I. Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве Мене. 1. Я, Господь Бог твой; чтобы не было у тебя других богов, кроме Меня. Заповедь эта повелевает любить Бога больше всего и, кроме Него, не воздавать никому Божеской почести. Святых угодников Божиих следует тоже почитать, но не так, как Самого Бога, а как людей более других угодных Богу, как молитвенников и заступников наших перед Ним. II. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им. 2. Не делай себе идола и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, что в водах под землею; не кланяйся и не служи им. Так как все в мире сотворено Богом, то Ему одному следует покланяться и Его одного следует почитать Божеством. Делать идолов и им поклоняться никак не следует. Поклоняясь святой иконе, мы должны представлять себе того, кто изображен на ней, и ему поклоняться, а не считать самые иконы за Божество. III. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе. 3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. Не должно святое и великое имя Божие произносить праздно, в пустых разговорах, а потому и божиться и клясться понапрасну заповедь эта запрещает. IV. Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему. 4. Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой - день покоя (суббота) да будет посвящен Господу Богу твоему. Шесть будничных дней недели человек должен трудиться, работать, и вообще заботиться обо всем, что нужно для его земной жизни. Седьмой же день надо посвятить Богу, то есть отделить его для Господа, молиться Ему, читать во славу Божию полезные книги, помогать бедным, и вообще, ради Господа, делать как можно больше добра, а не в праздности быть и отнюдь не бесчинствовать. В Ветхом Завете так праздновалась суббота, а у нас, в Новом Завете, в память воскресения Христа из мертвых, празднуется воскресенье.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

   5. И апостол Павел, говоря: «вы служили тем, которые не были боги, а теперь знаете Бога и даже знаемы Богом» (Гал. 4:8, 9), отделил тех, которые не были (боги) от Того, Кто есть Бог. И ещё говоря об антихристе: «он противится и возвышается над всем, что называется Бог или что почитается» (2 Сол. 2:4), обозначает тех, которые от неведущих Бога называются богами, т.е. идолов. Ибо Отец всего называется Богом и действительно есть; и антихрист будет превозноситься не над Ним, но над ими, которые называются, но не суть боги. Что это истинно, сам Павел говорит: «знаем, что идол ничто и что никто не Бог, кроме Единого. Если и есть так называемые боги на небе или на земле, но у нас Един Бог Отец, от Которого все и Которому и мы принадлежим, и один Господь, Иисус Христос, чрез Которого все (существует) и через Которого и мы» (1 Кор:8, 4 и др.). Он различил и отделил тех, которые называются, но не суть боги, от Единого Бога Отца, от Которого все, и сам от себя, решительнейшим образом исповедал Единого Господа Иисуса Христа. В словах: «на небе и на земле» Он говорит не о творцах мира, как толкуют эти (лжеучители), но это подобно тому, что сказано Моисеем: «не делай себе никакого изображения для Бога из того ли, что на небе горе, или из того, что на земле внизу, или — что в воде под землею» (Втор. 5:8). Что именно разумеется под тем, что на небе, он сам изъясняет: «Смотря на небо и видя солнце, луну и звезды и все украшение неба, ты по заблуждению не покланяйся им и не служи» (Втор. 4:19). И сам Моисей, человек Божий, хотя явился пред Фараоном, как Бог, но не называется у пророков ни Господом, ни Богом, но говорится Духом об нем, как «о Моисее, верном рабе и служителя Божием» (Евр. 3:5; Чис. 12:7), чем он и был на самом деле. Глава VII Ответ на возражение, заимствованное из слов св. Павла. Апостол употребляет иногда перестановку слов.    1. Что касается того, что они говорят, будто Павел во втором (послании) к коринфянам ясно сказал: «У которых Бог века сего ослепил умы неверующих» (2 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   I. Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве Мене. 1. Я, Господь Бог твой; чтобы не было у тебя других богов, кроме Меня.   