Таково событие из земной жизни Христа Спасителя, которое мы вспоминаем и прославляем в день праздника Входа Господня в Иерусалим. Но это не только воспоминание. Господь был, есть и будет. И теперь мы собираемся для встречи Господа и в дни великих праздников и за Божественной литургией («Се, бо входит Царь славы», – слышим мы за Литургией Преждеосвященных Даров), и в день причащения Святых Христовых Таин. И мы знаем, что было после торжественного входа Господня в Иерусалим: прошло всего несколько дней: Иуда предал Господа, ученики разбежались, и толпа народа кричала: распни, распни Его! ( Лк. 23:21 . Ин. 19:6 ). Да не будет сего с нами; встречая Господа и принимая Его в Святых Христовых Тайнах, мы хотим и оставаться с Ним. Не потерпим, чтобы грех, зло, беспечность отнимали в душах наших место Господа. Благословен Грядый во имя Господне! Бог Господь, и явися нам! Осанна в вышних! Аминь. 2 Сколько мыслей, сколько чувств вызывает каждый праздник! Вербное воскресенье мы встречаем с ветвями в руках. У каждого из нас – веточка. Что это? Что она нам говорит? Говорит она нам не только о том, как радостно встречали Господа с ветвями в руках при Его входе в Иерусалим. Говорит она нам и о прошедшей зиме, когда все в природе казалось мертвым, неживым, заглохшим. Но мы знаем, что зима не вечна, что придет весна, что опять все зазеленеет, зацветет и принесет плоды. И поэтому мы не боимся зимы и радостно поджидаем весеннего солнышка. Говорит эта веточка и о нашей душе. Как часто у многих из нас на душе зима, холод, все мертво, нет ни зелени, ни цветочка, ни плода. Но мы знаем, что зима сменяется весной; мы знаем, что нет души человеческой, которая не могла бы отогреться, оживиться, принести плоды. И ждем мы с нетерпением весеннего солнышка для нашей души, когда навстречу Господу мы сможем принести не только веточку зеленую, но и отогревшуюся, ожившую нашу душу. А солнце наше – Господь; и цветы оживающей души нашей – любовь к Господу, к людям, к миру; а любовь доказуется вниманием. Господи, научи нас внимать,внимать душе своей, внимать каждому человеку, внимать Тебе, Господи! Благословен Грядый во Имя Господне! ( Мф.23:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Сохрани его [или ее ] в Твоем освящении, утверди в православной вере, избавь от лукавого и всех обычаев его, и спасительным Твоим страхом в чистоте и правде душу его [или ее ] соблюди, чтобы он [или она ] , во всяком деле и слове благоугождая Тебе, сыном и наследником [или дочерью и наследницей ] будет Твоего Небесного Царства. Возглас: Ибо Ты — Бог наш, Бог милующий и спасающий, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Хор: Аминь. И после молитвы помазывает крестившегося святым Mvpoм, начертывая образ креста На лбу, глазах, ноздрях, устах, ушах, на груди, на руках и на ногах, со словами: Печать дара Духа Святого. Аминь. Затем священник, омыв руки , [кадит купель], трижды обходя ее кругом с восприемником, держащим на руках младенца. И поем троекратно на глас 1: Сколько вас во Христа ни крестилось,/во Христа вы все облеклись. Аллилуия. Диакон: Будем внимать. Прокимен, глас 3 Господь — просвещение моё и Спаситель мой:/кого убоюсь. Стих: Господь — защитник жизни моей: от кого устрашусь. Пс 26:1 Диакон: Премудрость. Чтец: К Римлянам послания святого Апостола Павла чтение. Диакон: Будем внимать. Послание к Римлянам, зачало 91 Братья, все мы, кто были крещены во Христа Иисуса, в смерть Его были крещены. Итак мы были с Ним погребены чрез крещение в смерть, чтобы, как был воздвигнут Христос из мёртвых славою Отца, так и мы ходили бы в обновлении жизни. Ибо если мы оказались сращенными с Ним подобием смерти Его, мы, конечно, будем сращены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек был распят с Ним, дабы упразднено было тело греха, так чтобы не быть нам больше рабами греха; ибо умерший свободен от греха. Если же мы умерли со Христом, то верим, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, восстав из мёртвых, больше не умирает, смерть больше не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер раз навсегда греху, а что живет, то живет Богу. Так и вы считайте, что вы мертвы греху, но живы Богу во Христе Иисусе, Господе нашем. Рим 6:3–11 Священник: Мир тебе. Чтец: И духу твоему. Диакон: Премудрость! Будем внимать. Чтец: Аллилуия. (3) Диакон: Премудрость! Станем благоговейно. Услышим святое Евангелие. Священник: Мир всем. Хор: И духу твоему. Священник: От Матфея святого Евангелия чтение. Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Диакон: Будем внимать. Евангелие от Матфея, зачало 116

