Когда мужчина имеет сношение с женщиной, их души совместно устремлены к плотского вожделения; поэтому, пока огонь вожделения не угас в его душе, он не должен появляться среди верующих в храме, обремененный грешными желаниями. Хотя разные народы полагают об этом по-разному и соблюдают различные правила, у римлян с древних времен было обычаем после сношения с женой омыться и некоторое время воздерживаться от посещения храма. Конечно, мы не можем считать брак грехом, но, поскольку даже законное сношение не происходит без телесного желания, будет правильным после него воздержаться от посещения святого места, ибо не бывает желания без греха. Сказавший: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать не в прелюбодеянии или разврате, но в законном супружестве. Но он знал о себе, что зачат в беззаконии, и горевал, что рожден во грехе, и, подобно дереву, струил в ветвях сок греха, идущий от корней. Есть много вещей законных и справедливых, при делании которых мы, тем не менее, оскверняемся; так, часто мы гневом усугубляем вину другого и нарушаем спокойствие собственной души, и даже при праведном гневе нарушение душевного покоя не служит нам к добру. Сказавший: «иссохло от гнева око на грешников, но лишь спокойствие души позволяет греться в лучах премудрости; потому и печалился он, что его око иссохло от гнева. А коль он гневается от злых деяний, он останется потом смятенным и возмущенным и в помышлениях о высшем. И так получается, что гнев против греха праведен, но тем не менее вреден, ибо гневающийся берет на себя вину, нарушая покой своей души. Так и плотское совокупление законно, если совершается ради произведения потомства, а не ради похоти и утоления страстей. Поэтому если кто подходит к жене своей, движимый не влечением похоти, а заботой о произведении потомства, то он может по своему усмотрению как посещать церковь, так и принимать таинство плоти и крови Господних; ибо не может быть осужден вошедший в огонь и не сгоревший. Но если в соитии возобладает не стремление к деторождению, а похоть, у совокупляющихся есть причины печалиться, хотя, по святым речениям пророков, уже само совокупление есть повод для печали.

http://sedmitza.ru/lib/text/440559/

ρτ. κα πκρ. 19. Μ. 1. с. p. 968). В учении о мере воздержания бл. Диадохом рекомендуется та συμμετρα, какая предлагалась и другими церковными писателями. В телесном воздержании они различали две меры: одна прилагалась к порочным телесным страстям и влечениям, а другая к естественным стремлениям и потребностям, удовлетворением которых обусловливается жизнь тела. В отношении к первым мерой воздержания служит иссушение худых стремлений и желаний телесных, а в отношении к предметам, питающим оные, – устранение того, чтò производит наслаждение (τν τρυφν, τν δονν), сладость (τ δα). «Воздержание, – говорит Максим Исповедник , обыкновенно хорошо воспроизводящий мысли своих предшественников, – иссушает похоть (μαρανει τν πιϑυμαν. Λγ. аскетич. с. 19. Μ. ХС, 925 D.), побуждая воздерживаться от всего, не нужде удовлетворяющего, но производящего наслаждение (τν δονν, ibid. p. 929 Α., с. 23). «Нам, – пишет Василий Великий , – настраивающим себя к благочестию, воздержание необходимо в том, наслаждения (α πολασεις πιϑυμητα) чем вожделенны для живущих по страсти» (κατ πϑος, ροι κατ πλτος. Вопрос и ответ 16, с. 3. Μ. 1. с. р. 960 В.). В отношении ко вторым мерой воздержания служит не злострадание тела (κακοπϑεια τς σαρκς, το σματος. Василий Великий , Λγ. σκητικ. с. 3. Μ. XXXI, 876 С. D.; Григорий Нисский , De virginit. с. 22. М. XLV1, 405 А.), – она была бы насильственным разрушением жизни (διλυσις τς ζως. Василий Великий , ροι κατ πλτος. ρτ. κα πκρ. 16. с. 2. Μ. 1. с. p. 960 А.), и не неумеренность ( μετρα) в удовлетворении жизненных телесных потребностей, – она превратила бы воздержание в невоздержание (ες τν κρασαν); но нужда ( χρεα), удовлетворяемая необходимым для жизни ( τς χρεας κπλρωσις, Василий Великий , ροι κατ πλτος. ρτ. κα πκρ. 19. Μ. 1. с. p. 968 В.: πρς τ ζν χρεα, ibid. р. 968 С.; Максим Исповедник , Λγ. аскетич. с. 23. Μ. 1. с. p. 929 Α.: κα оδενς μετχειν ποιε, πλν πρς τ ζν ναγκαων; Климент Александрийский , Strom.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

