А.И. Никольский Минеи служебные месячные 323. Минея, месяц январь , в лист, 135 лл., в два столбца, полууставом XV–XVI вв., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–7 приписка скорописью: «Сия книга Минея церкви Покрова Богородицы на Шиленге». 324. Минея, месяц январь , в четвертку, 327 лл., полууставом XV–XVI вв., в кожаном тисненом переплете. 327 л. порван. Ha 1 листе приписка: «Сие Минеи дал в дом Пречистой да Николе чудотворцу от Троици из Сергиева манастыря Иасае бывшей владыка по собе и по своих родителех при строителе Селивестре лета 7078 (1570) июля и те 5 Минеи взяты у Троицы в Сергиеве манастыре у старца у Ондраяна у Заборовсково и всех Миней дано к Николе 6 во шти книгах». 325. Минея, месяц январь , в четвертку, 511 лл., полууставом нескольких почерков XVI в., в кожаном переплете. 7 лист позднее вставлен. На полях внизу листов 1–7 приписка: «Сия книга Минея церкви Николая что» ...». Между прочими под 14 января служба Савве Сербскому (274 об.–310 об.). 327. Минея, месяц январь , в четвертку, 339 лл., неполная, полууставом XVI в., в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 48, 70 и 71. Рукопись начинается 1 января; нет службы 14 января. За службою 31 января следует служба 3 января. 328. Минея, месяц январь , в четвертку, 328 лл., полууставом XVI в., в кожаном переплете. Из служб славянским святым одна под 14-м января – Савве Сербскому (163 об.–178 об.). 329. Минея, месяц январь , в четвертку, без начала, 302 л., полууставом XVI в., с одною нижнею доскою переплета. На 302 л. запись полууставом: «Списана бысть сия книга Миния месяца декабря в 13 лета 7096 (1508)». Рукопись начинается с продолжения службы 1-го января. 330. Минея, месяц январь , в четвертку, неполная, 299 лл., полууставом XVI в., с разрисованными буквами, в порваном кожаном переплете. На полях внизу листов 1–6 приписка древнею скорописью: «Сия книга Вологодского уезда от церкви Николая чудотворца что в селе Туронтаеве». 331. Минея, месяц январь , в четвертку, неполная 447 лл., полууставом XVI–XVII вв., в кожаном переплете. 1–5 листы порваны с ущербом для текста. На полях внизу листов: 2–33, 36–37, 39–41 две приписки скорописью: 1) «178 году декабря в 25 день дал сию книгу Минею месяц генварь в дом Всемилостивого Спаса и чудотворца Сергия думной дьяк Александр Степанович Дуров»; 2) «лета 7138 (1630) маия в 2 день по своих родителех а подписал на сей книге по ево приказу. Продал сию книгу месяц генварь приказу Казанского уезда подъячей Иван Шапкин тот жа староста Иван Лошаков. А яз диякон Федот руку приложил». Ha 447 л. еще приписка: «Продал сию книгу безмесной поп Марка а подписал сам своею рукою».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Старая Русса. Спасо-Преображенский монастырь. Колокольня. Колокольня. Действует.   Год постройки:приблизительно 1620 - 1630. Адрес: Новгородская область, Старорусский район, г. Старая Русса, Монастырская площадь, д. 1 Координаты: 57.994064, 31.360518 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Монастырская колокольня и ризница К северной стене древнего собора с давних пор (около 1630 года) была пристроена трехъярусная колокольня, и висели на ней, во втором пролете, колокола сладкозвонные, помнившие еще ворогов русских — немцев с Литвою и шведами, а внизу шли крутые лестницы, да хранилось вся­кое добро монастырское, хранилось и казенное вино, когда соборное подцерковье было отдано в аренду казне. Невелика была та колокольня для обители, да прослужила она почти двести лет. Наконец, архимандрита Дионисий, надстроил на нее целый ярус (1819), а еще выше поднялся над нею купол осьмискатчатый со шпилем и золоченым крестом. На самый верх, на четвертый ярус, в семи пролетах его (восьмой заделан наглухо) повысили колокола благовестники. После того прибавили еще большой колокол в 317 пудов. Рядом с ним повесили и прежний набольший колокол с древнею надписью: «Лета 7200 (1692) вылит сей колокол при державе великих государей царей Благоверных и Великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России самодержцев. Февруария во 2 день дал сей колокол вкладом в монастырь Всемилостиваго Спаса, что в Старой Руссе Крестнаго монастыря архимандрит Иосиф да келейный его старец Макарий по своей души и по своих родителех в вечной поминок, весом 720 пудов 8 фунт». Внизу колокола такая надпись: «Лил сей колокол мастер Моторин». Кругом по пролетам разместились другие колокола благозвонные. Тут есть колокол мастерства того же литейщика, весом в 50 пудов; другой колокол Кречевский с над­писью: «Сей колокол города Старыя Руссы бывшаго Кречева монастыря церкви преподобнаго отца нашего Сергия. Весу 4 пуда 4 фун., 1778 года»... И еще есть древний колокол с надписанием: «Лета 7104 (1601), марта слит бысть сей колокол при Благоверном Цари великом князи Борисе Феодоровиче всея Руси», а внизу надпись: «В Ста­рую Русу к Богоявлению (за) Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на Остров». Всего же на колокольне висит 10 колоколов. Внизу под колокольнею находится маленькая часовенка во имя Всемилостивого Спаса, где стоял до последнего времени почитаемый образ Спасителя.

