Ответ на возражение 1 . Даже телесное поклонение происходит в духе, а именно постольку, поскольку оно проистекает из духовной набожности и направлено к ней. Ответ на возражение 2 . Подобно тому, как молитва первично наличествует в уме, а уже вторично выражается в словах, о чем было сказано выше (83, 12), точно так же и поклонение первично является внутренним почитанием Бога, а вторично – некоторым телесным проявлением смирения. Так, преклоняя колени, мы показываем, насколько мы немощны по сравнению с Богом, а повергаясь ниц, – насколько сами по себе мы есть ничто. Ответ на возражение 3 . Хотя мы не можем достигнуть Бога посредством чувств, однако чувственные вещи побуждают наш ум к тому, чтобы приближаться к Богу. Раздел 3. НЕОБХОДИМО ЛИ ДЛЯ ПОКЛОНЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННОЕ МЕСТО? С третьим [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что для поклонения не требуется определенное место. Ведь сказано же [в Писании]: «Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» ( Ин. 4, 21 ), и то же самое, похоже, можно сказать и о других местах. Следовательно, для поклонения не требуется определенное место. Возражение 2 . Далее, внешнее поклонение определено к внутреннему поклонению. Но внутреннее поклонение обращено к Богу как к вездесущему. Следовательно, и для внешнего поклонения не требуется определенное место. Возражение 3 . Далее, в Новом Завете поклоняются тому же Богу, что и в Ветхом Завете. Но в Ветхом Завете поклонение совершалось в сторону запада, поскольку дверь Скинии смотрела на восток ( Исх. 26 ). Следовательно, по той же причине мы и теперь должны поклоняться в сторону запада, если, конечно, для поклонения требуется какое-либо определенное место. Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Дом Мой назовется «домом молитвы " » ( Ис. 56, 7 ), и о том же идет речь в [евангелии от Иоанна] ( Ин. 2, 16 ). Отвечаю: как уже было сказано (2), главной частью поклонения является внутренняя набожность ума, в то время как вторичной частью – нечто внешнее, выражаемое телесно. Затем, ум схватывает Бога внутренне как не связанного с тем или иным местом, в то время как телесное выявление необходимо должно происходить в некотором определенном месте и положении. Следовательно, определенное место необходимо для поклонения не по преимуществу, как если бы это было ему присуще, а так, как и другие телесные выражения, [т. е.] по причине своего рода уместности.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Павла, суть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость и воздержание ( Гал.5:22, 23 )! Те же духовные плоды войдут с душами святыми в царство небесное, и, конечно, получат новое совершенство и усугубят меру блаженства душ святых. Блаженство праведников в раю во второй период будет блаженством и для души, и для тела. Они будут наслаждаться, радоваться и душою и телом, как свидетельствует пр. Исаия, говоря: «На земле своей сугубая стяжут», т.е. тогда возрадуются славою души и тела. Кроме духа, человек и после воскресения своего тела будет иметь две природы: душу и новое, тонкое тело. И так как участвовали в делах человека дух, душа и тело, то и награда за гробом, – по учению ап. Павла: «приимет каждый яже с телом содела или блага, или зла», – должна быть и для души и для тела. Будет блаженство духовное, внутреннее, и внешнее, соответствующее новому, тонкому эфирному телу. Это внешнее, так сказать, чувственное блаженство составляют: 1) природа райская, нигде и ничего подобного красоте которой душа не видела, не слышала, а потому и вообразить себе не может, по свидетельству ап. Павла, и 2) общество св. ангелов и святых душ. Учение Господа Иисуса Христа о небесном блаженстве следующее: «в дому Отца небесного обители – многи». Эти слова Господа не нужно принимать так, что они означают разные степени блаженства на небесах. Они, как пишет архимандрит Михаил в своем толковании Евангелия на это место, означают только великое число обителей, пространное место, могущее вмещать много. Учение Иисуса Христа о разных степенях блаженства основывается на других Его словах: «Прощаются ее грехи многие, за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит» ( Лк.7:47 ). Вот свидетельство награды, но не в одинаковой степени: «приидет Сын человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его». Как различны дела, так различны и воздаяния, и как одна и та же добродетель (добрые дела) может иметь большую или меньшую степень, так и одна и та же награда будет иметь разные степени: «принимающий вас принимает Меня, а принимающий Меня принимает пославшего Меня.