Заповеди Божьи Заповеди Божьи даны не столько для охранения нас от менее совестливых членов общества. В первую очередь они нужны для охранения человека от самого себя. 10 сентября, 2012 Заповеди Божьи даны не столько для охранения нас от менее совестливых членов общества. В первую очередь они нужны для охранения человека от самого себя. Заповеди Божьи даны не столько для охранения нас от менее совестливых членов общества. В первую очередь они нужны для охранения человека от самого себя. Когда мы слышим слово „заповедь”, мы всегда воспринимаем его как приказ о том, что мы должны сделать, а если не сделаем, то понесем ответственность, последует возмездие: но это слово имеет более широкий смысл. Оно означает завещание Божие нам, когда, сотворив нас, Он одарил нас  свободой , способностью стоять на собственных ногах, дал нам власть выбора и власть следовать нашему призванию или отвернуться от него. И вот, это не „приказание” от Бога: это как бы напутствие или завещание в том смысле, в котором человек, когда умирает, оставляет завещание, чтобы его наследники его выполнили. Митрополит Сурожский Антоний  ( Какая заповедь главная? ) Заповеди Божьи 1-я заповедь. Я Господь, Бог твой; пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня. 2-я заповедь. Не делай себе идола (статуи) и никакого изображении того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землей; не поклоняйся и не служи им. 3-я заповедь. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. 4-я заповедь. Помни день субботний, чтобы проводить его свято. Шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой (день покоя) суббота (да будет посвящен) Господу, Богу твоему. 5-я заповедь. Почитай отца своего и мать свою, (чтобы тебе хорошо было и) чтобы продлились дни твои на земле. 6-я заповедь. Не убивай. 7-я заповедь. Не прелюбодействуй. 8-я заповедь. Не кради. 9-я заповедь. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10-я заповедь. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, (ни поля его), ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его), ничего, что у ближнего твоего (Исх., гл. 20; Второзак., гл. 5).

http://pravmir.ru/zapovedi-bozhi/

Заповеди Господни Десять заповедей Закона Божия Каждому человеку, чтобы он знал, как ему поступать в жизни, дана от Бога совесть, которая указывает, что добро и что зло. Но, так как совесть у согрешившего человека может ошибаться и ослабевать, то Бог дал людям через Моисея 10 заповедей научающих нас двум главным обязанностям – любви к Богу и любви к ближнему (Дарование евреям заповедей на горе Синайской, § 32), Господь Иисус Христос повелел верующим исполнять эти заповеди. Первая заповедь Я Господь Бог твой; у тебя не должно быть других богов, кроме Меня. Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене. Я – Аз; у тебя не должно быть – да же будут тебе; другие – инии; кроме – разве. В первой заповеди Господь повелевает нам всегда помнить, что Он наш Бог, в Него одного твердо веровать. Ему молиться и на Него больше всего надеяться (Хождение Иисуса Христа по воде, § 96) тот человек исполняет эту заповедь, кто не слушает ложных учений, изучает закон Божий и истинную веру христианскую и не отступает от нее: усердно молится в храме и дома; не верит никаким приметам, гаданиям и ворожбе, и никогда не приходит в отчаяние, зная, что Господь все делает для его блага. Если же кто не твердо держится истинной веры, ленится молиться Богу и учиться закону Божию, в болезни и горе приходит в отчаяние, или ищет помощи не у Бога, а у гадателей и колдунов, – тот погрешает против первой заповеди. Первая заповедь не воспрещает нам почитать Пресвятую Богородицу, угодников Божиих и святых Ангелов и обращаться к ним в молитвах, потому что мы не считаем их богами, а только молитвенниками, которые, по воле Божией приносят к Богу наши молитвы и испрашивают нам милость Божию. Вторая заповедь Не делай себе идола и какого-либо изображения того, что находится на небе вверху, того, что находится на земле внизу и того, что находится в водах ниже земли; не поклоняйся им и не служи им. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Затем Господь громче прибавил: – Лазарь, выйди из могилы! И вот совершилось то, чего никто доселе не видел: мёртвый Лазарь стал живым, поднялся и вышел из гроба. Тогда Христос сказал: – Развяжите Лазаря, снимите с него погребальные одежды, и пусть он идёт в дом! Теперь многие иудеи, видевшие такое чудо, поверили, что Иисус есть истинный Бог. Но такая любовь и вера народа во Христа стала раздражать иудейских священников, которые завидовали Иисусу Христу, и с этого времени они стали искать удобный случай, чтобы Его убить. Вход в Иерусалим За неделю до наступления иудейского праздника Пасхи Иисус Христос направился в Иерусалим. По просьбе Учителя, апостолы привели Ему ослицу и молодого ослёнка, которых взяли в ближайшем селении. Христос сел на ослёнка и въехал на нем в город. Когда Он ехал, тысячи людей собрались посмотреть на Господа и помолиться Ему. Все уже знали о Его чудесах; знали, как Он исцелял больных и воскрешал мёртвых, и потому спешили воздать Ему честь. Его сопровождали не только взрослые, но и бесчисленное множество маленьких детей, которых Он так любил. Все они устилали одеждами и усыпали зелёными ветвями путь перед Господом и громко восклицали: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Царь Израилев!» Перед самым городом этому торжественному шествию надо было спуститься с горы. Внизу, у подошвы её, раскинулся весь Иерусалим. Здесь Господь остановился, окинул взором шумный город и, заплакав, произнёс: – О, Иерусалим, Иерусалим! Если бы ты знал, что Я хотел собрать всех детей твоих к Себе, как птица собирает птенчиков под крылья, но ты не захотел этого; и вот настанет время: к тебе придут враги и разрушат твои стены; они убьют твоих детей и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал и не любил Господа, Который посетил тебя! Вход Господень в Иерусалим При въезде в город людей прибавилось ещё больше. Те немногие, которые ещё не знали Иисуса Христа, спрашивали: «Кто это?» И им отвечали: «Это Иисус Христос, Пророк из города Назарета!» Все с восторгом встречали Господа. Только злые еврейские учителя, книжники и фарисеи, злобно смотрели на это торжество. Некоторые из них говорили Христу:

http://azbyka.ru/deti/bibliya-v-rasskaza...

Здесь пророк назвал орлом царя вавилонского, а великим и великокрылым, и долгим по протяжению, и исполненным ногтей наименовал его по множеству войск, силе могущества и быстроте нападения, потому что подобно тому, как для орла крылья и ногти служат оружием, так и у царей таковым являются воины и кони. Итак, этот орел, говорится, « имеет повеление прийти на Ливан » (ст. 3). Что значит: повеление? — Решение, твердое намерение. А Ливаном пророк назвал Иудею, потому что последняя лежит подле этой горы. Затем, намереваясь говорить о клятве и договоре, (пророк) продолжает: « И взял от семени этой земли, и посадил на земле семени, поместил у больших вод, как сажают иву. И оно выросло, и сделалось виноградною лозою, широкою, низкою ростом, которой ветви клонились к ней, и корни ее были под нею же » (ст. 5–6)  . Здесь виноградом пророк назвал город Иерусалим, а указанием на то, что лозы его лежали над самим орлом, а корни его были внизу последнего, пророк означал договор и союз с ним, и что он сам подчинил себя ему. Затем, желая указать беззаконие, (пророк) говорит: « И еще был орел ,  — говоря о царе египетском, — с большими крыльями и вот, эта виноградная лоза потянулась к нему своими корнями   , и простерла к нему ветви свои, чтобы он поливал ее из борозд рассадника своего » (ст. 7, 9), т. е. преступивший договор и клятвы будет ли в силе устоять, спастись и не пасть? Затем, показав, что этого не будет, и город непременно погибнет за клятвопреступление, (пророк) рассуждает о самом наказании и называет причину: « Не вырвут ли корней ее, и не оборвут ли плодов ее, так что она засохнет?» (ст. 9) И желая показать, что он будет разрушен не человеческою силой, но (именно) потому, что чрез клятвопреступление он сделал себе врагом Бога, (пророк) присовокупил: « И не с большою силою и не со многими людьми сорвут ее с корней ее » (ст. 9). Такова притча. Далее пророк разъясняет ее, говоря так: « Вот, пришел царь Вавилонский в Иерусалим » (ст. 12). Затем, сказав далее кое о чем другом, (пророк) говорит о клятве и союзе: « Обязал , — говорит, — его клятвою » (ст.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

