Общая греховность, как страстное состояние души, выражается в человеке через похоть, под которой обычно разумеют все страсти, все грехолюбивые стремления сердца. Как говорит св. Феофан Затворник : «Похоть дает мысль только о плотских сластях, которые в ветхом человеке ярче других слабостей выдаются. Но под сим словом можно разуметь и все страсти, в коих живет обычно самоугодливый человек». 837 Отличительной чертой похоти является самоугодие, проявляющее себя в творении воли плоти и помышлений ( Еф. 2:3 ), т.е. в плотских и душевных склонностях или страстях. 838 Первоначально грех зарождается в помыслах в виде представления грешных предметов и дел, затем появляется сочувствие и влечение к ним через сочетание их с волей, а после этого производится уже само дело через тело. Грех завладевает человеком и начинает властвовать над ним так, что естественные потребности претворяются в похоти, и он подпадает плотоугодию, хотя виновата в том душа, принявшая в себя наклонность к худшему. Хотя есть похоти разных вещей, но когда употребляется слово похоть, без обозначения, что именно это за похоть, то разумеют обычно ту похоть, которой возбуждаются тайные уды, имеющие способность к рождению. Началом зачатия и рождения ныне служит похоть, в образовании которой у человека участвуют и ум, и чувство, и воля. Но Писание родовой процесс грешного человека называет познанием ( Быт. 4:1 ), указывая на преимущественное участие в этом деле сознания человеческого. Одна воля не может влиять непосредственно на способность размножения, как указывает блаж. Августин: «Иногда это возбуждение является не в пору, когда его никто не просит; а иногда его не оказывается, когда его ищут». 839 Причина в том, что падший человек может произвести в себе вожделение лишь путем раздражения, получаемого через образное представление, т.е. через сознательную психическую деятельность. Практическое участие сознания в процессе размножения и составляет то, что в отеческой психологии носит название плотской похоти. Похоть – явление сложное и представляет собой некое сильное влечение, идущее от низшей, бессознательной части души и охватывающее сознание человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Из сравнения православного учения с католическим и протестантским учением будет ясно всё отличие первого от последних. Так называемая «первобытная праведность» (Justitia originalis), по католическому учению о ней, представляется состоянием благодатным. При отсутствии в первозданной природе естественного совершенства благодать была кормчим, дававшим гармоническое направление противоположным стремлениям плоти и духа, «как бы некоторой золотой уздой» (veluti aureo quodam freno), посредством которой низшая, склонная ко греху, чувственная часть природы удерживалась в подчинении высшей, духовной, а эта последняя – Богу. Как утрата, лишение благодатной первобытной праведности, первородный грех, с католической точки зрения, есть возвращение человека в состояние чистой, предоставленной себе самой, природы (status purorum naturalium), в которой был тот же натуральный, неотъемлемый от неё, недостаток – чувственная похоть, составляющая реальное содержание первородного греха, его матерью 240 . Вследствие потери благодати первобытной праведности, под влиянием высвободившейся чувственной похоти (concupiscentia carnis), наступило ослабление всей природы, а не порча в строгом смысле слова. Сама по себе чувственная похоть не греховна, потому что есть естественное влечение, но обращается в неумеренное влечение и делается источником личных грехов после отнятия благодати, сдерживавшей её 241 . По протестантскому учению, первобытная праведность представляется естественным совершенством первозданной природы, выражением и раскрытием природных сил, чистых, девственных, гармонически одна с другою соображённых. Как утрата естественного высокого совершенства, первородный грех есть состояние противоестественное, болезненное. Похоть (concupiscentia carnis) не безразличное само в себе влечение (non appetitiones ipsae, quotinus a Deo conditae sunt) и не физическая только порча (corruptio qulitatum corporis), но положительное, злое, к плоти направленное, влечение, могущественно действующее как в низших, так и особенно в высших силах природы и личности человека, источник всяких помыслов, противных закону Божию, и причина постоянного противления человека воле Божией и вражды его с Богом. Чрез похоть падший человек находится в состоянии глубочайшего расстройства и повреждения всей его природы и личности. Человек существенно греховен раньше ещё всякого отдельного акта воли и абсолютно неспособен к истинному разумению и свободе в области духовных предметов (in rebus spiritualibus). Человек утратил окончательно свой прежний нравственный облик (образ Божий), и дух его находится в состоянии полного омертвения для жизни высшей 242 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   Напрасно некоторые желают видеть смысл грехопадения иносказательно, т. е. что грехопадение состояло в физической любви между Адамом и Евой, забывая о том, что Сам Господь им заповедал: «плодитесь и размножайтесь...» Моисей ясно повествует, что «Ева согрешила прежде одна, а не вместе с мужем», — говорит Митрополит Филарет. «Как же мог написать сие Моисей, если бы он написал иносказание, которое здесь найти желают».    