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

Вслед за пением «Свете Тихий» служащее духовенство из алтаря возглашает ряд малых слов: «вонмем», «мир всем», «премудрость». Эти слова произносятся не только на Всенощном Бдении, но и на других богослужениях. Эти неоднократно повторяющиеся в храме литургические слова легко могут ускользнуть от нашего внимания. Они малые слова, но с большим и ответственным содержанием. «Вонмем» – это повелительная форма глагола «внимать». По-русски мы бы сказали «будем внимательны», «будем внимать». Внимательность – одно из важных качеств в повседневной жизни. Но внимательность не всегда дается легко – ум наш склонен к рассеянности, к забывчивости – трудно заставить себя быть внимательным. Церковь знает эту нашу слабость, поэтому то и дело говорит нам: «вонмем», будет внимать, будем внимательны, будем собирать, напрягать, настраивать наш ум и память на то, что слышим. Еще важнее: будем настраивать наше сердце, чтобы ничто не проходило мимо из того, что совершается в храме. Внимать – значить разгружать и освобождать себя от воспоминаний, от пустых мыслей, от забот, или, выражаясь церковным языком, избавлять себя от «житейских попечений». Приветствие «Мир всем» Малое слово «Мир всем» впервые встречается на Всенощном Бдении сразу после малого входа и молитвы «Свете Тихий». Слово «мир» было формой приветствия у древних народов. Израильтяне до сих пор приветствуют друг друга словом «шалом». Это приветствие употреблялось и во дни земной жизни Спасителя. Древнееврейское слово «шалом» многогранно по своему смыслу, и новозаветным переводчикам его пришлось испытать немало затруднений, пока они не остановились на греческом слове «ирини». Помимо своего прямого смысла, слово «шалом» содержит в себе ряд нюансов, например: «быть полноценным, здоровым, неповрежденным». Основное его значение динамично. Оно значит «жить хорошо» – в благополучии, достатке, здоровье и так далее. Все это понималось как в материальном, так и в духовном смысле, в порядке личном и общественном. В переносном смысле слово «шалом» означало добрые отношения между разными людьми, семьями и народами, между мужем и женой, между человеком и Богом. Поэтому антонимом, противоположением этого слова не обязательно была «война», но скорее все, что могло нарушить или уничтожить индивидуальное благополучие или добрые общественные отношения. В этом широком смысле слово «мир», «шалом» обозначало особый дар, который Бог даровал Израилю ради Своего с Ним Завета, т.е. договора, потому что совсем особым образом это слово выражалось в священническом благословении.

http://azbyka.ru/smysl-i-struktura-vseno...

