Аскетика Аскетика преп. Максима имеет тесную связь с его догматической системой. По существу она представляет собой не что иное, как прямое раскрытие учения св. отца об искуплении с нравственной его стороны. Целью аскетики, как и искупления, является обожение. Путь спасения тот же, что начертан, как пример, в жизни Христа. В аскетике лишь эта нравственная сторона искупления ставится под увеличительное стекло, и общие контуры ее покрываются детальными штрихами. Разумеется, не одно только учение о спасении связывает аскетику св. отца с системой его догматических воззрений. Как сотериология базируется на антропологии, так и аскетика имеет своей необходимой предпосылкой учение о греховном состоянии падшего человека, о законе плоти, о страстях, что тоже отсылает к области антропологии. По общему характеру своему аскетика преп. Максима принадлежит к типу философско-созерцательных. Она в большей степени, чем у других аскетов, покоится на научно-антропологических классификациях и подразделениях, на данных психологического анализа и философских обобщениях. Это сказывается как в общей ее структуре, так и в деталях, и лишний раз подчеркивает ее связь с антропологией. На первом плане в аскетике преп. Максима стоит изображение царства зла, борьба с которым составляет первую цель аскетических усилий. Внимание подвижника, прежде всего, сосредоточивается на той области, к которой привязаны стремления греховного человека, и возвышение над которой составляет необходимое условие спасения. Подвижник рассматривает эту мрачную область страстей – царство закона плоти – с внимательностью стратега, изучающего поле сражения. Главная борьба у подвижника ведется со страстью 581 . Страсть – это неправильное движение естественных способностей человека, злоупотребление ими 582 . Неправильность движения выражается в неразумном влечении к плоти и миру вместо истинного Источника бытия, в стремлении к чувственным удовольствиям вместо духовных 583 . Страсть всегда поэтому вызывается каким-либо чувственным предметом 584 . При наличности его возбуждаются страстные силы души 585 – похоть и раздражительность επιθυμα и θυμς, иногда также называемая πθη 586 , – выражая свое такое или иное чувственное отношение к предмету 587 . В несдерживаемом разумном беспорядочном движении этих сил души 588 , в неразумной любви или ненависти к какому-либо чувственному предмету 589 (пище, женам, деньгам, оскорбителям) и заключается греховная страсть.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Издержки духа и стыда растрата — Вот сладострастье в действии. Оно Безжалостно, коварно, бесновато, Жестоко, грубо, ярости полно. Утолено — влечет оно презренье, В преследованьи не жалеет сил, И тот лишен покоя и забвенья, Кто невзначай приманку проглотил. Безумное, само с собой в раздоре, Оно владеет иль владеют им. В надежде — радость, в испытаньи — горе, А в прошлом — сон, растаявший, как дым. Все это так. Но избежит ли грешный Небесных врат, ведущих в ад Мы прочитали сонет Вильяма Шекспира. Великий поэт описывает мучительное раздвоение че–ловеческой природы и драму интимной жизни. Вопросы, поставленные здесь, поистине вечные: что такое настоящая любовь? Чем половое влечение отличается от плотской похоти? Что движет сладострастием? Расскажем лишь о некоторых духовных и генетических аспектах интимных отношений. Плоть и похоть Размышляя о физиологической стороне полового инстинкта, епископ Немезий Эмесский писал, что производительная (сперматическая) способность человека не подчиняется разуму. «Пожелание совокупления вложено природой. Мы невольно возбуждаемся к нему, хотя само действие, безусловно, в нашей власти и зависит от души. Оно совершается через органы, которые служат природному стремлению, а удержаться от стремления (порыва) и подавить его зависит от нас… Неразумные животные управляются не сами собой, а природой, и получают от нее определенную меру и Биологический пол человека определяется так: при зачатии новый организм получает всю свою генетическую информацию от родителей (50% хромосом от каждого). По материнской линии наследуется Х–хромосома, по отцовской — или X, или Y. Если у плода две Х–хромосомы, то родится девочка; если X и Y, — то мальчик. Лишние X или У–хромосомы в одном организме — признак патологии. В течение долгих лет полагали, что никакой иной пользы У–хромосома не несет. Сейчас доказано обратное: У–хромосома — нечто уникальное в мире. Самая крохотная из всех (заметно меньше Х–хромосомы), она узко специализирована. Ее гены отвечают за производство мужских клеток и «сопутствующие» функции.

