Пост – самое лучшее средство для человека справиться с своими дурными влечениями и утвердиться в добре. Оставляя, по заповеди церковной, пищу приятную, усладительную для плоти и подвергая себя добровольному изнурению постом, христианин выявляет свою способность возвышаться духом над вещественными началами мира и побеждать во имя послушания Богу требования плотской стороны своего «я». Чем, однако, сильнее в человеке стремление ума отрешиться от всего земного, тем явственнее заявляет о себе плоть; необходимы, поэтому, и внешние меры обуздания плоти. Так как похоть плотская, обычно возбуждается и поддерживается в теле пресыщением и невоздержанием, а также леностью и праздностью, – то и средствами умерщвления этой похоти могут и должны служить труды поста, молитвенного бдения, тех и других полезных занятий. 82 Кто не любит поста, тот и на другие подвиги ленив, нерадив, бессилен и показывает этим самым худой признак расслабления души своей, неспособной укрощать греховных поползновений плоти и управлять ею. У невоздержного человека неизбежно порождаются всевозможные страсти и пороки. И тогда ему при необузданности, присущей страстям и порокам – уже невозможно бывает вообще удержаться на пути честной и добропорядочной жизни. «Где поста и трезвости не бывает, но всегдашнее пресыщение от яств и пития, – там бесчисленные злодеяния рождаются – не только телесные, но и душевные. Там святыни и чести места не обретается». 83 Там омрачается и заглушается голос совести. Сладости мира губят в человеке духовную жизнь, теряется в нем спокойная трезвенность духа, ясность мысли, контроль над собой, рассеивается внимание, слабеет воля и ослабляется, растекается, растрепывается личность. Что такое жизнь этих людей? Смотреть, спорить, есть, пить, совокупляться и помышлением своим обнимать одни лишь призраки 84 нечистых проявлений скотоподобной жизни. Такие люди, предаваясь жизни во вседозволенности своего «я» (в том числе, конечно, и плотских наслаждений), отвергают ограничения, налагаемые нравственностью и, утрачивая тем самым свою человечность, обращаются в человекообразных животных по своему поведению, по своему образу скотоподобной жизни. Ибо, живущий исключительно плотской жизнью, хотя и человек, но по страсти он делается скотом. «Плоть – коварный друг: чем кто более угождает ей, тем более она восстает на него». 85 Возьмем, к примеру, такое зло в человеке (может быть, самое незаметное для посторонних) – плотские помышления, от которых без поста, без слова Божия человек не может избавиться. Потому-то человек, отвергающий пост и всегда обильно питающийся – как всеядное существо – просто не может иметь чистоту мышления, чистоту сердечную. «Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут» ( Рим.8:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Так, напр., согласно естественному влечению, тело нуждается в пище и питье для восполнения недостатка и истощения сил. Кто разумно смотрит на эту потребность, тот удовлетворяет её необходимым, имея целью только поддержание жизни, но не пресыщение и удовольствие. В страсти человек ищет не столько удовлетворения потребности, сколько наслаждения, получаемого от него: есть, напр., когда не голодает, или же стремится не к полезной, но к лакомой пище 11 : точно также пьёт без жажды, ест без нужды 12 . Сравнивая в этом отношении людей с животными, отцы находили вторых более разумными, так как природные стремления сохранены у них лучше, нежели у людей, одарённых разумом 13 . «Ибо какие лакомства у бессловесных». Какие хлебники и повара тысячью искусств уготовляют услаждение бедному чреву? Не любят ли они древней скудости, питаясь травой, довольствуясь тем, что случилось, и в питье употребляя воду и ту иногда редко?» 14 . Половой инстинкт, имеющий своей целью продление рода (по сл. Василия Вел., I. Злат., Григория Нисск.) в страсти также искажён, потому что в нём ищут только наслаждения, иногда даже противоестественного. В то время, как животные предаются плотским удовольствиям только одно время в году, а в другое время совершенно забывают о нём, «в людях от дорогих явств ненасытимая похоть любодейства всеяла неистовые пожелания, ни в какое время не дозволяя утихнуть страсти» 15 . «Есть любовь, говорит священномученик Зинон, которую изображают в виде красивого мальчика, потому что сладострастная её резвость никогда не стареет, – они в стариках также жива, как и в юношах... изображают её слепою, или с повязкой на глазах, потому что она, горя необузданным огнём похоти, не разбирает ни возраста, ни внешнего вида... не обращает внимания на препятствия... При всем том, к несчастью, она слишком деятельна и могуча. Она обольстительными своими чарами каждодневно волнует весь мир: всё в ней отравлено заразительными её удовольствиями 16 . Св. Максим Исповедник говорит: «Правильное суждение о совокуплении целью его поставляет деторождение. Но кто имеет при этом в виду одну страсть похотную, тот погрешает в суждении, недоброе почитая добрым. И таковый, совокупляясь с женою, злоупотребляет сим. Подобным образом нужно рассуждать о понимании и употреблении других вещей». 17

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/uch...