Заповедь эта повелевает любить Бога больше всего и, кроме Него, не воздавать никому Божеской почести. Святых угодников Божиих следует тоже почитать, но не так, как Самого Бога, а как людей более других угодных Богу, как молитвенников и заступников наших перед Ним.    II. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им. 2. Не делай себе идола и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, что в водах под землею; не кланяйся и не служи им.   Так как все в мире сотворено Богом, то Ему одному следует покланяться и Его одного следует почитать Божеством. Делать идолов и им поклоняться никак не следует. Поклоняясь святой иконе, мы должны представлять себе того, кто изображен на ней, и ему поклоняться, а не считать самые иконы за Божество.    III. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе. 3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.   Не должно святое и великое имя Божие произносить праздно, в пустых разговорах, а потому и божиться и клясться понапрасну заповедь эта запрещает.    IV. Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему. 4. Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой — день покоя (суббота) да будет посвящен Господу Богу твоему.   Шесть будничных дней недели человек должен трудиться, работать, и вообще заботиться обо всем, что нужно для его земной жизни. Седьмой же день надо посвятить Богу, то есть отделить его для Господа, молиться Ему, читать во славу Божию полезные книги, помогать бедным, и вообще, ради Господа, делать как можно больше добра, а не в праздности быть и отнюдь не бесчинствовать. В Ветхом Завете так праздновалась суббота, а у нас, в Новом Завете, в память воскресения Христа из мертвых, празднуется воскресенье.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

А посему предметом нашего желания и молитвы да будет то, чтобы за высокомерие к Христу и Его рабам он получил предсказанное возмездие. Но, думается, такому рассуждению некоторым образом противоречит сказанное древними учителями Церкви, которые относили эти предсказания к Вавилону Римскому, потому что у четвертого зверя – Римского царства – видны были десять рогов, из которых выросший один, искоренив троих, а остальных поработив себе, придёт как царь Римский под видом того, чтобы устроить, обновить и усилить начальство их, а на самом деле – чтобы произвести их совершенное опустошение. Поэтому не погрешит против этого и тот, кто будет разуметь под ним (Вавилоном), как упомянуто ранее, царство, как бы в одном теле владычествующее изначально дольше и поистине пролившее кровь апостолов, пророков и мучеников. Ибо, как говорится: один лик, одно войско и один город, хотя составляющие каждое из них и меняются, так и одно царство, несмотря на то что оно дробится и распределяется по многим городам и местам. И увидел [я] одного ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, [говоря] всем птицам, летающим посредине неба. И об этом ангеле думаем, что это один из высших [ангелов], потому что прочим он повелевает радоваться наказанию грешных и пресечению греха. Птицами называются ангелы по причине быстроты и высоты полета для нашего исправления и наставления, ибо исполнение божественной воли составляет для них христоподражательную пищу. Они парят посреди неба, чтобы восход в него и предсказанное веселье были доступны и ангелоподобным людям , так как ходатайство их служит ступенью восхождения для находящихся внизу. Посему ими же святые будут восхищены в сретение Господу . Летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих. Летите, собирайтесь на великую вечерю Божию. Преимущественное желание Божие, называемое «благоволением и вожделенной Его вечерей», состоит, во-первых, в том, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим 2:4) и чтобы все пришли к покаянию (2 Пег 3:9), а во-вторых, чтобы получили наказание его заслужившие.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Ам.2:8 .  