праведный Иоанн Кронштадтский : «Господи, я грешный человек, но ради сана моего помилуй меня!» Получается – ради звания священнослужителя. А себя самого святой признавал достойным всякого осуждения. Видите, как получается: звание даёт дерзновение перед Богом! И псалмопевец просит: «Я немощен, не могу послужить Тебе, Господи, в полноте Твоего высокого призвания, но Ты послушай меня ради пророческого дара и царской власти!» Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой, яко к Тебе помолюся, Господи (3). В предыдущем стихе – глаголы, а тут – глас. Голос способен выразить внутренний строй, духовное, нравственное состояние человека. К тому же голос обязательно имеет свой тембр. В Великую Отечественную войну я был маленьким ребёнком, но помню, как мы слушали по радио Юрия Левитана. Он говорил простые слова – а по коже словно мороз проходил! Дал Бог нам такого человека. Даже фашисты чувствовали силу его голоса, и Гитлер в первую очередь хотел уничтожить Левитана. Моление может идти по тексту – и тогда мы не назовём его гласом. Глас пророка Давида износит из души, сердца то, чему внять – необходимо: Царю мой и Боже мой. Бог в полном смысле – единственный Царь царей и Господь господствующих, в отличие от временных земных правителей. И пророк подчёркивает это высокое, только Творцу принадлежащее звание. А дальше: яко к Тебе помолюся, Господи. Его молитва – целенаправленная: Заутра услыши глас мой, заутра предстану Ти, и узриши мя (4). И снова у нас возникает вопрос: почему заутра? Многие христианские подвижники молились на рассвете – и советовали это всем. Если ночь проходила спокойно, мирно, то люди восстанавливали силы, щедро потраченные днём на добрые дела. Утро приносило радость, молитвенность. На душу ещё не легли новые заботы, неожиданные обстоятельства, слухи. И первое чувство, первую мысль подвижники устремляли к Тому, Кто дал нам бытие, жизнь, блага, – к любящему Творцу: «Слава Тебе, показавшему нам свет!»

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Breev/...

Для первохристианской Церкви, повидимому, не были догматически обязательными все раввинистическия определения, касающияся ветхозавтных книг Свящ. Писания. Однако, она их сохранила в большой степени. Почему? Она исходила из понимания духа религиозности ветхозаветного человека, в сознании которого на первом месте стояла «правда Божия», ибо Сам Господь «праведен, и правды возлюби, правоты виде лице Его». Отсюда у верующего иудея была боязнь любой лжи, льсти, неправды, доходящая до заклинания: «неправду аще узрех в сердце моем, да не услышит мене Господь; сего ради услыша мя Бог , внять молению моему» ( Пс. 65, 18–19 ). «Не ревнуй еже лукавновати, зане лукавнующии потребятся». «Не уповайте на неправду»... «Возненавидех церковь лукавнующих»... «Всяк путь неправды возненавидех»... Принцип «правды» настолько нерасторжим с понятием «веры» для ветхозаветного иудея, что именно ветхозаветная религия выработала именование «праведного», «праведника» для обозначения религиозного человека, и оно перешло в христианство . Научная критика» едва ли не строит свои гипотезы на противоположной предустановке: она склонна всюду видеть у собирателей и хранителей библейских книг, духовных вождей Израиля, подделку, подлог, искусственное создание древних авторитетов, ложное использование этих авторитетов. Если бы все это было так, возникал бы ряд недоумений. Как мог в душах руководителей народа еврейского совмещаться этот искусственный неправдивый подход к делу с их личными высокими духовными подъемами, с глубоким энтузиазмом, наконец, – просто с мыслью страха Божия? Откуда рождалась в них ревность о религии и смелость, эти «бичи», обращенные к народу, готовность к самоотречению, к самопожертвованию? То же недоумение относится и к народу. Перейдем к частному случаю. Как мог подлог, якобы совершенный первосвященником Хелкией 6 , если бы он выдал новое произведение за древнее, вызвать религиозное возрождение в еврейском народе, именуемое в истории иудеев «первым возрождением»?.. Подобный вопрос встает и о деятельности Ездры. Если Ездра, заклиная послепленный народ «поступать по закону, данному рукою Моисея, раба Божия» ( Неем. 10:39 ), базируясь на авторитете Моисея, не то скрывает правду, не то сам введен в заблуждение.., то как не подозревает такой возможности народ и дает требуемую от него клятву, вынуждающую от него не малых жертв и самообуздания, например, массового удаления жен иноплеменниц? Могло ли на сомнительных основаниях произойти именуемое в истории «второе возрождение»?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

III.2. Взаимоотношения с Римско-Католической Церковью За межсоборный период отношения с Римско-Католической Церковью, которые всегда отличались весьма непростым характером, претерпели столь серьезные испытания, что порой оказывались на грани полного разрыва. Обострения возникали на основе давних «камней преткновения» между нашими Церквами — католической экспансии и прозелитизма на территории России и других стран СНГ, а также ущемленного положения верующих канонической Православной Церкви на Западе Украины, где доминирует Украинская Греко-Католическая Церковь. 23–27 июня 2001 года состоялся визит Папы Римского Иоанна Павла II на Украину. Он имел место вопреки возражениям со стороны Украинской Православной Церкви. В письме Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира Папе от 22 января 2001 года содержалась просьба отложить этот явно несвоевременный визит ввиду неурегулированности отношений между греко-католиками и православными на западной Украине и неопределенности позиции Римско-Католической Церкви по отношению к раскольническим группировкам, существующим на Украине. Однако руководство Ватикана не сочло нужным внять призывам православной стороны. Наиболее болезненным для наших отношений было решение Ватикана (февраль 2002 года) о повышении статуса католических апостольских администратур в России до уровня епархий. Столь серьезные изменения в структурах Римско-Католической Церкви на российской территории были предприняты без какого-либо предварительного обсуждения с Русской Православной Церковью. Это, естественно, вызвало нашу резко негативную реакцию. В полной мере оценка происшедшего была выражена в заявлении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 февраля 2002 года. Позиция нашей Церкви нашла поддержку у государственных властей России, которые также не были своевременно уведомлены об учреждении католических епархий. В 2002 году католики учредили две епархии на традиционно православных землях юга и востока Украины — Одесско-Симферопольскую и Харьковско-Запорожскую. В мае 2003 года Ватикан объявил о решении учредить две новые католические епархии в Казахстане: в них были преобразованы апостольские администратуры в Астане и Алма-Ате. До этого в стране существовала только одна епархия Римско-Католической Церкви — Карагандинская. И в данных случаях решения были приняты католиками без какого-либо согласования с Русской Православной Церковью, к которой принадлежит подавляющее большинство христианского населения Украины и Казахстана.

http://sedmitza.ru/lib/text/429550/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010