4 . Вызывает недоумение и тот факт, что автор, апологизирующий методику минимализации семантической единицы, высказывается в таком примерно духе: «Вполне очевидно, что буквы, из которых состоят слова, сами по себе не несут никакого значения»… Несет ли значение буква хей в имени Авраама и Сарры? Даже вне контекста, сама по себе? Нам почему-то представляется, что эта буква несет огромную смысловую нагрузку 11 (как, впрочем, и другие: или буква бейт в начале всего библейского корпуса ( Быт. 1, 1 ) является иллюстрацией к тексту, ибо библейский иврит не знает слова берешит, но существует слово решит, которое означает начатки, первинки и т.п. Буква-«икона» бейт своей формой – при условии прочтения текста справа налево – показывает, что до сотворения мира ничего не существовало: «ни вверху, ни внизу, ни где-либо еще, так как Бог сотворил мир из ничего. Подобные буквы-иконы разбросаны по тексту Писания [черта – иота и знак тав]. Тем более, что в некоторых словах библейского иврита корневой основой может являться даже одна буква, с чем не спорит и сам автор) – не лексическую, естественно. Ну, о гематрии еврейских букв мы даже упоминать не будем… 5 . Надо признать, предисловие к 4-й главе повергло нас в некое смущение: г-н Фурули утверждает, что для получения познания о Боге необходимы открытый ум и Библия , как источник откровения Бога о Самом Себе. Он пишет: «Наше понимание Бога не может быть основано только на логике и здравом смысле 12 ; мы не можем догадаться самостоятельно, кем является Бог . Мы полностью зависим от его откровения». Причем под Откровением понимается современный свод Библейских книг: «…чтобы понять, каков Бог , нужно изначально иметь открытый ум, исследовать его собственное откровение о себе в Библии и принять результаты, даже если они покажутся нам взаимоисключающими». Но само Священное Писание говорит нам, что, помимо Библии – Откровения Бога, зафиксированного в графической форме, – есть и другой, естественный, так сказать, начальный путь Богопознания: «…открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны » ( Рим. 1, 18–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

5:10). О грешниках говорится, что они имеют меру в поллоктя вокруг и однако спасаются по милосердию Творца, согласно с написанным в Псалме: ни о чесомже спасешь их (Пс. 53:8). О праведниках [же говорится], что они спасутся чрез единственное и совершенное число и уподобятся единому Божеству, как говорит тот же апостол: Бог бе во Христе, мир примиряя Себе (2 Кор. 5:19). Что же касается поставленного в конце этого свидетельства: и ступени его обращены к востоку, то под ступенями этого очистилища должно понимать или двадцать четырех [старцев] в книгах Ветхого Завета, которые имели гусли по Апокалипсису Иоанна (гл. 5) и венцы на головах своих, или таинство Отца, Сына и Духа Святого, в котором дастся нам истинное примирение. Говоря яснее, для того число ступеней оставляется неопределенным, чтобы мы, с каким бы рвением ни восходили вверх, считали себя находящимися внизу и чтобы имели в мыслях изречение псалмопевца: пойдут от силы в силу (Псал. 83:8). Ст. 18—22. И сказал мне: сын человеческий! Так говорит Господь Бог: вот обряды жертвенника, когда он будет сделан, чтобы приносилось на нем всесожжение и возливалась кровь. Священникам-левитам, которые происходят от семени Садока, приближающимся ко Мне, — говорит Господь Бог, — дай тельца из стада волов для приношения Мне [в жертву] за грех. И возьми крови его, возложи на четыре рога жертвенника и на четыре угла выступа, и на венец вокруг, и очистн его и освяти. И возьми тельца, принесенного [в жертву] за грех, и сожги его на особом месте дома вне святилища. А на другой день принеси из среды коз козла без порока и очисть жертвенник, как очищали посредством тельца. LXX: И сказал мне: сын человеческий! Так говорит Господь Бог: вот устави жертвенника, когда он будет сделан, чтобы приносить на нем всесожжения и возливать на него кровь. Священникам-левитам, происходящим от семени Саддука и приближающимся ко Мне, — говорит Господь Бог, — чтобы служить Мне, дай тельца из среди волов [в жертву] за грех. И пусть они возьмут крови его, и возложат на четыре рога жертвенники и на основание во круг его, и очистят и освятят его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

