Я хотел бы продемонстрировать два полюса отношений в сексуальной сфере. Первый описывается словами апостола Павла: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление ( 1Кор. 7:4-6 ). Второй, противоположный полюс – это возведение половой сферы в некий (единый) ценностный абсолют, понимание ее как психобиологического эпифеномена. Как сочетаются эти два полюса? Могут ли они, скажем, быть разными временными тактами в жизни одного и того же человека? Все это вопросы, а ответы на них мы сможем найти лишь в собственном духовном опыте нашей семейной жизни. Игумен N Бунт против Бога Нужно ли бороться со своими чувствами Очень многие молодые люди (и верующие в том числе) не могут понять – почему как бы естественное половое влечение так часто вступает в конфликт с соответствующей заповедью Божией, почему даже верующие люди не всегда могут побороть свою похоть, почему нам так трудно с нею бороться, да и нужно ли это вообще? Для того чтобы у нас была ясность в этом достаточно сложном вопросе, надо обратиться сначала к антропологии, а затем к физиологии. Ни в коей мере не отходя от святоотеческого понимания человека, как двуединого существа, состоящего из материальной и нематериальной (духовной) субстанций, то есть души и тела, я в данном случае сознательно их разделяю, акцентируя внимание на главенстве души – для удобства выявления той физиологической функции организма, которая присуща только земному телу, то есть функции размножения. Разумная богоподобная личность, или душа, которую в первую очередь и следует называть человеком, во время своей земной жизни обитает, по слову Апостола, в теле, как в некоей «хижине». А когда земной наш дом разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах (см.: 2Кор. 5:1 ), другими словами, душа после смерти тела, в течение длительного времени (оно может исчисляться тысячами лет), вплоть до дня Страшного Суда, будет без своего материального тела пребывать в духовном мире (пневматосфере, высшая часть которой чаще всего называется Небом, а низшие сферы именуются обычно адом).

http://azbyka.ru/semya/svoboda-ljubvi-il...

Ибо иное дело иметь обличителем природу, и иное — сверх природы и закон, который дает на все ясные предписания». — Блаженный Феофилакт особый некий оттенок указывает в той же мысли, имея в виду более деятельную сторону, именно: я испытывал и прежде греховные и похотные влечения, но не в такой силе; когда же пришел закон, они до того рассвирепели, что удержи не было, — дали они мне себя знать. «Знали, говорит, и тогда, что грех и похоть — зло; но тогда пожелание не было так усиленно». Под словом: «грех» — можно разуметь грех определенный, а под словом: «похоть» — вообще греховное влечение ко всему запрещенному. Но можно и, наоборот, грех понимать как греховное влечение вообще, а похоть как определенное похотение чего-либо недолжного, так как в законе, где говорится: «не пожелай» , — определенно указывается, чего не следует желать (Исх. 20:17). В следующем стихе они так стоят, что очевидно грех считается источником похоти; между тем как в настоящем, кажется, скорее похоть ставится источником греха. Потому можно не настаивать на одном каком-либо значении здесь сих слов. Апостол говорит в своем лице: я не знал, я не ведал. Но очевидно говорит не о себе одном. Ибо далее, продолжая речь все в своем лице, говорит он: «живях кроме закона иногда» , — чего прямо о себе не мог он сказать. Без закона писанного жил некогда не он, а род человеческий; почему надо полагать, что хотя он говорит здесь в своем лице, но не от своего лица: «он тут ведет общее всего человечества дело» (Амвросиаст). «Под собою разумеет человека вообще» (Экумений). Это замечание здесь не столь нужно, сколько нужным окажется оно после, при толковании отделения, начинающегося с 14-го стиха. Рим.7:8.   Вину же приемь грех заповедию, содела во мне всяку похоть: без закона бо грех мертв есть . Закон не грех, не производитель и не учитель греху; напротив, он-то и научил меня распознавать определенно, что есть грех запрещенный. Но как же сделалось, что размножились грехи, когда привзошел закон? Так, что живущий во мне грех, услышав заповедь, одно повелевающую, другое запрещающую, против всякой заповеди начал во мне возжигать противоположную ей похоть и ввергать в грехи, — грехи и размножились по поводу заповедей. Живущий во мне грех лежит будто мертвый, пока не слышит закона, противного себе; но, как только заслышит, пробуждается и начинает лютовать, разжигать похоти. Он похож на ядовитого змия или кровожадного зверя, которые смирно лежат в своей норе или берлоге, будто нет их, пока не почуют, что кто-либо вступил в их область; но как только почуют сие, тотчас поднимаются со всею свирепостию и нападают на нарушителя их покоя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2944...