Посему-то Апостол сказал, что не покоряется добру не плоть, но мудрование плотское, как бы истребляя самое ее стремление к невоздержанию, равно как и воспламенение души к неправде. Вооружаясь и против невоздержания чревобесия, он сказал, что нужно очищать себя, научая истреблять такие пожелания и страстные влечения и пристыждая тех, которые думают проводить жизнь в таких удовольствиях, которые признают чрево богом ( Фил.3:10 ), говоря: «станем есть и пить; ибо завтра умрем» ( 1Кор.15:32 ), как ненасытные животные, заботящиеся только о дольней пище и трапезах. Сказавши: «пища для чрева, и чрево для пищи», он присовокупил: «но Бог уничтожит и то и другое; тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою своею. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? И так отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею, ибо сказано: два будут одна плоть» ( Быт.2:24 ). «А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда: всякий грех, какой делает человек, есть вне тела; а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор.6:13–20 ). Глава 42 Заметь, что Апостол потому сказал эти слова, что это тело может восприять закон Божий и бессмертие, если очистится от нечистых разжжений, совершенно не оскверняясь беззаконными возбуждениями страстей. Ибо что другое может прилепляться к сквернодейце, сближаться и быть одною плотью с нею чрез соединение и взаимное общение членов, как не это внешнее тело, которым совершаются все эти прегрешения, относящаяся к совокуплению и разжжению? «Бегайте блуда: всякий грех, какой делает человек, есть вне тела; а блудник грешит против собственного тела» ( 1Кор.6:18 ). Ибо гордость, неверие, ярость, лицемерие суть грехи души; а блуд, похоть, разврат суть грехи тела; с ними ни душа не может воспарить к истине, ни тело подчиниться правилам целомудрия, но оба должны лишиться царства Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

Разделы портала «Азбука веры» Похоть – всякое противоестественное, противозаконное греховное желание, влечение, страсть ( 1Кор.10:6 , 1Петр.2:18 ). Развращение сердца , влекущее ко злу и греху . Конфликт между запросами духа и плоти — святые отцы и учители Церкви называют похотью . Похоть плоти есть такое состояние внутренней дисгармонии человеческого естества, при котором удовлетворение физических потребностей наносит непоправимый ущерб потребностям духовным. «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью. Похоть же, зачавши рождает грех» ( Иак.1:14-15 ). Похоть – синоним страсти, то есть желания греха ( 1Кор.10:6 ). Похоть заключается в услаждении греховными помыслами человеческой души. Похоть – неестественное движение души , обнаруживающее ее греховную болезнь. Все человеческие греховные пристрастия могут быть названы похотью: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек ( 1Ин.2:15-17 )»; «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотию» ( Иак.1:14 ); «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями». ( Гал.5:24 ). В узком смысле слова под похотью принято понимать блудную страсть. Однако любая страсть может быть названа похотью. Христианскому подвижнику предстоит борьба со страстями и похотьми. Приведем по данному вопросу мнение протоиерея Н. Иванова : Человек видит, что плоды от древа познания добра и зла хороши для пищи, то есть, что это хорошо для его материального существования, а все остальное в мире представляет собой лишь «пищу» для «я». Душа забывает о своей связи с Источником и со всей природой, она хочет лишь удовлетворения своих вожделений. Нормальное самоутверждение плоти и та радость ощущения, которая возникает при становлении, превращается в похотьпохоть плоти. Такова первая ступень грехопадения . Человек видит, что возникшее представление о новых возможностях, не только чисто материальных, хорошо для пищи, но и приятно для глаз, и желанно – хорошо для глаз и вожделенно, ибо дает душе удовлетворение. Целый комплекс душевных сил находит свое удовлетворение на пути вкушения добра и зла, то есть на том пути, где добро и зло – лишь одинаково приемлемые средства для удовлетворения желаний. В себе самом человек может помышлять: «Все то, что мне представляется, что ко мне относится, должно относится ко мне так, чтобы давать наслаждение».

