Ефес. 4:4–6 .   Мы рассмотрели внешнее благоустройство царства Христова. Посмотрим теперь, в чем состоит внутренний союз членов его, какая невидимая сила соединяет в христианской Церкви людей различных характеров, возрастов и образования, – соединяет в одно целое, дает им как бы одну душу. Единство внутреннее необходимо для Церкви также, как душа для тела. Душа не могла бы обнаруживать своих действий во внешнем мире, если бы у нее не было тела: так и Церковь не могла бы существовать видимо и следовательно не могла бы быть Церковью, если бы у нее не было внешнего устройства, иерархии. Но и тело не могло бы двигаться и дышать жизнью, если бы не было в нем души; так и в Церкви: внешнее устройство было бы без цели и без пользы, если бы не было единства внутреннего. В последние минуты земного служения своего Спаситель молился Богу Отцу о духовном, внутреннем единстве верующих: не о них же (св. Апостолов) только молю, но и о верующих в меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во мне, и я в тебе, так и они да будут в Нас едино,– да уверует мир, что Ты послал Меня. ( Ин. 17:20 ). Вот союз, который должен соединять членов Церкви между собою и с Богом! Но каким образом человеку, облеченному плотью, возможно столь высокое, столь непостижимое единение с Богом и ближним? Будет время, когда мы узрим нашего Господа лицом к лицу и тогда избранные составят вокруг Его единое семейство, одно видимое общество блаженствующим, Церковь торжествующую. Ныне же, по словам св. Апостола, пребывают вера, надежда, любовь: три сия ( 1Кор. 13:13 ). Итак истинные члены св. Церкви, как чада Божии, как члены Самого Иисуса Христа, должны быть соединены между собою единством веры, надежды и любви. В том обществе, где нет положительного, определенного учения, где всякий член имеет право думать о предметах веры, как ему угодно, – и мнение одного не имеет никакой обязательной силы для другого, – в таком обществе единство веры не имеет и не может иметь места; по свойству человеческой природы, сколько голов, столько бывает и умов, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

западных христиан вследствие их глубокого омирщения, забвения того, что «наше житие на небесех есть» ( Флп.3:20 ); не там сокровище их, но «земле, где моль и ржа потребляет и где воры подкапывают и крадут» ( Мф.6:19 ), а, «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»... Итак если свет, который в тебе тьма, то какова же тьма? (21:23). Так практическое омирщение и властолюбие влияет на искажение веры или потемнение света, а сие потемнение в свою очередь ввергает людей в еще низшую степень омирщения. Если б внешнее единовластие было конечной целью Домостроителя нашего спасения, то наилучшим средством к тому было бы исполнить искушения дьявола в пустыне или призвать два легиона ангел в день предания: тогда бы вся вселенная покорилась Христу так, как того желают латиняне, т. е. в смысле признания Его власти над собою. Великий Инквизитор в поэме Достоевского весьма последовательно с этой точки зрения упрекает Господа за то, что Он не поддался голосу искусителя: тогда бы наступило внешнее единение всех народов, а не только «немногих» избранных между званными ( Мф.22:14 ), тех «немногих», которые идут узким путем, ведущим во спасение ( Мф.7:14 ) и никогда не будут составлять на земле всемирного, но только «малое стадо» ( Лк.12:32 ). На вопрос: кто есть пастырь? Мы отвечали – единый Господь Иисус Христос; на вопрос: какое единение? Отвечаем: не вероисповедное, а высшее, внутреннее, наступающее в царстве небесном, а здесь лишь изредка предощущаемое и притом единение отнюдь не между живущими на земле только, но именно между всеми; последнее выяснится для нас точнее при ответе на третий вопрос: из кого составится единое стадо, и кто сии вси, которые некогда будут едино? V. Стадо есть то конечно, которому сказано: «не бойся малое стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам царство» ( Лк.12:32 ). Ясно, что здесь обозначается не собрание верующих той или иной эпохи, а все лишь те из вошедших в церковь во все времена, которые получают царство небесное. В притче о Добром Пастыре заключительные слова указывают на конечный исход До-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Из Священного Предания известно, что даже Божия Матерь, получив извещение от архангела Гавриила о приближающемся часе Ее переселения на небо, повергшись пред Господом, со смирением умоляла Его, чтобы, в час исхода Ее души, не видать Ей князя тьмы и адских страшилищ, но чтобы Сам Господь принял душу Ее в Свои Божественные руки. Тем более грешному роду человеческому полезнее думать не о том, кто не проходит мытарств, а о том, как их пройти и все делать для очищения совести, исправления жизни по заповедям Божиим. «Сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» ( Еккл. 12:13,14 ). 