Врата рая Святой апостол Петр, мозаика баптистерия, Равенна (V век) Священное Писание сравнивает храм Божий с раем. В видении пророка Иезекииля райский сад растет на берегах реки, вытекающей из храма: " Из-под порога храма течет вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла из-под правого бока храма, по южную сторону жертвенника… У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева, доставляющие пищу: листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание " (Иез 47. 1-12). Райские ризы похожи на облачения первосвященника: " Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото " (Иез 28. 13). О связи между храмом и раем упомянают книга Иисуса, сына Сирахова, Откровение Иоанна Богослова, а также апокрифические тексты и труды отцов Церкви. " Рай Едем есть святое святых и жилище Господа " (Книга юбилеев или Малое бытие, гл. 8). " Тайна рая изображена Моисеем, устроившим два святилища - святое и святое святых. Во внешнее святилище доступ был всегда свободен, а во внутреннее дозволялось входить единожды. Так, Бог заключил для Адама внутреннее рая, и отверз внешнее, чтобы довольствовался он внешним. Поелику Адаму не был дозволен вход во внутренний храм, то храм сей был охраняем, чтобы довольствовался Адам служением во внешнем храме, и как служит священник, принося кадило, так служил бы и он, соблюдая заповедь. Древо познания было для Адама образом двери, плод - завесою, закрывавшею храм. Насадивший древо познания поставил его посреди, чтобы отделяло оно и высшее и низшее, и святое и святое святых. Адам приступил, дерзнул войти, и пришел в ужас. Как царь Озия покрылся проказою, так обнажил себя Адам; и поелику поражен был подобно Озии, то спешил удалиться. Адам в нечистоте своей хотел войти во святое святых, которое любит только подобных ему; и поелику отваживался войти во внутреннее святилище, то не оставлен и во внешнем.

http://pravoslavie.ru/1456.html

Когда же процесс преображения закончится, когда весь мир пережжется на Божественном огне полного и окончательного испытания, когда плевелы будут полностью отделены от пшеницы и солома от золота, когда весь мир станет или Церковью , или чуждым и несродным Ей, тогда явится Господь наш снова и внешне в силе и славе, как засвидетельствовали о том в час Вознесения святые ангелы: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Дeяh. I, 11 ). И когда в Богом созданном и до конца преображенном мире не останется зла, тогда возможно будет постоянное соединение, и внутреннее и внешнее, всех спасенных Господом тварей со своим Творцом. Тогда и внешнее общение с Господом глазами и слухом будет уже не слабым и ограниченным, а целостным и совершенным. Но внутреннее единение, не фигуральное, не мечтательное, а подлинное, реальное единение с Самим Господом, вознесшимся, но не отступившим от земли, возможно и сейчас, и каждый христианин имеет в большей или меньшей степени опыт таких встреч, такого общения с Господом. Это внутреннее общение со Христом у свв. апостолов к моменту Вознесения было настолько подлинным и ярким, что они, безмерно любившие своего Господа и всегда жаждавшие встречи с Ним и общения, видя Его возносящимся, уходящим от этого мира, но ощущая, что такое Его вознесение никак не нарушает полноты духовного единства с Ним, уходили с места Вознесения, с горы Елеонской, не со скорбью, а с радостью, и притом великою, как говорит св. Евангелие: «когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они же поклонились Ему и возвратились во Иерусалим с великою радостью» ( Лk. XXIV, 51–52 ). Однако, при всей радостности сознания неразрывности общения с Господом, расставание с Ним, прекращение возможности и телесными очами видеть его и телесными ушами слышать Его святые слова, было для свв. апостолов лишением, которое вызывало нужду в Утешителе. Потому Господь обещает им ниспослать Утешителя – Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

