Вторая часть догматика Вторая часть догматика, как мы видим, насыщена образами, метафорами, цель которых – показать роль Девы Марии в нашем спасении. Преп. Иоанн Дамаскин называет Деву Марию «небом Божества» (ορανς τς Θετητος). Слово «небо» (небеса) часто встречается в Священном Писании, но имеет несколько значений. Например, слово «небо» употребляется, когда в Священном Писании речь идет и об атмосферных явлениях, и о звездном мире, например, «небо красно» (Матф. 16, 2), «знамения с неба» (Лук. II, 16), «звезды на небе» (Евр. II, 12). В первом стихе библейской книги Бытие «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1) под словами «небо и земля» подразумевается вся Вселенная. В понимании древних, видимое небо представлялось как свод, который своим нижним краем касался краев земли. Это дало повод Господу Иисусу Христу употребить такие выражения, как «от края небес до края их» (Мф. 24, 31), «от края земли до края неба» (Мк. 13, 27). Но небо в Священном Писании  —   это и место обитания Бога. Например, Соломон молился Богу при посвящении храма: «Господи, Боже Израилев! нет подобного Тебе Бога на небесах вверху и на земле внизу… Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил» (3 Цар. 8:23–27; ср. с 2 Пар. 2:6; 6:18). Писания ясно и неоднократно утверждают, что Бог обитает на небе. Он смотрит вниз на землю из Своих святых обителей и благословляет Свой народ (Втор. 26:15; Пс. 52:3; Ис. 63:15). Когда Его народ молится в направлении храма, Он слышит на небе, месте Своего обитания, и прощает его (3 Цар. 8:30, 39, 43, 49). Во времена Езекии «встали священники и левиты, и благословили народ; и услышан был голос их, и взошла молитва их в святое жилище Его на небеса» (2 Пар. 30:27). Псалмопевец говорит: «Господь во святом храме Своем, Господь, — престол Его на небесах» (Пс. 10:4); «Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает» (Пс. 102:19). Иисус Христос все время говорил о Своем Небесном Отце (см. Мф. 5:16,45; Мк. 11:25). Все эти ссылки говорят о том, что «небо» — это обитель или жилище Бога, которое апостол Павел называет «третьим небом» или «раем» (2 Кор. 12:2, 3).

