21 . Такое обрезание совершается втайне. Как Авраам вначале был в необрезании, а потом совершил обрезание, так в необрезании остается наш внутренний человек, когда он пребывает во плоти; когда же он уже не во плоти, но в духе, то он в обрезании, а не в необрезании 179 . Претерпевающий внешнее обрезание не всю плоть совлекает, но только крайнюю, как главный источник соблазна, и претерпевающий внутреннее обрезание совлекает только ту плоть, о которой написано: Всякая плоть – трава, и вся сила плоти – как цвет полевой. Засохла трава, увял цвет, а слово Господне пребудет вечно ( Ис. 40:68 ). Остается же плоть, которая увидит спасение Божье, как написано: И узрит всякая плоть спасение Божие ( Лк. 3:6 ). Что это за плоть? Очисти слух и услышь! 22 . Внутреннее обрезание должно превосходить внешнее обрезание. И потому превосходит всех иудей сокровенный 180 , от колена Иудина. Вот поднимается Истинный Иудей, Он от колена Иудина 181 , Его рука на хребте врагов Его, Он, преклонившись, возлег, как лев или как скимен, Его восхваляют братья Его ( Быт. 49:8–9 ). В Нем Иуда не теряет своего первородства, поскольку слово Его творит таких первородных, которые не уловляются соблазнами века сего и не пленяются удовольствиями мира сего. И как сам Иуда занял свое место в родословной, так и многие из тех, кто рожден после него, будут предпочтены, чтобы радоваться о первенстве добродетелей. Будем же стараться стяжать внутреннее обрезание и внутреннего иудея, который духовен. Духовный же, как первенствующий, судит обо всём, о нем же судить никто не может ( 1Кор. 2:15 ) 23 . Предписанное законом обрезание было отменено как неполное после пришествия Того, Кто обрезал всего человека, исполнил закон обрезания в совершенстве. Он Тот, Кто сказал: Не нарушить закон пришел Я, но исполнить ( Мф. 5:17 ). 24 . Если посмотришь внимательно, найдешь и такой смысл: обрезание крайней плоти должно было прекратиться, потому что к Богу пришли все народы 182 . Ведь не язычникам было заповедано обрезание, но семени Авраама, как читаешь в первом Завете: И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и семя твое после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который ты должен соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя в роды их: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у сына иного племени,который не от твоего семени, непременно да будет обрезан. И будет завет Мой на плоти вашей заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей на восьмой день, истребится душа та из рода своего, ибо он нарушил завет Мой ( Быт. 17:9–14 ). Хотя Аквила 183 утверждает, что в еврейском тексте не сказано о восьмом дне, но он, иудей по букве 184 , не во всём заслуживает доверия, он мог сделать пропуск и не сохранить «восьмой день».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

3:7 ). Явившаяся благодать Божия только потому и спасительная для всех человеков , что научает нас чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке ( Тит. 2:11-12 ). Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак ( Гал. 2:17 ) . Судить же о том “оказались ли мы грешниками, ища оправдания” или нет человеку трудно, ибо грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии ( 1Тим. 5:24 ). Посему и наследниками вечной жизни мы стали “по упованию”. “Спасение не может быть каким-нибудь внешне-судебным или физическим событием, - пишет архиепископ Сергий Страгородский , – а необходимо есть действие нравственное; и как такое, оно необходимо предполагает, в качестве неизбежного условия и закона, что человек сам совершает это действие, хотя и с помощью благодати… Это – основное православное начало, и его не нужно забывать, чтобы понять учение Православной Церкви о самом способе спасения человека” . 587 Апостолы не считали внешнее оправдание человека спасительным ( Рим. 2:29 ), и поэтому, оставляя внешнее на второй план, ап. Павел обращает всё внимание христиан на их реальное внутреннее состояние, говоря: молим Бога, чтобы вы не делали никакого зла, не для того, чтобы нам показаться, чем должны быть; но чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть ( 2Кор. 13:7 ). Протестанты их полемику с католиками автоматически переадресовывают на православных, но если поразмыслить, то православные ведь вполне подходят под протестантскую категорию спасённых! Мы осознаем свою личную немощь, принимаем Христа в сердце как своего личного Спасителя, веруем, что Он за нас распят на Голгофе и т.д. Так что полемика “спасённых” со “спасёнными” о спасении, по крайней мере, с их стороны абсурдна. Это мы не согласны с протестантской вменяемостью спасения всем, кто так о себе хочет думать. Протестанты, убеждая человека уверовать что, Бог есть любовь ( 1Ин.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