http://sobory.ru/article/?object=57035

Настоящее состояние монастыря Св. храмы и часовня В Жабынской пустыни в настоящее время находится четыре каменных храма; три внутри монастыря: а) соборный во имя Введения во храм Пресв. Богородицы, холодный; б) теплый во имя Знамения Пресв. Богородицы с приделом в притворе во имя трех вселенских святителей, и в) церковь при архиерейском доме, двухъярусная: внизу рождества св. Иоанна Предтечи Господня, а вверху во имя Вознесения Господня и г) один вне монастыря на протоке речки Жабынки – во имя святителя Николая. 1. Соборный храм построен в начале прошедшего столетия в 1708 г., восстановителем сей обители игуменом Тихоном, но не совершен сводами и крышею; в последствии вместо сводов сделан потолок, а крыша покрыта тесом; при строителе о. Сергие все ветхости сего храма были исправлены, а в 1811 г. крыша его покрыта железом, под нею устроено вместо бывшей одной пять голов с железными крестами, окованными по местам шинным железом, а снаружи обиты листовым, сделаны связи для оковки фонаря и вокруг церкви по пелину из шинного железа. Работы производил по подряду Тульский оружейный мастер Аким Васильев Кепанов за 734 руб. 50 коп. В 1838 г. при настоятеле Венедикте, собор расписан внутри, усердием Калужского купца Андрея Афанасьевича Чечихина. Высокий и стройный квадрат храма освещен окнами в два света: вверху с каждой из боковых сторон по три окна (с дуговыми перемычками), внизу с северной два, с южной одно; алтарь освещен 5-ю окнами; наружных украшений нет вовсе, кроме лопаток по углам и репчатого пояса (платбанта) вокруг всего храма, под карнизом крыши. С западной и южной стороны пристроены ко входным дверям две каменные низкие паперти, с дуговыми крытыми железом крышами и пролетами по сторонам, сделаны усердием преосвящ. Дамаскина, который погребен (1851 г.) при сем храме в могильном склепе устроенном, по его личному распоряжению, с южной стороны храма близ алтарной стены. У той же южной стены храма погребен, как показывает вставная извнутри в нее каменная с надписью плита, живший здесь на покое в начале прошлого столетия Болховского Оптина монастыря архимандрит Сергий. На плите изображено: „1721 года Генваря в 15 день в 5-м часу ночи преставился священно-архимандрит схимонах Сергий, на память преподобных отец Павла Фивейского и Иоанна кущника в Белевской Жабынской Макариевой пустыни, при бытности той обители отца игумена Тихона, бывшего ризничего в Москве при господине преосвященнейшем Иларионе митрополите Сарском и Подонском, и погребен на сем месте“. Свод храма опирается на два четвероугольных высоких столба, за ними устроены киоты для икон; как столбы, так равно стены и своды настоящей и алтаря расписаны живописными изображениями из св. истории ветхого и нового заветов. Фонарь средней главы, осмигранный сквозной, освящен 8–10 узкими окнами, а боковые на глухих подставах.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Оглавление I То лето я жил в городе. Днем работал, а к вечеру возвращался в полупустую квартиру. Я не велел снимать портьер на лето, и они висели прямыми складками, чуть запыленные и меланхоличные. Тонкая, палевого оттенка пыль проникала снаружи: она занавешивала своим нежным налетом все внутри; казалось, будто все здесь облегала воздушная кисея. Среди этих больших, светлых комнат я жил уединенно, никого не видя, кроме старушки-прислуги, никуда не стремясь. В один из тихих летних вечеров, почти у подъезда своего дома, я встретил Алексея Золотницкого, старого друга. Я встретил его при тяжелых обстоятельствах – больного, измученного. Мы обнялись, целовались на улице, и я сейчас же повел его к себе наверх. – Как я рад, – говорил он, улыбаясь