Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня ( Пс. 50:4 ). На русский язык словом «грех» переведен упомянутый выше древнееврейский термин chattt , означающий ущербность греховного состояния человека. Замечательно, что Давид смотрит на грех не юридически, не как на причину для гнева Божия (хотя такой аспект можно найти в других ветхозаветных текстах) – для него важен не гнев, а благодать Божия, «великая милость» Его, которая может «омыть» и «очистить» природу согрешившего человека от греховного поражения. Несмотря на греховную ущербность, Бог может исцелить человека совершенно: «Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега», – молится Давид ( Пс. 50:9 ). Внутреннее раскаяние Давид рассматривает как важнейшее условие для прощения и очищения Богом; без этого внешнее покаяние, выражающееся в принесении жертвы, не имеет значения в глазах Божиих: «Жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь», – говорит Давид ( Пс. 50:18 ). Бог не желает жертвы Давида без внутреннего раскаяния потому, что жертва – это публичный акт, но Давид именно внешне, публично лицемерил, когда посылал Урию, мужа Вирсавии, на верную смерть; внешне все выглядело пристойно, тогда как внутренне Давид был исполнен коварства. Поскольку жертва лишь символизирует покаяние, без внутреннего раскаяния она будет лишена смысла. Давид желает сначала измениться внутренне, желает, чтобы эта истинная перемена стала основой для последующего публичного жертвоприношения: «Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже», – говорит он ( Пс. 50:19 ). После осознания греха и внутреннего раскаяния, после обращения к Богу через сокрушение сердца как залог будущего публичного искреннего исповедания греха посредством жертвоприношения Давид призывает благодать Божию с надеждой на очищение. Восстановление целостности и гармонии души станет для него тем действием Божиим, которое даст удостоверение в прощении его грехов: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» ( Пс. 50:12 ). Это очищение Господь производит Своим Святым Духом: «Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня» ( Пс. 50:13 ). Результатом очищения для Давида является радость праведника – радость пребывать в Боге и с Богом: «Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня» ( Пс. 50:14 ). Здесь «радость спасения Твоего» по- еврейски передается выражением, в котором используется термин ysha‘, «спасение», получивший позже у пророков мессианское значение 240 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Наиболее выдающимся образцом ветхозаветной покаянной письменности является 50-й псалом, написанный Давидом после известной истории его согрешения с Вирсавией ( 2Цар.11:12 ). В нем выражены практически все этапы покаянного процесса, изложенного в начале данной статьи. Покаянная молитва Давида начинается с испрашивания у Бога прощения и, вместе с тем, – очищения души от скверны и нечистоты, которые вошли в природу человека через греховные поступки: «Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня» ( Пс.50:4 ). Здесь в еврейском оригинале слово «грех» вновь звучит как «хаттат»; это значит, что Давид смотрит на грех не юридически, не как на причину для гнева Божия (хотя такой аспект можно найти в других ветхозаветных текстах): для него грех уже несет ущербность бытия грешника, поэтому Давид вспоминает прежде всего не о Божием гневе, а о Его благодати, «великой милости» Его, способной «омыть» и «очистить» природу согрешившего от греховного поражения. Внутреннее раскаяние Давид рассматривает как важнейшее условие для прощения и очищения Богом; без этого внешнее покаяние, выражающееся в принесении жертвы, не имеет значения в глазах Божиих: «Жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь», – говорит Давид ( Пс.50:18 ). Бог не желает жертвы Давида без внутреннего раскаяния потому, что жертва – это публичный акт, но именно внешне, публично Давид и действовал лицемерно, когда посылал Урию, мужа Вирсавии, на верную смерть; внешне все выглядело пристойно, тогда как внутренне Давид был исполнен коварства. Поскольку жертва лишь символизирует покаяние, без внутреннего раскаяния она будет лишена смысла. Давид желает вначале измениться внутренне, желает, чтобы эта истинная перемена стала основой для последующего публичного жертвоприношения: «Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже», – говорит он ( Пс.50:19 ). Затем Давид призывает благодать Божию с надеждой на очищение. Восстановление целостности и гармонии души станет для него тем действием Божиим, которое даст удостоверение в прощении его грехов: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» ( Пс.50:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Не знает дьявол и нашего внутреннего намерения и только по внешним признакам определяет движение нашей мысли. Как святой Иероним и написал: «однако мы не должны думать, что он проникает в тайники сердца; нет! Он по состоянию нашего тела и по движениям его судит о том, что происходит внутри нас» . Мне представляется даже страшным кощунством, когда дьяволу приписываю свойства Бога: всеведение, вездесущие и т. д. Как всякая тварь, сатана имеет свое место и положение во времени и пространстве. Сказано: «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божиего никто не знает, кроме Духа Божия» ( 1Кор.2:11 ). – Этот библейский стих показывает, что тайны человеческого сердца знает только сам человек и Дух Божий, так как все сотворенное и есть Божие. Посему будем следить не только за сердечными намерениями нашими, но и в самом внешнем поведении утвердимся как люди праведные и благочестивые, и тогда сила зла, отчаявшись сбить нас с правильного пути, оставит, хотя бы на время, нас в покое. То есть, внешнее, должно быть выражением внутреннего, а внутреннее всячески должно стремиться утвердиться в благодати Духа Святого. Как и сказано: «да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке» ( Еф.3:16 ); и еще: «Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» ( 2Кор.4:16 ). Конечно, нам никогда не удастся достичь гармонии между нашим плотским и духовным. Едва ли это удавалось и самому апостолу Павлу, который в отчаянии восклицал: «ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы». ( Гал.5:17 ). Сможем ли мы исполнить хоть что-то сами? Скорее всего, нет! Сказано: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ). Комментируя слова из 129-го псалма: «Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – Господи! Кто устоит?», Августин Блаженный писал: «Из каких глубин послышался этот возглас! Ибо он молил, пребывая под спудом.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Но если сердце живет противоположным — злобой, вожделением, завистью, то любви уже не остается места. Вот чем действительно оскверняется человек. Это и есть та скверна греховная, от которой мы можем омыться через покаяние. Настоящая духовная чистота — это чистота внутренняя. Чистота внешняя может быть обманчива. Мы привыкли гнаться именно за внешним. А ведь порой внешняя чистота становится ширмой для внутренней скверны, так или иначе, но проявляющейся вовне. Шестая заповедь блаженства учит нас тому, что нравственная жизнь христианина сосредоточена на жизни внутренней, потому что от нее зависит и внешнее состояние. Иначе некоторые из заповедей выглядели бы, как минимум, странно. Например, не убивай (Исх. 20, 13) и не прелюбодействуй (Исх. 20, 14). Каждый ли человек способен на убийство или супружескую измену? И хорошо, что далеко не каждый. Хорошо, что есть сдерживающая нас совесть. Но тогда зачем же даны эти заповеди и разве мало других зол, на которые можно было бы указать «не делай»? Господь Иисус Христос отвечает на это: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака» («пустой человек»), подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф. 5, 21–22). Заповедь «не убивай» нарушает уже тот, кто допускает в свое сердце раздражение, гнев и злобу, тот, кто оскорбляет другого, а ведь убить можно и словом. Затем Господь говорит: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф. 5, 27-30). Эти слова не означают, что нужно действительно вырвать себе глаза и отсечь руки. Прежде всего нужно отсечь, отогнать от себя нечистые помыслы — мысли, соглашаясь с которыми мы переходим и к греховным поступкам. Чистота сердца — это отсутствие в сердце, душе и разуме всего того, что отдаляет нас от Бога.