Суть грехопадения состояла в том, что прародители, поддавшись искушению, перестали взирать на запрещенный плод, как на предмет заповеди Божией, а стали рассматривать его в предполагаемом отношении к себе, — к своей чувственности и своему сердцу, своему разумению (Ккл. 7, 29), с уклонением от единства истины Божией в многочисленность собственных помыслов, собственных желаний не сосредоточенных в воле Божией, т. е. с уклонением в похоть. Похоть же, зачав грех, рождает действительный грех (Иак.1:14-15). Ева, искушаемая диаволом, увидела в запрещенном древе не то, что оно есть, но то, чего она сама желает, по известным видам похоти (1 Ин.2:16; Быт.3:6). Какие же похоти открылись в душе Евы перед вкушением запрещенного плода? «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи», т. е. она предположила некоторый особенный, необыкновенно приятный вкус в плоде запрещенном, — это похоть плоти. «И что оно приятно для глаз», т. е. жене показался более всех красивым плод запрещенный, — это похоть очес, или страсть к наслаждению. «И вожделенно, потому что дает знание», т. е. жене захотелось изведать того высшего и божественного знания, которое сулил ей искуситель, — это гордость житейская.    Первый грех рождается в чувственности — стремлением к приятным ощущениям, — к роскоши, в сердце, желанием наслаждаться без рассуждения, в разуме — мечтанием кичливого многоведения, и следственно, проницает все силы естества человеческого.    Расстройство естества человеческого и заключается в том, что грех отклонил или оторвал душу от духа, и душа, вследствие этого, стала иметь влечение к телу, к плоти и опираться на него, а тело, потерявшее эту возвышающую силу души и как само созданное из «хаоса», стало иметь влечение к чувственности, к «хаосу», к смерти. Потому и результат греха есть болезни, разрушение и смерть. Ум человеческий помрачился, воля ослабела, чувство исказилось, возникли противоречия, и душа человека потеряла целеустремленность к Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Один из наших пастырей пишет: «иной во время искушения говорит: Бог послал на меня искушение; и не заботится, когда оно производит в душе его движения неправильныя, немирныя, нечистыя; не примечает как он отворяет дверь греху. Нет, возражает ему Св. Иаков, неусыпляй себя тщеславною мыслию, что ты на пути Божием, потому что ты неблагоприятному состоянию твоему дал невинное и даже почетное название искушения; Бог , как сам не искушается злом, которому совсем не доступно естество Его, так и не искушает никого злым направлением искушения, что было бы противно Его благости 87 . Откуда же бывает искушение? Кииждо же, продолжает Апостол, искушается от своея похоти влеком и прельщаем. Таже похоть заченши и раждает грех: грех же содеян раждает смерть (ст. 14–15). Каждый искушается, как показывает Апостол, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью ( π της δας πιθυμας ξελχμενος χα σελεξμενος). И это справедливо по наблюдению духовной опытности 88 . Грех оттворил себе двери в мир, употребив вместо оружия самую же плоть человека ( Рим. 6, 13 ), и для своего владычества проложил тремя путями свое шествие ( 1Иоан. 2, 16 ), на которых действует согласно и единично. Так было в начале, когда он первый доступ сделал к нашей праматери Еве. Об этом мы читаем в Писании: виде жена, яко добро древо в снед, – вот похоть плоти; и яко угодно очима видети, – является и похоть очес; и красно есть, еже разумети – гордость житейская. И вземше от плода его яде ( Быт. 3, 6 ), или что тоже: похоть заченши родила грех ( πιθυμι συλλβθσα τχτει μαρταν). Это выражение у Иакова сильное, психологическое. Егда раждает жена, скорбь имать ( Иоан. 16, 21 ). И в душе человека, когда он приступает к совершению греха, великая происходит борьба между врожденным от Бога к стремлением добру и привившимся к человеку диким отростком – злою похотию. Борьба эта тогда происходит долго – влечением и обольщением, пока не зачнется, пока не приимет своего начала похоть в намерении, которое бывает уже способным скоро перейти и в самое действие – родить грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/opyt-o...