http://bogoslov.ru/article/5177484

Глава 18 1–12. Горшечник и глина. 13–17. Неверность иудеев Иегове. 18–23. Их замыслы против пророка. Иер.18:1–12 . Иегова, как Верховный Владыка, совершенно вправе и давать обетования и отменять их, подобно тому как горшечник может распоряжаться глиною, находящеюся у него в руках, как ему угодно. Изменяется состояние того или другого народа – изменяется и отношение к этому народу со стороны Иеговы. Но это увещание, переданное пророком народу, встретило со стороны народа полное противодействие. Иер.18:1 .  Слово, которое было к Иеремии от Го­с­по­да: Иер.18:2 .  встань и сойди в дом горшечника, и там Я воз­вещу тебе слова Мои. «Сойди». Горшечники жили внизу, под городом, где они могли добывать себе глину – может быть, около долины Гинном. Иер.18:3 .  И сошел я в дом горшечника, и вот, он работал свою работу на кружале. Кружало – гончарный станок, состоящий из двух кругов и приводившийся в движение ногою (у древних египтян – левою рукою). Горшечник правою рукою округлял внешнюю сторону сосуда, а левою постепенно расширял внутренность его. Иер.18:6 .  не могу ли Я по­ступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? говорит Го­с­по­дь. Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев. Образ Бога как горшечника нередко встречается и у других св. писателей ( Иов. 10:9, 33:6 ; Ис 29:16, 45:9 ; Прем. 15:7 ; Сир 36.13 ; Рим 9.21 ). Иер.18:13–17 . Неверность Израиля Иегове, – своему Благодетелю, – дело в высшей степени неестественное и очень печальное для Израиля по своим последствиям, так как Господь отвратит от него лицо Свое и оставит иудеев на произвол их врагов. Иер.18:14 .  Оставляет ли снег Ливанский скалу горы? и иссякают ли из других мест текущие холодные воды? Снег на самых высоких скалах Ливана никогда, даже и в знойное лето, не тает. – «Из других мест текущие... воды». Это воды, текущие из окрестностей Ливана, из Сирии, – следовательно, чужие для Палестины. Ливан питает их своим снегом и они постоянно текут с его вершин. Пророк, очевидно, противопоставляет эти чужие, иностранные воды водам ханаанским, т. е. народу израильскому, который похож на поток ханаанский, летом засыхающий.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Господь Сам будет поборать по вас, а вы молчите. Между тем Господь воззвал к Моисею, говоря: что ты вопиешь ко Мне? Скажи сынам Израиля, пусть они идут. А ты возьми жезл свой – простри руку свою на море и рассеки его: пусть израильтяне пройдут посредине моря посуху. Я и ныне прославлю Себя: все египтяне узнают, что Я – Господь. И вот взялся спереди Ангел Божий, ходящий пред полком сынов израилевых, и пошел сзади их; взялся также спереди и столп облачный и стал позади их, и положил этим разделение между полком египетским и полком еврейским; сделались тьма и мрак, наступила ночь, и оба полка не смешались друг с другом всю ночь. Моисей между тем простер руку на море: сильным южным ветром Господь взбурлил и разогнал воду морскую, вода расступилась, и море стало сушею в известном месте. Израильтяне вступили в море посуху и шли среди двух стен воды, по правую и левую руку. За ними тронулись и египтяне: все кони фараоновы, колесницы и всадники тронулись в море. В утреннюю стражу Господь воззрел на полк египетский, стоявший в столпах огненном и облачном, и привел его в смятение – связал оси колесниц и вел их с трудом. Египтяне сказали: побежим от израильтян, потому что Господь Бог поборает за них. Но в это время Господь сказал Моисею: простри руку свою на море, пусть соединится вода и покроет египтян, их всадников и колесницы. Моисей простер руку на море, и к следующему дню вода устроилась на место; египтяне бежали под водою, внизу двух стен воды по ту и другую сторону, и вытряс их Господь (как землю, как сор) среди моря. Вода сдвинулась и покрыла колесницы и всадников и всю силу фараонову – никто не остался из них. А израильтяне благополучно прошли посуху. Благодарные за избавление от явной погибели сыны Израиля с вождем своим Моисеем воспели Господу следующую песнь. Глава 19, [ст.4]. Вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Гостеприимство Господне Всех Он призывает за Свой стол, на котором хлеб присутствует лишь видимо – на самом деле, Он отдает всем верующим в Него Самого Себя. 17 апреля, 2014 Всех Он призывает за Свой стол, на котором хлеб присутствует лишь видимо – на самом деле, Он отдает всем верующим в Него Самого Себя. Икону «Троица Ветхозаветная» правильнее называть «Гостеприимство Авраама»: на большинстве изображений, кроме знаменитого образа преподобного Андрея Рублева, за Ангелами или внизу стоят Авраам и Сарра. Однажды к праотцу Аврааму пришли три странника. Патриарх, еще не знавший тайны Троицы, узнал в них Бога и приветствовал: «Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего» (Быт.18:3-5). Много веков спустя Господь ответит на гостеприимство праведника всему человечеству. Всех Он призывает за Свой стол, на котором хлеб присутствует лишь видимо – на самом деле, Он отдает всем верующим в Него Самого Себя. Ирмос девятой песни канона утрени Великого Четверга напоминает об этом Божественном гостеприимстве: «Странствия Владычня, и безсмертныя Трапезы на Горнем месте, высокими умы, вернии приидите насладимся, возшедша Слова, от Слова научившеся, Егоже величаем». Греческое слово ξενια, переведенное на церковнославянский как «странствие», многозначно: если верить словарю, может пониматься и как угощение для гостя, и как гостеприимство в целом, и как чужбина, и даже как иностранное гражданство. Из контекста кажется очевидным, что имеются в виду именно первые два значения. Однако последние два, думается, тоже упускать не стоит – Сыну Человеческому негде головы приклонить, Царство Его – не от мира сего, вот и ученики Его, посланные Им в мир как агнцы среди волков, тоже: «Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13, 14). Скажете – нечем тут наслаждаться, не стоит приплетать этот смысл? Не соглашусь. Бездомье в мире сем дарует истинную свободу, если вместе с ним обретается дорога в Небесное Отечество.

http://pravmir.ru/gostepriimstvo-gospodn...