И вот дракон стоял пред женщиной, готовящейся родить, с тем намерением, чтобы, в случае, как только она родит, пожрать её младенца. И родила она младенца мужского пола, которому надлежит пасти все народы; и восхищено было дитя её к Богу и к престолу Его. А жена убежала в пустыню, где она и находит место, приготовленное от Бога, чтобы питали её там тысячу двести шестьдесят дней. И когда увидел дракон, то начал преследовать женщину, которая родила [младенца] мужеского пола. И даны были женщине два крыла огромного орла, чтобы летела она в пустыню; там и питается она в продолжение времени, времён и пол времени от лица змея. И пустил змей из пасти своей в след жены воду, как реку, дабы увлечь её потоком речным. И земля оказана помощь этой женщине: разверзла земля уста свои и поглотила реку, которую извергнул дракон из пасти своей. И рассвирепел дракон на женщину, и пошёл, чтобы вступить в брань с остальными от семени её, которые сохранили заповеди Божий и имели свидетельство Иисуса» (ср. Откр.12:1–6, 13–17 ). 61 . Под «женщиной, облечённой в солнце», он самым ясным образом обозначил Церковь , облечённую в Слово Отчее, блистающее паче солнца. Говоря же о «луне внизу ног её», [он разумеет,] что Церковь , подобно луне, украшена небесной славой. А выражение «на главе её венец из двенадцати звёзд» указывает на двенадцать апостолов, чрез посредство которых утверждена Церковь. «Имея во чреве, она кричит от болей и мук рождения» – это значит, что Церковь никогда не имеет покоя, рождая из сердца Слово и в то же время подвергаясь гонениям в мире со стороны неверных. «И родила, – сказано, – младенца мужеского пола, Которому надлежит пасти все народы» –это мужскую отрасль и совершенного Христа, Сына Божия, Бога и человека, возвещённого пророками: Его именно вечно рождает Церковь и [о Нём] учит она все народы. Выражение «и восхищено было дитя её к Богу и к престолу Его» означает, что небесный царь, а не земной, есть Тот, Которого она вечно рождает, как об этом и Давид возвещает в словах: «Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дóндеже положу враги твоя подножие ног твоих» ( Пс.109:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

И говорил много укоризненных и оскорбительных для святого слов. Но блаженный стоял молча, опустив голову вниз. Тогда царь сказал: — Что же ты ничего не говоришь мне, нечестивец? Блаженный Стефан в ответ на это стал кротко говорить: — Если ты, царь, задумал убить меня, то убивай теперь же. А если призвал меня для того, чтобы расспросить о чем-либо, то тебе следует укротить гнев свой и беседовать со мной спокойно. Слыша такие слова, царь спросил святого: — Скажи мне, за что ты называешь нас еретиками? какое из церковных преданий мы нарушаем? Преподобный ответил: — Вы отвергаете почитание святых икон, что предано нам издревле от богоносных отцов. Мучитель возразил на это: — Не называй сие святыми иконами: не иконы святые то, но изображения идолов; а какое общение у святых с идолами? На это святой муж ответил: — Тот, кто поклоняется иконе, воздает поклонение не самому веществу; ибо поклонение, воздаваемое образу, переходит на Первообразного, как говорит святой Василий Великий. Мучитель сказал святому: — Разве можно изображать вещественными красками то, из чего многое тёмно и непостижимо для ума? И справедливо ли под чувственным образом поклоняться тем, естество которых никому неизвестно? Преподобный ответил: — Кто из имеющих разум скажет, что вещественными красками можно изображать невещественное Божие естество? Существа Божия даже ум описать не может; тем более нельзя изобразить Его красками. Но когда мы изображаем на иконе Христа, то изображаем не Божеское Его естество, но человеческий вид Его, подобный нашему, Который Апостолы видели и осязали, как святой Иоанн Богослов сказал: «что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши» (1 Иоан. 1:1). И если ты мне укажешь на слова Моисея: Исх. 20:4 — «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли», — то я скажу тебе, что сам Моисей сделал изображения двух златых херувимов, о чем Божественный Апостол повествует так: Евр. 9:5 — «херувимы славы, осеняющие очистилище». Но и самый алтарь, и скиния, и святая святых изображали собою подобие небесное, как говорит тот же Апостол: Евр. 8:5 — «которые служат образу и тени небесного».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

