Собеседование 12 на псалом 79 Пс.79:1 .  В конец. Об имеющих измениться. Откровение. Асафа 1. Под изменяющимися пророк разумеет обновляемых чрез покаяние. Справедливо он присовокупил: «в конец», так как по­каяние служит для нас последним якорем; кроме же того и воз­вещено оно было в самом конце веков с пришествием Христо­вым. В свидетельство этого Асаф и составил настоящий псалом, изложив в нем то, что потерпел народ иудейский за свои много­численные грехи. «Пастырь Израиля, внемли, водящий, как овцу, Иосифа, сидящий на херувимах, явись!» ( Пс.79:2 ). Видишь, как с этим согласуются слова Господа, который сказал Он в евангелии: «Я есмь пастырь добрый» ( Ин.10:14 ). Но почему пророк, оставив всех других, ука­зывает Иосифа и Иакова? Потому, что оба они были рабами – один в Египте, другой – в Месопотамии; но Бог изменил их рабство в свободу и соединенные с последнею блага. Пророк поэтому и просит теперь Бога внять, чтобы Он, видя весь наш род раб­ствующим мысленным врагам (не на себя обратить внимание умо­ляет пророк, а неопределенно, т.е. на всех), восстал для нашего освобождения и скорее пришел во плоти, так как мы нуждаемся в Его пришествии для своего освобождения; не иначе, как уже чрез воплощение, люди могли принять седящего на херувимах. «Пред Ефремом и Вениамином и Манассиею яви силу Твою и приди спасти нас» ( Пс.79:3 ). Ясно, что пророк просит послания Едино­родного во плоти, почему и умоляет Его не только придти, но и воз­двигнуть силу Свою; под силой же он разумеет воплощение, потому что так называет его и в другом псалме, говоря: " облекся Господь силою [и] препоясался» ( Пс.92:1 ). Но почему пророк говорит, что сила Божия воздвигнута пред Ефремом, Вениамином и Манассиею, если Бог, – который всегда силен и только скрывает Свою силу от людей, – когда пришел во плоти, явил Свою силу для всей земли? Он называет по одной части весь народ израильский, к которому пришел с небес воплотившийся Христос; поэтому и говорит: «яви силу Твою»; или же говорит так потому, что они, имея раньше превратное о Нем понятие, нашли Его таким, что стали обращаться к Нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Диодору (Исаеву), епископу Мелекесскому и Чердаклинскому 19 мая за Литургией в Александро-Невском соборе Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Диодора (Исаева) во епископа Мелекесского и Чердаклинского (Симбирская митрополия). По окончании Литургии Предстоятель напутствовал епископа Диодора на служение и вручил ему архиерейский жезл. 19 мая 2013 года за Божественной литургией в соборе во имя святого благоверного князя Александра Невского Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Диодора (Исаева) во епископа Мелекесского и Чердаклинского ( Симбирская митрополия ). По окончании Литургии Предстоятель напутствовал епископа Диодора на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Диодор! Ныне, в неделю святых жен-мироносиц, за Божественной литургией в сем новоосвященном в честь благоверного князя Александра Невского храме совершилась твоя личная Пятидесятница. Тайнодействием Небесного Утешителя Духа через возложение на твою голову архиерейских рук ты стал преемником святых апостолов и продолжателем их высокого, но вместе с тем многотрудного и жертвенного служения. Согласно древней церковной традиции перед тем, как вступить на это поприще, тебе предстоит внять слову назидания и напутствия. Выслушай же преподаваемое наставление со вниманием, слагая его в сердце своем. Непростое епископское послушание восприими со смирением и кротостию, уповая на Всемогущего Творца, нелицемерно и всецело следуя Его благой воле. Молитвой за себя и за свою паству, постоянным духовным бодрствованием, ревностью и терпением, чистотой помыслов и дел возгревай дар Божий, который в тебе через наше рукоположение (см. 2 Тим. 1:6).

http://sedmitza.ru/patriarch/2013-05-19/...