Вообще есть много разных похотей, не все из которых даже имеют свое название. Как, например, назвать похоть к господствованию, о необычайной силе которой в душах тиранов свидетельствуют многочисленные гражданские войны? Глава XVI. О дурной похоти, название которой, хотя соответствует многим порокам, усвояется по преимуществу постыдным телесным движениям    Но хотя похотей великое множество, однако, когда говорят просто «похоть», не прибавляя, похоть чего, уму представляется обыкновенно срамная похоть плоти. Похоть эта овладевает всем телом, причем не только внешне, но и внутренне, и приводит в волнение всего человека, примешивая к плотскому влечению и расположение души; наслаждение же от нее — наибольшее из всех плотских наслаждений, отчего при достижении его теряется всякая проницательность и бдительность мысли. Кто из любителей мудрости и святых радостей, проводящий жизнь свою в супружестве и желающий следовать словам апостола, поучавшего: «Чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога» (1Сол. IV:4-5), не согласился бы, чтобы деторождение не сопровождалось подобной похотью, и исполнение долга продолжения рода целиком подчинялось требованию воли, а не возбуждалось огнем похоти? Но и сами любители этого наслаждения не возбуждаются к нему исключительно своею волей. То побуждение приходит не ко времени, когда о нем никто не просит, а бывает, что душа горит, а тело остается холодным.    Выходит, что похоть не желает покоряться не только воле деторождения, но и самому сладострастию; сопротивляясь во всем обуздывающему ее уму, она порою сопротивляется и самой себе, возбуждая душу, но не возбуждая тело. Глава XVII. О наготе первых людей, которую они нашли после греха гнусною и постыдною    Справедливо, что эта похоть — предмет наибольшего стыда, и сами те члены, которые она приводит или не приводит в движение, называются срамными. Но такими они не были до грехопадения, ибо написано: «И были оба наги и не стыдились» (Быт.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Слово «облажен» могло появиться под влиянием «блажену быти». Без полного текстологического изучения этот вопрос не решить. 255 Богъ бо нсть напастьникъ злымь, не напастить же тъ ни единого. – В Толк. Б. (с. 226–227) указано, что точный смысл этой фразы передан в русском переводе Нового Завета по Синодальному изданию: «Бог не искушается злом, и сам не искушает никого», т. е. Бог абсолютно чужд зла и не затрагивается никакими перерождениями зла. В церковно-славянском синодальном тексте не точно: «искуситель зла». 257 ... от своея похоти...Похоть (πιϑυμα) – желание, точнее, δα πιϑυμα – собственное желание. Объяснять слово «похоть», кажущееся совершенно понятным, представляется необходимым, поскольку в современном русском языке значение этого слова сильно сужено до частного: желание плотское, любовное. Между тем такое сужение представляется весьма досадным, поскольку широкое значение (желание вообще), сохранявшееся в русском языке еще в XIX в., передает глубокий смысл наставления о похоти, ибо для человека, обладающего свободной волей, намного более серьезным проступком будет проявление своеволия (своего желания), чем гораздо более заслуживающее прощения, свойственное природе плотское влечение. В словаре Срезневского первым значением слова «похоть» указано – воля и приведен пример из Минеи XII века «божественная похоть», а вторым значением – желание; значения, связанные с плотью, по Срезневскому, второстепенны. Мы выбрали для перевода слова «похоть» – «произволение», хотя это слово во многом не подходит, но более точного нет. 259 ... самую ту похоть безаконию матерь прозвати Давиду ... – Здесь и далее Давид упоминается как автор Псалтири. Рассуждение о похоти как матери беззакония, высказанное толкователем как обавление кстихам 14–15 Иакова, видимо, основано на 15-м стихе 17-го псалма: «Се боле неправдою, зачат болезнь, роди беззаконие». 