Ин. 1, 13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. Похоть плоти, как следствие греха, омрачает ум: кровь, как естество и похоть мужа, как заложенное в душу человека при сотворении его Богом, влечение к лицу другого пола, соединенное с естеством, не омрачает ума. Похоть плоти и кровь не соединяются с душевной привязанностью, а похоть мужа соединяется с нею. Это потому, что похоть плоти ищет лишь самоудовлетворения, кровь стремится к умножению жизни, как это видно на одушевленных неразумных тварях – животных, птицах и проч., и лишь похоть мужа заключает в стремление к общению и соединению духовному. Ставшие ради Христа выше крови или ради вечного спасения победившие с Его помощью похоть плотскую, но не имевшие похоти мужской, как не испытавшие душевной привязанности, есть по существу девственники и распространяются духом в Боге независимо от естества. Плененный похотью мужской, которая большею частью соединяется или с кровью, или с похотью плотской, или с тою и другою вместе, уже затронут в своих душевных чувствах, а потому по существу не девственник и, если живет ради Христа, то распространяется духом в Боге или в самом естестве, или через него. Если в основе душевной привязанности плененного похотью мужской лежит общая с любимым лицом другого пола любовь ко Христу и благочестию, то он может чудом Божиим остаться и девственником по существу, то есть превозмочь свою душевную привязанность, память о которой совершенно может изгладиться из души его, хотя это уже возможно лишь непостижимой Премудростью Божией, исключается из обычного благодатного порядка жизни, а потому и бывает весьма видно по особым усилиям Промысла Божия. 1925 г. Ин. 1, 13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. От крови, то есть от избытка ее и телесных сил, от избытка естественно-животной жизни. От плоти, то есть страсти или греха. От мужа, то есть от душевной любви по естеству, от естественной человеческой любви. От Бога, то есть духом в Нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Что говорят они в защиту своих влечений и привязанностей к мирским предметам? «Мир есть прекрасное произведение Божие, отражающее в себе великие свойства совершеннейшего своего художника. Можно ли не любить его, и какое в этом зло?» Но в таком рассуждении людей недостает различия между миром Божиим и не Божиим. Мир суеты, лести и душевного растления, царствующий над людьми, не должно смешивать с миром Божиим, носящим на себе совершенства своего творца. Мир, как дело рук Божиих, не отвлекает нашего сердца от Бога, а возвышает нас к Нему. Мир, влекущий нас долу и удерживающий наше стремление в высоту, не Божий. Ибо, если бы он был Божий, то как он мог бы отвлекать нас от Бога и вооружать против Него? Слышим, что говорить св. апостол: любы мира сего вражда Богу есть: иже бо восхощет друг быти миру, враг Божий бывает ( Иак.4:4 ). И точно, связавшийся пристрастием к миру соделался уже врагом Богу. Ибо он не может мыслить о божественном и неспособен к воспринятию его. Всё святое и небесное тяготить его душу. Он не хотел бы и слышать об этом! Мир Божий не приводить человека к такому враждебному чувству против Бога. Нет, что бы ни говорили поклонники мира в защиту своих пристрастий к нему, но мир, восхваляемый ими и увлекший дух их в свою область, лишен святой печати совершенств божественных. На нём лежит другая печать греха и душевного растления. Если бы они вошли в самих себя и беспристрастнее взглянули на то основание, на котором держится их любовь к миру, то увидели бы непременно, что это основание есть или удовольствие плоти, ласкаемой чувственным наслаждением, или приятность взоров, увеселяемых заманчивыми видениями, или угождение своему самолюбию, стремящемуся к превозношению над другими и обладанию ими; т. е. это основание определено божественным словом св. апостола Иоанна, который сказал: не любите мира, ни яже в мире; яко все, еже в мире, похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская ( 1Ин. 2:15, 16 ). Все в мире похоть, нечистота, грех ! Как Бог есть неизмеримое море чистоты и святости: так мир есть неизследимая пучина зла и омрачения. Потому-то теперь чем удаленнее человек от мира, тем он чище и светлее духом. Наклонность являться на вид других и заниматься тем, что подлежит зрению и удивлению их, есть уже признак душевного повреждения и порчи сердца, жаждущего греховной сладости.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