http://pravoslavie.ru/76066.html

Но нет ли в этой «прозрачности» покушения на самое существенное в человеке? Мария Корсакова, г. Ставрополь Инстинктивно мы ощущаем в этой «прозрачности» некую неопределенную угрозу — по крайней мере, тогда когда «прозрачность» становится абсолютным принципом. Почему? Потому что она угрожает растворить то, что является в нас признаком свободных существ — наше внутреннее. Вся человеческая духовность и культура, не только христианская, — Ветхий Завет, и даже эллинская мысль и Просвещение строятся вокруг этого понятия. В конце концов, Cogito Декарта: «Я мыслю, значит я существую» — только в новом виде формулирует то, что восходит к святым отцам, ясно определяющим, что есть личность. Если быть человеком означает способность иметь общение с другими, это требует прежде всего внутреннего в человеке. Только оно дает возможность открыться другому, вступить с ним во взаимную связь. Между нашим внутренним и той единственностью, которая есть в другом, существует взаимозависимость. Одно делает возможным другое. Рождение человека как личности, его принадлежность человечеству может осуществляться только через то, что называется внутренней жизнью. Об этом — знаменитые слова блаженного Августина: «Не уходи во внешнее, возвратись в себя, истина живет во внутреннем человеке». А разве не о том же самом — в Первом Соборном Послании апостола Иоанна Богослова: «Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4, 4)? В принципе, вся человеческая культура, даже отступившая от христианства, от Декарта до Канта (и даже самых близких к нашему времени мыслителей), утверждается на этой идее внутреннего. Где говорит жизнь? В человеческом сердце. Каким образом? Немедленным самораскрытием: впечатления, желания, чувства, помыслы. «Сердце» — наиболее адекватное определение того, что есть человек. «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15, 19). И «добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лк.