http://azbyka.ru/zdorovie/geny-i-7-smert...

Поистине, те мудры, те мужественны, те воинственны, те богаты, которые ум свой возносят горе, восстают с гневом на сластолюбие и похоти, какие чувствуют в себе, противодействуют закону греховному, пребывают же послушными закону Божию и услаждаются им. Что значит вития или философ? — Восстает в нем похоть, и он прелюбодействует! Раздражительность, — и он бьет! Любостяжательность, — и он грабит! Ум его увлекается духами злобы. А где же мудрость, которая, как думает он, приобретена им? Есть два царства: Царство света и царство тьмы. Два вождя назирают у Царя. С кем войдешь в дружбу или заключишь договор, тому и будешь сообщником, ибо написано: любящым Бога вся поспешествуют во благое (Рим. 8:28). Кого полюбишь, тому и обязан ты долгом (должен ему). Если к кому имеешь влечение и оказываешь ему послушание, то делаешься его достоянием, и сыном, и другом. Если любишь духов злобы и лукавства и услаждаешься ими, — вскоре сделаются они содейственниками твоими и прилепятся к тебе, ибо враг — самый неотступный товарищ людям в грехе, и он равно рад всякому. Если же любишь благое и услаждаешься им, то и оно также содействует и помогает тебе. Но его человек приобретает только великой любовью и сильным стремлением, ибо оно есть Царство, не имеющее конца. Потому-то что многоценно, то редко; в чем с трудом приобретается успех, то славно и вечно. Как есть это видимое небо, называемое твердью, так превыше его есть другое светозарное небо, где полки Ангелов. Но оно невидимо телесным очам, оно есть нерукотворенная скиния, в которой совершают службу святые Ангелы. Все то божественно, неизреченно и светоносно, потому что духовно и самостоятельно, принадлежит не сему веку, но иному миру, где нет ни ночи, ни браней, ни геенны, ни лукавых духов. Поскольку же не всякому, кто бы ни был, позволяется внутренним оком видеть небесное, то для этого, подобно некоей завесе, поставлена твердь, чтобы и им (небесным жителям) можно было не просто всех созерцать, но только тех, которые чисты сердцем и ум их освящен, то есть лишь одних сограждан и сотаинников святым.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Таким образом, если муж и жена безраздельно и равно принадлежат друг другу, друг друга взаимно восполняют и довершают, то отсюда, естественно, является требование единства брака. Истинный супружеский союз возможен только между одним мужем и одной женой. Каждый имей свою жену, и каждая своего мужа ( 1Кор. 7:2 ). «Если бы Бог хотел, – говорит Златоуст, – чтобы жену оставляли и брали другую, то сотворил бы одного мужчину и много женщин». «Премудрое слово, – рассуждает Григорий Богослов , – в недра обоих полов влияв любовь, побудило их стремиться друг к другу. Но, чтобы не всякая жена стремилась ко всякому мужу, положило предел вожделениям, который называется супружеством. Эту узду для незнающего меры вещества, чтобы при его стремительности и необузданных порывах, когда бы люди кучами привлекались друг к другу, от незаконных сообщений не пресекся священный человеческий род, и неудержимым безрассудством порываемая похоть не возбудила во всех и войн, и огорчений». Отсюда многоженство, столь распространенное в древности, с христианской точки зрения, является делом совершенно ненормальным, противным самой природе, ибо в нем рассекается одна и та же плоть. Тело рассеченное умирает, и супружеский союз, разъединяемый в полигамии, теряет свою жизнь, свое значение. Потому, что в этом союзе два индивидуума, так сказать, сплавляются в совершеннейшем единстве жизни, и уже ни в одном из них невозможно предполагать нужды входить в такие же отношения с кем-нибудь третьим, четвертым и т. д. Если является таковое стремление, единство жизни прерывается, взаимовосполнение становится невозможным, и брак получает характер чисто инстинктивного, животного влечения, чувственного удовольствия. История показывает, что полигамия (многоженство) и конкубинат (внебрачное сожительство), созданные