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Понятно, что и при самом творении вселенной не могло быть ничего такого, что могло бы видоизменить вечные умопредставления Божии о мире и их осуществление. Тем более, конечно, недопустима мысль, чтобы что-либо в созданном Богом мире, не исключая и незначительнейших существ и предметов, получило бытие случайно и бездельно, появилось, не будучи предопределено к бытию в вечных Божиих первообразах мира. Вместе с вечностью мысли о мире должно представлять вечным и хотение Божие произвести мир, конечно, как хотение произвести мир в определенное время, ибо безначальное и вечное бытие свойственно только Богу, но не может быть свойственным сотворенным существам. Далее, откровение учит, что мир сотворен Богом по изволении Его свободной воли, а не по какой-либо необходимости. Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах ( Пс.134:6 ; сн. Пс.113:11 ; Откр.4:11 ). Иначе и не возможно представлять творение мира, как действием свободной воли Божией. Если бы не было в Боге свободного желания сотворить мир, то Он и не сотворил бы его, потому что по отношении к действиям Божиим не мыслимо ни внешнее, ни внутреннее принуждение. Внешнее принуждение не мыслимо, ибо Он единый самобытный и всемогущей; при том же до начала миробытия кроме Бога ничего не было. Но не могло быть в Боге и внутреннего принуждения к творению. Бог, как существо всесовершенное, а потому всеблаженное, не имел нужды в каком-либо ином, отличном от Себя бытии, для восполнения Своего совершенства и блаженства. Никто и ничто и не может увеличить или уменьшить ни Его блаженства ( Иов.22:2–3 ; Пс.15:11 ; Деян.17:25 ), ни Его славы ( Сир.18:5 ), вообще полноты божественной жизни. Предположение о внутреннем принуждении Бота к созданию мира необходимо ведет к ложным понятиям о Боге и мире в смысле пантеистическом. Наконец, все сотворено Богом без малейшего затруднения и каких-либо препятствий, согласно Его вечным умопредставлениям о мире и определениям Его воли. Это предполагается самим понятием о всемогуществе Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Прежде, до того как было явлено это таинство Духа Христова, до Его пришествия и явления, вся красота праведности была внешней: и закон, и обрезание, и очищение, и жертвы, и приношения, и служения. Но с того времени, как явилось спасительное Слово Христово и даровало Дух Святой в сердца людей, слово, написанное не чернилами ( 2Кор. 3:3 ), – с этого времени все обретается внутри: служение (стало) внутренним от чистой совести и внутренними (стали) жертвы, ибо Псалмопевец говорит: Воздеяние руку моею – жертва вечерняя ( Пс. 140:2 ). И вообще, (Богом) взыскуется внутренняя чистота и красота души, а таким образом и внешнее может быть подлинно чистым, как говорит Господь: Фарисей слепой, очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их ( Мф. 23:26 ). Ибо Кто сотворил внутреннее, сотворил и внешнее ( Лк. 11:40 ). Ибо если раньше люди, не имея внутренней чистоты, украшались через праведность закона, (то теперь), когда душа, имея в себе истинного Христа, очистилась от мрака, намного более, (чем раньше), освящается и украшается также и тело, в полноте (своей) действительности. 2 . Великая, многоценная и царственная жемчужина, подходящая для царственного венца, принадлежит только царю, и лишь он один может носить ее – другому человеку не позволено носить подобную жемчужину. Подобным же образом, если кто не родился от Царственного и Божественного Духа, кто не стал небесным и царским родом и чадом Божиим, по писанному: А тем, которые приняли Его, дал власть быть чадами Божиими ( Ин. 1:12 ), тот не может носить небесную и многоценную жемчужину – образ Света Истинного, который есть Господь, поскольку он (человек) не стал сыном Царства (Небесного). И те, кто имеют и носят эту жемчужину, будут жить и царствовать с Христом ( 2Тим. 2:12 ) вовеки. Ибо так сказал Апостол: И как мы носили образ перстного, будем носить и образ Небесного ( 1Кор. 15:49 ). Христос есть Тот, Кто носится в душе, в свете неизреченном; Он истинно познается