После грехопадения человеческое сердце само по себе способно желать только зла – им владеет та самая похоть, ненасытно ищущая земных благ, и все человечество превращается в «massa pecata» (масса греховная). Собственными силами человек не способен выйти из этого состояния, если только его не коснется по благодати подаваемое влечение к благам небесным, влечение, рождающее небесную любовь или, иными словами, меняющее направленность эроса. Таким образом, ясно, что в деле человеческого спасения главное – наличие преодолевающей похоть gratia victrix (побеждающая благодать), отсюда далее известное учение о предопределении 7 и т. д., и т. д. Рассмотрим теперь с этой точки зрения «психологию» святителя Феофана. На первый взгляд, предположение о рецепции взглядов блж. Августина свт. Феофаном не подкреплено никакими реальными фактами. Святитель сразу объявляет, что опираться в своей психологии будет на «указания отцов подвижников» 8 . И действительно, среди не редких ссылок на блж. Диадоха , Марка Пустынника, прп. Макария Великого мы ни разу не встретим имя епископа Иппонийского. Однако, прочитав такое, например, замечание: «Сердце наше бывает довольно только тогда, когда обладает Богом и бывает обладаемо от Бога. Ничто, кроме Бога, не успокаивает его» 9 , – мы чувствуем, что создатель «христианской психологии» не прошел все же мимо трудов автора «Исповеди», и это понуждает присмотреться внимательней к тезисам свт. Феофана. Последние суть таковы: Человек – существо незавершенное, что и понуждает его искать восполнения своего существа. «Очевидно, что верховным благом человека может быть только то, что вполне всесторонне его успокаивает» 10 , – а таким благом может быть для человека только один Бог , так как человек создан по образу Божию. Органом, в котором обнаруживает себя как стремление к благу, так и насыщение им, является сердце, иначе – «способность вкушать и чувствовать насыщение» 11 . До грехопадения человек сердцем стремился к Богу и имел Его своей целью, что и есть собственно любовь к Богу «или жажда пребывания в общении с Богом как верховным благом и успокоение в Нем, или сознание блаженства в Его общении» 12 . Однако с грехопадением 13 в нем происходит превращение,

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Что говорят они в защиту своих влечений и привязанностей к мирским предметам? Мир есть прекрасное произведение Божие, отражающее в себе великие свойства совершеннейшего своего художника. «Можно ли не любить его, и какое в этом зло?» Но в таком рассуждении людей недостает различия между миром Божиим и не Божиим. Мир суеты, лести и душевного растления, царствующий над людьми, не должно смешивать с миром Божиим, носящим на себе совершенства своего творца. Мир, как дело рук Божиих, не отвлекает нашего сердца от Бога, а возвышает нас к Нему. Мир, влекущий нас долу и удерживающий наше стремление в высоту, не Божий; ибо, если бы он был Божий, то как он мог бы отвлекать нас от Бога и вооружать против Него? Слышим, что говорит св. апостол: любы мира сего вражды Богу есть: иже бо восхощет друг быти миру, враг Божий бывает 366 . И точно, связавшийся пристрастием к миру сделался уже врагом Богу, ибо он не может мыслить о божественном и неспособен к восприятию его; все святое и небесное тяготит его душу, он не хотел бы и слышать об этом? Мир Божий не приводит человека к такому враждебному чувству против Бога. Нет, чтобы ни говорили поклонники мира в защиту своих пристрастий к нему, но мир, восхваляемый ими и увлекший дух их в свою область, лишен святой печати совершенств божественных, на нем лежит другая печать – греха и душевного растления. Если бы они вошли в самих себя и беспристрастнее взглянули на то основание, на котором держится их любовь к миру, то увидали бы непременно, что это основание есть или удовольствие плоти, ласкаемое чувственным наслаждением, или приятность взоров, увеселяемых заманчивыми видениями, или угождение своему самолюбию, стремящемуся к превозношению над другими и обладанию ими; т. е. это основание определено божественным словом св. апостола Иоанна, который сказал: не любите мира, ни яже в мире; яко все, еже в мире, похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская 367 . Все в мире похоть, нечистота, грех ! Как Бог есть неизмеримое море чистоты и святости, так мир есть неисследимая пучина зла и омрачения.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