сладострастием мужчин, властью и капиталом высших классов, особенно тяжело отзываются всегда на положении женщины. Следовательно, устанавливая строгое единство брака, христианство оказало этим прежде всего неизмеримую заслугу женщине. В полигамии жена является только предметом чувственного наслаждения, нисходит в ряд житейских прихотей, тешащих животные инстинкты. Она не только невольница мужа, но приравнивается даже к его вещественной собственности, которая покидается, когда надоедает, или же, как достояние богатого хозяина, с подобными ей сберегается, как бы в кладовой, – в гареме под стражей. Тут не может быть и речи об искренней, живой супружеской любви, потому что истинная любовь не может делиться, раздвояться, троиться. Развлекая чувство любви, полигамия совершенно убивает его.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Таковы противоположные взгляды на способ рождения в райской семье, и это понятно, ибо сознание православного мыслителя не успокаивалось ни на манихейском отвержении плотского соития, ни на житейском легкомыслии, принимающем похоть за естественную страсть...» (священник Андрей Лоргус. 63: 205, 206). «Болезненная страсть вожделения в супружестве присуща не любви, но необходимости. В браке должна присутствовать любовь приверженцев истинной веры. О ком следует сказать, что он, вступая в плотскую связь, не побежден пороком вожделения. Каким образом некогда встарь Святые Отцы имели плотское общение со своими супругами. Конечно, это вожделение является болезненным влечением, о котором Апостол говорит даже истинно верующим супругам: “Ибо воля Божия есть освещение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда. Чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, А не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога” ( 1Фес. 5:3–5 ). Итак, истинно верующий супруг не только не стал бы пользоваться чужим сосудом, как это делают те, кто домогается чужих жен, но и знал бы, что даже и себе принадлежащим не следует обладать, пребывая во власти недуга телесного вожделения. Это следует понимать не так, будто Апостол запрещал супружескую, то есть дозволенную и достойную уважения любовную связь, но так, что он требовал, дабы это было сожительством, которое никоим образом не имело бы характера болезненной страсти. Однако это было бы возможно, если бы из-за первородного греха не потеряла силу свобода воли; и теперь сожительство с неизбежностью имеет характер болезни, присущей не любви, но необходимости; в то же время без данной необходимости в имеющих родиться сыновьях не может быть достигнута и сама любовь. Тот, у кого такое стремление сердца, соблюдает свой сосуд, то есть свою супругу, в святости и чести, также как и приверженцы истинной веры, уповающие на Бога; но, без сомнения, не соблюдает свой сосуд тот, кто пребывает в состоянии болезненного желания, также как и язычники, которые не знают Бога. Конечно, человек, вступая в плотскую связь, не побежден пороком похоти лишь тогда, когда пылающее вожделение, сопровождающееся беспорядочными и непристойными движениями, он обуздывает и смиряет; и заботясь о продолжении рода это вожделение смягчает и употребляет только для того, чтобы плотским образом произвести на свет тех, кто должен духовно возродиться, а не для того, чтобы обрекать дух на рабское служение телу. Так, никому из христиан не следует сомневаться, что святые Отцы от Авраама и до Авраама, которым Бог дал угодный ему завет, обладали женами; а что касается того, что некоторым из них было даже дозволено, чтобы один муж имел многих жен, то это было разрешено не из-за стремления к разнообразию наслаждений, а из-за стремления к умножению потомства» ( Блаженный Августин . 142).