В.М. Скворцов Миссионерский отклик на «Обращение к духовенству», и разрушение и восстановление ада Л.Н. Толстого. (Заключение) «Утверди, Господи, Церковь» «Созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют ей» (Мф.16:18). «В последние дни... люди будут самолюбивы... горды, надменны, злоречивы... клеветники..., имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» ( 2Тим.3:1–5 ). «Восстанут лжехристы» ... ( Мф.24:24 ). Христос в претории Пилата. Пред скептиком – Сама Истина. Грешная тварь судит Святого «Им же вся быша». Изверившийся в человеческой истине безнадежно вопрошает Божественную Премудрость «что есть истина?» Раб подписывает приговор распять Владыку и Господа вселенной. Лифостротон понтийского правителя окружен озверевшей толпой. Воздух оглашается бешеным – «распни, распни»! Не узнав, что есть Истина и «омыв руки» неповинности в крови «Праведника», Пилат предает Его на распятие. Когда я прочитал «Обращение к духовенству» Л. Толстого, мне невольно представилась эта библейская картина... Действительно – «паки Голгофа и крест» … И «долготерпит Господь, не хотяй смерти грешнику, но еже обратитися и живу быти ему». Толстой в своем «Обращении» ставит и над всем Словом Божиим и над всем искупительным делом Христа и Его спасительным устроением вопрос. И Слову Божию и Христу, и Церкви он презрительный бросает – «что есть истина?» И так же, как Пилат, уже самым тоном вопроса заявляет о своем нежелании слышать на него ответ. Тут гордость злохудожной души, в которую «не входить премудрость», – в такой душе нет воспринимателей для истины. Христос не ответил на вопрос Пилата, поскольку Понтийский правитель, как ученик скептической школы, не верил в положительную истину и не хотел слышать решения его философского сомнения каким-то «царем Иудейским» из Назарета. И мы не будем отвечать на все бесчинства пантеистическо-философствующего разума яснополянского Пилата. Разум человеческий, раз он вне круга откровений Божественной Премудрости, ему нет определения: что мудрость для одного, то буйство для другого, – в истории философии мы видели это очень часто. Мы обращаем свое внимание на другое. Толстой в своих богохульных писаниях, «предавая Христа на пропятие», хочет, подобно Пилату «омыть руки в неповинности» ... Он разрушает дело Христово якобы оружием истины, познанной им от Христа. С этой только стороны мы и хотели бы осветить для своих братий «врата адовы», разверзшиеся в последние дни в Ясной Поляне. Потщись внять, дорогой читатель, от Христа ли та лжеистина, которую художественной рукой сеет в последних своих произведениях «сиятельный еретик». Нет и многократно нет! Истина есть Христос и толстовской лжи «несть в Нем ни единыя». Откуда начать, теряемся: у Толстого одно другого лживее. Скажем о главном.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-povod...

«Вполне вероятно, что слово “секулярный”, “светский” в будущем будет означать просто “сатанинский”», — с горечью констатирует известная датская журналистка Ибен Транхольм . Заброшенный католический храм в Детройте Сегодня сатанисты — это не обязательно эксцентричные чудаки, одевающиеся в готические черные одежды, приносящие в жертву животных и состоящие в сомнительных тайных обществах. Нет. Это зачастую обычные люди, называющие себя секуляристами , прославляющие разум и свободное, независимое мышление. В США, например, открытые сатанисты стали привлекать к себе внимание через участие в официальных правительственных церемониях. В прошлом месяце член так называемой организации «Храм сатаны» получила разрешение на то, чтобы начать заседание одного местного городского совета на Аляске с «молитвы Люциферу». Сатанистка призвала членов собрания, вставших в круг, «внять совету Люцифера и вкусить от древа познания». Затем она закончила «молитву» словами: «Слава сатане!» Перед собранием членов совета «заботливо» предупредили, что им не обязательно присутствовать на этой «молитве» и выбор остается за ними. «Храм сатаны» (TST) — это относительно молодая организация. Она основана в 2013 году и добивается того, чтобы политики и государства относились к сатанистам так же уважительно, как к христианам. «Храм сатаны» имеет семь филиалов в США и Европе и утверждает, что в его рядах уже насчитывается 100 000 членов. Одна из главных целей «Храма сатаны» — «протолкнуть» Люцифера в систему общего образования через открытие в школах «Клубов сатаны», которые учащиеся могли бы посещать после основных уроков. Это ответ люцифериан на недавнее разрешение Верховного суда США основывать евангеликам христианские клубы при школах. На сегодняшний день в американских школах пока зарегистрировано девять подобных «клубов», в том числе в таких городах, как Лос-Анджелес, Солт-Лейк-Сити и Вашингтон. Согласно рекламному ролику, эти кружки нацелены пропагандировать «рационализм, свободу исследований и… развлечения».