своей все той же давнишней, светло-печальной улыбкой. – Как хорошо, что я тебя нашел! Я обнял его за талию и помогал всходить. Взбираться было высоко, он ступал с усилием, и на площадках останавливался, переводя дух. У меня в передней он несколько минут сидел, отдыхая: потом мы вместе, все так же под руку, обошли мою пустынную квартиру. – Ну вот, мы будем жить здесь, я никуда не отпущу тебя отсюда! Мы вышли на балкон; отсюда, с высоты, было видно далеко, и древний, любимый мой город шел к горизонту и тонул колокольнями в синеве. Солнце садилось. Неясные – то пыльно-золотистые, то паутинные полосы растягивались над городом. Темно зеленели сады пятнами по склону вдали, кой-где ярко блестели жгучими нитями телеграфные проволоки, ястреба реяли в воздухе. Кресты и купола горели. – Больше года назад я потерял здесь жену, – говорил я, – и она, и я, мы родились здесь, здесь я любил ее и был счастлив. Здесь ее отняли у меня; здесь я страдал и погибал – умру, верно, тоже здесь. Мы молчали долго. Вечерело. Алексей сел в кресло. – У тебя здесь как-то чинно в квартире, как-то важно, торжественно. Но хорошо… И внизу там тоже хорошо! Внизу под нами был переулок, тихий и старый. Налево в нем подымалась церковка – почти до той же высоты, на какой были и мы. Она тоже была старая и смирная церковь; сейчас, в зачинавшемся оранжевом полусумраке, она вычерчивалась тонким и благородным силуэтом на небе, и в этой русской ее незаметности, в пирамиде над колоколами, в городках, глубоко уходивших в пирамиду, – было что-то вековое; почти черные, июльские липы охватывали ее кольцом; они цвели; их сладкий запах шел оттуда струями и растекался по переулку.

http://azbyka.ru/fiction/tihie-zori-zajc...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЛИКЕРИЯ Прав. Гликерия, дева Новгородская (слева внизу). Фрагмент иконы " Собор Новгородских святых " . XIX в. Прав. Гликерия, дева Новгородская (слева внизу). Фрагмент иконы " Собор Новгородских святых " . XIX в. († ок. 1522, Вел. Новгород), прав. дева (пам. 13 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Новгородская. Г. была дочерью Пантелеимона - старосты новгородской Людогощей (Легощей) ул. Сведения о Г. в связи с обретением ее мощей сообщает Новгородская 2-я (Архивская) летопись (2-я пол. XVI в.). Мощи прав. девы были обретены 14 июня 1572 г. за новгородской ц. святых Флора и Лавра на Людогощей ул., очевидно на церковном кладбище, в основном нетленными («тело цило, а не все» - ПСРЛ. Т. 30. С. 192), со сложенными крестообразно на груди руками, в гробу «верх земли»; имя Г., а также указание на ее происхождение, вероятно, сохранились на белокаменном надгробии (в 1-й трети XVI в. надгробия уже имели надписи). Как сообщила Новгородскому архиеп. Леониду пожилая местная жительница Анастасия, Г. хоронили здесь ок. 50 лет назад, т. е. ок. 1522 г. В честь Г. был устроен крестный ход с пением молебнов, «и положили тую девицу на ином месте», т. е., вероятно, в ц. святых Флора и Лавра. В тот же день при гробе Г. получил исцеление 4-летний Агафон, сын подьячего Сувора Богдана, по этому случаю «у владыкы» (т. е. в Новгородском кремле) весь день звонили в колокола. 11 авг. 1572 г. у гроба св. девы произошло 2-е чудо - она «простила человека очима» (Там же. С. 194). Дни обретения мощей и прославления Г. совпали с пребыванием в городе царя Иоанна IV Васильевича (июнь-авг. 1572), в эти месяцы часто совершались по городу крестные ходы во главе с архиепископом, в Новгород из Москвы были возвращены мн. чтимые иконы, на Софийскую звонницу подняты новые колокола. Исцеления при гробе Г. стали основанием для ее канонизации, происшедшей, вероятно, в том же году (одновременно с прославлением св.