5: 8). Другой сидел в пустыне как ворон: " Горе мне! Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми " (у, люте мне, душе, яко погибе благочестивый от земли и исправляющаго в человецех несть) (Мих. 7: 2). Третий говорил: " Клятва и обман, убийство и воровство и прелюбодейство крайне распространились " (клятва, и лжа, и татьба, и любодеяние разлияся по земли) (Ос. 4: 2). Каждый ближнего своего притеснением притесняет. Еще иной: " Увы, народ грешный " (Ис. 1: 4). Приходит врач – и плачет; какую же надежду может иметь больной, когда видит врача в слезах? Какую надежду можешь иметь ты, видя его в отчаянии? Какой пользы можно ожидать от него для больного? Недаром врачи часто, уже предвидя близость смерти, но избегая огорчать окружающих, пересиливают себя и свои опасения скрывают под веселым выражением лица, чтобы не вызвать у больного упадка духа. Ведь если больной заметит растерянность на лице врача, чего полезного он будет ожидать от него? А здесь болезнь так возобладала, что сам врач плачет: " Что мне делать? Раны, гниение, черви, полное расстройство; Увы, народ гнешный " А один такой врач написал даже целую книгу плача, это – Иеремия. Один горюет, другой плачет, третий умоляет. А Бог свыше говорит: " Я оставил дом мой " (Иер. 12: 7). Какая уж тут надежда, когда Бог говорит: " оставил все, покинул удел Мой; самое любезное для души Моей отдал в руки врагов моих " (Иер. 12: 7). А Илия внизу вопиет: " Господи, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут " (3 Цар. 19: 10). Если так было в Иудее, где и закон был, и храм, и кивот завета, и жертвы иудейские, что же было там, где идолы, где тук и дым, где беззаконные таинства и нечестие, где страсти обоготворяются, где подражают лаю собак, которые на празднике в честь Диониса священнодействуют в козьей шкуре и с собачьим голосом, чтобы совершенно погубить благородство? Собак, свиней диавол сделал богами, ехидн и змей сделал, придумал белых аспидов. Закон бессилен, пророки обличают.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

73. Святитель Феофан Затворник. Начертания христианского нравоучения. С. 331. 74. Письма духовного отца к духовным детям. С-Пб. 1861. Ч. 2. 75. По письмам святителя Феофана Затворника. 76. Святитель Тихон Задонский. 77. По Поучения аавы Дорофея 78. См. Св. Кирилл Иерусалимский. Огласительные поучения. Поучение 4, п. 43 79. Свт. Ириней Лионский. Против ересей. Кн. 3.Гл. 4. 80. Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на первое Послание к коринфянам 81. По писем оптинского старца Амвросия. Душеполезное  чтение». 1896. С. 623. 82. Душеполезное чтение. 1896. Ноябрь. С. 507. 83. Из поучений о восьми помыслах св. Нила. 84. Из писем оптинского старца Амвросия. Душеполезное  чтение». 1896. С. 623. 85 . Из Беседы 23 86 . Прибавление к творениям Святых отцов Ч. 3 87. Преподобный Нил Скитский патерик 88. Святой праведный Иоанн Кронштадский. 89. Творения святителя Василия Великого в русском переводе. Ч. 1. С. 390. 90. Св. Феофан Затворник 91. По «Старческому наставлению» игумена Валаамского Назария.  Вторая заповедь закона Божия Не сотвори севе кумира и никакого изображения того, что на неве вверху, и того, что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им (Исх. 20, 4). Не заражен ли ты, сын мой, страстью любостяжания или сребролюбия? Помни, что любостяжание есть как бы идолослужение, по выражению св. апостола Павла (см. Кол. 3, 5). Он же называет сребролюбие корнем всякого беззакония (см. 1 Тим. 6, 5). Знай, что «любящий земное более небесного лишится и небесного, и земного» 92 . Сребролюбцы — несчастнейшие люди и в этой, и в будущей жизни: здесь они — в беспрестанных заботах, трудах и беспокойстве, а там должны терпеть вечное мучение. Эта страсть врачуется следующими средствами: 1) тем, чтобы «всем сердцем и всей душой иметь упование на Бога 93 и 2) " если хочешь победить сребролюбие возлюби нестяжение и скупость 94 " . Слово Божие научает проводить воздержанную жизнь. Смотрите же за собою, — говорит Господь,— чтобы сердца ваши не отягчались объядением, и пьянством, и заботами житейскими и чтобы день тот не постиг вас внезапно (Лк. 21, 34). «Пресыщением отягченное чрево, как гиря, висит под крылами духа и тянет к земле, так что при всех усилиях он более бьется о землю, нежели взлетает к небу»,— говорит мудрый святитель Филарет, митрополит Московский. Будем вести себя благочинно, не предаваясь пированию и пьянству (Рим. 13, 13),— учит св. апостол Павел. Он же наставляет: Не обманывайтесь: ни пьяницы, ни злоречивые царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