1935 г. Моя келья. В делах Божественных внешнее следует за внутренним и есть видимое выражение его. Внутреннее благодатное состояние царя и пророка Давида получило свое выражение в построенном его сыном Соломоном царем Иерусалимском храме. Так и иноческие обители и храмы с их внешним благоустройством есть видимое выражение спасительных подвигов благочестивых подвижников или горения духа и любви к Богу верных. Ныне же, наоборот, обращают внимание на внешнее, внутреннее же полно всякой нечистоты. 1935 г. Познание Иисуса Христа и Его дела, то есть того, что Он для нас, что дарует Он нам в Его воплощении, смерти, воскресении из мертвых и вознесении на небо, можно получить только усвоив самою жизнью в душе Его благодеяния и пережив и переживая их, что обычно происходит в духовной жизни у подвизающихся; такое познание Бога бесконечно выше познания Его разумом по природе: (19) Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. (20) Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны ( Рим. 1:19–20 ). Между тем последнее изучается и приобретается в духовных и иных школах и жизни, а первое исчезло из них. Горе нам, мы стали чужды Христу. 1936 г. У современных христиан отсутствует разумение греха и подвига для очищения от него, чуткость совести и духовного чувства и ревность ко спасению и подвигу для достижения его. Теперь время любви Божией к людям, всё им прощающей, да придут в познание истины и спасутся. Поэтому и верным нужно теперь нести подвиги любви к ближним и терпеть всякую тесноту от них, все им прощая: (28) Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. (29) Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники ( Гал. 4:28–29 ). Но при Страшном Суде Христовом и после него не то будет, ибо дастся место суду и правде Божиим, и уже не возможет нечестивый в чем-либо утеснить раба Божия, ибо восторжествовавшие и оправдавшие себя в верных суд и правда не допустят нечестивого к ним ( Лк. 16:26 ): и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят, и тут он испиет и будет потом испивать всю горечь своего отчуждения от лица Божия. О горе! О скорбь! Неизобразимые, неописуемые!

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Архив Пн Призываемый Богом (Евр. 5:4) 3 февраля 2024 г. 12:15 Что такое призвание к священству? Как мимолетную увлеченность церковной жизнью не принять за истинное призвание? Может ли сам человек понять, что Господь призывает его в священство, и на что ориентироваться священноначалию, когда встает вопрос о рекомендации молодого человека в клирики? В «Журнале Московской Патриархии» опубликована статья, подготовленная на основе материалов портала «Пастырь» ( 1, 2024 , PDF-bepcuя ). Кандидаты в священство, как и их духовные наставники, вновь и вновь оказываются перед сложной задачей: понять, обладают ли они качествами, необходимыми, чтобы предстоять перед престолом. Казалось бы, об этом вполне четко говорит апостол Павел: священнослужитель должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью (1 Тим:3, 2-4). С одной стороны, не все эти качества поддаются немедленной проверке, тем более когда кандидат еще молод. А с другой — даже при их наличии остается еще что-то, без чего священника быть не может; это и называют призванием. «Начиная с евангельской эпохи и заканчивая самыми последними днями, священники избирались и всегда будут избираться одним-единственным образом — их призывает Господь, и никто другой, — отмечает проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), куратор подготовки студентов пастырского направления, член епархиальной комиссии по приему абитуриентов в московские духовные школы протоиерей Николай Емельянов. — Не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин. 15:16) — эти слова актуальны на все времена». Как понять готовность человека к священству?  Разобраться в вопросе о том, что такое призвание, совсем не просто. В католическом мире понятие «призвание к священству» часто рассматривают в двух планах — как призвание внутреннее и внешнее (vocatio interna и vocatio externa соответственно), пишет клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, и.о. заведующего кафедрой пастырского и нравственного богословия ПСТБИ кандидат богословия иерей Алексий Черный. Внутреннее призвание — это субъективная склонность, желание человека стать священником; внешнее — обстоятельства, влияющие на его выбор. Пастырское призвание формируется на пересечении этих двух аспектов.

http://patriarchia.ru/db/text/6099914.ht...