Возглас:  Ибо Ты – Бог наш, Бог милующий и спасающий, и Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Хор:  Аминь. И после молитвы помазывает крестившегося святым Миром, начертывая образ креста на лбу, глазах, ноздрях, устах, ушах, на груди, на руках и на ногах, со словами:  Печать дара Духа Святого. Аминь. Затем священник, омыв руки, [кадит купель], трижды обходя ее кругом с восприемником, держащим на руках младенца. И поем троекратно на глас 1: Сколько вас во Христа ни крестилось,/во Христа вы все облеклись. Аллилуиа. Диакон:  Будем внимать.   Господь – просвещение моё и Спаситель мой:/кого убоюсь.  Стих:  Господь – защитник жизни моей: от кого устрашусь. Пс 26:1 Диакон:  Премудрость.  Чтец:  К Римлянам послания святого Апостола Павла чтение.  Диакон:  Будем внимать.   Братья, все мы, кто были крещены во Христа Иисуса, в смерть Его были крещены. Итак мы были с Ним погребены чрез крещение в смерть, чтобы, как был воздвигнут Христос из мёртвых славою Отца, так и мы ходили бы в обновлении жизни. Ибо если мы оказались сращенными с Ним подобием смерти Его, мы, конечно, будем сращены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек был распят с Ним, дабы упразднено было тело греха, так чтобы не быть нам больше рабами греха; ибо умерший свободен от греха. Если же мы умерли со Христом, то верим, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, восстав из мёртвых, больше не умирает, смерть больше не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер раз навсегда греху, а что живет, то живет Богу. Так и вы считайте, что вы мертвы греху, но живы Богу во Христе Иисусе, Господе нашем. Рим 6:3–11. Священник:  Мир тебе. Чтец:  И духу твоему. Диакон:  Премудрость! Будем внимать. Чтец:  Аллилуиа.  (3) Диакон:  Премудрость! Станем благоговейно. Услышим святое Евангелие. Священник:  Мир всем. Хор:  И духу твоему. Священник:  От Матфея святого Евангелия чтение. Хор:  Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Диакон:  Будем внимать.   В то время одиннадцать учеников отправились в Галилею на гору, куда повелел им Иисус. И, увидев Его, поклонились Ему; а иные усомнились. И подойдя, Иисус сказал им, говоря: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам. И вот, Я с вами все дни до конца века. Аминь. Мф. 28:16–20

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=110...