http://pravenc.ru/text/165131.html

А.И. Никольский Апостолы 78 . Апостол и Евангелие апракосы , в восьмушку, 437 л.л., полууставом разных почерков конца XVIII в., в дощатом с материею переплете. Чистые листы: 418, 423, 427, 428, 431. 79 . Апостол-апракос , с уставными заметками о богослужении, в лист, 200 л.л, полууставом разных почерков XV в., с заставкою, разрисованными буквами и интересным орнаментом (26 об., 34 об.) в порванном дощатом с кожею переплете. 80 . Апостол , в четвертку, неполный, 154 л.. полууставом второй половины XV в., с заставками и разрисованными буквами, без переплета, разбит. Порваны с ущербом для текста листы: 1 и 13–19. Нет листов между листами 12–13, 13 и 14, 19 и 20, 42 и 43, 48 и 49, 120 и 121. На полях внизу листов 1–8 приписка полууставом: «Книга глаголемая апостол Святей Богородици Антониева монастыря Великого Новаграда». Начинается оглавлением, затем статьи: 1) Об хождении Павла-апостола по странам (1 об.–3); 2) написание глав деаниа апостольского (3–7 об.); 3) глав убо всех 40, последующих им 48 еже имуть знамение чрьвлению истореа деаниа апостольскых сказание деании апостольских исписана Лукою евангелистом по летех мнозех страсти Господня (7 об.–10); 4) предисловие Иффалиа диакона деанием святыхь апостол, неполное (10–12). Далее следуют послания апостола Павла, начиная с послания к Ефесеям, а за посланием к Евреям – сказание известно иже по вся дни главам деаний апостол (125–144 об) и сборник 12-ти месяцом, с прокимнами и антифонами (144 об.–154 об.) 81 . Апостол , в лист, 232 л., полууставом XV–XVI в.в., с разрисованными буквами, в порванном дощатом с кожею переплете. Порваны с ущербом для текста листы 4 и 187. На 189–231 листах: «Последование церковного пениа и собрание вселетное» с тропарями и кондаками, в коем киноварью отмечены следующие русские святые с приведением текста тропарей и кондаков им: 1) под 20 декабря Петр митрополит; о нем записано: «в теж день преставися пресвященный митрополит всея Руси в 3 час нощи в лето 6834 (1326)»; за тропарем и кондаком ему приписка: «Служба святого Петра поется в 21 сего месяца»; 2) под 23 мая Леонтий Ростовский; 3) под 15 июля равноапостольный князь Владимир; 4) под 24 июля Борис и Глеб; кондак им помещен под 2 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Калуга. Лаврентьев монастырь. Собор Рождества Христова. Христорождественский собор; Рождественский собор Карта и ближайшие объекты Храмовый комплекс - главное сооружение обители Св. Лаврентия. Центр этого комплекса состоял из двухэтажного одноглавого храма с четырехскатной крышей. На первом этаже храма располагалась церковь во имя св. мученика и Архидиакона Лаврентия, на втором этаже церковь имела два престола: Вознесения Господня и Рождества Христова. Храм с юга, запада и севера окружали крытые галереи. С юга и севера галереи поворачивали от храма под прямым углом и оканчивались башенками. С запада галерея соединяла храм с колокольней, с юга через башню с архиерейскими покоями. Нижняя церковь была первым каменным зданием на территории Лаврентьева монастыря, построена в 1650 г. Вторично освящена в 1790 г. по изготовлению нового иконостаса. А в третий раз - в 1855 г. и при этом переименована: во имя св. праведного Лаврентия Христа ради юродивого Чудотворца. Л. Кавелин так описывает нижнюю церковь: " При первом шаге внутрь храма, вы чувствуете себя под сводами древнего Святилища. Коробовые своды, таинственный сумрак, одинокая лампада в стороне, все приготовляет вас к тому, что это место успокоения одного из угодников Божиих. Все дышит здесь простотой и смирением. Под балдахином помещается рака, или гробница, обитая медными посеребренными листами; на верху ее древнее иконописное изображение Св. Праведного Лаврентия