Суть грехопадения состояла в том, что прародители, поддавшись искушению, перестали взирать на запрещенный плод, как на предмет заповеди Божией, а стали рассматривать его в предполагаемом отношении к себе, - к своей чувственности и своему сердцу, своему разумению (Ккл. 7, 29), с уклонением от единства истины Божией в многочисленность собственных помыслов, собственных желаний не сосредоточенных в воле Божией, т. е. с уклонением в похоть. Похоть же, зачав грех, рождает действительный грех (Иак. 1, 14-15). Ева, искушаемая диаволом, увидела в запрещенном древе не то, что оно есть, но то, чего она сама желает, по известным видам похоти (1 Иоан. 2, 16; Быт. 3, 6). Какие же похоти открылись в душе Евы перед вкушением запрещенного плода? " И увидела жена, что дерево хорошо для пищи " , т. е. она предположила некоторый особенный, необыкновенно приятный вкус в плоде запрещенном, - это похоть плоти. " И что оно приятно для глаз " , т. е. жене показался более всех красивым плод запрещенный, - это похоть очес, или страсть к наслаждению. " И вожделенно, потому что дает знание " , т. е. жене захотелось изведать того высшего и божественного знания, которое сулил ей искуситель, - это гордость житейская. Первый грех рождается в чувственности - стремлением к приятным ощущениям, - к роскоши, в сердце, желанием наслаждаться без рассуждения, в разуме - мечтанием кичливого многоведения, и следственно, проницает все силы естества человеческого. Расстройство естества человеческого и заключается в том, что грех отклонил или оторвал душу от духа, и душа, вследствие этого, стала иметь влечение к телу, к плоти и опираться на него, а тело, потерявшее эту возвышающую силу души и как само созданное из " хаоса " , стало иметь влечение к чувственности, к " хаосу " , к смерти. Потому и результат греха есть болезни, разрушение и смерть. Ум человеческий помрачился, воля ослабела, чувство исказилось, возникли противоречия, и душа человека потеряла целеустремленность к Богу. Таким образом, преступивши за предел, положенный заповедью Божией, человек уклонил свою душу от Бога, истинного всеобщего сосредоточия и полноты, образовал для нее ложное средоточие в ее самости, заключил ее во тьме чувственности, в грубости вещества. Ум, воля и деятельность человека отвратились, уклонились, ниспали от Бога к твари, от небесного к земному, от невидимого к видимому (Быт. 3, 6). Обманутый прельщением искусителя человек добровольно " приложился к скотам несмысленным и уподобился им " (Пс. 48, 13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

для борьбы, для противоборства высшим, нравственно-разумным силам и стремлениям человека если человек будет выходить победителем из этой борьбы, то сила чувственной похоти будет постепенно ослабляться и уменьшаться в нем; но если он будет уступать влечениям чувственной похоти, то она сделается в нем грехом и сила ее посте пенно станет увеличиваться и возрастать, так что, в конце концов, человек и после крещения может сделаться рабом чувствен ной похоти 124 . Таким образом, в людях крещеных и возрожденных благодатью Св. Духа чувственная похоть in reatu хотя и не существует, но in actu продолжает существовать, как закон и источник греха и как причина внутренней борьбы в существе чело века; в людях же, не возрожденных благодатью Св. Духа в таинстве крещения, чувственная похоть существует в обеих ее формах, как in reatu, так и in actu. Отсюда понятно почему дети даже крещеных родителей являются в свет и с чувственною похотью, и с передаваемым ею первородным грехом. Дети крещеных родителей все-таки суть дети чувственной похоти – они рождаются не духовно, а естественно по плоти 125 – они сами по себе лично и безотносительно к своим родителям, виновны в грехопадении Адама и по всей справедливости должны нести на себе всю тяжесть этого грехопадения. Следовательно, чувственная похоть как одно из наказаний за грех Адама, должна переходить к ним не только in actu но и in reatu, а вместе с нею и по той же причине, должен переходить к ним и первородный грех, так что дети крещеных родителей прежде чем они сами не возродятся в таинстве крещения, являются в свет чадами гнева и осуждения 126 . Таким образом, факт передачи чувственной похоти и первородного греха даже крещеными родителями является с точки зрения Августина, совершенно естественным и даже необходимым фактом, с одной стороны потому что чувственная похоть сделалась прирожденным свойством человеческой природы после грехопадения Адама, а с другой потому что в грехопадении этом виновен каждый из потомков Адама в отдельности и по всей справедливости должен нести всю тяжесть этого грехопадения рождается ли он от крещеных или