. И еще он сказал: Все мы умрем, но в воскресении не все изменимся 265 . И еще он сказал: Надлежит (309) сему смертному облечься в бессмертное, и тленному сему облечься в нетленное. Когда же смертное сие облечется в бессмертное и тленное сие в нетленное, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победой 266 . Еще он сказал: Вдруг, во мгновение ока, воскреснут мертвые нетленными, а мы изменимся 267 . И те, кто изменится, облекшись в образ Адама небесного, станут духовными. А те, кто не изменится, останутся душевными в соответствии с тварной природой Адама перстного и в соответствии со своей природой будут внизу на земле. Тогда небесные будут восхищены на небо, и Дух, Которым они облеклись, понесет их 268 . Они получат в наследство Царство, уготованное им от начала. А душевные под тяжестью своих тел останутся на земле, и обратятся они в ад 269 , где будет плач и скрежет зубов 270 . 19 . Все это я написал, возлюбленный мой, чтобы напомнить и тебе, и себе. Итак, возлюби девство [btUlUta] – небесный удел, приобщение к горним ангелам. Ведь ничто не сравнимо с ним. И в [сохраняющих девство] обитает Христос. Лето приблизилось, смоковница распустила почки, и появились листья 271 . Знамения, которые дал (312) наш Спаситель, начинают исполняться. Ибо Он сказал: Восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и ужасные явления с неба 272 . И все это в наши дни совершается. 20 . Поэтому читай то, что я написал тебе, ты сам и братья – сыны Завета, которые возлюбили девство [btUlUta] 273 . Остерегайся насмешников, ибо на том, кто смеется и насмехается над своим братом, исполняется слово, написанное в Евангелии, где Господь хотел предостеречь против богатых и фарисеев, как написано: Поскольку были сребролюбивы, они смеялись над Ним 274 . И также ныне все те, кто не исполняет [предписанного выше], подобным образом смеются. Читай, учись, будь прилежен и в чтении, и в исполнении, размышляй постоянно о Законе Божием 275 . И когда ты прочитаешь это письмо, возлюбленный мой, то прошу тебя: встань, помолись и в молитве своей помяни греховность мою. Закончена Тахвита о сынах Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

И погублю пред ним врагов (409) истины и ненавидящих его сокрушу (как и исполнилось по пророчество (Пс 38:1—2, 21), что он одолел дикость еретиков). Истина Моя и милость Моя с ним, и именем Моим вознесется рог его”. Итак, на основании этого свидетельства, которое утвердил в их душах дух Иисусов, они поспешно послали и извлекли его вз обители, и ввели его в Антиохию, и сделали его епископом. А он не позволил себе говорить и упрашивать их, как многие, именно, что-де «я не могу выдержать и вынести тяжести власти”. Ибо он не последовал примеру других, чтобы употреблять эти обычные выражения, посредством которых люди спорят, когда бывают и представляются поводы (как-то): «не принимаем (избрания), потому что не соответствуем (ему)». А этот Раббула был духовным, и принудил себя ни в чем не умолять своего сердца, и верно рассуждал обо всем в своей свободной душе, чтобы кто-нибудь не унизил его, помимо Бога, ибо он боялся спорить, думая: «Как бы мне не оказаться стоящим против Бога». Ибо он рассуждал об этом про себя и говорил: «Ни в чем и совсем не господствовало желание моего помысла, и мысль его (помысла) не запуталась в сердце моем. Несомненно я верую, что все это дело поистине принадлежит Богу и что Он так и благоволил, чтобы суровое иго власти и тяжелое Таинство Священства я нес в своей немощи. Да будет воля Его и да исполнится Его желание, ибо я (410) как повиновался Его слову и моя душа вышла из лукавого мира, чтобы я сохранил Его заповеди, так и теперь я принимаю Его повеление. с верою и силою Его вступаю в мир только для того, чтобы исполнить Его волю». И членов своего клира он увещевал, как отец своих сынов, и, как голова свои члены, он их убеждал и уговаривал с любовию, и говорил; «Вы знаете, братие, что так как мы стоим вверху на почетной высоте священства и на нас взирает и нами руководится весь народ, который стоит внизу под нами, поэтому не будем ни одному человеку камнем претыкания и не положим пятна на наше служение, и да будет совершена нами служба Господу нашему, и не сделаем ничего такого, за что мы были бы унижены или в сердцах наших, или людьми, особенно же Богом, но во всем да покажем мы себя, что мы служители Боса во всем, что подобает Богу, как сказал апостол: «И будем украшены всякою красотою, подобающею истинной праведности " 1.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3825...