http://moral.ru/dom_1111.html

Осуждаемое положение: «Когда Бог сопровождает Свое повеление и Свое внешнее слово помазанием Своего Духа и внутренней силой Своей благодати: то совершает в сердце требуемое Им повиновение». Таким образом, Рим отвергает то, чтобы Бог совершал в сердце человеческом повиновение, когда сопровождает свое повеление внутренней силой Своей благодати. Это значит отвергать ту действенную благодать, которая всегда была догматом Церкви и которая в собственном смысле есть благодать, то есть, божественная помощь, сопровождающаяся своей действенностью, при посредстве добровольного соглашения человека с произведенным в нем движением Божиим. Положение осужденное: «Семя слова, орошаемое рукой Божией, всегда приносит свой плод». Рим видит ересь в этом положении; таким образом, в его глазах истинное учение состоит в признании того, что семя слова, орошаемое Богом, не приносит своего плода. Если это так, то как необходимо понимать следующее учение св. Писания: «Слово, исходящее из Моих уст, не возвращается ко Мне без плода; но совершает все, что Я желаю и производит действие, ради которого Я его посылаю» ( Ис.55:11 ). «И насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» (Кор.3:7). Положение осужденное: «Вера есть первая благодать и источник всех других». Итак, Рим проповедует, будто существует благодать, предшествующая вере? Что же это за благодать? Как согласовать римское учение с учением св. Павла, который положительно говорит: «Необходимо, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» ( Евр.11:6 ). «Иисус Христос верою даровал нам доступ к благодати» ( Рим.5:1,2 ). Осужденное положение очевидно есть то же, что и положение св. Павла. Римское же положение противоположно ему. Итак, оно есть еретическое и совершенно противоречит откровенному учению. Положение осужденное: «Все, кого Бог желает спасти во Христе Иисусе, непременно спасутся». Так как это положение осуждено, то необходимо признать истинным следующее другое: «Все, кого Бог желает спасти во Христе Иисусе, не непременно спасутся, то есть, решительная воля Божия не осуществляет своего действия». Но в св. Писании мы читаем: «Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день» ( Ин.6:39 ). «Кого Бог предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» ( Рим.8:29,30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

От познания духовной сущности Бога последует то, что человек будет Его почитать не веществом, не золотом, не серебром, и не другими материалами, не разбором пищи и одеяния, и не одними только видимыми церемониями, но духом, то есть страхом, любовью, смирением, терпением, покорением воли своей воле Его, и прочими делами, Им заповеданными. «Ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Ев 13:16). Дух духом почитается. Богу всякая наружность и вещество неприятно без внутреннего духа, поэтому говорит Господь: «Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» ( Ин 4:23–24 ). Почтим же Бога как Духа духом, сотворим волю Его и заповеди Его, за грехи наши – дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное принесем. «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» ( Пс 50:19 ). Все старание христианину надобно в том полагать, чтобы душу свою исправить. Ибо Бог к душе нашей говорит, а не к телу. Тело – это орудие души, через которое она действует. Язык говорит, очи смотрят, руки делают, что душа замышляет и хочет. Если душа исправной будет, то и дела внешние будут исправными. Без душевного изволения члены телесные не действуют. Исправим же душу нашу, как дух, в покорение и послушание Богу, тогда и внешние дела наши исправными будут, и так будем Бога нашего духом и истиной почитать. Спасайся. Вкратце предложил тебе, по разуму моему, о свойствах Божиих и о том, что следует от их познания. Видишь, что значит познать Бога! Познание свойств Божиих, насколько можем их познать, приводят нас в познание Его, но приводят с помощью Его и просвещением, как и свойства Его познаем и ими просвещаемся только с помощью света Его. Все христиане хвалятся знанием Бога, но, по апостольскому учению, мало кто знает Его, – только тот, кто заповеди Его соблюдает: «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: я познал Его, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» ( 1Ин 2:3–4 ). Многие и проповедуют Бога, и учат о Боге, но нравами и житием иное показывают. Божие истинное познание вводит с собой непременно исправление внутреннего состояния и от того внешнее непорочное житие.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