На одеждах, взятых в залог, воз­лежат при всяком жертвен­нике, и вино, взыскиваемое с обвинен­ных, пьют в доме богов сво­их. Пророк говорит о поведении вельмож и сильных в доме богослужения. По мнению одних (LXX, блаженный Иероним ), пророк под домом Бога их (beith elogeichem) разумеет дом Иеговы, а по мнению других (слав. и рус. перев.), дом, где, отправляется незаконный культ тельцов, т. е. святилище в Вефиле или Дане (Юнгеров). С последним пониманием нужно согласиться, так как пророк употребляет выражение бога их, показывая этим, что сам он таит иного Бога. Пророк обличает в ст. 8 вельмож израильских за то, что добытым неправдою и насилием они пользовались при религиозных торжествах, именно возлежали на отнятых у бедняков одеждах и пили вино, неправильно взыскиваемое с обвиняемых. У LXX и в нашем слав. т. начало ст. 8 передано свободно: «и ризы своя связующе ужами, завесы творяху держащыяся требища». По объяснению церковных учителей, греч. текст ст. 8-го указывает на совершение разврата в израильских капищах, на то, что из одежд устроили в капищах шатры для разврата. Ам.2:9–12 . В противоположность отношениям народа к Иегове пророк указывает отношения Иеговы к народу, обличая этим народ в неблагодарности. Ам.2:9 .  А Я истребил перед­ лицем их Аморрея, которого высота была как высота кедра и который был крепок как дуб; Я истребил плод его вверху и корни его внизу. Ам.2:10 .  Вас же Я вывел из земли Египетской и водил вас в пустыне сорок лет, чтобы вам наследо­вать землю Аморрейскую. Пророк вспоминает прежде всего об изведении Израиля из Египта. Под Аморреем пророк разумеет все ханаанские племена (ср. Нав 24.15 ; Чис 21.21 ; Втор 2.26 ). Ам.2:11 .  Из сыновей ваших Я избирал в про­роки и из юношей ваших – в назореи; не так ли это, сыны Израиля? говорит Го­с­по­дь. Пророк указывает на преимущества, которыми отличался Израильский народ от других: пророчество и назорейство (слав. «во освящение»). Ам.2:12 .  А вы назореев по­или вином и про­рокам при­казывали, говоря: «не про­роче­с­т­ву­йте».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Во втором [слове]: «Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землёй, и не поклоняйся им; Я – Господь, Бог твой» – усмотри наставление Владыки. Он вас учит, как милосердный отец детей: видя, что вы хотите послужить языческому многобожию, Он с угрозой запрещает вам, но вы по безумию прилепились к языческим идолам. Ваш праотец Иаков, великий патриарх, придя в Ханаанскую землю из Месопотамии и идя из Сихема в Вефиль, собрал чужих «богов», «золотых и серебряных, каменных и деревянных» ( Втор. 29:17 ), и закопал их под дубом, где умерла Девора, кормилица Ревекки. Ради чего он закопал их? Не бесчестию ли он предал их, запрещая своим детям и внукам поклоняться им, этим истуканам, чтобы и сами они, погибнув в грехе, не обратились в прах? Вы же многократно поклонялись этим идолам, из-за чего и подверглись многим наказаниям. Не считаешь ли ты хулой наше почитание, что мы покланяемся нашим честным иконам, написав [на них] образ Владыки нашего, Господа Иисуса Христа? 1040 Никак не изобразим тот, кого мы не видели. Как мы можем изобразить Неописуемого, Кто в огненном облаке являлся Моисею, в буре и в вихре являлся Иову Авситидийскому 1041 и Илие Фесвитянину (см. 4 Цар. 2:11)? Нам же Он явился не в огне, не в облаке и не в буре, но во плоти родилась нам Жизнь всяческих. Написающе бо рожство Господа нашего (л.150г) проповдахе «âtäà " и и о погыбъш мь род человчстмь. Изобразив Рождество Господа нашего Иисуса Христа, мы проповедуем Его милосердие и заботу о погибшем роде человеческом 1042 . Написающе же въ церкви Семеонъ на руц въспритъ, проповдахе «âtäà " конець, шести Моисйску закону. Изобразив Сретение, когда Симеон в храме принял [Его] на руки, мы проповедуем окончание, уход закона Моисеева. Написающе же проповдахе «âtäà " мъ начатокъ и новаго предани начатокъ: ту бо и Отечь гласъ съ небеси къ Иоану глаголанъ бысть, и Духъ Свтый сниде зракомъ голубинымъ. Преже бо вкъ обавивыис въ Троици, рекъ: «створимъ человка», – сд же вис Отець глагол, и Сынъ и Духъ Свтый осн благодатию; и собьство въ и обавлиныи глаголомь вльствовас.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Вторая заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся им и не служи им». Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им. В древности из дерева, меди, золота, серебра создавались изображения, которым воздавались божественные почести. Под кумиром, однако, нужно понимать не только вещественных идолов, но все то, что слишком сильно овладело человеческим сердцем, заслонив собою Бога и ближних. Здоровье, работа, богатство, компьютер, еда, музыка, книги, спорт, различные увлечения – связанные с ними заботы являются нравственно нейтральными. Однако они могут сделаться предметом зависимости, если люди предаются им всецело и самозабвенно, так что становится трудно оторваться от них, сходить в церковь или откликнуться на чью-либо просьбу о помощи, когда с враждой и гневом встречается всякий, кто покушается на предмет привязанности. Случается, что Бога в человеческой душе заменяют игровые приставки, мобильные телефоны, автомобили, одежда, украшения, вечеринки, квартиры, дачи. Совсем необязательно, чтобы кумиром были низменные страсти — пьянство, наркомания, алчность, властолюбие. Самое благородный и возвышенный предмет может оказаться таковым, если займет в душе неподобающее место. Весьма распространенным нарушением второй заповеди является любостяжание — влечение к материальному достатку. «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» ( Лк.18:25 ). Это происходит не потому, что богатство само по себе есть что-то плохое, то, от чего надо скорее избавиться. Зло заключается не в вещах, а в их употреблении. Топором можно построить дом, а можно убить старушку-процентщицу. Если кто-то топором совершил убийство, это еще не повод вообще запрещать людям использовать топоры. «Из того факта, что идола можно сделать из чего угодно, никак не следует, что мы должны создавать вокруг себя пустыню, уничтожая все, что может гипотетически стать идолом. В конце концов, борьба с идолами сама может стать «идолом», когда человек ее делает смыслом своей жизни» .

http://azbyka.ru/katehizacija/desyat-zap...

Глава 1 Агг.1:1 . Во второй год царя Дария, в шестой месяц, в первый день месяца, было слово Господне через Аггея пророка к Зоровавелю, сыну Салафиилеву, правителю Иудеи, и к Иисусу, сыну Иоседекову, великому иерею: Так как народ, радовавшийся возвращению из плена, еще не построил храма и не отстроил стен города и [город] еще не имел величия прежнего Иерусалима, а люди жили в домах, высеченных в ущельях, что более ясно выражено по-гречески словом: χολοστθμοις, т. е. расположенных внизу: то слово Божие обращено к тем, которые управляли народом Божиим не под властью царей Езекии, Аммона, или Иосии, пока существовал Иерусалим, а под властью Дария царя, владыки Персов, о котором и Даниил таинственно сообщает в своём свитке. Слово Дарий на нашем языке значит: рождения бывшия, что по-гречески выражается словами γενεα γενμεναι; и, действительно, народ, не имеющий храма, живший то здесь, то там, не заслуживал того, чтобы у него был царь другой, а не тот, который ревностно служил воспроизведению потомства, любил плоть и соблюдал заповедь, данную еще не воспитанному, изгнанному из рая человеку: «Растите, размножайтесь и наполняйте землю» ( Быт.1:28,9:1 ). И так как Дарий был любителем дел плоти и союзником дракона, вся сила которого заключается в бедрах ( Иов.11 ), то видение посылается народу во второй год – число не чистое, обозначающее кожаные одежды после райской наготы и после единства девственного состояния; затем и в книге Бытия в то время, как в 1-й, 3-й, 4-й, 5 й, 6-й дни по окончании отдельных творений [говорится]: «И видел Бог , что добро», во 2– й день согласно Еврейскому тексту и переводам Акилы, Симмаха и Феодотиона этих слов нет. И на самом деле невозможно, чтобы Бог одобрил мыслью день второй, который, образовав число, нарушил единство. Присоединяется также и месяц шестой, не имевший, как и седьмой, праздников Божиих, но имеющий соотношение с шестью днями, когда сотворён мир, в котором мы несём тяжкие труды и в поте лица едим хлеб, а земля произращает нам терния и колючие растения и обсеменяемая пшеницею даёт листву и тростник.