Два три неуспеха, непредвиденные какие-нибудь затруднения, или внезапно нагрянувшая опасность – могут быстро охладить такой искусственный пыл, и обратить в совершенно противоположное настроение. Но трудно сломить и поразить человека, умеющего прямо и бестрепетно смотреть в глаза смерти и в каждую секунду помнящего, что он исполняет долг святой религии, и что ему нужно исполнить свой долг чтобы там ни было, и что за это мзда его многа на небеси. Да, истинным героем может быть только искренно-религиозный человек! И оставит-ли Господь на поругание врагам таких людей и откажет ли им в своей помощи? А при помощи Божией нет ничего страшного и невозможного. Аще Бог по нас, кто на ны. Невольно припоминаются здесь отрадные и великие обетования помощи небесной, которыми обнадеживал Господь народ свой, в случае его нравственной чистоты и преданности своей воле и своему закону. Если ты, Израиль, будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять заповеди Его: то Господь, Бог твой, поставит тебя выше всех народов земли... Поразит пред тобою… врагов твоих, возстающих на тебя; одним путем они выступят против тебя, а семью путями побегут от тебя. И увидят все народы земли, что имя Господа, Бога твоего, нарицается на тебе, и убоятся тебя... и будешь давать взаймы многим народим, а сам не будет брить взаймы, и будешь господствовать над многими народами, а они над тобою не будут господствовать. Сделает тебя Господь, Бот твой, главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа, Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня хранить и исполнять! ( Втор. 28:1, 7, 10, 12, 13 ). Боже наш, призри на смирение наше! Если не можем мы похвалиться делами благочестия нашего пред тобою; то все же имя твое святое нарицается на нас, а в сердце нашем горит святая искра любви к тебе и веры в твой всеблагий промысл. Сам поддержи и воспламени сию искру и пробави милость твою ведущим тя! Умножились, Господи, умножились, стужающии нам; мнози восстают на нас, многие глаголют об нас, «нет спасения им в бозе их». Спаси же Господи своею всесильною десницею православную Россию, и возвеличи ее для славы имени твоего! И спаси Господи раба твоего, благочестивейшего государя нашего, – Александра Николаевича. Укрепи его царство, и умножи славу его новыми и новыми победами над врагами, да под скипетром его тихое и безмолвное поживем житие во всяком благочестии и чистоте! Аминь. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Ее бескомпромиссный атеизм лишь слегка смягчается женским умением приспосабливаться к обстоятельствам. Единственный, кто более-менее стремится понять чужестранку, –  местный священник. Но и его силам положен предел. День за днем Карин терпит поражение и, в конце концов, решается на отчаянный шаг – сбежать из деревни, даже если дорога к свободе проходит по краю жерла вулкана. Главная сила, заставляющая Карин сопротивляться, – не в яростной природе острова и не в косной патриархальности деревушки. Бунтуя против людей и обстоятельств, в которые она попала, Карин бунтует против своего главного противника – Бога. Кадр из фильма " Стромболи, земля Божия " Удивительное открытие. Оставив сложную, запутанную и одновременно банальную жизнь внизу, Карин начинает восхождение, которое изменит все. Не такой ли дым стоял над Синаем, когда Моисей поднялся на гору? Не такой ли свет ослепил Савла на пути в Дамаск? Не этот ли ветер переворачивал камни у ног пророка Илии?  «Вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра…» (3 Цар 19:11,12). «Стромболи» Росселлини полон библейских образов, даже если об этом не говорится напрямую. Все земное – лишь тень небесного. Человек соткан не только из костей, плоти и сухожилий. Незнакомец, заговаривающий со мной, несет мне благую весть. Все, кто связан со мной узами крови, связаны и духовным родством. Наступит день, и глаза, которые были слепы, увидят свет. В своем богоборчестве Карин подобно Иову взывает: «О, если бы кто выслушал меня! Вот мое желание, чтобы Вседержитель отвечал мне» (Иов 31:35). Не так ли и мы бунтуем иногда против обстоятельств, против законов, против собственной веры, когда понимаем, что все наши попытки подстроить себя под окружающий мир потерпели крах? Кто же ответит отчаявшейся душе? Море? Скалы? Ветер, пролетающий над ними?

http://pravmir.ru/stromboli-vosxozhdenie...