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Это – величайшее зло и гибель нашего времени. От него гибнут семейства, оно позорит и мужчин и женщин, губит юношество, оставляет следы своего ядовитого, отвратительного дыхания и на малых детях. Не видится и преград этому гибельному направлению духа времени. Тем необходимее, поэтому, с нашей стороны внушить вам, родители, чтобы вы неустанной заботливостью и неумолимой строгостью предохраняли детей своих от этой гибельной заразы. Если вы надлежащим образом поймете пагубность преобладания в ваших детях чувственности, тогда поймете слова Господа: блаженные чистые сердцем – и тогда все свои заботы вы употребите на то, чтобы уберечь невинность и чистоту своих детей. Чудным существом вышел человек из рук Божиих: душа его носит образ Божий, а по телу он близко подходит к высшим породам мира животного. По намерениям божественным, душа должна господствовать над плотью, над её чувственными побуждениями. Так и было в начале – когда душа человека была послушна и покорна Богу, тело со своими чувственными влечениями, стремлениями подчинялось душе, не отягощая её и не подвергая её искушеньям. Иначе стало дело после грехопадения. Душа человеческая возмутилась против Бога: низшее отказалось от послушания высшему. И чем согрешил человек против Бога, тем он и наказан. Как дух человека восстал против Бога, так и плоть его восстала против духа. Вследствие праведного наказания, чувственные стремленья и похоти телесной природы человека стали тиранствовать над духовными стремленьями человека, требуя, чтобы он слушался и служил плотским похотям. Так произошла в человеке склонность делать то, что ласкает чувственность и услаждает её: человек стал плотским. Сущность чувственности и плотской похоти состоит в том, что душа подчиняется плотским похотям, что плотская похоть господствует над человеком, разнуздывает, ослепляет его, не дает подумать о Боге, о вере, о заповедях и воле Божией и убивает в человеке чистое, божественное, святое. Эта чувственность – величайшее зло и пагуба для человека. Если справедливо, что дерево узнаётся по плодам, то должно сказать, что чувственность человека есть ядовитое дерево, так как оно приносит столь ужасные плоды.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/o-...

«Греховное расположение в душе Евы началось беспорядочным направлением познавательных сил. Возбужденная к любопытству и недоверчивости, жена взирает на запрещенное древо так, как бы видела его в первый раз. Она позабывает взирать на него, как на предмет заповеди Божией, но рассматривает оное в предполагаемом отношении к себе, – к своей чувственности, к своему сердцу, своему разумению ( Еккл.7:30 ). С уклонением от единства истины Божией в многочисленность собственных помыслов не разлучена (была) множественность собственных желаний, не сосредоченных в воле Божией, или похоть, которая есть ближайшая вина прельщения, и которая зачав рождает действительный грех ( Иак.1:14–5 ). Ева видит в запрещенном древе не то, что оно есть, но то, чего она желает, по известным видам похоти ( 1Ин.2:16 ; Быт.3:6 ). Первый грех рождается в чувственности – стремлением к роскоши, в сердце – желанием наслаждаться без рассуждения, в разуме – мечтанием кичливого многоведения, и следственно проницает все силы естества человеческого» 385 . За влечением ко греху следовало греховное действие. Жена взяла плод его (древа познания) и ела; также дала и мужу своему, и он ел ( Быт.3:6 ). Так произошло событие, изменившее последующую судьбу человека и отношение Бога к нему 386 . Тяжесть первого греха Кто же виновник происшедшего греха, на кого должны обрушиться последствия его? Во всяком случае, происхождение греха кроется не в воле Божией – святой и благой. Благость Божия ничего не желала для человека и ничего не сделала для него, кроме добра. По благости Божией, «первый человек, получив при сотворении высокие способности и могущественные силы, быв поставлен владыкою рая и земли, пользовался обширнейшею свободою, какую может иметь сотворенное существо». Если «сей свободе поставлен был предел – древо познания добра и зла», – «если Адаму не предоставлено было свободы вкусить от плода его», и тем дана была возможность злоупотребить свободой: то это, как мы объяснили выше, необходимо было для утверждения свободы в добре, для усовершенствования человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