От познания духовной сущности Бога последует то, что человек будет Его почитать не веществом, не золотом, не серебром, и не другими материалами, не разбором пищи и одеяния, и не одними только видимыми церемониями, но духом, то есть страхом, любовью, смирением, терпением, покорением воли своей воле Его, и прочими делами, Им заповеданными. Ибо таковые жертвы благоугодны Богу (Ев 13:16). Дух духом почитается. Богу всякая наружность и вещество неприятно без внутреннего духа, поэтому говорит Господь: Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин 4:23-24). Почтим же Бога как Духа духом, сотворим волю Его и заповеди Его, за грехи наши – дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное принесем. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс 50:19). Все старание христианину надобно в том полагать, чтобы душу свою исправить. Ибо Бог к душе нашей говорит, а не к телу. Тело – это орудие души, через которое она действует. Язык говорит, очи смотрят, руки делают, что душа замышляет и хочет. Если душа исправной будет, то и дела внешние будут исправными. Без душевного изволения члены телесные не действуют. Исправим же душу нашу, как дух, в покорение и послушание Богу, тогда и внешние дела наши исправными будут, и так будем Бога нашего духом и истиной почитать. Спасайся.   Письмо пятьдесят пятое Вкратце предложил тебе, по разуму моему, о свойствах Божиих и о том, что следует от их познания. Видишь, что значит познать Бога! Познание свойств Божиих, насколько можем их познать, приводят нас в познание Его, но приводят с помощью Его и просвещением, как и свойства Его познаем и ими просвещаемся только с помощью света Его. Все христиане хвалятся знанием Бога, но, по апостольскому учению, мало кто знает Его, – только тот, кто заповеди Его соблюдает: А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: я познал Его, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины (1 Ин 2:3-4). Многие и проповедуют Бога, и учат о Боге, но нравами и житием иное показывают. Божие истинное познание вводит с собой непременно исправление внутреннего состояния и от того внешнее непорочное житие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Покаянная молитва Давида обращается к внутреннему миру согрешившего человека. Давид начинает с того, что просит у Бога прощения согрешений, но вместе с тем — и очищение души от той скверны, от той нечистоты, которая вошла в его природу через греховные поступки: «Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня» ( Пс.50:4 ). На русский язык словом «грех» переведен упомянутый выше древнееврейский термин [хаттат], означающий ущербность греховного состояния человека. Замечательно, что Давид смотрит на грех не юридически, не как на причину для гнева Божия (хотя такой аспект можно найти в других ветхозаветных текстах) — для него важен не гнев, а благодать Божия, «великая милость» Его, которая может «омыть» и «очистить» природу согрешившего человека от греховного поражения. Несмотря на греховную ущербность, Бог может исцелить человека совершенным образом: «окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега», — молится Давид (50. 9). Внутреннее раскаяние Давид рассматривает как важнейшее условие для прощения и очищения Богом; без этого внешнее покаяние, выражающееся в принесении жертвы, не имеет значения в глазах Божиих: «жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь», — говорит Давид (50. 18). Бог не желает жертвы Давида без внутреннего раскаяния потому, что жертва — это публичный акт, но именно внешне, публично Давид и действовал лицемерно, когда посылал Урию, мужа Вирсавии, на верную смерть; внешне все выглядело пристойно, тогда как внутренне Давид был исполнен коварства. Поскольку жертва лишь символизирует покаяние, без внутреннего раскаяния она будет лишена смысла. Давид желает вначале измениться внутренне, желает, чтобы эта истинная перемена стала основой для последующего публичного жертвоприношения: «жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже», — говорит он (50. 19). После осознания греха и внутреннего раскаяния, после обращения к Богу через сокрушение сердца и рассмотрение этого как залога будущего публичного искреннего исповедания греха через жертвоприношение, Давид призывает благодать Божию с надеждой на очищение.

http://azbyka.ru/biblejskie-osnovaniya-t...

Принимающий пророка во имя пророка получает награду пророка; и принимающий праведника во имя праведника получает награду праведника. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной роды во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» ( Мф.10:40–42 ). И притча о талантах ( Лк.19:17–26 ) свидетельствует о степенях блаженства. Все получают награду, но не в одинаковой степени. О том же пишет и ап. Павел: «Не всякая плоть та же плоть: но одна плоть человекам, иная скоту, иная рыбам, иная птицам. И тела небесные, и тела земные: но одна небесным слава, и иная – земным. Иная слава солнцу, иная слава луне, иная слава звездам; звезда от звезды отличается в славе. Также и воскресение мертвых». О разных воздаяниях и в другом месте пишет: Бог воздаст каждому по делам его. В блаженстве, а также и в мучении, участвуют и душа и тело. Блаженное состояние тел праведников св. Апостол сравнивает со светлыми звездами. А поскольку говорит, что и звезды имеют не одинаковую степень света, то заключает, что будут разные степени блаженства праведников. Всевозможные черты, какими св. Писание представляет будущее блаженство праведников, могут быть приведены к двум главным видам: блаженство внутреннее, в себе самом заключающееся, и блаженство внешнее – от различного отношения существ, как духовных, так и телесных. Из соединения этих двух видов блаженств составляется полное, совершенное блаженство. Человек, как существо умственное, нравственное, само себя сознающее, само собой действующее, – сам в себе открывает начало своего блаженства. Его природа так устроена, что он должен внутри себя находить источники удовольствия и что при известных условиях он не может не ощущать себя блаженным. Ибо в составе всего сотворенного Богом он есть только малейшая часть, и другие существа, как духовные, так и телесные, могут иметь и имеют различные к нему отношения. Последние, смотря по тому, сообразны или несообразны они с настроением его собственных сил и расположений, могут уменьшать или увеличивать его внутреннее удовольствие.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010