некрещеных родителей, должен нести до тех пор, пока сам не обновится и не возродится в таинстве крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Для такого человека вызывающею причиною греха станет действие извне, то, что называется искушением. Искушение бывает только для людей духовных, или людей Божиих. Человек безбожный, чтобы творить зло, не нуждается в искушении: он творит уже просто в силу своей испорченной природы, по закону греха, который уже обладает им. Но человек Божий закону греха прямо неповинен. Грех, как грех , не имеет над ним власти и не действует на него; он может быть увлечён грехом только тогда, когда грех представится как безгрешное и зло примет вид добра, в чём и состоит сила искушения. Мы знаем три главные рода греха: грех чувственной души или похоть (грех плоти): «похоть заченши рождает грех , а содеянный грех рождает смерть»; далее грех ума – самомнение или самовозношение, которое ведёт к заблуждению, а упорство в заблуждении порождает ложь и обман; и, наконец, грех собственного духа – властолюбие, которое приводит к насилию, а насилие кончается убийством. Итак, дело искушения состоит в том, чтобы эти грехи представить не грехами для духовного человека. Прежде всего является оправдание похоти, т. е. стремления чувственной природы, получающего перевес над умом и волею. Искусительный голос говорит: «Ты человек Божий, человек духовный, и для тебя похоть плоти не страшна; ты внутренно уже победил в себе греховную природу, и потому всякие внешние её проявления для тебя уже безразличны. Духовному человеку всё позволительно: ты выше различия между добром и злом; да и может ли быть зло в чисто внешних действиях тела, составляющих естественные проявления его материальной природы»? Это есть первое искушение. Оно особенно сильно в начале духовной жизни, когда влечения плоти ещё не смирились перед новорождённым духом и хотят, как змеи Геркулеса, задушить его в самой колыбели. Этому искушению подпадают обыкновенно последователи мнимо-духовных, мистических сект, в которых преувеличенная и самодовольная духовность сменяется полным разгулом чувственности, и свобода духа, переходя в свободу плоти, кончается рабством плоти. Чтобы преодолеть это искушение, нужна духовная крепость, которой мы в себе не имеем, а должны получить её от источника всякой силы, и к нему мы обращаемся с молитвою: не введи нас во искушение. Привлечённая этою молитвою помощь божественной силы оградит нашу душу от помрачения и соблазна и против искусительных софизмов вооружит наш разум и совесть следующим рассуждением.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Solov...

h4 I. О плотской (блудной) страсти § 1. Понятие о страсти Вторая в восьмеричном числе греховная страсть, больше всего и дольше всех борющая людей, – это блудная страсть. Эта страсть у свв. отцов и подвижников носит различные названия: блудная страсть 454 , блуд 455 , плотская страсть, страсть плотского вожделения 456 , женонеистовство 457 , страсть (влечение) к женщинам (мужчинам), блудная брань 458 , блудный помысл 459 , демон или дух блуда 460 , плотское (безсловесное) сладострастие, безсловесная плотская страсть и похоть 461 , любодеяние ( Мф.15:19 ), любодейство. В настоящее время на литературном и разговорном языке эта страсть называется плотской или нечистой страстью, развращением, развратом (половой распущенностью), распутством. Блудом или блудной страстью свв. отцы и подвижники называют, с одной стороны, владеющее душой и телом сладострастие – стремление к чувственному, греховному плотскому наслаждению или плотскую похоть, проявляющуюся в теле или душе, именно в желательной ее части, и представляющую собой устремление к телесной красоте и обладанию объектом своего вожделения, а с другой стороны – осуществление или выполнение этого желания (на деле), помимо законного супружества, что и есть собственно блуд (греч. порниа) 462 . У всех людей в числе других телесных потребностей имеется и потребность размножения рода, влечение к другому полу для рождения детей (половой инстинкт) 463 . Бог создал людей разного пола и сообщение их определил для рождения детей. При создании первых людей Бог благословил их и сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте... над всяким животным» ( Быт.1:28 ). Однако эта потребность размножения рода и влечение к другому полу, как и все другие потребности человека, могут служить и очень часто служат источником греха и развращения людей, когда превращаются только в средство удовлетворения низменных, чувственных, плотских вожделений и доводятся до незаконного и противоестественного употребления в греховной страсти, называемой блудной страстью или сладострастием.