http://azbyka.ru/poxot

В 14 ст. апостол вновь повторяет свои наставления отцам и юношам, как возрастам более всего подверженным искушениям и для которых козни дьявола особенно опасны. 14 ст. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого. В этих словах апостол говорит как бы так: так вот смотрите, отцы, я вас предупредил, я написал вам, не любите мира; указал вам и побуждения, по которым вы не должны любить мира, это то, что вы познали Безначального, т. е. Господа Иисуса Христа. И вам, юноши, я сделал предупреждение и вам написал и указал основания к тому, чтобы вы не любили мира, это – то, что вы, сделавшись христианами, усвоивши Слово Божие, стали сильными чрез него и способными вступить в борьбу с дьяволом и побеждать его. 15 ст. Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Итак, я вам указал побуждения и основания, по которым вы не должны любить мир, ни того, что в мире, но скажу еще более: кто любит этот мир, не в смысле неба и земли, как творения Божия, а любит все грешное, прелюбодейное, лукавое в мире людей, любит так сказать приятность, самое сладострастие греха, влечение ко греху, в том нет любви Отчей. Кто любит грешною любовью все грешное в этом мире, тот не любит Бога и любовь Божия не почивает на нем, т. е. и Бог того не любит. 16 ст. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. Так вот почему, говорит апостол, не любите мира, ни того, что в мире, тем более что все греховное в мире имеет в своем основании или похоть плоти, или похоть очес, или гордость житейскую. Сами по себе предметы видимого мира, одушевленные и неодушевленные, не заключают в себе ничего нравственно предосудительного и нечистого. Все зависит от самого человека, от его отношения к этим предметам, от пользования ими и употребления их. Если при взгляде на эти предметы в человеке начинаются движения похоти, в самых разнообразных ее видах, направления к удовлетворению плоти, то, разумеется, такой человек уже грешит и ему лучше удаляться от всех этих предметов, которые оживляют и пробуждают в нем греховные пожелания.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Подобная же мысль в словах апостола Иакова: «Дружба с миром есть вражда против Бога " » ( Иак.4,4 ). Речь идет не только о разных предметах и содержаниях, но и о разных актах любви. Любовь к миру не то же самое, что любовь к Богу. Любовь к миру имеет характер плена, любовь к Богу – характер свободы не только по своим последствиям (ибо она освобождает душу от всяких пленений), но и по сущности, потому что в ней нет ничего, кроме свободного влечения духа. Итак, отношение к миру определяется в рамках евангельской нравственности через слово Божие как «неприятие» – и неприятие именно потому, что в реальности человеческой личности невмещаемы одновременно любовь к Богу и миру: любовь к одному предполагает вражду против другого, как имеющие противоположные начала. Эти противоположные начала – любовь и похоть. «Бог есть любовь», – пишет апостол. И он же, объясняя, почему нельзя любить мир, утверждает: «Ибо все, что в мире есть похоть плоти, похоть очей и гордость житейская " » (Ио. 2,16). Таким образом, не только содержательно, но и по духовно-нравственному устройству по-разному раскрываются личности, имеющие ориентирами своей любви Бога и мир. При нравственно-духовном объективном отношении к жизни личность не может поставить какое-либо творение, даже и высшее – человека – между собою и Богом. Бог для личности не может быть ничем «заслонен». Но точно так же никакая личность человеческая не может быть «заслонена» для другой личности никаким иным «низшим» творением, и потому что это искажает нормальный порядок вещей, и потому что любовь заменяется в таком случае «похотением». Впрочем, и отношение к человеческой личности может строиться по типу «похотения», а не любви, то есть она существует тогда лишь как «предмет», а не как личность, раскрывающая в себе образ Божий, а потому – драгоценная и уникальная. В таком случае «другой» становится для такого человека не больше, чем частью мира, только на данный момент более ценимой, чем другие части. Люди, которые в основном живут «по стихиям века сего», но в то же время сердцем ощущают правду Божию и чувствуют Христа, и потому никак не могут признать себя «неверующими», всегда хотят вопреки определенному евангельскому слову, совместить эти два вида любви.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