http://pravoslavie.ru/put/97093.htm

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Диодору (Исаеву), епископу Мелекесскому и Чердаклинскому 19 мая 2013 г. 15:18 19 мая 2013 года за Божественной литургией в соборе во имя святого благоверного князя Александра Невского Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Диодора (Исаева) во епископа Мелекесского и Чердаклинского ( Симбирская митрополия ). По окончании Литургии Предстоятель напутствовал епископа Диодора на служение и вручил ему архиерейский жезл.  Преосвященный епископ Диодор! Ныне, в неделю святых жен-мироносиц, за Божественной литургией в сем новоосвященном в честь благоверного князя Александра Невского храме совершилась твоя личная Пятидесятница. Тайнодействием Небесного Утешителя Духа через возложение на твою голову архиерейских рук ты стал преемником святых апостолов и продолжателем их высокого, но вместе с тем многотрудного и жертвенного служения.  Согласно древней церковной традиции перед тем, как вступить на это поприще, тебе предстоит внять слову назидания и напутствия. Выслушай же преподаваемое наставление со вниманием, слагая его в сердце своем.  Непростое епископское послушание восприими со смирением и кротостию, уповая на Всемогущего Творца, нелицемерно и всецело следуя Его благой воле. Молитвой за себя и за свою паству, постоянным духовным бодрствованием, ревностью и терпением, чистотой помыслов и дел возгревай дар Божий, который в тебе через наше рукоположение (см. 2 Тим. 1:6).   Ответственность, принятая тобою сегодня, поистине велика, ибо твоим заботам поручаются бессмертные души людей, за которые взыщет с тебя Судия всех — Бог, не взирающий на лице человека (см. Гал. 2:6). Потому стремись безукоризненно проходить открывающееся перед тобой поприще, ибо много тебе вверено и много с тебя спросится (см. Лк. 12:48).  Отныне ты призван жить не своей жизнью, но жизнью паствы, разделяя как ее радости и успехи, так и все ее тяготы и печали. По завету апостола Павла, внимай себе и всему стаду (см. Деян. 20:28). Неусыпно следи за каждым своим словом и поступком, дабы ни для кого не явиться соблазном и никого не отвратить от веры. Тебе надлежит личным благочестивым примером, деятельной любовью свидетельствовать ближним и дальним о победившем смерть Господе, обращать к Нему сердца тех, кто находится вне церковной ограды. Посему, продолжая апостольские труды, будь учителем и проповедником не только для духовенства и мирян, но и для внешних. Неустанно возвещая «Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1), ты исполнишь повеление, данное Христом Своим ученикам (см. Мф. 28:19) и умножишь число спасаемых. 

http://patriarchia.ru/db/text/2981240.ht...