Зачем нам Евангелие? 2. « Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:25-28). Так обличал Господь ветхозаветных фарисеев. А для современных христиан, не желающих знать и исполнять заповедь Господа о покаянии, фарисейство – это едва ли не самая актуальная и всеобщая смертельная болезнь, которая рождается из того же источника – из наших неочищенных внутренних гробов, наших сердец, в которых живёт вечная смерть как результат грехопадения человеческого рода. Святитель Иоанн Златоуст в беседе на это место Евангелия учит, что Господь « различает внутреннюю чистоту от внешней, и показывает, что за внутреннею чистотою необходимо следует и внешняя, но не наоборот … Он не сказал: " очистите и внешнее " , но – " внутренность " : за этим , без сомнения, последует и то . А впрочем, Христос говорит не о чаше и блюде, но рассуждает о душе и теле, под словом: " внешность " разумея тело, а под словом: " внутренность " – душу. Если же в блюде важно внутреннее, то тем более в тебе. Но вы, говорит Он, поступаете напротив: соблюдая маловажное и внешнее, нерадите о важном и внутреннем; отсюда происходит тот величайший вред, что вы, считая себя исполнившими все, прочее пренебрегаете; а пренебрегая, и не заботитесь; или не принимаетесь за его исполнение». Как же должно происходить внутреннее очищение души человека, от которого со временем может родиться его истинное благочестие? В предыдущих статьях я уже не раз писал об этом, поэтому повторю сейчас кратко. Святые отцы учат, что путь покаяния, путь очищения и исцеления души человека начинается с исправления ума, которое, согласно канонов Церкви, должно состояться в результате длительного и качественного Оглашения. В статье « Крестить без Оглашения – то же самое, что родить младенца и выкинуть его на погибель » я постарался показать, что этого в современной земной Церкви не делается, в результате чего более 90% крещёных людей совершенно чужды Церкви, а в статье « О современной практике причащения Святых Тайн » было показано, что большинство из оставшихся крещёных людей, которые ещё посещают храмы и считаются нынче «воцерковлёнными», также не имеют правильных понятий о Православии, в результате чего пребывают в смертных грехах, страстях и с искажёнными понятиями о вере, имеют различного рода еретические заблуждения и суеверия.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/02/za...