8.33. Говорят, что умершие на Светлой седмице получают Царствие Небесное. Так ли это? – Посмертная участь умерших известна только Господу. «Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все» ( Еккл. 11:5 ). Тот, кто жил благочестиво, делал добрые дела, носил крест, каялся, исповедовался и причащался – тот по милости Божией может сподобиться блаженной жизни в вечности и независимо от времени кончины. А если человек всю свою жизнь проводил в грехах, не исповедовался и не причащался, но умер на Светлой седмице, как можно утверждать, что он получил Царствие Небесное? 8.34. Почему надо причащаться в дни памяти родных: в девятый, сороковой дни после кончины? – Такого правила нет. Но будет хорошо, если родственники почившего приготовятся и причастятся Святых Христовых Таин, покаявшись, в том числе и в грехах, имеющих отношение к почившему, простят ему все обиды и сами испросят прощение. 8.35. Сколько дней носят траур по усопшему? – Существует традиция сорокадневного ношения траура по усопшему близкому человеку, так как на сороковой день душа умершего получает определенное место, в котором она будет находиться до времени Страшного Суда Божия. Именно поэтому до сорокового дня требуется усиленная молитва о прощении грехов усопшего, и внешнее ношение траура призвано способствовать внутренней сосредоточенности и вниманию к молитве, удерживать от активного вовлечения в прежние житейские дела. Но можно иметь молитвенный настрой и без ношения черной одежды. Внутреннее не менее важно, чем внешнее. 8.36. Надо ли в годовщину смерти близкого родственника идти на кладбище?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ин.7:23 .  Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, – на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу? Различие между тем нарушением закона, какое совершил Христос, и теми, какие дозволяют себе делать иудеи, состоит не в том, что Он нарушил закон в отдельном случае, а те – постоянно. Важнее то, что они через нарушение закона достигали только введения младенца во внешнее общение с Богом, делали его членом теократического общества, а Христос при Вифезде даровал расслабленному полное – и внешнее, и внутреннее – спасение (выражение «всего человека» заключает в себе мысль об особенной важности чуда исцеления по сравнению с актом обрезания младенца, который не «весь» освящался этим актом). Давая же расслабленному такое благо, Христос, можно сказать, не нарушил, а исполнил высшую божественную заповедь о любви к ближнему, которая составляла центральный пункт учения закона и пророков (ср. Мф.5:43, 7:12 и др.). Ин.7:24 .  Не судите по наружности, но судите судом праведным. Если теперь за это дело Христа обвиняют в нарушении закона, то это уже суд по внешней стороне поступка, а не по существу, суд формальный, который принимает во внимание только то, что Христос совершил такое нарушение закона, которого другие не совершали. Ведь эти «другие» также нарушали закон и в еще более важных случаях. Почему не судить и их? Ин.7:25 .  Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить? Ин.7:26 .  Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос? Ин.7:27 .  Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он. Слова Христа, очевидно, побудили Его врагов скрыться в толпе. В самом деле, ведь они не могли не сознавать, что их отношение ко Христу являлось придирчивым до явной несправедливости. И раввины, например, Элазар бен-Азарья, сопоставляли обрезание с исцелением всего тела, чтобы доказать, что и в субботу спасти жизнь человеческую так же хорошо, как и совершить обрезание, закон о святости субботы через это не нарушается (трактат Тосефта). Тогда некоторые из жителей Иерусалима, которым, конечно, было хорошо известно отношение иерархии ко Христу, выражают свое удивление такой необъяснимой перемене своих начальников, какая явно произошла в них. «Если предположить, – думали иерусалимляне, – что начальники также уверовали в Мессианское достоинство Христа, то этому мешает то обстоятельство, что все знают о происхождении Христа, между тем как Мессия, по иудейскому воззрению, должен был явиться внезапно и из неведомой страны». Действительно, раввины учили, что Мессия после Своего рождения в Вифлееме будет унесен духами и ветрами и когда вернется во второй раз, то никто не будет знать, откуда Он пришел.