Содом с кодом. (Редакционный комментарий) 14.01.2013 23:55:26 Алексей Рогожин Товарищ волк и гуманистическая философия постмодернизма.   Что б мы делали без экспертов? Нет, ну, правда – как бы обходились? Да никак. Жизнь была бы безрадостна и беспросветна. Лишена всякой осмысленности. Ни месседжу внять, ни вызовы встретить было бы невозможно. То ли дело с экспертами – все покажут и объяснят. Вот, из недавнего: прошел Всезарубежный собор, все говорят о грядущем воссоединении двух ветвей Русской Церкви, Патриарх отмечает, что сделан «большой шаг в направлении евхаристического общения и это очень важное событие, поскольку мы трудно шли к преодолению разделения»… Погодите, погодите, вмешивается эксперт (что характерно – православный), какое-такое преодоление разделения? Да ведь резолюция Собора – «текст, представляющий собой замечательный продукт церковной дипломатии, который создает определенное ощущение движения, но пока совершенно непонятно, в чем оно состоит». Тут же вывалились и еще аналитики, и добавили свои пять копеек – что, мол, и не преодоление это вовсе, а попросту «реквием» Зарубежной Церкви. Вот теперь понятно: «эксперт» - это такой человек, который совершенно бестрепетно берется объяснять почтенной публике, как обстоит дело, именно тогда, когда ему самому совершенно непонятно, как же оно обстоит. Справедливости ради отметим, что «православная аналитика» про реквием особого впечатления на СМИ не произвела – и была републикована лишь порталом «Кредо», у которого, видимо, дела совсем плохи и сказать более нечего. Внимание же комментирующего сообщества переключилось на послание президента – уж тут всем месседжам месседж. Правда, опять не все понятно – какой-то там волк…. Стало быть, треба экспертов. Они и нашлись. Опытный человек (то бишь, именно эксперт) Б. Немцов в «Известиях» констатировал: «Президент обозначил некоего противника. Обозначил неясно — как волка, который там что-то жует и на всех плюет». Непонятка выходит. Но на то и волки, чтоб эксперт не дремал: «Могу сказать сразу: это не наш противник. Он не наш друг, безусловно, но и не противник, потому что ему на нас глубоко наплевать, у него свои проблемы: Иран, Ирак, Корея, Китай, в конце концов. Россия же — где-то на периферии». Вот что значит опытный человек – сам не поймет, а товарищу объяснит. Тут все удивлялись – чего это нам ПРО к самой границе пододвинули, к чему бы это? А выходит дело – глубоко наплевать на периферию, от того и ПРО. Правда, вот про плевки как раз осталось неразъясненным – если «товарищ волк на всех плюет», тогда положение России не сильно выделяется из общего ряда проблем товарища волка, и, стало быть, плевки будут распределяться хорошо еще, если равномерно. А если не очень? Ну, подождем новых разъяснений от Немцова.

http://radonezh.ru/analytics/sodom-s-kod...

Старец Гавриил: «Бывало, я ходил в Россию пешком, чтобы причаститься» Малоизвестные воспоминания о преподобном Гаврииле (Ургебадзе) Любовь к преподобному Гавриилу, чудеса, происходившие не только у его святых мощей, но и перед многими образами старца… не солжем, если скажем, что с каждым днем эта любовь, как снежный ком, увеличивается и набирает силу. Сила молитвы и любви! Чудо, настоящее чудо, происходящее сегодня пред нашим взором, – а как же иначе можно объяснить тот факт, что старец Гавриил для наших православных народов в наши расколотые дни стал одной прочной соединяющей нитью? Предлагаем вниманию читателей подборку малоизвестных воспоминаний и свидетельств о преподобном Гаврииле, которые смогут открыть для каждого человека сущность подвигов старца, что так обильно исходят из его переполненного любовью сердца. Старец Гавриил и Отар Николаишвили Вспоминает духовное чадо старца Гавриила Отар Николаишвили : – Вовлеченный в земные страсти, я искал свою возлюбленную, которая скрывалась в женском монастыре Самтавро. Я был настолько рассвирепевшим (да простит меня Господь!), что готов был на любой опрометчивый поступок, даже на преступление. Как тогда я мог внять чьим-то наставлениям?! И пребывая в таком состоянии, я познакомился с отцом Гавриилом. Он представился мне как грешный монах, который голоден, оскорблен и покинут всеми. Эти слова подтверждал и его внешний неопрятный вид. Узнав причину моего посещения монастыря, он сказал: «Видать, Бог тебя сильно любит, что тебя привел прямо ко мне: я помогу тебе в решении твоих проблем, ты только не горюй. Я, монах Гавриил, “устабаш” устраивать подобные дела. Доверь это дело мне, и я тебе верну твою возлюбленную. Молитвенниц в монастыре и так хватает. Скоро всё образуется, а сейчас пойдем в мою келью и примемся за скромную трапезу, если ты не против разделить хлеб с таким грешником, как я!» Возблагодарив Господа про себя, я подумал: «Кажется, действительно любит меня Бог, раз уж Он свел меня с таким грешным и слегка ополоумевшим монахом, который без лишней суеты скоро мирно решит все мои проблемы». Тогда я и представить не мог, что в том обещанном старцем «скором времени» сам подпаду под влияние этого «полоумного монаха» настолько, что самому придется принять решение с миром расстаться не только с моей возлюбленной женщиной, но и с многочисленными моими грехами!