Елеем святости Моей помажу его вашими руками. Рука Моя будет помогать ему, и мышца Моя укрепит его. И погублю пред ним врагов (409) истины и ненавидящих его сокрушу (как и исполнилось то пророчество ( Пс. 38:1–2, 21 ), что он одолел дикость еретиков). Истина Моя и милость Моя с ним, и именем Моим вознесется рог его”. Итак, на основании этого свидетельства, которое утвердил в их душах дух Иисусов, они поспешно послали и извлекли его из обители, и ввели его в Антиохию, и сделали его епископом. А он не позволил себе говорить и упрашивать их, как многие, именно, что-де «я не могу выдержать и вынести тяжести власти”. Ибо он не последовал примеру других, чтобы употреблять эти обычные выражения, посредством которых люди спорят, когда бывают и представляются поводы (как-то): «не принимаем (избрания), потому что не соответствуем (ему)». А этот Раббула был духовным, и принудил себя ни в чем не умолять своего сердца, и верно рассуждал обо всем в своей свободной душе, чтобы кто-нибудь не унизил его, помимо Бога, ибо он боялся спорить, думая: «Как бы мне не оказаться стоящим против Бога». Ибо он рассуждал об этом про себя и говорил: «Ни в чем и совсем не господствовало желание моего помысла, и мысль его (помысла) не запуталась в сердце моем. Несомненно я верую, что все это дело поистине принадлежит Богу и что Он так и благоволил, чтобы суровое иго власти и тяжелое Таинство Священства я нес в своей немощи. Да будет воля Его и да исполнится Его желание, ибо я (410) как повиновался Его слову и моя душа вышла из лукавого мира, чтобы я сохранил Его заповеди, так и теперь я принимаю Его повеление. С верою и силою Его вступаю в мир только для того, чтобы исполнить Его волю». И членов своего клира он увещевал, как отец своих сынов, и, как голова свои члены, он их убеждал и уговаривал с любовию, и говорил; «Вы знаете, братие, что так как мы стоим вверху на почетной высоте священства и на нас взирает и нами руководится весь народ, который стоит внизу под нами, поэтому не будем ни одному человеку камнем претыкания и не положим пятна на наше служение, и да будет совершена нами служба Господу нашему, и не сделаем ничего такого, за что мы были бы унижены или в сердцах наших, или людьми, особенно же Богом, но во всем да покажем мы себя, что мы служители Бога во всем, что подобает Богу, как сказал апостол: «И будем украшены всякою красотою, подобающею истинной праведности».