Откройте хоть на секунду глаза веры, и вы увидите, что здесь Господь! Тот, кого хоть на мгновение коснулась молитва, кто почувствовал, что преображенный Господь рядом, тот может потом идти по жизни смело, потому что знает самую большую, самую великую правду, которая скрыта от обычных глаз. А правда эта заключается в том, что Господь любит нас, что Он создал и нас, и весь мир и что Он даже все дурное, что есть в мире, преодолеет и приведет к Своему свету, к Своему Вечному Царству. Недаром Его одежды сверкали и были белы как снег, потому что Царство Его есть Царство света, в котором нет места никакому злу. И для того чтобы нам приоткрыть это Царство, нужно внять голосу Самого Бога, который прозвучал тогда на горе Преображения. Он сказал им: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Да, Он возлюбленный Сын Божий, и наш возлюбленный Спаситель. А слово, обращенное к нам, просто и ясно: «Его слушайте». Будем слушать, внимать, повиноваться этому святому голосу — голосу нашего Спасителя. И тогда в темноте жизни время от времени будет как бы открываться завеса, и мы почувствуем, что Господь близок, совсем рядом, — и в этом есть великая правда. Аминь. 19 августа 1987 г. Успение Пресвятой Богородицы 28 августа Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Есть легенда о том, что перед смертью Матери Божией, перед ее Успением, Ей так же, как в дни Благовещения, явился Архангел Гавриил и принес белые благоухающие цветы, цветы, напоминающие о блистании неба, о вечной жизни, — так гласит предание. Может быть, так и не было на самом деле, но предание имеет свой смысл: мы верим и убеждены, что в последние дни своей жизни Матерь Божия стремилась соединиться со Своим Сыном. Поэтому предвестие смерти, предчувствие конца жизненного пути и того, что Она вновь с Ним встретится, были для Нее, подобно Благовещению, Радостной Вестью. И вспоминаются слова, на этот раз уже не из предания, а слова апостола Павла, который говорил: «Хочу освободиться и быть со Христом»  . В самом деле, здесь нас отделяет от Него не только стена наших грехов, но и наша телесная слабость, и немощь, и все земное. И нам кажется, что если мы это преодолеем, то встретимся с Ним. Но это только кажется. Потому что Господь ждет нас не только за стеною смерти, но и за каждым поворотом жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Вкупе — вместе. Внегда — когда. Внушати (аз внушаю) — внимать, выслушивать, слышать; внушити — услышать, внять: внуши глас моления моего. Воздети (аз воздежду) — поднять, простереть. Возношение — 1) жертвенное приношение, хвала, славословие, прославление. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая ( Пс. 50 ); превозношение, кичение. Госпоже Богородице… вражия возношения низложи (канон Ангелу хранителю, 5я песнь). Возопити, возопияти, вопияти — кричать громко, с воплем взывать о помощи; вопием ти — взываем к тебе. Волити — хотеть, желать; соизволять. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши (молитва Пресвятой Богородице). Волитель — тот, кто хочет, тот, кто проявляет склонность, волю к чему-либо. Волителя милости… умоли (канон Пресвятой Богородице). Вонь — в него (ср.: нань); воньже — в который. Вперяти (аз вперяю) — окрылять. Сия вперяют мя (молитва 6я ко Причащению). Вскую — почему, для чего, зачем. Всяческая — всё сущее, весь мир. Боже всяческих (молитва 6я ко Причащению). Выну — всегда, непрестанно, во всякое время. Грех мой предо мною есть выну ( Пс.50:5 ). Вышняя — верхнее, горнее, небесное. Боже… в вышних живый — Боже, живущий на небе, на высотах небесных (молитва 5я утренняя). Г Глаголати (аз глаголю) — говорить. Глумитися (аз глумлюся) — 1) насмехаться, забавляться; 2) размышлять. Глумление — 1) пустословие, издевка, насмешка; задумчивость, грусть, печаль. Гонити (аз гоню) — 1) гнать; гнаться, преследовать; 2) следовать, держаться. Почто… блуд и гордость гониши? (канон покаянный, 4я песнь). Ср.: изженити, отженити, поженити. Горце — горько, жестоко, тяжело, с трудом. Д Даждь — дай: форма единственного числа повелительного наклонения от глагола дати. Хлеб наш насущный даждь нам днесь (молитва Господня). Не даждь ми уснути во греховней смерти (молитва 2я утренняя). Даси — дашь: форма 2го лица единственного числа настоящего времени от глагола дати. Держава — сила, власть, подвластная область; державный — сильный, могучий; избранный, превосходный, прекрасный. Чаша Твоя упоявающи мя, яко державна ( Пс.22:5 ).

http://azbyka.ru/molitvoslov/kak-nauchit...

Старец, вернувшись к плетению корзины, продолжал поучать Иоанна: — Запомни, сын мой, где страх Божий, там восхождение к добродетели, а где нерадение и бесстрашие, там нисхождение к беззаконию. Внимай, Иоанне, всему и во всем. Глаза даны тебе, чтоб, видя дела Божии, ты прославлял Бога; но если не будешь внимать и хорошо употреблять их, они могут низвергнуть тебя в блуждание ума. Язык дан тебе, чтобы славословить Всеблагого Творца; но, если не будешь внимать, можешь впасть в осуждение и хуление. Слух дан тебе, чтоб, принимая им слово Божие, освящать тем сердце; но если не будешь внимать, можешь напоить чрез него ядом душу свою. — Все это старец говорил строгим голосом, а при слове «но» поднимал указательный палец вверх. И хотя эти бесхитростные поучения не давали изучившему святых отцов Иоанну какой-либо пищи для ума, но для души его были целительным бальзамом. А голос старца продолжал мерно звучать под сводами пещерной кельи: — Как рыба не может жить без воды, так душа без безмолвия и поучения в Божественных Писаниях не может спастись. Не можешь быть солнцем, будь хоть звездой, только восходи ввысь, отрываясь от земли. Творящий добро в надежде воздаяния не Богу работает, а себе. Невозможно стяжать что-нибудь доброе без терпения и воздержания, смирения и непрестанной молитвы… Речь старца журчала, как нескончаемый поток живительной влаги. Иоанн то слушал, то проваливался в забытье. К вечеру он был совершенно здоров и, поев вместе с наставником чечевичной похлебки, встал на молитву. Когда они ложились спать, старец указал ему на единственное в келье ложе, а сам лег на какую-то дерюгу у самого порога. Иоанн пробовал возражать, но старец сказал, что он всегда спит здесь и не собирается уступать это место даже самому патриарху. 2 Вот уже три месяца, как Иоанн жил в келье своего наставника. Утром после молитвы он обычно уходил за пальмовыми ветками, приносил их в келью и очищал от листьев. Потом они со старцем плели корзины. Во время работы они или молились, или старец говорил свои поучения. По воскресным дням они приходили в лавру к Божественной литургии и причащались Святых Тайн. Когда они сплетали двадцать или тридцать корзин, старец посылал Иоанна продавать их на базар в какое-нибудь ближайшее селение или в Вифлеем.