И пророк, возможно, говорит о том же: «Упился меч мой на небесах» ( Ис.34:5 ). Ибо тем, кто этим занимается, привычно вызывать демонов подобными образами и изображениями, чтобы либо избежать зла, либо даже отвратить его. Слово Божие охватывает все эти образы, отвергает и отбрасывает их и запрещает делать не только идолов, но и «изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли». 4 . Далее говорится: «Не поклоняйся им и не служи им» ( Исх.20:5 ). Одно дело –поклоняться, другое – служить. Иногда можно поклоняться и против своей воли, например, льстецы – царям, когда увидят, что им приятно такого рода поклонение. Они притворяются, что поклоняются идолам, тогда как в сердце своем они убеждены, что идол – ничто. А служить значит подчиняться им усердно и ревностно. Так пусть же слово Божие обуздывает и то, и другое, чтобы тебе не служить ревностно и не поклоняться даже внешне. Тем не менее, тебе должно знать, что когда ты решишь исполнять повеление этой заповеди и отвергнешь всех прочих богов и господ и не будет у тебя ни бога, ни господина, кроме одного Бога и одного Господа, ты объявишь непримиримую войну всем иным богам и господам. Поэтому когда мы приходим к благодати крещения, то отвергаем всех других богов и господ и признаем только Бога – Отца и Сына и Святого Духа. Но когда мы придем к этому, то если не возлюбим Господа Бога нашего всем сердцем и всею душою и всем разумением и не прилепимся к Нему «всею крепостию» ( Мк.12:30 ), то не станем Его частью (ср. Втор.32:9 ), и, как бы остановившись на некоей границе, мы, с одной стороны, будем страдать от тех напастей, от которых убежали, а с другой – не умилостивим Господа, под кров Которого прибегнем, ибо не любим Его «всем сердцем». Потому и пророк скорбит о нас, видя, как мы колеблемся в подобной нерешительности, и говорит: «Горе сердцам боязливым и рукам ослабленным и грешнику, ходящему по двум стезям!» ( Сир.2:12 ), и еще: «Долго ли вам хромать на оба колена?» ( 3Цар.18:21 ). И апостол Иаков говорит: «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» ( Иак.1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

И удивлялись все братья и славили Господа и послали и возвестили в городе о том, что умер нечестивый; ибо знали вся братия, что старец знает об этом по откровению от Духа Святого. И после того расспросили ученики и нашли, что в то самое время, как старец сказал им, умер нечестивый. И после того как Иовиан получил царство, он известил царя Сапора о добродетели святого. Сапор же сильно обрадовался и сказал: «Когда я увижу его, то он много почтен будет от меня». 29. История Манеса    В это-то время (?) волхв Манес убегал в западную сторону, чтобы идти и оповестить там свое заблуждение. И сказал нам старец Мар Авген: «Пришел этою ночью сатана и стал против меня и сказал мне: «Вот мой слуга Манес пошел в сторону римлян, чтобы сеять там свое и мое учение. И я радуюсь». И я сказал ему: «Тот, кто низверг Симона волхва, низложит и его там; устроит и ему поругание, как Он устроил Симону». И заболели два сына царя Сапора: один кричал под влиянием беса, а у другого высохли все члены его. Бешеный же Манес взял этих обоих сыновей его, чтобы исцелить их. И когда он сперва подошел к больному, члены которого высохли, и в продолжение трех дней производил над ним волхвования, то вскоре мальчик умер. Манес же бежал на запад с учеником своим Аддием. И услышал об этом царь Сапор и послал взять его и свести его в город Бед Лапат и заковать его в темнице. Чародей же тот со своими учениками устроил заговор о том, что он бросится со стены и убежит. Они же обещали этому лжеучителю и сказали: «В одном месте мы бросим тебе одежду, чтобы спустился на них». И когда он пришел ночью с поспешностью, он осмотрелся, чтобы видеть, сделали ли ученики его так, как сказали ему. И вот по действию Божию собралась там стая собак; и задержано было зрение его силою Божиею, чтобы он не знал, что (там внизу) собаки, или одежды, чтобы было ему поругание, как было поругание учителю его Симону, по слову св. Мар Авгена. Ибо Манес думал, что там одежды, и бросился со стены и упал на них. И возбуждены были те собаки; и напали на него и разорвали все его тело, ибо у них (персов) был обычай бросать им (собакам) трупы. И наутро пришли и нашли его низвергнутым и сокрушенным собаками. И повелел Сапор содрать с него кожу и набить его мякиной и повесить на стене. И случилось это с тем чародеем по клятве св. Мар Авгена, которою проклял его этот святой. И не тотчас ли принял он эту кару? Или кто бывал болен, о котором он молился, и не тотчас ли тот получал исцеление? Или кто бывал удручен, за кого он молился Господу, и не тотчас ли он (Мар Авген) разрешал его? Недостаточно мне моего слабого языка и нисколько не найдется во мне бедной мудрости и не кончит этого повествования мое слабое знание; и не может простой тростник моего слова изобразить чернилами на бумаге славный и дивный образ славных дел св. Мар Авгена!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010