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради пречистыя Твоея Матере, Преподобных и Богоносных Отец наших и всех святых помилуй нас. Аминь. Заповеди Божии 1)  «Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии разве Мене.» Я – Господь Бог твой, да не будут у тебя боги другие, кроме Меня. Заповедь эта повелевает любить Бога более всего, и кроме Его не воздавать никому Божеской почести. Святых угодников Божиих следует тоже почитать, но не так, как самого Бога, а как более других людей угодных Богу, как ходатаев и заступников наших пред Ним. 2)  «Не сотвори себе кумира, ни всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах и под землею: да не поклонишися им, и да не послужити им.» Не делай себе идола и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах и под землей: не поклоняйся им и не служи им. Так как все в мире сотворено Богом, то Ему одному следует поклоняться и Его одного следует почитать Божеством. Делать идолов и им поклоняться не следует. Поклоняясь св. иконе, мы должны представлять себе того, кто изображен на ней и ему поклоняться, а не считать самые иконы за Божество. 3)  «Не приемли имени Господа Бога твоего всуе.» Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. Не должно святое и великое имя Божие произносить праздно, в пустых разговорах, а потому божиться и клясться понапрасну заповедь эта запрещает. 4)  «Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотворити в них вся дела твоя, день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему.» Помни день субботний, чтобы праздновать его: шесть дней трудись и обделывай в них все дела твои; в день же седьмой, субботу, послужи Господу Богу твоему. В шесть будних дней в неделе человек должен трудиться, работать, и вообще заботиться обо всем, что нужно для его земной жизни; седьмой же день надо посвятить Богу, т. е. отделить его для Господа, молиться Ему, читать во славу Божию полезные книги, помогать бедным, и вообще ради Господа делать как можно более добра, а не в праздности быть и отнюдь не бесчинствовать. В ветхом завете так праздновалась суббота, а у нас, в память воскресения Христа из мертвых, празднуется воскресенье.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobroe...

Громадная масса светлого воздуха висит над бездной, в которой глубоко внизу расстилаются зеленые поля, окаймленные песчаными отмелями, перед которыми безбережно лежит прекрасная морская равнина. Белая пена прибоя бесшумно шевелится у берегов, отмывая в море широкую полосу малахитовой мути. Налево далеко к югу на остром мысу чернеют гигантские развалины Атлита. Направо выгибается широкая дуга залива, у которого друг против друга стоят два маленьких белых, одетых зеленью и осененных зонтиками пальм городка: Кайфа и Акка. С этой высоты все теряет свои размеры, окрестность принимает вид географической карты, но только цветущей жизнью и свежей прелестью красок. Над морем слева плыла круглая туча и дождь нитями висел из нее, точно борода из комка пушистой шерсти. Мне вспомнилось библейское сказание о пророке Илии: После трехлетней засухи Илия взошел на верх Кармила, и наклонился к земле и положил лицо свое между коленами своими. И сказал отроку своему: «Пойди посмотри к морю». Тот пошел, и сказал: «Ничего нет». Он сказал: «Продолжай это до семи раз». В седьмой раз тот сказал: «Вот небольшое облако поднимается от моря, величиною в ладонь человеческую». Он сказал: «Пойди скажи Ахаву: запрягай колесницу твою и поезжай, чтобы не застал тебя дождь»... Перед Кайфой вся равнина тщательно возделана и правильные четырехугольники черных пашен покрывают ее, точно клетками шахматной доски. – Чьи это поля? монастырские? – спросил я проводника. – Нет, все это земля немецких колонистов. Половина Кайфы, которая ближе сюда, занята ими. В средине монастыря устроена небольшая церковь . По полу она имеет очертания креста, вверху же стены ее сводятся в светлый куполок, прорезанный рядами круглых окон. Она очень небогата: стены и колонны ее не мраморные, а только раскрашены под мрамор, но все-таки это очень красивая и бережно хранимая церковка. Под алтарем ее находится пещера, по преданию, служившая жилищем пророку Илье – там поставлена раскрашенная статуя пророка. Над алтарем стоит статуя «Notre Dame du mont Carmel».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010