7. Тогда я прославил Господа славы, вечного Царя, за то, что Он уготовал это для праведных людей, и создал таковое, и обещал дать им. Глава 26 1. И оттуда я пошел в середину земли, и видел благословенное и плодородное место, где были ветви, которые укоренялись и вырастали из срубленного дерева. 2. И там я видел святую гору, и под горой – к востоку от нее – воду, которая текла к югу. 3. И я видел к востоку другую гору такой же вышины, и между ними обеими глубокую долину, но не широкую; в ней также текла вода возле горы. 4. И на западе от нее была другая гора, ниже той и невысокая, и внизу ее, между ними (горами) обеими, была долина; и другие долины глубокие и сухие были в конце всех трех. 5. И все долины были глубоки, но не широки, из твердого скалистого камня; и деревья были насажены в них. 6. И я удивился скалам, и удивился долине, и удивился чрезвычайно. Глава 27 1. Тогда я сказал: «для чего эта благословенная страна, которая вся наполнена деревьями, и в промежутке (между горами) эта проклятая долина». 2. Тогда отвечал мне Уриил, один из святых ангелов, который был со мною, и сказал мне: «эта проклятая долина для тех, которые прокляты до вечности; здесь должны собраться все те, которые говорят своими устами непристойные речи против Бога, и дерзко говорят о Его славе; здесь соберут их и здесь место их наказания. 3. И в последнее время будет совершен праведный суд над ними пред лицем праведных навсегда в вечность; за это те, которые обрели милосердие, будут прославлять Господа славы, вечного Царя. 4. И во дни суда над ними (грешниками) они (праведные) прославят Его за милосердие, по которому Он назначил им такой жребий. 5. Тогда и я прославил Господа славы, и говорил к Нему, и вспоминал Его величие, как подобает. Глава 28 1. Оттуда я пошел к востоку в самую средину горного хребта (находящегося в) пустыни, и здесь я не видел ничего, кроме одной равнины. 2. Но она была наполнена деревьями тех же семян, и вода струилась не нее сверху. 3. Можно было видеть, насколько орошение, которое она поглощала, было обильно; можно было видеть и то, что как на севере, так и на западе, и как повсюду, так и здесь поднималась вода и роса.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

7я. Не прелюбы сотвори. 8я. Не укради. 9я. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. 10 – я. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, ели-ка суть ближняго твоего. По-русски: 1я. Я Господь Бог твой; пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня. 2я. Не делай себе идола (статуи) и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землей; не поклоняйся и не служи им. 3я. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. 4я. Помни день субботний, чтобы проводить его свято. Шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой (день покоя) суббота (да будет посвящен) Господу Богу твоему. 5я. Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы продлились дни твои на земле. 6я. Не убивай. 7я. Не прелюбодействуй. 8я. Не кради. 9я. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10я. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. ( Исх. 20 ; Втор. 5 .) Кто и кому дал десять заповедей Закона Божия? Заповеди эти дал Сам Бог на горе Синай через Моисея народу еврейскому, когда он возвращался из Египта в землю Ханаанскую. На чем были написаны эти заповеди? На двух досках каменных (или скрижалях). Первые четыре заповеди содержат в себе обязанности любви к Богу, последние шесть заключают в себе обязанности любви к ближнему (то есть ко всем людям). Как читается первая заповедь закона Божия? … Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии разве Мене. Аз – я. Да – пусть. Бози – боги. Инии – иные, другие. Разве – кроме. Что Бог повелевает этой заповедью? Познавать и почитать Его одного, то есть повелевает веровать в Него, надеяться на Него, любить Его, повиноваться Его воле, молиться Ему и не иметь никаких других богов, кроме Него. Откуда можно лучше всего познать Бога?