261 Исихий – Исихий (Гезихий), IV в., из Египта, «ученый исправитель» Септуагинты, автор многих толкований на книги Священного писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И как вследствие недостатка природа человека несообразна с законом Божиим и неспособна к совершению того, что предписывается законом Божиим, так вследствие похоти или развращенной наклонности она расположена к совершению того, что воспрещается законом Божиим. В уме эта наклонность представляет собой расположение (propensio) к суетным и ложным мыслям, к измышлению заблуждений, к сомнению относительно Бога, в воле влечение (protinas) к плотской беспечности, к недоверию к Богу, в сердце – склонность (impetus) к раздражительности, зависти, ненависти и т. п.» 317 . По определению же Квенстедта похоть представляет собой заменившее первобытную праведность противоположное ей расположение, порочное свойство, или глубочайшее повреждение всей природы и всех сил человека. «Виды этого положительного зла следующие: заблуждение ума, в воле возмущение, ненависть по отношению к Богу, в желании – скотская наклонность ко злу, или развращенная похоть» 318 . Таким образом похоть представляет собой повреждение человеческой природы, проходящее по всем силам, низшим и высшим, обратно противоположное первобытной праведности и заменившее собой эту последнюю. В низшей стороне природы человека это повреждение выражается в противоречащей закону Божию беспорядочности желаний и аффектов, в скотской наклонности ко злу; в высшей – в расположении ума к сомнению относительно Бога и вообще в омрачении и наклонности к заблуждениям и суетным помыслам, возмущении, ненависти воли против Бога и вообще в отвращении от божественного и тяготении к плотскому, в склонности сердца к раздражительности, зависти, ненависти и вообще ко всякого рода порочным страстям 319 . По мнению Меланхтона похоть представляет собой грех и остается грехом и после крещения, в возрожденных. В Апологии Аугсбургского Исповедания в объяснение мнения Лютера о том, что первородный грех остается и после крещения, Меланхтон говорит, что «крещение изглаждает виновность, подсудность, тяготеющую на человеке за первородный грех, т. е. гнев Божий, проклятие и владычество диавола, но что похоть, как извращение человеческой природы, остается и после крещения, в возрожденных, в которых, впрочем, даруемый крещением Дух Святой начинает умерщвлять похоть и творить новые движения» 320 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/gre...

Насколько бы красивой ни была кожа, за ее тонкой оболочкой, в этой массе плоти, которая остается живой и действующей лишь короткое время, кроется множество грязных и низменных веществ, поэтому глупо считать кожу настолько красивой, чтобы становиться ее рабом» ( 709 , с.70–71). «Когда человек смотрит на красоту тела или материальных вещей, в нем пробуждаются похоть, жадность или привязанность. Из-за этого он падает»( 710 , с.71). «Тем, кто приступает к практике медитации, необходимо усвоить: если в жизни прямо или косвенно присутствуют насилие, злоба, месть, похоть и т.д., то это ведет к большим заблуждениям, к темноте»( 711 , с. 11). «Похоть – самый большой и сильный из пяти пороков, порождаемых телесным сознанием. Она имеет много форм – от простого влечения к лицу и фигуре человека до всепоглощающего желания иметь с ним половую близость. Для постигающего йогу это, несомненно, самое серьезное препятствие. Похоть может сбросить с высот духовного блаженства в бездну ада, свести к нулю все усилия. На похоть нужно смотреть как на смертельного врага, которого необходимо прогнать от себя с самого начала. Чтобы отразить атаки похоти, йогу нужно развить привычку, думая о теле, видеть его неприятные стороны – нечистоту, подверженность болезням, смерти и распаду. Тело следует терпеть лишь как необходимость... Йогу следует задуматься над тем, что преходящее сексуальное наслаждение – ничто по сравнению с последующей утратой бесценного бриллианта. Он должен сказать себе: «Моя цель – стать божеством. Тогда зачем мне проклинать самого себя и навлекать на себя муки ада, живя подобно обезьяне? Я не променяю мою драгоценную душу на то, что подобно пустой похлебке»( 712 , с.83–84). Таким образом, Ромео и Джульетта, Тристан и Изольда, герои Драйзера, Шекспира, Пушкина, Лермонтова, Куприна и других величайших писателей человечества, равно как и подавляющее число жителей Земли, согласно апологету «Брахмы Кумарис» и псевдотолкователю Д.Ч.Хассиджа, жили и живут «как обезьяны» (напомним, что в культе «похотью» называются любые чувства между мужчиной и женщиной, даже самые романтические и невинные).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