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Разделы портала «Азбука веры» Сладострастие — 1) вид греховной страсти , порока; похоть, вожделение; чрезмерное, противоестественное влечение к чувственным удовольствиям сексуального характера; 2) чрезмерное влечение к греховным чувственным удовольствиям; 3) чрезмерное стремление к греховным удовольствиям вообще. Почему, если половое влечение естественным образом связано с Божественной заповедью «плодитесь и размножайтесь» ( Быт.1:28 ), чрезмерное половое стремление оценивается как греховная страсть? Многие противоестественные страсти формируются и развиваются в человеке на основе естественных свойств и влечений. Так, например, питание необходимо людям для поддержания жизненной энергии, жизненных сил. В этом отношении потребление пищи не только не декларируется как грех, но и определяется как обязательное условие существования. Не секрет, что своевременно потребляя вкусные и полезные продукты питания, человек может испытывать удовольствие. Однако в случае, если он начинает относиться к еде именно как к предмету (источнику, средству) удовольствия, такая привычка может пагубно отобразиться на его физическом и духовном здоровье, привести к обжорству, гурманству, обратиться в противоестественную греховную страсть чревоугодия . Аналогичная метаморфоза может происходить и с влечением, обусловленным половым чувством. Это тот самый случай, когда естественное стремление представителя одного пола к другому превосходит допустимые границы, становится противоестественным и превращается в пленительную страсть. Человек, объятый страстью вообще и сладострастием в частности, отделяет себя от Бога, ведь предмет его страсти (в рассматриваемом случае — чувственные удовольствия) заполняет в душе то самое место, которое, в соответствии с человеческим предназначением, должно отводиться Богу. В этом смысле предмет страсти фактически превращается в идола, служению которому человек посвящает все силы. Господь же отсупает для него на второй или более отдаленный план. Разумеется, удовольствие от супружеской жизни могут получать и законно соединенные в браке супруги ( Евр.13:4 ). Это не значит, что все они — априори сладострастны. Таинство брака установлено Господом ( Мф.19:5 ). Христианские браки, и в том числе интимные супружеские отношения, освящаются Самим Богом. Однако и для взаимно любящих супругов уместна благоразумная умеренность. В противном случае даже и освященное Богом супружество может привести к сладострастию (см. подробнее: Брак и внебрачная связь ; Любовь или страсть? ). Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/sladostrastie

   Воздержание есть начало и основа всякого христианского подвига. Все истинные христиане подвиг богоугодной жизни начинали с утеснения чрева и воздержания. «Все подвижники воздерживаются», — говорит апостол Павел (1Кор.9:25). И особенно это касается потребности питания. (О воздержании более подробно — см. ниже в особой главе.) Глава 7. О плотской страсти и борьбе с нею     h4 I. О плотской (блудной) страсти § 1. Понятие о страсти    Вторая в восьмеричном числе греховная страсть, больше всего и дольше всех борющая людей, — это блудная страсть.    Эта страсть у свв. отцов и подвижников носит различные названия: блудная страсть, блуд, плотская страсть, страсть плотского вожделения, женонеистовство, страсть (влечение) к женщинам (мужчинам), блудная брань, блудный помысл, демон или дух блуда, плотское (безсловесное) сладострастие, безсловесная плотская страсть и похоть, любодеяние (Мф.15:19), любодейство.    В настоящее время на литературном и разговорном языке эта страсть называется плотской или нечистой страстью, развращением, развратом (половой распущенностью), распутством.    Блудом или блудной страстью свв. отцы и подвижники называют, с одной стороны, владеющее душой и телом сладострастие — стремление к чувственному, греховному плотскому наслаждению или плотскую похоть, проявляющуюся в теле или душе, именно в желательной ее части, и представляющую собой устремление к телесной красоте и обладанию объектом своего вожделения, а с другой стороны — осуществление или выполнение этого желания (на деле), помимо законного супружества, что и есть собственно блуд (греч. порниа).    У всех людей в числе других телесных потребностей имеется и потребность размножения рода, влечение к другому полу для рождения детей (половой инстинкт).    Бог создал людей разного пола и сообщение их определил для рождения детей. При создании первых людей Бог благословил их и сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте... над всяким животным» (Быт.1:28).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010