http://pravoslavie.ru/132446.html

Веру не стяжали ко Христу, Ибо всецело своей судимы совестью, Если и совесть живую имеют от неверности своей. Ибо верных то есть, чтобы ни в чем и никак, Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Не преступать заповедь. 13. Вера в Бога пожелание доброго родила и страх мучений. Лучших пожелание и страх мучений, Соблюдение заповедей точным соделали. Точное же заповедей соблюдение, Собственную людей показывает немощь. Постижение же истинной немощи нашей смерти память породило. Сожительницей ее стяжавший, Сам уведать болезненно возревнует, Чем станет ему исход и из жития этого удаление. И о грядущем внять тщащийся, Прежде всяческого себя лишить настоящего должен. Ибо в этом и до умеренного пристрастием держимый, К тому внимания совершенного не может стяжать. Если и вкусит его по домостроительству некоему Божиему, И скоро не оставит ими же и в них держится по пристрастию, Весь и такового станет внимания, И всякого другого вне разумения, – вольно принимая, И то, которое мнит иметь, возьмется от него. 14. Отречение от мира и всесовершенное удаление, Изгнание принявшие из всех, что в житии, материй и нравов, И расположений, и лиц, и отвержение от тела и хотения, – Великих польз ходатаем бывают, Так горячо отрекшегося в короткий срок. 15. Бегущий из мира, Да и на час не дашь ты свою душу в утешение, В нем, поначалу, жительство творящий, Если и все тебя это делать родственники и друзья понуждают. Ибо так их демоны подъущают, Да горячность угасят сердца твоего. Ибо, если и не совершенно связать твое изволение смогут, Хоть вялым его, всеми способами, и немощным, Но соделают. 16. Когда на всякую жития приятность, Будешь обретен ты мужественным и неутешимым, Тогда в сострадание, конечно, демоны сродников преложив, Рыдать творят и плакать ради тебя пред лицом твоим. И это воистину познаешь: Когда ты неизменен и в таком пребудешь приражении, Тех в бешенстве, что по тебе, И ненависть внезапно выказавших увидишь, И как от врага от тебя отвращающихся, И смотреть не желающих. 17. Родителей и братьев, и друзей твоих,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