526  Под похотью плоти разумеется здесь не похоть в узком смысле, как влечение к пище или плотской страсти, но вообще все влечения испорченной грехом природы человека. 528  Еп. Михаил: похоть плоти – это страстные возбуждения, раздражения и пожелания во всех многообразных их видах. Чувственность – почти главный рычаг действия греховного мира в человеке. Похоть очей – это страсть, которой согрешили наши прародители и грешат все их потомки; это всё, что приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание ( Быт. 3:6 ); всякое греховное желание видеть, знать, испытывать Гордость житейская – это похоть, которой согрешил дьявол – Проф. Богдашевский: „Любовь к Богу не совместна с любовью к миру по той причине, что сущность мира внутреннюю, одушевляющую его жизнь образует или похоть, или гордость, причём источником похоти служит или плоть, или зрение». Фаррар (в примеч. 5167): „Под похотью плоти разумеется всякая форма неправды и излишеств в пожелании. Под похотью очей разумеется область себялюбия, зависти, алчности, ненависти и мстительности (Эбрард). Под гордостью житейской – напыщенность и внешний блеск (τφος и φαντασα) мирской жизни» (Златоуст). 531  По код. ВС без члена, по S с AKL и мн. катен. – с членом. В первом случае предполагается, что апостол говорит об антихристе не как об известном, отдельном лице, а вообще, как о некотором лице, которое совершенно исказит учение и образ Христа. Во втором случае, как полагают и отцы церкви, Еп. Михаил и др. толкователи, здесь апостол Иоанн, как и ап. Павел ( 1Фес. 2:4, 8 ), разумеет известное, отдельное лицо, которое явится пред пришествием Господа, как противник Его. 532  И теперь в соответствии слову как начинает главное предложение. Так Слав. пер. – Рус. главное предложение начинает со слов: „то мы и познаём», причём вставляет ещё союз и. 537  По код. SBP ; πντες, по код. АС переводы Вульг., Эфиоп., Арм., Копт. πντα, все. При первом чтении будет мысль: вы истинные гностики, обладающее истинным христианским ведением. Но тогда был бы употреблён глагол γιγνσκειν, а не οδναι.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

...Чем более мы усиливаем похоть и чем больше доставляем ей пищи, тем более усиливается в нас и томление (свт. Иоанн Златоуст , 44, 250). Источник. ...Сила похоти так велика, как сила огня и железа; и если душа выступит не приготовленною и не будет противиться ее влечениям, то скоро погубит себя (свт. Иоанн Златоуст , 44, 317). Источник. Как выпивший много вина и обессиленный им произносит неприличные слова и видит одно вместо другого, так и объятый нечистою похотью, как бы вином каким, не произносит ни одного здравого слова, а (говорит) только срамные, развратные, низкие и смеха достойные (слова) и видит одно вместо другого; слеп ко всему, что перед глазами, а везде только и видит ту, к которой питает страсть... не слышит, кажется, ничего, но о ней только и думает, о грехе только и мечтает; все подозревает, всего боится, и ничем не лучше какого-нибудь животного, пораженного стрелою (свт. Иоанн Златоуст , 44, 742). Источник. ...Не должно давать огню похоти пищи – внешнего созерцания, но всячески прикрывать ею и погашать благочестивыми мыслями, обуздывая дальнейшее распространение пламени и не позволяя ему сокрушать твердость нашего духа (свт. Иоанн Златоуст , 45, 724). Похоть естества есть огонь; огонь неугасимый и постоянный, есть пес бешеный и неистовый; хотя бы тысячи раз ты отгонял его, он тысячи раз нападает и не отстает; жесток пламень угольев, но этот – пламень похоти – еще хуже; мы никогда не имеем перемирия в этой войне, никогда не имеем отдыха в настоящей жизни, но борьба постоянная, чтобы и венец был светел (свт. Иоанн Златоуст , 45, 724). Источник. ...