202 Конечно, немощи – следствие греха; но в каждом данном лице они столь же безгрешны, сколь необходимы. 203 Если бы мы знали только об искушении пожеланий, тогда ни естественные немощи, ни внешние страдания не могли бы дать безгрешное опытное ведение о силе греха потому, что естественное влечение и внешнее страдание, сами по себе не составляя искушения, порождают искушение пожеланий косвенно, как напр. голод может побудить к воровству и пр., только в сочетании с наличною греховностью искушаемого, да и в этом случае они дают искушение менее сильное, чем искушение похоти. 204 Кроме сказанного выше, можно заметить следующее о взаимных отношениях различных видов искушений. Искушение веры должно предшествовать обольщению. Для первых людей, обладавших природою чистою, возможно было только искушение веры, но не обольщение. Такое искушение и возникло по поводу заповеди. Грехопадение породило в человеке похоть и сделало для него возможным и даже неизбежным обольщение похоти. Такая связь нравственной развращенности с отпадением от Бога, или неверием, устанавливается ап. Павлом в первых главах посл. к Римл. – Вся жизнь греховного человека полна обольщений, для него все мирское бытие исчерпывается похотью плоти, похотью очес и гордостью житейскою παν το εν τω κσμω, επιθυμα τς σαρκος, κα , εηιθυμα των οφθαλμων, κα αλαζονεα (нужно различать от τυφοθες 1Tuм. III, 6 , а равно от υ περαρωμαι 2Kop XII. 7 ) του βου ( 1Uoah. II, 16 ). – Но как неверие есть начало похоти, так полное исцеление от похоти дается верою по благодати и получается чрез ту борьбу, которая, исключая сочувствие злу, основывается на отвращении к нравственной нечистоте. Этому учит все слово Божие, преимущественно ап. Павел, и вся аскетическая письменность. 208 Не стоит читателю большого труда применить к рассуждениям этой главы некоторые соображения из 1 главы, особенно § 3, 20. 212 Неандер в Жизни Иисуса Христа высказывает несколько отдельных, не сгруппированных мыслей, показывающих, что ему ясно предносился подобный изложенному нами взгляд на искушения Христа, который он, может быть, только не имел случая высказать Свойством подвига самоотречения Иисуса Христа и Его искушений он считает то, что Христос чувствовал немощь и зависимость человеческой природы при ясном сознании своего богосыновнего достоинства, так что эти немощь и зависимость аффектировали Его низшие душевные силы, но никогда не могли повлиять на Его святую волю, никогда не могли стать в Нем возбуждением к самолюбивому стремлению.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Блаженны чистые сердцем ( Мф. 5, 8 ) Есть ветер, называемый самум, или сирокко; дует он из жаркой, сухой пустыни, и сам страшно жаркий, жгучий, гибельный для всего живого: где продул этот ветер, засыхает и погибает всё цветущее и растущее на полях и в садах. На терновник и репейник, которые его могут переносить, он, впрочем, не производит действия, а погибают от него полезные растения, плоды которых служат пищей человеку и животным. Этот убийственный, гибельный ветер мне представляется образом одного из пагубных направлений нашего времени, которое, как самум, сушит и уничтожает в жизни людей все прекрасное: и начинающее цветение, и зрелые плоды добродетели. Это разрушительное поветрие в нравственной области есть разнузданность чувственных плотских похотей и любострастия. Это величайшее зло и гибель нашего времени. От него гибнут семейства, оно позорит и мужчин и женщин, губит юношество, оставляет следы своего ядовитого, отвратительного дыхания и на малых детях. Не видится и преград этому гибельному направлению духа времени. Тем необходимее, поэтому, с нашей стороны, внушить вам, родители, чтобы вы неустанной заботливостью и неумолимой строгостью предохраняли детей своих от этой гибельной заразы. Если вы надлежащим образом поймете пагубность преобладания в ваших