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне... Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф.6:2124, 33 ). В этих прочитанных сегодня во святом Евангелии словах Христа Спасителя нам показано взаимоотношение между заботой человека о внутреннем его благосостоянии и заботой о внешнем благополучии. Для нашего назидания благоговейной мыслью проникнем в эти слова Спасителя. Светильник для тела есть око. Какое здесь разумеется око? Конечно, здесь подразумевается око внешнее и око внутреннее. Во внешнем оке, или в глазах, у каждого человека светится сокрытая душа, проглядывает совесть, которая также есть духовное око. Поэтому по глазам часто определяют нравственные качества людей, по глазам узнают даже преступников. Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло. Что это значит: чисто? Святая Церковь часто внушает нам о простоте, чистоте и доброте, цельности духовной, которые свойственны детям. Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него ( Лк.18:17 ). Простоте этой противоположно лукавство: если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Лукавство, как семя, заключает в себе всю полноту зла. Потому в молитве Господней читаем: избави нас от лукавого. Теперь обратим внимание наше на то, какое, по слову Спасителя, действие производит на нас самих как око наше чистое, так и око темное. Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло. Под телом здесь разумеется, конечно, вся личность человека, но, в частности, также разумеется и наше внешнее естество. Простое, чистое око всегда делает человека приятным. Чистое око способно преобразить и сделать светлым человека с самой некрасивой и даже уродливой внешностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Когда все сказанное совершится внутри нас, тогда и все внешнее перестраивается по тому же духу и направлению. По тому же духу начинают действовать и язык, и глаз, и слух, и все другие чувства. Тем же духом направляется тогда всякое движение и всякое действие вовне, наедине, в семействе, на службе, в обществе и во всех житейских отношениях – словом, тогда во всех проявлениях нашей внутренней жизни явным правителем бывает Бог, что и запечатлено для всех в слове Господа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф. 5, 16 ). В ком воцарился Бог внутри, того вы видите участвующим во всех делах,к каким обязывает его положение в обществе; но в них он только внешне, внутренне же весь в Боге, от Которого и исходят для него повеления на всякие дела и начинания, на число их, широту и образ совершения. В таких людях осуществляется именно то, что заповедует апостол: «имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся» ( 1Кор. 7, 29–31 ). Так-то. Кто взыскал и обрел Царствие Божие, в том «будет Бог все во всем» ( 1Кор. 15, 28 ), и как на небе почивает Он на Херувимах и Серафимах, так почивает и в нем, на всех силах его духа, который и сам растворившись в Нем сознанием и свободой деятельности, всё – и внутреннее и внешнее – направляет к угождению Ему единому, возлюбив Его всем сердцем, всем помышлением и всею душою своею ( Мф. 22, 37 ). Святитель Феофан Затворник ( 116, 251 ). Вход в Царство Небесное, которое Святым Крещением насаждено в сердце каждого христианина, есть развитие этого Царства действием Святого Духа ( 108, 154 ). Господь воспретил суетные попечения, чтобы они не рассеивали нас и не ослабляли существенно нужного попечения о стяжании Небесного Царствия. Суетное попечение есть не что иное, как недуг души, выражение ее неверия ( 108, 514 ). Царствие Небесное – мир Христов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» ( 1Кор. 13:4–8 ). Любовь не перестает, потому что она переживает земную жизнь, потому что она содержит единство не только этого изменчивого бытия, но она будет содержать единство бытия вечного. Когда