...слово “мир”, есть имя собирательное, обнимающее собою так называемые страсти... ... “мир” – есть плотское житие и мудрование плоти.(Преп. Исаак Сирин . Слово 2) В том и добродетель, чтобы человек не занимал ума своего миром.(Преп. Исаак Сирин . Слово 1) схиигумен Иоанн: Важнее всего стараться быть мирным, а чтобы быть мирным, не касайся никаких чужих дел, уклоняйся от разной нелепой болтовни, чтения газет и слушания новостей. (П.116) Интересно мне было наблюдать, как люди живут. Вспомнил я слова святого Иоанна Богослова: “Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская”, и это оправдывается на каждом шагу, и видно одно только тщеславие и гордыня, и вот в этом водовороте и кружится весь многомятежный мир со своими прелестями. (П.21) ... большая ошибка и немощь – много заботиться, чтобы продлить нашу жизнь, однако жизнь и смерть в руках Божиих, и Господь сказал: “Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам”. Вот наша забота и стремление должны быть, чтобы жить по заповедям Его и очистить сердце от страстей. (П.27) Благодарю Бога, что до таких годов дожил и удостоил меня, грешного, провести всю жизнь в монастыре. Не знал мирской суеты, наполненной лукавства, тщеславия, лицемерия, лжи и гордыни; а с этими пороками разве почувствуешь когда в душе своей мир и умиление? Я полагаю, нет. (П.59) Вот ты с мужем, посещая театр и маскарады, что чувствуете, когда придете домой? Конечно, получаете некоторое впечатление, там получившееся, и будете ждать времени еще и еще посетить те же места, разве только если нельзя будет пойти по болезни. Вот в таком порядке и проходит мирская суетная жизнь. А когда человек будет лежать на смертном одре или в болезни, вот тогда-то и придется испытать неожиданные явления и вся прошлая жизнь будет чередоваться событиями, какими он жил, – тогда только человек познает, что мир сей – обманщик.(П.59) игумен Никон: Мир вас возненавидит, – сказал Господь Своим ученикам две тысячи лет назад. Это пророчество до сих пор непрерывно исполняется над учениками Христовыми, но исполняется и другое пророчество: Мужайтесь, Я победил мир. Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире, – говорит ап. Иоанн Богослов. Слово “мир” имеет два значения. Первое – внешний мир, падшее человечество, и второе – наш собственный ветхий человек с его страстями и греховными влечениями. Этот мир подвластен диаволу. Он находит здесь свои орудия, которыми гонит и преследует ученика Христова, желая его погубить. Но Господь победил мир, победил диавола. (П.165)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

Так понимает сие место и св. Антоний Великий : «Блаженный Ап. Павел, говорит Св. Антоний, рассуждая о девстве, говорит: о девах повеления Господня не имаме, Он не имел повеления, поскольку не все могут носить тяжкое бремя девства. По сей причине оно и предоставлено свободе тех, кои могут оное носить.» 22 «Не сказал Св. Апостол Павел, говорит святой Златоустый, о девах повеления Господня не полагаю, но повеления не имам. Как бы так он сказал: «если бы я, побуждаемый человеческим рассуждением, сие заповедал, то бы оно не достойно было вероятия; когда же Богу сие угодно было, то это есть благонадежный залог к вере». 23 Вот основание монашескаго обета девства. б) Содержание обета. Итак что же есть девство? Каждый, говорит знаменитый пастырь нашей Церкви, по собственному опыту знает девство, как естественное состояние, предшествующее браку, не испытавшее тайн брака, не пробужденное к познанию их. Это только трава лилии, а не цвет; только леторосль яблони, а не яблоко благовонное. Девство младенчества, потому самому, что есть просто естественное состояние, не есть дело свободы, ни плод подвига, след. не есть добродетель. Прилично оно называется невинностью, потому, что в нем нет вины, противоположной девству; но и все тут: а еще нет в нем превосходного достоинства, принадлежащего девству совершенному. Девство, как подвиг, как добродетель, как цвет чистоты, как плод целомудрия, как путь совершенства, является тогда, когда человек в возрасте, по обыкновенному ходу телесной природы, более или менее располагающем к супружеству, не предаваясь влечению природы, не увлекаясь обычаем, примерами, приятностями и нуждами общежития, решается не приобщаться браку, а соблюсти девство навсегда». 24 Но одно отречение от брачного союза не составляет истинного и совершенного девства; совершенное девство состоит как в чистоте тела, так и души. He посягшая печется о Господних, како угодити Господеви, да будет свята телом и духом, говорит св. Апостол Павел ( 1Kop. VII, 34 ). «He тело только должно соблюдать нерастленным, говорит и Св. Мефодий, нужно заботиться и о душе и украшать ее праведностью» 25 . «Телесное удаление от всего принадлежащего браку, еще не есть совершенное девство, а только низший степень оного; ибо стремление и приближение к Богу, как Существу духовному, может и должно совершаться в духе; девство же тела отемлет только препятствия стремлению духовному, и пресекает стремления противоположные» 26 . «Какая польза, говорит блаж. Диадох , сохранившему тело свое девственным, когда душу его растлевает демон непослушания? или как получит венец тот, кто подавил в себе чревонеистовство и всякую телесную похоть, а самомнение, самолюбие оставил без внимания?» 