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

9. Десять заповедей закона Божия 1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.По-русски: 1-я заповедь. Я Господь, Бог твой; пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня.2-я заповедь. Не делай себе идола (статуи) и никакого изображении того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землей; не поклоняйся и не служи им.3-я заповедь. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.4-я заповедь. Помни день субботний, чтобы проводить его свято. Шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой (день покоя) суббота (да будет посвящен) Господу, Богу твоему.5-я заповедь. Почитай отца своего и мать свою, (чтобы тебе хорошо было и) чтобы продлились дни твои на земле.6-я заповедь. Не убивай.7-я заповедь. Не прелюбодействуй.8-я заповедь. Не кради.9-я заповедь. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.10-я заповедь. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, (ни поля его), ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его), ничего, что у ближнего твоего (Исх., гл. 20; Второзак., гл. 5). Кто и кому дал десять заповедей закона Божия?Заповеди эти дал Сам Бог на горе Синай через Моисея народу еврейскому, когда он возвращался из Египта в землю Ханаанскую.На чем были написаны эти заповеди?На двух досках каменных (или скрижалях). Первые четыре заповеди содержат в себе обязанности любви к Богу, последние шесть заключают в себе обязанности любви к ближнему (т.е. ко всем людям). Первая заповедь Божия Как читается первая заповедь закона Божия?Аз - я. Да - пусть. Вози - боги. Инии - иные, другие. Разве - кроме.Что Бог повелевает этой заповедью?Познавать и почитать Его одного, т.е. повелевает веровать в Него, надеяться на Него, любить Его, повиноваться Его воле, молиться Ему и не иметь никаких других богов, кроме Него.Откуда можно лучше всего познать Бога?Из Священного Писания.Как должно почитать ангелов и святых людей?Их должно почитать не так, как почитаем Самого Бога, но как самых близких к Богу служителей, и должны молиться им, чтобы они испрашивали нам у Бога милости.Кто грешит против первой заповеди Бога?Против нее грешит тот, кто проповедует или принимает какое-либо ложное учение, противное учению православной церкви (еретик); кто не повинуется православной церкви и отдаляется от нее (раскольник); кто верит тайным силам тварей и старается ими действовать; кто гадает; кто слепо верит обыкновенным случаям в жизни, придавая им Божескую силу; кто ленится учиться Закону Божию, и кто надеется больше на человека, нежели на Бога.Чем некогда наказывал Бог людей за то, что они забыли Бога, истинную веру в Него и святой закон Его?Всемирным потопом. Вторая заповедь Божия

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1228...

9. Мы также признаем Бога, но единого, Создателя, Творца и Устроителя всего мира; знаем, что все управляется Промыслом, но Промыслом Его только; научились святому закону, но законодателем имеем истинного Бога, Который и учит нас поступать праведно, быть благочестивыми и делать добро. О благочестии Он говорит: «да не будет у тебя других богов, кроме Меня. Не делай себе кумира, и никакого подобия, какое находится на небе вверху, или на земле внизу, или в водах под землею. Не покланяйся им и не служи им: ибо я Господь Бог твой» ( Исх 20.3–5 ). О делании же добра сказал: «почитай отца твоего и мать твою, чтобы ты был благополучен и долголетен на земле, которую даю тебе Я Господь Бог» ( Исх 20.12 ). И о справедливости: «не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не свидетельствуй на ближнего твоего ложного свидетельства. Не желай жены ближнего твоего, не пожелай дома его, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, что есть у ближнего твоего. Не извращай дела бедного на суде его, удаляйся от всякого слова неправедного, не убивай невинного и правого, не оправдывай нечестивого и не принимай даров, ибо дары ослепляют глаза видящих и извращают слова справедливые» ( Исх. 20:13–17, 23:6–8 ). Служителем сего божественного закона был Моисей, слуга Божий, для всего мира, преимущественно же для евреев, называемых также иудеями, которых древле держал в рабстве египетский царь, тогда как они были праведным семенем людей благочестивых и святых – Авраама, Исаака и Иакова, но Бог вспомянул их и сделав чрез Моисея поразительные чудеса и знамения, освободил и вывел их из Египта; провел чрез пустыню и возвратил их в Ханаанскую землю, которая после названа Иудеею, и им-то Он дал закон и научил сему. Таковы приведенные выше десять глав этого великого и удивительного закона, ведущего ко всякой правде. 10. Так как евреи, родом из земли халдейской, были пришельцами в земле египетской (во время бывшего там голода открылась нужда переселиться им в Египет, где продавался хлеб, и там прожили они долгое время, что случилось с ними по предсказанию Божию), так как, говорю, они пришельствовали в Египте четыреста тридцать лет, то выводя их чрез Моисея в пустыню, Бог научил их чрез закон, говоря: «пришельца...

http://azbyka.ru/otechnik/Feofil_Antiohi...