76. Кто хочет давать милостыню в надлежащем порядке, тот должен начать с себя самого и прежде всего дать милостыню самому себе. Ибо милостыня есть дело милосердия и весьма справедливо сказано: «Пожалей душу твою, угождая Богу» ( Сир. 30:24 ). И возрождаемся мы для того, чтобы угождать Богу, Которому, по справедливости, не угодно то, что унаследовали мы с рождением. Первая милостыня есть та, какую мы даем себе, потому что мы самих себя нашли достойными сожаления по милости милосердного Бога, исповедуя праведный суд Его, по которому мы стали достойными жалости, о котором говорит апостол: " Суд из одного во осуждение» ( Рим. 5:16 ), и благодаря за великую любовь Его, о коей тот же известитель милости говорит: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» ( Рим. 5:8 ), чтобы и мы правильно думая о нашем удобстве и любя Бога той любовью, какую Он Сам даровал нам, жили бы благочестиво и праведно. Фарисеи, оставив этот суд и любовь Божью, давали десятину для милостыни ото всех, даже самых ничтожных плодов своих; и только не давали милостыни, начиная с себя, оказывая сострадание к самим же себе. По причине такого порядка любви сказано: «Возлюби... ближнего твоего, как самого себя» ( Лк. 10:27 ). Следовательно, когда Он порицал их за то, что они очищали себя извне, внутри же были полны хищения и неправды, напоминая о некоторой милостыни, которую человек должен прежде всего дать себе самому, чтобы очиститься внутренне, тогда и говорил: «Однако же подавайте... милостыню из того, что у вас есть в избытке, и вот – все... чисто у вас» ( Лк. 11:41 ). Потом, чтобы показать то, о чем Он напоминал и что сами они не старались делать, чтобы не подумали они, что их милостыни Ему неизвестны, Он говорит: «Но горе вам, фарисеям» как бы говоря: «хотя Я напоминал вам, что нужно давать милостыню, благодаря которой у вас все было бы чисто, но «горе вам, ...что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей» – эти ваши милостыни Я знаю, – «и нерадите о суде и любви Божией» каковою милостыней вы могли бы очиститься от всякой внутренней нечистоты так, что у вас были бы чисты и тела, которые вы омываете»; ибо это есть все и внутреннее и внешнее, как в другом месте читаем: «Очисти... внутреннее... и внешнее ...чисто будет» ( Мф. 23:26 ). Но чтобы не казалось, что Он отверг милостыни, совершаемые от плодов земных, Он говорит: «Сие надлежало делать» то есть суд и любовь Божию, «и того не оставлять» (Лк