мы говорим о любви как основе жизни, основе бытия, мы больше, чем при какой-либо иной проповеди , чувствуем себя «гласом вопиющего в пустыне». Потому что любовь, как осознанный закон жизни, не приемлется миром. Мир избрал иной закон, мир избрал закон тления и смерти, закон разделения и разложения. Путаясь, выбиваясь из сил, чтобы преодолеть это тление и разделение, люди создают видимость единства и внешнее единство, которое ничего не объединяет и ничего не содержит; оно, это внешнее единство, противопоставляется внутреннему единству любви. Напоминание, и проповедь , и утверждение Божественного закона любви так же неприемлемы для мира, как проповедь вечной жизни и бессмертия. Люди совершенно сознательно отказались от Бога, люди совершенно сознательно отказываются от своего Богочеловеческого достоинства, и посему они не могут не отказаться от любви Божественной. Но мы, верующие, как мы можем не строить всю нашу жизнь на началах Любви, которою содержится, утверждается бытие мира?! Аминь. Беседа шестая Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Каждую неделю мне приходится причащать больную, признанную врачами безнадежной. Каждую неделю я сижу около ее постели и мы ведем беседы о смысле жизни. И я каждый раз чувствую, что идет какая-то непостижимая, но ясно ощущаемая борьба за эту душу. И когда у постели чувствуется веяние смерти, то хочется противопоставить этому дыханию смерти какое-то высшее утверждение жизни и спасения. Не жизни земной, не продолжения этого, все равно недолгого, временного бытия, а вечного, нетленного, истинного, бессмертного.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

«Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» ( Мк. 2, 10–11 ). Отпущение грехов – чудо внутреннее, духовное: исцеление от расслабления – чудо внешнее, физическое. Этим событием оправдывается и утверждается излияние силы Божией и в порядке мира нравственного, и в течении явлений мира физического. Последнее ради первого, ибо в нем цель всего. Господь не насилует свободы, а вразумляет, пробуждает, поражает. Лучшее к тому средство – чудо внешнее. Быть ему положено тогда, когда было положено быть разумной твари, управляющейся свободой. Эта связь так существенна, что отвергающие сверхъестественное действие Божие на мир вместе с тем отвергают и свободу человека, сознавая, что последняя необходимо вызывает первое; и, наоборот, исповедующие истину воздействия Божия в мире поверх естественного течения явлений могут смело им говорить: «Мы чувствуем, что мы свободны». Сознание свободы так же сильно и неотразимо, как сознание бытия. Свобода же неотложно требует непосредственных промыслительных Божиих действий; следовательно, и их призвание так же твердо стоит, как сознание свободы. Святитель Феофан Затворник ( 107, 325–326 ). Свобода от грехов есть истинное счастье христианина ( 104, 1654 ). Сам рассуди, что пользы быть свободным извне, но внутри быть низким и рабом; телом от людей принимать служение, но душой служить Греху? Благородство души в том, чтобы стоять против всякого греха и Против него подвизаться и не допускать ему обладать собой. Лучше служить человеку, чем греху и грехом – диаволу. «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете», – говорит Господь, Освободитель наш ( Ин. 8, 36 ) ( 104, 1654–1655 ). Свободны христиане от закона, ибо уже «не под законом, но под благодатью», по учению премудрого Павла ( Рим. 6, 14 ). Не по принуждению закона, но сво бодным духом исполняют они заповеди Божии, не как рабы, боящиеся наказания господина своего, но как сыновья, проявляющие охотное и любовное послушание отцу своему, и приносят плод духовный: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание. На таковых нет закона» ( Гал. 5, 22–23 ). Кажется, это подразумевал Павел, когда писал: «Закон положен не для праведника» ( 1Тим. 1, 9 ), ибо он благодатью Христовой делает то, что повелевает закон. Но для кого же положен закон? «Для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных» и прочее, как добавляет тот же апостол ( 1Тим. 1, 9–10 ). Они нуждаются в законе, обуздывающем их страсти, предохраняющем от беззакония, грозящем им наказанием ( 104, 1655–1656 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Одно сладко, а другое приятно (прп. Амвросий, 1). Помни сказанное в старчестве: «Сиди в келье твоей, и