IV. За непочитание родителей Бог детям великие наказания определил: 1) проклятие: проклят бесчестящий отца своего или мать свою (Втор 27:16); 2) смерть: человек, если злое скажет отцу своему или матери своей, смертью да умрет (Втор 27:16). Если дети неблагодарны будут к своим родителям, от которых столько благодеяний получили, то это следует не от чего иного, как от плохого воспитания, и в этом сами родители виноваты, потому что плохо их воспитывали. Так дети родителям своим, за их нерадение и небрежение в воспитании, воздают равное ослушанием, презрением, злословием, а иногда и биением. Не только в этом веке нерадивые отцы такое претерпевают, но и в будущем еще сильнее перед Страшным Судом Божиим наказаны будут. Посему внимайте этому, родители: храните детей своих от соблазнов так, как зеницу глаз ваших, или даже как души свои. Знайте, что вы за них ответ Богу дадите. Он вас за них сильно накажет. Что вы их по-французски, по-немецки, по-итальянски или светским правилам не научите, за то вас Бог не спросит, а за то, что их в добрых нравах не наставите, суда Божия и истязания не избежите. Помните вы это, я вам просто, да правду говорю: если дети ваши злыми будут, то внучата еще злее, а правнучата и еще злее. Ибо злой отец добру не научит сына, и так зло будет расти, пока судом Божиим не искоренится. А всему тому злу корень и начало – злое наше воспитание.   Здесь, ради малых детей, прилагаются   Заповеди, данные Моисею Богом, с кратким толкованием Они состоят в следующем: 1. Я Господь Бог твой, да не будет у тебя иных богов, кроме Меня (Исх 20:2–3). Толкование: Первая заповедь учит, чтобы мы сердцем признавали и устами исповедовали, что есть только один Бог, и понятие о Божественных свойствах такое бы содержали, как в том нас наставляет Божие слово. 2. Не сотвори себе кумира, и никакого изображения ни того, что на небе, наверху, ни того, что на земле, внизу, и что в воде под землею, да не поклонишься им, и да не будешь им служить (Исх 20:4-5). Толкование: Вторая заповедь запрещает идолослужение и всякий непозволительный способ богопочтения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

LXX: «Ибо смоковница не принесет плода и не будет плодов (или: отпрысков) на виноградных лозах; дело маслины обманет и поля не породят пищи: не достало того, что могли бы несть овцы, и нет волов в стойлах». Соответственно Еврейскому, – по которому мы выше сказали: «Разрушение да проникнет в кости мои, и гной пусть ползет из-под ног моих, чтобы я остался спокоен в день страдания моего, чтобы я присоединился к народу моему», или нашему, готовому в путь, – предшествующее с последующим связывается так: Я потому захотел в настоящее время перенести страдания, а затем подняться к народу крепкому, что придет день страдания и нужды; и когда прочие будут находиться в утеснении, я буду радоваться о величии Твоем: «ибо смоковница не даст цвета, и не будет отпрыска на виноградных лозах: дело маслины обманет, и поля не дадут хлеба», и проч. Так как эти слова только в немногом отличаются от перевода LXX, то мы будем рассуждать о них одновременно. Когда придет день страдания, и я поднимусь к народу моему, который некогда странствовал со мною, или когда придет день разгрома иудейского и народа первого, и когда будет оставлена дочь Сиона, как палатка в винограднике и как хижина на огороде, и как город, который берут приступом, я, избранный из среды погибающего народа, о котором у Исаии сказано: «Если бы Господь... не оставил нам семени, то мы были бы как Содом и уподобились бы Гоморре» ( Ис.1:9 ), присоединюсь к ученикам Христовым; а так как Он учит их на горе, то я приступлю к горам, оставив внизу смятение и изнемогающих. Ибо не дала плода смоковница, к которой пришел алчущий, как говорит Евангелие, Господь и не нашел на ней плодов и проклял ее словами: «не принесешь плода во век» ( Мф.21:19 ). Тщательно рассуди о словах: «не принесешь плода во век»; не говорит: «во веки веков», но только пока минет век этот, и войдет полнота язычников; тогда и эта смоковница принесет плод свой, и весь Израиль будет спасен. Это та смоковница, к которой в третий раз проходит Господин и хочет уничтожить, как не приносящую плода, и о которой садовник, имевший наблюдение за нею, умоляет, чтобы Господин дал ей время, и говорит: Господи, «оставь ее еще на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, может быть она принесет плод; а если...

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010