27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Хотя разные народы полагают об этом по–разному и соблюдают различные правила, у римлян с древних времен было обычаем после сношения с женой омыться и некоторое время воздерживаться от посещения храма. Конечно, мы не можем считать брак грехом, но, поскольку даже законное сношение не происходит без телесного желания, будет правильным после него воздержаться от посещения святого места, ибо не бывает желания без греха. Сказавший: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» , — родился не в прелюбодеянии или разврате, но в законном супружестве. Но он знал о себе, что зачат в беззаконии, и горевал, что рожден во грехе, и, подобно дереву, струил в ветвях сок греха, идущий от корней. Есть много вещей законных и справедливых, при делании которых мы, тем не менее, оскверняемся; так, часто мы гневом усугубляем вину другого и нарушаем спокойствие собственной души, и даже при праведном гневе нарушение душевного покоя не служит нам к добру. Сказавший: «иссохло от гнева око мое» , — гневался на грешников, но лишь спокойствие души позволяет греться в лучах премудрости; потому и печалился он, что его око иссохло от гнева. А коль он гневается от злых деяний, он останется потом смятенным и возмущенным и в помышлениях о высшем. И так получается, что гнев против греха праведен, но тем не менее вреден, ибо гневающийся берет на себя вину, нарушая покой своей души. Так и плотское совокупление законно, если совершается ради произведения потомства, а не ради похоти и утоления страстей. Поэтому если кто подходит к жене своей, движимый не влечением похоти, а заботой о произведении потомства, то он может по своему усмотрению как посещать церковь, так и принимать таинство плоти и крови Господних; ибо не может быть осужден вошедший в огонь и не сгоревший. Но если в соитии возобладает не стремление к деторождению, а похоть, у совокупляющихся есть причины печалиться, хотя, по святым речениям пророков, уже само совокупление есть повод для печали. Когда апостол Павел говорит: «Кто не может воздержаться, пусть имеет каждый свою жену» , — то он считает нужным добавить: «впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

Этим означается все то, что может нас уронить или уловить, что заставляет нас падать в грех, или уловляет грехом. Лучше, чтоб погиб один из членов: лучше пожертвовать самым дорогим для нас здесь, чем потворствовать чрез это дорогое страсти. А не все тело и пр.: – в соответствие с упомянутыми членами его: глазом и рукою; а так как под ними разумеются душевные движения, то под телом надобно разуметь всего человека, т. е. и тело и душу, со всеми ее стремлениями и пожеланиями. Не одно тело, но и душа со всеми ее извращенными силами и неправлениями – будут осуждены на вечные муки, («Толк. еванг.» еп. Михаила, т.1, стр. 86 – 86). 179 Объяснение слов И. Христа: «суть бо скопцы, иже из чрева матерня родишася тако: и суть скопцы, иже скопишася от человек: и суть скопцы, иже и сказиша сами себе, царствия ради небесного. Могий вместати, да вместит» ( Mф. XIX, 12 – 13 ). Что значит оскопить себя ради царствия небесного? Посредством борьбы с плотскою похотью достигнут такою состояния, когда перестает давать себя чувствовать похоть полового влечения. А что здесь разумеется не самопроизвольное телесное оскопление себя, это ясно показывает связь речи: потерю члена тела может «вместить» (т. е. вынести) всякий, – для этого не нужно даже особенного желания и расположения, – лишь бы операция отнятия члена произведена была искусно и силы подвергающегося операции не были истощены прежде. Если же о тех, иже исказиша сами себе, ради царствия небесного, сказано, что это действие доступно не для всех – не все вмещают его, что оно доступно только тем, коим дается как дар, – имже дано есть, и даже из тех, кому дано, может вместить и воспользоваться этим даром только «могий», имеющий на то силу, то очевидно, что все это сказано не о телесном оскоплении, которое может быть сделано всяким острым орудием, может быть произведено врагом и злодеем, может зависеть от случая и болезни и которое может быть вмещено всяким. Свв. отцы самопроизвольное скопчество прямо называют дьявольским изобретением. Св. Златоуст говорит: «отсечение членов от начала было действие демонское и сатанинских козней.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010