и зрится очами души только тех, кто носят Его (в себе). Непосвященному же невозможно познать того, что от Духа (Божия) ( 1Кор. 2:14 ), а возможно лишь принять в себя веру – и это до тех пор, пока в нем не родится небесный образ Христа и тогда он на опыте познает доброту Господа. Слава Ему, столь Возлюбившему род человеческий, что удостоил людей быть причастниками Своей сущности. Ибо (Апостол) Петр говорит: Дабы сделались причастниками Божеского естества ( 2Пет. 1:4 ). Поскольку столь великие блага и Божественные харизмы обещаны (нам), то и мы будем стараться и просить (у Бога милости) стать причастниками, как и Апостол говорит: Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос ( Гал. 4:19 ). Горе тому, кто не ищет и не находит духовные и неизреченные блага, потому что не рожденный от Духа не может войти в Царствие (Божие) ( Ин. 3:3–5 ), ибо так сказал Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Пс.1:2 .  но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! Характеристика праведника с положительной стороны. – «В законе Господа воля его». – «Воля» – настроение, влечение праведного к «закону Господа», не только к тому, который выражен в десятословии Моисея, но ко всему Божественному откровению. «Размышлять... день и ночь» – всегда согласовать свое поведение с этим откровением, для чего необходимо всегдашнее памятование о нем (см. Втор 6:6–7 ). Пс.1:3 .  И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. Следствием внутреннего усвоения праведником закона и жизни по нему будет его внешнее благополучие и успех в делах. Как дерево, растущее при воде, имеет постоянно влагу для своего развития, а потому и бывает плодоносным, так и праведник «во всем, что он ни делает, успеет», так как ему покровительствует Бог. Пс.1:4 .  Не так – нечестивые, [не так]: но они – как прах, возметаемый ветром [с лица земли]. Пс.1:5 .  Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных. Пс.1:6 .  Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет. Не таково положение нечестивых. Они, как «прах». Пыль, мякина, легко уносимая ветром; их внешнее положение неустойчиво и непрочно. Так как нечестивые проникнуты и живут не по заповедям Бога, то они не могут «устоять на суде» пред Ним и не могут быть там, куда собраны будут ( «в собрании») праведники, так как Господь «знает» (в смысле печется, любит), а потому и награждает поведение ( «путь» – деятельность, ее направление) праведных, а нечестивых губит. В данных стихах нет точного указания, какой разумеется суд Бога – на земле ли, при жизни человека или после его смерти. Но в том и другом случае остается одинаковый смысл – Господь наградит только праведных. История еврейского народа представляет много фактов, показывающих, что и при земной жизни, когда Господь является судьей человека, Он карает нечестивых. Но так как землею не ограничивается существование человека, то и конечный суд над ним будет произведен в последний день, т. е. на страшном суде (ср. Мф. 3:12 ; 1Кор. 6:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.49:16 .  Грешнику же говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, Пс.49:17 .  а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя? Пс.49:18 .  когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься; Пс.49:19 .  уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство; Пс.49:20 .  сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь; Грешен пред Ним и заслужит наказание тот, «кто проповедует уставы Его, берет завет Его, ... а сам ненавидит наставление Его и слова Его бросает за себя». Одно лишь внешнее благочестие, показное, но без соответствующих словам дел, есть оскорбление Бога, пренебрежение Его заповедями ( «бросание за себя»). Пс.49:21 .  ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои [грехи твои]. «Ты это делал, и Я молчал», т.е. Бог не тотчас по своему долготерпению обличает и наказывает грешника, но дает возможность ему исправиться и загладить свое поведение. Из этого «молчания» Бога, медлительности в послании кары, нечестивый делает нелепый вывод, что Бог такой же, как и он, т. е. довольствующийся только внешним богоугождением, внешними жертвами, а не внутренним настроением и соответственным ему поведением человека, Бог изобличит такого человека и накажет. Пс.49:23 .  Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие». Истинный чтитель Бога тот, кто приносит Ему жертвы с искренним чувством благоговения пред Ним и заботится, чтобы и его внешнее поведение и поступки согласовались с этим настроением. «Никогда никакая греческая или латинская ода, говорит Фенелон, не могла достигнуть высоты псалмов. Напр., тот из них, который начинается словами: «Бог богов, Господь возглаголал, и призвал землю», превосходит всякое человеческое воображение» (Вигуру). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Почитание — высшая степень уважения; проявление высочайшего уважения. Почитание и поклонение – это одно и то же? Слова «почитание» и «поклонение» имеют разные смысловые оттенки, однако в некоторых случаях могут использоваться как синонимы. Вот, например, что по данному поводу утверждал преподобный Феодор Студит : «Различием названия они [почитание и поклонение] отличаются, по достоинству же имеют равное значение… Как может быть почитаемо то, чему, вместе с тем, не воздается поклонение?.. Достойный чести достоин и поклонения, достойный благословения – достоин и славы». Для чего необходимо почитать Бога ? Бог безмерно обладает всеми возможными благами и совершенствами, ни в чём не имеет недостатка и нужды. Следовательно, Он не нуждается и в том, чтобы Его творения чтили Его. Человек же нуждается в почитании Бога. Почему? Потому что, правильно почитая Бога, человек пребывает в правильном к Нему отношении, а значит и в правильном отношении к собственной жизни. Как результат, при содействии благодати он достигает того, к чему призван Творцом, стяжает спасение, вечное блаженство, вечный покой. По высокому счёту внутреннее почитание Бога выражается в любви к Нему и к ближнему . Внешнее же почитание, совершаемое от сердца, обнаруживает внутренний настрой. При этом внешнее богопочитание способствует внутреннему преображению человека, большему внутреннему устремлению к Господу и единению с Владыкой владык. Почему православные почитают Иисуса Христа Богом? Православные почитают Иисуса Христа Богом, потому что Он – в действительности Совершенный Бог (и вместе с тем Совершенный Человек ( Богочеловек )), Сын Божий, воплотившийся ради Спасения людей; Вторая Ипостась Пресвятой Троицы . Будучи Богом, Иисус Христос и учит о Себе как о Боге. Он, например, говорит: «Видевший Меня, видел Отца» ( Ин.14:9 ), «Я и Отец – одно» ( Ин.10:30 ), «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Мф.11:27 ). На вопрос иудеев «кто же Ты?» Он отвечает: «От начала Сущий, как и говорю вам» ( Ин.8:25 ). Говоря с ними об Аврааме, Он свидетельствует: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» ( Ин.8:58 ). Почему православные почитают Богородицу ?

http://azbyka.ru/pochitanie

Скажут: Иисус Христос говорил, что царство Его не от мира сего, что если бы от мира сего было царство Его, то служители Его подвизались бы за Него, чтобы Он не был предан иудеям; но ныне царство Его не отсюда ( Ин.18:36 ). Но устрояя Своё царство, не ограничиваемое какими-либо земными пределами, какою-либо одною народностью, не ограждаемое принудительными законами, не защищаемое внешнею силою, Господь не отрицал, не отменял и не разрушал земных царств, которые сами по себе не опасны и не враждебны Его царству, а при лучших условиях (при благочестивых государях, при христианском свойстве государственных учреждений и пр. т. под.) способствуют и содействуют охранению и распространению истины и богоугодной жизни. Что Он не разрушал земных царств, видно из Его слов: «воздадите Кесарева Кесареви и Божия Богови» ( Мф.22:21 ), из слов ап. Петра: «всех почитайте, братство любите, Бога бойтеся, Царя чтите» ( 1Пет.2:14 ), из слов ап. Павла: «всяка душа властем предержащим да повинуется» ( Рим.13:1 и дал.). Итак, если вооруженная защита не свойственна царству Христову, то это не значит, что она также не свойственна и царству земному; свойства этих царств различны: первое устрояется чрез внутреннее усвоение людьми Христовой истины, а второе – чрез внешние условия, чрез сожительство людей и установляемые для сего сожительства внешние принудительные законы. Всякое внешнее принуждение, или насилие не свойственно Христу, ибо Он претворяет в нас внутреннего человека силою убеждения, соединенного с таинственным воздействием Св. Духа; однако некогда и Христос употреблял внешнее принуждение, или