в рост, в серебряном чеканном окладе... " Под тем же балдахином располагалось иконописное изображение Спаса. Размер иконы 1,75х1,58 м. Л. Кавелин отмечает, что икона эта упоминалась в описании чудес св. Лаврентия, а именно, в 1632 г. 2 ноября 1832 г. архимандрит Арсений докладывал: " Нерукотворный образ Спасителя, при гробе Праведного Лаврентия находится, весьма обветшал. Почему на исправление оного чрез искуссного иконописца испрашиваю Архипастырской резолюции " . На самой иконе внизу была сделана следующая надпись: " 1833 года в ноябре обновися сей Нерукотворный образ, по благославления Преосвященного Никанора Епископа Калужского и Боровского, усердием Иеромонаха Авеля, художеством же иконописца Ивана... " . Что потом стало с этой старейшей монастырской иконой, неизвестно.

http://sobory.ru/article/?object=18338

сост. Александр Ратшин Рязанской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. 2 класса, в губернском городе Рязани; состоит под управлением архимандрита, который есть и ректор Рязанской семинарии. Время построения сего монастыря неизвестно; впрочем, в половине XV века он уже существовал. В нем две церкви: 1) Соб. Преображения Господня; 2) Богоявления Господня, с приделами Покрова Богородицы и Иоанна Богослова. СОЛОТЧИНСКИЙ, муж. 2 класса, в 18 верстах от Рязани, при впадении реки Солотчи в Оку; находится под управлением архимандрита. Он основан в 1390 году славным владетелем Рязанским, князем Олегом, сыном Иоанна Коротопола, врагом Донского и Москвы. Сей князь принял тут иноческий сан; тело его, вместе с супругою, Евпраксиею, было погребено прежде в Покровской церкви, находившейся близ монастыря, на берегу Солотчи; а оттуда, в начале XIX века, останки их перенесены сюда в склеп, под соборною церковью, где также хранятся отломки каменных их гробов и кольчуга князя Олега. Здесь три церкви: 1) Соб. двухэтажная, где престолы вверху Сошествия Св. Духа, а внизу Преподобного Онуфрия; 2) Покрова Богородицы, и 3) Иоанна Предтечи, над св. вратами, в которой находится древняя икона св. Алексия Митрополита. Был еще здесь храм, в недавнем времени за ветхостью сломанный, существовавший, кажется, с XIV века, во имя св. Митрополита Алексия, и бывший в 1645 году трапезным, как о том было означено в древней надписи, в стене; при этом храме находились старинные Княжеские покои, которые, судя но зодчеству, могли быть построены во времена Олега. В числе редкостей, хранящихся в здешней ризнице, находится весьма древний образ св. князей Бориса и Глеба, иссеченный из камня. ТРОИЦКИЙ, муж. 3 класса, близ Рязани; состоит под управлением архимандрита. О времени основания этой обители сведений нет; известно только, что она в 1685 году была возобновлена Стольником Вердеревским. Здесь две церкви, из коих соборная, древнего построения, во имя Живоначальной Троицы, с приделом Сергия Радонежского; а другая сооружена архимандритом Мельхиседеком около 1815 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

VII. О граде Иерусалиме и окрестностях его, Земле Обетованной Богородица, помоги мне. 1. Так как ты, по благому своему произволению и просьбе, желал знать о Св. граде Иерусалиме и Земле Обетованной, где ходил Господь наш Иисус Христос , Пресвятая Богородица, Св. Апостолы, пророки и прочие Святые, я дарую тебе это письменное описание, дабы ты имел его на спасение души и телесное укрепление. 2. Знай это, любезный брат, и очисти ум, слух и разумение. Начнем о Св. Гробе. Храм Св. Гроба находится посредине города Иерусалима и имеет два купола. Один купол некрыт и кругом покрыт свинцом; а под ним хоры и кругом 12 мраморных колонн, и к стене прикреплены красные мраморные плиты, и под ним 8 колонн и пол устлан мраморными плитами. Среди него находится живоносный Гроб Господа нашего Иисуса Христа и кругом его мраморная обшивка. У Св. Гроба 30 неугасимых лампад и перед ним камень, где сидел ангел, как сказано: Ангел сидел на камне гроба 2436 . Там висят и четыре лампады и вокруг Св. Гроба снаружи висят 8 лампад. 