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

VII. Нрав человека должен формироваться по имеющемуся в нем образцу Божиих совершенств В обстановке благодатной жизни в Эдеме все виды живых существ пребывали в блаженном общении с Богом и Его живым образом – человеком, поставленным для владычества над ними. «Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его» ( Пс.8:6–7 ) 35 . Потому вся тварь благоговела пред человеком и повиновалась ему, как своему повелителю, от Творца над нею поставленному. «Господи! Ты все расположил мерою, числом и весом» ( Прем.11:21 ). «Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро» ( Пс.103:24 ). «И целый мир, состоящий из разнородных частей, – читаем у святителя Василия Великого , – связал Он каким-то неразрывным союзом любви в единое общее и в одну гармонию; так что части по положению своему, весьма удаленные одна от другой, кажутся соединенными посредством симпатии» 36 . Поразительно многообразие и совершенство тварных живых существ. И всякая из них имеет свое, только ей присущее содержание, состав, вид, развитие, время бытия, назначенное во всеобщем бытии мира и свой образ и нрав бытия. Нравственность есть выявление в поведении живого существа единственно ему присущего нрава. И если существо ведет себя по отприродно данному ему нраву, мы вправе квалифицировать поведение этого существа как нравственное. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» ( Быт.1:31 ). Если же существо, извращая свое естество, станет гордо и злобно действовать вопреки своему отприродному нраву, – его поведение будет безнравственным. Так внешнее поведение человека не всегда выражает внутреннее состояние его души, ибо может диктоваться лицемерием и фарисейством (скажем, желанием показать себя с лучшей стороны) или же быть следствием принудительных обстоятельств (скажем, при нахождении в больнице или заключении в тюрьме). И тогда одно лишь внешнее поведение человека, может и не давать верного суждения о нравственности наблюдаемой личности.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

  Вторник. (2 Йес. 1, 10–2, 2; Лк. 12, 42–48). Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? — Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не вжаждет. Но в таком случае лучше все бросить? Зачем же? Ведь и бросив все внешнее, можно быть связанным в сердце, и не бросив, можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.   Среда. (2 Фес. 2, 1–12; Лк. 12, 48–59). “Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей”. Что за причина? Верующие в Господа исполняются совсем другим духом, противоположным тому, который властвовал в людях до пришествия Его, потому они и не уживаются вместе. Языческий мир преследовал исключительно житейские и земные интересы. Иудеи хоть имели указания на высшие блага, но к концу склонились на путь язычников. Господь, пришедши в мир, указал людям другие сокровища, вне семьи, вне общества, и возбудил другие стремления. Принимавшие Его учение естественно установляли образ жизни не по прежнему, оттого и подвергались неприязни, притеснениям, гонениям. Вот и разделение. Апостол Павел потом сказал, что и все “желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы” (2 Тим. 3, 12). Так и было и так есть. Когда в обществе начнут преобладать житейские и земные интересы, тогда оно неблаговолительно смотрит на тех, которые обнаруживают другие неземные искания; оно даже понять не может, как можно интересоваться такими вещами, и людей, которые служат представителями образа жизни, непохожего на их жизнь, они терпеть не могут. Это совершается ныне воочию всех. Не знамение ли это времени?..

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

  Суббота. (1 Кор. 16, 58–16, 3; Лк. 5, 17–26). “Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — сказал Он расслабленному;— тебе говорю, встань, возьми постель твою и иди в дом твой”. Отпущение грехов чудо внутреннее, духовное; исцеление от расслабления — чудо внешнее, естественное действие Божие на мир, вместе с тем физическое. Этим событием оправдывается и утверждается привтечение силы Божией и в порядке мира нравственного, и в течении явлений мира физического. Последнее в видах первого, ибо в нем цель всего. Господь не насилует свободы, а вразумляет, возбуждает, поражает. Лучшее к тому средство — чудо внешнее. Быть ему положено тогда, когда было положено быть разумной твари, управляющейся свободою. Эта связь так существенна, что отвергающие сверхъестественное действие Божие на мир, вместе с тем отвергают и свободу человека в сознании, что последняя необходимо вызывает первое; и наоборот, исповедующие истину воздействия Божия в мире, поверх естественного течения явлений, могут смело им говорить: мы чувствуем, что мы свободны. Сознание свободы также сильно и неотразимо, как сознание бытия. Свобода же неотложно требует непосредственных промыслительных Божиих действий: следовательно, и их признание также твердо стоит, как сознание свободы.   Неделя девятнадцатая по Пятидесятнице   (2Кор.11,31–12,9; Лк. 6, 31–36). Коренная, источная заповедь — люби. Малое слово, а выражает всеобъятное дело. Легко сказать — люби, но не легко достигнуть в должную меру любви. Не совсем ясно и то, как этого достигнуть; потому-то Спаситель обставляет эту заповедь другими пояснительными правилами: “ люби, как самого себя; и как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними”. Тут указывается мера любви, можно сказать, безмерная; ибо есть ли мера любви к самому себе и есть ли добро, которого не пожелал бы себе кто от других? Между тем, однако, это предписание не неисполнимо. Все дело стоит за тем, чтобы войти в совершенное сочувствие с другими так, чтобы их чувства вполне переносить на себя, чувствовать так, как они чувствуют. Когда это будет, нечего и указывать, что в каком случае надо сделать для других: само сердце укажет. Ты только позаботься поддерживать сочувствие, а то тотчас подойдет эгоизм и возвратит тебя к себе и заключит в себя. Тогда и пальцем не пошевелишь для другого и смотреть на него не станешь, хоть умри он. Когда сказал Господь: люби ближнего, как самого себя, то хотел, чтобы вместо нас, стал в нас, т. е. в сердце нашем, ближний. Если же там по–старому будет стоять наше “ я”, то не жди добра.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