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Если прославляет их на небе Бог, то тем более мы должны прославлять на земле, в противном случае окажемся врагами и гонителями друзей Божиих, согласно словам Спасителя ( Ин.15:15–16,18,20 ). А прославление друзей Божиих должно выражаться с нашей стороны между прочим в том, чтобы мы содержали и почитали не начертание одних только имен их, как было это в Ветхом завете, но и изображения ликов их, соответственно тому как мы славим ныне и Бога почитанием не имени только Его, но и образа Его, во плоти явившегося, и как изначала научил Бог прославлять ангелов почитанием изображений их. 16 . Если Богом установлены святые иконы с изображениями на них, кроме лиц Святой Троицы и ликов святых угодников, еще и животных – птиц, змеев: то как примирить с этим следующие слова Священного Писания : Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы, которая летает под небесами, изображения какого-либо гада, ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им не служи им, ибо Я Господь Бог твой ( Втор.4:15–18 ; Втор.5:8–9 ). Бог положил различие между священным и несвященным, чистым и нечистым ( Лев.10:10 ). Это различие нужно иметь в виду и здесь: вышеприведенными словами Священного Писания воспрещается: а) делать изображение кумира, т. е. неосвященное, мерзкое изображение; б) воспрещается поклоняться таковому изображению вместо Бога. О священных же изображениях не говорится здесь. То же самое говорит и пророк Давид: да не будет у тебя иного Бога и не поклоняйся Богу чужеземному ( Пс.80:10 ). 17 . Различие между кумиром и иконою. а) Мы знаем, что идол в мире – ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого ( 1Кор.8:4 ); Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Завернули в сторону Овчей купели. Среди останков древнего города глубоко внизу сохранилась часть купели. Прочитав Евангелие: «есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов…» ( Ин. 5:2 ), — по крутым ступенькам стали спускаться глубоко вниз, чтобы искупаться и испить святой, исцеляющей все недуги воды. Добравшись до воды, в великом смущении остановились, увидев оскверненную купель. В нее была набросана всякая нечистота. Опечаленные поднялись к свету и продолжили Крестный путь. Вдоль всего Крестного пути встречаются подземные камеры, в которых содержались преступники. В одну из них был заточен Спаситель. Припали и облобызали каменные узы, плиту с двумя отверстиями для ног, котЪрая сковывала ноги Христа. Рядом более просторная камера — место заключения Вараввы. Встретил нас в подземном храме настоятель архимандрит Серафим. На стене увидели большой темный деревянный крест. Каждый год в Великую Пятницу Патриарх Иерусалимский начинает Крестный путь от храма Святых Страстей, неся на себе этот крест. Ступая по следам Спасителя, дошли до места, где Он в изнеможении упал на камни мостовой под Крестной ношей. Теперь здесь часовня. Господи, как велики были Твои страдания! Сил хватило всего на несколько десятков шагов. А вот место, где Спаситель встретился с Богородицей. По преданию, Она, узнав о приговоре, бросилась к Пилату с просьбой о помиловании Своего Божественного Сына. Получив отказ, пошла по улицам Иерусалима навстречу Иисусу. Над дверью небольшой молельни помещен барельеф с изображением встречи Богоматери и Иисуса. Через несколько шагов Христос опять упал и уже не мог нести Крест. “…И когда повели Его, то, захвативши некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом” ( Лк. 23:26 ). Дальше — место, которое хранит память о встрече Спасителя с Вероникой. По преданию, она отерла лицо Христа покрывалом. И на нем запечатлелся лик Спасителя в терновом венце. На наружной стене греческого православного монастыря выгравирован небольшой крест, потемневший от времени. Здесь Спаситель встретил верующих женщин: «И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» ( Лк. 23:27-28 ).

http://azbyka.ru/fiction/na-svyatoj-zeml...

Заметим, что под именем царства Иуды разумеется уже вся Палестина, ибо Самария и царство Израильское перестали существовать. Это подтверждается между прочим и распоряжением Езекии по поводу первой Пасхи ( 2Пар. 30:1–5 ), о чем мы уже говорили выше, и тем, что по 4Цap. XXIII, 15–20 царь Иосия распоряжается самовластно по всей Палестине. Возвращаясь к пророчеству, объявленному Исаией Езекии, мы обратим внимание на стих 30-й XIX главы 4-й Кн. Царств, в котором говорится: „и уцелевшее в доме Иудином, оставшееся, пустит опять корень внизу и принесет плод вверху“. Стих этот относящийся к зернам, имеет однако и другое иносказательное пророческое значение. Во-первых пророчество это указывает, что, не смотря ни на какие бедствия, могущие постигнуть дом Иудин, в нем сохранится та внутренняя сила, которая при милосердии Божием опять восстановит народ этот, как творческая Божественная сила восстановляет полное растение из упавшего на землю, и повидимому пропавшего зерна. В этом значении очевидно скрывается пророчество и о грядущем бедствии и плене и о возврате и воссоздании народа и святыни его в Иерусалиме. Но и эти грядущие события были только образы грядущего величайшего из событий на земле, искупления и спасения человечества воплощенным Сыном и Словом Божиим: вот почему следующий 31 стих и присовокупляет: „Ибо из Иерусалима произойдет остаток и спасенное от горы Сиона. Ревность Господа Саваофа сделает сие“ 130 . Это же выражение „Ревность Господа Саваофа сделает сие“ мы находим в другом месте книги Пророка Исаии, а именно в IX, 6–7 когда он прямо пророчествует о Мессии, говоря: „Ибо младенец родился нам-Сын дан нам; владычество на раменах Его и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это“. Нам кажется очевидным по заключительному предложению в том и в другом пророчестве, что и то, и другое говорит о времени воплощения Сына Божия и воссоздания всего человечества от того „остатка“, который пустит корень и принесет плод.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010