Порицание жажды наслаждений не то же самое, что осуждение супружества. Отчего возник стыд в отношении человеческого тела. Адам и Ева не были сотворены слепыми. Что такое открытие глаз в первых родителях Поскольку это так, действительно заблуждаются те, которые полагают, что коль скоро осуждается плотское влечение, то следует порицать и супружество, как будто это болезненное влечение плоти происходит от брака, а не от греха. Не правда ли, те первые супруги, бракосочетание которых прославил Бог , сказав: «плодитесь и размножайтесь» ( Быт. 1, 28 ), были нагими, и не стыдились этого? Итак, на вопрос: почему после грехопадения люди стали стыдиться своих нагих тел, следует ответить: потому, что возникло то непристойное движение, коего не было бы в супружестве, если бы прародители не согрешили. Или быть может, как некоторые считают (так как они недостаточно обращают внимание на то, что читают), сначала люди были созданы слепыми, как собаки, и, что еще более нелепо, обрели зрение не как собаки в результате роста, но вследствие совершения греха? Не дай Бог этому верить! Но что побуждает тех, которые так думают? Вероятно, те известные слова Писания: «и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и они ели. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги» ( Быт. 3, 6–7 ). Исходя из этого, малопонимающие люди считали, что сначала глаза первых людей были закрыты и что они открылись после, о чем, по их мнению, свидетельствует божественное Писание. Но неужели же Агарь, служанка Сары, которая, когда сын испытывал жажду и горько плакал, открыла глаза свои и увидела колодец ( Быт. 21, 19 ), прежде имела закрытые глаза? Или те два ученика, которые после воскресения Господа шли по дороге и о которых Евангелие повествует, что « открылись глаза их, и в преломлении хлеба они узнали его» ( Лк. 24, 31, 35 ), – разве глаза их до того были закрыты? Итак, то, что написано о первых людях: «открылись глаза... обоих», ( Быт. 3, 7 ) – мы должны понимать так, что их глаза сосредоточились на наблюдении и познании того нового, что стало происходить в их теле: в особенности потому, что открытое их глазам обнаженное тело возбуждало их похоть.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Итак, я, Павел, апостол Христов и все находившиеся со мной братья, т. е. вся Эфесская церковь , одинаково со мной верующая и учащая, т. е. также не признающая необходимости обрезания и закона Моисеева для спасения, вам и церквам Галатийским желаем благодати и мира от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. 4 ст. Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога Отца нашего. 5 ст. Ему слава во веки веков. Аминь. Эта благодать и этот мир, которых мы вам желаем, не зависят ни от обрезания, ни от закона Моисеева, а ниспосылаются от Самого Господа Иисуса Христа. Он один для нас источник благодати, изливаемой на нас Богом, источник мира с Богом и людьми, ибо Он отдал Себя Самого за грехи наши, т. е. взял на себя грехи наши, вместо нас претерпел страдания и смерть, тем за нас удовлетворил Правду Божию, примирил нас с Богом, вернул людям благоволение Божие; мало того, Он избавил нас от настоящего лукавого века, т. е. не только примирил с Богом, возродил нас, но еще дал благодатные силы в этом лукавом, т. е. греховном мире, где все похоть плоти, похоть очес и гордость житейская, выйти из под власти этого греховного мира, т. е. живя в мире, среди соблазнов побеждать в себе греховные влечения. По воле Бога и Отца нашего, т. е. и все это устроение нашего спасения в новом завете от того же Бога Отца, по воле которого совершилось ветхозаветное домостроительство. Но ветхозаветное домостроительство отменено новозаветным, ветхозаветный закон заменил закон Евангельский, обрезание телесное заменилось обрезанием духовным (таинство крещения), так что Галатам нет оснований опасаться прогневать Бога неисполнением Закона Моисеева и обрезания, как им внушали иудействующие. И за это наше спасение Ему, Богу, т. е. Отцу, Сыну и Святому Духу слава во веки веков. С 6-го стиха начинается самое послание. 6 ст. Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовой так скоро переходите к иному благовествованию. Дивлюсь я вам, Галаты, что вы, с таким увлечением, охотой принявшие учение Христово, стоявшие, по-видимому, на истинном пути, так скоро – неожиданно хотите от призвавшего вас уклониться на иной путь благовествования. Под призвавшим должно разуметь Бога Отца, как призывающего всех ко спасению благодатью Христовой, т. е. чрез Господа Иисуса Христа и дарованные Им благодатные средства.