детях чувственности, тогда поймете слова Господа: блаженны чистые сердцем, — и тогда все свои заботы вы употребите на то, чтобы уберечь невинность и чистоту своих детей. Чудным существом вышел человек из рук Божиих: душа его носит образ Божий, а по телу он близко подходит к высшим породам мира животного. По намерениям Божественным, душа должна господствовать над плотью, над её чувственными побуждениями. Так и было вначале, когда душа человека была послушна и покорна Богу, тело со своими чувственными влечениями стремлениями подчинялось душе, не отягощая её и не подвергая её искушениям. Иначе стало дело после грехопадения. Душа человеческая возмутилась против Бога: низшее отказалось от послушания высшему. И чем согрешил человек против Бога, тем он и наказан. Как дух человека восстал против Бога, так и плоть его восстала против духа. Вследствие праведного наказания, чувственные стремления и похоти телесной природы человека стали тиранствовать над духовными стремлениями человека, требуя, чтобы он слушался и служил плотским похотям. Так произошла в человеке склонность делать то, что ласкает чувственность и услаждает её: человек стал плотским.6 Сущность чувственности и плотской похоти состоит в том, что душа подчиняется плотским похотям, что плотская похоть господствует над человеком, разнуздывает, ослепляет его, не дает подумать о Боге, о вере, о заповедях и воле Божией и убивает в человеке чистое, божественное, святое.

http://azbyka.ru/deti/o-vospitanii-detej...

Но, возразите вы, все сии ткани произведены собственно не руками Божиими. — Пусть так. Однако ж вы употребляете их не сообразно с волею Божьею. Это похоже на то, как если бы вы захотели уверить меня, что языческие зрелища, против которых пред сим я писал, и самое идолопоклонство, согласны с волею Божьею, потому что Бог сотворил вещи, употребляемые людьми на сии мерзости. Стало быть, если христианину не дозволено присутствовать на языческих зрелищах: то он равномерно не должен присваивать себе и права обращать в свою пользу золото и драгоценные камни, созданные Богом единственно для Его славы. Но как удален преступный и тщеславный век сей от исполнения воли Божией! В то время как Бог распределил все вещи различно по различным землям, так что она взаимно бывают редки и чужды там, где не родятся, мы вместо того, чтобы довольствоваться произведениями, по воле Божией собственно нам предоставленными, обуревается слепою похотью новизны, и к несчастию стремимся сердцем и душою обладать такими вещами, которые Бог определил в пользу других народов. Сия проклятая страсть не имеет границ, как скоро мы ей покоримся, и непомерное стремление к обладанию редких вещей, возбуждаемое честолюбием, до того исполняет сердце наше тщеславием, что для нас бывает почти уже невозможно обуздывать его; влечение же к тщеславию, не основанное на добрых делах, поддерживается единственно похотью, самою опасною болезнью ума человеческого, которая важнее, чем более воспламеняется. Похоть становится тем ненасытнее, чем обширнее бывает обладание вещами. Мы видим разорение знатнейших фамилий от приобретения каких–нибудь ящиков и шкатулок; видим вуали, стоящие до двадцати пяти тысяч золотых монет; видим стоимость целых лесов и островов, украшающих нежную голову; видим несметные доходы, висящие на ушах честолюбивой красавицы; видим на пальцах стоимость нескольких мешков золота. Можно ли сказать после сего, чтобы честолюбие не торжествовало, когда на женщин тратятся столь неимоверные издержки? Книга вторая I.  Знаменитые служительницы Бога живого, любезнейшие во Христе сестры мои! Позвольте, чтобы я в качестве вашего собрата, хотя и считаю себя недостойным сего достохвального имени, представил вам сие краткое поучение, движимый не чувством тщеславия, но одним побуждением любви к делу вашего спасения; дело же сие, о котором все мы равно должны пещись, состоит главнейше в неукоризненных доказательствах нашей чистоты.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010