насилие, когда, «сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул» ( Ин.2:15 ). К такому же насилию, по мере надобности, прибегает и теперь мирская власть, изгоняя или обуздывая вредных для общества и государства людей, а тем более прибегает к силе для отогнания врагов государства, вторгающихся для разрушения, убийства и опустошения чрез внешние пределы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Соблюдая предания старцев, фарисеи заботились об омовении чаш и блюд, в которых подается пища. Однако кушанья и вина, которые они ели и пили, были приобретены хищничеством и духовно оскверняли их. Не приобретай же, учит Господь, вино неправдою, тогда и сосуд будет чист. Иносказательно понимая, не о чашах и блюдах говорит Спаситель, но о внешней — телесной и внутренней — духовной сторонах существа человеческого. Ты, — как бы так говорит Господь, — стараешься сделать благолепным свое внешнее состояние, но твоя внутренность, душа, полна скверны, ибо ты похищаешь и обижаешь. Должно омыть внутреннее, то есть душу, и вместе с чистотой душевной просияет и внешнее, телесное состояние. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты. Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты. Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. И это сравнение имеет такой же смысл, как и предыдущее. Фарисеи старались по внешнему поведению казаться благоприличными, как гробы окрашенные, то есть выбеленные известью и алебастром, но внутри были полны нечистоты, мертвых и гнилых дел. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков. Таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков. Таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Так что у нас нет причин для оправдания своей беспечности. И на вопрос о том, почему мы не достигаем меры великих древних святых наших правильнее отвечать так: «Потому что нет той же ревности духовной и решимости к жизни по Богу». 402 От степени ревности духовной напрямую зависит и степени святости. По слову св. Отцов, ревность – это такая добродетель, без которой не производится ничего доброго. 403 Это сила на творение заповедей. 404 Именуется сия сила по-разному: иногда как готовность или усердие работать Господу, иногда как решимость точного исполнения заповедей Божиих, а иногда как теплота и горение духа. В зависимости от смысла этих наименований ревность определяют то, как некую богоугодную мысль движимую раздражительной силой души, 405 то, как пса, ревниво охраняющего закон Божий, 406 то, как огонь, который пришел Господь воврещи на землю естества нашего ( Лук. 12:49 ). Из сего явствует то, что ревность духовная рождается внутренним изменением сердца, под невидимым действием благодати Божией 407 и есть такое горение духа, которое выражается неутомимостью и живостью в делах богоугодных без всякого саможаления. Именно ее имеет в виду св. апостол Павел, когда заповедует нам быть тщанием не лениви, духом горяще, Господеви работающе ( Рим. 12:11 ). Отметим, что быть тщанием не ленивым означает не только быстро и усердно действовать, но и добросовестно. «Чтобы кто не вздумал оправдывать своей медлительности тщанием, говоря: надобно же дело сделать как следует, он заповедует быть при тщании не ленивыми. А чтобы кто по той же лености не стал спешить делом, стараясь поскорее отделаться, сделавши дело кое-как, он при неленивости заповедует быть тщательными». 408 Но одной только видимости в делах благочестия недостаточно. «Внешнее исполнение уставов Церкви, равно как регулярность в делах, установляемая расчетливым рассудком, исправность, степенность и честность в поведении еще не суть решительные указатели, что качествует в нас истинно христианская жизнь». 409 Коль скоро к этому не присоединяется горячность духа, такого рода дела в сущности своей являются мертвыми, хотя носят имя будто живы ( Апок. 3:1 ). И насколько такое внешнее благочестие неугодно Богу видно из таких слов Господа: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» ( Апок. 3:15–16 ). Видимое благочестие без соответствия внутреннего более всего неугодно Богу, ибо обманывает своей мнимой добропорядочностью не только окружающих, но и себя самого. В результате образуется нераскаянный фарисей, хвалящийся из-за внешнего своим благочестием. К внешнему благочестию должно присоединить внутренний жар к богоугождению.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010