Бедствие могло бы совершенно обуздать сладострастную похоть, да и вообще ничто так не способно потушить этот пламень и это неистовство, как сильная скорбь и великое несчастие (свт. Иоанн Златоуст , 47, 291). Источник. Такова-то эта злая и неукротимая похоть: как скоро она возьмет верх над рассудком, то не оставляет в нем никакого чувства благопристойности, а все окутывает тьмой и мраком ночи (свт. Иоанн Златоуст , 47, 483). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Подобно этому говорит путешественник Норов: «Меланхолический и торжественный вид природы Египта: вечно-ясное небо, строгий характер пирамидального зодчества, ужасное разрушение зданий гигантских, превышающих силы человека, столько великого, столько славного в прахе, и наконец, куда не взглянешь, везде поразительное исполнение пророчеств. Всё это невольно приводит к жизни созерцательной человека мыслительного». Итак, явствует, что монашество есть продолжение мученичества; как в основании мученичества лежит святость жизни, беспредельная любовь к Богу, несокрушимая ревность к славе Божьей и самопожертвование до полного истощения, так и в монашестве лежат те же самые черты. Как концом подвигов мученичества была победа над плотью, миром и дьяволом , так и концом подвигов монашества сияет та же победа. Три обета составляют сущность иноческой жизни: целомудрие, нестяжательность, послушание. Цель обетов состоит в том, чтобы отрешением от мира и отсечением своей воли покорить плоть духу для служения Господу. Апостол Иоанн пишет: «Всё, еже в мире, похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская» (1 Ин. 2, 16). Похоть плотская – дела самости и самоугодия, которые влекут человека угождать себе, любить блага временные вместо вечных, отвлекают от хождения перед Богом, главнейшее из них – чревоугодие; похоть очес – главнейшее дело – сребролюбие, желание обладать богатством; а также желание много видеть и знать, как говорит Писание: «Ад и погибель не насыщаются, такожде и очи человеческие не сыти» (Притч. 27, 20); гордость житейская – желание быть выше других, превозноситься своими достоинствами. Это состояние самое опасное и гибельное, потому что как гордыня есть начало греха (Сир. 10, 15). Далее апостол говорит: «И мир преходит и похоть его: а творяй волю Божью, пребывает во веки» (1 Ин. 2, 17), т. е. мир не вечен, а предметы, которые так увлекают человека, не прочны и не постоянны, особенно же важно то, что человек никогда не может удовлетворить себя, подчиняясь страстным своим влечениям, и достигнув высшей степени удовольствия, он принуждён сказать: «И се вся суета и произволение духа» (Еккл. 11,2).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Подскажите, пожалуйста, как понимать выражение о том, что нужно противостоять «похоти плоти»? Подскажите, пожалуйста, как понимать выражение о том, что нужно противостоять " похоти плоти " ? Это значит, что нужно бороться с собой и со своим сексуальным влечением? или как? Екатерина. Отвечает священник Филипп Парфенов: Здравствуйте, Екатерина! «Похоть плоти» вовсе не сводится к сексуальному влечению, в этом выражении гораздо более широкий смысл. Это выражение взято из 1-го послания Иоанна Богослова: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Ин. 2, 15-17). Хотя неконтролируемое и необузданное сексуальное влечение может быть одним из признаков такой похоти, приводя, соответственно, человека к печальному духовному состоянию и умножая зло в нашем мире. Когда к другому человеку мы подходим только как к средству для удовлетворения своих желаний, в том числе сексуальных. Без любви, но лишь как к объекту потребления! А само по себе половое влечение в нас заложено природой, с ним невозможно и не нужно бороться, надо только его контролировать, держать в рамках, чтобы не быть от него зависимыми. С уважением, священник Филипп Парфенов. Поделиться Похожие вопросы: Популярные вопросы Вопросы с некорректным обратным адресом Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter © 2003-2024 АНО «Православие и Мир» Лицензия Минпечати Эл ФС77-44847 Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения Редакции.

http://pravmir.ru/vopros-otvet/podskazhi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010