3. Вокруг него под хорами имеют свои церкви и еретики, проклятые Армяне, Ариане, Яковиты, Несториане, Латиняне, Марониты. 4. Нам православным христианам принадлежит главный храм (кафоликон), а Грузинам принадлежит Голгофа, они также православные христиане. 5. Сходит священный огонь в Св. и великую Субботу, в час вечерни, во славу Христову. 6. Вокруг Св. Гроба 10 колонн с позолоченым верхом. В Св. Гробе три белые мраморные плиты и другие на стене, колонн 15. И есть над Св. Гробом кувуклий крытый свинцем, поддерживаемый 12 желтыми столбами, и внутри он росписан мозаикою: Вознесение Господа нашего И исуса Христа. 7. Перед Св. Гробом есть колонна, росписанная мозаикою, и тут Вознесение. 8. Немного перед ним храм, т.е. крытый храм православных христиан. На полу его Пуп земли, или середина мира, как говорит тропарь: Спасение соделаша посреди земли, Христе Боже. И пророк говорит: Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли 2437 . А пол мозаичный. Висят четыре лампады. Есть и четыре пилястра храма. Алтарь храма росписан мозаикою: Воскресение, а кругом буквы из мозаики. Внизу 12 колонн и престол патриарха. Висят кругом 6 лампад и над Св. престолом висят еще 3 лампады.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

Армения Живописно ущелье Дилижанское, где бурный поток Акстафы, на расстоянии сорока верст, шумно несется по камням в роскошной долине. Она стесняется все более и более, по мере подъема; иногда крутые, обрывы скал едва оставляют место для узкой дороги, под навесом других утесов, а внизу кипит Акстафа, как Терек в Дарьяле; иногда только слышится шум её невидимых вод, под развесистой тенью ив, разросшихся вдоль берегов. Посреди сей богатой растительности природы, мечтаешь быть в саду где опытная рука начертала своенравные стези и, под оболочкою дикости, утаила свое искусство. Но еще живописнее был для меня, на конце ущелья, перевал чрез горный хребет. Обширное Гогчииское озеро внезапно открылось предо мною, кипящее лучами утреннего солнца, как бы огромный щит, вставленный в окраину гор; горы кругом него, уже покрытые снегами, сияли в утреннем свете, самым нежным румянцем. Близко от берега чернел, на утесистом острове, древний монастырь Севанский и армянское селение Чубуклы раскинулось около озера. Когда я стал спускаться с горы, ко мне на встречу понеслись сорок человек армянской конницы, в их восточном наряде и вооружении; этот нечаянный привет, на берегах живописного озера, посреди утренней картины гор, произвел на меня впечатление сильное и приятное. Дикая, пустынная Армения, исполненная поэтических развалин своих городов и обителей, представилась мне полною действительной жизни, как будто все её славное минувшее внезапно обратилось в настоящее. Окруженный блестящими всадниками, я продолжал путь вдоль по берегу, до того места, откуда можно было переплыть в монастырь. Сильный ветер долго препятствовал слышать наши крики и выстрелы, на острове Севанском, который отстоит за две версты: наконец медленно двинулся оттоле паром, единственное средство сообщения с берегом. На целом озере нет ни одной лодки, хотя в его окружности, усеянной селами, считается до трехсот верст и более шестидесяти в поперечнике; но трудность водяного пути полезна была, во времена владычества персидского. Не осудил и я убогого парома, потому что его толстые бревна, лучше дощатой лодки, противостояли напору волн, и менее чувствовалась томительная качка на волнах.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010