Προσεχεσϑαι (молиться), как в Мф.6:5–9 или σεεσϑαι (почитать, благоговеть), как в: Мф.15:9 ; Мар.7:7 (ср. Деян.18:13; 19:27 и др.). А относительно προσκνησις (поклонение) в этом случае Он прямо сказал бы, что оно, как такое, как именно внешний религиозный культ, не имеет права на существование и отныне вместо него будет существовать одно внутреннее духовное служение Богу без всяких внешних форм и выражений. Однако этого мы не видим и потому с полной уверенностью полагаем, что слову προσκυνεν (поклоняться) Спаситель придавал то же самое значение, что и самарянка, т. е. употреблял его в собственном буквальном смысле. Не имея права уничтожать самостоятельный смысл столь рельефно выдвигаемого слова и всматриваясь ближе в речь Спасителя, мы находим, что Он не только не отрицал внешнего богопочитания, но прямо признавал его. «Наступает время, когда не на горе сей и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу (προσκυνσετε τ Пατρ)…Истинные поклонники (ο ληϑινο προσκυνητα), т.е. христиане, совершающие внешнее религиозное поклонение будут поклоняться Отцу (προσκυνσουσι τ Пατρι, т.е. будут совершать свое христианское богослужение) в духе и истине…Бог есть Дух и поклоняющиеся Ему должны поклоняться (δε προσκυνεν, т. е. должны отправлять свою религиозную внешность) в духе и истине». Самаряне поклонялись Богу, т.е. совершали свое богослужение только на горе Гаризин, Иудеи – только в Иерусалиме. Внешность (ритуал) богослужения и привязанность к одному определенному месту имели здесь самое существенное значение. Отныне кончается значение места и центр тяжести или сущность богослужения переходит с формы на дух. Христиане должны отправлять свое вполне истинное и совершенное προσκνησις не на одном каком-нибудь месте, но повсюду, как предсказал пророк: «на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву, говорит Господь Саваоф» ( Мал.1:11 ). Это христианское поклонение Богу, хотя и внешнее, будет совершаться «в духе и истине». Сущность его не во внешней форме, а во внутреннем содержании, которое есть дух и истина, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