  «Братия, имеите любовь между собою и постигающие нас несчастия принимаите с покорностию воле Божиеи безропотно». В тот же самыи день, по окончании братскои трапезы, о. Макарии счел благовременным обратиться к братии с особым словом вразумления и утешения.   «Вот и нас, братия, — говорил между прочим игумен, — в полунощи совершенно неожиданно для нас постигло огненное посещение от десницы Господнеи, привело нас в скорбь и страх своим угрожающим пламенем, истребляя на глазах наших наше главное молитвенное пристанище и жилище наше. И Господь весть, чем окончилось бы сие посещение, если бы Сам Он, наказующии и в самом наказании милующии, не остановил бы Своею десницею огненное стремление. Слава долготерпению Его к нам многогрешным! Слава ще- дротам Его человеколюбия!   Сие посещение послано было нам ради исправления и покаяния нашего. Но, к несчастью, не вняли мы воззванию Божию, не исполнили Его хотения. Вместо покаяния, вместо внимания к своеи собственнои совести и исправления собственных немощеи, многие из нас, братия, начали изыскивать вины в других, приписывая Божие наказание как бы случаю, обвиняя того и другого из ближних и не сознавая истиннои причины сего посещения — общеи нашеи неисправности пред Богом и несоблюдения обязанностеи священного монашеского звания. Не того хотел и требовал Господь от нас.             Царский архондарик (сгорел при пожаре). Публикуется впервые. Фото сделано после революции до начала ВОВ.     Жертва Богу дух сокрушен, а среди нас возник дух ропота, недовольства, изыскивания вины не собственнои, а ближних. Так мало проявилось в нас любви братскои и смиренного самообвинения. Посему мы навлекли на себя и вторичное наказание праведного Господа, снова вразумляющего нас и зовущего на покаяние. Возблагодарим долго- терпение и щедроты Отца нашего небесного и потщимся ныне внять его отеческому наказанию.   Смиренным признанием своих немощеи укротим злоречивыи язык наш, скорыи на пересуды ближнего; сокрушением сердца, вниманием к сему монашескому званию, взаимною братскою любовию, преклонением на милость Господа; престанем от духа ропота и неудовольствия; исповедуем пред Господом свои собственные немощи и недостатки, последуя примеру святого апостола Павла, именующего себя первым из грешников; соединимся братскою любовию, и сия любовь соединит нас с Господом, ибо сказано: „В мире место Его“. И Сам Спаситель наш устами своими нам вещает в божественном Евангелии: „По сему узнают вси, яко мои ученицы есте, аще любовь имате между собою“».

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=22&iid=1...

Нет, то, что действительно можно назвать «чтением», — нечто совсем иное. Прежде всего уже написано то, что предстоит читать: кто-то жил, думал, чувствовал, возможно, страдал; он хотел нам поведать о чем-то таком, что казалось ему важным, — стало быть, что-то значительное о важном; он искал слово и выражение, боролся за истинность и точность, старался найти красоту и ритм. И вот он отдает нам свое произведение: газетную статью, стихотворение, драму, роман, исследование. Перед нами — богатство чувств, постижений, идей, образов, волевых разрядов, призывов, упорядочений, целый кладезь духовности — явное и одновременно скрытое, данность, одновременно исполненная тайнописью. Пусть тот, кто сможет, освободит это собрание черных мертвых крючочков, расшифрует и оживит его, чтобы затем посмотреть на него. Думают, что это так легко; полагают, это могут вес… В действительности же на это способны лишь немногие. Почему? Потому что надо отдать книге все свое внимание, все душевные способности и верную духовную установку. Пробегая глазами по строчкам, ничего не добьешься; настоящее чтение требует сосредоточенного внимания. Также мало добьешься, читая лишь холодным рассудком и пустым воображением. Надо всем сердцем понять пылкую страсть, надо внять всем вздохам в нежном лирическом стихотворении, а великая идея может потребовать всего человека. Это означает, что читатель должен верно воспроизвести душевный и духовный акт писателя, следовать ему, зажить им. Только тогда произойдет истинная встреча автора с читателем. Ибо истинное чтение — это своего рода художественное ясновидение, которое призвано и способно точно и полно воспроизвести духовные видения другого человека, жить в них, наслаждаться ими и духовно обогащаться ими. Это есть победа над разлукой, далью и эпохой. Это есть сила духа — оживлять буквы, открывать в себе внутренние пространства, созерцать нематериальное, отождествляться с незнакомыми или даже умершими людьми и вместе с авторами, художественно или мыслительно пережить сущность вселенной.

http://azbyka.ru/fiction/ya-vglyadyvayus...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010