келья твоя тебя всему научит». Это тебе тем более прилично, что заботишься о внутреннем монашестве, так как ко внешнему не совсем способна по слабому телосложению и нежному воспитанию. И Господь более взирает на сердце, нежели на лицо или внешнее делание человека, хотя от здоровых телесно и это требуется. Впрочем, и слабым здоровьем, но понуждающимся по евангельскому слову и внешнее делание большую приносит пользу, если безропотно проходит оное (прп. Амвросий, 1). Если апостол Иаков и говорит о делах, что вера без дел мертва ( Иак. 2, 20 ), то говорит об этом не просто, а указывает на жестокосердие и немилосердие того, кто имеет возможность благотворить ближнему и не благотворит ему в нужде, говоря так:Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а ктонибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст ему потребного для тела: что пользы? ( Иак. 2, 15–16 ). А святой апостол Павел еще яснее говорит, что не должно много надеяться на видимое благотворение, а более заботиться о стяжании милосердия в сердце и любви к ближнему, говоря так: если раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы ( 1Кор. 13, 3 ). И Варсонофий Великий говорит, что если кто-либо, имея на собственную потребу, скажет просящему: не имею, – несть солга 81 ; потому что не имеет действительно к раздаянию. Также и в Ветхозаветном Писании сказано: Благотвори требующему, елико рука твоя может 82 . Вообще под христианскими делами разумеется исполнение животворных заповедей Божиих, которыми исправляется сердце человека, а не просто нагие видимые дела. При оскудении же делания заповедей приемлется смирение, растворенное покаянием, и наоборот (прп. Амвросий, 1). – Это, брат, все придет в свое время – все дадут; добрых дел никто не даст (прп. Амвросий, 2, ч. 1). Каждая вещь и дело не вдруг совершаются, а мало-помалу, по мере старания и внимания, а иногда и понуждения и с ошибками и неприятностями, которые по времени все пройдут, а дело останется и возвеселит человека (прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Он есть источник познания для нее. Более того: если предмет, объект нашего религиозного познания есть Бог , то и носитель, субъект истинного религиозного познания, есть также только Бог, “Ибо кто знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божиего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога” ( 1Кор. 2. 11, 12 ). Мы познаем Бога. Духом Божиим, данным нам в Церкви. Дух Божий есть Дух Истины и не знает заблуждений; поэтому и Церковь , основой жизни, одушевляющей стихии, источником и субъектом познания которой есть Дух Божий, непогрешима. Не отдельный член или члены или группы членов Церкви непогрешимы, а все тело Церкви; ибо истина дается святости, и познание истины сочетается с нравственным подвигом (и полнота непогрешительного познания истины дается лишь полноте святости, полнотой же святости обладает не тот или другой и не те или другие отдельные члены земной Церкви, а лишь вся Церковь в совокупности, лишь Дух Божий, который есть Дух Святости и который живет в Церкви. Поэтому – мы уже видели – не отдельный человек, как бы он ни был высок и свят и каким саном в Церкви ни был он облечен, может в совершенстве познать истину, а лишь братия, объединенные любовию, т. е. вся совокупность Церкви. Поэтому в Послании Восточных Патриархов (в ответ на окружное послание папы Пия IX, в 1848 г.) правильно сказано, в полном, соответствии с этим основанием всей жизни церковной: “у нас ни Патриархи, ни Соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самое Тело Церкви, т. е. самый народ Церковный...” Поэтому познание истины не есть для нас нечто внешнее, некое внешнее формальное действие, оно есть внутреннейший акт бытия нашего, укорененного в Церкви. И сама Церковь не есть для нас внешний авторитет, она – жизнь наша, которой мы живем, в которой мы укоренены или вернее: она есть жизнь Духа Святого во всех нас, составляющих тело Церкви. К этой преизбыточествующей жизни Духа Святого, живущего в Церкви и являющегося основой всей возрожденной духовной жизни нашей, нельзя по мнению Хомякова применить слова «авторитет» – ибо «авторитет» слишком мало, слишком внешне, оно звучит почти что кощунственно в применении к преизбыточествующему потоку благодати, который есть Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010