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Обязавшись служить одному Господу Иисусу Христу, не работали ль двема господинома, не служили ль самолюбию, корыстолюбию, плотоугодию и иным бесчисленным страстям, возбуждаемым в нас духом злобы, который таким образом приемлет поклонение себе от преданных страстям человеков? Обещавшись исполнять Заповеди Божии, всегда ли и во всем поступали мы по этим святым и живоносным Заповедям, или же по своим похотям, по влечению страстного сердца своего, по обычаям того мира, в коем царствует похоть плоти, похоть очес и гордость житейская? Чая во Христе жизни вечной, всегда ли устремляли и ум и сердце наше к этой нескончаемой и всеблаженной жизни, размышляли о ней, молились о ней, приготовляясь к исходу из сего мира и непостыдному ответу на страшном суде Христовом; или же весь ум наш был занят непрестанно, все сердце наше волновалось без отдыха одною суетою настоящей жизни, одними радостями и печальми житейскими? III. Братия христиане! «Что обещаешь Богу, не умедли исполнить сего», – говорит слово Божие. Постараемся свято и ненарушимо исполнять обеты, данные нами при крещении. Не будем уподобляться тем, кои Бога исповедуют ведети, а делы отмещутся Его (Тит. 1, 16). Ведь кто не со Христом, тот против Него (Мф. 12, 30). Будем же со Христом здесь в этом мире, будем творить Его волю, как и обещались это делать при крещении, да и в будущем веке будем вместе с Ним, по Его неложному обещанию: идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет (Ин. 12, 26). Аминь. (Составлено прот. Г. Дьяченко с заимствованием некоторых мыслей из проповедей Димитрия, архиепископа Херсонского). Поучение 2-е. Св. правед. Анна, матерь пророка Самуила (О важности молитвы духовной, сердечной) I. Kak сильна пред Богом внутренняя, сердечная молитва, это мы видим из жития праведной Анны, матери пророка Самуила, память коей совершается ныне. У отца пророка Самуила, по имени Елканы, было две жены: Анна и Феннана, у Феннаны были дети, а у Анны не было детей. Несмотря на неплодство, Анна была более любима мужем, чем Феннана, – за то эта последняя сильно огорчала Анну, побуждая ее к ропоту на то, что Господь заключил чрево ее. И вот, когда они были в Силоме для принесения жертвы, Анна в скорби души своей молилась Богу о разрешении ее неплодства, обещаясь рожденное дитя отдать в дар Богу на все дни жизни его. Молитва Анны была внутренняя, сердечная, – не было слышно голоса ее, – а уста ее только двигались. Бывший в скинии первосвященник подумал, что эта женщина пьяная, и укорил ее. Анна отвечала ему: «Нет, господин мой, – я жена скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом». Первосвященник, поняв свою ошибку, сказал ей: «Иди с миром, и Бог израилев исполнит прошение твое, чего ты просила у Него». И, действительно, Бог даровал Анне, по молитве ее, сына, нареченного Самуилом, что значит: «Испрошенный у Бога».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Они говорят, что эту Божию заповедь, не вожделей, заведомо невозможно сохра­нить, и потому Апостол говорит: Желание (удалиться от похоти) добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу ( Рим. 7, 18 ). Мы же говорим противоположное. Во-первых, вожделение, или похоть, само по себе не грех, что показано выше в пункте 3. Во-вторых, движение похоти без самовольного произволения не грех, и это показано там же. Что же из этого следует и что запрещает эта Божия заповедь, не вожделей ? Она запрещает только одно самовольное и бесчинное произволение похоти. И праведный человек с помощью Божией благодати может сохранить эту заповедь, то есть можно не подчиниться бесчинному движению похоти. Ибо в этой заповеди говорится: не вожде­лей. Об этом сказано и в другом месте Священного Писания: Не следуй влечению души твоей и крепости твоей, чтобы ходить в похотях сердца твоего (Сир. 5, 2). И снова: Не ходи вслед похотей твоих ( Сир. 18, 30 ). Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его ( Рим. 6, 12 ). Обратите внимание на эти слова: чтобы вам повиноваться ему в похотях его. Речь идет именно об это заповеди: не пожелай. Здесь не говорится о похоти, поскольку сама по себе это природная страсть, не побуждающая ниже движения плоти к греху, и грехом она не является, как уже го­ворилось. Но в заповеди говорится только об одном произволении, которое в нашей власти. Все это подтверждают слова Апостола: дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал Мне: «довольно для тебя благодати Моей», ибо сила Моя совершается в немощи ( 2Кор. 12, 7–9 ). Здесь жалом плоти, что подтверждает и святой Златоуст, называется гонитель Павла, медник Александр, о котором упоминает Павел: Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст Господь по делам его! ( 2Тим. 4, 14 ). Но святой Амвросий и некоторые другие таким жалом плоти Павла называют плотскую похоть. Чтобы освободиться от нее, Апостол молился ко Господу, но услышал: «доволь­но для тебя благодати Моей», то есть, Моей благодатью, которую ты имеешь, можешь, если захочешь, победить это жало твоей плоти. Но довольно об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010