http://azbyka.ru/fiction/ioann-damaskin/

Мы сегодня услышали евангельское чтение о Марфе и Марии. Когда Господь приходит в дом двух сестер, одна из них остается на кухне служить, готовить пищу, чтобы накормить Христа и Его учеников, а другая, оставив обычное женское занятие, у ног Христа внимательно слушает Его слова. И когда Марфа начинает сердиться на свою сестру, что она её одну оставила служить, Господь говорит, что она, Мария, избрала благую честь, которая никогда от неё не отнимется. И дальше в Писании говорится, что одна женщина, видя это, сказала: «блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» И Христос тогда говорит: «Гораздо блаженнее те, кто умеют слышать слово Божие и хранить его». Казалось бы, в этот момент эта женщина восхвалила Деву Марию за то, что она родила Христа. Когда читаешь это Евангелие, кажется странным, что хвалят Его мать, а Он отвергает эти похвалы. А на самом деле это не так. Он учит нас понимать, что самое высшее в служении Пресвятой Девы не только то, что она родила Христа, но и то, что она, как никто другой на Земле, умеет слышать слово Божие и хранить его. Она глубже всех это слово сумела воспринять. Она лучше всего сумела этому слову себя раскрыть. Она с этим словом так сочеталась, что потом стала высшей Херувим и без всякого сравнения славнейшей всех небесных воинств. Вот что делает слово Божие с человеком. Вот каким образом слово Христово может каждого из нас преобразить, если мы тоже научимся хоть немножечко внимать тому, что написано в Евангелии, тому, что Христос нам дает как Свое Слово Жизни. Это слово, как говорит Апостол Павел, как меч обоюдоострый, способно каждого из нас рассечь, разделить наши ум и душу, помышления и намерения сердечные – и судить каждого из нас, если мы не будем глухи к нему, если мы не закроем наших ушей и нашего сердца, если мы не будем слышать шум этого мира, который постоянно нас окружает, а будем внимать слову Божию. И если мы будем ему внимать, тогда и наша жизнь сможет стать служением Богу, так же, как стала жизнь Пресвятой Девы Марии. Тогда и мы свою жизнь положим на такое восхождение к Господу нашему Иисусу Христу, на постоянное стремление ввысь, как эта лестница, ведущая к храму иерусалимскому, потому что мы научимся слышать слово Божие и хранить его. Аминь. О богатом урожае (1) ( Лк.12:16-20 )