Внешнее обрезание само по себе ничего не значит, равно как и внешнее необрезание, но все дело в соблюдении заповедей Божиих ( 1Кор. 7:19 ) или в совлечении греховного тела плоти ( Колос. 2:11 ). В этом именно и состоит обрезание сердца, ибо «обрезание сердца есть очищение его от страстей, а заповеди направлены против страстей, так что исполняющий их изгоняет страсти из сердца, или обрезывает их». 149 Кроме того, исполнение заповедей Божиих, есть исполнение воли Божией, а исполнение воли Божией непременно требует от падшего человека отсечения, обрезания его собственной греховной воли. Но такое обрезание, хотя и требуется от падшего человека, оказывается на деле невозможным для его собственных сил. Св. апостол Павел от лица падшего человека соглашается с тем, что заповедь Божия свята и праведна и добра, но при этом признает свою собственную плотяность и порабощенность греху ( Рим. 7:11,14 ). «Знаю, – говорит он, – что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех . Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» ( Рим. 7:18–24 ). Последнее никому из людей не под силу. Но невозможное человекам возможно Богу ( Лук. 18:27 ). И обрезание тела греховного совершается не руками человеческими, но Духом Божиим, почему и именуется обрезанием нерукотворенным ( Кол. 2:11 ). Что же тогда требуется от человека, чтобы совершилось в нем такое обрезание? Требуется лишь одно – отдать свое сердце в руки Божии. Этого требует Господь, когда говорит: «Сын мой! отдай сердце твое Мне» ( Прит. 23:26 ). Это исполняет человек, когда говорит: «В Твою руку предаю дух мой» ( Пс. 30:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Глава 20. ОТ ВНЕШНЕГО К ВНУТРЕННЕМУ Приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне... а потом ешь и пей сам... Лк. 17, 8 Делайте, делайте внешнее, а за внешнее Господь даст и внутреннее. Один из подвижников Когда мы читаем Священное Писание, жития святых и творения св. отцов, то перед нами открывается красота души человеческой. Эта красота озаряет образ Христа и всех, кто последовал за Ним. Как прекрасный сад с благоухающими райскими цветами и разнообразными деревьями, отягощенными ароматными плодами, открывается тогда перед нашим взором душа преображенного Христом человека, украшенная всеми видами добродетелей и духовных даров. Мы начинаем понимать, что Царство Божие действительно может открыться в душе человека — «ибо Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). И тогда и нам самим начинает хотеться приобщиться в какой-то степени к этой сокровищнице добродетелей. Так некогда апостолы захотели иметь в себе одно из таких сокровищ духа — захотели иметь полноту веры. Они сказали Господу: «Умножь в нас веру». Ответ Его был таков: «Если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас. Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, а потом ешь и пей сам?» (Лк. 17, 5-9). Как мы видим, Господь не исполнил просьбы апостолов, но Он объяснил им, почему их просьба неразумна. Во-первых, они не понимали, чего они просили. Они просили великого дара, всю ценность и значение которого они не сознавали. Дар веры — это дар всемогущества, дар такой силы, которая может «исторгнуть смоковницу» и «пересадить ее в море» (Лк. 17, 5), и для человека, обладающим им, по словам Господа, «ничего не будет невозможного» (Мф. 17, 20). Естественно, что такие дары даются не даром. И притча Христа о пашущем рабе объясняет это. Господь в этой притче говорит, что всякий раб сначала должен потрудиться и послужить своему господину, а потом уже может и рассчитывать на награду, на то, что будет сам отдыхать и насыщаться — «есть и пить сам».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1872...

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их 37 . Выходит, неразумным человеком можно назвать и такого, который думает, что нужно следить только за своим внешним поведением и что можно не обращать внимания на свое внутреннее состояние. А тот, кто следит за своей душой, кто очищает помыслы, есть мудрый. Господь сказал, что исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость и наконец безумство 38 . Венец всему этому – безумство, хотя каждый лукавый помысел в каком-то смысле можно назвать безумством, потому что он уводит от истинного, евангельского понимания вещей. И кто не радеет об очищении своей души, об очищении своего сердца, тот оскверняется всеми этими лукавыми помыслами, тот безумствует и в конечном счете завершает все это полным безумием. Евангелие прямо говорит, что безумство исходит изнутри, из сердца человека и человека оскверняет. Ибо тогда разум помутняется, и человек ведет себя неправильно, говорит неправильно и под предлогом исполнения воли Божией может совершать самые дикие и страшные преступления. Так и Спаситель предсказал ученикам, что наступит время, когда всякий убивающий последователей Господа будет думать, что этим служит Богу. Такое случалось в истории человечества многократно. В Евангелии от Луки люди, не очищающие своей души, своего внутреннего состояния, прямо называются неразумными: Ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее? 39 . По-славянски сказано более прямо: Безумнии, не Иже ли сотвори внешнее, и внутреннее сотворил есть? Итак, здесь упомянуты сразу два порока: лукавство и неразумие, или безумие.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010