Мф.23:23. Сия (же) подобаше творити, и онех не оставляти.сие надлежало делать, и того не оставлять.    Это прежде всего нужно было сделать, как важнейшее, а затем не оставлять и того, менее важного, если вы хотели точно соблюдать закон. Мф.23:24. Вожди слепии, оцеждающии комары, велблуды же пожирающе.Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!    Маловажные требования закона вы строго соблюдаете, а в самых важных незаметно для себя погрешаете. Мф.23:25. Горе вам, книжницы и фарисее, лицемери, яко очищаете внешнее сткляницы и блюда, внутрьуду же суть полни хищения и неправды.Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.    Эта приточная речь имеет такой смысл: тела свои вы очищаете (это обозначает внешность чаши и блюда), а внутри — души ваши полны хищения и неправды страстей; иначе — о телесной чистоте вы заботитесь, а душевной пренебрегаете. Под неправдой здесь мы разумеем всякий грех, подобно тому, как и правдой можно назвать всякую добродетель. Лука (11, 39) сказал яснее: «внутреннее же ваше полно грабления есть и лукавства».внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. Мф.23:26. Фарисее слепый, очисти прежде внутреннее сткляницы и блюда, да будет и внешнее има чисто.Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.    Когда очищается душа, то очищается и тело, а когда очищается тело, то не очищается этим и душа, Поэтому нужно очистить душу, чтобы стало чистым и тело. Мф.23:27. Горе вам, книжницы и фарисее, лицемеры, яко подобитеся гробом повапленым, иже внеуду убо являются красны, внутрьуду же полни суть костей мертвых и всякия нечистоты.Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;    Вапно — это известь, которой намазывают и красят стены. Нечистотой называет смрад. Мф.23:28. Тако и вы, внеуду убо являетеся человеком праведны, внутрьуду же есте полни лицемерия и беззакония.так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.    Лука (11, 44) сказал: «есте яко гроби неведоми, и человецы ходящии верху не ведят».что вы « — " _; как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Мф.23:24 . «Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!» " 24 ст. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Много есть и ныне таких вождей. Они обращают внимание на мелочи и стоят за них, а предметы, стоящие внимания, пропускают мимо глаз и ушей» 131]. Мф.23:25 . «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.» Мф.23:26 . «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.» «Если ты раздражаешься при встрече препятствия, намеренно или ненамеренно поставляемого тебе другими, или случайно какою-либо вещию, то ты очень самолюбив, горд и чужд духа кротости Христовой. Потому, например, если ты дал читать кому-либо книгу свою и замарают или изомнут ее, не раздражайся этим и не говори: больше не дам, иначе ты покажешь в этом, во-первых, свою греховную привязанность к вещественности, во-вторых, изобличишь в себе пристрастие к блестящей наружности, вообще – к внешности и покажешь себя фарисеем, очищающим внешность сткляницы и блюда, а внутри полным хищения и неправды (Ср.: Мф. 23:25 ). Давай читать свои душеполезные книги всякому и не огорчайся, когда их истреплют или замарают: польза душевная брата не больше ли твоей книги – ее чистой и красивой наружности? Только бы читали и получали пользу для души; коли польза получена, книга уже достигла своего назначения. Если же она будет лежать в твоем книжном шкафу, она осудит тебя, как сребро и злато – сребролюбивого богача, лежащее в его сундуках» 124]. «Иной раздражается из-за несоблюдения чистоты какой-либо вещи или из-за разбития, или из-за пролития какой-либо жидкости, или из-за несшития какой-либо одежды. Но что дороже? Не дороже ли соблюдение чистоты души своей, сохранение в целости души своей, мира душевного? Ныне вы, фарисеи, внешнее сткляницы и блюда очищаете, внутреннее же ваше полно есть лицемерия и всякия неправды. Фарисее слепый! Очисти прежде внутреннее сткляницы, да и внешнее их будет чисто (Ср.: Мф. 23:25–26 )» 486].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

– «Очисти прежде внутренность» и пр.: сделай так, чтобы пища в блюде твоем и питие в чаше твоей были приобретены не хищением и неправдой, а честным трудом и тогда (и только тогда) можешь достигнуть того, что и внешность блюда и чаши будет действительно чиста, иначе и при внешней чистоте блюда и чаши они не будут действительно чисты внутренно, действительно, так сказать, нравственно. – Св. Златоуст разумеет здесь не только очищение блюда и чаши, но – очищение тела и души, под внешностью разумея тело, а под внутренностью – душу. «Если в блюде важно внутреннее, то тем более в тебе. Но вы, говорит Он, поступаете напротив: соблюдая маловажное и внешнее, не радите о важном и внутреннем. Отсюда происходит тот величайший вред, что вы, почитая себя все исполнившими, прочее пренебрегаете, а пренебрегая, не заботитесь или не принимаетесь исполнять то... Наружные очищения были предписаны законом ради внутренних, а между тем книжники и фарисеи, оставив сие последнее, заботились только о первом; от этого и не выходило никакого добра, потому что внутреннее очищение не следовало за внешним, тогда как, наоборот, внешнее необходимо уже следует за внутренним» (Злат.). Мф.23:27–28 . Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. «Уподобляетесь окрашенным гробам» (об устройстве гробов см. прим. к Мф.8:28 ). Гробницы ежегодно 15 числа месяца Адара подбеливали не ради красоты, а чтобы обозначить для проходящих место их, дабы они не прикасались к ним, так как по закону ( Чис.19:16 ) прикосновение ко гробу делало прикоснувшегося нечистым; некоторые подбеляли гробницы и украшали памятниками, конечно, и для красоты их. Обеленные гробы казались красивыми, внутри же, конечно, были полны костей и нечистоты. Так и фарисеи по наружности казались праведниками, а в самом деле были лицемеры и беззаконники.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