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Возглас: Ибо Ты милуешь и спасаешь нас, Боже наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь. После же молитвы третий священник берет третий стручец и, омочив его в святом елее, помазывает болящего, произнося молитву: «Отче святой, врач душ и телес:» (см. выше). Диакон: Будем внимать. Священник четвертый: Мир всем. Хор: И духу твоему. Диакон: Премудрость! Прокимен, глас 4 В день, когда призову Тебя,/скоро услышь меня. Стих: Господи, услышь молитву мою, и вопль мой к Тебе да придёт. Пс 101:3в, 2 Диакон: Премудрость. Чтец: К Коринфянам послания святого Апостола Павла чтение. Диакон: Будем внимать. Второе послание к Коринфянам, зачало 182б Братья, мы храм Бога Живого, как сказал Бог: «Вселюсь в них и буду ходить среди них, и буду их Богом, и они будут Моим народом. Поэтому выйдите из среды их и отделитесь, — говорит Господь, — и к нечистому не прикасайтесь, и Я приму вас, и буду вам Отцом, и вы будете Мне сынами и дочерьми», — говорит Господь Вседержитель. Итак, возлюбленные, имея такие обещания, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, завершая наше освящение в страхе Божием. 2 Кор 6:16б–7:1 Священник четвертый: Мир тебе. Чтец: И духу твоему. Диакон: Премудрость! Аллилуия, глас 2 Стих: С терпением уповал я на Господа, и Он внял мне, и услышал молитву мою. Пс 39:2 Диакон: Премудрость! Станем благоговейно. Услышим святое Евангелие. Священник: Мир всем. Хор: И духу твоему. Священник четвертый: От Матфея святого Евангелия чтение. Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Диакон: Будем внимать. Евангелие четвертое, от Матфея, зачало 26 В то время, придя в дом Петра, Иисус увидел, что теща его лежит в горячке. И Он коснулся руки ее, и оставила ее горячка; и она встала и служила Ему. С наступлением же вечера привели к Нему многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и всех недужных исцелил. Дабы исполнилось сказанное чрез Исаию пророка: Он взял наши немощи и понес болезни. Увидев же вокруг себя народ, Иисус повелел переправиться на другую сторону. И подошел один книжник и сказал Ему: Учитель, я буду следовать за Тобой, куда бы Ты ни шел. И говорит ему Иисус: у лисиц есть норы, и у птиц небесных — гнезда, Сыну же Человеческому некуда голову приклонить. Другой же из учеников сказал Ему: Господи, позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус говорит ему, следуй за Мною и предоставь мертвым хоронить своих мертвых. И когда вошел Он в лодку, последовали за Ним ученики Его. Мф 8:14–23

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

Свт. Игнатий в письме к новоначальному советует, как и многие другие отцы, никоим образом не оставлять Иисусову молитву во время церковной службы: «В церкви иногда внимайте богослужению, а иногда умом произносите молитву, не переставая внимать и богослужению. Можно вместе и молиться умом, и внимать церковному молитвословию. Первое споспешествует второму, а второе первому» .     Преподобный старец Варсонофий Оптинский, отвечая на вопрос, как можно одновременно и слушать, и молиться, объясняет, что происходит с опытным молитвенником: «Имеющему внутреннюю молитву молитва так же свойственна и естественна, как дыхание. Что бы он ни делал, молитва у него идет самодвижно, внутренно. Так и за службой в церкви молитва у него идет, хотя он в то же время слушает, что поют и читают… Мешает ли нашей беседе то, что мы дышим? Нет. Ну вот, так же и молитва идет у тех, кто стяжал молитву внутреннюю» . Современный старец схимонах Паисий Афонский считает, что внешние помехи бывают даже полезны в начале пути: «Если хочешь стать исихастом, чтобы пребывать в покое, стяжи прежде с помощью благих помыслов внутреннюю тишину посреди внешнего шума» . При занятии трудом физическим очень полезно одновременно творить молитву и следить за делом. «Но когда кто делает тонкую работу, нужно молиться, чтобы Бог помогал и просвещал, однако творить молитву нужно сердцем; умом же следует внимать внешнему делу, чтобы не сделать какой-либо ошибки… Когда заняты хлопотной работой и трудно сосредоточиться, тогда очень помогает тихое пение, не беспокоящее других» . «Если кто находится на площади Согласия и имеет ум собранным, он находится как бы на Афоне, и если кто, находясь на Афоне, не имеет собранного ума, то он находится как бы на площади Согласия» . Старцу Паисию вторит игумен Иаков Эвбейский: «Нас освящает не место, а образ жизни. Можно быть на Святой Горе, а помыслом — вне, в миру. Можно быть телесно и здесь, а мысленно — на Афоне. Если ты настоящий монах, то, куда бы ты ни поехал, Афон для тебя везде» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010