1Пет.3:13 .  И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? 1Пет.3:14 .  Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. 1Пет.3:15 .  Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. 1Пет.3:16 .  Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе. 1Пет.3:17 .  Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые; Апостол высказывает возвышенный взгляд на добродетель, имеющую столь самобытное достоинство, что никакое внешнее зло не в силах нанести существенного ущерба добродетельному (ст. 12; ср. Рим 8:33 ), напротив, возвышает ее оправдывающую силу (ст. 14; Мф 5:10 ). При этом увещание христианам не бояться угроз преследующих, равно как и увещание ревновать о прославлении Господа в душах верующих Апостол выражает, по своему обыкновению, словами Ветхого Завета, именно: пророка Исаии ( Ис 8:12–13 ). С внутренним освящением Бога в сердцах христиан должно соединяться и внешнее исповедание его пред людьми, готовность верующих дать отчет в своем уповании всякому вопрошающему. «Апостол повелевает верному человеку всегда быть готову к отчету о вере, чтобы, когда бы ни стали спрашивать нас о вере, мы всегда могли легко отвечать, и делать это с кротостью, как и все вообще, как бы в присутствии Самого Бога… Нужно заметить, что настоящие слова Апостола не противоречат изречению Господа. Когда Господь говорит, чтобы мы, когда поведут нас к начальникам и властям, не заботились о том, что нам отвечать ( Лк 21:14 ), а Петр заповедует теперь готовиться к ответу, то – Господь говорит о свидетельстве, а Апостол Петр – об учении» (блаж. Феофил.). Упование, по Апостолу, образует самую суть истинной духовной христианской жизни, и ответ или отчет об этом уповании, основанном на вере, должен быть «с кротостью и благоговением», из благоговейного почтения пред Божественной истиной и без тени высокомерия. Здесь – на все времена урок всем исповедникам, защитникам и миссионерам христианской веры! В ст. 17 повторяется и обосновывается мысль стиха 14-го о том, что лучше страдать за добрые дела, чем за злые (ср. 1Пет.2:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

21. Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, 22. Начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его. И так надобно: вследствие того, что пророчество об извержении Иуды из сонма апостолов пришло в исполнение, надобно, чтобы и другое пророчество, соединенное с тем, о замещении опустевшего места, исполнилось, т.е. надобно избрать нового апостола на место Искариота и тем восполнить установленное самим Господом двунадесятое число Его апостолов. Кажется, нельзя сомневаться, что это делалось апостолами и Петром не по их собственной воле и желанию, а по повелению самого Господа, не записанному впрочем в Евангелиях, как и многое осталось незаписанным ( Ин.21:25 ). А почему Он Сам по воскресении своем не избрал нового апостола на место Иуды и представил это ученикам своим сделать после вознесения своего и даже до сошествия Св. Духа, – всякие догадки об этом были бы тщетны. – Один из тех и пр.: необходимым и единственным условием для избрания в звание апостола Петр поставляет не какие-либо особенные внутренние качества избираемого – чрезвычайные дарования умственные или нравственные, а то, чтобы избираемый был свидетелем-очевидцем всей деятельности Господа в продолжение всего времени общественного служения Его. Он уверен, что избранному дарованы будут иным Утешителем все силы, необходимые для благоуспешного прохождения его будущего служения ( Ин.14:26 и парал.), как и всем немощным мира ( 1Кор.1:26–27 ). Очевидцем же всей жизни Господа избираемый должен быть потому, что он вместе с прочими в звании апостола должен быть свидетелем о Господе (ст. 8), следовательно должен иметь непосредственное и личное познание о всей жизни и деятельности Спасителя, как непосредственный слушатель Его учения и очевидец Его дел и жизни. Впрочем, это по-видимому внешнее только условие со стороны избираемого не есть на самом деле только внешнее: постоянное пребывание человека с Господом и Его учениками в продолжении лет трех с половиной свидетельствовало о вере его в Господа, любви к Нему, верности и постоянстве, в силу которых такому человеку с уверенностью можно было доверить исполнение дела апостольского, даже по одним человеческим соображениям и расчетам ( Лк.22:28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010